елеем есть действие весьма сложное. Чтобы выяснить все его содержание, нужно исследовать следующие частные его стороны: 1) что такое помазание вообще, 2) кто должен совершать его над больными, 3) что должно помазывать, 4) чем, каким орудием, совершать помазание, 5) как должно совершать помазание, или об образе его совершения, 6) сколько раз должно помазывать и 7) как исторически образовались нынешние богослужебные чины помазаний? 1) О помазании вообще В Ветхозаветной Церкви, по установлению Божию, для помазания употреблялись два вещества: миро , приготовлявшееся искусственно из разных благовонных растений ( Исх. 30:23–33 ), и простой естественный чистый елей или масло (1, Цар. 10:1). Первое вещество, в христианском составе, освящении и благодатном знаменовании, принято к употреблению в таинстве Миропомазания, второе – в Елеосвящении. Помазание совершалось двояким способом: через возлияние вещества и через помазание , в собственном смысле.  Возлияние(греч. πχσις – отъ πιγω, πιχνω, лат. infusio – от infundo), как показывает самое наше русское слово, состояло в излиянии массы вещества, напр., мира, непосредственно из сосуда на голову и на всю поверхность тела помазуемого лица (Мф. 26:12). В св. Писании, возлияние, сделанное, напр., только на главу, принимается за возляние на все тело и, в общем смысле, называется также помазанием ( 1Цар. 10:1 . Мк. 14:8 ). Но, собственно, оно не было помазанием и не всегда соединялось с ним. Действие возлияния иногда начиналось, состояло все в полноте и оканчивалось вылитием всего вещества из сосуда на помазуемое лицо. Возлияние совершалось по облачении помазуемого в одежды его ( Лев. 8:7–12 ), и излитое вещество падало на них и орошало их ( Пс. 132:2 ). О св. апостолах сказано в Евангелии, что они, будучи посланы Спасителем по два , мазали маслом недужных (Мк. 6:7–13) и исцеляли. Здесь, в двойственности помазующих лежит начало и основание чина елеопомазания. Св. ап. Иаков, развивая сей чпн, установил, чтобы все пресвитеры, призванные к больному, и молитву совершали над ним, и все, также, помазывали бы его елеем ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Вода имеет центральное значение в таинстве Крещения . Основные символы воды во всех традиц. культурах - жизнь и ее зарождение (ср.: Быт 1. 2), смерть (ср.: Быт 7. 17-22), очищение и омовение. Поэтому вода и используется для совершения таинства вступления в Церковь, где она символизирует очищение от грехов и погружение (греч. наименование Крещения - βπτισμα, т. е. погружение) в смерть Христову, чтобы совоскреснуть с Господом. Вода освящается не только в Крещении, но и в малом и великом водоосвящениях ; св. вода широко используется для окропления домов и различных предметов с целью их благословения, для вкушения и помазания с целью освящения повседневной жизни и получения исцеления. При освящении храма новосозданный престол омывают специально освященной водой, что является его символическим Крещением. При Крещении используются также елей, т. е. оливковое масло, и миро - благовонное масло, сваренное из елея, вина и различных ароматических веществ. Елей в античной средиземноморской культуре употреблялся и в пищу, и для лечения, и как горючее вещество для лампад. В Др. Израиле елеем помазывали священников (Аарон и его сыновья), царей (Саул, Давид), пророков (Елисей). Спасителя, Чьего пришествия ожидал ветхий Израиль, называли Мессией-Христом, т. е. «Помазанником Божиим» (Ин 4. 25). Помазание елеем символизирует невидимое помазание человека Божественной благодатью, а также привитие нового христианина к маслине-Христу (Рим II. 17). При Крещении елеем помазывают крещаемого, а также воду в купели. Сходную символику имеет и св. миро, но его благоухание более явно указывает на помазание даром Св. Духа, поэтому миро (к-рое в отличие от др. В. т. освящается только Главами Поместных Церквей или по их поручению епископами) употребляется при помазании новокрещеного (являя печать Св. Духа - см.: 2 Кор 1. 21-22; Еф 1. 13; 4. 30). Помазание св. миром также входит в чины принятия нек-рых инославных; им помазываются при поставлении правосл. цари. Также миро используют при освящении храмов, иногда икон и евхаристических сосудов (в совр. греч. практике); в католич. Церкви помазание св. миром входит также в чин рукоположения во пресвитера.

http://pravenc.ru/text/158330.html

Вячеслав Пономарев Таинство Миропомазания В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Миропомазание (греч. Мироблаговонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной. Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения. 1 . Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет. 2 . Помазание освященным Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения. Несмотря на видимую разделенность этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями Таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан. Цель совершения Таинства . Протоиерей Александр Шмеман поясняет, что именно получает человек в Таинстве Миропомазания: «…особенность этого Таинства заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а Самого Святого Духа как дар. Дар Святого Духа, Святой Дух – дар! Можем ли мы проникнуть в неизреченную глубину этой тайны, выразить ее в богословских понятиях? Можем ли мы понять, что исключительность этой нашей личной Пятидесятницы 15 состоит в том, что мы получаем как дар Того, Кого Христос и только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Своему Сыну.». Для того чтобы понять как вообще это возможно, необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы – «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу, да крестится каждый из вас и получите дар Святаго Духа ( Деян. 2; 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

Дискос (греч. «священный сосуд») – блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа. Елей Елей – освященное масло, используемое для елеопомазания , елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании . Звездица Звездица – две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду. Кадило Кадило – металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Канун Канун (искаж. греч. «установленный») – подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид . Лжица Лжица – специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается причащение мирян. Мирница Мирница – сосуд для хранения святого мира. Миро Мироблаговонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей. Орлец Орлец – круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией. Паникадило Паникадило (греч. «многосвечие») – центральная люстра в православном храме, светильник со множеством свечей или лампад. Зажигается в самые торжественные моменты богослужения. Потир Потир – священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову. Потир изображает собой чашу Тайной Вечери. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян. Рипида

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Мясоястие – время, в которое разрешено вкушать мясо и преимущественно так называется время от праздника Рождества Христова до недели (т. е. воскресного дня) мясопустной. Миро (от греч. μρον – благовонный сок, благовонный елей). В церковном языке сим именем называется вещество, употребляемое в таинстве святого миропомазания. Поелику св. миро подает различные дары Св. Духа, то для сего оно, говорит преосвященный автор Нов. Скриж. (Ч. IV, гл. 17, § 20), и состоит не из одного какого-либо вещества, но составляется из весьма многих благовонных веществ; в сложности своей оно представляет и многомощные действия и многоразличные дары Св. Духа и Его благоухающую святыню. Власть составлять и освящать св. миро принадлежит высшим иерархам церкви, у нас митрополитам. Миропомазание – это второе таинство св. Православной церкви, совершаемое вместе с крещением; в нем чрез помазание св. миром разных частей тела крещенного таинственно подаются ему Дары Св. Духа укрепляющие его и помогающие ему расти в жизни новой, святой и духовной, в которую он родился чрез крещение. Мироносица. Этим именем называются многие благочестивые жены, при жизни Христа Спасителя сопровождавшие возлюбленного своего Учителя и служившие Ему. ( Мк.15:40 ), со слезами провожавшие Его на Голгофу ( Лк.23:28–31 ), – стоявшие при кресте Его и смотревшие на Его погребение ( Лк.23:49–51 ) и в первый день по субботе ко гробу принесшие ароматы, да помажут тело своего Учителя и Господа, чего они по случаю праздника не могли исполнить в свое время, но здесь узнавшие о воскресении Его и первые благовестницы воскресения Его. В числе жен мироносиц святая церковь прославляет: Марию Магдалину, Марию мать Иакова и Иосии, Соломонию, Иоавну жену Хузы домоправителя Иродова, Марфу и Марию сестер Лазаря, Сусанну и многих других. (Дни Богослуж. Дебольск.) Память им празднуем во 2-й неделе по Пасхе, которая зовется их именем. Мироточивый. Мироточивыми наречены в Православной церкви те святые, по успении коих Бог источил целебное и благоуханное от честных мощей их миро, например, от мощей святого великомученика Димитрия Солунского, коего память 26 октября, и др. (Дни Богослуж. Дебольского). Н

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Кафизма (греч. – чтение, при котором сидят) – чтение зачал (см.) из Псалтири на утрени. Клиросы – правая и левая стороны солеи, на которых обычно сидят певчие. Лития – поминальная молитва: 1) краткая панихида; 2) обряд, который совершается в западной части храма во время праздничной всенощной. На Л. освящают хлеб, пшеницу, вино и елей (см.). Литургия (греч. – общее дело, общее служение): 1) общее название для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии (см.). Минея (греч. – месячник) – книга, включающая молитвы и гимны святым в порядке дней их празднования. Миней 12, по одной на месяц. Четьи-Минеи – жития святых, расположенные в календарном порядке. Общая Минея содержит службы тем святым, для которых нет особых чинопоследований в месячных-М. Мироблаговонное масло, освящаемое патриархом или митрополитом раз в год (в Великий четверг). Употребляется для таинства Миропомазания. Митра (греч. – повязка, тюрбан) – парчовый головной убор епископа, а также архимандрита или заслуженного священника. Мощи (слав. – прах, мертвое тело): 1) всякое тело усопшего; 2) останки святых, в каком бы виде они ни сохранились. Неделя – славянское название воскресенья. Русское слово «неделя» – по-церковнославянски «седмица» (см.) Оглашенные – люди, которые проходят подготовку к крещению. Омофор – длинная широкая полоса материи с изображением крестов. Знак архиерейского сана. Орарь (от лат. ораре – молится) – вышитая или цветная лента, знак диаконского сана. Надевается через плечо. Во время ектений (см.) диакон поднимает О. Этот обычай сохранился от тех времен, когда в церкви пели все верующие, а диакон регентовал. Отпевание – так в просторечии называется чин молитв над умершим. Отпуст – краткая молитва-благословение, произносимая священником по окончании церковной службы. Панагия – небольшая икона, которая носится на груди епископом как знак его сана. Панихида – молитва за усопших. Паремия (греч. – чтение) – чтение из Ветхого Завета за всенощной. Патриарх – епископ, возглавляющий поместную автокефальную (см.) церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

804 То же самое читаем мы и о погребении епископа Александрии Петра (принял мученическую смерть в 311 г.; память 25 ноября). Верующие сопровождали его к могиле, держа в руках символы победы – пальмовые ветви и зажженные светильники, выражая радость небесной победы песнопениями и каждением ладана. 805 Симеон Солунский учит, что возжигание лампад и свечей символизирует «непрестанный Божественный свет...». «И кадило, ко Богу приносимое, ко умилостивлению есть отлежащему и показание благочестия его и православной жизни, благовоннейшая сущая яко чиста». 806 Святой Златоуст обобщает все сказанное выше следующими словами: «Или ты не видишь, что совершаем мы по отношению к прежде отшедшим? Мы выносим их с пением псалмов и гимнов, знаменуя через то благодарность Господу, надеваем на себя новые одежды, предзнаменуя новую одежду нашего нетления. Возливаем миро и елей, веруя, что миро Крещения сопутствует им, оказывая помощь в пути; провожаем их с фимиамом и восковыми свечами, показывая тем, что они, освободившись от настоящей мрачной жизни, направились к истинному свету; обращаем гроб к востоку, предзнаменуя таковым положением его воскресение тому, кто покоится в нем». 807 Кроме того, с древности существует благочестивый обычай возжигания лампад и свечей и каждения над могилами. Известно, например, что благочестивый христианин, захоронивший тело мученицы Зинаиды († I в.; память 11 октября), до самой своей смерти не изменял правшу «зажигать свечи и кадить над ее всечестными мощами». 808 780 Свт. Иоанн Златоуст . На Еванг. от Иоанна. Беседа 85, 5/ПСТ. Т. 8. С. 581. См. также: Его же. Беседы на псалмы, Псалом 48. Ст. 11/ПСТ. Т. 5. Кн. 1. С. 254: «Чем великолепнее он был бы одет, тем обильнейшую доставил бы пищу для червей, тем больше возбудил бы жадность гроборасхитителей и покушения на его несчастное тело. Подлинно, чем больше он украшается, тем больше навлекает на себя оскорбления». 790 Омывание тела покойника является продолжением древнего обычая, известного со времен Гомера (Илиада. XVIII, 340–350, 353; XXIV, 580–582). Христианская Церковь приняла этот обычай. Так, в Новом Завете рассказывается об омовении христианами тела благочестивой ученицы Тавифы, которое затем убрали и положили в горнице ( Деян.9:37 ). В житиях различных святых и в особенности аскетов описывается, каким образом совершалось омовение покойника (о погребальных обычаях в Византии см.: J. Kyriakakis. Byzantine Burial Customs: Care of the Deceased from Death to the Prothesis//The Greek Orthodox Theological Review. Vol. XIX. No. 1. Spring. 1974. Brookline-Mass., USA. P. 45. 798 R. Knopf – G. Krüger. Ausgewähete Martyrerakten. Tübingen, 1929. C. 56. См. также греч. работу К. Спиридакиса о погребальных обычаях византийцев по данным житийной литературы/«Επιστ. »Επετ. Βυζ. Σπουδν. " Αθναι, 1950. Σ. 94. Читать далее Источник: Таинство смерти./Василиадис, Николаос. П. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1998. - 592 с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Елеосвящение Елеосвящение представляет собой особое церковное Таинство, целью которого является исцеление человека от болезней телесных и душевных. В древности оно называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием. В просторечии Таинство называют соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В Таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое. Елей как религиозный символ. Формирование чинопоследования В древности елей использовался в качестве одного из основных медицинских средств: его употребляли, в частности, для заживления ран (см.: Ис. 1:6 ). Масличный елей употреблялся в светильниках (см.: Исх. 27:20 ). Наряду с пшеницей и вином елей был одним из основных пищевых продуктов (см.: Втор. 11:14 ): его изобилие воспринималось как благословение Божие (см.: Втор. 7:13 ; Иер. 31:12 ), а отсутствие – как наказание (см.: Мих. 6:15 ; Авв. 3:17 ). В качестве продукта питания елей входит внутрь человека, в кости его (см.: Пс. 108:18 ). Елей был также косметическим средством: его использовали для умащения тела, для благовонных растираний (см.: Ам. 6:6 ; Есф. 2:12 ; Пс. 91:11 ), елеем помазывали волосы (см.: Пс. 22:5 ). В ветхозаветной традиции елей является одним из главных религиозных символов. Елей – символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (см.: Иез. 16:9 ). Кроме того, это символ радости (см.: Пс. 44:8, 103:15 ), любви (см.: Песн. 1:2 ), дружбы (см.: Притч. 27:9 ), братского общения (см.: Пс. 132:2 ). Елей был символом Божиего избранничества и царской власти, поэтому он употреблялся для помазания царей и священников (об этом значении елея и о символике помазания мы говорили в связи с Таинством миропомазания). Через помазание елеем (миром) избраннику Божиему передавался Дух Божий (см.: 1Цар. 10:1–6, 16:13 ). В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:34 ). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13 ). Греческое слово  (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава вторая. О таинстве миропомазания и обрядах с ним соединяемых после крещения и о присоединении иноверцев к православию Отделение I. О приобретении и хранении св. мира и о совершении таинства миропомазания по чиноположению церковному Откуда священники должны приобретать св. миро для миропомазания ? Где нужно хранить св. миро по его получении? Может ли священник дозволять причетникам и вообще мирским людям приносить св. миро из церкви или заносить в оную? Куда девать старое миро, и вообще такое, которое испортится и окажется неудобным для употребления Что делать, когда св. миро прольется или уканет на пол, или на одежду и т. д.? Может ли священник употреблять св. миро в других случаях кроме таинства миропомазания? Когда именно и как должно быть совершаемо у нас миропомазание? О хождении восприемников с младенцем вокруг купели после миропомазания. Как совершать подобного рода хождение при восполнении обрядов крещения над младенцем, получившем крещение прежде? Может ли таинство миропомазания быть когда-либо над кем повторяемо? § 1. У нас, обыкновенно, св. миро освящается чрез каждые два года в Московском Успенском Соборе и в Киево-Софийском Соборе (1731 г. Декаб. 29; 1788 г, Июня 23). Отсюда оно рассылается по всем епархиям и, хранимое с честью, раздается благочинным, а от сих последних должны приобретать его и священники для своего употребления. Священники должны каждый получать св. миро для себя лично и доставлять оное к себе на дом с возможною аккуратностью и вниманием, дабы но пролить его, и т. п. Всего лучше для этого употреблять небольшие бутылочки, которые, обвязав крепко у шейки, продеть на шнурок и, возложив его на шею, везти или нести на груди, как это вообще принято делать с запасными дарами, когда они несутся далеко к больному для его приобщения. 13 § 2. Полученное таким образом св. миро священники должны хранить у себя не иначе, как в определенных сосудах, называемых обыкновенно «Мирницами» или «Крестильницами», в которых также хранятся елей оглашенных, губка для отирания тела новокрещенных, ножницы для их пострижения и два стручца или кисточки для помазывания св. миром и елеем. Все это должно быть содержимо всегда в церкви, если не на престоле, то на жертвеннике, и, конечно, в совершеннейшей чистоте. А для того, чтобы не смешивать мира с елеем во время помазывания, на бутылочках, в коих содержится и то и другое, должны быть надписи, на одном: «ЕЛЕЙ», а на другом: «МИРО» (Требник Петра Могилы о крещении ч. I, стр. 16; Инструк. благоч. § 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010