Ввиду своей краткости тропарь праздника не требует подробного комментария, остановимся лишь на нескольких моментах. Кто хочет быть первым, будь из всех последним «Первопрестольницы» (от «первопрестольник») — «первенствующий, занимающий первенствующий епископский престол» , синоним «первый» . Следовательно, автор тропаря сразу же говорит о месте апостолов Петра и Павла в ряде учеников Христа. Связано это прежде всего с их миссионерскими, просветительскими трудами, которые не ограничивались определенной местностью, но распространились впоследствии на все народы. При этом и для самих апостолов, и для православной традиции чужда мысль о некоем превосходстве кого-то из учеников Спасителя, поскольку Он Сам, желая избавить последователей от какого-либо соперничества и стремления к первенству, сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним» (Мк. 9: 35). Вопрос о мнимом единоличном превосходстве апостола Петра неоднократно поднимался в церковной истории, он основанием для убеждения Рима в своем первенстве. Это в свою очередь стало одной из причин Великого раскола, преодолеть который не удалось до сих пор. Безусловно, нельзя отрицать особую роль Петра в жизни первой христианской общины, о чем красноречиво свидетельствуют Деяния святых апостолов (см. например: Деян. 2:42, 44-47) и в чем убеждены исследователи . Здесь же речь идет прежде всего об особых трудах двух апостолах в деле проповеди. Научите все народы Мысль о первенстве апостолов Петра и Павла продолжает развиваться в следующей части тропаря, где прямо говорится, что они являются «учителями вселенной». В церковнославянском под существительным «вселенная» (греч. «οκουμνη») понимается весь обитаемый мир . С данным гимнографическим текстом имеет большое сходство тропарь трем святителям. В последнем гимнограф сравнивает святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с апостолами и использует словосочетание «вселенныя учителие» . Причина этому заключается в их трудах по укреплению православного богословия, которое они зачастую через свои творения и проповеди делали доступными для простых верующих.

http://pravoslavie.ru/140436.html

Разделы портала «Азбука веры» Экуменизм (от греч. οκουμνη (ойкумене) — обитаемый мир) – широко распространенное в современном мире понятие, имеющее три смысла: 1) Общение православных христиан с представителями христианских и нехристианских сообществ. Такой экуменизм – диалог между Православной Церковью и иными религиозными общинами, направлен на координацию миротворческих действий в нехристианском мире. Этот диалог не предполагает создание некой единой организации или корректировку догматов.  2) Либеральное течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви. Подобная форма экуменизма отрицается Православием, поскольку искусственное создание «новой церкви» будет отрицанием уже существующей, сохраняющей апостольскую преемственность и неповрежденное догматическое учение, приведет к умалению христианской духовности, ибо будет исходить из пренебрежения благодатными дарами Церкви и всеми сокровищами святоотеческой мудрости. (см.: Нужен ли православному экуменизм? ). 3) Учение о возможном объединении всех религий в некой новой ( синкретизм ). Такое понимание экуменизма свойственно, например, неоязыческому движению нью эйдж. Оно является подчеркнуто антихристианским. Подобно прочим лжеучениям оно категорически отрицается Православной Церковью. Если Господь Иисус Христос сказал, что где двое или трое собраны во имя Его, там Он посреди них, то не следует ли из этого, что для спасения человека нет принципиальной разницы в том, к какой именно христианской деноминации он принадлежит, и вообще, является ли он членом какой-нибудь Церкви? Говоря о присутствии среди собранных во имя Его, Спаситель не расширял смысл Своих слов до такого понимания, согласно которому любая социальная группа, объявившая целью своего единения исповедание имени Христа, автоматически становится местом особого Божьего присутствия, Его Святой Церковью, причастником Божьих благословений. Проблема заключается в том, что далеко не всякое исповедание Христа (учение о Христе) является богоугодным, равно как и не всякая религиозная деятельность, осуществляемая под личиной истинного христианства.

http://azbyka.ru/ekumenizm

Разделы портала «Азбука веры» Ойкумена, экумена, эйкумена (от др.-греч. οκουμνη «заселённая» (земля), от οκω «населяю, обитаю», иначе «окружающая среда», «мир») — в широком смысле слова освоенная и заселенная человечеством часть мира. В узком смысле слова – область, обозначающая границы определённой цивилизации (или занимаемая цивилизацией область в целом, в отличие от областей варварских и примитивных с точки зрения этой цивилизации народов). В последнем смысле термин οκουμνη и был введён древнегреческим географом и историком Гекатеем Милетским (др.-греч. καταος, лат. Hecataeus, прим. 550–490 до н. э.) для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе. В эпоху эллинизма понятие «ойкумена» используется не только в значении «обитаемый» или «греческий» мир, но и в значении «весь мир», «вселенная» 1 . Позже понятие «ойкумена» становится синонимично понятию Римской империи, римского мира ( orbis Romanus , не путать с Pax Romana – длительным периодом мира и благоденствия империи эпохи Принципата с 27 г. до н. э. и до 235 г. н. э.). В частности, именно в этом смысле понятие «ойкумена» употребляется в Лк.2:1 – «Случилось в те дни: вышел от Кесаря Августа указ о переписи по всей вселенной». «Вселенная» совпадает c границами римской государственности. Однако, уже в Новом Завете мы встречаем понятие «ойкумена» в значении грядущего нового мира, который будет после Второго Пришествия Христа: «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим» ( Евр.2:5 ). Таким образом, в древнегреческом языке можно отметить многозначность термина. Это и обитаемая, то есть заселенная людьми, земля, и населенная именно греками земля, и в целом земли известные человечеству, которые можно заселить, а также границы определенной государственности/цивилизации и даже эсхатологический «новый век». Долгое время в европейской культуре понятие «ойкумена» не использовалось и возрождение его употребления связано с экуменическим движением в протестантизме в конце XIX – начале XX века.

http://azbyka.ru/ojkumena

Разделы портала «Азбука веры» Вселенная – (греч. οκουμνη (от οκω — обитать, жить) — обитаемая (населенная) земля) – 1) в раннехристианском употреблении: а) обитаемая часть земли; б) вся земля; 2) область пространства, охватывающая весь видимый мир; 3) область пространства, охватывающая весь мир. В христианском употреблении этого термина усматривается и тот смысл, что созданный Богом человек, венец творения, был вселен в обустроенный (приготовленный для него) мир. Слово «вселенная» пришло в русский язык как церковнославянский перевод определенных мест библейских,  святоотеческих и  литургических текстов, описывающих земную среду обитания человека, все мироздание  или его материальную сторону. Это слово имеет фундаментальный богословский смысл. Следуя этому смыслу, человек является образом Божьим и венцом мироздания, а потому вселяется Богом в мир как завершение и украшение мира. Неся в себе динамичный глагол «вселять», слово «вселенная» выделяет человека из мироздания, указывает на его превосходство над миром, полагает высшую цель человеческого бытия, которая внеположена самой вселенной, надмирна. Вместе с тем, слово «вселенная» говорит и о пребывании человека в мире, о его сопричастности всему мирозданию. Поэтому осуществление высшей цели человека значимо и для самой вселенной, непременно отразится на ее судьбах – человек имеет свою вселенскую миссию. Цель существования человека заключается в благодатном обожении  – в приобщении к нетварной жизни Бога, в теснейшем соединении со своим Создателем как Источником всем мыслимых и немыслимых совершенств. Через это соединение человек призван преобразить и обожить весь мир, распространить благодатную жизнь на всю вселенную, сделать ее проницаемой для действия благодати, исполнив тем самым свою вселенскую миссию и предназначение. Подобно тому, как он сам вселен в мир, человек призван вселить в мир и особое благодатное действие, сделать Божественное присутствие в мире более ощутимым. «Уже не человек спасается вселенной, а вселенная человеком, потому что человек есть ипостась всего космоса, который причастен его природе. И земля обретает свой личностный, ипостасный смысл в человеке. Человек для вселенной есть ее упование благодати и соединения с Богом». ( В.Н. Лосский . Догматическое богословие. Образ и подобие).

http://azbyka.ru/vselennaya

Молитва о Церкви и мире Продолжая поминовение, священник возносит отдельные прошения обо всем клире, о вселенной, о Церкви, о стране, ее властях и воинстве: Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство, и всякий священнический чин. Также молим Тебя: помяни, Господи, всех православных епископов, верно преподающих слово Твоей истины 937 , всё пресвитерство, во Христе диаконство и всякий чин священнослужителей. Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о святей соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих: о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте. Также мы приносим Тебе эту словесную службу за всю вселенную, за Святую, соборную и апостольскую Церковь , за тех, кто живет в чистоте и воздержании, за Богом хранимую страну нашу, за ее власти и воинство. Дай им, Господи, мирное правление, чтобы при их спокойствии и нам проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте 938 . Традиция молиться за церковные и гражданские власти, а также за воинство (армию), восходит ко временам первохристианской Церкви: об этом мы говорили, когда рассматривали великую ектению 939 . В связи с молитвой за гражданскую власть не лишним будет вновь напомнить увещание апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» ( 1Тим.2:1–2 ). Поминовение властей, включенное в анафору, почти дословно воспроизводит это увещание. Особого внимания заслуживает упоминание в анафоре о «вселенной». Под «вселенной» (греч. οκουμνη) в те времена, когда формировался текст Литургии, понималась прежде всего Римская империя, а в более широком плане – весь обитаемый мир. Уже в те далекие времена Церковь сознавала необходимость молиться за весь мир. В наше время, когда человечество накопило огромный арсенал средств, способных уничтожить мир, эта молитва приобретает особую актуальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  28. В. Ведаешь ли, что святая Церковь хранит предания апостолов и отцов Вселенских соборов, кои разъяснили нам мудрость Божественную, данную нам самим Богом через апостолов? Так говорят богоглаголевыя апостолы нам в церковных правилах: " с еретиками молившийся только, да будет отлучен " (Пр. 45-е). Обещаешь ли никогда не участвовать в совместных молениях с кем бы то ни было, кроме как с единоверцами Православно-Кафолической Церкви? О. Разумею и обещаю. Данный вопрос, которым заканчивается этот цикл, возвращает нас к самому началу: к вопросам о «единстве» - Бога, Церкви, Веры. Именно эти, уже разобранные нами, ложные убеждения, предполагают неограниченную свободу молитвенного общения, обращенного – к «единому богу». И враг нашего спасения изуверски пользуется молитвой как наиболее губительным инструментом. Мы не будем говорить здесь о проблемах экуменизма в целом – они довольно широко обсуждаются православной общественностью и богословами. Строго говоря, молитвенное общение представителей разных религиозных течений еще не есть «экуменизм», и духовная всеядность оккультизма не охвачена этим понятием. Но экуменизм (греч. οκουμνη, обитаемый мир) обозначает «идеологию всехристианского единства», а именно на этой идеологии или ее ассоциациях в человеческом сознании особо паразитирует оккультизм (впрочем, как известно, не только он). И именно христианское единство, как единственно верное понимание человеческого единства, стремится заменить собой оккультная парадигма. Но приняв этот термин как удобный данной теме, укажем, что оккультный экуменизм в прямом смысле «не имеет границ». Далеко не все, даже радикальные неопротестанты, к примеру, решаться молиться с явным приверженцем оккультизма, как не будут этого делать Свидетели Иеговы, Муновцы и многие иные «хранящие свои ряды». Приверженцы оккультизма молятся со всеми благодаря своей универсальной доктрине. В каком бы оккультном сообществе ни оказался человек, ему не избежать участия в какого-то рода совместной молитве. Пусть в форме «единения», «слияния», взявшись за руки.

http://bogoslov.ru/article/1331505

1157 Αλεφιδης Μ. Νεωτερικ Ελληνικ Λαογραφα. Σεναγωγ Μελετν. Αθνα, 1978; Μερακλς M. Ελληνικ Λαογραφα. Αθνα, 2004; Власий, монах. Сияние святости, или Рассказы и изречения святогорских старцев, а также множество сведений об истории и обычаях Святой Горы. Ларнака, 1997 – М., 1999; и др. Богатейшая устная традиция связана, например, с именем Космы Этолийского . Он был проповедником, имевшим возможность вступить в непосредственный контакт с аудиторией, поэтому с ним связано множество преданий и легенд. Подобные источники отражают, прежде всего, его влияние на народные массы. Рассказы о просветительской деятельности Космы, его чудесах и пророчествах передавались из поколения в поколение. Многие из этих преданий еще не зафиксированы, не систематизированы и не введены в научный оборот, поскольку для того, чтобы записать все легенды, народные традиции и свидетельства о его деятельности, требуются консолидированные усилия многих историков и фольклористов. До сих пор в Греции есть этнографы, в область научных интересов которых входит поиск и публикация устных источников, связанных с именем Космы. 1159 См.: Portelli A. The order has been carried out: history, memory and meaning of a Nazi massacre in Rome. London, 2004; idem. The battle of Valle Giulia: oral history and the art of dialogue. Univ. of Wisconsin press, 1997; Stille A. Prospecting for truth amid the distortions of oral history/The New York Times (http://artford–hwp.com/archives/10/063/html; 10.03.2002). 1160 См. также: Clark A. Diaries. London, 1993; Crane S.A. Writing the individual back into collective memory/The American Historical Review. 1997. Vol. 102. 5; Halbwachs M. On collective memory/Ed. L.A. Coser. Chicago, 1992; Hutton PH. Recent scholarship on history and memory/The History Teacher. 2000. Vol. 33. 4. 1161 Экуменизм (от греч. οκουμνη – обитаемый мир) – либеральное религиозно–философское течение, имеющее целью всехристианское единство в рамках одной Церкви через установление лучшего взаимопонимания и сотрудничества христианских конфессий. Причинами формирования религиозной философии и богословия экуменизма в н. 20 в. стали задачи усиления влияния христианства и сопротивления секуляризации, а также выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами. Один из основных пунктов теологии экуменизма – упразднение межконфессиональных различий путем достижения догматического компромисса и выработки некоего общего для всех конфессий христианского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алевтина сильная (лат.) Ангелина вестница (греч.) Аполлинария Аполлонова (греч.) Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.) Афанасия бессмертная (греч.) Варвара иноземка (греч.) Василисса царственная (греч.) Вероника образ верности (греч., лат.) Гликерия сладкая (греч.) Диодора Божий дар (греч.) Ева жизнь (евр.) Евдокия благоволение (греч.) Евсевия благочестивая (греч.) Евфросиния радость (греч.) Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа) Зинаида божественная (греч.) Илария тихая, радостная, ясная Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна; Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.) Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь. Иустина дочь Иуста. Касиния служанка (лат.) Кирия Господня (греч.) Клеопатра славная по отцу (греч.) Констанция постоянная (греч.) Лия утомленная (евр.) Лукия светлая (лат.) Мариам их восстание, звезда моря (евр.) Мелания черная (греч.) Павла маленькая (лат.) Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.) Параскева пятница, приготовление (греч.) Пелагия морская (греч.) Руфина рыжеватая (греч.) София премудрость (греч.) Сусанна белая лилия (евр.) Феодора Божий дар (греч.) Феодосия Богом данная (греч.) Феофания Богоявление (греч.) Харита любезная (греч.) Харитина благодатная (греч.) Христина Христова (греч.) Юния молодая, юная (лат.) Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине. Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах. Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Лидия – культурная [греч.] Любовь – русск. перевод греч. слова “агапи”. Людмила – милая людям [слав.] Максим – величайший [лат.] Мария – любимая, желанная [евр.] Марина – морская [лат.] Марк – родившийся в Марте (?) [лат.] Милица – … [слав.] Митрофан – явленный матерью [греч.] Михаил – Кто как Бог [евр.] Надежда – русск. перев. греч. слова “елпис” – надежда. Наталия – рождественская [лат.] Никита – победитель [греч.] Николай – побеждающий народ [греч.] Никон – побеждающий [греч.] Нина – морская богиня [вавилон.] Нонна – Богу посвященная, чистая, святая [егип.] Олег – как и Ольга от – священный [сканд.] Олимпиада – олимпийская [греч.] Ольга – (Хельга) священная [сканд.] Павел – малый [лат.] Павла – малая [лат.] Пантелеймон – всемилостивый [греч.] Параскева – приготовление, пятница [греч.] Пелагея – морская [греч.] Петр – камень [лат.] Прокопий – опережающий, успевающий [греч.] Пинна – от Дестина – госпожа [греч., болг.] (первоначально мужское имя) Раиса – легкая, готовая [греч.] Римма – от Роман [лат., болг.] (первоначально мужское имя) Роман – римский [лат.] Светлана – святлая от Фотиния [греч.] Серафим – пламенный [евр.] Сергий – от латинск. (римск. родовое имя) Симеон (Семен) – услышание [евр.] София – премудрость [греч.] Стефан (Степан) – венок [греч.] Стефанида венчанная [греч.] Сусанна – водяная лилия [евр.] Таисия – принадлежащая Исиде (египетской богине) [коптск., греч.] Тамара – пальмовая ветвь [евр.] Татьяна – от (имя легендарного Сабинского царя) Тит – почтенный [греч.] Тихон – Бог счастья [греч.] Федор (›еодор) – дар Божий [греч.] Филарет – любящий добро [греч.] Филипп – любитель коней [греч.] Фома – близнец [арамейск.] Хрисанф – златоцветный [греч.] Христина – Христова [греч.] Христофор – христоносец [греч.] О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске. Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска. Монашеский подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось. Имена мужские Аввакум любовь Божия (евр.); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка. Августин из города Августа (лат.) Аверкий удерживающий, удаляющий (лат.) Агапий любовь (греч.) Агафангел добрый вестник (греч.) Агафон добрый (греч.) Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат.) Адам человек (евр); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля». Алипий беспечальный (лат.) Алфей перемена (евр.) Амвросий бессмертный, божественный (лат.) Анастасий воскресение, воскрешенный (греч.) Андроник победитель мужей (греч.) Аристарх лучший начальник, отличный ( греч.) Арсений мужественный, мужчина (греч.) Валериан из города Валерии (лат.) Варлаам сын Божий (халд.) Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр.) Виссарион лесной (греч.) Вонифатий благотворец (лат.) Гавриил крепость Божия (евр.) Галактион молочный (греч.) Герман воин (древневерхненем.) Григорий бодрствующий (греч.) Гурий львенок (евр.) Давид возлюбленный (евр.) Дамиан покоритель, укротитель (греч.) Даниил Бог – мой судья (евр.) Дидим близнец (греч.) Диодор Божий дар (греч.) Дионисий божественный из Нисы (греч.) Евлогий благословение (греч.) Евсевий благочестивый (греч.) Едесий радость (сирийск.) Елисей его спасение – Бог (евр.) Ераст любящий (греч.) Ефрем плодовитый (евр.) Зосима жизненный (греч.) Иаков заклинатель (евр.) Ианнуарий привратник (лат.) Игнатий огненный, раскаленный (лат.) Иероним священноименный (греч.) Иларион тихий, радостный (греч.) Илия крепость Господня (евр.) Ириней мирный (греч.) Иустин сын Иуста (лат.) Кассиан порожний, пустой (лат.) Киприан с острова Кипр (греч.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010