Я не знал – «зачем?». Я ходил в церковь не из лицемерия и не потому, что этого требовала моя роль, хотя мать мне бы, пожалуй, не поверила; играть я начинал лишь в кафе «Кронер» и играл до половины одиннадцатого, а потом снова – от пяти часов дня до десяти; я думал об отце, пока уланы окончательно не исчезали за Модестскими воротами, это было легче, чем думать о матери; шарманщики, ковыляя, спешили в пригороды, им надо было добраться туда пораньше, чтобы умиротворить своей игрой сердца хозяек и служанок, скучавших в одиночестве. «О рассвет, рассвет печальный»; к вечеру они возвратятся обратно в город, чтобы переплавить в медяки меланхолию предвечерних часов. «Анне» Розмари»; а через дорогу мясник Грец прикреплял у своей лавки кабанью тушу – темно-красная свежая кабанья кровь капала на асфальт; вокруг кабана мясник развешивал фазанов, куропаток, зайцев – нежные перья и смиренные заячьи шкурки украшали громадную тушу; каждое утро Грец выставлял на всеобщее обозрение убитых животных, и всегда так, чтобы их раны были видны прохожим – простреленные заячьи брюшки, голубиные грудки, вспоротый бок кабана, – он хотел, чтобы кровь была на виду; розовые руки госпожи Грец укладывали ломти печенки между кучками грибов, икра поблескивала на кубиках льда рядом с гигантскими окороками; лангусты, лиловые, словно сильно обожженные кирпичи, беспомощно тыкались в стеклянные стенки плоских аквариумов, ожидая того момента, когда попадут в умелые руки хозяек; так было седьмого, девятого, десятого, одиннадцатого сентября тысяча девятьсот седьмого года, и только восьмого, пятнадцатого и двадцать второго сентября – по воскресеньям – фасад мясной Греца не обагрялся кровью; Грец вывешивал убитых животных и в тысяча девятьсот восьмом году, и в тысяча девятьсот девятом, и много лет подряд, их не было только в те годы, когда все подавляла высшая сила; я видел их каждый день пятьдесят с лишним лет подряд и вижу по сию пору, вижу, как ловкие руки хозяек торопливо выискивают в этот субботний день лакомые кусочки на воскресенье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=749...

4. Sermo in Transfigurat. Domini nostri Jesu Christi, 4; P. gr., t.89, col. 1386 C. 5. Св. Иоанн Дамаскин, Homil. in Transfigurationem Domini, 2; P. gr., t. 96, col. 548 A. 6. 6 августа, Святое npeoбpaжehie Господа Бога и Спаса нашего Iucyca Христа, на велицей вечерни, на лumiu стихиры: Иже прежде солнца светъ Христосъ, телесне на земли жительствуя, и прежде креста вся, яже страшнаго cмompehiя, совершивъ боголепно, днесь на Фаворстей горе тайно образъ Троицы показуя. 7. Там же: ...на ciю (т.е. Фавор) бо взошедъ гору, Спасе, съ ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки сотворилъ еси, претворивъ е въ Твоего Божества славу и светлость. 8. Св. Иоанн Дамаскин, Homil. in Transfigurationem Domini, 2; P. gr., t. 96, col. 572 B. 9. Ib. 12. 13; P. gr., t. 96, col. 564 C. 565 B. Ch. Св. Григорий Палама, Homil. XXIV, In venerabilem Domini et Dei et Salvatoris nostri Jesu Christi Transfigurationem, P. gr., t. 151, col. 432 C. 10. 7 августа, на утрени, Канонъ, песнь 3: Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее изменивъ просветилъ еси древле естество, и uзмehehieмъ зрака Твоего богосоделалъ еси. 11. 5 августа, предпразднество Npeoбpaжehiя Господа нашего Iucyca Христа, на утрени, на стиховне стихиры. 12. Свят. Андрей Критский, Oratio in Domini nostri transfigurationem; P. gr., t. 97, col. 933 A. 13. Ch. Bz 1, 4. 14. 9 августа, На Господи воззвахъ, стихиры праздника: ...бeзoбpaзie бо человека, всехъ Владыка ныне npeoбpaзyющiйcя, просвещаетъ ясно зарею светлости неизреченныя, паче зари солнца ciяhie испущающа светло. 15. Св. Иоанн Дамаскин, Homil. in Transfigurat. Domini, 4; P.gr., t. 96, col. 552 C. 16. 9 августа, На Господи воззвахъ, стихиры праздника. 17. Там же, И ныне: Иже светомъ Твоимъ всю вселенную освятивъ, на горе высоце преобразился еси, Блаже, показавъ ученикомъ Твоимъ силу Твою, яко мipъ избавляеши отъ npecmynлehiя. 18. 11 августа, на вечерни, на стиховне стихиры: Естество, еже во Адаме, Христосъ изменити хотя, на гору ныне восходитъ Еаворскую обнажая ученикомъ Божество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/278/...

4. Sermo in Transfigurat. Domini nostri Jesu Christi, 4; P. gr., t.89, col. 1386 C. 5. Св. Иоанн Дамаскин, Homil. in Transfigurationem Domini, 2; P. gr., t. 96, col. 548 A. 6. 6 августа, Святое npeoбpaжehie Господа Бога и Спаса нашего Iucyca Христа, на велицей вечерни, на лumiu стихиры: Иже прежде солнца светъ Христосъ, телесне на земли жительствуя, и прежде креста вся, яже страшнаго cмompehiя, совершивъ боголепно, днесь на Фаворстей горе тайно образъ Троицы показуя. 7. Там же: ...на ciю (т.е. Фавор) бо взошедъ гору, Спасе, съ ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки сотворилъ еси, претворивъ е въ Твоего Божества славу и светлость. 8. Св. Иоанн Дамаскин, Homil. in Transfigurationem Domini, 2; P. gr., t. 96, col. 572 B. 9. Ib. 12. 13; P. gr., t. 96, col. 564 C. 565 B. – Ch. Св. Григорий Палама, Homil. XXIV, In venerabilem Domini et Dei et Salvatoris nostri Jesu Christi Transfigurationem, P. gr., t. 151, col. 432 C. 10. 7 августа, на утрени, Канонъ, песнь 3: Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее изменивъ просветилъ еси древле естество, и uзмehehieмъ зрака Твоего богосоделалъ еси. 11. 5 августа, предпразднество Npeoбpaжehiя Господа нашего Iucyca Христа, на утрени, на стиховне стихиры. 12. Свят. Андрей Критский, Oratio in Domini nostri transfigurationem; P. gr., t. 97, col. 933 A. 13. Ch. Bz 1, 4. 14. 9 августа, На Господи воззвахъ, стихиры праздника: ...бeзoбpaзie бо человека, всехъ Владыка ныне npeoбpaзyющiйcя, просвещаетъ ясно зарею светлости неизреченныя, паче зари солнца ciяhie испущающа светло. 15. Св. Иоанн Дамаскин, Homil. in Transfigurat. Domini, 4; P.gr., t. 96, col. 552 C. 16. 9 августа, На Господи воззвахъ, стихиры праздника. 17. Там же, И ныне: Иже светомъ Твоимъ всю вселенную освятивъ, на горе высоце преобразился еси, Блаже, показавъ ученикомъ Твоимъ силу Твою, яко мipъ избавляеши отъ npecmynлehiя. 18. 11 августа, на вечерни, на стиховне стихиры: Естество, еже во Адаме, Христосъ изменити хотя, на гору ныне восходитъ Еаворскую обнажая ученикомъ Божество.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

63. Сота, III, 2, Гемара Бавли, Берахот, IX, 2. 64. Ин 7, 49. См.: Н. Пигулевская. Из истории социальных и религиозных движений в Палестине в римскую эпоху, с. 94 сл. 65. Бава Батра, 1, 5. 66. Песахим, III, 7. 67. Песикта, 80в. 68. Иевамот, 47а. Некоторые язычники желали стать прозелитами, надеясь получить освобождение от службы в римских войсках, которое распространялось на иудеев. См.: Тацит. Анналы, II, 35, Светоний. Тиберий, 36. 69. Санхедрин, 94. 70. Мегила, 13а. 71. См.: И. Флавий. Арх. XVIII, 3, 5, Тацит. Анналы, II, 85, Philo. Legam., 154; Г. Грец. Цит. соч., с. 201. 72. Санхедрин 94а; Хулин, 13в; Санхедрин, 113; Отиот рабби Акибы; Берахот, 58а. 73. Гиттин, 61а. 74. См.: Г. Грец. Цит. соч., с. 529. 75. Санхедрин, XI, 1, 90а, Сота, 49в; Менахот, 64в. См.: Б. Плотников. Отношение иудейства к греческой образованности — ПС, 1884, 9, с. 34 сл. Глава тридцать вторая ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Египет, 25 г. до н. э. — 40-е гг. н. э. Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог философов и ученых — один и тот же Бог. П. Тиллих   К концу I века до нашей эры робкие попытки диалога между эллинством и верой Библии сменились в Александрии зрелым философским синтезом. Необходимость его была очевидна всем мыслящим членам иудейской общины, кроме самых закоренелых сепаратистов. Ветхий Завет уже давно ждал человека, который принял бы на себя миссию выразить Откровение в умозрительной форме. Таким человеком стал Филон. Он родился в столице Египта лет за 25 до нашей эры, а умер в 40-х годах I столетия [ 1 ]. Современник евангельских событий и апостола Павла, Овидия и Сенеки, Филон стоял на том перекрестке истории, где сходились иудаизм и христианство, культуры Европы, Азии и Африки. Вплоть до IX века, до Саадии Гаона, Израиль не знал мыслителя, равного Филону. Хотя катастрофа 70 года отодвинула в тень наследие философа и он как бы выпал из поля зрения единоверцев (его заново открыли лишь в эпоху Ренессанса), нельзя сказать, что труды Филона остались бесплодными. Несправедливо забытый мудрец, он являлся апостолом прозелитов; гностики, неоплатоники, христианское монашество так или иначе испытали на себе его влияние. Экзегеза и богословие Отцов Церкви — от св. Иустина до св. Григория Паламы — многим обязаны идеям Филона [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Девы и поэтому ее дети могли приходиться Иисусу «братьями». Симон же и Иуда, по преданию, были сыновьями Иосифа от первого брака. Так, по крайней мере, представляется дело в Евангелии Иакова, с которым согласно большинство Отцов Церкви ( Ориген. In Math. – Migne, PG, t. XIII, с. 876, св. Григорий Нисский. Слово на Воскресение, II; св. Амвросий Медиоланский. О девстве, I) См. А. Лебедев. Братья Господни. СПб., 1905, с. 101 сл. 19. Сближение понятий «праведник» и «бедняк» мы находим уже у пр. Амоса (2, 6), но особенно часто встречается оно у псалмопевцев См.: A. Gelin. Les pauvres de Yahve, р. 34-46. 20. См.: Филон. О жизни созерцательной, 32, 68. Когда в Кумране появились женщины, это, по-видимому, были жены членов «яхада». О ветхозаветных взглядах на безбрачие см.: Н.Стеллецкий. К вопросу о безбрачии и девстве в Ветхом Завете — ЧОЛДП, 1893, с. 256. 21. Числ 30, 4 сл. См: М. Богословский. Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи. Казань, 1893, с 196. 22. Это подтверждается тем, что о родителях Марии в евангелиях нигде не упомянуто, но зато говорится о Ее сестре (Ин 19, 25). «Строгость галилейских нравов, — говорит Грец, не разрешала помолвленным дружеских свиданий» ( Г. Грец. История еврейского народа, т. IV, с. 212). 23.  Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. Пер. М. Сабашниковой. М., 1912, с.6. 24. Дан 8, 16; 9, 21; Лк 1, 19. Имя ангела Гавриила упомянуто несколько раз и в Книге Еноха (9, 1; 10, 9, 20, 7, 40, 9, 54, 6). 25. Евангелие Иакова, XI, 1. 26. Ср. Лк 2, 33, 50. 27. Св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 67. См прот. А. Смирнов. Мессианские ожидания и верования иудеев, с. 339. 28. Против этого возражают, ссылаясь на отсутствие в древней иудейской письменности веры в возможность чудесного рождения. Однако рождение Исаака, Самсона и Самуила явственно носит в Библии характер чуда, что было отмечено Филоном (De Cherubim, 40-47) Еще более определенно этот мотив проступает в сказании 2 Кн. Еноха (XXIII). Там говорится, что невестка Ноя долго оставалась бесплодной и лишь в старости, не живя с мужем, родила сына — Мелхиседека, который был взят в Эдем архангелом Михаилом, а впоследствии стал царем Иерусалима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Omul este creat dup chipul lui Dumnezeu, dar dac în om intr puterea întunericului, ea distruge acest chip, deoarece Dumnezeu i diavolul sunt incompatibili. Despre cel demonizat nu putem spune c el poart în sine chipul lui Dumnezeu – el poart în sine chipul fiarei, chipul diavolului. Dar care este semnul c omul a czut sub influena diavolului? Este distrugerea simului su moral-duhovnicesc, distrugerea contiinei sale. Un astfel de om nu este oprit de nimic în a face cele mai îngrozitoare fapte, el a pierdut orice oprelite de responsabilitate în faa lui Dumnezeu i în faa altor oameni. Dac omul se comport neadecvat, dar în el se pstreaz simul moral-duhovnicesc, atunci noi putem spune c el este bolnav. Sau cu psihicul su nu este în regul totul, sau sistemul nervos este dereglat, dar atâta timp cât se pstreaz simul moral-duhovnicesc, nu putem spune despre el c este demonizat. Am avut ocazia s vizitez  spitale, unde sunt inui oameni bolnavi i, întâlnindu-m cu ei, îmi aminteam de Dostoievski – de faptul cum a îneles profunzimea i sensul acestei boli. În astfel de oameni pâlpâie legea moral a lui Dumnezeu, în pofida faptului c reacia lor la lumea înconjurtoare este transfigurat, în pofida faptului c gândurile lor se împleticesc. În ei se pstreaz chipul lui Dumnezeu i în aceste cazuri omul nu este demonizat, demonul nu a pus stpânire pe el. Cuviosului Efrem Sirul îi aparin minunatele cuvinte: „Doamne Stpâne, atâta timp cât ne dai har, noi suntem în stare s respingem puterea diavolului, dar fr de har noi nici un minut nu vom rezista în faa puterii lui”. Care este rolul credinei în toate acestea? Credina este legea moral-duhovniceasc, legea contiinei pe care Dumnezeu a pus-o în inima fiecrui om, o exprim în categoriile gândirii omeneti. Putem spune c anume credina articuleaz legea moralitii, pus de Dumnezeu în firea omeneasc. Despre justeea credinei putem judeca anume dup faptul cât de mult credina exprim legea moral a existenei, determinat de Dumnezeu, în categorii raionale omeneti.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4571247...

În anii 1920 cupola i clopotnia bisericii au fost distruse, frescele de pe perei au fost rase, cldirea bisericii a fost dat unui club soldesc. Din anul 1965, în cldirea de piatr a bisericii a fost dislocat unitatea militar nr. 08265, oficiul potal al districtului militar Moscova. La finele secolului al XX-lea cldirea era înclzit doar cu crbune, în altar, în locul pristolului se aflau cuptoare din font, din horn ieea fum negru ziua i noaptea. În interior cldirea era împrit în etaje prin construcii de beton, btute în perei, în zidurile din crmid erau tiate locuri pentru ferestre. Cu începere din anul 1941 tatul major al Trupelor aeropurtate se afla în fostele cazarme din Sokolniki. În anul 2001 preoii care cârmuiesc Trupele aeropurtate au recunoscut în cldirea transfigurat, vizavi de statul major, biserica i au iniiat corespondena comandamentului Trupelor aeropurtate cu conducerea Ministerului aprrii FR în scopul reconstruciei bisericii militare în cldirea ei istoric. Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Alexii II a binecuvântat pe iereul Mihail Vasiliev s se ocupe de acest caz, iar în anul 2004 a instituit metocul Patriarhului pe lâng statul major al Trupelor aeropurtate în Sokolniki. În componena metocului, pe lâng  biserica „Bunavestirea Maicii Domnului” au intrat trei biserici noi de pe teritoriul unitilor Trupelor aeropurtate din suburbia Moscovei. Paroh al mitocului a fost numit preotul Mihail Vasiliev. În ziua aniversrii a 100 de ani de la inaugurarea bisericii militare „Bunavestirea Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu”, anul 2006, pentru militarii ortodoci a fost oficiat Dumnezeiasca liturghie în cldirea bisericii, neocupat deocamdat de militarii din regimentul de comunicaii. Doar în iulie 2006, odat cu numirea în funcie de comandant al Trupelor aeropurtate a Eroului Rusiei, general-colonelului V.A. amanov, cldirea a fost transmis ostailor din Trupele aeropurtate. În câiva ani ce au trecut cldirea reconstruit în perioada sovietic a fost refcut pe deplin, din nou au fost ridicate cupola i clopotnia, suprafaa bisericii a fost extins prin crearea  etajului de demisol având suprafaa bisericii. Acolo se vor afla paraclisul pentru botezuri i muzeul militar. Teritoriul a fost amenajat în felul urmtor: a fost instalat un gard din fier forjat cu simboluri militare, au fost trase trectori din granit, au fost formate rzoare de flori, a fost creat un teren de joac cu un acopermânt moale din gum pentru copiii din cartier.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3882921...

Искаженный и изуродованный грехом образ Божий в человеке Спаситель обливает божественным светом при Своем преображении и восстанавливает его красоту и доброту При сотворении человека из земли, говорит святой Дамаскин, Господь почтил его Своим собственным образом и подобием, соделал его жителем Эдема и другом Ангелов. Но поскольку мы подобие божественного образа помрачили и замутили тиной страсти милосердный Господь предложил нам другой способ Своего общения с нами, намного чудеснее и надежнее первого. Пребывая в величии Своего Божества, он принял участие в горшемъ, т.е. в человеческом естестве, обоготворил в Себе человеческое естество, соединил Оригинал с образом, и в нем показал на Преображение Свою собственную красоту. И сияло лицо Его как солнце, ибо по ипостаси соединено с невещественным светом, и из него блистает Солнце правды По неизмеримому человеколюбию Своему Бог Творец, взяв на Себя образ раба, спасает при преображении Своем этот образ от древней помраченности, просияв лицом и явив свет Божества в теле Своем Будучи светом мира, Господь чудесным образом всегда присущ в мире светом Своим, но на Фаворе Он показал в изобилии этот Свой свет, которым Он спасает мир от греха Желая изменить естество человеческое из дурного в доброе, из несвятого в святое, из помраченного в светлое, Господь Христос взошел на Фавор и показал ученикам Свое Божество, коим Он и спасает естество человеческое Преображение Спасителя есть источник неиссякающей преображающей силы, которая преображает всю тварь и все существа, почему мы и поем чудесному Спасителю: Преображается тварь ясно Твоимъ npeoбpaжehieмъ, Христе Примечания 1. Oratio in Transfigurat. Domini, 2; P. gr., t. 65, col. 768 B. 2. 6 августа, Святое npeoбpaжehie Господа Бога и Спаса нашего Iucyca Христа, на велицей вечерни, на лumiu стихиры: Иже светомъ Твоимъ всю вселенную освятивъ, на горе высоце преобразился еси, Блаже, показавъ ученикомъ Твоимъ силу Твою, яко мipъ избавляеши отъ npecmynлehiя. 3. Св. Иоанн Дамаскин, Homil. in Transfigurationem Domini, 2; P. gr., t. 96, col. 545 B.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/278/...

Dup edin de mine s-a apropiat unul din membrii comisiei i m-a întrebat: „Parc se putea de vorbit despre totul ce ai spus?” Într-adevr, în scurt timp am fost transferat din Sanct-Petersburg, pe atunci Leningrad, la Smolensk, ceea ce, cum se prea multora, era o manifestare a nesimpatizrii puterii de atunci fa de nedestoinicia mea. Dar ceva, totui, s-a întâmplat, ceva s-a transfigurat în contiina oamenilor. Decizia despre transmiterea bisericii ce aparine mnstiri „Sfântul Daniil”, adoptat în anul 1983, nu a fost, desigur, urmarea cuvintelor mele, dar a fost rezultatul convingerii deja a multor oameni c fr de schimbri importante în domeniul relaiilor între Biseric i stat nu este cu putin de marcat aniversarea a 1000 de ani de la Cretinarea Rusiei, c aceast srbtorire nu poate fi formal, c ea trebuie s devin o srbtoare a întregului popor, care are semnificaie atât pentru Biseric, cât i pentru întreg poporul. Îmi amintesc cu cât bucurie am  aflat în anul 1983 tirea cu privire  la transmiterea mnstiri „Sfântul Daniil” în custodia Bisericii. Îmi aduc aminte de impresiile de pe urma vizitrii acestei mnstiri. Pe atunci aici se afla un orfelinat, unde erau plasai copiii care au clcat pe calea criminalitii sau care au fugit de la familiile lor. O instituie trebuincioas, dar cât de trist era s vezi aceast catedral „Sfânta Treime” într-o stare de profanare, încât nici nu îi puteai imagina c aici cândva erau oficiate servicii divine. Aa arta din interior catedrala, precum i alte biserici i blocuri ale acelui loca glorios. Apoi a început activitatea în vederea restaurrii mnstirii „Sfântul Daniil”. Cu recunotin îmi aduc aminte numele stpânului Evloghii, mitropolitul de Vladimir i Suzdal, care din motive întemeiate nu a putut fi împreun cu noi azi, dar care a fost primul lociitor al mnstirii. Îmi amintesc de asemenea de trudele stpânului mitropolit de Iaroslavl Panteleimon, care a fost al treilea lociitor. Regret c din cauza strii sntii, stpânul Ipolit, al patrulea lociitor, de asemenea nu are posibilitate s fie împreun cu noi azi. A vrea s-i aduc mulumiri în special celui de al cincilea lociitor, care se afl actualmente în aceast funcie – arhimandritul Alexii. Fiecare dintre voi, frailor, i-a adus contribuia la faptul c azi, aceast cea mai veche mnstire a oraului Moscova, demonstreaz un model de organizare al aspectului exterior, dar în mare parte i de organizare interioar.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3326821...

Опровержение иудейских воззрений, полагающих, что » – небесный посланник Божий, мы находим вполне убедительным; но оно может служить и отрицательным обоснованием взгляда только что обсужденной нами группы толкований 3), разумеющей под » пророка. Что же касается возражений против христианского толкования, то первое из них, опирающееся на объяснение «гласа вопиющего в пустыне», очевидно, не может быть признано веским. Столь же мало убедительно и последнее (5-ое). Остальные же три заслуживают самого серьезного внимания. Общая всем им мысль – та, что, оставаясь только на почве Малахиина пророчества и забывая о Евангельской истории, никак нельзя подумать, чтобы пророк отодвигал исполнение своего предсказание в такую даль грядущего. Его предсказание всякому беспристрастному читателю или слушателю должны казаться возвещением чего-то очень близкого по времени к пророку и его согражданам. С этим, по нашему мнению, необходимо согласиться, хотя и с некоторыми обязательными оговорками 1671 . Но, во-первых, этим согласием нисколько не подрывается законность и христианского ретроспективного толкования, а во-вторых, им ничего не дается для Генгстенбергова толкования » в собирательном смысле. Можно даже сказать более: лишь признавая в Иоанне Крестителе «кульминационный пункт» исполнения пророчества, т. е. принимая в расчет Евангельское толкование Мал.3:1 , Генгстенберг и может отстаивать свое понимание » в собирательном смысле; – иначе ему оставалось бы только признать, что Мадахия говорит о каком-то предтече пришествие Господня в храм Зоровавелев и – больше ничего. 5. Пятый тип толкования, как мы сказали, образует толкование ветхозаветно-историческое, т. е. применяющее как пророчество о «вестнике Иеговы», так и все место Мал.3:1 и след. к событиям ветхозаветной истории. Такое толкование предлагает Грец, утверждающий, что , и – одно и то же лицо, именно Неемия: соответственно этому, («palatium suum») обозначает дворец, который занимал Неемия в Иерусалиме. 1672 Близко к этому толкованию стоит и Феодор Мопсуестский, который события, описанные в 3:2 и след., считает исполнившимися в эпоху Маккавеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010