Каким же образом совершается грех ? «Грех, – пишет святитель Тихон, – бывает делом, словом, помышлением, желанием и намерением». Последние два выделяются из третьего как нарушение заповеди «не пожелай». Грех совершается «помышлением, как-то: услаждение в помысле, от похоти блудной бываемое, тайная ненависть, злоба и проч.; желанием и намерением, как-то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщения, и все, что ни хочет человек сделать против закона Божия» (3, 114). Далее, «грех есть как то, что законом Божиим запрещенное делается, так и то, что законом Божиим повеленное оставляется. Грешно убивать, но грешно и бедствующему руку помощи не подавать. Сего ради как зло делать, так и добро не делать грех есть» (3, 114–115). Наконец, есть грех «владеющий человеком», который «с хотением, советом, умыслом и знанием и предрассуждением делается, например, соблудить, украсть чужое, обмануть и проч. Сей грех называется смертный, ибо будучи содеян рождает смерть ( Иак. 1, 15 ). С таковым грехом вера и благодать Святого Духа в человеке купно быть не может, но изгоняется из него, пока тако грешить не перестанет». От него отличается грех , «живущий в человеке, но не обладающий человеком», который «не иное что есть, как немощь природная, коей силой веры и духа противятся благочестивые» (4, 200–201). Сколь великое зло есть грех 12 , святитель не устает не только повторять, но и подтверждать, в надежде, что его доводы побудят грешника к исправлению. Грехом «оскорбляется величие Божие»; «закон Божий, вечный и непременяемый, разоряется»; «человек, когда грешит, более почитает себя, нежели Бога, предпочитает волю свою воле Божией и закону Его святому» (2, 124; 3, 115). Грех «разлучает человека с Богом и лишает его благодати Божией», вследствие чего, «как умирает тело, когда душа его оставляет, так умирает душа, когда ее Бог оставляет» (2, 124). И это после того, как «ради истребления греха Сын Божий пришел в мир», совершив дело спасения, к которому человек призван только приобщиться, принять помощь, подаваемую «туне».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Упоминается в Библии и блуд, также процветавший в Содоме: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6:18-20). О содомском грехе в православии принято говорить на исповеди. Взгляд Церкви на грех содомии Святитель Григорий Нисский считал, что содомский грех имеет значение не только для души самого человека, но и наносит оскорбление всему роду грешника: «…Блудомназывается исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству» (Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому, правило 4). Пророк Исаия сравнивал своих современников с первыми содомлянами, указывая на их грехи: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» ( Ис. 1:10). Иисус Христос сравнивал Свое Второе Пришествие с судом, которым Господь судил жителей Содома: «но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17:29-30). Писание однозначно и четко говорит о тяжести и значении содомского греха для души человека, поэтому так важно упоминать его на исповеди. Содомский грех искореняется путем покаяния. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будет вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» ( Ис.1:16-17). Блудным сожительством в Церкви называют также «гражданский брак». Протоиерей Александр Ильяшенко объяснял : «в наш язык вошло словосочетание «гражданский брак», как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением. Вот что говорится в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви». Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в ‘невенчанном’ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

http://pravmir.ru/sodomskiy-greh-chto-et...

Весьма трудно усмотреть за собою эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» ( Пс.18:13 ) — говорит пророк Давид, т. е. кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «От тайных моих очисти меня», т. е. от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых не считаю даже за грех. Грешить «волею» значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так о сих грехах: «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Отступившим от Христа и волею восстающим против Него невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же апостол, говоря: «Невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр.6:4-6 ). Но что не возможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины. «Невольный грех» — тот, которого человек не предвидит, но в неведении и нечаянно творит его вопреки воле и желанию. Например, жена, извергшая младенца из утробы своей, впадает в невольное убийство, когда не желала этого сделать и не старалась употребить к тому каких-либо средств. Можно неволею съесть или выпить что-нибудь нечистое, запрещенное законом Божиим и таким образом впасть в невольный грех. Грешно делать то, что запрещено законом Божиим; но также грешно и не делать того, что предписано делать этим законом: ибо Бог повелел и от зла уклоняться, и благо творить. Как зло делать есть грех, так и добра не делать есть грех. Как грешно отнимать принадлежащее ближнему, так грешно и не помогать бедствующему; как грешно убивать человека, так грешно и не спасти его жизнь. Но и самое по-видимому доброе дело, если делается с худою целью или не так, как должно, не есть доброе дело, а грех: например, милостыня, поданная из тщеславия, добро, сделанное кому-нибудь для удовлетворения своих страстей, молитвы, читаемые без внимания и усердия.

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

И именно направление воли человека является критерием, по которому определяется грех к смерти или нет. Пример из Священного Писания. Диавол и бесы после войны на Небе окончательно отпали от Бога. Их исправление невозможно. Они осуждены на ад. Почему? Потому что их никто не соблазнял. Люцифер и бесы по своей воле возненавидели Господа и были обуяны гордыней. По своей воле они начали творить зло. Люди же были соблазнены. Да, они тоже согрешили. Но святые праотцы Адам и Ева осознали свой грех. Они сокрушались о нем. Богословие гимнографии начала Великого поста вообще можно озаглавить как «Плач Адама, а с ним и всего человечества, у закрытых врат рая». Смертный грех – это когда человек сознательно идет на бунт против Бога, всем своим душевным и сердечным устроением ненавидит Создателя. Вспомним приведенные в начале статьи евангельские стихи (Мф. 12:31, 32). Почему хула на Сына Человеческого простится? Потому что Христос пришел во плоти человеческой. Да, можно было по традиции иудейской либо языческой сомневаться в том, что Он Сын Божий. Так воспитан человек. Достаточно здесь сказать о святом первоверховном апостоле Павле. Но хула на Духа Святого не простится. Почему? Потому что Дух Святой – это Бог. И человек знает это. И если он хулит Его, то делает это сознательно богоборчески. Поэтому в перечне смертных грехов раскол, ересь, колдовство, гадание, вероотступничество, содомия, грабеж, убийство, прелюбодеяние, жестокая, бесчеловечная обида, святотатство, самоубийство и прочее. Потому что на все это человек идет сознательно и часто именно с богоборческой целью. А есть грехи, которые человек делает словно бы нечаянно, как писал святой первоверховный апостол Павел: «Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19, 20). Например, соседки осуждали кого-то, я подошла и невольно тоже вовлеклась в осуждение. Но если и не смертные грехи становятся укорененной привычкой, страстью, когда человек, зная, что это плохо, не борется с ними, но, наоборот, становится окончательным их рабом (что называется «плюхнулся в грязь с головой и в этом обрел наслаждение»), то тогда и грех не к смерти становится смертным, потому что он поглотил душу человеческую. И это тоже сродни богоборчеству.

http://pravoslavie.ru/117790.html

— А как насчет того, что нужно спасать каждый из этих миров по отдельности и мир в целом, который стремится в пропасть? — Это очень большой соблазн! Мир спасен. Точка. В свое время Сергей Сергеевич Аверинцев очень интересно говорил о том, в чем же грех Дон Кихота. Вроде бы хороший, благородный человек. Почему же ему, бедолаге, так достается, почему Мигель де Сервантес Сааведра, францисканец-терциарий, высмеивает своего героя, отдает его на поругание? Ведь не только потому, что мир отступает от Бога, что он жесток, а и потому, что Дон Кихот грешит самым сугубым грехом. Его грехгрех против Святой Троицы. Он, как и очень многие люди, считает, что мир создан не очень хорошо, тем самым выступая против Бога Отца; что мир недоспасен и его все время надо спасать, тем самым греша против Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Кроме того, Дон Кихот считает, что он призван утешить всех несчастных и утереть всякую слезу — и это грех против Святого Духа, Утешителя. А нам надо просто делать то, что Господь велит. Духовный подвиг ветхозаветных патриархов определяется как «хождение перед Господом». Что бы они ни делали — они всегда перед лицом Божиим. — Ветхозаветные отцы получали прямые указания от Господа: иди туда и будет то… — А нам Он говорит: сиди и будет это. Занимайся своим делом спокойно. Разница-то в чем? Глаголы духовного делания у нас сейчас вытеснены глаголами физического действия. Что мы делаем? Мы «ходим в церковь» и «отстаиваем Литургию». Ходим и стоим! А надо-то молиться… У Ахматовой — «молюсь за Твоей литургией…». Ведь не «стою за Твоей литургией». Да и дома не молимся, а «правило вычитываем»… Как говорим, так и живем. Фрейд не зря создал свою теорию оговорок. Он совершенно неверно представлял структуру личности, он ошибочно думал, что стоит всю мерзость вызвать наружу, и от нее освободишься, но сам был человеком, к людям расположенным. И его теория оговорок имеет под собой самую что ни на есть реальную почву. Тем более что тому есть подтверждение в Писании: «…от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Мы постоянно в молитве просим прощения за то, что грешим словом. И имеются в виду даже не бранные слова, а слова осуждения, слова, причиняющие людям боль, небрежно данные обещания, которые никто и не думает выполнять, клеветнические слухи, сплетни — и ложь, ложь…

http://pravmir.ru/nado-dumat-dumat-i-dum...

  1. Понятия богохульства и клеветы в православной традиции В церковной традиции под богохульством (греч. βλασφημα, blasphemia) понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни. О грехе богохульства упоминается в книгах Ветхого Завета. О нем многократно говорится и в Новом Завете (напр . Мк. 7, 21-23; Ин. 10, 33; Откр. 13, 1 ). Святой апостол Павел говорит о богохульниках как о потерпевших кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19) , понимая под богохульством не только оскорбление Бога или Его Святого имени, но и всякое отпадение от веры. Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений и по сути своей есть грех хулы на Духа Святого, по слову Христа Спасителя, не прощаемый «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32) . Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности. В тесной связи с богохульством находятся такие грехи как святотатство, кощунство и осквернение святыни. Одна из форм богохульства – это клевета на Церковь, которая, по слову Священного Писания, есть Тело Христово и полнота наполняющего ее Духа Святого (см. Еф. 1, 23) , «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) . Клевета есть грех против правды и истины, а потому также разрушительна для Богом установленного вселенского порядка мира и любви. В других случаях понятие клеветы, многократно встречающееся в текстах православной традиции, понимается как грех против ближнего (Рим. 1, 30; 2Кор.12, 20; 2Тим. 3, 3) . Необходимо отличать от клеветы ответственную критику негативных явлений в жизни земной Церкви, которые требуют исправления и преодоления с точки зрения христианского учения. Как и всякий грех, богохульство и клевета разрушают в человеке способность любить Бога и других людей, затемняя в нем образ Божий. « Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе» (св. Иоанн Златоуст, Беседа на псалом 110) .

http://bogoslov.ru/article/1304091

В день праздника мы просим того Огня, той Силы Свыше, которые уже пребывают в нас. Зачем же просить того, что уже имеем? Ведь все крещенные православные христиане получили Дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания.   Но присутствие в нас Духа Божия не есть нечто постоянное и неизменное. Сила Божия, Благодать Божия, пребывает и убывает в зависимости от нашей жизни, от наших дел, нашей молитвы. И цель жизни нашей, как сказал преподобный Серафим Саровский, — «стяжание Духа Святого». Сойдя на каждого из нас в Крещении и Миропомазании, благодать Духа Святого уходит, когда мы совершаем грех, идем против совести, угождаем своим слабостям, ленимся, обижаем и обижаемся, сквернословим и делаем многое другое, чего Бог не велит. Пока живы, совсем Она нас не покинет, но какими беспомощными и жалкими становимся мы, поработив себя греху! Какая-то искорка все равно останется, потому что никто и ничто не может до конца погасить зажженное Господом. Присутствие в нас этого пламени — дело Божие, но сила его, повторим, во многом уже зависит от нас. Поэтому Апостол Павел напоминает: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5. 19), «Духом пламенейте» (Рим. 12. 11). Стяжание Духа Святого… Дух Святой — это Дух Истины (Ин. 16. 13), только в Нем пребывая, видим мы все вокруг и внутри себя в истинном свете, не искаженно и не иллюзорно. Дух Святой — это Дух Мирен. Стяжавший Его, по словам преподобного Серафима, не только сам спасается. Вокруг него спасаются тысячи. Дух Святой — Дух Утешитель (Ин. 15. 26), Дух «не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2. Тим. 1. 7). Есть у нас и ясные указания Писания на то, как познается в нас Его действие: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5. 22). Есть и учение Церкви о путях стяжания этого Духа. Всем нам стоит время от времени перечитывать «Беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о Цели Христианской Жизни». Эта Цель — Стяжание Духа Святого.  Путь к ней — молитва, пост, чтение Писания и Святых Отцов, это добрые дела, совершаемые во Имя Христа… Названо, конечно не все, но наиболее важное. И, более всего, умножению в нас Благодати Святого Духа служат Таинства Церкви, особенно высшее, чего только может сподобиться человек на земле: Причастие ТЕЛА и КРОВИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

http://pravmir.ru/sila-svyishe/

Так важна каждая мысль богопреданных догматов, что святые исповедники, подобно мученикам, запечатлели православное исповедание догматов томительными страданиями и потоками крови. По важности веры в дело спасения и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель, вечная мука в адских пропастях. Смертный грех – неверие: он отвергает единственное средство к спасению – веру во Христа. Смертный грех – отречение от Христа: он лишает отрекающегося живой веры во Христа, являемой и содержимой исповеданием уст. Смертный грех – ересь: она содержит в себе богохульство и делает зараженного ею чуждым истинной веры во Христа. Смертный грех – отчаяние: оно – отвержение деятельной, живой веры во Христа. Исцеление от всех этих смертных греховсвятая, истинная, живая вера во Христа. Существенно важно в делах веры исповедание уст: великий законодатель израильтян боговидец Моисей только что произнес при деле веры слово с некоторым признаком сомнения, как лишился входа в землю обетованную (см. Чис. 20, 10–12 )... Церковная история повествует, что в первые времена христианства, во времена гонений, некоторые язычники притворно, в шутку и насмешку, произносили устное исповедание Христа, и внезапно осеняла их благодать Божия: они мгновенно претворялись из закоренелых язычников в ревностных христиан и запечатлевали кровью то исповедание, которое сначала произнесено было как кощунство. 26 Страдания и смерть за заповеди евангельские – также дело живой веры во Христа, также мученичество. 27 И преимущественно принадлежит это мученичество святым инокам. Одушевляемые живой верой, святые иноки подобно Аврааму оставляли отечество и дом родительский, подобно Моисею предпочли земным наслаждениям страдания о Христе, подобно Илии, полуобнаженные, избрали местом жительства пустыни и вертепы, очами веры они взирали на небесное мздовоздаяние. В пустынях своих, вдали от человеков, вдали от развлечения и занятий тленных они вступили в подвиг против греха, извергли его из действий, из помышлений, из чувствований своих, и в чистые души их снизошел Дух Святой, наполнил их дарами благодатными. Живая вера во Христа и во Евангелие даровала преподобным силу выдержать подвиг против греха, сделала их сосудами Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

 Мы, христиане, не обязательно должны разбираться в политике. Но мы, непременно- и в этом наше служение и наш долг- призваны к различению истины и лжи, добра и зла, которое имеют земные события по отношению к вечным законам, которые нам известны. Согласно которым мы должны определять значение духовных ценностей нашей истории. После отпадения от Бога в каждом человеке есть остаточный свет, благодаря которому он может различать свет и тьму, понимать с помощью Божией Евангелие в Высшем Свете, избирать этот Свет и достигать его. Там, где сознательно отвергаются честность, и правдивость, и справедливость, и уважение к слову и свободе другого человека-там невозможно понять свое отпадение от Бога. В этом ряду остаточного Света Святая Церковь ставит государственный закон, который имеет в основании Божественный принцип, как власть, которая, по слову апостола Павла, всегда от Бога. Но если кто попирает закон, как утверждает преподобный Исидор Пелусиотский, мы не говорим, что это от Бога, но говорим, что попущено ему Богом, подобно египетскому фараону изблевать свое беззаконие и тем самым уцеломудрить верных. Поразительно, что святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин, блаженный Феофилакт и другие святые отцы, размышляя о тайне «удерживающего» приход антихриста, называют таковым не только благодать Святого Духа, но и государственный закон. И в это понятие «удерживающего» входит не только христианская государственность, но и всякая государственность, если она не вступает в противоречие с совестью христианина. Государственный закон в этом смысле — как заповедь, перед которою равны и царь, и нищий, они перед законом в равном достоинстве. И путь к покаянию непременно лежит через достижение уровня тех, кто «естеством законное творит». В этом смысл истории Ветхого Завета, здесь «семя Логоса» языческих философий, всего, что предшествовало приходу Христа.  Прежде, чем говорить о благодати, человек должен быть не ниже совести естественного человека. До тех пор, пока человек видит свой остаточный Свет и ненавидит свой грех, даже если он не может оставить его, даже если он в грязи по уши, он еще может покаяться и, значит, может быть прощен. Но если человек снова и снова, отказываясь от Божьего водительства, от совести и разума, данных ему свыше, теряет способность узнавать добро, когда он видит его, если нравственные ценности у него перевернуты так, что зло для него добро, а добро — зло- тогда, даже встретив Христа, он не сознает грех и поэтому не может быть прощен. И это есть грех против Духа Святого. Это страшный грех особенно наглядно может быть виден, когда такой человек, озираясь как вор, стоит со свечкой среди молящихся в святилище Божием. Отлучение от Церкви и анафема, по Патриаршему слову, на этом человеке.

http://radonezh.ru/text/dvadtsat-let-naz...

В этом ряду остаточного света Святая Церковь ставит государственный закон, который имеет Божественный принцип, как власть, которая, по слову апостола Павла, всегда от Бога. Но если кто попирает закон, как утверждает преподобный Исидор Пелусиотский, не говорим, что это от Бога, но говорим, что попущено ему Богом подобно египетскому фараону изблевать свое беззаконие и тем самым уцеломудрить верных. Поразительно, что святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин, блаженный Феофилакт и другие святые отцы, размышляя о тайне «удерживающего» приход антихриста, называют таковым не только благодать Святого Духа, но и государственный закон. И в это понятие «удерживающего» входит не только христианская государственность, но и всякая государственность, если она не вступает в противоречие с совестью христианина. Государственный закон в этом смысле — как заповедь, перед которою равны и царь, и нищий, они перед законом в равном достоинстве. И путь к покаянию непременно лежит через достижение уровня тех, кто «естеством законное творит». В этом смысл истории Ветхого Завета, здесь «семя Логоса» языческих философий, всего, что предшествовало приходу Христа. Прежде чем говорить о благодати, человек должен быть не ниже совести естественного человека. До тех пор пока человек видит свой остаточный свет и ненавидит свой грех, даже если он не может оставить его, даже если он в грязи по уши, он еще может покаяться и, значит, может быть прощен. Но если человек снова и снова, отказываясь от Божьего водительства, от совести и разума, данных ему свыше, теряет способность узнавать добро, когда он видит его, если нравственные ценности у него перевернуты так, что зло для него добро, а добро — зло, тогда, даже встретив Христа, он не сознает грех и поэтому не может быть прощен. И это есть грех против Духа Святого. Это страшный грех особенно наглядно может быть виден, когда такой человек, озираясь как вор, стоит со свечкой среди молящихся в святилище Божием. Отлучение от Церкви и анафема, по Патриаршему слову, на этом человеке.

http://moral.ru/ложь-невыносима/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010