Сортировать по Исключить новости Почему после крещения мы остаемся смертными? Человек смертен. Это следствие первородного греха. В таинстве крещения мы «снимаем» первородный грех. Почему же человек остается смертным? Отвечает Алексей ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской духовной академии 23 октября, 2009 Человек смертен. Это следствие первородного греха. В таинстве крещения мы «снимаем» первородный грех. Почему же человек остается смертным? Отвечает Алексей ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской духовной академии Человек смертен. Это следствие первородного греха. В таинстве крещения мы «снимаем» первородный грех. Почему же человек остается смертным? Наталья   Отвечает Алексей ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской духовной академии: — Уважаемая Наталья! Ваше недоумение понятно. Мнение, будто бы крещение «снимает» первородный грех, попало к нам из католического катехизиса. Духовные школы в России появились только в XVII веке, когда большинство святоотеческих книг еще не было переведено на русский язык, и составители учебников обратились в первую очередь за опытом к католическому и протестантскому богословию, многое заимствовав оттуда некритически. В частности, была усвоена и католическая мысль о том, что первородный грех — это виновность всех людей перед Богом за грех прародителей Адама и Евы и что эта виновность снимается только в крещении. Но это учение противоречит и Священному Писанию, и элементарной логике жизни. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: «Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18, 19-20). Очевидно и другое, что даже по нашим грубым человеческим моральным нормам дети не несут ответственности за преступления своих родителей. В Православии, исходя из учения святых отцов, под первородным грехом (который они называют наследственной порчей, первородным повреждением, а не грехом) подразумеваются возникшие вследствие греха прародителей смертность, тленность и подверженность страданиям нашей человеческой природы.

http://pravmir.ru/pochemu-posle-kreshhen...

(О существе первородного греха и его значении в жизни падшего человека. Об отношении первородного греха к жизни возрождения: о пребывании похоти в возрожденных, степени ее греховности и причине неподсудности) Соответственно двум областям сознательной жизнедеятельности человека – нравственной и правовой, всякий грех, как свободное нарушение закона, а, следовательно, и грех прародителей, может быть, рассматриваем с двух сторон: он есть нарушение закона нравственного и религиозного, поскольку религия, может быть рассматриваема отдельно от нравственности, как явление, принадлежащее области права. Но нарушение закона нравственного привнесло с собою расстройство и в естественную (физическую в обширном смысле – душевную и телесную) природу человека, которое можно назвать злом физическим (ослабление натуральных, духовных и телесных, сил человека, болезни и немощи душевные и телесные и, в конце концов, смерть телесная). Эта сторона первородного греха не требует особого рассмотрения, так как все христианские вероисповедания согласны в признании ее. Второй вид зла, мыслимый в понятии первородного греха, есть зло нравственное, заключающееся в повреждении нравственной природы человека. И так как то, что отличает нравственную сторону человеческого существа от естественной, есть элемент свободы в нем, то и указанный второй вид зла, причиненного грехом прародителей, может быть определен, как извращение человеческой свободы. Но свобода человеческая может быть рассматриваема с двух сторон: материальной и формальной; иначе – она есть, во-первых, свобода действия по внутренним побуждениям, влечениям, склонностям, независимо от всякого насилия или принуждения со стороны и, во-вторых – свобода выбора или самоопределения, которая собственно и отличает человека от прочих живых существ на земле и сообщает первой, материальной стороне человеческой свободы нравственный или этический характер, поскольку от такого или иного употребления ее зависит такое или иное состояние свободы действия. Отсюда и вред, причиненный грехом прародителей нравственной природе человека, должен быть рассматриваем с точки зрения обеих сторон, мыслимых в понятии человеческой свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя началось тотчас по грехопадении прародителей. С этого времени и до призвания Авраама в родоначальники избранного народа все люди были приготовляемы одинаково, т. е. одними и теми же способами и средствами. Но от призвания Авраама до явление Христа Спасителя иначе был приготовляем народ Израильский (преимущественно путем сверхъестественным), иначе все остальные народы, уклонившиеся в язычество. 397 § 68. Период общего приготовления – от Адама до Авраама. Первообетование искупления, как восстановление завета Бога с человеком, – Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя началось откровением людям тайны искупления. По объявлении суда правды Своей над преступниками заповеди, Бог дал падшим и надежду на спасение чрез утешительное обетование о Семени жены, имевшем некогда сокрушить главу змия обольстителя. И вражду положу между тобою и между женою, говорил Бог змию в присутствии обольщенных им, и между семенем твоим и между семенем ее (у LXX – κα ν μσον το σπρματς σου κα ν μσον το σπρματος ατς). Оно будет поражать тебя в голову (Ατς σου τηρσει κεφαλν), а ты будешь жалить (τηρσεις) его в пяту ( Быт.3:15 ). В этом приговоре искусителю содержится благодатное обетование: 1) разрушение союза между искусителем и искушенными, который сам собою образовался через грех человека (через грех человек вошел в согласие с диаволом, сделался рабом греха, – Ин.8:34 ) и которого человек уже не мог расторгнуть собственною силою: вражду положу между тобою и между женою; – 2) продолжения борьбы со злом, как с семенем искусителя (родом злых людей – чад диавола) в избранном потомстве прародителей, как в семени жены: вражду положу... между семенем твоим и между семенем ее; – 3) наконец, решительной победы над искусителем, которая будет одержана семенем жены в лице необыкновенного Потомка прародителей, как вождя и главы всего избранного потомства их: оно будет поражать тебя в голову, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Своеобразие терминологии и особенности изложения мыслей, характерные для всех произведений святого Мефодия, с особой рельефностью проступают на тех страницах его творений, где решаются вопросы, связанные с появлением в мире греха. Грех по своему существу, его происхождение и значение, грехопадение людей и дурные следствия грехопадения – все эти вопросы рассматриваются в творениях святого Мефодия, как правило, вместе с общими проблемами, относящимися к злу и к смерти. При решении возникающих здесь недоумений темы, относящиеся к области теодицеи, нередко переплетаются с ответами на различные вопросы из области философии и космологии, а категории этического порядка обычно трактуются в неразрывной связи с основными богословскими воззрениями. Пожалуй, наиболее часто повторяющимися здесь взаимосвязанными комплексами мыслей должны быть признаны те общие ответы, которые даются на вопрос, откуда явились зло, грех и смерть, и на вопрос, кто во всем этом виноват. Ответственность праотца Адама за первородный грех обычно рассматривается не столько в генетическом плане, где вина прародителя представляется неизбежно тяготеющей над его потомками, сколько в контексте широких типологических обобщений: по мысли святого Мефодия, Адам – не только наш прародитель, от которого произошли все люди, но, прежде всего, образ, тип, воплощение человечества, носитель человеческой природы в целом ее объеме. Вот почему, когда в творениях святого епископа идет речь о первозданном человеке и о его падении, на первом плане оказывается не наследственность греха и вины за этот грех, а своеобразное слияние, идентификация Адама и всех других людей. Именно в силу этой идентификации грех Адама оказывается и нашим грехом («О воскресении» 1, 5, 57; 2, 1–2 и др.). В связи с таким типологическим подходом к проблеме возникновения и распространения греха и зла среди людей находится и то наиболее универсальное определение греха и зла, которое чаще всего встречается у святого Мефодия: грех, как и зло, есть непослушание. В непослушании Богу заключается самое основное, первичное содержание греха и зла: «Только это и есть зло – преслушание» («О свободе воли» 17, 2); «злом я называю преслушание» (там же, 18, 11); «самый тяжкий вред – преслушать Бога» («О воскресении» 1, 38); «грех, получивший начало от этого преслушания, вселился в человека» (там же, 2, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Беседа о честном и животворящем Кресте. Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Крест Христов был предвозвещен и таинственно прообразован от времен древних, и никто никогда не примирился с Богом независимо от силы креста. После прародительского преступления, происшедшего в раю Божием от древа, грех ожил, а мы умерли, и прежде телесной смерти подверглись смерти духовной, состоявшей в удалении души от Бога. И сколько ни жили мы после прародительского преступления, мы жили во грехе и жизнью плотскою: грех же не подчиняется закону Божию, ибо не имеет к тому силы: и те, которые живут по плоти, не могут угодить Богу, почему и Апостол сказал: плоть похотствует на духа, дух же на плоть ( Галат. 5:17 ). Бог же есть дух, истинная благость и добродетель: по образу и подобию Его сотворен и наш дух, но грехом он обезображивается. Посему, каким образом возможно было кому-либо из всех людей угодить Богу духом, и соделаться другом Божиим, когда не был упразднен грех, и не была изгнана жизнь по плоти? Упразднение греха совершено крестом Христовым. Посему один из богоносных отцев наших на вопрос некоего из неверных, верует ли он в Распятого, ответил: „да, в Распявшего грех». Однако, многие друзья Божии были засвидетельствованы Самим Богом и прежде, и после закона, когда еще не был возвещен крест, и царепророк Давид, один из таковых друзей Божиих, говорит: мне зело честни быша друзи Твои, Боже ( Псал. 138:17 ). Как же могли быть друзьями Божиими те, которые жили до креста? Подобно тому как прежде явления человека греха, сына беззакония, т. е. антихриста, возлюбленный Христу Богослов говорит: и ныне есть уже антихрист ( 1Ин. 4:3 ); так и крест существовал у праотцев прежде своего исполнения. Великий Павел яснее поучает нас, как существует антихрист прежде своего явления среди нас, говоря, что тайна его уже деется ( 2Солун. 2:7 ); так и крест Христов существовал у праотцов, еще не явившись, поскольку тайна его уже была в действии среди них. Оставляя ныне Авеля, Сифа, Еноса, Еноха, Ноя и современных им мужей, угодивших Богу, начну с Авраама, который сделался отцом многих народов, иудеев по плоти, нас по вере, – начну с этого отца нашего по духу, удостоившегося первого призвания от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

СВОБОДА Свобода дороже всего на свете Ничто так людям не приятно и не желательно, как свобода. Кто не желает свободиться от работы, от пленения, от темницы? Вси свободу почитают паче всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем. Птицы и прочия безсловесныя лучше изволяют на свободе быть, нежели в неволе и питаться готовою пищею. У всех природное желание и любовь к свободе. Почему никто ничем так не утешается, как свободою (3:425–426). ПРАРОДИТЕЛИ нарушением ЗАПОВЕДИ потеряли свободу и стали рабами ДИАВОЛА По преступлении заповеди Божией в раи, прародители наши, и с ними мы, чада их, все учинилися рабы греха и пленники диавольские, потеряли духовную свободу и царское духовное благородие, подпали греховной тяжкой работе и попали под область диавольскую; и гордился над ними, яко страшный исполин и мучитель над пленными. От сей тяжкой работы и диавольскаго пленения и власти искупил нас Христос, Сын Божий (3:169). Грех сделал человека пленником (4:154, см. ГРЕХ , 454). Грешник не видит своего бедственного положения, но думает, что он свободен (2:30, см. ДУША , 331). Душа, связанная грехами, не имеет своей свободы (4:85, см. ГРЕХ, 267). Свобода духовная и телесная Есть телесная и духовная свобода. Телесная свобода есть, когда человек другому человеку не работает, власти его не подлежит; таковые суть цари и князи, власти земной не подлежащие. Такожде телесная свобода есть, когда человек телом свободен есть, не связан, не скован, не заключен в темнице, и проч. Духовная свобода есть, когда человек от греха и диавольския власти благодатию Божиею освобожден, не попущает греху и диаволу над собою царствовать, противиться страстям и похотям своим, плоть духу покоряет, единому Богу свободным духом служит. Таковый может быть телом раб человеку, связан, окован, в темнице, во узах, в пленении, но духом везде и всегда свободен есть. Духа бо поработить и связать никто не может (3:169). «Раби и крестьяне, господам подчиненные». Вы смиреннии и кроткии овечки Христовы, отсюду утешение свое почерпайте, что ж хотя и называетеся рабами человеческими, но есте свободники Христовы; телом работаете людям, но души ваши свободны от работы греховныя; не имеете свободы и благородия, якоже господа ваши, но души ваши свободою и благородием христианским украшаются. Радуйтеся убо и веселитеся, яко и вас ждет наследие сынов Божиих (4:110).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ВРАГ Сатана – дух лукавый, отступивший от Бога Сатана есть дух лукавый, созданный от Бога добрым, но своею волею отступил от Создателя своего, и тако сделался злым и начальником всякия злобы и греха; аггели его суть такожде духи, созданные от Бога добрыми, но с ним отступили от Творца своего, и суть такожде духи злые и роду человеческому, как и начальник их, весьма враждебные ( 2Пет. 2, 4 ; Иуд. ст. 6; Ин. 8, 44 ) (3:35–36). Диавол – лукавый дух, отступивший от Бога Сатана есть дух лукавый и злый; он создан был от Бога добрым, но с своими единомысленниками от Него отступил, и тако из светлаго сделался темным, и из добраго злым и лукавым. Дела его суть: идолослужение, гордыня, лукавство, ложь, лесть, хитрость, зависть, злоба, хищение, прелюбодеяние, блуд, всякая нечистота, клевета, хула и всякий грех; он бо есть греха изобретатель; он и прародителей наших в раи прельстил, и ко греху и отступлению от Бога привел (5:197). Диавол есть змий адский, змий древний (5:27, см. ГРЕХИ, 291). Грех демона сделал демоном, который был добрым Ангелом (3:288, см. ГРЕХ , 243). Диавол – начальник греха Дела его суть дела темная, грехи и беззакония. Он есть начальник и изобретатель греха, в который и прародителей наших, а с ними и нас лукавством своим вринул и от Бога отвел ( Быт. 3:1–7 ), и в свою темную область ( Деян. 26, 18 ) привлекл (3:36). Начальник и изобретатель ГРЕХА есть диавол, первый отступник со злыми своими аггелами от Бога и Создателя своего: тому бунтовщику и противнику Божию последуют и люди, по образу Божию созданныи и так великою честию, – образом, глаголю, Божиим, – от Бога почтенный, и от Бога, Создателя своего, Отца и промыслителя отступают, которые от произволения своего грешат; и тако из Божиих чад сынами диавольскими делаются, и вместо Божия образа, диавольским образом, как ужасным некиим страшилищем, знаменаются на души; откуду, от диавольскаго сего злаго семени богомерзкие и плоды раждаются и вне являются. Как бо образ Божий носящий, и истиннии христиане, Богу, Отцу своему, от Котораго водою и духом родилися, сообразуются любовию, терпением, милосердием, правдою и прочиими добродетельными: тако образ сатанин в себе имеющии ему подобятся злыми делами: ненавистию, злобою, завистию, лукавством и прочиими. Мерзкий пред Богом начальник греха и предводитель мерзкий и последователи его, бедныи и окаяннии человеки (1:250).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Слово на прославление спасительного Креста, чрез который мы освободились от (следствий) падения прародителя. Императора Льва Мудрого 19 Прежде, когда люди проводили жизнь в невинном веселии и удовольствии, древо было причиной скорби и печали (причиной падения), а теперь священное торжество, созданное древом (креста), как денница, воссияв в мире, разогнало все горести и печали. И, как прежде человек чрез древо лишен был образа Божия, так теперь чрез древо снова приобрел образ Божий и вернулся в свое отечество. Прежде плод древа причинил смерть: теперь Тем, чрез Кого просиял крест, сокрушены смерть и грех , и снова воцарилась невинность. Злой демон воспользовался древом, как приманкой, и обман лишил нас того нравственного образа, который доселе еще не вполне достигнут нами, и печальным образом увлек нас из рая. А милосердый Бог даровал нам древо, как орудие спасения, так что чрез него мы легко можем пленить и усмирить нашего противника: чрез это древо Бог даровал нам средство поселиться не только в раю, но и на самом небе. Горечь креста, которая несколько раньше смущала нас, теперь обращена в сладость; а для демона, который вовлек нас в грех, воистину, обратилась в горечь. Теперь его радость, которою он хвалился, как будто поразил нас неизлечимой болезнью, превратилась и для него самого в яд. Он радовался, когда видел меня изгнанным из рая, а землю – приносящею мне (хотя и по заслуге) терния вместо плодов; но, вот, земля уже не приносит более волчцев и терний и не проклята в делах наших. Ибо самая природа древа, чрез которое столь многое совершилось, доставила мне обилие прекрасных плодов. Теперь произошла полная перемена печали в радость, проклятия – в благословение и терний – в сладчайшие плоды. Осталось неизменным только наказание, которому подвержен враг за то, что по злобе совершил со мною. Змий пресмыкается по лицу земли: добровольно покинув свое божественное достоинство, он уже не может отказаться от той злобы, которая распространяется по земле. Он снедает еще тяжелую землю, которая навлекла на него горести за то, что он старается снова привлечь в тину земную того, кто по глубокому состраданию возведен от земной грязи к блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Грех Прояснив о Боге, необходимо теперь вспомнить о том, что нас с Ним разделяет и удаляет от Него – о грехе. Многие христиане, имеющие большой опыт диалога с мусульманами, убеждены, что такой диалог следует начинать с учения о грехе. В нём коренится одно из главнейших отличий и повод для взаимного непонимания. Ибо если апостолы проповедовали краеугольные истины христианства людям, которые знали, что чистый от нечистого не рождается (ср.: Иов 14:4 ) и что нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл 7:20 ), то мусульмане этого не знают, и этим во многом объясняются расхождения по другим вопросам. Как мусульмане учат о грехе и покаянии? По мусульманскому учению, грех – это нарушение человеком своих обязанностей перед Богом, проистекающее из неведения Божественного закона. В Коране описывается грехопадение прародителей, однако ему не придается общечеловеческого значения: Адам покаялся и был прощен, его неведение было упразднено, грех исчез. После одного из описаний грехопадения автор Корана взывает: “O сыны Адама! Пусть сатана не искусит вас, как он извел ваших родителей из рая, совлекши c них одежду, чтобы показать им их мерзость. Ведь он видит вас – он и его сонм – оттуда, откуда вы их не видите” (Коран 7, 26). Таким образом, каждый человек как бы находится перед тем же выбором, что и Адам, причем в равном с ним положении и с равными возможностями. Первый грех в исламе не мыслится как первородный. “Учение о первородном грехе не согласуется с Кораном… Вера в то, что грехи индивидуально ответственных людей может искупить кто-то другой, противоречит кораническим представлениям о законе, справедливости и человеке” . Мусульманские богословы уверяют, что для спасения человека достаточно узнать откровение Аллаха – Коран, и следовать ему в своей жизни: “Возможность избавления человека и его последующий путь были указаны в Коране и адресованы грешникам, отцам человеческой расы: “Идите отныне вперед, и, если будет вам Мое водительство, тот, кто последует за Мной, не будет более бояться, не будет убогим” (2.38). Этим заявлением Сам Бог предпринимает шаги для спасения человека на пути к праведности. Таким образом… спасение человека происходит исключительно под знаком откровения, и через закон, данный в общении с Богом, лежит путь, которым человек будет следовать, пока знает о нем и видит его” .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

КЛЯТВА I. КЛЯТВА БОЖИЯ ЗА ГРЕХ За грех человек подвергается клятве и вечной казни Страшна клятва, страшен и грех. Клятва вечному осуждению и мучению предает, а ГРЕХ клятве подвергает грешника. Страшно убо грешить и Божий ЗАКОН нарушать, яко ЗАКОН нарушенный клятвою поражает грешника, клятва же вечной подвергает казни. Сладок людям ГРЕХ, но горек плод его. Услышат люди согрешившие и непокаявшиеся: «Идите от Мене, проклятии, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф. 25, 41 ). Убоимся убо, возлюбленне, клятвы, и уклонимся от греха, да не паки подпадем клятве, от которой Христос искупил нас кровию Своею. Лучше все на всякий день терпеть, лучше во всякой болезни и страдании быть, лучше на всякий день биение и мучение страдать, лучше на всякий день умирать, когда то возможно и нужно будет, нежели согрешать, и под клятвою быть (5:10). Через непослушание Адам подпал под клятву (3:71, см. НЕПОСЛУШАНИЕ , 605). Человек вместе с прародителями подвергся клятве и казни (1:22, см. ЧЕЛОВЕК , 1167). Никто не мог исполнить закон, все были под клятвой и осуждением (3:220, см. ЗАКОН, 385). Клятвы законной никто не может избавиться без Христа (3:13, см. СПАСЕНИЕ , 972). Сын Божий избавил нас от законной клятвы (5:9, см. СЫН БОЖИЙ , 1032). Вера освобождает от клятвы (3:17, см. СВОБОДА , 825). Через клятву законную познается немощь (3:13, см. ПОКАЯНИЕ , 721). II. КЛЯТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Духовный слепец не видит греха в суетной клятве. У многих в злый обычай вошло во всяком слове великое и страшное имя Божие примешивать: «Бог-де знает, Бог весть!» Иныи по томужде злому обычаю, что-нибудь говоря, тем же страшным именем клянуться, хотя бы дело самое и не требовало того, как-то: «ей Богу, Бог свидетель, Бог видит, на то Бог, на то Христос»!.. и прочая, и в том своего порока не чувствуют; а как откроют свои внутреннии глаза, увидят, что они тем являют имени Божию великое непочтение. Но таковых Писание обличает, глаголя: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе; не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе» ( Исх. 20, 7 ) (1:53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010