прот. Александр Мень Грехопадение Грехопадение , или первородный грех, событие, которое, согласно Библии, отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу. 1. Библейские свидетельства. 3-я глава Книги Бытия (относимая обычно к яхвистической традиции) описывает Грехопадение как нарушение божественной воли первыми людьми, которые соблазнились словами змея, уверившего их, что, вкусив от запретного Древа, они станут «как боги, знающие добро и зло». Изобличенные в грехе, люди не раскаялись и были изгнаны из Эдема. Их отдаление от Творца привело к тяжким последствиям: к борьбе против человека сил зла (семени змея; см. статью к нарушению гармонии между людьми, а также между человеком и природой. Лишившись доступа к Древу жизни, человек утратил способность к бессмертию. По существу, весь Книги Бытия составляет одно целое с этим сказанием, поскольку рисует картину мятежа человека против воли Сущего и «лавиноподобное увеличение греха» За грехом Адама следует первое братоубийство, которое сделало кровную месть регулятором отношений между людьми ( Быт.4:1–24 ). «Развращение человеков» привело к а столпотворение – к разделению людей. Примечательно, что в других местах Ветхого Завета почти нет ссылок на события Пролога Книги Бытия, и учение о Грехопадении остается нераскрытым. Как правило, мы встречаемся в Ветхом Завете с общей мыслью о греховности человека (см., например, 3Цар.8:46 ; Пс.50:7 ). Первые намеки на событие, описанное в Быт.3 , содержатся в ( Сир.25:27 ) и ( Прем.2:23–24 ). 1 Кн. Еноха (см. статью рассматривает Быт.6:1 сл. как Грехопадение ангелов («сынов Божиих»), которые совратили людей, научив их 3 Книга Ездры и апокрифический Апокалипсис Варуха, написанные в 1 в. до н.э., уже определенно связывают плачевное состояние людей с грехом Адама. Из этого можно заключить, что ветхозаветная доктрина Грехопадения окончательно сформировалась в период. Апостол Павел в дальнейшем углубил и развил это учение. Он не только констатирует трагическое противоречивость человека, колеблющегося между добром и злом ( Рим.7:15 сл.), но и говорит о Грехопадении Адама как о начале всеобщей греховности ( Рим.5:12 ). Адаму, главе ветхого человечества, возжелавшему похитить высшую власть, апостол противопоставляет Иисуса Христа как Второго Адама, умалившего Себя и ставшего Главой нового человечества ( Флп.2:7 сл.). Первый Адам открыл в мир дорогу греху и смерти, Второй даровал человеку вечную жизнь ( 1Кор.15:22, 45–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Д.В. Новиков Скачать epub pdf II. Состояние человека по грехопадении 1. Грехопадение Живя в своем блаженнейшем и прекрасном жилище – раю, человек имел только добрые и соответствующие божественному замыслу силы и проявления души, но, имея свободную личную волю, не был еще окончательно утвержден в добре. Для «упражнения свободы» 45 ему была дана заповедь не вкушать плодов лишь от одного дерева в раю: древа познания. Это упражнение свободы состояло в том, что человек добровольно и непринужденно выбирал жизнь в согласии с волей Божией и, произвольно избирая добродетель, был бы уже непоколебимо утвержден в добре благодатью 46 . Диавол, желая погубить человека, в качестве орудия соблазна использует змия, который, как уже говорилось, был, видимо, очень красивым животным и «его плавные движения радовали глаз». Беседуя через змия с Евою, диавол соблазняет ее вкусить от запрещенного дерева. Она делает это и привлекает к тому же Адама. Грехопадение Адама и Евы оказывается целым комплексом греховных деяний: это и гордость (стать Богом помимо Бога), и неверие (не поверить Богу), и отступничество от Бога и переход на сторону Его врага, и неблагодарность Богу за все Его милости и щедроты. Блаженный Августин называет грехопадение Адама «неизъяснимым» отступничеством, поскольку в природе человека не было никакой предпосылки, даже, можно сказать, никакой возможности падения, и все же – его свободная личность избирает зло. Личность избирает противное своей природе и желает противное своей природной воле! За этим следует впадение в противоестественное состояние. Следует отметить, однако, одно несколько извиняющее человека обстоятельство: в отличие от самостоятельно согрешившего диавола, человек пал в результате обольщения, пришедшего извне, от другого существа. Грех прародителей произвел в человеке и условиях его существования множество последствий, среди которых можно назвать: поврежденность человеческой природы после грехопадения («физические» 47 последствия); всеобщность распространения греха (нравственные последствия);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скачать epub pdf Учение об искуплении, совершенном Иисусом Христом Возможность искупления (спасения) Необходимость освобождения от страдания очевидна для всех людей. Но возможно ли это освобождение? Да, возможно. Зло и страдание не есть первоначальный, сотворенный Богом элемент природы. Источник зла заключается в человеке, в его добровольном уклонении от добра, а не в сущности души человека. У каждого человека, даже у самых закоренелых злодеев, всегда имеется некоторое знание о добре, некое смутное,  но неустранимое томление по идеалу истины и добра. Человек лишь не находит при этом в себе сил творить добро: «Желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу» ( Римл.7,18 ). Остатки добра в человеке и служат залогом возможности спасения человека, т.е. освобождения его от зла и страдания. Грехопадением образ Божий в человеке не был полностью уничтожен, что только бы и могло воспрепятствовать спасению. В отношении спасения в безнадежном положении находится только дьявол и злые духи. Падение дьявола и человека резко отличается по существу. Дьявол пал безусловно сам, исключительно по своей воле; зло зародилось именно внутри него. Человек же пал под влиянием внешнего обольщения, зло было навеяно на него со стороны. Разная сущность падения обусловила и различное последующее нравственное состояние человека и дьявола. Человек почти никогда не бывает сознательным врагом правды и добра; несчастье его в другом – в бессилии осуществить добро. Дьявол же пребывает в состоянии зла совершенно сознательно. Поэтому Бог относится к дьяволу и человеку по-разному. К дьяволу, врагу сознательному, Бог обращен своим правосудием: в Раю изрекается проклятие не на человека, а на дьявола, который осуждается на вечную гибель: дьяволу и ангелам его уготован огонь вечный ( Мф.25,41 ). К человеку же Бог обращен своей любовью, проявлением которой и явилось спасение. Сущность искупления Сущность учения об искуплении состоит в том, что добровольное падение человека в раю было возмещено (выкуплено) добровольною жертвою Сына Божия. И тем самым было восстановлено утраченное человеком вследствие грехопадения благодатное состояние, а также было побеждено зло в самом корне и восстановлена гармония мироздания, также нарушенная грехопадением. То же самое можно сказать короче: нарушенное грехопадением нормальное отношение человека с Богом было восстановлено актом искупления, поэтому искупление называется примирением (искупление­спасение­примирение).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Неделю о Закхее " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Проповедь в Неделю о Закхее "/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие о Закхее. Надо сказать, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет медленно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста. Итак, 19-ая глава Евангелие от Луки, с 1ого стиха и ниже мы находим такие слова: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Иерихон — это был проклятый Богом город. Когда Иисус Навин, пророк Бога, вел войны при вхождении в землю обетованную, то этот город был заклят. Чудесным образом стены его рухнули и как проклятое место он не предназначался для жизни, и никто не должен был там жить, потому, что заклятие было наложено на это место. Но по прошествии столетий люди как бы свыклись с этой мыслию, поселились там, стали жить в этом городе, люди разные, благочестивые, менее благочестивые. Но этот город не казался им уже проклятым. Он казался им не чем не хуже других городов. Тот мир в котором мы с вами живем в результате грехопадения, сама земля была подвергнута Божиему проклятью. Когда наши прародители ослушались Бога, то проклятие легло на землю и все мы видим последствия грехопадения: тлен, смерть, боль, страдания от всевозможных сложных обстоятельств, психические, внутренние духовные переживания, катастрофы, депрессивность. Но в то же время мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. И то, что Он проходит через проклятый город Иерихон, это очень символично. Город в понимании александрийской школы — это душа человека. В результате грехопадения мы все оказались под проклятием греха. И души наши находятся в состоянии близком к адскому. Но Христос готов сойти в ад наших душ и облистать сиянием Божества. И здесь мы видим, как Он проходит через этот город и, далее: и вот некто имени Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он? Закхей был не только мытарем. Он был начальник мытарей. Мытари — это были презренные коллаборационисты, которые перешли на сторону римских оккупантов и собирали подати для врага. Но Закхей не просто мытарь — он начальник этих мытарей. Он наиболее продвинулся в деле диверсионной работы, если хотите в экономическом смысле против собственной страны, собственного народа, собственной земли. Далее мы видим, что к тому же он был маленького роста, такой духовный, физический пигмей. Конечно, верующие люди старались подальше держатся от Закхея. В талмуде сохранились записи, что ближе семи метров не подходить к мытарю. Только, если деньги платить. Потом надо совершать полное омовение в микве. Их презирали, от них боялись оскверниться. Но мы читаем про этого человека: вот некто именем Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он?

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере ноября 2013 Пока молчит змей Среди ветхозаветных текстов более всего загадочны и желанны для осмысления начальные главы книги Бытия, где рассказывается о творении, встрече и благословении Адама и Евы. Попробуем взглянуть на них вне перспективы грехопадения. Среди ветхозаветных текстов более всего загадочны и желанны для осмысления начальные главы книги Бытия, где рассказывается о творении, встрече и благословении Адама и Евы. Попробуем взглянуть на них вне перспективы грехопадения. Загадка первая: Зачем человеку помощник ? Из текста Священного Писания непонятно, для чего Богу понадобилось творить женщину. Первый человек называет зверей и птиц до ее сотворения. Значит, для исполнения царских обязанностей, для возделывания и хранения рая ему не нужен второй человек. Да и было бы странно Адаму — совершенному и наивысшему созданию Господа — испытывать физическую нужду. Библейский текст, безусловно, полемизирует с месопотамскими мифами о сотворении человека. Согласно «Легенде об Атрахасисе» люди были сотворены для того, чтобы снять с богов тяжесть сельскохозяйственных работ. Намек на этот миф проскальзывает в Быт. 2, 5. Но очевидно, что Адам — не помощник Божества. Точно так же в библейском тексте нет ни слова о том, что Адам устает или страдает. Скорбь, связанная с трудом, по библейскому тексту, является следствием грехопадения (Быт. 3, 17). И хотя некоторые христианские авторы, например, Ефрем Сирин, полагали, что Ева была нужна Адаму именно в качестве подсобного рабочего, текстуально это не подтверждается. Адам не нуждается ни в собеседнике, ни в психотерапевте. Вряд ли бы он понял и основную идею экзистенциалистской философии, что «человек существует лишь в открытости другому». Если он и нуждался в общении, то только в общении со своим Создателем. Зачем ему жена? Вопрос этот актуален для всякого христианина мужского пола: вступление в брак — это проявление слабости, поблажка для немощного духом, или у него есть более глубинные основания. Сотворение Евы показывает, что такие основания есть.Синодальный перевод, следуя Септуагинте, вводит нас в заблуждение. Сначала он говорит о божественном намерении сотворить помощника «соответственного» человеку (Быт. 2, 18), а чуть ниже о том, что среди зверей и птиц нет помощника, «подобного» человеку (Быт. 2, 20). В действительности мы имеем дело с переводческой вольностью: один и тот же термин переводится по-разному. Кроме того, оба слова являются не столько переводом, сколько интерпретацией еврейской лексемы neged, что буквально означает «напротив». Так, например, в книге Иезекииля говорится о небесном храме, во внутреннем дворе которого были «ворота, [располагающиеся строго] против ворот северных» (Иез. 40, 23). И «подобие» и «соответствие» являются привходящими признаками требующегося Адаму помощника. Ему нужен тот, кто способен противостоять ему, с кем он может говорить лицом к лицу.

http://aquaviva.ru/journal/poka-molchit-...

РАЗДЕЛ III. О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ Глава 1. Грехопадение и его последствия 1.1. Сущность грехопадения Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (см.: Рим.5:19 ). В связи с этим событием и его последствиями возникает вопрос о соответствии тяжести преступления прародителей и строгости последовавшего за ним наказания. Эта заповедь – запрет вкушения от древа познания добра и зла – по сути является заповедью поста, воздержания. При этом в христианском понимании пост никогда не являлся самоцелью, пост есть приуготовление. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, как «закон для упражнения свободы» 874 , чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором. Таким образом, этот пост являлся не самоцелью, а средством, с помощью которого человек должен был подняться на более высокую ступень совершенства. Но пост, установленный Богом, не мог быть нарушен человеком самовольно 875 . За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается страшный грех, который можно определить как нежелание нести свой крест. Бог не только указал человеку цель жизни – совершенство, но и предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд – физический (возделывать и хранить рай – Быт.2:15 ) и интеллектуальный (наречение имен животных – см.: Быт.2:19–20 ), а также труд постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием, – вкусите... и вы будете, как боги ( Быт.3:5 ) – путь, который в дальнейшем получил наименование магии. Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного. Поскольку первая заповедь в сжатом виде содержала в себе все заповеди, открытые впоследствии через Моисея 876 , грехопадение – это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, среди которых блаж. Августин выделял «поругание святыни... духовное прелюбодеяние... воровство... и алчность» 877 . Центральное место среди них занимает гордость, т. е. такая установка сознания, когда весь мир начинает восприниматься человеком в эгоцентрической перспективе, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным установлениям, а значит и Самому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Скачать epub pdf Псалом 21 Ст. 1. В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду. Первый стих псалма, составляющий надписание его, указывает на пророческий смысл сего псалма, именно: он «предвозвещает, – по словам блж. Феодорита, – страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшее сидящим во тьме» с. 94]. Воплотившееся Единородное Слово Божие, Господь Иисус Христос, «Восток свыше» ( Лк.1:78 ), воссияв в воскресении Своем, «зело заутра» ( Мк.16:2 ), освободило людей от ночи неведения и темноты дьявольской. Это и означает надписание псалма – о заступлении утреннем. Такой смысл надписания подтверждается и сходным с ним выражением стиха 20-го сего псалма, где пророк, изобразивший вопли и страдания человеческого рода, в лице страдавшего Христа Спасителя, взывает о помощи Божественной и говорит: Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене: на заступление мое вонми. Пс.21:2 Боже, Боже мой, вонми ми, Вскую оставил мя еси; далече от спасения моего словеса грехопадений моих. Начальные слова сего псалма особенно всем нам знакомы: мы нередко слышим из Святого Евангелия ( Мф.27:46 ), как произнесенные Самим Господом нашим Иисусом Христом во время Его крестных страданий. И этим яснее всего подтверждается сказанное выше, что псалмопевец в псалме сем, под образом собственных страданий и воплей, пророчески изобразил страдания и вопли рода человеческого в лице воплотившегося и пострадавшего за оный Христа Спасителя. Невыносимая тяжесть этих страданий, воспринятых незаслуженно и добровольно, не могла не устрашить человеческую природу Христа. Страх смерти приводит Его как бы в сомнение о помощи Божией; Он как бы уже не надеется на помощь Отца Небесного и представляет Себя совершенно оставленным, а потому и говорит: «Вскую оставил Мя еси»; но представляя Себя беспомощным и оставленным (одиноким), Он не предается отчаянию, а вопиет молитвенно и громко: «Боже мой, Боже мой, почто Мя оставил еси» ( Мк.15:34 )? Слова сего стиха: вонми ми (внемли мне) в русском издании Псалтири, по переводу с еврейского языка, поставлены в скобках; это означает, что слов этих нет в еврейском подлиннике. Священные толковники думают, что слова: вонми ми внесены LXX переводчиками псалмов на греческий язык для дополнения или пояснения речи. Богочеловек Иисус Христос добровольно и единственно по человеколюбию Своему воспринял на Себя тяжесть крестных страданий и смерти, заслуженных грехами всего рода человеческого, и грехи эти так велики и многочисленны, что совершенно удалили людей от спасения: самый рассказ, или слова о грехах человеческих, словеса грехопадений показывают, как далек человек от спасения. И это-то отдаление человека от его спасения, которое восхотел совершить Сам Единородный Сын Божий; воплотившийся и вочеловечившийся ради его спасения, и побуждает его с псалмопевцем воскликнуть: далече от спасения моего словеса грехопадений моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Введение В начале нашего исследования мы определяли нашу цель как, с одной стороны, раскрытие происхождения, структуры и назначения и в целом - природы человека, а с другой, как попытку показать те основы православного богословия, которые могут сделать его сегодня полезным миру. Сказанное об образе Божием в первой главе освещает первый вопрос; и относится это к естественному состоянию человека. Но исчерпывающего ответа это не дает, поскольку на опыте мы видим, что историческая реальность слишком сильно отличается от той, которая задается сотворением человека по образу Божию. Христианское миросозерцание объясняет это неестественностью состояния, в котором человек оказался после падения и в котором протекает вся человеческая история. Теперь нам предстоит изучить это состояние. Подобно и второй вопрос был частично затронут в первой главе, которая как бы оправдала самое стремление к познанию, совершенству, справедливости, свободе и т.п. как естественную потребность иконичной природы человека. Но и здесь опыт показывает, что человек не достигает желаемого. Христианство не относит это ни к принципиальной невозможности для человека достичь искомого, ни к неправомерности желания, а лишь к тому, что поиск ведется с неправильной точки отсчета и в ошибочном направлении. Неверная исходная позиция - это нежелание признать неестественность своего положения, а неправильное направление - поиск естественного посреди неестественного. Естественное для себя благо человек может обрести, во-первых, в его подлинном источнике и, во-вторых, при максимальном использовании всех сил своего естества. Святоотеческое учение о природе человека строится на двух фундаментальных положениях. Это как бы мост на двух столпах, одним из которых является учение об образе Божием, а вторым - весьма существенное указание на " кожаные ризы " , дающее правильное понимание состояния человека по грехопадении. Назначение " кожаных риз " нельзя сводить лишь к выживанию человека в тех противоестественных условиях, в которые его ввергло падение, и возвращению его к тому, что по образу. Они служат и раскрытию внутреннего потенциала последнего, чем человек достигает Самого Образа. Таково значение этого второго момента библейского откровения о сотворении человека, а именно, что Бог по грехопадении первых людей по состраданию к ним " одел их ... в одежды кожаные " (Быт. 3,21). Очевидно, что настоящее исследование должно уделить самое серьезное внимание святоотеческому учению об этом вопросе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава XI Осуждение Богом на погубление животных, птиц и гадов в водах потопных. Вопрос о расстройстве видимой одушевленной и неодушевленной природы по грехопадении человека. «Проклятие Божие» земли за грех человека; что принесло собою это проклятие Богом земли? Земля и все, кроме человека, царства земной жизни в отношении к земле. Выводы. В чем явилась суета твари? Мир как космос. Видимая природа и царства ее в отношении к человеку падшему. Видимая природа сама в себе и в своих царствах: неодушевленная и одушевленная жизнь в видимой природе. Есть ли зло в царствах природы? Выводы и заключения. Человек и царства природы. Стон жизни и страда жизни. Выводы. Вместе с человеком Господь, как свидетельствует Св. Писание, осудил на погубление в допотопном мире царство животных, птиц и гадов, исключая тех представителей родов и видов оных, которых Ной, по повелению Божию, взял в ковчег: «...истреблю с лица земли , – говорит Господь, – ...от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» ( Быт.6:7–17 ). Этот суд Божий, произнесенный над царствами неразумных земных существ за вину и нравственное растление человека, ставит пред нами вопросы: действительно и в каком отношении видимая одушевленная и неодушевленная природа подверглась расстройству после грехопадения человека? Так называемое физическое зло есть ли зло на самом деле? Что мыслить о суете твари, находящейся, как говорит Апостол Павел, «в работе нетления» , совоздыхающей и соболезнующей доныне «за повинувшего ю» , т.е. за человека? ( Рим.8:20–22 ) Что видимая природа, в данном случае земля с ее стихиями, стала находиться в иных отношениях к человеку, по его грехопадении, чем какие должны и могли быть к нему несогрешившему, и что пользование человека землею и тем, что с нею соединено, подверглось изменению в неблагоприятном и худом для человека смысле, на это ясно указывает Св. Писание, свидетельствуя, что земля подверглась проклятию Божию за грех человека: «...проклята земля за тебя, – сказал Господь Бог согрешившему человеку, – со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт.3:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Неллас Панайотис Содержание Введение 1. Основное антропологическое содержание 2. Преображение созданных по образу Божию сил в " кожаные ризы " 3. Двухсторонний характер кожаных риз 4. Антропологическое и космологическое измерение двусторонней реальности " кожаных риз " Смерть Закон Брак Деятельность в мире Введение В начале нашего исследования мы определяли нашу цель как, с одной стороны, раскрытие происхождения, структуры и назначения и в целом - природы человека, а с другой, как попытку показать те основы православного богословия, которые могут сделать его сегодня полезным миру. Сказанное об образе Божием в первой главе освещает первый вопрос; и относится это к естественному состоянию человека. Но исчерпывающего ответа это не дает, поскольку на опыте мы видим, что историческая реальность слишком сильно отличается от той, которая задается сотворением человека по образу Божию. Христианское миросозерцание объясняет это неестественностью состояния, в котором человек оказался после падения и в котором протекает вся человеческая история. Теперь нам предстоит изучить это состояние. Подобно и второй вопрос был частично затронут в первой главе, которая как бы оправдала самое стремление к познанию, совершенству, справедливости, свободе и т.п. как естественную потребность иконичной природы человека. Но и здесь опыт показывает, что человек не достигает желаемого. Христианство не относит это ни к принципиальной невозможности для человека достичь искомого, ни к неправомерности желания, а лишь к тому, что поиск ведется с неправильной точки отсчета и в ошибочном направлении. Неверная исходная позиция - это нежелание признать неестественность своего положения, а неправильное направление - поиск естественного посреди неестественного. Естественное для себя благо человек может обрести, во-первых, в его подлинном источнике и, во-вторых, при максимальном использовании всех сил своего естества. Святоотеческое учение о природе человека строится на двух фундаментальных положениях. Это как бы мост на двух столпах, одним из которых является учение об образе Божием, а вторым - весьма существенное указание на " кожаные ризы " , дающее правильное понимание состояния человека по грехопадении. Назначение " кожаных риз " нельзя сводить лишь к выживанию человека в тех противоестественных условиях, в которые его ввергло падение, и возвращению его к тому, что по образу. Они служат и раскрытию внутреннего потенциала последнего, чем человек достигает Самого Образа. Таково значение этого второго момента библейского откровения о сотворении человека, а именно, что Бог по грехопадении первых людей по состраданию к ним " одел их ... в одежды кожаные " (Быт. 3,21). Очевидно, что настоящее исследование должно уделить самое серьезное внимание святоотеческому учению об этом вопросе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/428/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010