Монастырь и школа, основанные прп. Бренданом, были закрыты королем Генрихом VIII. В 1641-м году собор был сильно поврежден и восстановлен лишь 100 лет назад. Сегодня его снова посещают паломники. Резные фигуры ангелов в соборе Св. Брендана в Клонферте, Ирландия Знаменитая дверь в Клонфертском соборе Св. Брендана в Ирландии Преподобный учредил значимый духовный центр в Ардферте («Холм чудес» – ныне деревня близ города Трали) на севере Керри. Этот монастырь сгорел в 1089-м году, а после его реконструкции новый пожар положил конец монашескому поселению в 1151-м году. Сегодня над Ардфертом возвышается частично сохранившийся кафедральный собор XII века, освященный в честь Прп. Брендана. Крыша величественного собора уничтожена во время Ирландского восстания 1641–1652 годов , но южный трансепт был расширен и восстановлен к концу того же неспокойного XVII века. Хотя в соборе богослужения не проводятся, он славится красивыми украшениями, средневековыми витражами, статуями церковных деятелей и пр. Рядом сохранились (хотя не полностью) две значимые церкви XII и XV веков. В Ардферте действует римо-католический приход Св. Брендана Мореплавателя. Здесь также существовал католический францисканский монастырь в Средние века. Ардферт был центром епископской кафедры до 1660 года. Высеченные фигуры ангела и дракона в соборе Св. Брендана в Клонферте В деревне Аннадаун («болото крепости») графства Голуэй, где прп. Брендан основал еще один монастырь на земле, пожалованной королем, а также женскую обитель для своей сестры Бриги, хорошо сохранились руины средневекового католического монастыря и собора Св. Брендана. История места слабо задокументирована, но известно, что в XII веке здесь был значимый духовный центр и имелась епископская кафедра. Католический собор Св. Брендана в г. Лохрей, Голуэй, Ирландия В городе Лохрей (Loughrea; «Серое озеро») ирландского графства Голуэй действует построенный 100 лет назад католический собор Св. Брендана. В городке Бантри (Bantry) графства Корк действует храм Св. |
Подписание Великой хартии вольностей не завершило политический кризис. Не доверяя королю, Л. отказался передать ему стратегически важный Рочестерский замок и (вопреки приказу папы, который был издан еще до подписания Великой хартии вольностей) подвергнуть отлучению мятежных баронов. Этот отказ дал повод сторонникам короля Пьеру де Рошу, еп. Уинчестера (1205-1238), и папскому посланнику Пандульфу (с 1215 епископ Нориджа) объявить об отстранении Л. от обязанностей архиепископа. Л. отправился в Рим, однако из-за запрета на служение оказался там практически в полной изоляции и не принял участие в Латеранском IV Соборе (11-30 нояб. 1215). Возможно, уже в нач. 1216 г. он был формально восстановлен в правах архиепископа, но лишь весной 1218 г. получил от папы Римского Гонория III (1216-1227) разрешение вернуться в Англию. О его деятельности в период 2-го изгнания практически ничего не известно; существуют косвенные свидетельства, что он некоторое время преподавал в Париже. В Англии после смерти кор. Иоанна Безземельного (19 окт. 1216) трон наследовал его малолетний сын Генрих III (1216-1272), регентом при нем стал Вильгельм Маршал, гр. Пембрука († 1219); заметными фигурами в политической жизни были также юстициарий Губерт де Бург († 1243), Пьер де Рош, еп. Уинчестера, и папский легат кард. Гуала Биккьери († 1227). По-видимому, возвращение Л. в Англию было связано с болезнью гр. Вильгельма Маршала, также в это время завершились легатские полномочия кард. Г. Биккьери (осенью 1218 его сменил на этом посту Пандульф, еп. Нориджский). В первые годы после возвращения в Англию Л. играл второстепенную роль в гос. управлении, занимаясь гл. обр. церковными делами. В 1219 г. он входил в комиссию по расследованию посмертных чудес Гуго, еп. Линкольна († 1200; 18 февр. 1220 канонизирован папой Гонорием III). Много внимания Л. уделял подготовке празднования юбилея мученической смерти Фомы Бекета, назначенного (в соответствии с ветхозаветным толкованием понятия «юбилей») на 7 июля 1220 г. В связи с этим была сооружена новая гробница Фомы Бекета и расширен архиепископский дворец в Кентербери. В том же году (17 мая) Л. повторно короновал Генриха III в Вестминстерском аббатстве (его 1-ю коронацию из-за вторжения в страну французского принца Людовика (впосл. кор. Людовик VIII) и изгнания архиепископа Кентерберийского совершил в Глостере 28 окт. 1216 кард. Г. Биккьери в сослужении нескольких английских епископов). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Печать ордена. XIII в. Прорисовка [Лат. gladiferi, ensiferi; средневерхненем. Gotes rittere, swertbrüdere; нем. Schwertbrüderorden; офиц. название - Братья воинства Христова в Ливонии; лат. Fratres milicie Christi de Livonia], духовно-рыцарский католич. орден, действовавший в Прибалтике в 1202-1237 гг. Братья-рыцари носили белые плащи с изображением красного креста и расположенного под ним красного меча, обращенного острием вниз, в связи с чем и получили название «меченосцы». В 1237 г. орден М. со всеми владениями был инкорпорирован в состав Тевтонского ордена . Основан в 1202 г. монахом-цистерцианцем Теодерихом (Дитрихом) Трейденским с разрешения еп. Риги Альберта Буксгевдена (1199-1229) для защиты христ. общины в Ливонии и военной поддержки еп-ства. В отличие от европ. крестоносцев, приезжавших в Ливонию на ограниченный срок для исполнения крестоносного обета и затем возвращавшихся в свои страны, новый орден должен был составить постоянное войско при епископе Риги. По предположению немецкого исследователя Ф. Беннингховена, в качестве основателей ордена выступили 10 рыцарей, родом в основном из Сев. Германии: Венно (Винне), Арнольд, Викберт фон Зоэст, Бертольд, Гартмут, Фольквин (Вольквин), Рудольф фон Кассель, Рутгер (Рюдигер), Эвергард и Константин. В 1202-1204 гг. папа Римский Иннокентий III (1198-1216) утвердил новый орден, даровал рыцарям устав ордена тамплиеров и пожаловал в качестве отличительного знака крест и меч. Однако в отличие от тамплиеров, подчиненных непосредственно папе Римскому, М. находились под руководством епископов Риги. Первый конвент ордена был основан в Риге (подворье св. Георгия), там же впоследствии находилась резиденция магистров. Первым магистром М. был избран Венно (1204-1209). М. потребовалось несколько лет с момента образования для консолидации сил и организации жизни братьев в рижском конвенте, прежде чем они начали принимать участие в военных походах. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОЯН (Иоанн, Иоанница; † 1207), болг. царь (1196-1207). Младший из 3 братьев, основателей династии Асеней (уменьшительные имена, под к-рыми он известен - Иоанница и Калоян, т. е. «добрый Иоанн»). После заключения его старшими братьями Иоанном I и Петром мирного договора с Византией в 1188 г. К. был взят в качестве заложника визант. имп. Исааком II Ангелом (1185-1195) в К-поль. Вернувшись в Болгарию, стал соправителем старшего брата, Иоанна I, а после его убийства (1196) - соправителем Петра. Вступив на престол после гибели Петра и объединившись с родственниками Алексием (Иванко) и Добромиром Хрисом, К. объявил войну визант. имп. Алексею III Ангелу. Вначале К. потерпел поражение, но привлек половцев, родственников жены, и в условиях обострившегося противостояния Византии с Западом в 1202 г. заключил мирный договор с К-полем. Для укрепления международного положения Болгарии К. просил Рим признать законность его власти. Но получив в кон. 1199 г. ответ Римского папы Иннокентия III (1198-1216), болг. царь неск. лет не принимал выдвинутые папой условия - признать юрисдикцию Рима над Болгарской Церковью. Однако после заключения мира с греками и обострения отношений с Венгрией К. в 1202 г. направил в Рим еп. Браничевского Власия, диоцез к-рого находился на оспариваемой венграми территории, и попросил «царскую корону и достоинство, какие имели наши древние цари». Посольство также везло письмо главы Болгарской Церкви архиеп. Василия, выражавшего готовность перейти под папскую юрисдикцию в случае удовлетворения просьбы болг. царя. Первое посольство не достигло Рима, но 2-е, в составе пресв. Константина и конюшего Сергия, в кон. 1202 г. передало письма Иннокентию III и получило на них положительный ответ. В письме от 10 сент. 1203 г. К. впервые назван «светлым царем болгар и валахов», при этом папа желал его потомкам унаследовать не только царство, но «преданность апостольскому престолу на вечные времена». Подобное письмо было доставлено и Тырновскому архиеп. Василию, а прибывший в Тырново (ныне Велико-Тырново) осенью 1203 г. капеллан Иоанн Каземаринский вручил ему епископский паллиум. |
К наиболее интересным относятся соборы св. Брендана в Ардферте, гр. Керри (XII в., сохранился частично), с повышенным центральным порталом, св. Кронана в Роскри, гр. Типперэри (XII в.), с высоким центральным щипцом, близким ц. Сен-Пьер-де-ла-Тур в Ольнэ-де-Сентонж, Франция (ок. 1120–1140) и собору Сен-Пьер в Ангулеме (1110–1128), наконец, в ц. в Килмалкедаре, с имитацией внутренней аркатуры. Под влиянием Кашела распространяется плоский резной орнаментальный декор порталах, один из ранних примеров — храм в Киллешине, гр. Лиишь (сер. XII b.). На архивольтах преобладают зигзагообразные орнаменты (собор в Туаме, гр. Голуэй, 1184), мотив человеческих голов, возможно, скопированных с реликвариев ( Henry. 1970. Р. 161; напр., в церкви в Дисерт О’Ди, гр. Клэр, портал XII b. реконструирован), головы животных (церковь женского мон-ря в Клонмакнойсе, ок. 1180, собор св. Фланнана в Киллало, гр Клэр, между 1195 и 1225). Иногда в камень переводятся мотивы металлических ювелирных изделий т. н. ирландско-урнесского стиля («викингская плетенка»), напр., в том же Киллешине или на портале собора в Килморе, гр. Каван. Апогеем развития формы стал портал собора в Клонферте, гр. Голуэй (после 1167), щипец к-рого достигает почти 10 м и украшен несколькими рядами человеческих голов. Фигуративные сцены («Страшный суд»?) есть только на фасаде храма в Ардморе, гр. Уотерфорд (ок. 1200?); по стилю они напоминают резьбу каменных крестов в примитивном варианте. В целом, зачастую пышный декор гиберно-романских памятников как бы противопоставлен аскетизму распространявшейся параллельно цистерцианской архитектуры. Готика. Распространение готики во многом связано ссозданием обширной сети городов после английского завоевания. В течение XIII b. готические здания часто возводились непосредственно англ. мастерами или местными мастерами, ориентированными на англ. образцы. Первые построенные англо-нормандцами церкви были еще позднероманскими, и первые готические элементы отчетливо проявляются на поколение позже, в 1-й пол. |
Так перекрывались церковь в Килмалкедаре, ц. св. Фланнана в Киллало (графство Клэр; нач. XII в.), т. н. капелла Кормака в Кашеле (графство Типперэри; 1127-1134) и, вероятно, «Дом св. Молассе» на о-ве Девиниш (кон. XII - нач. XIII в.). Подобные каменные кровли изредка встречаются и позже, вплоть до XVII в. (церковь в Холливуде, графство Уиклоу). Архитектурный декор был минимальным: примитивные порталы, простейшие скульптурные украшения (кресты и т. п.). На территории И. сохранилось более 60 круглых башен (cloicmhech - колокольный дом). Как следует из названия, они использовались в качестве звонниц, а также для хранения ценных вещей, реликвий и т. п. В случае необходимости в них прятались от врага, но оборонительная функция не была основной (башня в Клонмакнойзе, 1124). Самой высокой (34,28 м) является башня в Килмакдуа (графство Голуэй), еще 9 башен превышали 30 м; сохранившиеся целиком или почти целиком имеют среднюю высоту 29,5 м (не исключено, что высота определялась следованием 100-футовому (30,5 м) образцу; см.: Ibid. P. 733-734). Башни представляют собой почти правильный цилиндр (средний диаметр 6 м), немного сужающийся кверху и имеющий коническое каменное завершение. Фундаменты неглубоки (2-3 м), вероятно, поэтому башни часто падали (в Клонарде, графство Мит, в 1039) или наклонялись (в Килмакдуа). Двери во всех башнях (кроме 2) расположены на 3 м выше уровня земли. Этажи (до 7) имели деревянные полы и освещались, как правило, одним окном; лишь на верхнем этаже окон могло быть до 4. В источниках башни упоминаются с X в. (запись под 950 г. в Ольстерских анналах о сожжении дублинскими скандинавами колокольни в Слане). Деревянных предшественников башен или хотя бы сведений о них не обнаружено. Самая поздняя башня построена в 1238 г. в Аннадауне (графство Голуэй); большая часть сохранившихся башен относится к XII в. Среди наиболее интересных по архитектуре - башня в Ардморе (графство Уотерфорд; XII в.), отличающаяся высоким качеством кладки и оформлением каждого этажа карнизами. Генезис этого типа построек в И. неизвестен. В наст. время преобладает мнение о континентальном происхождении башен (ср. цилиндрические колокольни Равенны или каролингские лестничные башни), к-рые могли распространиться по И. вслед за появлением в к.-л. почитаемом церковном поселении, возможно в Арма, где возведение подобного сооружения могло означать, что эта община претендовала на первенство среди церквей Ирландии ( Stalley. 2005. P. 733). На распространение цилиндрической формы могла повлиять и традиция круглых в плане жилых сооружений; если в И. они зафиксированы в ульевидной форме, то в Шотландии были и башнеобразными, достигая в высоту более 13 м (брох в Мусе, Шетландские о-ва; 200 г. до Р. Х.- 100 г. по Р. Х.). |
На протяжении 5 лет будущий святой рос и воспитывался в Киллиди, постигая азы христианства; он сохранил любовь и почтение к святой наставнице на всю жизнь. После Киллиди Брендан перешел в Туам (Tuam) нынешнего графства Голуэй, где святой Ярлат (Jarlath; память: 6 июня) основал знаменитые монастырь и школу. Затем преподобный стал учеником великого святого Энды на острове Инишмор (Enda of Inishmore; память: 21 марта). После этого прп. Брендан некоторое время подвизался в монастыре Клонард (Clonard) нынешнего графства Мит, обучаясь под руководством прп. Финиана (Finnian; память: 12 декабря) или одного из его преемников. Прп. Брендан Мореплаватель (как и его святой тезка, прп. Брендан Биррский из Оффали, чей день памяти – 29 ноября) считается одним из «двенадцати апостолов Ирландии», каждый из которых обучался в Клонарде. По преданию, прп. Брендан также учился монашеской жизни в Уэльсе – у прп. Гильды Мудрого (Gildas), или у прп. Кадока в монастыре Лланкарван (Cadoc of Llancarfan), славившемся ученостью братии. Монашеские традиции Ирландии и Уэльса той эпохи были очень близки. Основание монастырей в Ирландии Крест рядом с Ардфертским собором, графство Керри, Ирландия Пройдя школу монашеской жизни у знаменитых отцов, прп. Брендан принял постриг, сан иеромонаха и отправился на запад своей родины Ирландии – строить храмы, проводить обширную миссионерскую деятельность и духовно окормлять соотечественников, уверовавших во Христа. Биографы Брендана свидетельствовали, что он всегда вел строгую подвижническую жизнь и стяжал славу чудотворца. Он отличался необычайным рвением в молитве, крайним воздержанием, великим смирением, милосердием и любовью ко всем. Преподобный учредил немало монастырей в Ирландии и Шотландии, которую неоднократно посещал. Самым известным основанным им монашеским центром был Клонферт (Clonfert) на западном берегу реки Шаннон, на месте ирландского графства Голуэй. Клонфертский монастырь, построенный Бренданом около 559 года, стал знаменит на всей территории Ирландии. |
Местные жители верят, что их любимый святой захоронен на вершине этой горы, где сохранилась часть древнего каменного строения, напоминающего гроб. Вершина часто бывает окутана туманом. Гора находится в конце древнего христианского паломнического маршрута «Путь святых» (The Saints’ Road), который возрождается в наши дни. По пути встречается несколько маленьких крестов белого цвета, а наверху паломников встречает большой металлический крест. Со склонов и вершины открываются виды на озёра Патерностер («Отче наш») и окрестности. У подножия горы стоит деревня с названием Брандон – тоже в честь святого. Стоит упомянуть две великие древнехристианские святыни, находящиеся в непосредственной близости от горы Св. Брендана на полуострове Дингл. Во-первых, это часовня Галларус (Gallarus Oratory) – отлично сохранившаяся великолепная ранняя каменная часовня, в древности использовавшаяся либо для укрытия паломников, либо для захоронений. Во-вторых, древнее монашеское место Килмалкедар (Kilmalkedar), где проводятся археологические раскопки. Возможно, основателем этого монастыря или скита был Брендан. Сохранились каменная церковь, часовня или келлия, крест, святой источник, камень с огамической надписью , солнечные часы и др. Часовня Галларус на полуострове Дингл, графство Керри, Ирландия Англиканский собор Св. Брендана в Клонферте, Голуэй В деревне Клонферт («могильный луг») графства Голуэй, где прп. Брендан основал монастырь и школу, находится англиканский собор Св. Брендана. Община монахов, основанная Бренданом, просуществовала до XVI века, хотя в 1016-м году монастырь был разорен викингами и дважды горел в XII веке. Нынешний маленький собор датируется 1180-м годом, хотя алтарь и красивое восточное окно более ранние. В нем сохранилось немало древних памятников. Самой примечательной деталью является 850-летняя западная дверь в романском стиле с многочисленными резными украшениями. На алтарной арке видны фигуры ангелов XV века и даже русалка. От древнего монастыря сохранилась аллея 1000-летних тисов рядом с собором. |
Еп-ство Килмакдуа, к-рое охватывало незначительную территорию в юж. части совр. графства Голуэй, было небогатым. После Реформации на землях, населенных гл. обр. ирландцами, протестантизм не получил распространения; с 1625 г. протестантское еп-ство Килмакдуа было присоединено к еп-ству Клонферт. В годы войны за независимость Ирландии (1641-1653) укрепились позиции католич. духовенства. По указанию еп. Хью Берка (1647-1653?) был восстановлен кафедральный собор, пришедший в упадок из-за господства протестантов, однако после вторжения войска О. Кромвеля епископу пришлось бежать из страны. С этого времени еп-ством Килмакдуа управляли апостольские викарии. В 1883 г. территория диоцеза была включена в состав католич. еп-ства Голуэй, Килмакдуа и Килфенора. В Килмакдуа сохранился храмовый ансамбль: руины 5 церквей, круглая башня (считается самой высокой в Ирландии (34,28 м)) и укрепленная резиденция епископа или аббата (XIII в.). Соборная церковь была возведена скорее всего в X-XI вв. и впосл. подвергалась перестройкам (в XV в. сооружены алтарная часть, ризница и трансепты). Среди вмурованных в стену фрагментов заалтарного образа есть рельефное изображение епископа в митре и с посохом, подписанное: «Св. Коломан, покровитель всего диоцеза Килмакдуа». В надписи на надгробии семейства О " Шонесси (1646) упоминается о «св. Коломане, или Мак Дуахе, покровителе этой славной соборной церкви» (J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 1910. Vol. 6. P. 175-177). Близ собора сохранились руины небольших церквей св. Иоанна Крестителя (XII в.?) и Пресв. Девы Марии (нач. XIII в.); к XIII в. относится церковь августинского мон-ря (т. н. церковь О " Хейна). К юго-западу от собора находятся остатки «малого храма Мак Дуаха» (Teampuil Beg Mic Duagh). Англикан. еп. Р. Покок, посетивший Килмакдуа в 1752 г., записал предание о том, что К. был похоронен в этой церкви, но впосл. мощи святого были вывезены в Огрим (Pococke " s Tour of Ireland in 1752/Ed. G. T. Stokes. Dublin, 1891. P. 108-110). Предположение Фахи о том, что Роджер О " Шонесси забрал мощи К. |
Согласно родословиям ирл. святых, отец К., Дуи (Дауи), принадлежал к роду И Фиахрах, происходившему от легендарного верховного правителя Ирландии Эохайда Мугмедона (К. был его потомком в 8-м поколении). Родственник К. Гуайре (Гуаре Адне) († 663) был правителем обл. Коннахт; он принадлежал к юж. ветви рода И Фиахрах (И Фиахрах Адне), владения к-рой находились в юж. части совр. графства Голуэй. Правитель был известен своей щедростью, оказывал покровительство поэтам, ученым и клирикам (напр., св. Камину ) ( Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 84, 237-244). О встрече К. и Гуайре повествуется в сказании, которое Дж. О " Кифф предположительно датировал X в. (изд.: O " Keeffe. 1904; Stokes. 1905. P. 372-377). Удалившись в пустынную местность Боренн (Баррен - карстовый ландшафт в сев. части совр. графства Клэр), К. и его ученик вели отшельнический образ жизни, но соблюдали устав общежительного мон-ря. По прошествии 7 лет в день Пасхи К. велел ученику приготовить праздничную трапезу. В это время у правителя Гуайре в крепости Дурлас (Дерлус; близ совр. сел. Кинвара, графство Голуэй) начинался пир. При виде огромного котла с тушами свиньи и бычка Гуайре подумал, что ему следовало поделиться едой со служителями Церкви (в тексте говорится о Кели Де ). Внезапно невидимые ангелы перенесли котел в пустынь, где К. после 6-го часа (medhón lae) собирался приступить к трапезе. На вопрос святого, откуда появился котел, ангел ответил, что пища дарована ему благодаря великодушию Гуайре. Тем временем правитель, пораженный исчезновением съестного, погнался за котлом, уносимым ангелами, по равнине Адне. Достигнув жилища отшельников, Гуайре удивился аскетическим подвигам К. и подарил ему 60 молочных коров с пастухами и доярками (cona mblightheóirib). К. основал церковь, названную в его честь (древнеирл. Cell Meic Duach - церковь сына Дуи), и стал св. покровителем «всего Адне и потомства Гуаре, сына Колмана, с того времени до Судного дня» (conidh leis iarumh Aidhne uile clann Guaire mic Colmain o sin go brath). О чудесной встрече К. и Гуайре сообщалось также в одной из версий комментария к Мартирологу Оэнгуса ( Colgan. 1645. P. 244-245); в XII в. этот сюжет был использован в предании о кор. Доннхаде О Бриане и насельниках обители Скеллиг-Майкл ( Breatnach P. A. Medieval Traditions from West Munster//Studia Hibernica. 1977/1978. Vol. 17/18. P. 67-69). |
| |