Глава 10 1–5. Обличение Израиля и возвещение предстоящего ему наказания. Ос.10:1 . Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвен­ники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры. Пророк хочет сказать, что чем более Израиль получил милостей от Бога, тем более забывал он Бога и привязывался к идолам. Вместо слов русск. текста «украшают они кумиры» (mazzeboth) в слав. «возгради капища», евр. mazzeboh означает статуя и в данном месте, вероятно, статуя Ваала. Ос.10:2 . Разделилось сердце их, за то они и будут нака­за­ны: Он раз­рушит жертвен­ники их, сокрушит кумиры их. «Разделилось сердце их», т. е. разделилось между Богом и Ваалом, стало лживым. LXX евр. chalak (libbam) читали во множ. ч. ; отсюда в слав.: «разделиша сердца своя». Ос.10:3 . Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Го­с­по­да; а царь, – чтó он нам сделает?» Обыкновенно комментаторы относят речь пророка в 3 ст. к будущему. Постигнутые бедствиями Израильтяне скажут: «нет у нас царя», который помог бы нам; если мы не боялись Господа, то что может сделать для нас царь? При этом, многие толкователи (Шегг, Кнабенб., Шальц) под царем, о котором говорит пророк, разумеют золотого тельца или идолов. По объяснению Гоонакера, пророк говорит о настоящем («а теперь»); слова «нет у нас царя» слова народа, а дальнейшее – ответ пророка. Мысль пророка такая: Они говорят: «нет у нас царя». Но, отвечает пророк, если мы не боялись Господа, то что может сделать царь? Слова «нет у нас царя» – или выражение сожаления (нет, у нас царя, и отсюда наши бедствия) или возражение против предсказаний пророка (­­ разве нет у нас царя, который бы защитил нас?). Ос.10:4 . Говорят слова пустые, клянут­ся ложно, заключают союзы; за то явит­ся суд над ними, как ядовитая трава на бороздах по­ля. Пророк касается политической жизни страны и перечисляет ряд преступлений Израиля. «Говорят слова» (LXX вместо debru читали прич. форму dober, отсюда слово: «глаголяй»), т. е. только слова, пустые речи. «Клянутся ложно» – вместо aloth клясться LXX читали irwth «предлога», «извинения», рассматривая это как дополнение к предшествующему dober; отсюда, в слав.: «извинения ложная». «Заключают союзы» (слав. «завещает завет»): пророк разумеет союзы с чужеземцами – египтянами и ассирянами. «За то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля» (­­ слав. «аки троскот ( αγρωστις) на лядине селней»). Речь идет о наказании (­­ суд) Израиля. Пророк сравнивает наступление суда Божия по тяжести наказания с обилием сорной травы (rosch горькая ядовитая трава), появляющейся на бороздах поля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.7 из  5) Оглавление 1. Воспоминания–Завещание «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет» ( Пс. 102:15 ) Земная жизнь моя приближается к своему пределу. Взор невольно обращается назад, в прошлое, в улетевшие, подобно тени, дни и годы; и вперед, где за порогом смерти раскрывается дверь вечности… Прошлое… Оно невозвратимо… Только там, в глубине души, в памяти, в подсознательной области оно проходит, как живая картина: детство, учение, жизнь в скорбях, мимолетных радостях… А над всей внешней нитью – рука Божия, всемогущая, премудрая, неизреченно любящая… Она живит, ведет, хранит, поднимает, озаряет, вливает силу, влечет невыразимой любовью к блаженной вечности. Не внешнее течение жизни и отдельные ее моменты, а вот эти дивные дела Божии в малом, в жизни бедного странника, ничтожного червя земного встают живой картиной в моей памяти, поскольку они были доступны моему убогому разуму или открывались мне через ближних. В них чертились пути земной жизни, открывалась завеса вечности, являлась любовь и слава Отца Небесного через Единородного Сына действием Святаго Духа Утешителя. «Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим» ( Пс. 106:8 ). Желание мое, чтобы эти воспоминания дел Божиих были моим завещанием детям моим, друзьям моим; кого Господь соединил союзом Своей любви в Духе Святом, особенно в Божественном Причащении, подвиге покаяния, посильном хранении Его святых заповедей. Чтобы наши сердца соединились в сей ли или будущей жизни в едином хоре хвалы. «Да восхвалят Имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему» ( Пс. 149:3 ). Много раз Господь будил мою душу, спящую сном нерадения и уныния, и тихими, и сильными ударами в жизни. Пожалуй, самым сильным ударом поразил Он мое грешное сердце, когда тяжкой болезнью Он взял от меня мою кроткую, верную подругу жизни. Эта горькая утрата и побудила меня вспомнить Его многие милости и великие дела к укреплению моей немощи. «Внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия» ( Пс. 60:3-4 ).

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине провизор-травник Сорокина В.В. 20.08.2017 18.04.2023 ( 147  голосов:  3.7 из  5) Горькая полынь — растение, многократно упоминающееся в Библии и изображающее воздаяние грешников, страдания, отпадение от Творца. В русских народных песнях, былинах, поговорках часто полынь горькая упоминалась как символ горечи и тоски… Святые отцы также использовали полынь в сравнениях:  “Как тем, у кого испорчено пищеварение, полезна горькая полынь, так злонравным полезно терпеть горькие беды: ибо тем к здоровью, а этим к покаянию служат сии врачевства”. Преподобный Марк Подвижник “Досады, унижения и все подобные случаи в душе послушника уподобляются полынной горечи, – а похвалы, честь и одобрения – меду. Но полынь очищает всякую внутреннюю нечистоту, а мед обыкновенно умножает желчь”.  Преподобный Иоанн Лествичник “…жизнь, с памятию о Боге и следованием своей совести, сама в себе есть неистощимый источник радостей духовных, сравнительно с которыми земные радости – что полынь пред медом…” Святитель Феофан Затворник Полынь-трава весьма популярна и в наше время своими лечебными свойствами. В Сети Интернет опубликованы достаточно посещаемые статьи, где описываются свойства полыни горькой с неверными иллюстрациями: красуются вместо нужной полыни фото полыни обыкновенной (чернобыльника). Впрочем, ошибиться каждый может, поэтому сразу приведем картинки различных видов полыни: Существует легенда, что в древнем Риме полынь горькую считали подарком богини Артемиды, в честь нее и назвали это многолетнее травянистое растение — Artemisia absintium. Считали, что полынь горькая дает воинам бесстрашие, силу, избавляет от усталости в дальних походах, снимает мышечные боли, предохраняет от отравлений. Растет полынь горькая везде: и в селе, и в городе, ее можно увидеть вдоль дорог и трасс, на пустырях и в лесах. Этому способствует неприхотливость полыни горькой к составу почвы и погодным условиям. Очень сильный ароматный, терпкий запах и очень горький вкус полыни горькой используется в ликероводочной индустрии для производства Абсента и Вермута. В некоторых странах полынь выращивают для этого специально. К слову, вермут — это и есть другое название полыни горькой. 

http://azbyka.ru/zdorovie/lechebnye-svoj...

3 . августа. Благодарю Господа, явившего мне великую Свою милость и помощь во время служения моего утрени. Я служил с великим дерзновением, непреткновенною, радостною душой. Благодарю Господа, избавившего меня от беды размолвки с женой, когда речь зашла о расточительности сестры ее и достаточности ее содержания. Мною овладела скорбь и теснота. Я со слезами покаялся, припал ко Господу, и мне дан мир. Благодарю и превозношу Господа Иисуса Христа за предивное, державное и сладкое спасение пред самой литургией по выходе с литии над младенцем Сампсона Ил. Денисова Екатериной (я сконфузился и не выговорил всех слов отпуста), при совершении которой я поддался ложному стыду и диавольской боязни и после которой постигла меня томительная, горькая теснота. Я долго молился и каялся, ходя в садике соборном, и наконец, пришедши в собор, с крепкою верою и упованием припал к престолу благодати, прижавшись к нему сердцем и устами, и обрел милость и благодать во благовременную помощь. Литургию совершал мирным и легким сердцем, приобщился весьма животворно пречистых, животворящих Таин Христовых; все возгласы говорил непреткновенно (молитвы и отпусты на литургии и панихиде) и со дерзновением во Христе. Слава Богу! Да дерзаю везде! Самоубийств много! Вопиют наконец и сами газеты. Отчего? – спрашиваю я. Оттого, что народ отпадает от веры и Церкви, руководствуется гнилыми идеями Запада (особенно Дарвина и прочих материалистов), проникшими в народ, – не читают Евангелия или не верят в него, а Синод Святейший спит, архипастыри и пастыри тоже. Овцы стада гибнут: волк мысленный не дремлет. Не слишком смотри на общественные, городские, военные или светские власти, не принижайся пред ними, ибо и сам ты протоиерей милостию Божиею и имеющий высокий сан и высокую власть от Бога; держи себя везде с достоинством пред властями и лицами высокопоставленными, с твердостию и самообладанием. Пред женским же полом не склоняйся, не льсти ему, не заглядывайся на него, ибо всяка слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки [ Ис.40:6–8 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

26 июня 1975 г.» В самостоятельно переплетённой, обтянутой тканью записной книжке-альбоме, напоминающей стандартную книгу размера А-5, целый ряд портретов, нарисованных чёрной шариковой ручкой, созданных в 1983 году. 16 сентября. Кто изображён — неизвестно, художник не подписал. Но перед этим есть короткая, размашисто набросанная строчка: «Ой, да ты полынушка — горькая трава!..» Всё тут перемешано, и во всём неспокойная, требующая ответов жизнь. И это только в одном из многих десятков блокнотов и прочих бумаг, упрессованно собранных сейчас лежат передо мной. 10 июня Мне ничего не говорит имя драматурга Натальи Мошиной, премьеру пьесы которой «Сдвиг» иду смотреть в нашем театре драмы. Постановка Александра Сучкова, который наговорил в интервью всего многозначительного и путанного о спектакле. Подобное обычно случается тогда, когда режиссёр сам не очень понимает, что хочет сказать зрителю. Но оформление спектакля удачное — под дизайн современного, обеспеченного загородного дома. В нём живёт хозяин (дом ему достался от отца, как и пекарня, которой он владеет и руководит), приехавшая к нему сестра (собирается разводиться с мужем) и её заканчивающая школу дочь. Упустил — сцена закрыта экраном, на нём идёт короткая видеозапись, на которой девочка со школьным рюкзаком гуляет по осеннему или зимнему лесу или парку. Так всё начинается. Затем экран поднимается, и спектакль проходит в традиционном формате. Хозяин почему-то долго занимается упражнениями ёги. Но появляется милиционер, совершающий обход домов, выясняя, не видел ли кто-то чего-то подозрительного, потому что в лесу неподалёку нашли убитую одиннадцатилетнюю девочку. Почему-то недружелюбно встретивший милиционера хозяин поначалу отказывается по фотографии опознать девочку, но потом, после многозначительной паузы, останавливает уходящего милиционера. И уже в кабинете следователя мы узнаём, что он последний, кто видел её живой: раньше никогда на дороге не останавливался, а тут увидел заглохшую машину, решил помочь. В машине на заднем сиденье и сидела эта заплаканная девочка с разбитой губой. Водитель (как оказалось — убийца) объяснил, что она подралась с одноклассницами.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/30/...

Весь второй этаж четырехугольника занят квартирами, отдающимися внаем от 200 р. в год и выше. Как нам говорили — это одни из лучших квартир в городе. Высокие, большие комнаты, светлые окна, чистые входы — хоть бы и в столицу. На дворе разбрелись богомольцы самых разнообразных типов. Вот высокий, угловатый вятчанин-хлебопашец, вот причмокивающий красивый шенкурец, тут целая толпа пермяков, а там олончане, словно чему-то удивляющиеся, чего-то непонимающие. Между ними сновали бабы, растерянные, суетливые. А вот среди общего движения — равнодушный ко всему, с трубочкой в зубах, отставной ундер. Шинель его в лохмотьях, одна нога в лапте, другая в каких-то опорках, на голове вместо шапки какая-то невообразимая кошка, но вглядитесь в это спокойное лицо, и вы поймете, как мало смущают его треволнения и бедствия его жизни. Была бы засыпка табаку, краюха хлеба в суме, — а там хоть трава не расти. Две-три медали болтаются на груди его, в руках костыль, а рядом с ним ребятишко, маленький, курносенький, быстроглазый. — Сын, что ли? — спросили мы его. — Какое! Так… На дороге его поймал — без роду, без племени. — И он погладил его шершавую голову жесткою, крупною рукою… — При мне и кормится… Вот где-то запричитала баба. Толпа кидается к ней. — Что с тобою, бабушка? — Маточки… отцы родные… ох, беда пришла… Что я поделаю, горе-горькая сиротинушка… — Да что тебе? — На базаре должно быть плат потеряла. — Дорогой плат-от, что ли? — Дорогой, кормилец, дорогой. Три светлушечки дала за него. Шестьдесят копеек… Ох, голубчики! — Ну, полно выть, — выдвигается один вологжанин. — Что плат-от? Новый купишь и шабаш! — Да в ем, отец, в плате-от деньги мои кровные… Ах, родимые, пятьдесят целковичков, да билет. Голубчики вы мои… Легше бы скрозь землю… Толпа молчит. Лица бородатых слушателей смущены… Каждому близко к сердцу такое несчастие. — Свои деньги, что ль? — Два десятка своих, а остатошные посбирала на Соловецких угодничков. Как они теперь… Соловецкие угоднички? Не по-ми-лу-ют… Голубчики, отцыы ро-одные!..

http://azbyka.ru/fiction/solovki/

Жаль, что нету сил в пустыне навсегда уединиться. Кто увидит мои слезы, кто сочтет мои страданья? Не сметет их даже ветер, грозный ветер мирозданья… Но суровое возмездье напророчили пророки. Значит, скоро, значит, близко? При дверях и на пороге. Что ж ты медлишь, Всемогущий, или стрелы затупились? Или молнии погасли, или громы разрядились?.. Боже, Боже милосердный, перед той грядущей встречей Ты прости мне дерзкий ропот, мои суетные речи. Ты прости мне малодушье, Ты прости мне маловерье, Я – лишь слабая былинка пред Твоей высокой дверью. Моя горькая молитва никого не потревожит, Только Ты ее услышишь, Ты ее услышишь, Боже… Богородская трава В детстве мне причудилось: на святую Троицу – Виделось, как будто наяву, – Ходит по России Матерь Богородица, Сеет богородскую траву. Ранними утрами, в легком одеянии Шла Она, нездешняя краса, – Зажигались степи золотым сиянием, И мерцали темные леса. Детскою душою так хотелось слиться С образом небесной чистоты… Где Она ходила, распевали птицы, Где ступала, там росли цветы. И несла незримо помощь человеку: Путника водою напоит, Плачущих утешит, исцелит калеку, Пахаря на труд благословит… В плаче покаянном вдруг душа заходится: Праведно ли, правильно ль живу? Где Ты нынче, Матерь Богородица, Сеешь богородскую траву? Под солнцем единым у Господа Бога Нас мало – дающих; просящих – нас много. И каждый по-своему с Ним говорит, И каждый о чем-то молитву творит. Но мало кто помнит в гордыне пустой: Мы – только песчинки под Божьей пятой. И мало кто Господа боготворит, С мольбой и смирением благодарит. Кто нежность и кротость приносит Ему – За утренний свет и вечернюю тьму, За бренное тело и всю его боль, За горькую нашу земную юдоль; За звездную душу – подарок небес, За то, что однажды ты к жизни воскрес И понял ценою страданий и слез Величие жертвы, что Он нам принес. За то, что дано нам, чрез муки Отца, Трагедию мира познать до конца. Не роптать бы надо, а молиться Ранний час доверчиво встречать. Солнышку и небу удивиться, Травам и деревьям поклониться,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Откр.8:10 .  Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Откр.8:11 .  Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Откр.8:12 .  Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. О страданиях людей чрез поражение физической природы говорит и следующая казнь. – По звуку трубы третьего Ангела с неба падает, низвергается звезда (названная полынью) прямо на землю, и это падение должно быть понимаемо в буквальном смысле. Для самого тайнозрителя падающая звезда была действительною звездою 45 , и он отличает ее от других звезд только лишь тем, что она была большою. Но, присоединяя к ней название «полынь», Иоанн дает основание предполагать, что эта звезда была при этом явлением чудесным и заключала в своей природе нечто большее, чем прочие звезды. Поэтому-то она изображается подобною факелу, всаженною и пылающею по действию Божественного Промысла. – Последствия падения звезды предуказываются в ее названии – полынь, горькая трава. Можно полагать, что воды были отравлены ее горечью не на каком-либо пространстве земли, но по всей земле, так что люди всей вселенной без всякого исключения должны были употреблять несколько горьковатую воду; эта горечь воды, к чему нужно присоединить следствия предшествовавших казней, и произвели большую смертность людей. Несомненно, все это очень трудно представимо для нас и для нашего времени, так как ничего подобного мы не наблюдаем в нашей современной жизни. Но отсюда не следует, чтобы нужно было отказаться от буквального понимания этой казни ( Мф 19:26 ). Это – событие будущего времени. После звука трубы четвертого Ангела Иоанн в своем экстатическом состоянии духа наблюдал какое-то повреждение, изменение в худшую сторону светил неба. Потемнение третьей части каждого светила неба было не временными, скоро прекратившимся, но, подобно казням первых труб, постоянным для того будущего времени. По-видимому, небесные светила будут давать для людей света на треть меньше того, что они давали до своего повреждения. А так как третья часть световой способности всех светил небесного свода была поражена, то и день, и ночь сделались менее светлы на третью часть того света, который принадлежал им прежде. И в этой казни мы не имеем ничего такого, что было бы совершенно недопустимым и невозможным. Если для Египта возможна была казнь в виде трехдневной тьмы, то возможно и то, что в грядущие времена приближения мира к концу наш солнечный день и лунные ночи будут значительно темнее. Можно подумать, что, судя по их необычайности, впечатление казней будет неотразимо. Но люди и себе, и другим постараются объяснить все эти бедственные явления в природе естественными причинами. Поэтому далее прямо сообщается о новых наказаниях грешного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Спросит с участьем соседка, Вижу ли маму во сне. И убежденно толмачит, Истовой веры полна: «Не обижается, значит, Если не снится она». Нет утешенья на свете! Всё на земле – трын-трава. Что мне пустые приметы, Странные эти слова! В сердце былое теснится – В росах, в сиянье, в дыму. Мама мне больше не снится – Но почему, почему?.. Сколько ты в жизни стерпела, Сколько снесла от людей! Только терпеть и умела В горькой недоле своей. Всё я теперь понимаю. Глажу холодный песок. Ты бы обиделась, мама, Там на меня хоть разок. Историю своей семьи – малую часть истории России – поэт рассказал в поэме «Бессмертник» Историю своей семьи – малую часть истории России – поэт рассказал в поэме «Бессмертник» 3 . Я, конечно, приведу сейчас некоторые цитаты, но лучше эту поэму прочитать целиком. Кристальная русская поэзия, горькая, жуткая правда, великое сострадание к людям, великая любовь и благодарность матери, которая – не на фронте, а в тылу, и не только в войну, но и после Победы – воистину билась насмерть, чтоб спасти от голода и поставить на ноги детей. И неостывающая, неослабевающая боль по отцу, которого сын-поэт не может, конечно, помнить – и который с каждым годом становится сыну всё ближе. Взрослый сын с трудом разыскивает его братскую могилу – и вот они с отцом разговаривают как два живых человека: Может, целая вечность продлилась, Но, как ветра усталого вздох, Мне отцовское «здравствуй» помнилось: Поднимись, вытри слезы, сынок. Я не дожил до нашей победы. Так уж вышло. Иначе не мог. Хорошо, что пришел попроведать. Мне теперь веселее, сынок. Ни к чему убиваться, голубчик. Расскажи лучше, как ты живешь. Мать здорова иль нездоровь мучит? Как шумит чистопольская рожь? Как изба-то? Следить за ней надо – Ты за крышей бы там присмотрел – Я в то лето и тесу наладил, Да вот, вишь, перекрыть не успел…» В поэме «Бессмертник» есть две взаимоисключающие, как кажется, строфы. Первая: Если пристальней в детство вглядеться, Никого ни за что не виня, Вроде не было, не было в детстве Ни единого светлого дня.

http://pravoslavie.ru/155377.html

Кто увидит мои слезы, кто сочтет мои страданья? Не сметет их даже ветер, грозный ветер мирозданья... Но суровое возмездье напророчили пророки. Значит, скоро, значит, близко? При дверях и на пороге. Что ж ты медлишь, Всемогущий, или стрелы затупились? Или молнии погасли, или громы разрядились?.. Боже, Боже милосердный, перед той грядущей встречей Ты прости мне дерзкий ропот, мои суетные речи. Ты прости мне малодушье, Ты прости мне маловерье, Я – лишь слабая былинка пред Твоей высокой дверью. Моя горькая молитва никого не потревожит, Только Ты ее услышишь, Ты ее услышишь, Боже... Богородская трава В детстве мне причудилось: на святую Троицу – Виделось, как будто наяву, – Ходит по России Матерь Богородица, Сеет богородскую траву. Ранними утрами, в легком одеянии Шла Она, нездешняя краса, – Зажигались степи золотым сиянием, И мерцали темные леса. Детскою душою так хотелось слиться С образом небесной чистоты... Где Она ходила, распевали птицы, Где ступала, там росли цветы. И несла незримо помощь человеку: Путника водою напоит, Плачущих утешит, исцелит калеку, Пахаря на труд благословит... В плаче покаянном вдруг душа заходится: Праведно ли, правильно ль живу? Где Ты нынче, Матерь Богородица, Сеешь богородскую траву? Под солнцем единым у Господа Бога Нас мало – дающих; просящих – нас много. И каждый по-своему с Ним говорит, И каждый о чем-то молитву творит. Но мало кто помнит в гордыне пустой: Мы – только песчинки под Божьей пятой. И мало кто Господа боготворит, С мольбой и смирением благодарит. Кто нежность и кротость приносит Ему – За утренний свет и вечернюю тьму, За бренное тело и всю его боль, За горькую нашу земную юдоль; За звездную душу – подарок небес, За то, что однажды ты к жизни воскрес И понял ценою страданий и слез Величие жертвы, что Он нам принес. За то, что дано нам, чрез муки Отца, Трагедию мира познать до конца. Не роптать бы надо, а молиться Ранний час доверчиво встречать. Солнышку и небу удивиться, Травам и деревьям поклониться, Ощутить земную благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010