Переславль-Залесский. Никитский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1100. Адрес: Россия, Ярославская область, Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20 Координаты: 56.760958, 38.860085 Проезд: расположен на окраине Переславля-Залесского. Из Москвы до Переславля можно добраться от автовокзала (возле станции метро «Щелковская»), далее до монастыря — на городском автобусе. Ходят в Переславль-Залесский автобусы также из Ярославля и Ростова. На автомобиле из Москвы надо следовать по Ярославско ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда расположен на окраине Переславля-Залесского. Из Москвы до Переславля можно добраться от автовокзала (возле станции метро «Щелковская»), далее до монастыря — на городском автобусе. Ходят в Переславль-Залесский автобусы также из Ярославля и Ростова. На автомобиле из Москвы надо следовать по Ярославскому шоссе до Переславля-Залесского, затем проехать весь город (будьте внимательны, не сворачивайте перед въездом в Переславль на окружную дорогу) и повернуть налево на указателе «Никитский монастырь». Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Никитский монастырь основан в XII веке. До XVI века все его постройки были деревянными. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная церковь. Основное строительство было выполнено уже при Иване Грозном в 60-е годы XVI века. Широкую известность монастырь приобретает с того времени как в ней прославился своей подвижнической жизнью прп. Никита Чудотворец. Слава этого подвижника выходила далеко за стены обители. Верный служитель Господа был удостоен нетленных мощей, которые были обнаружены в начале 15 века и почивали под спудом монастырского храма. Никитский монастырь неоднократно подвергался разорению со стороны литовцев. В 1611 году он почти полностью был опустошен и сожжен, но благодаря щедротам царя Михаила Федоровича был вновь восстановлен. Другие источники сообщают, что стены и башни монастыря в 1611 году выдержали 15-дневную осаду отрядов польского пана Яна Сапеги. Пострадавшие укрепления были восстановлены в 1643 году (верх башен надстроен в XIX веке).

http://sobory.ru/article/?object=00441

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Карта и ближайшие объекты Троицкий Данилов монастырь основан в начале XVI в. Данилом, монахом Горицкого монастыря. Данила похоронен на территории монастыря. Над местом погребения основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой. Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всехсвятская церковь (построена в 1687 г.) с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью. Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного. Одноглавый Троицкий собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась. Фрески XVII в. свидетельствуют о таланте замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в. История Данилова монастыря и его архитектурный ансамбль. Старинный город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, известен своими памятниками древнерусской архитектуры XII-XVII веков. Особое место среди них занимает Троицкий собор Данилова монастыря XVI столетия с фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу наиболее значительных произведений мастеров костромской школы монументальной живописи второй половины XVII века, сохранившихся до нашего времени. Троицкий Данилов монастырь – один из древнейших в городе. Его ансамбль, состоящий из храмов и келий XVI – начала XVIII века, хорошо виден с пересекающей Переславль московской дороги. Он был основан в 1508 году известным местным подвижником Даниилом. Сразу за монастырским прудом расположена живописная Сокольская слобода, в которов в XV-XVII веках жили государевы сокольники, выращивавшие хищных птиц для великокняжеской и царской охоты. Тогда эта местность на юго-восточной окраине современного Переславля находилась далеко за городской чертой и считалась глухой, уединенной и далеко не безопасной для одиноких путников. Здесь же на невысоком холме находилось «божедомье» или скудельницы – братские могилы, в которых хоронили умерших без церковного покаяния, бедняков, не имевших родственников и бродяг. Один раз в год, на Троицу, вокруг могил совершался крестных ход, и устраивалось общее отпевание. История появления здесь монастыря изложена в Житии Даниила Переславского.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Закрыть Александр Невский на Троицком пути Об открытии в подмосковном Пушкино памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому 27.02.2021 1213 Время на чтение 6 минут В подмосковном Пушкино открыт памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому. Какая благостная весть! Ведь своим названием город обязан Александру Невскому. После защиты русских земель от немецких и шведских рыцарей на северо-западе, Великий князь со своими дружинниками вернулся в родной Переславль-Залесский. А среди его витязей были сыновья Гаврилы Алексича, летописного героя, прародителя рода Пушкиных, который прославился в битве на Неве в 1240 году. Как известно, Гаврила Алексич изображен на левой части триптиха Павла Корина, написанного в годы Великой Отечественной войны, «Александр Невский». На полотне под названием «Северная баллада» он стоит, опираясь на меч на берегу северной реки, а рядом с ним жена, провожающая витязя на защиту Отечества. Летописцы отметили, что Гаврила Алексич в самый решительный момент сражения на коне вскочил на сходни вражеского судна, был сбит с конем в воду, но сумел выбраться из воды, вновь налетел на врагов и поразил «епископа и воеводу». Его отчество свидетельствует о том, что он был исконным новгородцем. Алекса – новгородская форма имени Алексей. По родословным преданиям Пушкиных, он внук Якова Ратшича, правнук Ратши. Это новгородские формы имен Яков и Ратибор. Сын Гаврилы Алексича Иван Гаврилович Морхиня был доблестный воин. Об этом свидетельствует и его прозвище. Морх – это украшение шлема в виде перьев птицы или конских волос. По родословцам он служил Великому князю Ивану Калите. Его родной брат Акинф именовался Великим. Но свою буйную голову храбрый полководец сложил бесславно. Это случилось в 1304 году в битве за Переславль-Залесский, который достался молодому князю Ивану Даниловичу Калите по завещанию от отца. Желая услужить Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, брату Александра Невского, Акинф Великий попытался «засесть» Переславль-Залесский, но потерпел поражение на поле брани. По преданиям его голова на кончике копья была доставлена Ивану Калите боярином Родионом Рябцем, сватом Акинфа Великого.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/27/al...

Переславль-Залесский. Церковь Николая Чудотворца. Никольская Князь-Андреевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Андрея Смоленского , Димитрия Солунского Год постройки:не ранее 1737. 1812. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Кардовского Координаты: 56.730141, 38.8465 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь с главным престолом в честь Николая Чудотворца известна в городе больше под именем Князь-Андреевской; находится она вблизи старинного вала за прежде бывшими «Никольскими воротами». Церковь на этом месте существует с глубокой древности; несомненные свидетельства о ней относятся к XIV в. В половине XIV века пришёл в Переславль-Залесский из Смоленска князь Андрей, сын Фёдора Константиновича слепого, князя Фоминского. Убегая политических смут и тревог своей родины, он в одежде странника пошёл искать покоя для своей души. В Переславле местом своих подвигов он избрал церковь во имя Николая Чудотворца. С благословения местного священника князь Андрей принял на себя служение пономаря: звонил к богослужению, наблюдал чистоту в храме, возжигал свечи и лампады, читал и пел на клиросе. Для смирения своей плоти, он возложил на тело тяжёлые железные вериги; дни и ночи проводил в молитве. В таких подвигах никем неузнанный благоверный князь провёл при Никольском храме 30 лет и около 1390 года скончался. На теле усопшего нашли золотую княжескую цепь и перстень, а в руках грамоту, в коей было написано: «Азъ есмь Андрей, единъ отъ Смоленскихъ князей, зависти же ради и крамолы отъ бpamiй моихъ, оставихъ khяжehie мое и отечество свое». Тут только и узнали, кто был скромный пономарь. Чрез 150 лет после смерти благоверного князя Андрея, по настоянию преподобного Даниила Переславского, открыты были мощи его, завёрнутые в берёзовую скалу, и по освидетельствовании вновь погребены, и с того времени почивают под спудом. Цепь же и перстень, оставшиеся после преподобного, взяты были царём Иоанном Васильевичем IV.

http://sobory.ru/article/?object=60850

Своей тишиной и непохожестью на большие города притягателен Переславль-Залесский. Но есть и другие, не менее важные, причины Люди здесь спокойные и неторопливые и иногда хмурые. Зато можно быть уверенным, что каждая улыбка и доброе слово – от чистого сердца. Экскурсии обычно заезжают в Переславль-Залесский на несколько часов, самостоятельные путешественники не прогадают, если выделят на этот город несколько дней, ведь тогда они смогут: Спасо-Преображенский собор Переславль всего на 5 лет младше Москвы и также основан Юрием Долгоруким. Еще одна интересная общая деталь – центральная Красная площадь. В Переславле на ней стоит Спасо-Преображенский собор – ровесник города, самый ранний из белокаменных памятников северо-восточной Руси. Храм сейчас в основном открыт как музей, но на Преображение и в дни памяти святого благоверного князя Александра Невского (который по преданию родился в Переславле и был крещен в Преображенском соборе) здесь служат Литургию. Замечательная особенность Переславля – практически полностью сохранившийся городской вал. Сооружение сохранило свою первоначальную форму, хотя за 9 веков существования утратило 5 метров высоты. Сегодня высота вала 10–12 метров, длина – 2,4 километра. В древности на гребне вала стояли двойные деревянные крепостные стены с двенадцатью сторожевыми башнями, названия которых совпадали с названиями башен Московского Кремля. Озеро Плещеево – главная природная достопримечательность Переславля, входит в одноименный национальный парк . Озеро большое, но в основном неглубокое. Летом на озере часто собираются кейтсерферы, а зимой – сноукартеры. Раньше озеро славилось рыбой, в особенности уникальным видом ряпушки (сейчас Переславская ряпушка занесена в Красную книгу), что нашло отражение в гербе города. Сегодня сюда также приезжают рыбаки и охотники. Недалеко от центра города оборудован городской пляж. Закат на Плещееве озере Плещеево озеро, на котором бывают волны, почти как на море, очень любил Петр Первый. Впервые он увидел озеро в 14 лет и был поражен его размерами. Через два года, отпросившись у матери якобы в Троицкий монастырь, Петр вернулся сюда, чтобы строить «потешную флотилию».

http://pravmir.ru/pereslavl-zalesskiy-10...

Дополнения ко второму тому К 51 стр. примеч. Местом пребывания азовского архиерея назначался азовский Донецкий монастырь (Акты Донец. мон. Воронежская Старина... IV, стр. 248). К 55 стр. I примеч. Об епархиальной зависимости донских казаков см. также: П. В. Никольский . Монашество на Дону. Воронеж, 1909 г., стр. 11. К 100 стр. примеч. I -е. Монастыри Холмогорской епархии в конце XVII и нач. XVIII в. названы у В. Верюжского : «Афанасий, архиепископ Холмогорский»... С.-Петербург. 1908 г. стр. 256 – 257. Местечко Красный Бор близ Черевковской пустыни, приписанной к Сийскому монастырю, было пограничным с Устюжской епархией (там же). На стр. 438 – 442 перечислены все приходы Холмогорской епархии конца XVII в. К стр. 373 и др. Переслав-Залесская епархия, выделенная в 1744 г. из Московской епархии бывшей Синодальной области, в нашем исследовании называется то Переяславль-Залесской, то Переслав-Залесской. Последнее наименование употребительнее в документах, но первое нужно считать более древним, имея в виду, что северный Залесский Переяславль получил свое название от Переяславля – южного Киевского. В отличие от последнего – первый назван «Залесский». П. Строев в «Списках рус. иерархов»... (стр. 134) Переслав-Залесскую епархию называет «Переяславль-Залесская». К 399 стр. примеч. Под азиатскими выходцами и афонскими прелазатаями архиеписк. Амвросий разумел, между прочим, Антония, католикоса Грузии, назначенного в 1757 г. архиепископом Владимирским, и мелетийского епископа Анатолия Мелеса (Рус. Старина. 1879 г. к. 2, стр. 579). К 419 – 420 стр. примеч. 2-го янв. 1752 г. Правит. Сенат вместе с Военной Коллегией определил селить в «указанных» заднепровских местах всех православных сербов, македонян, болгар и волохов, отдав их по гражданскому управлению в ведение Военной Коллегии. 20 февр. того же года определением Св. Синода по церковным делам (о постройке и освящении церквей), поставлении священнослужителей, они «до указа» подчинены киевскому м. Тимофею Щербатскому. В сент. 1754 г. инженер-полковник Бибиков доносил воронежскому епископу Феофилакту, что в Воронежской губернии между Бахмутом и Луганью поселились выходцы из Сербии, во главе с г.-м. Прерадовичем и Шевичем. Занятая ими земля названа «Славяно-Сербией». Резиденцией назначен город Бахмут. В своем докладе Бибиков просил еписк. Феофилакта: а) разрешить погребать покойников, по тесноте г. Бахмута, вне города у церкви Николая Чудотворца, кроме штаб и обер офицеров, б) имеющихся в Славяносербии священников наблюдать бахмутскому протопопу «до указа», в) соборные молебствия совершать в церкви Покрова Пресв. Богородицы г. Бахмута, отведенной славяно-сербам и после царствующего града на них поминать Славяносербию, 4) дозволить бахмутскому протопопу Троицкого собора разрешать постройки церквей, закладывать их, следить за постройкой и освящать их по антиминсам, данным киевским митрополитом. Заодно Бибиков просил прислать в Славяно-Сербию еще три антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наши святыни уникальны» 03.10.2020 617 Время на чтение 12 минут Источник: Прихожанин Беседа председателя Историко-архивной комиссии Курской епархии священника Владимира Русина с епископом Переславским и Угличским Феоктистом (Игумновым) будет интересна нашим читателям примером бережного отношения обоих участников диалога к памяти новомучеников и исповедников Русской Церкви, памяти тех, кто пострадал за веру в прошлом столетии при безбожной власти. Изучение архивных материалов и документов допросов тех лет составляет неотъемлемую часть развития исторической науки – церковной истории, а значит, и истории Российского государства. Переславская и Угличская епархия – замечательное место для паломничества. Даниловским прихожанам, выбирающим в эти теплые осенние дни своим маршрутом переславское направление, настоятельно рекомендуем посетить и возрождающийся Свято-Троицкий Данилов монастырь, игуменом которого недавним решением Священного Синода назначен бывший насельник московской Даниловой обители – игумен Пантелеимон (Королев). Темы развития Данилова монастыря Переславской епархии владыка Феоктист тоже касается в разговоре с отцом Владимиром. Переславль-Залесский и Курск связывают не только общезначимые события далекой истории, но и новые святые, явившиеся в период гонений за веру. Это в первую очередь святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и священномученик Дамиан (Воскресенский). В книге последнего, изданной в этом году в Курске, часто упоминается город Переславль. В жизнеописании священномученика Дамиана, предваряющем собрание его трудов, несколько глав посвящены переславскому периоду жизни владыки. Но, разумеется, главы эти можно дополнить новыми сведениями. Поэтому поездка в Переславль-Залесский председателя Историко-архивной комиссии Курской епархии преследовала две цели: представить переславцам книгу о жизни нашего общего святого и продолжить исследование в городе, с которым священномученик Дамиан был связан с 1918 по 1927 годы, когда титуловался епископом Переславским. Частью программы была встреча с епископом Переславским и Угличским Феоктистом (Игумновым), в ходе которой и состоялась эта беседа о духовной жизни современного Переславского края и о почитании здесь новомучеников.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/03/nashi_...

Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Антониева пустынь «В 2003 году город отметит свое 225-летие. Это важная дата в нашей истории. Но есть еще и не менее важная дата-время появления Антониевой пустыни, т.е. поселения, ставшего потом городом Покров. Сколько же лет нашему поселению? Где зародился город, где располагалась Антониева пустынь (Антонов монастырь)? Почему она так названа? Какая она была? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, думаю, небезынтересные для покровчан. Прежде всего, надо понять, что наши прародители жили здесь тысячи лет тому назад. Свидетельство этому экспонаты музея, пришедшие к нам из времен еще первобытных людей: каменные топоры, осколки керамики и глиняной посуды, наконечники стрел и копий, найденные в наших местах. Но эти тысячелетия жизни наших предков, к сожалению, не зафиксированы в документах, не датированы. Первая дата в летописях или в других источниках, относящаяся к данному поселению, и считается датой его рождения, точкой отсчета его существования. Этот первоисточник для нас - писцовые книги Переславля-Залесского. Их использовал П. Строев в книге " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви " (Санкт-Петербург, 1877 г.). Павел Строев, ординарный академик императорской академии наук, член археографического общества пишет: " Я начал приводить в порядок хронологические списки епархиальных владык и настоятелей монастырей от времен древних до начала XVII столетия " . В главе XXII - описание Владимирской епархии (учреждена в 1215 году). Среди монастырей под номером 50 числится Антониева пустынь. Эту небольшую запись даю целиком, немного изменив старинное написание: " Антоновский, в городе Покрове, в 1679 приписан к дому патриаршему, существовал в начале 18 beka(VI, 944.) Игумен Варлаам, 1643. Покровского Антонова, в Аргуновской волости: Игумен Елиссей, 1506-1516. Феогност, 1527. Строит. Сергий, 1634. Покровского (в городе Покрове, какого?): Игум. Авксентий, 14 авг. 1761 перев. из Вязниковского Благовещенского. Игумен Харлампий 10 сентября 1761 года переведён в Вязниковский Благовещенский. Покровского на Богоне, упоминается, при митрополите Всероссийском Ионе: Игум Левен 1461-73. Константин, 1524. Один ли этот монастырь или разные? " На большей Владимирской дороге " т.е., где Покров. Переяславского Залесского Покровского, домового патриаршего, строит. Иона, в январе 1635. Переяславского Залесского Покровского, Антониевой пустыни: Игум. Макарий, 1 октября 1668. Сергий, в сентябре 1670. Казначей Моисей, в январе 1673. Игум. Иосиф, в июле 1673 " .

http://sobory.ru/article/?object=01907

Переславль-Залесский. Горицкий Успенский монастырь. Колокольня с церковью Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь. Колокольня. Над восточной стеной возвышается массивная колокольня, ее начали возводить в шестидесятые годы XVIII столетия, но затем работы приостановились и возобновились в конце семидесятых годов. Если внимательно присмотреться к зданию, то заметно, что верхний ярус колокольни по характеру убранства и четкости членений отличается от нижних ярусов. Следовательно, достраивал колокольню уже другой архитектор. Здание построено из кирпича и белого камня - известняка, из которого выполнены цоколь, межъярусные карнизы и другие архитектурные детали. В настоящее время верхний ярус колокольни служит смотровой площадкой для посетителей. Отсюда открывается великолепный вид на город и его окрестности. Вокруг монастыря идет полуразвалившаяся каменная ограда с башнями и бойницами. На восточной стороне ограды устроена каменная колокольня; начата она постройкою при епископе Геннадии Кратинском, а окончена при епископе Феофилакте. Под колокольнею устроен храм Богоявления Господня; алтарь ее выдвинут из ограды, а западная стена из - под колокольни для трапезы. Богослужение в Успенском соборе совершается только в летнее время по воскресеньям и праздничным дням; зимою богослужение совершается в теплой Богоявленской церкви, что под колокольнею. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Трехъярусная колокольня построена в 1760-1770-е годы. После упразднения Горицкого монастыря в 1788 году почти все его колокола были отвезены в Петербург и помещены на колокольню Петропавловского собора. В Переславском музее хранится колокол из Горицкого монастыря. Судя по имеющейся на нем надписи, он был отлит на Украине в 1649 году мастером Андреем Савичем Людвистром «за позволением его милости пана Богдана Хмельницкого, гетмана войска запорожского». Из книги " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . - Москва, " Вече " . 2004, стр. 161-162

http://sobory.ru/article/?object=05694

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила. Карта и ближайшие объекты Храм соборный, каменный, холодный, во имя Пресвятой Троицы, построен в 1530 г. великим князем Московским Василием III, отцом Иоанна Грозного, с северным приделом во имя преп. Даниила, построен в 1660 г., возобновлен в 1813 г. ; Мощи преп. Даниила Переславского, обретенные 30 декабря 1652 г., покоятся на вскрытии в арке, отделяющей соборный храм от придела имени преподобного, в серебряной раке, устроенной в 1816 г. московским купцом Космою Васильевичем Крестовниковым (переложены из медной раки 28 июля 1816 г.). В соборном храме за левым клиросом находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, оставленная преп. Даниилом в благословение основанной им обители. На иконе серебряная вызолоченная риза, украшенная драгоценными каменьями, устроена в 1894 г. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908 г. Троицкий собор Данилова монастыря 1530-1532 гг. занимает особое место среди памятников древнерусской архитектуры старинного города Переславля-Залесского. Его простые и монументальные формы выдержаны в традициях среднерусской архитектуры первой трети XVI века. Фресковая роспись, выполненная в 1662-1668 гг., - первая самостоятельная работа знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина " с артелью " . Фрески Троицкого собора, включающие в себя обширный цикл иллюстраций Апокалипсиса, соединяют в себе опыт монументальной живописи предшествующего столетия с новыми приемами мастеров костромской школы второй половины XVII века... На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице. Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храма – Спасо-Преображенский Собор XII столетия. О уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях: Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок.

http://sobory.ru/article/?object=05685

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010