В.В. Акимов История гонений на христиан Первый период гонений Ранняя Церковь , как уже было отмечено, развивалась на территории Римской империи. Это обстоятельство имело для христиан и положительные, и отрицательные последствия. Условия империи были благоприятны для проповеди. Но все положительные факторы могли легко обращаться и против самого Христианства, когда государство решалось на его преследование. И основная проблема заключалась в том, что в условиях империи, в правовом поле Римской империи, Церковь не могла найти места для своего существования Вопрос о количестве гонений на христиан в Римской империи. Периодизация истории гонений В прошлом предпринимались попытки сосчитать антихристианские гонения в первые три века Христианства. Долгое время количество гонений в Римской империи определяли числом «10». Так считали и древние, и некоторые новые церковные историки. Это число напоминало им о десяти египетских казнях или десяти рогах апокалиптического зверя. Казни и рога воспринимались как своеобразные прообразы гонений. Такой взгляд был характерен, например, для латинского историка V века Сульпиция Севера, автора 2-х книг Хроники. Однако число это является одновременно и слишком большим (если считать централизованные общеимперские гонения), и малым, т.к. в первые три века христиане находились в постоянной опасности, и мученики появлялись даже в благоприятные для христиан времена. В целом правильнее говорить не о количестве гонений, а о нескольких периодах в трехсотлетней истории гонимой Церкви. Таких периодов насчитывается три. Каждый из них характеризуется особым подходом римской власти, народа и интеллигенции к проблеме существования христиан. Первый период ограничивается I веком, когда Христианство существовало под покровом иудейской религии. Второй период охватывает полтора столетия – весь II и половину III века, когда преследования имели стихийный характер и зависели от доносчиков. Третий период – с 250 по 313 год – был самым небольшим по продолжительности, но самым жестким по интенсивности гонений, поскольку государственная власть занялась целенаправленным поиском христиан. Негативное отношение народа к христианам проявилось только в первом и в части второго периода, a интеллигенции – только в самом конце гонений и уже после прекращения гонений со стороны государства. Так что со всеми тремя общественными силами христианству одновременно столкнуться так и не пришлось. Особенности первого периода гонений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. П. Яковлева. Соловецкие лагеря в истории гонений на русскую православную церковь (1923–1927) Соловецкие лагеря занимают особое место в истории гонений на Русскую Православную Церковь . Здесь в заключении находились многие выдающиеся представители духовенства, ни в одном другом лагере страны в 1920-х годах не содержалось столько священнослужителей, как в Соловецком. На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, около 400 имен священников, имена десятков монахов и мирян, пострадавших за веру и прошедших через Соловки 42 . По архивным документам установлено, что летом 1926 г. в Соловецком лагере одновременно находился 91 представитель духовенства, среди них 18 епископов и архиепископов. За период 1923–1926 гг. через лагеря прошли не менее 126 священно- и церковнослужителей 43 . Утверждение о том, что в Соловках, как в малой капле огромного океана, отражается вся история страны, находит свое подтверждение применительно и к истории предвоенных гонений на Русскую Православную Церковь . Следственные дела исповедников веры, сосланных на Соловки, могут служить прекрасной иллюстрацией общих тенденций и основных этапов этих гонений, многих основных антицерковных кампаний и массовых дел против верующих. Соловецкие лагеря особого назначения были организованы 23 октября 1923 г. Этим числом датируется Постановление СНК СССР об организации Соловецкого лагеря принудительных работ, подписанное заместителем председателя СНК А. И. Рыковым 44 . Однако уже до официального открытия лагеря на Соловках находились заключенные. К 20 сентября их количество насчитывало 3049 человек 45 . С июня 1923 г. на острова начали перевозить заключенных из Холмогорского, Архангельского и Пертоминского лагерей 46 . В числе прибывших на Соловки из Архангельского лагеря оказалась и группа духовенства из Ростовской епархии: епископ Аксайский Митрофан (Гринев), иереи Павел Чехранов, Алексей Трифильев и протодиакон Дмитрий Новочадов. Арестованы они были в Ростове-на-Дону в конце 1922 –начале 1923 г. за борьбу с обновленчеством и постановлением Комиссии НКВД СССР по административным высылкам от 30 марта 1923 г. заключены в Архангельский концлагерь. До вынесения приговора все они находились в Бутырской тюрьме, куда одновременно с ними прибыли священники из Новочеркасска Иоанн Артемьев и Владимир Волагурин, впоследствии также отбывавшие срок наказания в Соловецких лагерях 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «По грехам нашим» О причинах гонений на Церковь в XX веке Николай Сомин   00:02 03.06.2011 3208 Время на чтение 46 минут I Нет необходимости доказывать, что в XX в. Русская Православная Церковь пережила катастрофу. Еще недавно первенствующая и государственная, Русская Церковь после 1917 г. вдруг сделалась гонимой. Хотя, по декрету большевиков, Церковь была «только» отделена от государства, но было очевидно, что богоборческая власть поставила себе задачей стереть Церковь с лица земли, и последовательно, вплоть до 1943г., этого курса придерживалась, постоянно меняя тактику гонений. И страшные результаты налицо: к 1939г. на своих кафедрах оставалось лишь четыре иерарха, а по всей России были еще не закрыты сотня-другая храмов. Около ста тысяч православных верующих было подвергнуто гонениям. Причем, это оценка числа только задокументированных репрессий за веру, а сколько еще мучеников и исповедников остались неизвестными! История гонений и сопровождавшие их трагедии не раз описаны в современной церковной литературе, и нет нужды еще раз на этом останавливаться. Но вопрос гонений на Церковь в XX веке требует рассмотрения совсем с другой стороны – с точки зрения внутреннего смысла происшедшего и тех выводов, которые Церкви из этого необходимо сделать. Обсуждение мы сконцентрируем вокруг двух вопросов, которые обычно покрываются молчанием, но представляются исключительно важными.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/03/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших 04 февраля 2011     О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог. Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом. В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории. Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата. Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия. Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.

http://fond.ru/novosti/226-o-merakh-po-s...

Исторический процесс: От гонений до свободы совести Как должны строиться отношения Церкви и государства? Какие уроки преподносит нам история? Кто главный враг Церкви сегодня? Обо всем этом беседовали и спорили Николай Сванидзе и Дмитрий Киселев, а также приглашенные ими в телестудию эксперты. 23 апреля, 2012 Как должны строиться отношения Церкви и государства? Какие уроки преподносит нам история? Кто главный враг Церкви сегодня? Обо всем этом беседовали и спорили Николай Сванидзе и Дмитрий Киселев, а также приглашенные ими в телестудию эксперты. Выпуск передачи Исторический процесс 18 апреля 2012 года. «Церковь и государство: от гонений 20-х годов до свободы совести сегодня». Только соединив прошлое и настоящее, мы сможем понять нашу историческую судьбу. Исторический процесс идет. Слушается дело о церкви и государстве, от гонений 20-х гг. до свободы совести сегодня. Слово господину Сванидзе. Николай Сванидзе: Приход большевиков к власти в 1917 году означал не только запрет Церкви, убийства священников и разгром храмов. Приход большевиков ставил Церковь перед тяжелейшим трагическим выбором — сотрудничать или не сотрудничать с новой безбожной властью ради выживания Церкви как таковой? Выбор был сделан — сотрудничать. Новая безбожная власть сказала: «Хорошо». Новая безбожная власть разрешила Церкви дышать, но за это потребовала от нее сотрудничества в самых унизительных, развращающих формах. Власть по мере нужды использовала Церковь в своей политической необходимости, в политических целях. Это было очень тяжело. Это было иногда тяжелее и мучительнее, чем смерть, и не все могли это вынести. Когда советская власть кончилась, всем казалось, что и общество сейчас выйдет достаточно быстро из замороченного состояния, и Церковь легко сбросит путы прошлого, реально на самом деле отделившись от государства. На самом деле оказалось все гораздо сложнее. Слово господину Киселеву. Дмитрий Киселев: Православие, ислам, буддизм и иудаизм создали Россию. В отличие от Европы здесь никогда не было религиозных войн. Сейчас многоцветие российских религий остается для нас важнейшим культурным ресурсом.

http://pravmir.ru/istoricheskij-process-...

(По поводу нестроений в современной церковной дисциплине) Смотрите, братия, чтобы не было в коем из вас сердца лукавого и неверного, дабы нам не отступить от Бога; но наставляйте друг друга каждый день, чтобы кто не ожесточился, обольстившись грехом… Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произрастающая злаки, получает благословение; а производящая терния и волчцы – негодна и близка к проклятию… ( Евр. 5:12–13 , Евр.6:7–8 ) В жизни церкви, как живого организма, вместе с обычными, часто повторяющимися, явлениями, могут иногда обнаруживаться события особенные и исключительные, нарушающие мир и порядок членов христианского общества. Сюда относятся: гонения и притеснения христиан за их убеждения, ереси и расколы среди членов церкви; соблазнительное поведение их, оказывающее вредное влияние на неустойчивых и неопытных христиан и т.п. На церковной власти лежит обязанность принять надлежащие и своевременные меры к ослаблению и устранению означенных неблагоприятных обстоятельств, во избежание вредных последствий для православного учения и благочестия христиан. Так заботливо и целесообразно поступала церковь в трудных обстоятельствах свое жизни как в древнее время, так поступает и в настоящее время, представляющее, вместо прекратившихся гонений, много внутренних опасностей и враждебных упорных элементов, и сторон. В духе и направлении древнехристианской церкви должна поступать и наша русская церковь при однородных явлениях и событиях в современной жизни по отношению к своим членам, руководясь при этом данною ей властью, правилами и соображениями. В настоящем очерке имеется в виду коснуться и рассмотреть вопрос о падших и отлученных с церковно-исторической и канонической точки зрения в его соприкосновении с современными потребностями. Означенный вопрос имел большое значение и применение в древнехристианской церкви и отчасти в русской. Под падшими нужно исторически понимать тех из христиан, которые, не выдержав преследований и мучений во время гонений со стороны язычников (II-IV вв.), отступали от христианской веры для сохранения своей жизни, здоровья, имущества, службы, общественного положения и т. п., а впоследствии, под влиянием угрызений совести и по прекращении гонений, снова вступали в церковь , раскаиваясь и сожалея о своем малодушии и падении. Эти христиане известны в древней церкви под именем падших (lapsi). Хотя в истории русской церкви не было гонений на христианскую веру и не могло быть поэтому падших в древнецерковном смысле, однако случаи отпадения от веры были и бывают, происходя от других причин, культурных и политических. К отлученным принадлежать те из христиан древних и новых времен, которые по суду церкви, основательному и решительному, исключены из общества церковного, из состава его членов, за ереси, расколы, сектантство, за измену отечеству и вообще за открыто худое поведение, безусловно вредное для общества и церкви 1 . I

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Тюрьма новомучеников Камеры Бутырской тюрьмы во времена гонений на Церковь были заполнены осужденными за веру — новомучениками и исповедниками. О том, как сегодня почитают святых бутырских узников, в репортаже «НС» 9 июля, 2010 Камеры Бутырской тюрьмы во времена гонений на Церковь были заполнены осужденными за веру — новомучениками и исповедниками. О том, как сегодня почитают святых бутырских узников, в репортаже «НС» В Бутырской тюрьме 434 камеры. Во времена гонений на Церковь они были заполнены осужденными за веру — новомучениками и исповедниками . Почти в каждой камере жил и молился святой угодник Божий. Далеко не всякий монастырь может похвастаться таким количеством святых, живших в его кельях! О том, как сегодня почитают святых бутырских узников, в репортаже «НС». Одна из икон Бутырского храма – Собор новомучеников и исповедников московских. 1931 год Почти через два тысячелетия после гонений на первых христиан история повторилась. Новые мученики терпели гонения, унижение и истреблялись за то, что они не отрекались от Христа и Его Церкви. Только теперь это происходило не в Риме, а в нашей стране, в то время, которое еще хорошо помнят наши родители. «Если мы канонизируем всех новомучеников российских, то в Русской Православной Церкви будет больше святых, чем во всех остальных поместных церквах вместе взятых», — так писал протоиерей Глеб Каледа (первый настоятель храма в Бутырской тюрьме в постсоветское время). На сегодняшний день в лике святых, принявших муки и смерть за Христа в XX веке, прославлено уже более 1700 мучеников и исповедников. Из некоторых личных дел известно, что более 200 новомучеников прошли через казематы Бутырской тюрьмы. В других же местом предварительного заключения бывает указана неопределенная «московская тюрьма», что тоже может означать Бутырку. Первые двести лет тюрьмы Самым первым «именитым» узником Бутырки стал Емельян Пугачев. Он был закован в цепи в одной из башен замка, впоследствии названной его именем, до самого дня своей казни в 1775 году.

http://pravmir.ru/tyurma-novomuchenikov/

Закрыть itemscope itemtype="" > Музей стояния за веру 07.02.2020 770 Время на чтение 5 минут Источник: Православие и современность 9 февраля Русская Православная Церковь празднует память всех новомучеников и исповедников, пострадавших за Христа в годы гонений на веру в XX веке. В этот же день совершается поминовение усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. В Саратовской епархии ведется большая научная и просветительская работа по увековечиванию памяти святых новомучеников. Трудами Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия и членов православно-исторического общества «Возрождение» были собраны необходимые свидетельства для канонизации многих мучеников и исповедников, пострадавших за веру на Саратовской земле. Ныне они входят в Собор Саратовских святых. Информация об их подвиге доступна благодаря многочисленным публикациям в епархиальной периодике. Трудами прихода храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саратова создана интерактивная карта гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке на территории современной Саратовской митрополии. Однако вопрос о том, как донести информацию об эпохе гонений до большого числа людей и сделать ее подачу интересной для широкой общественности, все еще остается актуальным. Эту тему обсудили на одной из конференций участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый. Презентация проекта состоялась 28 января в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в рамках секционного заседания конференции «Прославление и почитание святых», посвященного увековечиванию памяти новомучеников ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/07/muzei_...

иеромонах Афанасий (Букин) От переводчика В первой половине 303 г. пределов Африки достиг первый указ императора Диоклетиана, открывший последние Великие гонения на христиан, с требованиями о выдаче литургических сосудов и Священного Писания . А в начале 304 г. был издан еще более жесткий указ, повелевавший всем христианам принести символические жертвоприношения в знак своей преданности императорам и богам официального культа империи. Опасаясь казней многие христиане, как клирики, так и миряне, стали приносить эти жертвы и выдавать в соответствии с требованиями предыдущего указа сосуды и Писания. Менсурий, епископ Карфагена, в качестве компромисса смог договориться с достаточно терпимыми местными представителями власти, вместо совершения языческих жертвоприношений прекратить публичные христианские богослужения, а вместо Священного Писания выдать книги еретиков. Несмотря на это на него обрушилась критика со стороны, как епископата, так и мирян. Между тем епископ Менсурий и его диакон Цецилиан решили, что лучше пока затаиться и переждать шторм гонений 1 . Однако окончание Диоклетиановых гонений не принесло мира Африканской Церкви. Уже в первой половине 305 г. Африканские христианские общины, как и большая часть Римской Империи, оказались в положении, когда настало время находить пути к примирению и разрешению сложных вопросов. Многих епископов стали обвинять в «коллаборационизме» Передача (traditio) священных книг рассматривалась многими как предательство, а самих епископов-традиторов некоторые стали считать лишившимися всякой духовной власти и благодати 2 . Разгорелись ожесточенные споры между теми, кто, будучи слаб, предал Церковь во время гонений, и теми, кто настаивал на применении к ним самых строгих канонических прещений. Епископ Карфагенский Менсурий, будучи формально не виновным в предательстве, как и некогда его предшественник на Карфагенской кафедре сщмч. Киприан занял значительно более мягкую позицию. И если св. Киприан смог своей жесткой рукой и авторитетом привести Церковь к единству и миру 3 , то епископ Менсурий, успел только вызвать недовольство среди более ригористично настроенных Нумидийских епископов и мирян, умерев вскоре после ослабления гонений около 305 г 4 . Вскоре его приемником был избран архидиакон Цецилиан, во многом следовавшей той же умеренной линии, что и Менсурий. Подобная ситуация не устраивала многих ригористов, а потому против него самого, уже почившего епископа Менсурия, и Феликса епископа г. Аптунги, участвовавшего в епископской хиротонии Цецилиана, были выдвинуты обвинения в предательстве (traditio) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Власть любви, а не силы Наша Церковь долгое время называлась на Западе «Церковью молчания». После десятилетий гонений мы отвыкли говорить, боялись. А Патриарх Алексий не боялся. Он эти запреты снял, и Церковь заговорила при нем полным голосом. 4 декабря, 2009 Наша Церковь долгое время называлась на Западе «Церковью молчания». После десятилетий гонений мы отвыкли говорить, боялись. А Патриарх Алексий не боялся. Он эти запреты снял, и Церковь заговорила при нем полным голосом. Во время патриаршества Алексия II перед Церковью стояли абсолютно новые задачи: научиться быть самостоятельной и построить со светским государством независимые отношения. По мнению ректора ПСТГУ протоиерея Владимира ВОРОБЬЕВА, еще ни у одного патриарха России не было столько работы. До него нашу Церковь на Западе долгое время называли «Церковью молчания». При нем Церковь заговорила полным голосом. — Какова роль Патриарха в Православной Церкви? Ведь были времена, когда Патриархов не было? — Церковь — это живой организм, и как всякий организм, она проходит через исторические периоды в своем развитии: есть период младенческий, детский, юношеский, есть период зрелости. В первые века христианства, когда Церковь только выходила из своей иерусалимской колыбели, не было еще такой развитой церковной структуры, как сейчас. Первые поместные Церкви, по существу, были епархиями в нашем понимании или просто общинами: община города Эфеса, община Антиохии, община Коринфа и так далее. Все эти общины имели своих епископов. Откровение Иоанна Богослова содержит обращение к семи малоазийским церквам, там написано: «Ангелу Фиатирской церкви напиши… Ангелу Эфесской церкви напиши…» (Откр. 2,18; 2,1). «Ангел церкви» здесь —епископ, глава городской христианской общины. Епископ совершал одну на весь город литургию, и все христиане города причащались тогда в одном евхаристическом собрании. Но когда закончился период гонений, и к христианству стали приобщаться огромные массы народа, целые государства — тогда и возникла церковная структура, которая в определенной степени копирует государственную структуру.

http://pravmir.ru/vlast-lyubvi-a-ne-sily...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010