«И овцы по Нем идут, яко ведят глас Его» (Иоан. 10:4).   В сих словах, содержащихся в евангельской притче о пастыре, указывается на отношение великого Пастыря Христа к овцам Его словесного стада. Безсловесные овцы в странах восточных и южных обыкновенно следуют за пастырем, который идет впереди их. Он хорошо знает каждую овцу, дает ей кличку и достигает того, что овцы на его призывный голос отвечают послушанием, не отстают от стада, не уходят в сторону и таким образом спасаются от опасности заблудиться, попасть в места непроходимые, безводные, покрытые одним песком и камнями, умереть с голоду или сделаться добычею хищного зверя. Подобно доброму пастырю безсловесных животных и Господь Иисус Христос заботится о безопасности своих словесных овец. Он знает каждую христианскую душу и Своим голосом предостерегает и спасает ее от уловления лютейшим зверем, «диаволом, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5:8), от лжеучителей, от мирских соблазнов и искушений. Во время земной Его жизни голос Его неумолкно раздавался в продолжение трех с половиной лет. Это был голос учения или наставления в истинах веры и нравственности, голос обличения врагов истины, голос предостережения от погибели, голос утешительных обетований исполнителям Его заповедей и угроз нарушителям их. Не умолк сей спасительный голос и по отшествии Его от нас на небо с пречистою плотию. Он доселе слышится в Евангелии, которое есть не простая книга, удовлетворяющая человеческой любознательности, но живой проводник благодати, исходящей из уст Его и напояющей жаждущие истины и спасения души. Он слышится также в св. Христовой Церкви, которая есть столп и утверждение истины. Органами Церкви в сем случае служат вселенские и поместные соборы, раскрывшие и утвердившие догматы веры и правила христианского благоповедения, отцы и учители Церкви, устным словом и писанием возвещавшие истину Христову, современные нам пастыри и учители церковные. Авторитет всех этих органов Церкви так велик, что к ним относятся слова Христа Спасителя, сказанные апостолам и в лице их преемникам их служения, пастырям и учителям церковным: «слушаяй вас Мене слушает и отметаяйся вас Мене отметается и Пославшаго Мя» (Лук. 10:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Над тобою орудуют святые врачи Косма и Дамиан…» Паломничество в Косово и Метохию 04.02.2021 1423 Время на чтение 17 минут Солнце отражается в чистых водах, а небо — в чистом сердце». Св.Николай Сербский Женский монастырь Грачаница Это было осенью, юг Сербии Косово и Метохия. День празднования Святых безсеребренников Космы и Дамиана, в этот день мы встретились с Биляной Живкович и ее сыном Стефаном, молодым студентом мединститута. Это моя третья поездка в Косово и Метохию. А за день до этого автобус компании «Ласта» поздно вечером отправился по маршруту Белград – Косовская Митровица. Водитель быстрым взглядом осматривает входящих пассажиров, доброжелательный, предложил всем сесть на любое пассажирское место. Атмосфера в автобусе молчаливая, чувствуется в людях усталость, большая часть в автобусе это мужчины среднего возраста и постарше. Автобус быстро и одновременно размеренно преодолевает путь, видно что водитель знает хорошо свой маршрут. Ближе к утру прошли блокпост по проверке документов, и вскоре приехали в пункт назначения. Автобус приехал рано утром. Выйдя с автобуса ощутила, пронизывающую прохладу, подняв голову увидела, что надомною распростерт звездный небосвод из ярких звезд, как бисер нанизанный на дорогую бархатную ткань. Эти звезды и это небо веками из поколения в поколение было над сербскими храбрыми головами. Слышу мужской голос: «Такси, такси, куда ехать?» Одев капюшон, застегнув плотно куртку, не оборачиваясь отвечаю: «Не надо!». И устремляю свой путь по дороге, отойдя несколько метров от автобуса у попутчиков идущих в мою сторону узнаю, как добраться до церкви Святого воина Димитрия Солунского, в которой служит отец Радослав Янкович. Иду сама, кругом ночь в домах не горит свет, сербы мирно спят и готовятся прожить, преодолеть новый Божий день, восстанавливая силы во сне. Церковь находится на горе, дорога обрамляет путь по кругу поднимаясь змейкой к верхушки горы. Стоит тишина, не слышно не лая собак, не взмаха птичьих крыльев. По дороге читаю молитву «Богородица Дева радуйся», призываю святых в помощь. В друг слышу манящие пение на сербском со сладким голосом с нарастающим не понятными для меня песнопением. Огромное желание пойти на этот голос и узнать кто это разорвал тишину перед рассветом. Делаю несколько шагов на звук, а внутренний голос останавливает и поворачивает меня на дорогу, не давая мне сбиться с пути. Останавливаюсь, слушаю понимаю, что этот голос идет из-за реки с албанской стороны, там за мостом, где река делит город на сербскую и албанску сторону, а голос он такой протяжный, певучий и одновременно холодящий, вдруг понимаю, что это поет мула, да, серб мулла, у которого когда-то его предка потурчили, потомок серба, который предал свою веру и его род стал исповедовать ислам, но еще в крови его живет православная кровь и она плачет в этом звуке.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/04/...

Владыка Арсений – редактор журнала «Голос Церкви» 1912–1917 гг Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода 22 Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту. По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 7 сего декабря за 513, в коем ходатайствует об утверждении «программы» имеющего выходить в Москве, при Чудовом монастыре, нового журнала под названием «Голос Церкви», издателем какового журнала имеет быть Московский Чудов монастырь, и об утверждении редакторами сего журнала наместника того же Чудова монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова . Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: благословить издание при Московском Чудовом монастыре журнала под названием: «Голос Церкви» по представленной «программе» и редакторами сего журнала утвердить наместника названного монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова ; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, присовокупив в оном, что о лице, которому имеет быть поручена цензура сего журнала, надлежит донести Святейшему Синоду. Декабря 7 дня 1911 г. Обер-Секретарь г. Левицкий. От редакции 23 Волею Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Московский в Кремле Чудов монастырь приступил к изданию нового ежемесячного церковно-общественного журнала «Голос Церкви». Таким образом, православная духовная журналистика обогатилась еще одним собратом и соработником на ниве Христовой. Потребность в таких соработниках велика и ныне более, чем когда-либо. И редакция «Голоса Церкви», движимая желанием и множества своих, уже сплотившихся вокруг журнала, сотрудников и читателей, – да надеемся, что в этом случае к редакции примкнет и вся благомыслящая Православная Россия, – считает священным долгом принести Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому, чувства горячей сыновней признательности за то, что он благовременно выслал нового делателя на ниву Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

БОГ ЕСТЬ ТРОИЦА В летописи Глинского монастыря хранится такой случай. Подполковник гвардейской артиллерии Василий Милонов в молодости был человеком неверующим. Служа в гвардии, отличался разнузданностью нрава, смеялся над христианскими благочестием и святынями. Однажды, после пирушки в кругу товарищей, Милонов вернулся к себе на квартиру и прилег отдохнуть. Не успел закрыть глаза, как слышит голос из-за печки: «Возьми пистолет и застрелись». Милонов осмотрел комнату, никого не нашел и подумал, что это игра воображения. Но вновь тот же голос с прежнего места потребовал взять пистолет и застрелиться. Встревоженный, Милонов крикнул денщика и рассказал ему все. Денщик был верующим, сказал, что это нечистое, бесовское наваждение и посоветовал перекреститься и помолиться Богу. Подполковник выбранил денщика за такое «суеверие», но когда опять услышал голос из-за печки, то все же перекрестился. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Голос мгновенно умолк. Это поразило Милонова, в его душе произошел такой переворот, что вскоре он подал в отставку и ушел послушником в Глинский монастырь. На протяжении тысячелетий имя Отца, Сына и Святого Духа совершает чудеса. Почему? Потому что это имя Божие. Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Но вначале давайте еще раз вспомним ту непреложную истину, что Бог един по Существу. Бог един по Существу В Священном Писании сказано: «Господь Бог наш есть Господь единый» ( Мк. 12:29 ). То есть Бог – один и единственен. Эта истина присуща здравому сознанию и не требует для себя специальных доводов. Ведь Создатель владеет полнотой совершеннейшего бытия. А полнота всесовершенства может быть только одна. Если бы было два или более всесовершенств, то они тем самым уже ограничивали бы друг друга, не имели бы полной свободы, а значит, не были бы и всесовершенством. В этом смысле древний христианский писатель Тертуллиан сказал: «Если Бог не один, то нет Бога». А святитель Афанасий Великий добавляет: «Многобожие есть безбожие». Итак, Господь Бог в существе Своем один и единственен.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Епископ Зарайский Меркурий: «Родители должны быть ближе к Церкви» 27 июля 2010 г. 13:15 По окончании XIV Всемирного русского народного собора председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий ответил на вопросы специального корреспондента журнала «Покров». Тема беседы — итоги прошедшего Собора . — Владыка, как Вы оцениваете прошедший в Москве Всемирный русский народный собор? — Итоги соборных деяний я всегда оцениваю положительно. В них представлен широкий срез народного мнения, которое высказывается по очень важным вопросам. А темы образования и воспитания сегодня актуальны как никогда. Но важно не только то, что Собор высказался. Гораздо важнее, чтобы соборный голос был услышан. — Основываясь на предыдущем опыте — каково, на Ваш взгляд, восприятие обществом и властями рекомендации Соборов? К ним прислушиваются? — Многое из того, о чем говорят на Соборе — воплощается. В Соборе участвуют лидеры партий, различных общественных движений, религиозные деятели, министры. Поэтому соборный голос доносится до власть предержащих. Мы, конечно, не можем претендовать на то, чтобы мнение Собора было стопроцентно исполнено, но очень многие вещи, о которых говорит собор, потом претворяются в жизнь на местах, в решениях, резолюциях каких-то партийных съездов, общественных организаций. Люди, движимые идеями, осуществляют эту работу уже по всему спектру своей деятельности. Но, повторяю, соборное слово не может быть обязательным к исполнению власть предержащими. Это просто голос, мнение, которое может быть услышано, на основании чего компетентные и ответственные перед Богом и обществом люди делают свое дело. — Вы говорите, что власти слышат голос Собора. Но изменений к лучшему в образовании по большому счету не видно, наоборот, вводится ЕГЭ, идет разговор о платном образовании... — Образование — это та сфера, которую невозможно реформировать одномоментно. Очень многое из того, что сейчас закладывается, в том числе положительного, мы увидим если не в удаленном, но все-таки в будущем.

http://patriarchia.ru/db/text/1231311.ht...

Монастырь преподобного Антония Великого в Египте. Часть 1 Икона преподобного Антония на папирусе В египетской пустыне, среди гор Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега, находится монастырь преподобного Антония Великого, основанный в IV веке на месте, где преподобный прожил последние сорок четыре года своей жизни. Основатель монашества, один из наиболее почитаемых святых Православной Церкви, преподобный Антоний жил здесь, в пещере на горе Аль-Кользом, с 312 г. до своей кончины в 356 г. Из жития преподобного известно, что первоначально он подвизался в воздержании и молитве вблизи селения у себя на родине в Фиваиде (Верхний Египет). Затем, желая еще больших подвигов, он удалился дальше от обитаемых мест в пустыню, и, переплыв через Нил, поселился на одной из гор. Здесь святой Антоний провел в затворе около двадцати лет. Выйдя из затвора, он стал принимать приходящих, желавших подражать его жизни. Спустя некоторое время, не имея покоя от множества посещавших его людей, просивших его совета и помощи, он решил перейти в верхнюю Фиваиду, где его не знали. Когда на берегу Нила преподобный дожидался корабля, который перевез бы его на другую сторону реки, он услышал голос, вопрошавший его о том, куда и зачем он идет. Преподобный Антоний не смутился, так как часто слышал такой голос, и отвечал, сказав о причинах, побудивших его отправиться в путь. Тогда голос сказал ему, что если он уйдет в Фиваиду, то там его будут беспокоить еще больше. Если же он действительно хочет пребывать в покое, то пусть идет во внутреннюю пустыню. На вопрос преподобного Антония, как достичь этого места, голос указал ему сарацин (арабов), караван которых отправлялся в путь. Преподобный обратился к ним с просьбой взять его с собой, и, получив согласие, отправился с караваном. Пройдя три дня и три ночи по пустыне, святой Антоний увидел высокую гору. Как повествует житие, у подножия горы был источник воды, и росло несколько пальм. Щелкните мышью для увеличения Монастырь преподобного Антония. Слева - башня Юстиниана (VI в.).

http://pravoslavie.ru/2089.html

Радио  " Теос " было основано в 1993 году Евгением Недзельским, одним из самых талантливых проповедников среди питерских евангеликов. Он действительно верит в Бога и в своей проповеди уже много лет пытается соединить баптистскую догматику, русскую духовную традицию и собственные политические взгляды, близкие идеологии умеренных патриотов-государственников. За слишком тесные контакты с православными и попытки придать баптистскому богослужению славянский характер Недзельский был некогда анафематствован и отлучён от ВСЕХБ, но не пал духом и основал Евангелическую русскую церковь, в которой установил новый богослужебный строй – православно-протестантский микст. Сегодня ЕРЦ – самая крупная евангелическая церковь в Санкт-Петербурге. Её воскресные богослужения собирают до шестисот человек. Это происходит на фоне очевидного кризиса евангельско-баптистского движения и роста харизматических церквей. ЕРЦ – единственная протестантская группа, способная реально конкурировать с харизматами в Питере. Стоит ли сомневаться в том, что радио – мощное миссионерское оружие в руках Евгения Недзельского. За семь лет существования беспомощный косноязычный " Теос " почти изжил говорок провинциального баптиста, заговорил нормальным современным языком и сегодня уверенно двигается в сторону профессионального радиоэфира. В итоге энергичный пастор заставил братьев считаться с собой. Про былые отлучения Недзельского в протестантском Питере вспоминать не принято. Все стремятся получить кусочек эфира на " Теосе " , благо межконфессиональность заложена в концепцию радиовещания. Именно здесь последние годы звучал голос уже смертельно больного архиепископа Михаила (Мудьюгина), практически изгнанного митрополитом Владимиром (Котляровым) из аудиторий Духовной Академии и жившего, как выяснилось уже после его кончины в ужасающей нищете. Но, разумеется, в первую очередь " Теос " является рупором протестантизма. Баптистов, евангелистов, лютеран, методистов, армию спасения, пятидесятников, адвентистов, ну и, конечно же, неутомимых харизматов, всех манил маленький микрофон, соблазнительный чёрный хвостик которого сквозь недра электронного мира исчезал в надзвёздных краях, превращая голос маленького человека в колорадке либо в голос Всемогущего Бога, либо в голос вольного сына эфира.

http://religare.ru/2_26722_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасительный голос Церкви Богослов Алексей Осипов - о решении Константинополя распустить Западноевропейский экзархат 03.12.2018 869 Время на чтение 3 минуты Константинополь сделал еще один шаг, свидетельствующий о том, что предпринятые им недавно авторитарные действия, касающиеся Русской православной церкви на Украине , являются не какой-то ошибкой момента, но откровенно направлены на разрушение церковного мира. На синоде Константинопольского патриархата, проходящем в Стамбуле с 27 по 29 ноября, было единогласно принято постановление о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции, преобразованного в 1971 году в Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе. Как может новый шаг Константинополя отразиться на жизни этих приходов, учитывая и ту реакцию, которая незамедлительно последовала со стороны нашей Церкви? Конечно, такие события не проходят безболезненно. Они порождают большие волнения, дискуссии и противостояния внутри общин. Всё это печальные последствия «церковной» политики Константинополя. О подобных вещах Христос сказал: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17: 1,2). После решения Константинопольской церкви о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции в Московском патриархате напомнили о давнем предложении этим приходам перейти в юрисдикцию РПЦ. 15 лет назад, весной 2003 года с таким призывом покойный патриарх Алексий II обратился ко всем архиереям и православным приходам русской традиции в Западной Европе. Голос Русской церкви в этот драматический момент жизни для многих священнослужителей и прихожан может оказаться в полном смысле спасительным. Здесь они найдут и патриаршую церковь, и несомненные таинства. И есть все основания надеяться, что немалая часть приходов последует этому призыву. Прекрасное начало такому возвращению к своей Матери Церкви видим в решении православной общины во Флоренции. Почти месяц назад находившаяся в юрисдикции Константинопольского патриархата община перешла в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ) из-за несогласия с действиями Константинополя на Украине.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/03/sp...

Торжество пятисотлетия со дня блаженной кончины Преподобного Сергия «Один раз, глубоким вечером, преподобный стоял в своей кельи на своем обычном правиле и молился о братьях монастыря, да Господь поспешит им, как выражается жизнеописатель, «во обхождениях дневных и предстояниях»: вдруг слышит он зовущий его голос: «Сергий!“ Удивляясь необычному в ночи зову, он сотворил молитву и открыл оконце кельи, чтобы видеть: кто зовёт. И вот видит он чудное видение: на монастыре пред ним необыкновенный свет, который был ярче даже дневного света; а голос в другой раз возглашает: «Сергий! ты молишься о своих чадах, и Господь принял твою молитву, – смотри, какое множество иноков сошлось во имя святой и живоначальной Троицы в твою паству и под твое руководство». Преподобный Сергий посмотрел, – и видит множество птиц «зело красных», которые не только наполняли весь монастырь, но летали и кругом его. Голос сказал: «как видишь ты этих птиц, так умножится стадо учеников твоих, и по тебе не оскудеют они, если восхотят последовать стопам твоим“ 1 . Пять веков с той поры непрерывно исполнялось и исполняется пророчественное видение. Скудная обитель Сергиева возросла в знаменитую лавру, которая никогда не оскудевает иноками и неизменно привлекает к благодатной гробнице Преподобного многие тысячи православных благочестивых людей, желающих, по мере сил своих, последовать стопам его, а в только что минувший знаменательный день, посвященный памяти Преподобного, чудное видение как-бы снова повторилось на наших глазах. Никогда обитель Сергиева не видела у себя такого великого сонма святителей и иноков и всякого рода православных людей, как в этот приснопамятный день. Как чудесные птицы видения слетелись они сюда обильными стаями со всех концов Руси великой, наполнили священную ограду обители и оживленно парили кругом её. Не «зело красны» в большинстве своём были эти птицы по внешности: в убогих армяках и понёвах, в потрёпанных лапотках, согбенные под тяжестью котомок, не могли они привлечь чьего-либо взора своею красотою: но «зело красны» они были тою горячею верой, которая побудила их пройти сотни и тысячи вёрст, которая дала им силу и твердость безропотно перенести все лишения долгого и скудного пути, которая ярким пламенем све­тила в их благоговейном взоре, устремлённых на святыню, очей, в их кротком умилённом слове, и в широком взмахе их дрожащей руки, совершавшей крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

II. Видение подобного сыну человеческому (1:10–20) Девятым стихом 1 главы оканчивается введение в Апокалипсис, и следующие стихи 1 главы, и главы 2 и 3 составляют его первую часть. Представляя собою особенное видение, эта часть и по своему содержанию является совершенно отличною от второй части. Ее содержанием служат откровения для семи малоазийских церквей, а изложение имеет форму историко-пророческого учения. Сообщение откровения для семи малоазийских церквей Иоанн предваряет изображением своего собственного внутреннего состояния, при котором им получено это откровение. Я, – пишет он, – был в духе в день воскресный. Очевидно, это был тот день недели, который св. Иоанн вместе с другими христианами привык посвящать преимущественному служению Господу ( Деян. 20:7 ; 1Кор. 16:2 ). В этот день, в первый день недели, св. Иоанн, вспоминая своего воскресшего Господа, углублялся своим умом в созерцание домостроительство человеческого спасения. На это время он совершенно отрешался от тела, от земли и от земных интересов и был, как он выражается, «в духе» (ν πνεματι==κστασις – состояние экстаза. Деян. (10:10; 11:5; 22:18); и в этом состоянии он входил в особенное, близкое и тесное общение с Богом и ангелами, с миром духовным, невидимым – небесным. И слышал позади (πσω) себя громкий голос как бы трубный (ς σλπιγγος), который говорил (λεγοσης). Св. Иоанн услыхал громкий голос, очевидно, духовным слухом ( 2Кор. 12:2 ), и сила звука (не звук трубы, но звук, подобный трубному) выражалась в той силе впечатления, которое производило на тайнозрителя все виденное и слышанное им. Этот голос предупредил Иоанна, что он видит и слышит не только для себя, но и для других, и потому должен записать, чтобы иметь возможность передать не только близким, но и дальним. Непосредственно это откровение должно быть передано семи церквам, – христианским обществам в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Почему названы именно эти церкви и почему только семь, – то, конечно, потому, что они указаны Св. Духом; Иоанн же должен был записать то, что видел. Поэтому здесь употреблен глагол βλπεις – видишь (наст. вр. для обозначения несомненного будущего), который выражает пассивное созерцание 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010