После него правили его сыновья Лев VI Философ, или Мудрый (886–912), 857 и Александр (886–913), переживший на год брата. Сын Льва VI, Константин VII Багрянородный, или Порфирородный (913–959), государь, не имевший никакой склонности к управлению и проводивший почти все свое время за литературной работой в кругу наиболее просвещенных людей своего времени, был вынужден отдать на долгие годы управление государством в руки своего тестя, начальника флота Романа Лакапина (919–944). 858 В 944 году сыновья последнего свергли отца с престола и заточили его в монастырь, но сами в свою очередь были свергнуты в 945 году Константином Багрянородным, который самостоятельно правил после этого с 945 по 959 год. После смерти его сына Романа II (959–963), процарствовавшего всего четыре года, остались вдова его Феофано и два несовершеннолетних сына, Василий и Константин. Феофано отдала свою руку талантливому военачальнику Никифору Фоке, который и был провозглашен императором (Никифор II Фока – 963–969). После насильственной смерти Никифора Фоки на престол был возведен энергичный военачальник, армянин по происхождению, Иоанн Цимисхий (969–976), женатый на Феодоре, сестре Романа II и дочери Константина VII Багрянородного. Только после смерти Иоанна Цимисхия настоящими императорами сделались два сына Романа II, Василий II, прозванный Болгаробойцей (976–1025), и Константин VIII (976–1028). Главное управление государством находилось в руках Василия II, при котором империя достигла высшей степени своего могущества и блеска. С его смертью начинается эпоха упадка Македонской династии. После кончины Константина VIII императором был престарелый сенатор Роман III Аргир (1028–1034), женатый на дочери Константина VIII Зое. После смерти Романа Аргира овдовевшая Зоя, имевшая уже около 56 лет от роду, вышла замуж за своего любовника Михаила Пафлагонянина, который и был, по настоянию Зои, провозглашен императором (Михаил IV Пафлагонянин —1034—1041). Правление Михаила IV и кратковременное царствование его племянника Михаила V Калафата (1041–1042), двух случайных и ничтожных личностей на престоле, вызвали сильное брожение и острое недовольство в империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Это был поворотный момент во внешней политике Василия. Его планам общей борьбы с арабами не было суждено реализоваться. Взятие войсками Василия Тарента в Южной Италии и успешное продвижение вглубь страны под начальством талантливого Никифора Фоки в последние годы правления Василия могли служить некоторым утешением после сиракузской неудачи. В последние годы своей жизни Василий, сделавший уже в начале своего царствования неудачную попытку заключить союз с западным императором против западных арабов, заключил союз, уже в целях борьбы с восточными арабами, с армянским царем Ашотом Багратидом (Багратуни). Но в это время Василия не стало. Несмотря на потерю Сиракуз и на отсутствие выдающихся успехов в борьбе с арабами вообще, Василию удалось несколько расширить свои пограничные владения в Малой Азии и восстановить утраченное до него значение византийского имени в Южной Италии. По словам новейшего исследователя того времени, «состарившийся Василий мог умереть в мире. Он выполнил как на востоке, так и на западе очень большое военное дело, которое в то же время было делом цивилизаторским; Василий оставил империю более сильной и более уважаемой, чем та, которую он получил». 860 Если Василий I жил в мире со своими соседями, исключая арабов, то при его преемнике Льве VI Мудром (886–912) дело обстояло иначе. Тотчас по вступлении его на престол началась неудачная для Византии болгарская война, в связи с которой впервые в истории Византии появляются мадьяры (венгры, угры). К концу правления Льва VI у Константинополя стоят русские. Союзная с ним Армения, подвергавшаяся непрестанным арабским нашествиям, не смогла получить ожидаемой от Византии помощи. Вопрос о четвертом браке императора вызывал сильное внутреннее брожение в государстве. Все это указывает на то, что условия борьбы империи с исламом стали сложнее и труднее. Дела с арабами при Льве VI шли вообще неудачно. Происходившие с переменным успехом военные столкновения на восточной границе не имели важных результатов. На западе мусульмане в самом начале Х века овладели городом Региумом, на итальянском берегу Мессинского пролива, после чего пролив оказался всецело в руках арабов; а в 902 году они завоевали последний значительный укрепленный пункт византийской Сицилии, Тавромений, или Таормину.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии» 15 марта 2016 г. 18:25 40-й том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «Л». Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии. Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

В конце IV века папа Сириций (384–399) свидетельствует, что заключение брака per sacerdotem benedictione в его время обязательно требовалось только от будущих клириков (Ep. ad Himer.), на Западе часто вообще отказывали в благословении брака тем брачующимся, кто не сохранил девства (Иннокентий I. Ep. ad Victr. 4–6, Кесарий Арльский. Serm. 43. 5), – хотя, очевидно, такие браки тем не менее признавались абсолютно легитимными и действительными. Дальнейшее развитие на Востоке происходило в контексте византийской «симфонии» государства и Церкви, когда последняя постепенно получала все более широкие функции контроля над комплексом вопросов, связанных с браком. Норма римского права, согласно которой брак заключается выражением согласия, законодательно подтверждается императором Феодосием II (Cod. Theod. III 7. 3), св. император Юстиниан разрешает среднему сословию письменно заключать брак перед церковным нотариусом (γμος γγραφος), для низшего же сословия достаточным остается выражение согласия перед свидетелями (Nov. Iust. 74. 4), что подтверждает и император Лев III (годы правления 714–741) в своей «Эклоге» (Eclog. 2. 1). В эпоху императора Василия I (867–886) брак мог заключаться трояким образом: через благословение (ελογα), венчание (στεφνωμα) и составление письменного договора (Epanag. Tit. 16. 1 ). Император Лев VI Мудрый (годы правления 886–912) в своей 89-й новелле уже тесно связывает брак со священническим благословением, однако рассматривает это как недавний обычай: «В древности... допускалось установление законного брака без предусмотренных для этого благословений. Однако даже если можно найти мотивы извинения для таких действий, не подобает нам, достигшим более прогрессивного образа жизни, не соблюдать таких вещей» (JG I. 56). Император Алексий I Комнин (годы правления 1081–1118) распространяет церковное благословение на рабов (JG I. 305), а император Андроник II Палеолог (годы правления 1282–1328) и Константинопольский патриарх Афанасий I (занимал кафедру в 1289–1293 гг.) запрещают заключение брака без благословения священника, ставя точку в этом процессе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

На время после 879 г. приходится составление от имени императоров Василия, Льва и Александра «Исагоги» 549 , которая мыслилась в качестве введения к задуманному собранию законов 550 . В значительной мере «Исагога» воспроизводит «Прохирон», однако при этом не только располагает материал в новом порядке, но местами также и со значительными изменениями. В еще большей степени, чем «Прохирон», она пользуется материалом «Эклоги», причем уже в разделе о брачном праве «Исагога» обращается к «предосудительному» уложению иконоборцев, в то время как «Прохирон» в этой части еще придерживается юстинианова права и только в последующих разделах начинает заимствовать из «Эклоги». Далее, «Исагога» содержит совершенно новые и достойные внимания части, которые посвящены правам и обязанностям императора, патриарха и других светских и церковных сановников. Церковно-государственный организм представлен здесь как состоящее из многих частей и членов единство, над которым, как две главы вселенной, возвышаются царь и патриарх, чтобы в тесном и мирном сотрудничестве заботиться о благе человечества. Параллельно этому описаны и функции обеих властей: светский глава заботится о телесном, а церковный – о духовном благополучии подданных. Без сомнения, автором этого учения о двух властях был не кто иной, как Фотий, который в то время вновь занимал патриарший престол. Его влиянию также следует приписать и то, что «Исагога» постулирует идеальное соотношение между верховной светской и духовной властью в духе идей православных церковных кругов. То, что практика радикально расходилась с теорией, Фотию было известно слишком хорошо, причем вскоре ему было суждено вновь в этом убедиться. После ранней смерти Константина (879) права престолонаследия были переданы Льву, несмотря на отвращение и глубокое недоверие, которое испытывал к нему отец. Василий не мог успокоиться после смерти своего первенца и последние годы своей жизни провел в тяжелой депрессии. 29 августа 886 г. он умер, получив смертельную травму на охоте. После своего восшествия на престол Лев VI устранил великого патриарха и передал патриаршую власть своему юному брату Стефану 551 . После этого Фотий окончательно исчезает с исторической сцены. Умер он в ссылке в Армении. Формально Лев VI (886–912) делил верховную власть со своим братом Александром, однако тот наслаждался жизнью, не заботясь о делах правления 552 . Главнейшим советником императора в первый и наиболее плодотворный период его правления был отец его возлюбленной и позднее жены, Зои, армянин Стилиан Зауца (ум. 896), который был наделен специально изобретенным для него титулом василеопатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тимпане над главными дверями собора Св. Софии в годы правления имп. Льва VI Мудрого (886-912) появилась композиция, изображающая его припадающим к Спасителю на престоле. В медальонах по сторонам Христа: слева - Богоматерь в молении (в деисусном типе), справа - фронтально изображенный архангел. Христос держит раскрытое Евангелие, в к-ром читается надпись на греч., состоящая из 2, как правило, несоединяющихся стихов: «Мир вам. Я свет миру» (Ин 20. 19, 26; 8. 12). По одной версии толкования, иконографическая программа композиции, а именно редкая для имп. изображения поза глубокого поклона (проскинесис), соединение образов Богоматери и архангела, представляет поклонение земного владыки, василевса, Небесному Царю, Панвасилевсу, воплотившейся Премудрости Божией. Изображение соответствует обряду входа императора в храм Св. Софии, описанному имп. Константином VII Багрянородным, к-рый состоит в чтении специальных входных молитв с троекратным поклоном как раз перед теми дверьми, где находится мозаика. Согласно др. версии, проскинесис перед Спасителем - знак раскаяния Льва VI, вступившего в 4-й брак, и моление об императоре Богоматери. Оба толкования связаны с идеей верности правосл. государя Христу и объединяются в эсхатологической перспективе, к-рая всегда присутствует в христ. богослужении и отвечает программе росписи. В живописи этой композиции отмечается определенное развитие стиля. Формы все еще остаются массивными, но появляется динамика движения, разнообразие ракурсов, поз, жестикуляции, направления взглядов. Дифференцированной становится живописная моделировка ликов. Более легкими выглядят драпировки. В сев. галерее сохранилось точно датированное изображение младшего брата имп. Льва VI, имп. Александра (912), представленного в праздничном пурпурном облачении, расшитом камнями и жемчугом лоре, диадеме с подвесками, державой в левой и акакией (мешочек с землей) в правой руке. Надпись, сопровождающая этот единоличный образ: «Господи, помоги твоему слуге, православному благоверному императору», выполненная в виде монограмм в медальонах, указывает на то, что, как и в мозаике над входом, здесь изображено моление императора перед Господом. За небольшой промежуток времени между созданием образов святителей в сев. тимпане и портретом имп. Александра произошли заметные перемены в стиле. При сохранении фронтальной постановки фигура чуть сдвинута вправо, отведенная в сторону рука с державой придает динамику позе, разнообразие в композицию вносят медальоны, отличающиеся по диаметру и типу надписей. Силуэт стал более стройным, пропорции гармоничными, жесты естественными. Расшитые камнями одежды акцентируют внимание на силуэте, что зрительно облегчает фигуру.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В годы правления императора Аркадия, сына Феодосия Великого, Честной Пояс был перенесён в славную столицу Византийской империи, г. Константинополь. Он был положен в прекрасную раку, которая была названа «святой ракой». Положение произошло 31 августа. Священная реликвия должна была защищать столицу государства и Ее жителей от вражеских нападений, несчастий и посягательств злых духов. Через несколько лет дочь Аркадия, императрица Пульхерия, возвела блистательный Халкопратийский храм и положила в него Честной Пояс. В следующем веке, неизвестно, когда именно и кем, Честной Пояс был перенесён в г. Зила, что в Каппадокии, на юге от Амасеи. В Константинополь он снова был перенесён в период правления императора Юстиниана I (527–565 гг.), при котором был построен собор Святой Софии. Его преемник Юстиниан II и его супруга София отреставрировали Халкопратийский храм и возвели маленькую церковь Святой Раки. Честной Пояс хранился на Святом Престоле. Честной Пояс Богородицы в Константинополе совершил множество чудес. Он излечил Зою Заутзи, супругу императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.), которая была мучима духом нечистым. Когда патриарх возложил на неё Святой Пояс, она сразу же освободилась от своего мучения. В знак благодарности, она украсила весь Пояс золотой нитью и в таком виде он сохранился по сей день в Священной Великой Обители Ватопед. Константинопольский патриарх Герман I (715–730 гг.) с лиризмом говорил, что Честной Пояс вечно хранит Божие благоухание совершённых им исцелений, даруя радость всем, кто приближается к нему с верой и благоговением; и Иосиф Песнопевец (прибл. 816–866 гг.) воспевает святыню, так как Благодатию Божией Матери она освящает верующих, приходящих благоговейно приложиться к ней, ограждает их от вреда и освобождает от болезней и скорбей. Около 1150 г. Честной Пояс находился в Большой Палате Константинополя, в храме Святого Михаила. Вероятно, он был разделён на части, которые были перенесены в храмы. В XII веке, в частности, в годы правления Мануила I Комнина (1143–1180 гг.), праздник Святого Пояса был официально утвержден 31 августа, тогда как ранее его отмечали вместе с праздником Ризы Богородицы 2 июля.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-svjatog...

Император Мануил I Комнин инициировал как минимум три догматических спора, возникших в годы его правления: в 1145, 1166 и 1180 гг. В ходе соборных дебатов многие архиереи прямо говорили об императоре: «Ведь если не теперь, то после смерти, – там он будет непременно предан анафеме» . Но в ходе заседаний многие архиереи оставили свою точку зрения, и в заключение все сошлись на том, что император лучше их понимает смысл Священного Писания. В результате возобладало мнение царя . Как законодатели Церкви, хотя бы и вместе с епископатом, византийские императоры далеко шагнули за границы обычного нормотворчества. Св. Феодосий I Великий издавал эдикты о проверке достоинства кандидата в епископы, а затем лично утверждал их. Он же регламентировал своими законами жизнь клириков, устанавливал судебные полномочия архиереев и даже пытался закрепить за собой единоличное право прославления святых . 123-й новеллой император св. Юстиниан Великий определил, что отлучение от Святых Даров может быть осуществлено епископом или пресвитером лишь после того, как вина лица доказана. Этой же новеллой он установил возраст для рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, чтецов и диаконис (соответственно 30, 25, 20, 18 и 40 лет). 86-я новелла императора Льва VI Мудрого (886-912) установила еще одно основание для низвержения епископа из сана – если он занимается защитой на суде (адвокатской практикой), откупами или поручительствами. Пожалуй, лишь св. Юстиниан Великий может соперничать с каноническим творчеством этого выдающегося императора, который касался любой сферы церковной жизни, если видел в этом потребность. Так, он определил необходимое число иноков для учреждения нового монастыря. Этому царю также принадлежит новелла, согласно которой иночествующим запрещается одеваться в одежду мирян. Лев VI также издал закон о рабе (9-я новелла), принявшем священнический сан без воли господина, в соответствии с которым раб должен быть возвращен в прежнее состояние . Своим законом (17-я новелла) царь определил сроки крещения новорожденных (если им угрожает смерть или они больны) и случаи, когда допускалось принятие Святых Даров роженицами. «Относительно родивших жен, – говорится в указанной новелле, – и всех тех, которые находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы те из них, которые не подвержены другому какому-либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенные в просвещении, а просвещенные в причащении пречистых Тайн, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая пресечению жизни, тогда во всяком случае они должны причащаться Тайн» . Императора не смутило то обстоятельство, что ранее действовавший канон (2-е правило свщм. Дионисия Александрийского) этой возможности не допускал.

http://bogoslov.ru/article/5541916

Канонические правила Православной Церкви ясно говорят о проповеди как об обязанности епископов и пресвитеров. Так, 58-е апостольское правило гласит: «Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». 19-е правило Трулльского Собора (691 г.) предписывает предстоятелям Церквей произносить слова назидания для клира и народа во всякое время, особенно в дни воскресные. 2-е правило VII Вселенского Собора гласит, что кандидат в епископы должен быть испытан в знании Священного Писания и в умении «учить порученный ему народ». Тот же, кто к этому не способен, «да не рукополагается». 64-е правило Трулльского Собора содержит прямой запрет на проповедь мирян: «Не подобает мирянину пред народом произноссти слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительского слова и от них поучатися божественному... Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковного». Епископ Никодим (Милаш) полагает, что это правило касается лишь проповеди на догматические темы: «Кроме епископов и священников, никому больше, по божественному праву, не дозволено ... произносить публичные проповеди догматического содержания». При этом епископ Никодим полагает, что епископ имеет власть допустить мирянина до проповеди в храме, если «дело не касается повреждения «учительного достоинства», исключительного достояния иерархии» 118 . Следует отметить, что несмотря на наличие канонических запретов, миряне-проповедники известны в истории Византии. Например, мы имеем ряд свидетельств о проповедничестве мирян в годы правления императора Льва VI Мудрого (886–912). Проповеди произносил сам император, а также два государственных чиновника при его дворе: Анастасий и Лев Хиросфакт. На рубеже IX-X вв. проповедничеством занимался Никита Давид Пафлагон, также не имевший священного сана. Кроме того, известен текст проповеди анонимного лаика, произнесенной в честь первой жены Льва VI императрицы Феофании. Хотя в целом все эти примеры являются лишь редкими исключениями из общего правила 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010