Значение работы И.Е. Троицкого по изучению наследия Григория Кипрского для русского богословия и русской патрологии сложно переоценить. Если бы его исследования и переводы по этому вопросу не были бы выполнены, то русскоязычная академическая среда была бы лишена переводов важнейших догматических документов и исторических источников, не имела бы исследований, обобщающих все данные по истории патриаршества и богословской деятельности Григория II Кипрского. Можно без преувеличения сказать, что И.Е. Троицкий – главный специалист по изучению богословских споров о Святом Духе в 1280-х гг. в российской дореволюционной науке. Также важно отметить, что к работам И.Е. Троицкого обращаются и зарубежные исследователи с. 4-5, 155; 3, с. 11]. Рассмотрим работу профессора А.Л. Катанского, посвященную попыткам соединения Православной Церкви с Римом в XI-XV вв. В данной работе дается много информации о деятельности Григория Кипрского (автор называет патриарха его светским именем – Георгий Кипрский). Исследователь отмечает, что в период правления Михаила Палеолога будущий патриарх поддерживал сторонников унии с. 143, 176, 189]. Повествование о полемике между Иоанном Векком и противниками унии начинается с описания Собора 1283 г., на котором присутствовал и Григорий Кипрский с. 176]. Подробно описывается избрание Григория на патриарший престол и связанные с этим событием обстоятельства с. 177-181]. Затем А.Л. Катанский переходит к описанию полемики начавшейся в 1285 г., на заседаниях Влахернского Собора, и продолжившейся в последующие годы: автор рассматривает публикацию Томоса 1285 г., ответ Векка на этот документ, последующие сочинения и кризис, вызванный этой полемикой с. 181-184]. Подробный анализ богословия Григория Кипрского в этой работе не представлен. Достаточно подробно рассматривает патриаршество Григория Кипрского дореволюционный российский историк А.П. Лебедев с. 354-363]. Он приводит изложение полемики между Григорием II и его главным оппонентом – Иоанном Векком. Профессор А.П. Лебедев рассматривает некоторые положения Томоса Собора 1285 г., характеризующие деятельность сторонников унии, а также сочинения Иоанна Векка и патриарха Григория, появившиеся в ходе дальнейшего спора с. 357-361]. В конце описания патриаршества Григория приводится список его сочинений, переведенных на русский язык к моменту написания работы А.П. Лебедева с. 363, сноска 165].

http://bogoslov.ru/article/6170113

Да и сам Констанций оказался непоследовательным. В 357 г. во время посещения Рима император-христианин восхищался красотой языческих храмов и статуй, исполнил буквально все отправления верховного жреца, подтвердил привилегии весталок, учредил обычные пособия на языческие обряды и назначил членов римской языческой знати на различные должности. Единственной антиязыческой мерой Констанция во время его визита в Рим был приказ удалить из зала заседаний сенатской курии алтарь Победы. В целом религиозная политика Констанция оказалась несостоятельной: раздоры в среде христиан усилились при нем настолько, что отвратили от христианства многих колеблющихся и даже новообращенных; меры против язычества оказались малоэффективными: запреты, несмотря на их строгость, оставались мертвой буквой, и языческий культ не был отделен от государства. Попытка нанести удар древней религии в условиях ослабления внутренними раздорами и внешним давлением церкви с самого начала была обречена на неудачу и привела к противоположному результату – короткому, но яркому периоду возрождения язычества при Юлиане. Недолгие годы правления – с 361 по 363 – этого без сомнения талантливого и яркого императора оказались переломными в сосуществовании язычества и христианства и имели большое значение для судеб последнего. Юлиан по существу дал понять христианским лидерам, что христианизация Римской империи не произойдет автоматически, и заставил их всерьез задуматься над тем, к чему может привести «обращение» христианства в империю. Кроме того, Юлиан дал христианам образцы борьбы с враждебной религией в условиях «мирного» сосуществования, причем об эффективности их христиане могли судить по собственному опыту. Меры Юлиана по отношению к христианству отнюдь не были столь суровыми, как его предшественника в отношении язычества. Прямыми репрессиями можно считать лишь отстранение христиан от общественных должностей и стеснение их в получении образования, что выразилось в запрете преподавать в школах христианским учителям. Вместе с тем, Юлиан не только предоставил христианам свободу вероисповедания, но даже вернул из ссылки сосланных Констанцием епископов, не без основания рассчитывая тем самым ввергнуть церковь в новые губительные междуусобные распри. Но Юлиан попытался сделать по отношению к христианству то, что спустя два десятилетия обрекло на гибель язычество – лишил церковь государственного субсидирования и отменил существовавшие на этот счет законы Константина-Констанция и привилегии клириков. Фактически этим был приостановлен процесс слияния церкви с государством. Действуя по отношению к христианству мудро, осторожно и расчетливо, Юлиан не дал повода даже церковным историкам назвать его гонителем христиан 38 , хотя антихристианская направленность его политики никогда не подвергалась сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

После возвращения в Рим Л. воздерживался от участия в богословских спорах. Папские легаты не присутствовали на Ариминском Соборе (лето 359) и на Соборе в К-поле (янв. 360), участники к-рого подписали отредактированную греч. версию ариминской формулы. Со временем Л. удалось восстановить свой авторитет, о чем свидетельствует визит свт. Илария в Рим после его возвращения из ссылки. В годы правления имп. Юлиана Отступника (361-363) Л. осудил решения, принятые на Ариминском Соборе, и обратился к епископам Италии с призывом простить обманутых «по незнанию» участников этого Собора ( Liberius. 1916. P. 156-157). После Александрийского Собора, созванного свт. Афанасием в 362 г., отношения между Л. и вост. епископами стали налаживаться. После прихода к власти имп. Валента (364-378), к-рый покровительствовал арианам, вост. епископы стали искать поддержки у Папского престола; правивший на Западе имп. Валентиниан I (364-375) поддерживал никейскую партию. В 366 г. вост. епископы, участвовавшие в Соборе в Лампсаке (364), отправили к Л. посольство во главе с Евстафием Севастийским, выразив желание вступить в общение с Римской Церковью. Л. принял послов только после того, как они письменно заверили папу в том, что исповедуют Никейский Символ веры и осуждают еретиков. В свою очередь Л. вручил им послание о восстановлении общения с Церквами Востока при условии, что вост. епископы будут сохранять никейское вероисповедание ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 12). Это послание было зачитано на Соборе в Тиане (367), и т. о. мир был восстановлен. Свт. Амвросий Медиоланский в соч. «О девах» передает содержание речи, к-рую произнес «блаженной памяти Либерий» в Ватиканской базилике св. Петра во время посвящения девы Марцеллины , сестры Амвросия ( Ambros. Mediol. De virginit. III 1-15). Согласно Liber Pontificalis, Л. облицевал усыпальницу св. Агнесы мраморными плитами и построил базилику, впосл. названную его именем, недалеко от рынка Ливии (iuxta macellum Libiae) (LP. T. 1. P. 208). Папа Римский Сикст III (432-440) построил на этом месте базилику Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-Маджоре). Л. был похоронен в катакомбах Присциллы на Соляной дороге, возможно в базилике св. Сильвестра, где находились гробницы его предшественников.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Первая паломница Запада Эта подвижница уже при жизни была легендой Анастасия Михалос   00:01 28.04.2023 1383 Время на чтение 10 минут Преподобная Мелания Старшая - одна из самых интересных и ярких фигур в церковной истории 4-го века. С ней связаны родством или дружбой такие подвижники, как преподобный Руфин Аквилейский, святитель Павлин Ноланский, преподобный Исидор Странноприимец, блаженный Иероним Стридонский, диакониса Олимпиада Константинопольская и другие. Не менее значимой личностью была и ее внучка Мелания Младшая. Но о последней известно очень много благодаря житийным текстам Симеона Метафраста и игумена Геронтия, распространившимся и на Востоке, и на Западе, а также исследованию кардинала Рамполлы (1905 год). О Мелании Старшей сохранилось значительно меньше информации. Основная в «Истории Лавсаика» Палладия, познакомившегося с ней в Иерусалиме, да кое-что в письмах ее родственника святителя Павлина Ноланского и других современников. Палладий называет ее треблаженной, блаженный Иероним - новой Феклой, благороднейшей из римских жен. Конечно же, он имеет в виду благородство духа. Родилась преподобная Мелания в Испании около 342 года (более поздняя датировка убедительно опровергнута Мерфи), там же прошли ее детские и отроческие годы. Мать ее из богатого и знатного рода Понтиев была родной сестрой матери святителя Павлина Ноланского (по другой версии - Павлин приходился дядей Мелании, но она была старше дядюшки лет на 10). Отец святой Мелании (по другой версии - дед) получил консулат в 341 году. Семья была родовитой и заслуженной. Мужа - Валерия Максимуса - ей подобрали из такого же семейства. Она вступила в брак в 14-15 лет (356-357 год). Господь даровал молодоженам трех сыновей. Семейство переехало в Рим, Валерий Максимус сделал прекрасную карьеру и в 361 году стал префектом Вечного Города. Он пробыл на этом посту до 363 года, а потом, вероятно, был назначен президом в провинцию, возможно, в Испанию. Но обращает на себя внимание тот факт, что Валерий Максимус стал и пребывал римским префектом в правление Юлиана Отступника, поэтому могла иметь место ссылка, что кажется более вероятным. Как бы то ни было, семья последовала за ним. Возможно, семья святой Мелании была христианской, но, может, и нет, потому что ее близкий родственник Павлин благополучно жил в язычестве до 25 лет, пока не женился на христианке Тарасии. В любом случае, крестились тогда в зрелом возрасте, кроме случаев смертельной болезни. Когда Мелания Старшая приняла святое Крещение, неизвестно.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/11/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОФОР И АБУНДИЙ [лат. Carpophorus et Abundius; итал. Carpoforo e Abbondio], мученики (пам. зап. 10 дек.), пострадали в г. Сполетий (ныне Сполето, Италия) и в г. Фульгиния (ныне Фолиньо, Италия). Сказание о К. и об А. сохранилось в составе Мученичества и обращения св. Анастасия и 11 братьев, или Мученичества 12 святых (BHL, N 1620-1622),- пространной агиографической повести о мучениках, пострадавших в обл. Умбрия. Мученичество 12 святых содержится в 2 легендариях, происходящих из аббатства Сан-Феличе-ди-Нарко (1194) и из ц. Сан-Брицио (нач. XIII в.), к-рые с XVI в. хранились в б-ке кафедрального собора в Сполето. Рукописи были использованы болландистом Кунрадом Яннингом, к-рый опубликовал Мученичество в сер. «Acta Sanctorum» . Др. версия сказания под заглавием «Мученичество святых мучеников Абундия и Карпофора» издана Бонино Момбрицио (BHL, N 1622). В Мученичестве повествуется о святых, живших в разное время, к-рые, однако, представлены как современники и родственники. Согласно Мученичеству, св. Анастасий, его сыновья Евтихий и Бриций, племянники Иоанн, Теудила, Вакх, А., К., Лаврентий, Прокл, Геркулан и Бараттал прибыли в Рим из Сирии в годы правления имп. Юлиана Отступника (361-363). Они остановились в доме Римского еп. (папы) Урбана I (222-230), который рукоположил Бриция и К. во пресвитеров, а Лаврентия и А.- во диаконов. О прибытии из Сирии христиан, которые присоединились к рим. клирикам и проповедовали свою веру, донесли имп. Юлиану, и он велел их арестовать. Мучеников схватили и привели к императору, после краткого допроса их избили палками и бросили в темницу, где морили голодом. Через нек-рое время Анастасий был казнен, а др. христианам удалось бежать из Рима и скрыться в др. городах. Бриций, К. и А. прибыли в Сполетий, где находились проконсулы (наместники) Тургий, Леонтий и Марциан, жестокие гонители христиан. Мученики усердно проповедовали христ. веру, обратили множество язычников, устроили церковь и начали уничтожать языческие храмы и священные рощи. Узнав об этом, Тургий и Леонтий велели схватить мучеников, к-рые скрывались в доме благочестивой христианки Синклеты. На допросе К. и А. заявили, что поклоняться следует не ложным языческим богам, к-рые суть рукотворные идолы, а истинному Богу христиан. Наместники велели избить К. и А. палками, бросить в темницу и запечатать дверь, чтобы заморить мучеников голодом. После рассказа о пресв. Бриции, к-рому удалось спастись от гонителей, сообщается о том, как К. и А. были освобождены из темницы ангелом и укрылись в «крипте», расположенной за пределами города, где совершали богослужения и проповедовали.

http://pravenc.ru/text/1681159.html

По смерти архиепископа Давида в 1324 г. «сдумавше Новгородци, и игумени, и попове, и черньци, и весь Новгород, взлюбиша вси Богом назнаменана Моисия, прежде бывша архимандрита у святого Георгия и взведоша и на сени, и посадиша и в владычии дворе, дóндеже позовет его митрополит» 360 . В след., 1325 г., новоизбранный владыка Моисей отправился в новую столицу Москву, куда перенесена была кафедра святительская, и был хиротонисан св. Петром митрополитом. Это была первая хиротония, еще в убогом тогда Успенском соборе, и знаменательно было для будущего то, что первое сие посвящение совершилось руками одного великого угодника Божия, над другим святым мужем. Еще доселе хранятся в Успенском соборе яшмовые сосуды, которые св. Моисей принес в дар святителю Петру Чудотворцу 361 . Новопоставленный владыка Моисей, находясь еще в Москве после хиротонии, участвовал вместе с митрополитом и посвящавшими его епископами: Тверским, Ростовским и Рязанским в погребении в. к. Московского Георгия, убиенного в орде, над которым горько плакал державный брат его Иоанн Калита и весь народ 362 . По возвращении святителя в Новгород, уже в 1326 г., вскоре скончался и рукополагавший его митрополит Петр 363 . Место его заступил Феогност, родом Грек 364 . В первый же год своего правления владыка Моисей испытал много огорчений: сначала страшный пожар опустошил великий Новгород, истребив главные его улицы и несколько храмов, потом произошло народное волнение в городе, кончившееся грабежом двора Остафья Дворянинцева и сожжением всего его имущества 365 , а затем Новгороду грозила та же участь, какая постигла Тверскую область. Татары, мстя в. к. Тверскому, Александру Михайловичу, за избиение многих из них в Твери, опустошили Тверь, Кашин и Новоторжскую волость, и уже приближались к Новгороду, где искал убежища несчастный князь; и только богатый откуп и дары отвратили опасность 366 . Когда же князь с жарким участием принят был во Пскове, это опять едва не навлекло бед на паству святителя Моисея. Он ездил во Псков с тысяцким Авраамом и убеждал псковитян отступиться от князя Александра, но напрасно 367 ; и лишь строгость первосвятителя России, Феогноста, наложившего проклятие на Псков 368 , отвратила беду неминучую. Вскоре за тем, опять жестокий пожар опустошил торговую сторону 369 . Несмотря, однако ж, на трудное время, владыка Моисей устроил женскую обитель на Десятине и соорудил каменный храм Богоматери на том месте, где совершилось чудо от Ее иконы, при осаде Новгорода от Суздальской рати 370 , и потом с честью принимал у себя в. к. Иоанна, приходившего посетить свою отчину, вместе с митрополитом и с князьями Тверскими. Так были тревожны начальные годы правления св. Моисея в Новгороде и слишком тяготили его душу, стремившуюся к пустынному покою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Флавий. Иуд. война VII, 5, 5, 7; см. также изображения на арке имп. Тита в Риме). Жертвенник каждений, как наиболее драгоценный сосуд, вероятно, был сокрыт иудейскими священниками где-то в подземельях храма во время осады Иерусалима римлянами. Развалины храма. Первый период . Со времени разрушения Иерусалима императором Титом храм представлял из себя груду развалин, в которых обитали дикие животные. Сюда приходили для сетований и молитв иудейские книжники. Первое свидетельство о так называемом плаче евреев, продолжающемся и доныне, находим у Иосифа Флавия (Иуд. война VII, 8, 7). Во время восстания Бар-Кохбы и трехлетней независимости Иудеи (133–135) была предпринята попытка восстановить первый этаж храма. Император Адриан, в начале своего правления склонный разрешить иудеям восстановить храм, после восстания изгнал из Иерусалима всех евреев и запретил под страхом смерти приближаться к городу и храму (этот запрет действовал еще и сто лет спустя). Развалины, по приказу императора, были переделаны в языческий храм Юпитера Капитолийского, разрушенный с воцарением императора Константина Великого . Со стороны христиан в это время устанавливается особое отношение к развалинам ветхозаветного храма, как к месту неприкосновенному, заклятому. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский писал: «Когда антихрист придет к иудеям как Христос и от иудеев потребует поклонения, тогда, чтобы обольстить их более, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от рода Давидова и что ему необходимо восстановить храм, некогда сооруженный Соломоном. Придет же антихрист тогда, когда в иудейском храме не останется камня на камне по определению Спасителя (Мф. 24:2). Когда падение от ветхости и разрушение, делаемое в видах извлечения материала для новых построек или по другим причинам, истребит все камни, разумею же не внешние стены, но и внутренность храма, где были херувимы, тогда придет антихрист во всех знамениях» (Огласит, слов. 15:15). Вековое безмолвие на развалинах храма было прервано лишь в годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), посвященного Максимом Эфесским в тайны каббалы и открыто отрекшегося от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1793 г. епископ Феоктист определил настоятелем Глинской пустыни строителя бывшего Волновского Троицкого монастыря иеромонаха Александра (Проворова) 354 . В течение одиннадцати лет (с 1793 по 1804 год) его назначали настоятелем Глинской пустыни четыре раза. Первое пребывание о. Александра в обители было недолгим. Уже 11 октября 1794 года вместо него настоятелем Глинской пустыни стал игумен Путивльского Молченского монастыря Паисий 355 , управлявший обителью до 17 февраля 1796 года. Затем в Глинскую пустынь был возвращен строитель иеромонах Александр (Проворов). На этот раз он управлял обителью почти три года. Материальное положение пустыни в те годы было очень тяжелым. Земли не было, обитель пользовалась только лесом при монастыре 356 , монашествующих, в соответствии со штатами 1764 года, было всего лишь семь 357 . Обитель существовала тогда в основном на пожертвования благотворителей. Но не только Глинская пустынь, многие русские монастыри в то время бедствовали в результате секуляризации, большая же их часть была упразднена. Улучшение наступило лишь после указа императора Павла I от 18 декабря 1797 года о наделении монастырей 30 десятинами земли, мельницей из казенных оброчных статей и рыбными ловлями 358 . Исполнение этого указа в отношении Глинской пустыни задерживалось. Поэтому строитель Александр направил в 1798 году прошение Преосвященному Феоктисту об «определении Глинской пустыни земли, мельницы и рыбной ловли» 359 . Казенная палата выделила обители «в трех местах весьма невыгодной чресполосности» 360 36 десятин 494 сажен земли, в том числе удобной 22 десятины 1398 сажен, а остальная под поселением и неудобная 361 . Земля эта к хлебопашеству была непригодна, так как часть ее состояла под лесом, а остальную занимало обширное болото, заросшее кустарником 362 . Император Павел I даровал Глинской пустыни в Путивльском уезде в 30 верстах от обители при селе Новая Слобода водяную мельницу с 14 десятинами земли под нею и рыбную ловлю в пруде у мельницы 363 . По указу Курского губернского правления 20 мая 1798 года Путивльский земский суд передал мельницу во владение Глинской пустыни 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1 В нашем издании все дополнительные примечания внесены в текст как подстрочные. (Прим. Издателя). 702 По свидетельству, сохраненному Евтихием, население Кипра платило по 7200 золотых в год обоим владыкам. – Annales, р. 1112 с. 704 Theoph.360, 10. –Так как Феофан поместил сообщение о начале правления Абд-аль-Малика в 15-й год правления Константина, – 362, 1 – то он дважды помянул о заключении мира с императором: в первый раз под 16-м годом Константина – 361, 10–13, а во второй – под первым годом правления Юстиниана – 363, 6–10. 708 S c r. Syri.IV, 176, 14–16; VII, 25, 12–13; Mich. Syr. XI, 17, 478. – Феофан – 372, 4 – относит это событие к 701 году. 710 Странное сведение Феофана о захвате Киркезия Абд-аль-Маликом в отместку за поход Леонтия в Армению является искажением какого-то другого свидетельства, не имевшего отношения к империи. Михаил Сириец, XI, 15, 469, в перечислении претендентов на халифат, оспаривавших права Абд-аль-Малика, называет Зофара, который занял Киркезий и там поднял бунт против Абд-аль-Малика. Что же до взятия халифом Феополя, т. е. Антиохии, то тут нет разгадки. 711 Некоторый свет о судьбе Армении в VII, VIII u IX веках пытался пролить Marquart, ук. соч. 438–465, причем исправлял многие погрешности Сен-Мартена. 717 Constant. Porphyr.De cerim. II, с. 44, p. 662, 22–663, 1; 666, 15–16; 669, ΙΟΙ 2. Имя славян Константин передает в форме Σϑλαβησινοι. 718 Очевидно, Феофан перенес на болгар конца VII века те представления о них, как о соседнем царстве, то враждебном, то состоящем в мире, какие сложились и действовали в его время (IX-й век). Но болгары конца VII века были еще только дикой ордой, слагавшейся в государство. 719 Так как на острове Кипре была со времени правления Тиверия колония армян, выселенных из Арзанены, то возможно предположить, что Юстиниан имел в виду прежде всего эту часть населения. 721 Mansi.XI, 962. – Cum frater noster Johannes insulae Cypri praesul, una cum suo populo in Hellesponticam provinciam et propter barbaricas incursiones, et ut a Gentilium servitute liberaretur, a praeidieta insula emigraverit, dementis Dei providentia et pii Deique amantis imperatoris nostri labore...

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010