Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЖОХОВ ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Владимир Жохов,1986 год Владимир Платонович Жохов ( 1917 - 1988 ), митрофорный протоиерей Родился 17 мая 1917 года в селе Чёлмохта Холмогорского уезда Архангельской губернии. Из рода потомственных дворян. В 1917 году семья Жоховых переехала в с. Чёлмохта Архангельской губернии из Ростова-на-Дону, а через некоторое время вернулась обратно. В 1934 году они приехали в Ленинград . В 1935 году его отец был арестован и осужден за антисоветскую деятельность, скончался в 1943 году, в заключении в Сибири. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, обучался у художника А. И. Лактионова. Работал художником-оформителем в тресте " Ленгоркино " в Ленинграде. Одновременно служил в одном из храмов внештатным иподиаконом . В 1939 году призван в армию. К началу Великой Отечественной войны нес службу на западной границе СССР. В августе 1941 года был ранен и контужен, демобилизован с инвалидностью второй группы. Решил посвятить свою жизнь служению Церкви. С 1941 года жил в Архангельске , где занимал должность иподиакона и чтеца в Ильинском кафедральном соборе . В апреле 1942 года из Ленинграда в Архангельск были эвакуированы его родные, вместе с которыми он переехал в с. Чёлмохта. Весной 1943 года вступил в брак и вновь поселился в Архангельске. Работал художником в клубе моряков, а по выходным служил в соборе. В том же году уехал на родину жены во Владимир , служил иподиаконом в Успенском кафедральном соборе . Вместе с епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) был в числе членов Поместного Собора 31 января - 2 февраля 1945 года. В том же году вернулся в Архангельск. 2 августа 1945 года был рукоположен во диакона   в архангельском Ильинском кафедральном соборе , 4 ноября того же года рукоположен во иерея епископом Архангельским и Холмогорским Леонтием (Смирновым) . Служил в Архангельске в районе острова Соломбала.

http://drevo-info.ru/articles/13680643.h...

Митрополит ростовский Арсений Мацеевич и его указ по поводу пожара в Ярославском успенском соборе 1744 г. Источник При наступлении Нового года мысль человека, посвятившего свои досуги изучению родной старины, невольно обращается к далекому прошлому – к его событиям, лицам, надеждам, страданиям. Перед глазами встают целые исторические картины и воскресают отдельные лица. Одни из этих лиц являются перед вами, как живые, с ярким отпечатком той идеи, которая освещала их историческую деятельность. Наряду с этими живыми и рельефными образами выдвигаются контуры других исторических деятелей – туманные, слабые, подернутые дымкой исторической неопределенности. Перед вами – абрис, схема, идея, но не личность: историческая литература еще не успела воплотить эти контуры в рельефных, строго определенных формах. Действительно, в области истории мы немало встречаем таких деятелей, которые заслуживают, по-видимому, особого внимания и изучения, но на самом деле остаются малоизвестными и как будто забытыми. С именами этих деятелей связано славное прошлое, результаты их деятельности, свидетельства современников, более или менее подробные исторические сведения; но при всем этом имена их все более и более отодвигаются на задний план; а их нравственный облик остается невыясненным, неосвещенным, не заслужившим подробного изучения и живой характеристики. Личность Арсения Мацеевича , митрополита ростовского, относится к числу именно таких деятелей. Уже одно участие Мацеевича в разрешении вопроса о секуляризации церковных имуществ дает нам право сделать это. В прошлом 1902 году исполнился 150-летний юбилей Ярославской духовной семинарии 1 , открытой при непосредственном и деятельном участии Мацеевича, а 28-го февраля прошло 125 лет со времени его кончины. Между тем много ли мы знаем об Арсении? Где мы найдем правдивую оценку его жизни и деятельности, а также подробную и живую характеристику его личности? Первый, кто более свободно поднял завесу, скрывающую личность и деятельность Арсения Мацеевича , был И. С. Аксаков, напечатавший в издаваемой им газете «День» (1862 г. 15,16,25) статью Чистовича. В свое время эта статья обратила на себя внимание по богатству сообщаемых в ней сведений. Затем время от времени появлялись статьи В.С. Иконникова , Н.И. Барсова , И.Я. Морошкина и других 2 . Но все-таки сведения об Арсении пополняются сравнительно мало, и личность его как будто намеренно замалчивалась. В результате получилась историческая неопределенность, на которую я указал выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/m...

Глава вторая. О таинстве миропомазания и обрядах с ним соединяемых после крещения и о присоединении иноверцев к православию Отделение I. О приобретении и хранении св. мира и о совершении таинства миропомазания по чиноположению церковному Откуда священники должны приобретать св. миро для миропомазания ? Где нужно хранить св. миро по его получении? Может ли священник дозволять причетникам и вообще мирским людям приносить св. миро из церкви или заносить в оную? Куда девать старое миро, и вообще такое, которое испортится и окажется неудобным для употребления Что делать, когда св. миро прольется или уканет на пол, или на одежду и т. д.? Может ли священник употреблять св. миро в других случаях кроме таинства миропомазания? Когда именно и как должно быть совершаемо у нас миропомазание? О хождении восприемников с младенцем вокруг купели после миропомазания. Как совершать подобного рода хождение при восполнении обрядов крещения над младенцем, получившем крещение прежде? Может ли таинство миропомазания быть когда-либо над кем повторяемо? § 1. У нас, обыкновенно, св. миро освящается чрез каждые два года в Московском Успенском Соборе и в Киево-Софийском Соборе (1731 г. Декаб. 29; 1788 г, Июня 23). Отсюда оно рассылается по всем епархиям и, хранимое с честью, раздается благочинным, а от сих последних должны приобретать его и священники для своего употребления. Священники должны каждый получать св. миро для себя лично и доставлять оное к себе на дом с возможною аккуратностью и вниманием, дабы но пролить его, и т. п. Всего лучше для этого употреблять небольшие бутылочки, которые, обвязав крепко у шейки, продеть на шнурок и, возложив его на шею, везти или нести на груди, как это вообще принято делать с запасными дарами, когда они несутся далеко к больному для его приобщения. 13 § 2. Полученное таким образом св. миро священники должны хранить у себя не иначе, как в определенных сосудах, называемых обыкновенно «Мирницами» или «Крестильницами», в которых также хранятся елей оглашенных, губка для отирания тела новокрещенных, ножницы для их пострижения и два стручца или кисточки для помазывания св. миром и елеем. Все это должно быть содержимо всегда в церкви, если не на престоле, то на жертвеннике, и, конечно, в совершеннейшей чистоте. А для того, чтобы не смешивать мира с елеем во время помазывания, на бутылочках, в коих содержится и то и другое, должны быть надписи, на одном: «ЕЛЕЙ», а на другом: «МИРО» (Требник Петра Могилы о крещении ч. I, стр. 16; Инструк. благоч. § 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Николай Сергеевич Ермонский родился в Рязани в семье диакона. С переездом отца в Москву на место служения в Большом Успенском соборе сына отдали в 1-ю московскую гимназию, которую он окончил с медалью в 1908 году. Склонность к точным наукам определила его дальнейший путь: Ермонский поступает в Московский университет на физико-математический факультет и через пять лет, в 1913 году, оканчивает его. Свои знания и талант Ермонский отдал преподавательской работе. Любовь к пению проявилась у мальчика очень рано: с десяти лет он начал петь у отца, пел в гимназическом хоре, в университете, наконец, дома с отцом, братом и сестрой устраивал у рояля семейные вечера или просто музицировал (иногда в вечерах участвовал брат П. Г. Чеснокова, воспитанник Синодального училища Лев Чесноков – хороший виолончелист, товарищ Ермонского по Московскому университету). По просьбе отца в начале 1911 года Николаю Сергеевичу разрешили петь в басовой партии Синодального хора на правах любителя (без жалованья). Более того, тогда же, весной, он совершил с хором триумфальную поездку в Европу. В ноябре 1911 года Ермонский участвовал в юбилейных концертах Синодального училища, в феврале 1912-го – в службах памяти патриарха Гермогена. Пение в Синодальном хоре стало той нитью, которая связала его с Синодальным училищем. Когда в сентябре 1914 года открылась вакансия преподавателя и воспитателя (после ухода А. Н. Спасского), Ермонский занял это место и оставался в должности младшего воспитателя и преподавателя арифметики, алгебры, геометрии и физики до закрытия Синодального училища. Ему легко было находить общий язык с учениками, в воспитании которых он пытался применять прогрессивные методы. После реорганизации Синодального училища Николай Сергеевич еще некоторое время преподавал в Московской народной хоровой академии. Осенью 1923 года он прочел несколько лекций по музыкальной акустике в Московской консерватории. В дальнейшем, до выхода на пенсию, он преподавал математику в техникуме Северной железной дороги, в техникуме железнодорожного строительства, во Всесоюзном заочном институте железнодорожного транспорта. В 1962 году Ермонский опубликовал пособие для заочных техникумов «Элементы высшей математики». В последние годы жизни Николай Сергеевич посещал храм Ильи Обыденного на Остоженке, куда его влекла любовь к церковному пению; здесь в особые дни он читал за службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 22. ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИСАВЕТА ПЕТРОВНА I. Цесаревна Елисавета Детство Елисаветы. – Красота ее. – Воспитание. – Планы выдать ее в замужество за французского короля или за французского принца крови. – Епископ Любский. – Отношения Елисаветы к Петру Второму. – Елисавета при избрании Анны Ивановны. – Жизнь цесаревны в царствование Анны Ивановны. – Елисавета во время регентства Бирона и правительницы Анны Леопольдовны. -Приготовления к перевороту. – Маркиз де ля Шетарди и доктор Лесток. Елисавета родилась в селе Коломенском 18 декабря 1709 г. День этот был днем торжественным: Петр въезжал в Москву; за ним везли шведских пленных. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но, при вступлении в столицу, его известили о рождении дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир дочь мою, яко со счастливым предзнаменованием вожделенного мира», -сказал он. В Успенском соборе отслужено было благодарственное молебствие; прослушавши его, царь отправился в село Коломенское, где находилось его семейство. Он нашел Екатерину и новорожденного младенца здоровыми, и на радостях устроил пир. Коломенский дворец, хотя деревянный, был очень обширен и заключал в себе 270 покоев с тремя тысячами окон: было где собраться большому стечению гостей. К пиру приглашены были привезенные царем шведские пленники. Вне дворца угощали нижних чинов и народ; им выкатили несколько бочек с вином и поставили на столах закуски. Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елисавета уже обращала на себя общее внимание своею красотою. В октябре 1717 года царь Петр возвращался из путешествия за границею и въезжал в Москву. Обе царевны – Анна и Елисавета – встречали родителя, одетые в испанских нарядах. Тогда французский посол заметил, что меньшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасною. В следующем, 1718 году, введены были ассамблеи, и обе царевны являлись туда в платьях разных цветов, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

прот. Владимир Воробьев Скачать epub pdf Доклад на Чтениях памяти С.И. Фуделя во Владимире 7 марта 2007 года Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка и дорогие руководители сегодняшней встречи! Я очень благодарен за нее и за то, что Владыка пригласил меня сюда. Хочется начать свое слово с того, что Сергей Иосифович никогда и ни в каких условиях не мог предположить, что когда-нибудь такое будет. Он жил в каком-то смысле скудной жизнью, он был очень бедным всегда, всегда очень страдал, он всю жизнь боролся за существование. И никогда не считал себя великим писателем и учителем, напротив, он всегда считал себя крайне немощным, несостоявшимся, в каком-то смысле неудачником. Он не мог себе представить, что в день его кончины в Успенском соборе города Владимира будет произведена панихида в его память, столько людей придет, вспомнят о нем. Мне Господь дал узнать его по очень простой причине. Когда умер его отец (в 1918 году он был настоятелем Никольского храма на Арбате), на его место назначили моего деда, протоиерея Владимира Воробьева, и около храма был дом, он и сейчас стоит. Храм потом взорвали, на его месте находится диетический магазин, а дом напротив жилой стоит и до сих пор, на втором этаже этого дома были две священнические квартиры. Мой дед знал Сергея Иосифовича с 17 лет и был дружен со всеми детьми отца Иосифа и Сергея Иосифовича. Эта дружба сохранялась до самой смерти. Сергей Иосифович во все дни и годы часто бывал в Москве, для него каждая поездка в Москву была событием, и когда он приезжал, он очень старался поработать для того, чтобы написать. Он также старался посетить своих близких друзей. Он приходил в храм, молился, встречал своих великих знакомых, потом ходил по арбатским переулкам, навещал своих друзей, а потом приходил и к нам в дом. Когда скончался наш отец, это был очень тяжелый период, тяжелая утрата, Сергей Иосифович пригласил всю нашу семью к себе в Покров, мы жили в Покрове недели две. Но потом тоже были нечастые встречи, он опять приезжал в Москву, иногда бывало так, что я приезжал в Покров к нему. Он писал нам замечательные письма, мы в семье всегда хранили их как святыню, но так случилось, что при переезде из одной квартиры в другую они пропали, и вот я ищу их уже много лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/v...

Слово в день восшествия на престол благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и в неделю мясопустную. О частном и всеобщем суде Божием и вечных мучениях Источник Скачать epub pdf Произнесено в Московском Успенском соборе 1878 года 19 февраля. Егда приидет Сын человеческий во славе своей и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы своея и соберутся пред Ним вси языцы ( Матф. 25, 31–32 ). Когда новый царь в первый раз вступает на престол земного царства, тогда подданные, приветствуя его, исполняются чувством трепетного ожидания и чаяния перемен в своем отечестве. Что же касается до лиц, стоявших близ престола прежнего царя, то многие из них со страхом ожидают решения судьбы своей, ибо новый монарх имеет об них другия понятия, чем прежний. Но будет время, когда неизъяснимый трепет и ужас обнимет сердца всех земнородных и самых властителей земных; будет время, когда Царь царствующих и Господь господствующих явится на землю с воинством небесных Сил и сядет на престоле славы своея, дабы произнести суд свой над всеми племенами и народами, над людьми всех времен, следовательно и над каждым из нас. Эта картина страшного суда небесного Царя и представляется ныне Церковию мысленным взорам нашим. Несовершен и никогда не будет совершен суд человеческий на земле. Его действию не подлежат преступные мысли и намерения людей; а сколько самых мрачных задуманных злодеяний остаются неисполненными потому только, что встречаются неодолимые препятствия к совершению их! Даже из преступлений совершонных не малая, если не бóльшая часть, сокрываются от суда человеческого, а те, которые подвергаются его действию, часто наказываются не по мере своей тяжести; злодеи объявляются невиновными, а человек добрый страдает во всю жизнь за преступление случайное. Как часто подвиги добродетели не только не сопровождаются наградами, но влекут за собою великие бедствия, места высокие приобретаются лестию, коварством, подкупом, связями преступными, а судьбы истинно великих душ находятся в руках людей низких! Напрасно думают угрожать пороку судом общественного мнения. Как часто и оно направляется ничтожным меньшинством людей коварных и злобных! – Тот, Который придет некогда судить вселенную, не испытал ли на себе всю неправду суда целого народа: не сего, распни Его, взывала неистово толпа понтийскому Пилату игемону на площади Иерусалима. Бывает, что самые понятия о добре и зле извращаются, худые дела и обычаи едва не считаются добродетелями, а подвиги самоотвержения называются безумием. Итак, должен открыться над людьми суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сортировать по Исключить новости Православие в фильме С. М. Эйзенштейна “Иван Грозный” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 От редакции. Заметки Ю. Максимова представляют интерес как по избранной теме (православное рассмотрения искусства кинематографа), так и по степени наблюдательности автора. Однако многое в них вызывает желание уточнить, дополнить или оспорить сказанное. Поэтому редакция избрала для этой публикации форму “скрытого” диалога, то есть текста с редакционными комментариями. Последний фильм Эйзенштейна вызывал у критиков самые разнообразные интерпретации, — от “политического памфлета, направленного и на Сталина, и на Берию, и на НКВД” (Миха­ил Ромм, “Вторая вершина”) до “рассказа о собственной борьбе с искушением гомосексуализма и отказе от него” (Доминик Фернандес, “Эйзенштейн”). Вместе с тем сложно отрицать, что “Иван Грозный” заложил новую традицию в советском кино: он был первым последовательно религиозным произведением советского экрана 1 . Фильм сына последнего пожалованного дворянина Российской империи (отец С. Эйзенштейна, известный в свое время рижский архитектор, добился титула в феврале 1917) недвусмысленно показывал, что можно судить земного царя с позиций Царя Небесного, и тем самым впервые в советском кино говорил о том, что есть Высший Суд. И именно религиозный контекст фильма был значим для самого режиссера. Согласно дневниковым записям Эйзенштейна, первая сцена, которая возникла в его воображении — сцена покаяния Ивана перед фреской Страшного суда в Успенском соборе. Важно, что в первом варианте текста Эйзенштейн в список этого бесконечного синодика убиенных вписал имена своих друзей, погибших в репрессиях 37–39-го годов. Так, например, Всеволод Большое Гнездо — это не тот русский князь, который жил за несколько веков до Ивана Грозного, а Всеволод Мейерхольд со своими многочисленными учениками, которые стали жертвами сталинских репрессий. Максим Литвин — явный намек на Максима Литвинова 2 , Сергей Третьяк — Сергей Третьяков, также ставший жертвой 37-го года. И именно этот штрих кадра, с которого родился замысел о фильме — не гибель, не кара, но покаяние того, кто для Эйзенштейна был образом его врага, указывает на то, сколь серьезно сам он относился к религиозному смыслу своего произведения. Следует признать, что показать человека, унесшего жизни твоих друзей, в образе кающегося — это христианский взгляд , гораздо более возвышенный, чем просто завуалированное обличение власть предержащего 3 .

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-filme-s-...

В праздник Успения предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили литургию в Успенском соборе Кремля. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В праздник Успения предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили литургию в Успенском соборе Кремля 28.08.2015 16:20 Версия для печати Москва, 28 августа. 28 августа 2015 года, в праздник Успения Богородицы, Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Совместное служение предстоятелей Александрийской и Русской Церквей в Успенском соборе завершает паломнический визит Патриарха Феодора II в Русскую Православную Церковь. Патриархам сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

От издателей   Как провести Успенский пост. Книга об Успенском посте с советами о правильном приготовлении блюд древней русской постной кухни в современных условиях и из современных продуктов. М.: Сретенский Монастырь; " Новая книга " , 1998. 48 с. Как был установлен Успенский пост   Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста.       Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 1 до 15 августа (все даты приводятся по старому стилю).       Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.       В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: " Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост - ред.), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский - ред.), для зимы - зимний (Рождественский - ред.) " .        Св. Симеон Солунский пишет, что " Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас " .      Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа. Вальсамон об этом Соборе пишет: " Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010