Протоколы заседаний комитета в кратких извлечениях представляются председателю венгерского министерства. Председатель и члены комитета ответственны за свою деятельность конгрессу. Письмоводством заведует народно-церковный секретарь. Кроме этих учреждений есть еще два, заведывающие специальными предметами высшего церковного управления, а именно: митрополитско-церковный совет и народно-училищный совет. Митрополитско-церковный совет состоит из митрополита, как председателя, двух епископов, трех лиц духовного звания (архимандритов или протоиереев), трех светских членов, нотариуса, как делопроизводителя, и фискала. Два последние – не имеют решающего голоса. Митрополит назначает товарища председателя, епископов избирает синод, а шесть прочих членов – народно-церковный конгресс, фискала назначает сам Совет; письмоводством заведует народно-церковный секретарь. Круг ведения Совета тот же, который был определен для митрополитской апеллятории (в Systema consistoriale от 17 июня 1782 г.), а именно: он служит высшею апелляционною инстанциею во всех судебных делах, касающихся церковной дисциплины и брачных споров; затем в качестве первой судебной инстанции в тяжбах против епархиальных епископов и епархиальных консисторий; наконец в круг ведения Совета входят все дела касательно веры, церковного обряда и специально клирических предписаний. Митрополитско-церковный Совет составляет свои собрания регулярно два раза в год, а по требованиям обстоятельств и более; место собрания – резиденция митрополита. Народно-училищный Совет есть орган народно-церковного конгресса по делам учебных заведений сербского народа. По закону о школах от 2 июля 1872 года этому Совету принадлежит управление и надзор за всеми первоначальными и средними сербско-народными школами, равно как и надзор за высшими учеными и образовательными заведениями, которые поддерживаются на народные средства. Совет состоит из главного референта (он же и инспектор) сербско-народных школ и шести других членов. Председатель его – митрополит, товарища председателя избирает Совет, а членов – народно-церковный конгресс, делопроизводством заведует народно-церковный секретарь. Главного школьного референта избирает народно-церковный конгресс и утверждает император. Народно-школьный Совет составляет свои собрания, смотря по потребности (каждый месяц); созывается по предложению председателя или трех членов. Как целый народно-училищный Совет, так и главный референт, подлежат ответственности за свою деятельность пред конгрессом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

В состав „Народно-училищного совета» (народно школьски савиет) входят: его председатель-карловацкий митрополит, его заместитель или подпредседатель, избираемый самим же школьными советом из своих членов, два члена действительных и столько же почетных, избираемые народно-церковным конгрессом, главный школьный „референт“ или инспектор всех православно-сербских школ карловацкой митрополии, избираемый народно- церковным конгрессом и утверждаемый императором, и нотариус. Делопроизводством и здесь заведует секретарь народно-церковного конгресса. По уставу 2-го 1юля 1872 года, в числе членов народно-школьного совета должно быть два лица из духовенства; один-непременно-епископ, как естественный заместитель митрополита. Народно – школьный совет должен созываться на заседание обязательно один раз в месяц, а если надобность укажем, то и чаще. На народно-школьный совет возложена обязанность-заведовать управлением сербских народных школ в Австрии-средних (т. е., гимназий) и низших. Он наблюдает за направлением и методами преподавания, определяет и увольняет всех школьных преподавателей, надзирателей, инспекторов и директоров, а в женских школах-начальниц и учительниц; назначает своих членов в состав экзаменских комиссий; выдает дипломы и аттестаты оканчивающим курс; разбирает недоразумения между служащими в училищах; разрешает построение новых школьных помещений и ремонт существующих; выдает служащим в школах жалованье, а учащимся-пособие и стипендии; сносится по учебным делам с министерством народного просвещения и другими правительственными учреждениями, заботится о пополнении школьных библиотек, о приобретении учебных пособий и т. п. Как народно-школьный совет, так и главный школьный инспектор своевременно представляют конгрессу отчеты о состоянии школ и своей деятельности. Члены школьного совета служат от конгресса до конгресса, хотя не всегда заменяются новыми лицами, так как могут быть и переизбираемы. Школьный совет обязан следить даже и за высшими учебными и образовательными заведениями, если эти заведения содержатся на средства народно-церковного фонда.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

п. Так как народно-церковный конгресс созывается один раз в три года (хотя в экстренных случаях может быть созван и раньше), то для заведования его текущими делами, в карловацкой епархии, в виде его исполнительных органов, существуют еще: 1) соборный совет и 2) народно-училищный совет. Соборный Совет (соборни одбор) состоит, под председательством митрополита, из восьми членов: одного епископа, двух священников или вообще духовных лиц и пяти членов-мирян. Епископ есть естественный заместитель митрополита в случае его отсутств и я. Обязанности по делопроизводству исполняет секретарь народно- церковного собора. Как и на заседаниях народно-церковного конгресса, из мирян избирается подпредседатель. Члены соборного совета, по выбору народно – церковного конгресса, обязаны нести свои обязанности в течение трех лет, причем полномочия их остаются в силе на все время заседаний народно-церковного конгресса, созываемого через три года после их избрания, или точнее- пока конгрессом не будет избран новый составь соборного совета. В случае болезни, смерти или сложения своих обязанностей кем-либо из членов собора, его место занимает старший, по большинству полученных голосов, заместитель. Соборный совет созывается его председателем карловацким митрополитом, четыре раза в год в кафедральном городе митрополии, но в случае какой-либо особенной нужды председатель, а во время его отсутств и я, его заместитель может устраивать и экстренные заседания соборного совета. Заседания соборного совета признаются действительными или законными, если на них присутствовали председатель и его заместитель и не менее четырех членов. Журналы и протоколы заседаний соборного совета в копии или в виде кратких экстрактов обязательно представляются на просмотр председателю венгерского министерства. Председатель и члены соборного совета за свои действия ответствуют перед народно-церковным конгрессом. Главная обязанность соборного совета состоит в том, чтобы привести в исполнение все постановления конгресса, за исключением тех, которые относятся к наблюдению за народными школами.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Митрополит – архиепископ – патриарх есть действительный представитель карловацкой митрополии и посредник между нею и австро-венгерским правительством. До 1848 года он титуловался так: „Смиренный (имя рек) Архиепископ карловачский и всех ц. к. в австрийских державах, обретающихся славенских и романских православных народов митрополит». С 1848 г. титул карловацких митрополитов таков: Смиренный (Иосиф) Архиепископ Карловачский и всех в ц. к. австрийских державах обретающихся славенских и романских православных народов митрополит, всех же сербов и болгаров и целого иллирика патриарх“. Карловацкий митрополит, как мы сказали уже, избирается народно-церковным конгрессом. Если избрание его (открытою подачею голосов) состоялось единогласно, то присутствующий на заседании конгресса императорский комиссар тотчас же представляет его на утверждение императору. В противном случае избранным признается тот, кто получил наибольшее число избирательных голосов. После императорского утверждения совершается поставление (installatio), избранного в митрополита по чину, напоминающему поставление константинопольского патриарха. Средства, получаемые карловацким митрополитом на его содержание, более чем достаточны, а именно: кроме общих епископских доходов, он получает ежегодно- с имений Даль, Ворово и Белобрдо-220,000 гульденов, с рыбной ловли в Живе-30,000 гульденов, с приречных лесов- 5,000 гульденов, с 3600 ютаров земли (1 ютар –1600 квадр. саженям)- 15,000 гульденов, от каждого домохозяина в митрополии по 20 крейцеров, всего- 8,000 гульденов, „столовых» из сербского народного фонда- 24,000 гульденов; всего же в год 302,000 гульденов. По замечанию сербских газет, эти цифры минимальны» 22 . Впрочем и у Карловацкой православной церкви есть свои скорби: 1) австровенгерское правительство, много обещавшее на словах сербам льгот при их вынужденном переселении из родных пределов в Венгрии, в действительности всегда относилось и ныне относится далеко неблагорасположенно: не утверждает часто самых невинных постановлений народно-церковнаго конгресса, заставляет платить подат (десятину) в пользу католического духовенства, покровительствует пропаганде католицизма среди православных сербов и т. п. и 2) вследствие преобладания в народно-церковном конгрессе мирского элемента над духовным, между конгрессом и Архиерейским Синодом часто происходят трения, столкновения, препирательства, невыгодно отражавшиеся на жизни всей митрополии. Особенно соблазнительными были препирательства, на народно-церковном конгрессе в 1885 году, когда карловацкий митрополит Герман Ангелич (1881–1888 г.) вынужден был доказывать, что не Архиерейский Синод должен быть в зависимости от народно-церковного конгресса, а наоборот, конгресс должен быть подчинен синоду. Спор этот нельзя однако же считать законченным и в настоящее время. 11. Буковинско-Далматинская митрополия 23

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Л. не объяснял, почему тему Бога и сущности Бога (этих терминов в тексте нет) он обсуждает в разделе о до-предметной структуре слова. Одно из возможных объяснений исходит из предположения, что Бог осознается уже на уровне до-научного и до-предметного мышления. Другое состоит в том, что перво-сущность не является в употребляемом Л. контексте «предметом познания» в строгом смысле этого слова. Для Л. в отличие от И. А. Ильина Бог не «предмет». Л. употреблял термин «субъект» сверх-умного мышления, но есть ли у этого субъекта объект? Очевидно, что «первозданная сущность» не может быть объектом. Соответственно Л. описывает отношения сверх-умного мышления с «первозданной сущностью», как «встречу», к-рая становится возможной в «диалектическом восхождении» сверх-умного мышления, или «абсолютной интеллигенции» к Богу. Однако в данном случае Л. не избежал расплывчатых формулировок в отождествлении умного экстаза или сверх-умного мышления с перво-сущностью, дающих основание для богословской критики, связанной с учением о сущности Бога. В частности, Л. писал: «...когда умное мышление углубляется в себя, оно тем самым углубляется в познание перво-сущности, и когда оно углубляется в познание перво-сущности, оно углубляется в познание себя самого» (Там же. С. 91). А в следующем определении сверх-умного мышления он утверждал, что в нем «нет ничего иного, кроме него самого, или, что в данном случае то же, перво-сущности, а значит нет никакой меональной раздельности» (Там же. С. 92). Более того, разъясняя это положение, Л. писал, что сверх-умным мышлением «сама перво-сущность мыслится как оно же само» (Там же. С. 91). С учением о перво-сущности концепция Л. об энергии имени и соответствующей ей реальности в имени приобретает следующий вид: 1) физическая энергема - физический мир; 2) органическая энергема - растительный мир; 3) сенсуальная энергема - восприятия и образные представления; 4) ноэтическая энергема - мышление и сверх-умное мышление; 5) энергия перво-сущности - основа всего сущего, само вечное Имя - спасительное для людей в своем глубочайшем смысле, выражении и осуществлении.

http://pravenc.ru/text/2110736.html

Задачи предстоящей работы: 1) Кратко описать сущность исихазма, периоды его возникновения, упадка и возрождения на Востоке и на Руси с указанием причин; 2) Кратко описать житие и подвижничество прп. Паисия Величковского , его учение об умной молитве, личный вклад в возрождение в старчества и умного делания в Молдовлахии и в России в период конец XVIII-XIX вв.; 3) Привести прямых учеников преп. Паисия Величковского , которые с Афона и из молдовлахийского монашеского братства перешли в российские монастыри, а также установить его духовных последователей, оказавших наибольший вклад в возрождение исихазма в России в период конец XVIII-XIX вв. 4)Собрать из множественных разрозненных источников, в большинстве случаев, дореволюционного издания, находящихся в фондах Российской государственной библиотеки, более подробные сведения об этих подвижниках (прямых учениках и последователях); 5) Кратко изложить жития этих подвижников; 6) Выявить духовные связи между прп. Паисием Величковским , его учениками и духовными последователями; 7) Привести существующие источники (сочинения, письма), в которых изложены духовные наставления российских подвижников этого периода на тему умного делания. 8) Дать богословскую оценку феномену возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв. Данная работа имеет следующую структуру: • Введение с кратким изложением исторического зарождения и распространения исихазма на Востоке; • Краткое описание исихастской традиции на Руси с указанием периодов возникновения, упадка и возрождения; • Приведение сведений о подвижнической жизни прп. Паисия Величковского , его литературной и пастырской деятельности; • Жизнеописание непосредственные учеников прп. Паисия Величковского с указанием их вклада в возрождение исихазма и практики умного делания; • Жизнеописание духовных последователей прп. Паисия Величковского (учеников его учеников и приверженцев его духовного наследия); • Заключение и богословская оценка возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Вместе с тем, Иисусова молитва, кроме этой стороны – краткости своей, заключает в себе все главные достоинства молитвы; в словах ее чувствуется и смирение, и сокрушение сердечное, и любовь к Божеству; слова этой молитвы представляют как бы детское, наивное по простоте обращение к близкому Божеству, к любящему Покровителю... Творя эту молитву не умом только, но и сердцем, как учили подвижники, молящийся действительно с ее помощью сосредоточивал в себе и развивал громадную молитвенную энергию, – энергию высокого чувства. Эта молитва и была положена в основание умной молитвы. 733 Но частым повторением этой молитвы подвижники не ограничивались; они, для усиления своего сосредоточения в ней (имеющего целью усиление в себе чувства, смирения, покаяния и любви к Божеству), выработали еще известные особые правила этой молитвы. Из числа этих правил главнейшее заключается в требовании исполнения следующего условия: «С утра понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем, говорит св. Григорий Синаит , и непрестанно взывай умно и душевно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!». 734 Здесь мы остановимся на словах подвижника«понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем». Указания на это правило умной молитвы встречаются у многих подвижников. Так, Каллист Тиликуд говорит о необходимости при умной молитве «углубления ума в сердце», 735 Григорий Палама – о «введении ума внутрь сердца, которое есть хранилище помыслов». 736 Подвижники же Никифор Уединенник, 737 Каллист и Игнатий 738 употребляют то же выражение, что и Григорий Синаит , т. е. «понудь ум сойти в сердце», добавляя только к слову «сойти в сердце» слова «вместе с вдыхаемым воздухом». Постараемся вникнуть и, по возможности, понять, что означают эти слова подвижников «понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем». Слова эти, по первому впечатлению, без сопоставления их с другими изречениями подвижников, представляются темными и неясными. Первое, что является, по прочтении приведенного изречения – это желание выяснить, какое собственно понятие заключается в слове «ум», упомянутое в этом изречении.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

общее пение (опште наиболее употребительные песнопения разных служб), Октоих), а также бытовавшие в практике праздничные стихиры и другие церковные песнопения, иногда на необычные напевы различного происхождения. В основном это были напевы из различных городских центров (сентендрийский, тршчанский, далматинский, крушевацкий, белградский), иногда - греч. и рус. церковные мелодии (тексты греч. песнопений часто записывались по слуху кириллицей). Несмотря на миграцию и различные условия, в которых серб. народ находился на территории разных гос-в, собранные муз. записи свидетельствуют о стабильности певческой традиции, развивавшейся в богослужебной практике СПЦ. «Белградский вариант» этого пения возник с изданием нотных записей Осмогласника Мокраняца в нач. ХХ в. и стал доминирующим после первой мировой войны. Этот вариант в основном совпадает с К. р., но утратил мн. мелодические украшения, и его напевы были упрощены и сокращены. Старый «карловацкий вариант» является утвердившимся в XIX в. способом пения, к-рый имеет своих поклонников и в наст. время. Арх.: САНУ. Ucmopujcka зб. 7888 рукоп. сб. монодийных церковных песнопений, записанных К. Станковичем]; Б. Српско народно црквено по карловачком напеву. Рума, 1920. Св. 1: Осмогласник. Св. 2: Опште Ркп.//САНУ. Музиколошки ин-т; он же. Српско народно црквено по карловачком напеву: Осмогласник. Боноштор, 1905: Ркп.//НБС. Шифр: РМ 33; он же. Српско народно црквено по карловачком напеву: В 10 Манастир Врдник, 1941: Ркп.//НБС. Шифр: РМ 31; он же. српског народног црквеног Београд, 1950. Ркп.//НБС. Шифр: РМ 32. Лит.: Л. Српско православно Карловачко njehuje//Српски Сион. Нови Сад, 1893. Год 3. Бр. 15. С. 231-233; Бр. 16. С. 248-249; Бр. 17. С. 266-269; Т. Неколико речи о овом делу и предмету// Он же. Православно српско црквено njehuje. Нови Сад, 1896. С. VII-XVI (переизд.: Нови Сад; Београд, 2010); М. Музика и православна црква//Годишник и Календар Српске православне nampujapшuje за 1933. Сремски Карловци, 1932. С. 115-135; А. Српско народно црквено njehuje//Календар Српске православне enapxuje бачке за преступну 1944.

http://pravenc.ru/text/1681085.html

Отсюда и происходят постоянные стремления мадьяр к ограничению полученной румынами народно-церковной автономии, а средствами для этого – кроме грубого насилия – служат испытанные их действия согласно с девизом «divide et impera», стремления посеять раздор между главными деятелями и представителями румынской народно-церковной автономии и склонить на свою сторону наиболее зависимый от их произвола элемент. Неудивительно поэтому, что в основу внутренней народно-церковной организации положено начало народного представительства, против которого бессильны бывают даже властные воздействия мадьярского правительства на отдельных, хотя бы и влиятельных, деятелей церковно-общественной жизни австро-угорских румын. С этой точки зрения нам теперь понятно и то широкое влияние, которое – по смыслу «Органического устава» – представлено мирянам в церковных делах целого округа. Правда, это широкое участие мирян в делах церковных, численное их превосходство во всех инстанциях церковно-административного строя пред лицами духовными, сопровождается иногда злоупотреблениями, проистекающими от внешней формальной только связи многих румынских интеллигентов с церковью и находящимися поэтому в противоречии даже с требованием «устава» о том, чтобы члены церковной общины допускались к активному участию в ее жизни и управлении под условием – между прочим – исполнения ими своих христианских обязанностей по отношению к церкви 46 . Но правонарушения в этом последнем отношении встречаются с противоположными стремлениями иерархии, которая хочет ограничения широких прав мирян во внутренней церковной жизни. Впрочем, борьба из-за привилегий в сфере внутренних церковно-административных отношений не достигает у румын такой степени напряжения, какую мы видим напр. у единоверцев и соотечественников их – австро-угорских сербов (в Карловицкой митрополии). Отсюда и сопротивление румын мадьяризаторским планам более энергичное и результаты борьбы, соединенные конечно с жертвами грубого насилия мадьяр, не уничтожают все-таки народно-церковной твердыни православных румын Австро-Угорщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/os...

У них ярко выраженная прогерманская позиция (следует напомнить, что в Германии проживает большое количество турков), следовательно внешний ориентир на ЕС. Во внутриполитической повестке они делают ставку на открытую оппозицию Эрдогану. Глава партии – довольно пожилой политик Кемаль Кылычдароглу, который полностью зависит от западных корпораций и турецких олигархов, связанных с Европой. Он уже заявил, что будет участвовать в выборах в качестве кандидата в президенты. Во внутрипартийных вопросах Кылычдароглу является компромиссной фигурой, регулирующей внутрипартийные разногласия. Довольно показательно, что нынешний мэр Стамбула Экрем Имамоглу – более харизматичный и успешный. Он тоже проявлял интерес к участию в выборах, однако партийное руководство запретило ему выдвигаться, посчитав, что лучше удерживать позицию главы мегаполиса. Следует добавить, что у партии довольно хорошее финансирование, старая кемалистская элит поддерживает их из солидарности. Союз промышленников и предпринимателей Турции, который ранее установил связи с европейскими структурами, является донором Народно-республиканской партии. Еще одна ключевая фигура Народно-республиканской партии – Унал Чевикоз, который отвечает за внешнюю политику. Сам он бывший сотрудник турецкого Министерства иностранных дел, член масонской ложи, а в 2019 г. принимал участие в заседании Бильдербергского клуба. Есть еще относительно новая Хорошая партия (IYI) — это националисты-западники, а сама партия фактически создана США и ЕС, чтобы оторвать часть электората от партии Реджепа Эрдогана. Парадоксально, что лидеры IYI выступают против России, а рядовой электорат относится к нам нормально (в том числе по поводу операции на Украине). Главой партии является женщина – Мираль Акшенер, и она прозападная по убеждениям. Сейчас они состоят в коалиции с народно-республиканцами. Пока не известно, будет ли Мираль Акшенер идти на выборы в качестве самостоятельного кандидата в президенты. Народно-демократическая партия, которая представляла интересы курдов, вряд ли сможет восстановиться после массовых чисток и арестов. Глава партии Селахаттин Демирташ является опытным политиком, а представители на местах получили много мест в мэриях на последних выборах, но их всех арестовали по подозрению в причастности к терроризму. Теоретически шансы у них хорошие, но нынешняя власть просто не дает им официально закрепить победу и расширить свое влияние.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/17/chto_o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010