Толкование Евангелия на каждый день года. Светлая среда Ин., 4-е зач., 1, 35–51 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Вот Агнец Божий, – свидетельствует перед своими учениками Предтеча, увидев идущего Христа. Принесение в жертву Себя Христом за грехи мира – это то, что должно быть впереди всего в проповеди и служении Церкви. Христос и Крест Его. Этих слов было достаточно для учеников Иоанновых, чтобы они пошли за Христом. Иисус же, обратившись, и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?

http://pravoslavie.ru/3154.html

Скачать epub pdf Глава шестая «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» ( Откр. 6:1–2 ). История Церкви начинается с того, что Агнец Божий – Иисус Христос – становится жертвой за грехи мира. Христос открывает первую из семи печатей, и начинается первая эпоха Церкви. Мы видим, что вся мировая история существует на основании великой иерархии, начало которой полагает Бог Отец, Его Сын и Святой Дух, – Святая Троица правит вселенной. Приказ Бога, повеление Иисуса Христа приводится в исполнение первым из живых существ, первым из Серафимов, стоящих у трона Бога, и он говорит Иоанну Богослову, кто должен выйти: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» ( Откр. 6:2 ). Первый, кого выпускает Христос в этот мир, – это великий белый всадник, имеющий в руках колчан, полный стрел, и увенчанный белым венцом. Это святые апостолы, победоносная апостольская проповедь , направленная на то, чтобы сокрушить силу сатаны. 50 Апостолы увенчаны венцом еще до начала битвы, потому что они вышли, чтобы победить; и не победить они не могли, ведь главная победа уже состоялась, они просто продолжают наступление. Генеральная битва состоялась в день распятия Господа на Голгофе и окончилась абсолютной и полной победой Бога. Венец, венчающий апостолов, – это венец Святого Духа, почившего на их головах в день Пятидесятницы. В руках у всадника лук со стрелами. Стрела – это слово Божие. В Псалтири сказано: «Остры стрелы Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя» ( Пс. 44:6 ). И в другом месте, у пророка Аввакума, иными словами предсказана эта великая атака Бога: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» ( Авв. 3:2 ). Пророк Аввакум просит, чтобы Господь Свое великое дело совершил не в конце времен, а в середине временного потока. И далее пророк говорит: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные» ( Авв. 3:3–6 ). Почему горы падают перед Его глазами? Это горы, на которых приносились жертвы бесам. Горы гордыни, ненависти и злобы – Бог смотрит на них, и они рушатся. Когда Сам Господь выходит, то зло прекращается мгновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf «Ныне прославился Сын Человеческий… » ( Ин. 18:4–9 ) Когда евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Господень, дописывал свое Евангелие, оставленное им, как драгоценное наследие христианской церкви всех веков, три прочие Евангелия давно были уже в руках и сердцах верующих. Поэтому он писал не все, что знал о Господе Иисусе Христе, но, как сам он говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20, 30–31 ). Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, можно иметь жизнь во имя Его: в этих двух положениях заключается все Его Евангелие. Две эти основные мысли проглядывают и во всех остальных писаниях Иоанновых; с одной стороны, звучит в них признание: Ты еси Христос, Агнец Божий, вземляй грехи мира! – а с другой стороны – торжественное засвидетельствование: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1, 14 ). Вследствие высокой важности раскрываемых истин, Евангелие Иоанново поистине служит перлом христианской письменности и по всей справедливости Отцы церкви усвоили евангелисту Иоанну символ орла. Действительно, будто на крыльях орла парящего воодушевленный верою и сердечной любовью возвышает нас евангелист до самых крайних высот спасения нашего. В истории страданий Господа, изложенной евангелистом Иоанном, точно так же красною нитью проходят чрез все повествование оба основных положения Богослова, с одной стороны – «Се, Агнец Божий!», с другой – «мы видели славу Его». В настоящем случае мы должны удивляться главным образом тому, как евангелист Иоанн подчеркивает даже в момент уничижения Господа славу Его, как Единородного от Отца. Предатель подал слугам и воинам заранее условленный знак. Своим поцелуем он отметил человека, которого они должны были взять, и отступил снова в толпу вооруженных врагов Господа. Он окончил свой адский замысел и теперь в качестве равнодушного зрителя выжидает исхода дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Скачать epub pdf Глава четырнадцатая «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» ( Откр. 14:1 ). Здесь мы видим собрание великих праведников, пребывающих на Святой Земле Бога, на Сионе, куда сходил Святой Дух – это место, где находится Иерусалим. Гора Сион – прообраз небесной Горы, неких небесных высот, где обитает Бог и Его праведники. Вот как об этом говорит апостол Павел: «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: „я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр. 12:18–24 ). Иоанн Богослов видит Церковь праведников, которые собираются вокруг Агнца, вокруг Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву, чтобы очистить нас от грехов. Кто называется Агнцем? Тот, Кто Кровью Своей спас нас от вечной гибели, как кровь ягненка пасхального избавила евреев от смерти во время египетского исхода. Христос умер не за одного Адама, а за всех тех, кто верит в Него, кто поклоняется Ему, кто почитает Его. В этом отрывке Апокалипсиса апостол сообщает, что видит противоположное собрание: на святой горе Сион, в Царстве Бога, стоит Агнец, и с ним – 144 тысячи людей, имеющих имя Отца, написанное у них на лбу. Эта печать Божия – противоположность той печати, которую будет ставить антихрист. Эти 144 тысячи праведников породила Церковь во времена антихриста, и они прославят своего Бога в последние дни. Они восхищаются с земли и очищаются через свои страдания. Эти праведники мыслят, как повелел им Бог Отец, исполняют волю Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа. Бог написал на их челах, что Он – их Отец. Мы знаем, что в древности Бог открывал Себя под разными именами: Яхве – Сущий, Эль Элион – Бог Всевышний, Эль Рой – Бог Видящий, Адонай – Господин мой и так далее. В Новом Завете Бог открывается людям как Отец верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Тайная вечеря ( Мф. 26:26–30 ) Когда Господь освободил Свой народ от египетского рабства, то Он заповедал им, чтобы они, вкушая пасхальный агнец, праздновали этот день вечные времена и чтобы при этом прославляли могущество и милость Своего Бога. Причем Он велел им сказать: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», скажите (им): «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 25–27 ). Мы, христиане, тоже имеем Пасхального Агнца ( 1Кор. 5, 7 ), и этот Агнец есть Христос, ради нас закланный. Но мы имеем еще и нечто другое, что гораздо лучше и величественнее освобождения ветхозаветного народа, так как Единородный Сын Живого Бога избавил нас не от земного рабства, но освободил нас от всех наших грехов, смерти и власти диавола. Об этом великом даре, который мы получили через Него, мы должны вспоминать в своих тихих комнатах, с верою обращая наши молитвенные взоры на первосвященническую Жертву. Об этом мы должны свидетельствовать в своих домах, читая и рассказывая истории святых страстей нашим детям и прислуге. Это спасение мы должны праздновать в наших храмах, воспевая здесь наши чудные церковные песнопения и слушая проповеди о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это же спасение мы должны также возвещать и в Святом Таинстве Евхаристии, к чему усиленно приглашает нас ап. Павел, когда говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ). Перенесемся же мысленно в убранную горницу, находящуюся в городе Иерусалиме. Там мы застаем небольшой, близких друг другу кружок людей, собравшихся сюда, по обычаю своих отцов, вкусить пасхального агнца. Среди них сидит удивительный Муж. Он одет в простую без всяких украшений одежду и не отличается внешним, земным лоском и величием. Но, несмотря на это, в Его глазах и на лице отражается небесное величие и божеское могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

     В сегодняшнем апостольском чтении святой Павел, говоря о Христе, произносит, между прочим, следующие слова: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2:14). Итак, апостол называет Иисуса Христа именем «мир». У Христа вообще много имен. Некоторыми из них Он именует Себя Сам. Например, Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). «Я свет миру» (Ин. 9:5). Некоторые другие имена Ему дают апостолы и пророки. Например, Исаия пишет: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Или: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Обратите внимание, что все эти имена Божии несут человеку нечто исключительно важное, то, чего у человека нет. Например, разве сам по себе, без Христа, человек знает, по какому пути ему спасаться? Нет. Но Христос говорит: путь – это Я. И мы идем по этому пути, веруя во Христа, пытаясь жить по заповедям Его, приобщаясь к Его богочеловеческой природе в Церкви, вживаясь во Христа. Разве может человек сам найти истину? Лучшие умы человечества, древнегреческие философы, столетиями бились над этим вопросом. Итогом их исканий можно признать скептическое восклицание Понтия Пилата: «Что есть истина?» А ведь истина – это не что, а Кто. «Я есмь истина», – говорит Христос. И мы познаем истину, познавая Христа. Разве кто-то из нас имеет жизнь сам в себе, разве кто-то из людей может быть источником жизни? «Жизнь – это Я, – говорит Богочеловек. – И вы живы лишь потому, что Я приобщаю вас к своей жизни, ибо Я – ее источник». И мы, научаясь жить во Христе, из области существования переходим в область жизни, настоящей жизни, которую совсем не знает неверующий мир. Но Христос имеет не только славные имена. Как это не страшно говорить, в Своем служении на земле Он принял также имена позорные. Например, сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]» (Гал. 3:13). Также Павел говорит, что Христос сделался «для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21). Агнцем Божиим, берущим на себя грех мира, называет Христа Иоанн Креститель (см. Ин. 1:29). Славянское слово «агнец» довольно мило звучит, но нужно помнить, что речь идет не только о симпатичном домашнем животном, а о жертве, которая убивалась за грехи людей.

http://pravoslavie.ru/117132.html

Мы должны помнить, что Церковь - это Тело Христа. Через Церковь Сам Христос говорит с нами. И как бы ни был грешен человек, Господь готов принять Его через покаяние. Но, к сожалению, слыша всё и даже соглашаясь, мы не делаем того, что должно. И покаяние наше бывает лицемерным, и возвращение наше к Богу - с оглядкой на мир падший. И вот для тех, кто по маловерию своему кается, но легко согрешает, а также для тех, кто не боится Бога и думает, что и так как-нибудь можно прожить жизнь, Святая Церковь представляет историю, которую рассказывает Сам Спаситель за три дня до Своей крестной смерти. История о гряду­щем - о Страшном Суде, когда Сын Человеческий придёт судить мip. Христос говорит о том, что наступит момент, когда Господь явится всему роду человеческому - от Адама до последнего человека, - чтобы судить. И здесь Спаситель пользуется образами, которые были понятны Его современникам: пастух (пастырь), стадо, послушное своему пастырю, Агнец Божий... поскольку в Израиле было развито скотоводство. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10,11). Что же это будет за Суд? Христос говорит, что Судья будет делить, как пастух: овец (праведников) отдельно от козлищ (грешников). Овцы пойдут одесную, а козлища - ошуюю. Обращаясь к праведникам, рассказывая о грядущем Суде, Господь говорит: Придите ко Мне, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира, ибо когда Я был голоден, вы Меня накормили, когда Я жаждал, вы напоили Меня, был наг - и вы одели Меня, был болен - вы Меня посетили, томился в темнице - и туда пришли и утешили Меня. На что праведники отвечают: «Господи, да когда же это было?» Христос им ответствует: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40). Обращаясь же к тем, кого отправил ошуюю, Он сказал: Отойдите от Меня, проклятые, вам уготована геенна огненная, вместе с сатаною и его приспешниками. Ибо когда Я был голоден, вы не накормили меня, когда жаждал - не напоили, был наг - не одели, был болен - не посетили, и в темнице Меня вы оставили. Те удивились: «Господи, да когда же такое было, чтобы мы не сделали этого Тебе?» Христос ответил: Когда вы не сделали этого тем, кто встречался на вашем пути, вы так обошлись со Мной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суть нашей веры 12.10.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в неделю 20-ю по Пятидесятнице Сегодня проповедь Церкви — о любви к врагам. Любить врагов своих человек не может. Нельзя сказать: «Я люблю того, кого я ненавижу». Но мы должны любить наших врагов. Что значит — наших врагов? На самом деле, как говорят святые отцы, есть только один враг для христиан — враг Божий, противник, клеветник, сатана, диавол. Если мы враждуем с людьми, ненавидим их, мы находимся во власти диавола, и нам не вырваться из этого ада, пока не научимся любить друг друга. Однако ведь Христос употребляет все-таки слово «враги», имея в виду людей, с которыми мы вступаем в такие отношения. Христос не хочет восстановить нас друг против друга в ненависти, но Он пришел, чтобы опрокинуть столы торгующих в храме, нарушить мир злых и нечестивых — сатана должен быть сокрушен. Проповедь о любви к врагам не может означать согласия с их ложью, с их бесстыдством. В нашей христианской жизни нам не избежать конфликтов. Оттого что мы — христиане, мы в самом центре противостояния добра и зла, и мы должны быть готовы к любому отвержению, любому гонению и ненависти мира. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10, 24). Как часто мы склонны думать по-другому! Мы не ждем распятия за проповедь Христа, как раз напротив — мы надеемся на одобрение, восхищение, уважение, принятие нас миром. И не только тогда, когда малодушно, под предлогом любви, покрываем зло, вместо того чтобы обнажить его, но даже тогда, когда обличаем это зло бесстрашно и вдохновенно, не достигая тем не менее того, о чем говорит Христос. Победа Христовой любви совершается ценою Креста и Воскресения. «Сие сказал Я вам, — говорит Христос, — чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь — вам будут противостоять тысячи врагов, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Назвать Себя победителем и пригласить нас вкусить в Нем победный мир, когда враг побеждает и готов до конца сокрушить Его, — вот тайна заповеди, о которой возвещается нам сегодня. Господь — Агнец посреди волков, которые растерзают Его и пожрут, — желает вдохнуть в нас мужество, чтобы мы ничего не боялись.

http://moral.ru/enemy/

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Слово в день Воспоминания уверения апостола Фомы " loading="" decoding="" title=""/> Христос Воскресе! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — шестьдесят пятое зачало Евангелия от Иоанна. Здесь мы находим следующие слова: “В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!” Святитель Иоанн Златоуст , предлагая нам истолкование этого отрывка, обращает внимание на приветствие Иисуса Христа. Казалось бы, это было стандартное еврейское приветствие: Шолом-Алейхем — мир вам, но с точки зрения Златоуста в этой ситуации эти слова имели совсем другой смысл. Златоуст восклицает: “В результате грехопадения весь род человеческий оказался во враждебных отношениях с Богом-Отцом.” И знаком этих враждебных отношений с Богом был огненный Херувим с огненным мечом, который закрывал доступ в Рай Сладости. Но, так как Христос Своей кровью искупил наши грехи, а Своим Воскресением из мертвых оправдал нас, то это приветствие, с точки зрения Златоуста, означает, что после Воскресения Христа из мертвых, вражда между Богом-Отцом и родом человеческим прекращается. И Христос первое о чём свидетельствует — о прекращении этой вражды. Он и говорит: “мир вам”. То есть, наконец-то, между Богом-Отцом и родом человеческим воцарился долгожданный мир. Тот же Златоуст писал, что когда римский воин ударил копьём под ребро Спасителя, этим ударом было остановлен огненный меч Херувима, который препятствовал людям входить в Рай Сладости. Мир с Богом — это тот подлинный мир, который мы должны искать и который мы обретаем во Христе и со Христом. Ибо грешное человечество ничего не может предложить Богу-Отцу, кроме жертвенного служения Его Сына — Христа Иисуса, Господа нашего. Ещё древние пророки восклицали: “кто бы стал бы в проломе?” — имеется в виду пролом, который образовался в результате грехопадения между Богом-Творцом и всем человечеством. Но тогда в ветхозаветные времена не нашлось такого человека, который мог бы стать в проломе. И в книге Иоанна Богослова мы читаем, что, когда решался вопрос о снятии печати с Книги Памятной, то ни на небе, ни на земле не нашлось никого, кто смог бы это сделать. Ни Ангел, ни Архангел, ни Херувим, ни Серафим, ни святые, ни праведные, токмо Агнец Божий Христос Иисус один обладает властью всё рукописание наших преступлений властной рукою пригвоздить к древу креста.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-v...

Возрождение Новый человек Рождество Христа Рождество Христа есть центральное событие всей человеческой истории и не только человеческой, но и всего творения. Маленький город Вифлеем стал одной из столиц не только планеты Земля, но и всего мира. Основоположники естествознания Галилей и Кеплер утверждали, что хотя земля есть лишь песчинка в общем строе мироздания, тем не менее она является центром мира, так как на ней жил и действовал Иисус Христос . То же самое утверждал и известный естествоиспытатель-эволюционист Уоллес, современник Дарвина, выпустивший свою книгу о естественном отборе немного позже Дарвина. Он говорил, что земля вращается вокруг солнца – своего центра, тем не менее она есть центр мироздания. С рождением Христа наступило приращение, или обогащение творения вообще и человека в особенности как вершины земного творения. Почивший после шести дней творения Отец передал дальнейшее дело творения Сыну-Слову, Которым и сотворил все, «Им же вся быша». «Все предано Мне Отцом Моим» ( Мф. 11, 27 ) 128 . «Новая тварь» и «новый человек», по ап. Павлу, пришли вместе с Христом. В воплощении и рождении Христа открылась великая тайна Бога, как говорит ап. Павел ( Колос. 1, 26 ). Бог оделся в человеческое тело и дал людям видеть, слышать, осязать и даже вкушать себя в таинстве Евхаристии, стал доступен всем внешним, телесным чувствам человека. В лице Христа Бог дал людям Свой Образ, живую Икону Свою и говорил в Нем с людьми, и изрек «сокровенное от создания мира» ( Мф. 13, 35 ). Христос, как «краеугольный камень, который отвергли строители», краеугольный камень космического здания, невидимого человеку мира, рождением Своим стал краеугольным камнем также и видимого земного мира, вопреки воле недалеких и строптивых «строителей». Получив этот «камень», земля утвердилась во владениях Божиих и было положено основание для нового рая на земле, для нового Царствия, не искусственного «рая» Каина, а благодатного рая Адама и Христа. О «духовном камне» – Христе говорит ап. Павел ( 1Кор. 10, 4 ), имея в виду камень, который находился в древней скинии Завета. Из под камня вытекал источник воды – Христос стал «живоносным источником» новых поколений. Только немногие из современников проникли в таинственную сущность событий: волхвы, Мария и Иосиф, старец Симеон Богоприимец и Анна Пророчица во храме, и пастухи через ангелов. «Се бо Агнец Вифлеемск льва и змия нами поправ, миру мир дарова» (из тропаря).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010