Содержание I. Пролог (гл. 1) II. Вступление Израиля в землю обетованную (2,1 5,12) А. Обетование Божие и хананейская блудница (гл. 2) Б. Обетование Божие и переход через Иордан (гл. 3; 4) В. Воспоминание об обетовании Божием (5,1–12) III. Завоевание земли обетованной (5,13 12,24) А. Вождь воинства Господня (5,13–15) Б. Гибель и спасение под сенью обетования Божия: Иерихон и Раав (гл. 6) В. Прегрешение против обетования: Ахан (гл. 7) Г. Обещанная победа: Гай (8,1–29) Д. Народ обетования (8,30–35) Е. Страх хананеев и поражение Израиля: договор с Гаваоном и проклятие (гл. 9) Ж. Завоевание южного Ханаана (гл. 10) З. Завоевание северного Ханаана (гл. 11) И. Перечисление побежденных царей и завоеванных территорий (гл. 12) IV. Обретение земли обетованной (гл. 13–21) А. Повеление заселить землю (13,1–7) Б. К востоку от Иордана (13,8–33) В. К западу от Иордана (гл. 14–19) 1 . Введение (14,1–5) 2 . Халев: пример верности и послушания (14,6–15) 3 . Удел колена Иудина (гл. 15) 4 . Уделы колен Ефремова и Манассиина (гл. 16; 17) 5 . Другие колена и Иисус Навин (гл. 18; 19) Г. Города-убежища (гл. 20) Д. Города для левитов (21,1–42) 1 . Просьба левитов (21,1–3) 2 . Выделение городов левитам (21,4–8) 3 . Перечисление городов (21,9–40) 4 . Заключение (21,41,42) V. Краткие выводы (21,43–45) VI. Эпилог (гл. 22–24) А. Единство Израиля: его основа и угроза ему (гл. 22) Б. Требования верности Богу (гл. 23) В. Выбор Израиля в Сихеме (24,1–28) Г. Смерть Иисуса Навина и Елеазара (24,29–33) Глава 1 1:1–18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5,4–6; Втор. 1,35; 32,51 ). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1–9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Как в Солуни он был для них нежною матерью и любящим отцом, так и вдали от них, он I . Скорбит о них и желает скорее увидеться с ними (2:17–20) Удалившись из Солуни, он чувствовал себя сиротой (ст. 17), несколько раз порывался вернуться к ним, но не мог, мешали злые люди по наущению сатаны (вероятно, евреи) (ст. 18). Стремился он к ним потому, что того требовало от Апостола его дело апостольское, в чем его радость и вечная слава (ст. 19–20). II. Апостол посылает к ним любимого своего ученика – Тимофея (3:1–5) Желание иметь вести о солунянах, понуждает Апостола, даже одному, остаться в Афинах (ст. 1), и вот он посылает Тимофея, сотрудника, брата возлюбленного, для утверждения их в вере и утешении в скорбях (ст. 2). Конечно, Апостол не скрывает от солунян, что их ожидает в христианстве, предупреждал об опасностях (ст. 3–4), но тем не менее могли быть искушения для слабых и не только совне, но главное, искушения духа, например относительно авторитета Апостола. Вот почему Апостол и не мог утерпеть, чтобы не послать к ним Тимофея (ст. 5). III. Радуется при получении добрых вестей от Тимофея о солунянах (3:6–10) Известие это Апостол называет «Евангелием». В нем говорилось, что солуняне содержат правую веру и любовь, и сами желают видеть Апостола (ст. 6). Это известие утешило Апостола, среди его собственных скорбей (ст. 7), ибо успех веры солунян – жизнь Апостола. Раз в этом отношении все благополучно, Апостол жив, нет – его смерть (ст. 8). Настоящие же известия восторгаю т Апостола, он не знает, как и благодарить за все Бога (ст. 9), и если чего ему недостает теперь, так это видеть их лично, чтобы дополнить по содержанию веру их (ст. 10). Наконец, верх забот о солунянах выражается в молитвах о них. IV . Апостол посылает им с вои молитвенные благожелания (3:11– 13) Пусть Бог Отец, и свершитель спасения Иисус Христос, управят все к лучшему, относительно визита Апостола в Солунь. Они знают, что лучше (ст. 11). А сам Апостол лишь молится об умножении любви среди солунян, как союз за всех христианских совершенств, любви не только к своим, но и ко всем (ст. 12). Он особенно желает любви, ибо через нее сердце человека утверждается в чистоте и святости, а это все, что потребуется в день второго пришествия Господня. Веря твердо в эту истину (о любви), Апостол особенно усиленно утверждает свою мысль словом «аминь» – да будет так, «буди, буди!» (ст. 13). Часть вторая – нравоучительная (гл. 4–5)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

3) Предосудительность упрямства и излишней пытливости человеческого разума в делах веры (ст. 25). Фома хочет ощупать Господа. «Блаженны не видевшие и веровавшие», – говорит Господь. Не осязанием, не разумом познается Господь, а верою. 4) Значение приветствий мира в христианской жизни (ст. 19). Обличение сквернословцев и враждолюбцев. 5) Рассказ о распространении апостолами веры Христовой, сопровождаемом различными знамениями и чудесами ( Деян.5:12–20 ). Конспект темы: а) Значение дарованной Богом апостолам силы творить чудеса. 6) Примеры чудес (ст. 12, 15, 16). в) Необыкновенно быстрое распространение веры христианской в первые дни христианства (ст. 14). г) Особенное покровительство Божие проповедникам веры Христовой (ст. 19). Особая цель этого покровительства (ст. 20). д) Люди, побуждаемые невежеством, предрассудками, чувственными пожеланиями, самолюбием, гордостью и высокомерием, всегда враждуют против дела Божия и стараются всячески препятствовать святым и благим намерениям и даже стремятся разрушать установления Божии (ст. 18). Участь таких людей ( Рим.8:8 ). Неделя жен мироносиц (Евангелие от Марка, зач. 69, гл. 15, ст. 43–47; гл. 16, ст. 1–8; Апостольские Деяния, зач. 16, гл. 6, ст. 1–7). 1) Женщины, следовавшие за Христом. Душа женщины – «христианка» по преимуществу. Задача женщины – проповедать Христа, Его правду. Она должна сделать дом церковью Божиею. Средства для этого -молитва, влияние на мужа и детей. Примеры Св. Нонны и Моники 183 . 2) Что женщины во имя Христа могут сделать общими силами в селе. Женщины сестричных союзов. Общая забота о детях. Женщины и храм. Общая забота о его чистоте. 3) Особенная привязанность и любовь Иосифа и жен мироносиц ко Господу Иисусу Христу. Они – последние у Креста, первые – у гроба. Они своевременно делают все от них зависящее для Божественного Страдальца. За все это Господь их первых и сподобил услышать известие о Его Воскресении и увидеть Его Воскресшим. 4) Кто отвалит нам камень от дверей гроба? (ст. 3). Надежда на наше воскресение из мертвых и будущую жизнь должна исключительно питаться всемогуществом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

[Гл.] 2. Апостолы на разных, богодарованных языках говорили о великих делах Божиих [ст.11]. Из этого научись, что языком своим мы должны также прославлять величие, благость и любовь Божию. Гнилые слова не должны никогда выходить из уст наших. Слово есть выражение мысли разумно-свободной, бессмертной души: пусть же оно будет всегда благоразумно, свободно не на зло, а на добро и бессмертно, то есть чтобы оно не умирало по тому духу любви, святости и назидания, с каким произносится, подобно всесозидающей мысли Духа Божественного. Гл.3. Об исцелении хромого. 6 ст. Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Дары Божии и святых Божиих человеков несравненно выше наших человеческих даров. Но и милостыня весьма много значит в очах Божиих. Речь апостола Петра к дивившимся об этом исцелении... О силе веры в Иисуса Христа. Ст.19. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Гл.4, ст.12. Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Гл.5, ст.29. Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Гл.7, 48[-50] ст. Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие? Гл.8. Савл, будущий Павел апостол, соизволял убийству святого мужа, каков был Стефан. Какие чудные превращения! Мир нравственный богат такими примерами. Ст.5 и далее. Апостол благовествует в Самарии, творит чудеса. О Симоне волхве. Верующие в Самарии; волхв сам верует, крестится и живет у Филиппа; в ужасе от сил и знамений, творимых руками апостолов, дивится. Апостолы Иаков и Иоанн низводят на жителей Самарии – верующих – Духа Святого. Безумие Симона, думавшего купить за деньги дар Духа Святого. Слова Ангела Филиппу. Он на пустой дороге из Иерусалима в Газу. По слову Духа Святого Филипп подходит к колеснице возвращавшегося из Иерусалима евнуха Эфиопской царицы Кандакии, и пристает к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Евангелие царствия Божия», точнее м. б., как в др. рукописях, «евангелие Божие», т.е. благую весть от Бога. К ст. 15. «Царствие Божие» или «царство небесное», как в ев. от Мф., – проповеданное пророками и ожидавшееся иудейским народом царство Бога и Его Помазанника, Дан.2:44 ; Лк.2:38 греч.; Мк.11:10 , Лк.19:38 ; Ин.12:13, 19:19 ; Деян.1:6, 17:7 . Аналогичные ожидания существовали и в языческом мире, утопавшем во мраке темнобожия (ср. 4-го эклогу Виргилия). К ст. 16. Mope Галилейское, иногда просто «море», у Луки – «озеро Геннисаретское» или просто «озеро», 5:1, 8:22–23..., У Иоанна – море Тивериадское, по имени гл. города Тивериады, на зап. берегу, 21:1, 6:1 греч. текст; в древности йам-Киннерет(е), или Киннерот(е), Чис.34:11 ; Нав.12:3 ..., одноименно с городом того же названия, именовавшимся позднее Геннисар, или Геннисарет, Мф. 14:34 греч. т., по-видимому, находившимся к С.-З. от озера. Последнее имеет 12 англ. миль в длину и 6 в ширину в местах наибольшего протяжения. § 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя I. Крещение Господне, 1:9–11 1. Фактическая сторона и отдельные моменты события: а) предшествующее свидетельство Иоанна, ст.7–8; б) приход Иисуса к Иоанну, ст. 9; Мф.3:18 ; в) колебания Иоанна и ответ Иисуса, Мф.3:14–15 ; г) крещение Иисуса в Иордане, ст. 9; д) молитва Иисуса, Лк.3:21 ; е) схождение Св. Духа, ст.10; ж) свидетельство Отца, ст.11; з) последующее свидетельство Иоанна о богосыновстве Христа, Ин.1:26–34, 3:31 . 2. Отношение Христа а) к Иоанну Крестителю, ст.2–3, Ин.1:6–9 ; б) к народу Израильскому, Ис.53:4–6 ; в) к Богу-Отцу, ст.11. 3. Религиозно-исторический и догматический смысл крещения Господня. а) Связь с началом всенародного служения. б) смысл «исполнения всякой правды» (законной), Мф.3:15 ; Лк.7:29–30 ; ср. Ис.42:21 ; Мф.5:17 . в) Участие во всенародном покаянии, вследствие разделения с народом бремени его греха, Ин.1:29 . г) Сошествие Св. Духа на Христа (факт, происшедший во времени, а не знак только, каким было ветхозаветное помазание елеем 14 ; после сошествия Св. Духа Христос начинает Свое всенародное служение), Ис.61:1 , Мф.11:2–5 ; Лк.4:14–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

«Если вы любите любящих вас ... Если благотворите благотворящим вам ... Если взаймы даете дающим вам взаймы «кая вам благодать есть», ибо все это делают и грешники ( Лyk. VI, 32–34 ) 25 . В подобном же смысле это слово встречается и у ап. Павла. Так, говоря о пользовании даром слова и об избегании гнилых слов, он замечает: «точию еже есть (слово) благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим » ( Eф. IV, 29 ). Благодатью называется и милостыня – у ап. Павла в посл. к Коринфянам. В 1Kop. XVI, 3 : «Егда же прииду... с посланьми сих послю отнести благодать вашу во Иерусалим». В особенности же во 2 Кор., где в VIII гл. апостол уведомляет о благодати Божьей, данной (τν δεδομνην ν) 26 в церквах македонских (ст. 1), далее говорит, что эти церкви просят его эту «благодать (т. е. милостыню) и общение служения, еже ко святым (т.е. верующим), прияти» (ст. 4), – что он (апостол) просил Тита, чтобы он как начал, так и окончил у них «и благодать сию» (ст. 6, т.е. сбор милостыни, приношений в пользу братии, или «святых»), что он желает им «да и в сей благодати избыточествуете» (т.е. в благотворении), как и в других добродетелях (ст. 7). Указывает и на пример великого милосердия, как бы величайшей милостыни богатого, но нас ради обнищавшего Сына Божия: «весте бо благодать Господа нашего И. Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» (ст. 9). С Титом он послал и другого брата, который избран, «освящен от церквей ходити со благодатию сею» (т.е. с милостынею или со сбором пожертвований, ст. 19). В гл. располагая коринфян к доброхотному пожертвованию, замечает: «силен же Бог всякую благодать изобиловати в вас (т.е. обогатить всеми средствами для благотворения), да о всем всегда всяко довольство имуще, избыточествуете во всяко дело благо» (ст. 8). И верующие молятся о вас с любовию к вам «за премногую благодать Божию за вас » (ст. 14), т.е. за изобилие земных благ, которыми наделил вас Бог и которыми вы делитесь с своими братьями. В весьма большом количестве мест словом благодать обозначается богооткровенное учение, Евангелие И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

«Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса» (Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник, светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать. Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно отступает от масоретского текста и имеет следующий вид: «буде с миром погребение его, взяся от среды». Сопоставляя данное выражение с параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта – погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами Мироносицами (блаж. Иероним). Ис.57:3 . Но при­близьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя пре­любо­дея и блудницы! Ис.57:4 . Над кем вы глумитесь? про­тив кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы пре­ступле­ния, семя лжи, «Но приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы... семя лжи». Вот в каких резких и энергичных выражениях пророка Исаия делает обращение к своим нечестивым современникам. Все эти образы и характерные выражения, будучи вполне понятными и сами по себе, на почве ветхозаветной теократии, где союз Израиля с Господом обычно уподоблялся интимному брачному союзу, приобретают особенную выразительность и силу, при сопоставлении их с новозаветными евангельскими параллелями ( Мф.12:39 ; Мф.27:25, 40 ; Лк.23:21 ; Ин.8:44 ). Особенно уместно вспомнить здесь известною характеристику иудеев, сделанную Самим Господом, в которой Он устанавливает их духовное родство с «с отцом лжи» ( Ин.8:41–44 ). Ис.57:5–11 . С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76 . Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг ( 1Цар.19:13 ; 4Цар.17:10, 31 ; 4Цар.21:6 ; 2Пар.23:17 ; 2Пар.28:3 ; Иер.2:20 ; Иер.3:6 ; Иер.19:2–6 ; Иез.16:20 ; Иез.20:26 ; Иез.23:37 ; и пр. и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апокалипсиса в приложении к идолопоклонствующей Римской империи и к антихристу Толкование на 13 и 17 главы в приложении к антихристу (Апок. 13:1–12; 17:8–14) Почему антихрист и его лжепророк называются зверями? О событиях, имеющих произойти при явлении антихриста (к гл.13) Об антихристе (Апок. 13:11–18) Примечание к слову св.Ипполита об антихристе Свод святоотеческих мнений о продолжительности царствования антихриста (Апок. 11:2; 12:6,14; 13:5) Число имени зверя, или антихриста (Апок. 13:18) Мнение св.Иринея об имени антихриста Об имени антихриста Н.Виноградов. «О конечных судьбах мира и человека» Символическое значение апокалипсических чисел и числа 666 Числовое имя зверя из моря (Апок. 13:18) Опровержение лжеучения раскольников об имени и печати антихриста (Апок. 13:11–18) Библиографический указатель к 13-й главе Глава 14. Анализ и объяснение 14 главы. Состояние истинной Церкви Христовой и брань ее со зверем Толкование на ст. 8. Ложная мудрость – вино любодеяния Третье видение Библиографический указатель к 14-й главе Главы 15 и 16 Анализ и объяснение 15–16 гл. Суд Божий над врагами Церкви эмблемою семи фиалов Библиографический указатель к 15-й и 16-й главам Главы 17 и 18 Толкование на 17 и 18 главы Апокалипсиса. Вавилон, великая любодеица Характеристика неверной части человечества в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова (гл.17–18) Суд над Церковью и земными царствами. Явление Господа на облаках небесных (гл.17–19) Анализ 18-й главы (о разрушении духовного Вавилона) Глава 19 Анализ и объяснение 19-й главы (о погибели зверя) Царь царствующих и Господь господствующих Библиографический указатель к 17-й, 18-й и 19-й главам Глава 20 О том, что сатана связан с распятия Христова до конца и о тысяче лет (20:1–3) О престолах, уготованных для сохранивших исповедание Христово неизменным Что есть первое воскресение и что вторая смерть О Гоге и Магоге О Седящем на престоле и общем воскресении и Суде Связание сатаны (20:1–3) Ложность учения хилиастов Тысячелетнее царствование Господа нашего Иисуса Христа на земле (20:4) Мнение о тысячелетнем царствовании Иисуса Христа со святыми Что должно разуметь под воскресением первым и под смертию второю (ст.4–6)? Война Гога и Магога (20:7) Смерть вторая и вечность мучений представителей и последователей зла в будущем (20:14) Библиографический указатель к 20-й главе Глава 21 О новом небе и земле и вышнем Иерусалиме О том, что сказал Седящий на престоле Об ангеле, показывающем город святых и измеряющем стену его с вратами Что будет с землею? (21:1) Новый Иерусалим (21– 22:5) О новом Иерусалиме Глава 22 О чистой реке, казавшейся исходящею от престола О том, что Церковь и в ней Дух ожидают славного явления Христова, и о клятве, которой подвергаются повреждающие книгу сию (22– 21:12) Будущее блаженное состояние праведников (22:1–2,4–5) Ей, гряду скоро: аминь (22:20) Библиографический указатель к 21-й и 22-й главам Аннотация

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

3:15) Толкование на ст. 17 Состояние духа человеческого без общения с Духом Божиим (Апок. 3:17–18) Библиографический указатель к первым трем главам Апокалипсиса Глава 4. Видение славы Господа Бога Вседержителя Библиографический указатель к 4-й главе Глава 5. Второе видение славы Господа нашего Иисуса Христа, Агнца Божия Литургический характер Апокалипсиса (1–5 гл.) Библиографический указатель к 5-й главе Глава 6. Таинственная книга, исписанная извне и внутри, запечатанная семью печатями. Снятие семи печатей Снятие шестой печати, означающее язвы, ниспосылаемые при конце Библиографический указатель к 6-й главе Глава 7. Запечатление святых исповедников веры Христовой Некоторые черты блаженства праведных Библиографический указатель к 7-й главе Глава 8. Молитвы святых, предстоящих пред престолом Божиим в Царстве Небесном (Апок. 8:1–6) Казни Божий, возвещаемые трубными звуками ангелов (Апок. 8:7–13) Библиографический указатель к 8-й главе Глава 9. Продолжение пророчества о казнях Божиих, возвещаемых трубными звуками (Апок. 9:1–19) Глава 10. Дар пророчества Библиографический указатель к 10-й главе Глава 11. Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2) Епископ Петр. «Объяснение Апокалипсиса» О явлении Илии и Еноха пред вторым пришествием Иисуса Христа (Апок. 11:3–7) Из бесед с раскольниками о том же Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его (Апок. 11:15–19) Учение о святых Божий, содержащееся в Апокалипсисе (Апок. 11:15–18 и др.) Библиографический указатель к 11-й главе Глава 12. Толкование об антихристе (Апок. 12:1–2, 5, 13–14) Св.Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис» Низвержение с неба дракона (Апок. 12:7–12) Святой Архангел Михаил – Архистратиг безплотных Сил Небесных Попытки дракона победить жену (Апок. 12:13–17) О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века (Апок. 12:13–16) Апокалипсическое видение жены, бежавшей в пустыню (гл.12) Библиографический указатель к 12-й главе Главы 13 и 17. Толкование на 13 и 17 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Толкование на ст. 1–6 А.Жданов Содержание главной части распадается на два отделения: в первом ( Апок. 3:1–3 ) Господь обращает Слово Свое к преобладающему большинству членов Церкви, изображает печальное состояние их религиозно-нравственной жизни ( Апок. 3:1 ), побуждает к покаянию и исправлению ( Апок. 3:2–3 ) и изрекает уг­розы нераскаянным ( Апок. 3:3 ); во втором ( Апок. 3:4–6 ) упоминает о немногих истин­ных носителях живого христианского духа и утешает их обещанием не­бесной награды. Обетование победителю (Апок. 3:5) «Чт.в общ.», апрель 1891 Все обетование победителю распадается на три части. 1) Ст.5. «Побеждаяй, той облечется в ризы белыя». Белые одежды в противоположность нечистым и грязным обозначают праведность и святость (см. Апок.3:18; 19:7–8 ) и присва­иваются прославленным праведникам ( Апок. 4:4, 6:11, 7:9, 13–14, 19:4 ; 3Ездр.2:40 ), Ангелам Божиим ( Деян.1:10 ; Ин.20:12 ) и Иисусу Христу ( Мф.17:2 ; Мк.9:3 ) как одежды славы и победы. Хождение с Христом в белых одеждах относится к блаженству в Небесном Иерусалиме, где спасенные народы будут ходить во свете Агнца ( Апок. 21:23 ), и возводит мысль к браку Агнца, на котором «жена» Его, то есть торжествующая Церковь облечется в виссон белый и чистый, означающий праведность святых ( Апок. 19:7–8 ; ср.гл.14). По­добные же представления находятся в 3Ездр.2:38–40 : «Смотрите, какое число знаменованных на вечери Господней, которые, переселившись от тени века сего, получили от Господа светлые одежды. Приими число твое, Сион, и заключи твоих, одетых в белые одеяния, которые исполнили закон Господень». 2)  И не имам отмыти имене его от книг животных. Символическое представление о книге, в которую Бог вписывает имена людей, находим еще в Исх.32:32–33 ; Ис.4:3 ; Иез.13:9 ; Дан.12:1 ; Мал.3:16 ; записаны в ней имена рабов Божиих (Исх.), праведных и святых ( Пс.68 ), членов теократи­ческого царства (Иез.) и наследников Иерусалима с землей обетованной (Ис., Иез.). Книга жизни Нового Завета имеет одинаковое значение с тем только различием, что она имеет отношение к новому, духовному Израилю, у которого царь – Агнец; а столица – Небесный Иерусалим (гл.19, 21). Эпитет ζως показывает, что в этом символе преобладает мысль о жизни, спасении, блаженстве, приобретенных смертью Христа ( Апок. 13:8 ). Но так как искупление простирается на всех людей без исключения и Царство Божие по идее обнимает все человечество, то в книгу жизни вписаны имена всех людей от сложения мира ( Апок. 13:8 ). Грех как измена Царю Богу и как признак духовной смерти лишает человека прав на вечноблаженную жизнь в Царстве Божием, поэтому Бог изглаживает имена грешников из книги жизни ( Исх.32:33 : «того, кто согрешил предо Мною, изглажу его из книги Моей»), а имена праведников остаются в ней. Отсюда отрицательная форма ο μη εξαλεφω вместо положительной γρφω. Розенмюллер видит здесь простую риторическую фигуру (  λιττης ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010