«К. И.» начинаются с исповедания веры в Св. Троицу (гл. 1). Затем идет ряд постановлений о хиротониях и разных чинах клириков: о посвящении епископов (главы 2-3), пресвитеров (гл. 4), диаконов (гл. 5), об исповедниках (гл. 6), о чтецах, об иподиаконах (гл. 7). Вместо дев, которые фигурируют в подобном каноне в др. версиях «Апостольского предания», здесь упоминаются целибатные клирики. Далее говорится об имеющих дары исцелений и о женатых священниках (гл. 8), о пресвитерах, перешедших в др. место, и о вдовах (гл. 9). Следующий блок канонов так или иначе связан с оглашаемыми и чином Крещения. Об испытании новообращенных и о запрещенных для желающих креститься профессиях говорится в канонах 10-15. Затем идет речь о конкубинах (гл. 16) и свободных женщинах, как они должны вести себя, а также о времени оглашения (гл. 17). В гл. 18 упоминаются молитвы оглашаемых, совершаемые отдельно от верных христиан, и отделение женщин от мужчин во время чина Крещения. В 19-м каноне говорится об оглашаемых, ставших мучениками, о «крещении кровью», о приготовлении к таинству Крещения и приводится сам чин. В 20-м каноне обсуждаются дни поста, благодарение перед едой и экзорцизм хлеба. В 21-м каноне описываются ежедневные собрания верных. В 22-м каноне обсуждается предпасхальный пост. Затем кратко говорится о духовном просвещении (гл. 23). Много внимания уделяется заботе о больных (главы 24-25). В 25-м каноне также перечисляются часы молитвы. В 26-м каноне речь идет о слушании Слова и собрании в церкви, а в 27-м каноне - о домашней молитве. 28-й канон предписывает евхаристический пост, в 29-м говорится о необходимости бдения перед Евхаристией и о крестном знамении. В 30-м каноне вновь говорится об оглашаемых и о практике причащения. Отмечается, что диакон также может причащать (гл. 31). Описывается пост дев и вдов (гл. 32). Этот канон и следующие затрагивают тему общинных трапез (главы 32-35). В 36-м каноне говорится о приношении начатков и об их освящении, о благословении плодов, в 37-м каноне - о литургии и об одеждах клириков. Завершается памятник сообщением о пасхальном бдении и пасхальной проповедью.

http://pravenc.ru/text/1470261.html

Гл. 19. Применение православного учения о Святой Троице (§304/Р.816–822/). Том 4 КНИГА ТРЕТЬЯ. Об Исхождении Святого Духа. Где предварительно дается История спора об Исхождении Святого Духа (Р.825–914) 3 ; наконец трактуется: Гл.1. О выражениях Исхождение и Послание, которые применяются к этому таинству, и устанавливается состояние вопроса (§1–21/Р.914–927/). Гл.2. Что об Исхождении Святого Духа мы можем получить на основании достоверного писания? Объясняется место Ин.15:26 Дух истины. Который от Отца исходит и разбираются различные извлечения из Латинян (§22–34/Р.928–940/). Гл.3. Избранные свидетельства восточных Отцов в пользу нашего догмата (§35–73/Р.941–992/). Гл.4. Избранные свидетельства западных Отцов в пользу нашего догмата (§74–115/Р.993–1021/). Гл.5. Наше учение подкрепляется из оснований Богословия (§116–126/Р.1021–1029/). Гл.6. Удовлетворяется возражение Латинян и показывается, что если Святой Дух послан Сыном 4 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§127–136/Р.1029–1034/). Гл.7. Удовлетворяется другое возражение Латинян и показывается, что если Христос дунул и сказал: Примите Духа Святого 5 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§137–141/Р.1035–1040/). Гл.8. Дается ответ на третье возражение Латинян и доказывается, что если Сын имеет все, что есть у Отца 6 , это не доказательство исхождения Святого Духа от Сына (§142–152/Р.1040–1043/). Гл.9. Опровергается четвертое возражение Латинян, и показывается, что если Святой Дух называется Духом Христа 7 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§153–169/Р.1043–1052/). Гл.10. Разрешается пятое возражение Латинян и показывается, что не является доказательством исхождения Святого Духа от Сына то, что Христос сказал о Нем: от Моего возьмет 8 (§170–176/Р.1052–1056/). Гл.11. Дается ответ на шестое возражение Латинян и что означает сказанное: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит и т.д. 9 , и объясняется, что из этих слов не следует, будто Святой Дух исходит от Сына (§177–183/Р.1057–1060/).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

После 6-го заголовка, «вот родословие Фарры» (11. 27-32), и списка членов его семьи следует цикл рассказов об Авраме, сыне Фарры, и Лоте , внуке Фарры (12-25). во исполнение повеления Господа Аврам вместе со своей женой Сарой, племянником Лотом, со всем имуществом и людьми отправляется в землю Ханаан, к-рую Бог обещает отдать его потомству (12. 1-9). Голод заставляет Аврама искать пристанища в Египте, где он выдает Сару за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует ее в свой гарем. Целомудрие Сары чудесно защищено Богом, и Аврам с семьей возвращается в Ханаан (12. 10-20). После возвращения из Египта Аврам и Лот поселяются в разных частях Палестины; Аврам у дубравы Мамре , близ Хеврона, ставит жертвенник Господу (гл. 13). Во время нашествия вост. царей Аврам во главе вооруженных слуг совершает поход против царя Элама и его союзников и спасает Лота (14. 1-16). По возвращении он получает от Мелхиседека , священника Салима, благословение и дар хлеба и вина (14. 17-24). Аврам не имеет детей и уже готов назначить наследником своего слугу Елиезера , но Господь, заключая с Аврамом завет, обещает ему потомство, к-рое наследует «землю, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (гл. 15). Бездетная Сара отдает мужу в наложницы свою служанку Агарь , чтобы зачатое дитя считалось ребенком госпожи; у Агари рождается сын Измаил (гл. 16). Следует новое явление Господа Авраму, сопровождающееся требованием: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (17. 1) и дарованием ему и его жене новых имен - Авраам и Сарра (17 гл.). Бог заключает с Авраамом «завет вечный», наследниками к-рого будут его потомки. Знаком завета должно служить обрезание всех младенцев мужского пола (17. 10-14). Господь явился Аврааму еще раз в виде «трех мужей» у дубравы Мамре (гл. 18). Он обещает, что Сарра родит сына (18. 9-15). Бог уничтожает нечестивые города Содом и Гоморру , но спасает жившего в Содоме Лота (19. 1-29), к-рый становится предком моавитян и аммонитян (19. 30-38). Эпизод посягательства герарского царя Авимелеха на целомудрие Сарры полностью соответствует сюжету с фараоном (гл. 20). Во исполнение обетования Божия у 100-летнего Авраама и 90-летней Сарры рождается сын Исаак (21. 1-8). Авраам «отпускает» Агарь и Измаила (21. 9-21). Кульминация пути Авраама - испытание его веры: Бог повелевает принести в жертву Исаака (22. 1-19). Авраам повинуется и лишь в последний момент ангел останавливает его; вместо Исаака в жертву приносится запутавшийся рогами в кустах баран (22. 9-13). Авраам вознагражден новым благословением Господа себе и своему потомству (22. 15-18). Следуют рассказы о смерти и погребении Сарры (гл. 23) и о том, как Авраамов раб привез Исааку невесту - Ревекку (гл. 24). Имена сыновей Авраама от 2-й жены Хеттуры перечисляются в 25. 1-6. Авраам умирает в возрасте 175 лет, и его погребают рядом с Саррой в пещере Махпела (25. 7-11).

http://pravenc.ru/text/153739.html

Отсюда видно также и то, что вторая книга Ad nationes имеет сходство с Apologeticum только в трех главах. Apologeticum отличается от обеих книг Ad nationes по преимуществу теми главами, в которых речь идет о христианском вероучении и нравоучении (гл. 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23...). Ad nationes появились в свет ранее Apologeticum, так как Тертуллиан не раз указывает в них на то, что он пишется. Сюда относятся следующия места Ad nationes. Разбирая в первой книге этого сочинения судопроизводство римлян над христианами и показывая, что основание для осуждения последних заключается только в имени, Тертуллиан говорит: так как в своем месте разсматривается это основание (имя), на которое вы опираетесь, воюя против имени, то скажите; в чем вина имени, какой его недостаток и вред? (гл. 3). Но это основание, то есть, имя, на которое только и указывали судебные приговоры, нигде не разсматривается Тертуллианом , кроме его Апологии, где он впрочем ничего нового не прибавляет в опровержение его. Далее в первой же книге Ad nationes, заговорив о воскресении мертвых, о вечных наградах и наказаниях, Тертуллиан прерывает об этом речь, говоря: о достоверности этого мы узнаем, так как в своем месте это разсматривается (гл. 7). Хотя о воскресении мертвых и именно о достоверности этого воскресения Тертуллиан говорит не в одной только своей Апологии, но тем не менее здесь разумеется именно она, так как из сочинений, обращенных к язычникам, только в ней одной говорится об этом (гл. 48 и 49). Как из того, так и из этого места Ad nationes видно, что одновременно с этим сочинением составлялся Apologeticum, запоздавший своим появлением в свет, вероятно, потому, что требовал от автора более тщательной обработки и отделки. Прося врагов христиан не без желчи о том, чтобы они теперь же изливали всякий яд на них и пускали на них всякие стрелы сатир, Тертуллиан обещает после опровергнуть все это изложением христианского вероучения (гл. 10). Но и об этом с апологетическою целию Тертуллиан нигде более не говорит, кроме своей Апологии (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apo...

Лк.14:15 ). Та же идея общения Бога с Израилем выражается и во втором отделе книги Левит (гл. 8–10), рассказывающем о посвящении Аарона в первосвященника и сынов его–в священники,–особенно в словах Господа, передаваемых Моисеем Аарону и выражающих сущность ветхозаветного священства: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» ( Лев.10:3 ). Здесь ясно выражена мысль, что то всеобщее, всенародное священство, к которому был предназначен Израиль ( Исх.19:6 ), составляло лишь идеал, необходимым условием достижения которого было законное, богоустановленное священство ( Исх.19:22 ). С новой стороны и с особенною силою выступает идея религиозного жизненного общения между Богом и Израилем в следующем, третьем отделе рассматриваемой книги (гл. 11– 15). Для того, чтобы на самом деле быть богоизбранным обществом Иеговы, Израиль должен был оберегаться от разных видов так называемой ритуальной нечистоты: 1) от употребления в пищу нечистых животных (11 гл.); 2) от нечистоты, связанной с актом деторождения и вообще с половою жизнью женщин и мужчин (гл. 12 и 15); 3) от нечистоты проказы (гл. 13–14), и 4) более всего от осквернения прикосновением к трупу человека или животного,–нечистоты смерти ( Лев.11:33, 19:11–22 ). «Потребность в ритуальном очищении для ветхозаветных людей создавалась сознанием ими своего греховного состояния, действия как в них самих, так и в окружающем мире последствий первородного греха... Законодатель, стремившийся направить жизнь еврейского народа по началам, указанным Творцом, дал ряд постановлений, посредством которых ограждалась жизнь общества Израилева от губительного действия греховной скверны и заразы. Но не удовольствовавшись одними этими постановлениями, имевшими значение чисто внешних, санитарных мероприятий, законодатель в то же время стремился указать на коренную причину внешней скверны и нечистоты, на действие первородного греха, и на внутреннюю необходимость устранения оной, а посему дал ряд постановлений ритуального характера, целью которых служило указать на необходимость внутренний борьбы со грехами и на потребность сверхъестественных средств для возрождения и очищения человека, другими словами, на потребность очистительной жертвы Сына Божия, имевшего сокрушить главу виновника грехопадения ( Быт.3:15 ) и греховной скверны, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

1Пар.12:15 . Иер.12:5, 49:19 ); летом же во многих местах его удобно можно переходить (сн. Пут. Нор. T. 3. стр. 104). По приближении к Мертвому морю, растительность исчезает; равнина проникается песчаной, глинистой и соляной влагой, и почва земли до того делается мягкой, что глубоко вязнет нога. Пред впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два устья, и в Мертвом море совершенно исчезает; но русло его и долина ель-Хор или Арава продолжается и за Мертвым морем, до самого Еланитского залива (Нор. стр. 104. Herz. VII. р. 10). – В Св. Писании часто говорится об Иордане. Во времена Авраама прекрасные окрестности Иордана избрал Лот в жилище себе ( Быт.13:10–11 ). Чрез Иордан с одним посохом перешел патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию, где Бог благословил его многочисленным семейством ( Быт.32:10 ). По завоевании восточных земель при Моисее, за Иорданом остались жить колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина, заняв завоеванные там земли ( Чис.32 гл. Нав.1:12–18, 22:1–10 ). По смерти Моисея, израильтяне совершили чудесный переход чрез Иордан против Иерихона и вступили в землю обетованную по ту сторону Иордана ( Нав.3, 4 гл.). Иордан составлял потом границу для колен, занявших земли на востоке, и границу между восточными и западными коленами израильскими вообще ( Нав.13:23, 27, 15:5, 16:1, 7, 18:12, 19:22, 33–34 ). Во времена Судей Аод ( Суд.3:28 ), Гедеон ( Суд.7 гл.) и Иеффай ( Суд.12 гл.) при Иордане одерживали победы свои над врагами Израиля: моавитянами, мадианитянами и другими ( Суд.3:28, 8:4 и д. Суд.12:5–6 ). Чрез Иордан Давид переходил с войском против сириян ( 2Цар.10:17 ), и после, во время бегства от Авессалома – в Маханаим ( 2Цар.17:22 ). При Иордане между Сокхофом и Цартаном находились плавильные горны Соломона, где выливались из меди разные вещи для храма Иерусалимского ( 2Пар.4:17 ). Чрез Иордан чудесно переходили посуху пророки Илия и Елисей, и здесь творили чудеса ( 4Цар.2:7–8, 14, 5:10–14, 6:2–4 ). В водах Иордана получил исцеление от проказы Нееман, военачальник сирийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Главы 12–19 – это угрожающие предсказания и предостережения и словом, и делом. Здесь темы – и падение Иерусалима, и Слово Господне дому Израилеву, лжепророки и лжепророчицы, которые во множестве восставали в то время, и идолопоклонство старейшин израилевых, и личная ответственность каждого перед Богом. «И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот. И если бы нашлись в ней три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души», – говорит Господь Бог» ( Иез. 14:12–14 ), т.е. важно, что если Господь посылает казнь, то, действительно нравственность народа дошла до крайнего предела. Гл. 15 говорит о неизбежности и необходимости наказания. Главы 20–24 – это последнее возвещение суда. Обратите внимание, что во всей книге тема наказания и тема описания мерзостей повторяются периодически. Если внимательно прочитать первые 10 глав, то становится все понятно. Дальше читать легче, т.к. темы повторяются. Главы (25–32) – темы предсказания о языческих народах. Это предсказание об аммонитянах, моавитянах, едомитянах и филистимлянах (гл.25). В гл. 26 говорится о царе Тир, царе Сидон (гл.28) и о египтянах, о тех народах, которые влияли на Израиль, и «благодаря» которым Израиль вступил на путь беззакония, взяв от них те самые мерзости, которые стал сам употреблять. Совершая свое служение, Иезекииль неустанно говорил о чудесном избавлении Израиля. И Дух Божий открыл перед ним страшную картину смерти и Он же показал, как оживают божественным произволением иссохшие костные останки. (Гл. 37,1–11 необходимо знать близко к тексту.) «Дух воскрешает, пусть рана была неисцелима, пусть Израиль стал подобно безжизненным костям, но для Бога нет невозможного, Его дыхание плодотворит и мертвых и отчаявшихся окрылевает надеждой» – говорит один богослов об этих костях. Как мы видим, пророки были врагами социальной неправды, тирании. Ограничивая права власть имущих и вводя в свое учение принцип равенства, Иезекииль последовал пути своих предшественников. Он очень хорошо знал, что одного этого недостаточно и поэтому основной акцент проповеди пророка делается на полной перемене целостной жизненной ориентации. Мы слышим от него призыв сделать духовную жизнь центром существа каждого человека. Это именно то, что потом мы услышим с вами в евангельском рассказе, когда евангелист Матфей говорит нам слова Христа «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все это приложится к вам». Отсюда связь между пророком и Новым Заветом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Прежние обитатели этого места, как выше сказано, были народ мирный и беспечный, спокойно занимавшийся своей торговлей; но отважные и предприимчивые данитяне, в числе 600, напав на них, истребили их и город их сожгли, и потом построили новый город, назвав его Даном, и здесь поселились ( Суд.18:27–29 ). Город этот был северным пределом земли обетованной. Противоположный ему город на юге Палестины, составлявши южную границу Иудеи от земли Филистимской, есть Вирсавия. Отсюда так часто встречаются выражения в Писании: «от Дана до Вирсавии», и «от Вирсавии до Дана» ( 1Цар.3:20 . 2Цар.7:10, 6:19, 17:11, 24:2 . 3Цар.4:25 . 1Пар.21:2 . 2Пар.30:5 ), чем обозначается вся земля Израильская. Касательно Дана должно заметить здесь, что иные отличают Дан, прежде бывший Лаис ( Суд.18:29 ), от Дана, упоминаемого во времена Авраама ( Быт.14:14 ) и Моисея ( Втор.34:1 ), разумея под именем последнего другой какой-то Дан, отличный от Дана близ Панеады и истоков Иордана, и именно разумея здесь Дан-Яав ( 2Цар.24:6 . сн. Keil и Del. на Быт. р. 150). Но нет достаточного основания, чтобы принимать здесь два различные города одного и того же имени. Указанные места Писания не дают на это права; правильно будучи понимаемы, они указывают на один и тот же город. Город этот находился на севере Палестины, в колене Неффалимовом, между Финикией и Сирией Дамасской, в долине, близ городов: Аина, Авел и Беф-Авена и Беф-Рехова (сн. Суд.18:27–28 . Быт.14:14–15 . Втор.34:1–2 . 3Цар.15:20 . 2Пар.16:4 ). И Флакий, и Иеровим признают один город Дан, который лежал недалеко от горы Ливана и истоков малого Иордана, на великой равнине Сидонской, близ Панеи, отождествляя его с Даном книги Бытия (Флав. Древн. Иуд. К. 1. гл. 10. § 1. К. 5. гл. 3. § 1. К. 8. гл. 8. § 4. сн. Евс. и Иер. Onom. Laisa). Местность эта, и во времена Авраама и Моисея, могла быть известна под именем Дана, потому что, по Флавию, один из истоков Иордава, близ Панеи, где полагается древний Лаис или Ласем, носил назвавшие Дана (Древ. К. 1, гл. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Но Господь, хранящий строгую правду в определении достоинств Им созданных существ, ревностно следит за чистотой совести человека, безошибочно видит все основы его действий и, по мере уклонения его воли от своего высокого назначения, посылает ему вразумляющие бедствия и лишения, как внешнее свидетельство умаления его нравственных сил и достоинств (против слов Иова, гл. 9, ст. 22–24). Ст. 12. Человек же инако обилует словесы (нежели Бог). Господь знает все и вполне, может всегда представить обильные доказательства виновности человека; а виновный против него безответен, не найдет даже и слов в свое оправдание (против Иова его же мысль, гл. 9, ст. 2–4, 19–20, 28 и 32). Человек не может быть безошибочен в суждении о своей жизни, так как он часто затрудняется раскрыть и доказать характер и значение даже одного только обыкновенного поступка. Как человек, мог ошибаться и мудрый Иов. Земный же (βροτς) рожденный от жены равен ослу пустынному. Для человека попятно, какое великое различие между ним и диким ослом. Но еще большее различие между человеком и его Творцом в знании и соблюдении разнообразных требований нравственного долга: человеком всегда более или менее управляют пристрастное самолюбие, обманчивая мечта и ошибочное своеволие, затмевающее сознание и тех немногих нравственных истин, какие доступны ему по природе. Поэтому и мудрый Иов, как человек, не должен надеяться на совершенное знание правды Божией и своей праведности (против слов: гл. 9, ст. 35 и 10, 1–2. Ср. гл. 6, ст. 5). Ст. 13–14. Верные и непременные условия оправдания и спасения человека, это чистота помыслов в молитве, чистота чувств при обстоятельствах деятельности и чистота воли в образе жизни. Иов свидетельствовал пред друзьями, что он всегда хранил чистоту души в отношении к Богу. Вероятно и Софар не осмеливается отрицать такого уверения своего друга, этой тайны его совести; по его мнению, Иов скорее мог нарушить свой долг в отношении своих ближних, незаметно для себя и для других, но небезведомо для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010