Но Господь, хранящий строгую правду в определении достоинств Им созданных существ, ревностно следит за чистотой совести человека, безошибочно видит все основы его действий и, по мере уклонения его воли от своего высокого назначения, посылает ему вразумляющие бедствия и лишения, как внешнее свидетельство умаления его нравственных сил и достоинств (против слов Иова, гл. 9, ст. 22–24). Ст. 12. Человек же инако обилует словесы (нежели Бог). Господь знает все и вполне, может всегда представить обильные доказательства виновности человека; а виновный против него безответен, не найдет даже и слов в свое оправдание (против Иова его же мысль, гл. 9, ст. 2–4, 19–20, 28 и 32). Человек не может быть безошибочен в суждении о своей жизни, так как он часто затрудняется раскрыть и доказать характер и значение даже одного только обыкновенного поступка. Как человек, мог ошибаться и мудрый Иов. Земный же (βροτς) рожденный от жены равен ослу пустынному. Для человека попятно, какое великое различие между ним и диким ослом. Но еще большее различие между человеком и его Творцом в знании и соблюдении разнообразных требований нравственного долга: человеком всегда более или менее управляют пристрастное самолюбие, обманчивая мечта и ошибочное своеволие, затмевающее сознание и тех немногих нравственных истин, какие доступны ему по природе. Поэтому и мудрый Иов, как человек, не должен надеяться на совершенное знание правды Божией и своей праведности (против слов: гл. 9, ст. 35 и 10, 1–2. Ср. гл. 6, ст. 5). Ст. 13–14. Верные и непременные условия оправдания и спасения человека, это чистота помыслов в молитве, чистота чувств при обстоятельствах деятельности и чистота воли в образе жизни. Иов свидетельствовал пред друзьями, что он всегда хранил чистоту души в отношении к Богу. Вероятно и Софар не осмеливается отрицать такого уверения своего друга, этой тайны его совести; по его мнению, Иов скорее мог нарушить свой долг в отношении своих ближних, незаметно для себя и для других, но небезведомо для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В ст. 10–16 пророк в ряде образов говорит о предстоящем бедствии. Пользуясь приемом игры слов, пророк называет при этом имена городов, которые пострадают от бедствия. Текст Мих.1:10–16 , по-видимому, сохранялся не в первоначальной чистоте и неодинаково читается в подлиннике и переводах. Поэтому смысл ст. 10–16 весьма неясен и обыкновенно устанавливается комментаторами только предположительно. В ст. 10-м пророк запрещает Иудее объявлять о постигшем их бедствии и даже плакать громко в филистимском городе Гефе, дабы не вызвать злорадство исконных врагов и тем усугубить бедствие. Вместо этого пророк приглашает народ предаться скорби и облечься в траур в Офре. «Офра» – город в Вениаминовым колене, вблизи Вефиля ( Нав 18.23 ; 1Цар 13.17 ), ныне деревня Таибе. Пророк называет из городов иудейских нменно Офру, для того, чтобы получилась игра слов leaphra aphar («в Орфе пеплом покроетесь»). У LXX и в слав. т. мысль ст. 10-го передается иначе: «иже в Гефе, не величайтеся, и Иенакимляне, не сограждайте из дому на посмеяние, перстию посыплите посмеяние ваше». Гл. ai thagidu (не возвещайте) LXX, предполагают, сопоставляли с nagid (князь) и потому перевели сл. μ μεγαλνεσθαι, не хвалитесь, не величайтесь. Иенакимляне, греч. οι Ενακεμ – потомки Енака ( Чис 13.34 ; Втор 9.2 ; Нав 14.15 ), занимавшие некогда южную часть Палестины, а затем филистимские города Газу, Геф, Азот ( Нав 11.22, 14.12 ; Суд.1:20 ; 1Цар 17.1 и др.). Появление имени Иенакимляне объясняют погрешностью в греч. тексте: (сер. bacho (от bachah плакать) было переведено LXX-ю сл. Εν Ακεμ (как в Алекс. списке и списках 23, 95, 145, 187), что последующими переписчиками исправлена было в Εν Βακεμ ( Суд.2:1–5 ), как читает блаж. Иероним (in Bachim), Сиро-гекз. и XII код., и потом в Ενακεμ, каковое чтение, находящееся во многих рукописях, принято было и елизаветинскими справщиками славянской Библии . На основании первоначального греч. чтения Εν Ακεμ или Εν Ακε новейшие комментаторы (Гоонакер) предлагают в теперешнем евр. тексте слово bacho считать собственным именем финикийского города Акко ( Суд.1:31 ): bacho al thibehu – не плачьте громко, ­­ не плачьте в Акко. Выражение слав. текста: «не сограждайте из дому на посмеяние» означает – не делайте из дома (Иуды) предмета насмешек. Сл. «не сограждайте» ( μ νοικοδομετε) явилось потому, что LXX гл. al-thibehu (не плачьте) прочитали как al-thibnu (от banah строить). Евр. bebeth leaphrah (в доме Офры) LXX поставили в зависимость от предшествующего гл. νοικοδομετε причем leaphra (Офра) приняли за производное от рааг (разевать рот в знак насмешки) или chapher (краснеть): отсюда получилось чтение слав. т. – « не сограждайте дому на посмеяние». Выражение «перстию посыплите посмеяние Ваше» получилось потому, что к последним словам ст. 10-го aphar hithphalaschitht LXX отвели и начало ст. 11-го ibri lachem (переселяйтесь себе), ошибочно связав ibri с chapher или рааг (краснеть, смеяться).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6:1–21 Обет назорейства был особым видом добровольного посвящения Богу. Мужчина или женщина давали этот обет на ограниченный период времени, в течение которого им запрещалось есть и пить все, что проходило стадию брожения, а также стричь волосы или брить бороду. В течение всего периода действия обета назореи должен был избегать любого соприкосновения с нечистотой (ст. 7). Если кто-либо внезапно умирал в присутствии человека, давшего обет назорейства, тому необходимо было совершить определенные жертвоприношения (ст. 10–12), остричь голову и вновь начать период назорейства (ст. 12). Иногда такой обет давался родителями от имени их детей ( 1Цар. 1,11 ). 6:22–27 В словах Ааронова благословения выражено желание Господа облечь Свой народ в Свое имя, ибо имя Господне эквивалентно Ему Самому. Глава 7 7:1–88 Ретроспективное обращение к событиям, происшедшим месяц назад. 7:1–9 Распределение волов и повозок между левитами «по роду служб их» (ст. 7). 7:10–88 Жертвы, принесенные начальниками колен для освящения жертвенника. 7 с крышки. Крышка ковчега названа еврейским словом, буквально означающим «искупление». В русском Синодальном переводе ВЗ это слово всегда переводится как «крышка». Оно упоминается в Пятикнижии двадцать пять раз и только один раз в более поздних книгах ( 1Пар. 28,11 в Синодальном переводе: «дом для ковчега»). Подробное описание крышки ковчега см. в Исх. 25,17–22 и ком. Глава 8 8:1–4 Аарон зажигает священные лампады. См. Исх. 25,31–39 . 8:5–14 Посвящение левитов происходило следующим образом: вначале они должны были очиститься (ст. 6, 7), затем принести жертвы (ст. 8) и после того как «сыны Израилевы возложат на них руки» (ст. 9, 10), они могли быть представлены «пред Господа» (ст. 11–14). 8:15–26 Левиты обязаны были выполнять работы в святилище под руководством священников. 8 вместо всех первенцев. См. 3,40–45. 8 от двадцати пяти лет. В гл. 4 левиты исчислялись от «тридцати до пятидесяти лет». Вероятно, этому сроку предшествовал пятилетний период ученичества для подготовки к служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Руф.2:18 .  Взяв это, она пошла в город, и свекровь ее увидела, что она набрала. И вынула [Руфь из пазухи своей] и дала ей то, что оставила, наевшись сама. Размер дневного сбора ячменя Руфи, вымолоченного ею в поле же, равнялся ефе, евр. epha, LXX: οιφι ( οιφει), Vulg.: ephi, слав.: «ифи»; мера эта, по Иудейской традиции (Midrasch, s. 42), равнялась трем сатам (Vulg. tres modii); по И. Флавию (Ant. VIII, 2, 9), 72 секстарам или 1 аттич. μετρητς. Руф.2:19 .  И сказала ей свекровь ее: где ты собирала сегодня и где работала? да будет благословен принявший тебя! [Руфь] объявила свекрови своей, у кого она работала, и сказала: человеку тому, у которого я сегодня работала, имя Вооз. Руф.2:20 .  И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых! И сказала ей Ноеминь: человек этот близок к нам; он из наших родственников. Руф.2:21 .  Руфь моавитянка сказала [свекрови своей]: он даже сказал мне: будь с моими служанками, доколе не докончат они жатвы моей. Руф.2:22 .  И сказала Ноеминь снохе своей Руфи: хорошо, дочь моя, что ты будешь ходить со служанками его, и не будут оскорблять тебя на другом поле. Обилие собранного Руфью хлеба (ст. 17), остатки обеда, ею принесенные (ст. 18), наконец, сообщение имени Вооза (ст. 19) – все это немедленно вытесняет из сердца благочестивой Ноемини прежнюю горечь ( Руф. 1:13, 20 ) и исторгает у нее слова благодарения Иегове и благословения Воозу (ст. 20); теперь же она сообщает Руфи о родстве Вооза. И дальнейшее сообщение Руфи о милостивом разрешении Вооза быть все время жатвы со слугами его (ст. 21) могло теперь же побудить Ноеминь подумать об устроении судьбы невестки (ср. Руф. 3:1 ). Руф.2:23 .  Так была она со служанками Воозовыми и подбирала [колосья], доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила у свекрови своей. В течение всей жатвы (ячменя и затем через недели 2–3 пшеницы), т.е. около 3-х месяцев (Midrasch, s. 44), Руфь работала на полях Вооза, живя у Ноемини. В Вульгате последние слова ст. 23, гл. 2: «vatteschev et – chamotag» ( «жила у свекрови») отнесены к ст. 1, гл. III, начинающейся в Вульгате: «postquam autem reversa est ad soream suam».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга Товита говорит против этого предположения: «предстоящий» Богу Ангел Рафаил посылается Богом на землю для целей спасения людей. В общее понятие «предстояния» или служения ангелов Богу входят, само собою, и возношение ангелами молитв людей пред Бога, ст. 12: ходатайство ангелов пред Богом за людей предполагается и в ветхозаветной библейской ангелологии (см., напр., Uob. V:1, XXXIII:23 ; Зax. I:12 ), и – особенно в Новом Завете, – в классическом месте Апокалипсиса гл. VIII, ст. 2–4. Поэтому и чтение ст. 15 в принятом греч. тексте («которые возносят молитвы святых»), хотя и является сравнительно менее текстуально засвидетельствованным, но имеет всю силу внутренней достоверности (ср. у А. Глаголева , Ветхозав. библ. учение об ангелах: с. 269, 274–275). Что касается семеричного числа предстоящих Богу ангелов, – о чем говорит книга Товита (XII:15), – то в ветхозаветной канонической письменности до времени плена нет ясных свидетельств о семи именно ангелах. Но в книге пророка Иезекииля ( Ueз.IX:1–2 ) выступают семь мужей-карателей, видимо, ангелы (ср. Зax. IV:10 ), а в Апокалипсисе не раз говорится о семи духах или ангелах, стоящих пред престолом Божьим ( Откр. 1:4, 4:5, 8:2, 6 ). При этом и кн. Товита и кн. Апокалипсис представляют этих семь ангелов высшими, т.е. архангелами. Таким образом, в существенных своих чертах ангелология кн. Товита совпадает с библейскою ангелологией вообще (ср. у проф. Дроздова, с. 368 и д. у А. Глаголева , с. 408–409). Тов.12:16 Тогда оба смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе. Тов.12:17 Но он сказал им: не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек. Тов.12:18 Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек. Тов.12:19 Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил,– только взорам вашим представлялось это. 16–19 . Описание впечатления, произведенного откровением Ангела на Товию и Товита, вполне аналогично с другими библейскими сказаниями о том, как принимали библейские лица явления ангелов (напр., Cyд. VI:22 ). Но здесь лишь рельефнее оттеняется (ст. 19), что ангелы, хотя при своих явлениях людям и действовали подобно людям, образ которых они принимали, однако вкушение ими пищи было лишь кажущимся действием, не сопровождавшимся превращением пищи и питья в кровь – существенным процессом питания. (Слова Ангела ст. 19 Гуго Гроций перифразирует так: non vertebantur cibi et potus in meam substantiam). Тов.12:20 Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу. Тов.12:21 И встали они и более уже не видели его. Тов.12:22 И стали рассказывать о великих и чудных делах Божиих, и как явился им Ангел Господень. 20–22 . По заповеди Ангела Товит и Товия и устно исповедывали великие дела Божии, совершившиеся на них, и письменно закрепили эти события в славу Божию и на пользу ближних своих и потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так и премудрый Иов, сознающий, что даже самая жизнь человека дается, сохраняется и прекращается Богом (гл. 10, ст. 8, 12 и 21, 22). Ст. 9. Не должае ли меры земныя ( μακρτερα μτρων γς ’επστασαι), или широты морския (т. е. твое знание). Наблюдение и знание человека ограничено и бессильно не только в пространствах неба и ада, но и на поверхности земли и моря. С давних времен человек был знаком с более или менее обширным пространством земной поверхности, знал более или менее отдаленные пределы морей; однако он не знал, как поддерживает свое существование мир бесконечно разнообразных растений и животных, как размножается и живет царство неисчислимых существ, населяющих необъятные глубины морей. Все это обнимает только мысль премудрого Промыслителя (против Иова его же убеждение, 9, 1–16). Ст. 10. Аще же превратит вся, кто речет ему: что сотворил еси. Если человек не знает всех оснований, законов и целей всеобщего и своего личного бытия, то он не может судить и основательно доказывать, справедливо поступает Господь в отношении к своему рабу или нет, если лишает его земного благополучия, разрушает дом, губит семейство и уничтожает здоровье. Он создал человека по своим непостижимым намерениям, Он же имеет право опять обратить его в ничто (ср. гл. 10, ст. 9). Ст. 11. Той бо (Господь) весть дела беззаконных. Человек тем менее может доказать свою праведность пред Богом, что многое в прошедшем естественно забывает, а в настоящем не замечает и в будущем не предвидит всех различных следствий своих действий, вообще никогда вполне не сознает, кому и как и сколько он делает неприятностей. Только Господь, положивший законы и цели всякой жизни на небе и во аде, вполне знает все, даже сокровенные во глубине сердца, основы действий преступников Его святой воли. Видев же нелепая (τοπον), не презрит. Смешивая естественное с нравственным, обыкновенное с законным, человек не редко допускает мысли и действия, несовместные с его возвышенно-благородной природой: не имея полных, прямых и точных указаний, обличающих его поведение и руководящих его совестью, он в заблуждении может признать себя праведным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

5–10); муж, беспокоемый ревностью и подозрением жены своей в неверности, пусть приведет жену свою к скинии, и священник, совершивший обряды жертвенного хлебного приношения о грехе и обряды заклятия, даст подозреваемой жене выпить «горькую воду», наводящую проклятие, – и виновная жена сделается больною, а невинная останется здоровою (ст. 11–31); для желающих освящать себя особенными подвигами благочестия даны законы об обете назорейства (гл.6:1–21), а для привлечения охраняющей благодати на всех сынов Израилевых дан закон о свяшенническом благословении именем Божиим при ежедневном богослужении (ст. 22–27). в) В-третьих, в этой части книги содержится описание последних событий религиозного характера у Синая и последних распоряжений при отходе от Синая (гл.7–10:10). – Описываемые здесь события случились ранее описанного выше исчисления народа и Левитов (гл. I–IV), именно в первом месяце второго года по исходе из Египта. По освящении Моисеем скинии князья двенадцати колен представили приношение свое пред Господа, состоящее из шести крытых повозок с двенадцатью волами, по одной повозке от двух князей и по волу от каждого. По повелению Господа, две повозки отданы были потом Левитам племени Гирсонова, а четыре повозки Левитам племени Мерарина для перевозки тяжелых вещей скинии (7:1–9). Кроме того, в самый день освящения скинии, именно в первый день первого месяца ( Исх.40:2 и дал.), эти князья колен представили «на обновление алтаря» дары свои: по одному серебряному блюду, по одной серебряной чаше, наполненной мукою с елеем, по одной золотой кадильнице, наполненной курением; по одному тельцу, овну и однолетнему агнцу во всесожжение, по одному козлу в жертву за грех и по два вола, по пяти овнов, по пяти козлов и по пяти однолетних агнцев – в мирную жертву. По повелению Господа, эти дары приносились в течение двенадцати дней; «по одному начальнику в день приносили они дары свои» (7:10–89). В тринадцатый день этого месяца совершилось посвящение Левитов на служение при скинии (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Согласно действующим узаконениям, раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость, с тем, чтобы общий наружный вид исправляемого или возобновляемого строения не был изменен. На производство этих работ, предварительно приступа к оным, испрашивается каждый раз разрешение Губернатора или Начальника области. В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра Внутренних Дел, обращать для общественного богомоления, существующие строения. При этом наблюдается, чтобы как, обращаемым в молитвенные, существующим зданиям, так и исправляемым и возобновляемым раскольническим часовням и молитвенным домам, не: : придавалось внешнего вида православного храма и чтобы при них не имелось наружных колоколов (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 48 п. п. 1 и 3). Устройство монастырей и скитов раскольникам воспрещено (Уст, о пред. и прес, прест. ст. 47 и п. 2 ст. 48). Нарушение настоящего закона о раскольнических молитвенных зданиях карается следующим постановлением нового Уголовного Уложения. «Лица виновные 1) в постройке нового раскольнического молитвенного дома или в обращении существующего строения в такой молитвенный дом; 2) в перестройке раскольнического молитвенного дома, с изменением общего его наружного вида, и 3) в исправлении или возобновлении приходящего в ветхость раскольнического молитвенного дома, если сии деяния учинены без надлежащего разрешения, наказываются арестом или денежною пенею не свыше пятисот рублей. Если же виновным устроены раскольнический скит или иное сего рода обиталище, то он наказывается: заключением в тюрьме (ст. 380 нового Уложения). Сооруженный, без надлежащего разрешения, молитвенный дом, в случаях, предусмотренных 380 ст. Улож. (ч. I), может быть сохранен, по воспоследовании надлежащего на то разрешения (ст. 381 Улож.). Законы о преступлениях против религии : Извлечение из Высочайше утвержденного 22 марта 1903 года «Уголовного Уложения» Гл. II: .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Безводные летом, они обманывают ожидающих встретить в них воду караваны (евр., выражения «архот» и «галикот», переведенные «дороги», «пути», означают «поезд путешественников», «караван») Савеян (см. толков. 15 ст. 1 гл.) и Фемы (потомки Измаила от сына этого имени, жившие в Аравии и торговавшие с Египтом) ( Быт 25.15, 37.25 ; Ис 21.14 ). Иов.6:21 .  Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались. Так точно в ничто обратилась дружба прежних друзей: при виде пораженного страшною болезнью Иова они испугались, признали в нем грешника ( Иов 18.10 ), положение которого не может вызывать сочувствия. Иов.6:22 .  Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня; Иов.6:23 .  и избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня? Иов ничем не вызвал подобной перемены в отношении к себе друзей: он не требовал и не требует от них какой-нибудь жертвы, полагающей конец дружбе ( Притч 25.17 ). Иов.6:24 .  Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил. Иов.6:25 .  Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Иов.6:26 .  Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Иов.6:27 .  Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. Не правы друзья, изменив чувствам дружбы, не правы они и в роли обвинителей Иова. Иов согласился бы с друзьями, если бы они указали действительные погрешности в его речах и словах. Он замолчал бы пред правдою (ст. 24–25). Но ведь друзья порицают слова, принадлежащие ветру, слова отчаявшегося (точный перевод ст. 26 будет такой: «порицать ли слова вы думаете? Но ветру принадлежат слова отчаявшегося»), т. е. думают доказать его виновность нечаянно вырвавшимися в состоянии отчаяния, горячности словами, преувеличенность которых очевидна. Основываясь только на таких выражениях, друзья относятся к Иову, как безжалостные кредиторы к юному сироте, наследнику их должника ( «нападаете на сироту» – ст. 27, точнее: «бросаете жребий касательно сироты»); они готовы даже продать его (евр. «тикру», переводимое «роете яму», происходит от глагола «кара», означающего и «покупать» – Втор 2.6 ; Ос 3.2 . Уподобление друзей купцам во второй части ст. 27 вполне соответствует уподоблению их кредиторам в первой). Иов.6:28 .  Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим? Слова Иова полны горячности, но они, безусловно, справедливы. Иов.6:29 .  Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотрите, – правда моя. Иов.6:30 .  Есть ли на языке моем неправда? Неужели гортань моя не может различить горечи? Уверенный в своей правоте, вполне способный отличить ложь от истины (ст. 30), Иов требует, чтобы друзья «пересмотрели» – изменили свое отношение к нему. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Дубы» в Васане (заиорданская область) отличались своей крепостью. «Башни» строили для наблюдения за приближением вражеских войск цари Озия и Иоафам; они же возводили стены Иерусалима ( 2Пар.26:9 ; 2Пар.27:3 ). «Корабли Фарсисские» – это большие морские суда, на которых можно было ездить в Фарсис (финикийская колония в Испании) и в другие отдаленные страны ( 3Цар.9:26–28 ). «Украшение» кораблей – дорогие вещи, которые доставлялись на кораблях в Палестину ( 3Цар.10:22 ). Озия, как известно ( 4Цар.14:22 ), завладел эланитской гаванью Чермного моря, которая потом при Ахазе опять была утрачена иудеями ( 4Цар.16:6 ). Ис.2:17 . И падет величие человеческое, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день, Ис.2:18 . и идолы совсем исчезнут. Ис.2:19 . И войдут люди в рас­селины скал и в про­пасти земли от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ис.2:20 . В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных сво­их идолов и золотых сво­их идолов, которых сделал себе для по­кло­не­ния им, Ис.2:21 . чтобы войти в ущелья скал и в рас­селины гор от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Иудеи перестанут надеяться на помощь своих идолов и забросят их, или упрячут в темные норы, где живут нечистые кроты да летучие мыши (ср. Ам.4:3 ). Ис.2:22 . Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? Нечего иудеям надеяться и на сильных людей, которые могут быстро потерять свою жизнь (или дыхание), как скоро Господь решит отнять у них эту жизнь. По мнению библеистов гл. 2–4 принадлежат к первым годам служения Исаии, потому что в них отражается именно характер этого времени. Вторая глава, представляет собой цельную и независимую пророческую речь (ее следовало бы начинать с 28 ст. 1-й гл.). Положение вещей, изображаемое с 6-го ст. 2-й гл., как нельзя лучше соответствует благополучному времени последних лет Озии, и большая часть толкователей относят эту речь к 740-му г. (год смерти царя Озии).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010