Апокалипсиса в приложении к идолопоклонствующей Римской империи и к антихристу Толкование на 13 и 17 главы в приложении к антихристу (Апок. 13:1–12; 17:8–14) Почему антихрист и его лжепророк называются зверями? О событиях, имеющих произойти при явлении антихриста (к гл.13) Об антихристе (Апок. 13:11–18) Примечание к слову св.Ипполита об антихристе Свод святоотеческих мнений о продолжительности царствования антихриста (Апок. 11:2; 12:6,14; 13:5) Число имени зверя, или антихриста (Апок. 13:18) Мнение св.Иринея об имени антихриста Об имени антихриста Н.Виноградов. «О конечных судьбах мира и человека» Символическое значение апокалипсических чисел и числа 666 Числовое имя зверя из моря (Апок. 13:18) Опровержение лжеучения раскольников об имени и печати антихриста (Апок. 13:11–18) Библиографический указатель к 13-й главе Глава 14. Анализ и объяснение 14 главы. Состояние истинной Церкви Христовой и брань ее со зверем Толкование на ст. 8. Ложная мудрость – вино любодеяния Третье видение Библиографический указатель к 14-й главе Главы 15 и 16 Анализ и объяснение 15–16 гл. Суд Божий над врагами Церкви эмблемою семи фиалов Библиографический указатель к 15-й и 16-й главам Главы 17 и 18 Толкование на 17 и 18 главы Апокалипсиса. Вавилон, великая любодеица Характеристика неверной части человечества в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова (гл.17–18) Суд над Церковью и земными царствами. Явление Господа на облаках небесных (гл.17–19) Анализ 18-й главы (о разрушении духовного Вавилона) Глава 19 Анализ и объяснение 19-й главы (о погибели зверя) Царь царствующих и Господь господствующих Библиографический указатель к 17-й, 18-й и 19-й главам Глава 20 О том, что сатана связан с распятия Христова до конца и о тысяче лет (20:1–3) О престолах, уготованных для сохранивших исповедание Христово неизменным Что есть первое воскресение и что вторая смерть О Гоге и Магоге О Седящем на престоле и общем воскресении и Суде Связание сатаны (20:1–3) Ложность учения хилиастов Тысячелетнее царствование Господа нашего Иисуса Христа на земле (20:4) Мнение о тысячелетнем царствовании Иисуса Христа со святыми Что должно разуметь под воскресением первым и под смертию второю (ст.4–6)? Война Гога и Магога (20:7) Смерть вторая и вечность мучений представителей и последователей зла в будущем (20:14) Библиографический указатель к 20-й главе Глава 21 О новом небе и земле и вышнем Иерусалиме О том, что сказал Седящий на престоле Об ангеле, показывающем город святых и измеряющем стену его с вратами Что будет с землею? (21:1) Новый Иерусалим (21– 22:5) О новом Иерусалиме Глава 22 О чистой реке, казавшейся исходящею от престола О том, что Церковь и в ней Дух ожидают славного явления Христова, и о клятве, которой подвергаются повреждающие книгу сию (22– 21:12) Будущее блаженное состояние праведников (22:1–2,4–5) Ей, гряду скоро: аминь (22:20) Библиографический указатель к 21-й и 22-й главам Аннотация

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Имя Г. содержится в заглавии 2 сочинений, каждое сохранилось в единственном списке XV в. и только в слав. версии (греч. традиция текстов неизвестна). Надписанный его именем (и дошедший, вероятно, не в первоначальном виде) полемический трактат «Стязание с латиною» основан гл. обр. (за исключением последней главы) на послании К-польского патриарха Михаила I Кирулария Антиохийскому патриарху Петру III и на сочинении непосредственного предшественника Г. на Киевской кафедре митр. Ефрема . Трактат состоит из исторического введения (повествующего об основании христ. царства при равноап. имп. Константине I Великом , о расцвете веры, о перенесении столицы в К-поль, о согласии, царившем в Церкви до VII Вселенского Собора, об отпадении Рима от Православия, когда город захватили «немцы») и 27 глав, в к-рых изложены обвинения в адрес католиков, выраженные в резкой форме (в заглавии «Стязания» фигурируют 70 «вин» латинян): употребление опресноков и хранение евхаристических хлебов в храмах (Главы 1, 3, 7, 26), бритье бород клириками и монахами (Гл. 2), отступление в молитвенной и обрядовой практике от богослужения древней Церкви, гл. обр. в отношении «Филиокве» (Главы 4-6, 25), запрет священнослужителям вступать в брак при попустительстве клиру и епископату в блудном сожительстве (Главы 8, 12), дозволение вдовцам жениться на сестрах покойных жен (Гл. 9), ношение епископами перстня в знак мистического брака с Церковью (Гл. 10), участие епископов и клириков в военных действиях (Гл. 11), пост по субботам и иные особенности в соблюдении постов в сочетании с употреблением в пищу удавленины, мяса нечистых животных и разрешением монахам есть мясо (Главы 13-19, 27), непочитание святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, уклонения в совершении таинства Крещения (единократное погружение, крещальная формула, посыпание младенца солью, наречение имени родителями), указывающие на иудейские и еретические (арианские и савелианские) заблуждения (Главы 23-24), непочитание мощей и икон (Главы 23-24).

http://pravenc.ru/text/164237.html

Четыре животных. 24 старца. Число 12 в Апокалипсисе Агнец Печати Религиозно-историческое истолкование 12 главы Апокалипсиса Зверь II. Канонический Апокалипсис и иудейская псевдэпиграфическая апокалиптика Двойственность в позднейшей иудейской религии: связь с национальностью и наклонность к универсализму и одухотворению Двойственность в иудейской апокалиптике Происхождение апокалиптики Мнение Boussem’a Теория об ессейском происхождении апокалиптики О круге, из которого произошла апокалиртика О руководящем начале апокалиптического писательства Неудовлетворительность классификации, ставящей новозаветный Апокалипсис в один ряд с произведениями иудейской апокалиптики О двух признаках, выделяющих первый из ряда иудейских апокалипсисов Отличие новозаветного Апокалипсиса от иудейской апокалиптики со стороны идейного содержания Учение иудейской апокалиптики А. О личности Мессии Б. Мессианское дело и мессианское царство по учению иудейской апокалиптики. Междуцарствие (хилиазм). Эсхатология В. Иудейский антимессия Г. Ангелология и демонология Новозаветный Апокалипсис в его отношении к вышеизложенным пунктам учения иудейской апокалиптики А. О лице Христа Б. О деле Христа В. О Царстве Христа Г. Антихрист Д. Ангелология и демонология Опыты объяснения 11 главы Апокалипсиса с иудейской точки зрения Иудейское толкование 12 главы Апокалипсиса О попытках Vischer’a реконструировать первоначальный иудейский апокалипсис Факт одинакового языкового характера Апокалипсиса и гипотеза перевода его с еврейского О литературном соприкосновении между новозаветным Апокалипсисом и иудейской псевдэпиграфической апокалиптикой Отношение Апокалипсиса к преданию синагоги Тезисы изложенной части второго отдела III. О читателях Апокалипсиса св. Апостола Иоанна Отдел III. О составе Апокалипсиса Пролог (гл. 1–3) Первая часть эсхатологического созерцания (гл. 4–8:1) 4 глава 5 глава 6 глава Главы 7–8:1 Вторая часть эсхатологического созерцания (гл. 8:2–11) 8–9 главы 10–11 главы Третья часть эсхатологического созерцания (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Глава 1-я обыкновенно не возбуждает у исследователей книги сомнений в подлинности. Действительно, в ней прямо выражена основная мысль пророка Исаии: «Сион спасется правдою» (27 ст.); некоторые выражения 1-й главы составляют характерную особенность всей книги пр. Исаии, напр.: «если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка»; затем изображение «опустошения земли», образ «дуба, которого лист опал», «сада, в котором нет воды» весьма сильно напоминают конец VI главы, – место в книге пророка Исаии, столь важное при суждении об ее единстве. Помещение главы в начале книги вполне понятно, если признается вводный характер главы. Наконец, изображение бедствий страны в 7–8 ст., религиозно-нравственного состояния народа иудейского вполне соответствуют времени Езекии, к которому глава относится, судя по 1 стиху ее. Однако дать более обстоятельное суждение о первой главе удобнее уже по ознакомлении со всею книгой, так как эта глава не могла быть первою по времени происхождения и приближается по характеру своему к отделам позднейшим, с которыми и должна быть сравниваема. Главы 2–4 Действительное начало пророчества Исаии, а также, по всей вероятности, и первое по времени явление книжного свитка, заключавшего запись устной проповеди Исаии, относится еще к царствованию Озии (1:1): в это именно время, вероятно, написаны отделы 2–4 гл., 5 глава; 6 глава (см. 1-й стих 6-й главы). – «Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, об Иудее и об Иерусалиме» (2:1), – так начал впервые Исаия запись своих пророчеств в книгу. «И будет в последние дни, гора дома Господня», т. е. Церковь , которая во дни Исаии сосредоточивалась на «горе» Сион, имевшей на себе храм, – «будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами» (ср. Пс.67:16–20 ). ее величие будет состоять в том, что «от Сиона выйдет закон, и из Иерусалима – слово Господне», и в том, что к горе дома Господня «потекут все народы», чтобы «научиться путям Господним». «И будет Господь судить народы», и они «не будут более учиться воевать», но «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы» (2–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

4, 42–44 Явление сердцеведения в избрании учеников (или: ответ некоторым – книжнику и двум ученикам – в их просьбах) 8, 18–22 9, 37–62 Укрощение бури (на море Галилейском) 8, 24–27 4, 35–41 8, 22–23 Изгнание легиона нечистых духов (в стране Гадаринской) 8, 28–34 5, 1–20 8, 26–39 Исцеление расслабленного жилами (по возвращении в Капернаум) 5, 21. 2, 1–12 8, 40. 5, 17–26 Призвание к апостольству Матфея (на пути из Капернаума к морю); обращение Спасителя с грешниками, и ответ о посте 9, 9–17 2, 13–22 5, 27–39 Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира 9, 18–26 5, 21–23 8, 44–56 Исцеление двух слепцов и бесноватого (опять в Капернауме) 9, 27–34 В. Дела Христовы от второй Пасхи до третьей Вторая Пасха. Исцеление тридцативосьмилетнего расслабленного при Овчей купели 5, 1–17 Защищение учеников, срывавших колосья в субботу (на обратном пути из Иерусалима в Галилею) 12, 1–8 2, 23–28 Исцеление сухорукого (в следующую субботу) и многих больных 12, 9–21 3, 1–12 6, 6–11 Избрание двенадцати Апостолов 4, 23–25 3, 13–19 6, 12–19 5, 1–48 6, 2–34, 7, 1–29 (12:34–35) 9, 50 (11 25–26) 6, 20–49 11, 1–4, 9–13, 33–38, 12, 22–34, 57–59, 14, 34–35, 16, 13. 17. 18 Исцеление прокаженного 1, 40–45 5, 12–16 Исцеление раба сотникова (в Капернауме) 8, 5–13 7, 1–10 Воскрешение сына вдовы Наинской 7, 11–17 Свидетельство Господне об Иоанне Крестителе, при отшествии посланных от него 11, 2–30 7, 18–35 10, 13–15 Принятие кающейся грешницы 7, 36–50 Исцеление бесноватого слепонемого, изобличение хулы против Духа Святого, и похвала слушающим слово Божие 12, 22–45 46–50 3, 20–30 31–35 11, 14–35 8, 19–21 Притчи: о сеятеле, о семени, о плевелах, и иныя 13, 1–52 4, 1–34 8, 4–18 13, 18–21 Проповедь в синагоге Назаретской 13, 53–58 4, 16–30 Получение вести об усекновении главы Иоанна Крестителя 14, 6–12 6, 21–20 9, 35–38 10, 1–2, 11, 1 6, 6–13 8, 1–3 9, 1–6 Удаление Иисуса Христа – из области Иродовой (Галилеи), с возвратившимися Апостолами, в пустыню, и насыщение в ней пятью хлебами 5000 мужей 14, 1–2 13–21

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62 (или только из главы 19, зачала 60–62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем поется 15-й антифон утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе…». Далее следует сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» , затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…», и иерей коленопреклоненно читает молитву ко Господу Иисусу распятому (из акафиста) . Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава: Крестителю Христов…», «И ныне: Молите за ны…» с поклонами, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный. После пения антифона «Днесь висит на Древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 6-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й – 3, и прп. Феофилакта, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недуговавшую, Пресвятая, люте...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-21/

Регулярное же, ничем не стесняемое чтение воскресных евангелий начинается с первой недели (воскресенья) по Пятидесятнице — т. е. со Дня Всех святых. В этот день мы слышим первое воскресное евангелие, на следующей неделе — второе, и так далее, до последнего — одиннадцатого. После этого цикл возобновляется. Так продолжается даже во время Великого поста — вплоть до воскресенья, предшествующего Входу Господню в Иерусалим  — 6-го воскресенья Великого поста. Воскресное евангельское чтение на утрене может быть отменено лишь в том случае, если с воскресеньем совпадает двунадесятый праздник — так будет в 2014 году в день Богоявления. Итак, какие же именно евангельские сюжеты мы слышим по воскресеньям? 1) Мф 28:16–20 (зач. 116) — Христос отправляет учеников на проповедь; 2) Мк 16:1–8 (зач. 70) — ученицам является ангел; 3) Мк 16:9–20 (зач. 71) — краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, вознесение; 4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) — ученицам является ангел; Петр прибегает к пустой гробнице; 5) Лк 24:12–35 (зач. 113) — Христос является Луке и Клеопе, идущим в Эммаус; 6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) — явление Христа ученикам и вознесение; 7) Ин 20:1–10 (зач. 63) — ученицы и ученики приходят к гробнице Учителя; 8) Ин 20:11–18 (зач. 64) — явление Христа Магдалине; 9) Ин 20:19–31 (зач. 65) — неверие и вера Фомы; 10) Ин 21:1–14 (зач. 66) — чудесный улов рыбы; 11) Ин 21:15–25 (зач. 67) — диалог Иисуса и Петра; предсказание о судьбе Иоанна. Как видим, на Евангелие от Матфея приходится лишь один фрагмент, на Евангелие от Марка — два, на Евангелие от Луки — три, на Евангелие от Иоанна — остальные пять. Такая диспропорция почти целиком объясняется вполне естественными причинами: у Иоанна событиям после Воскресения отведено две главы против одной у прочих евангелистов; у Луки в 24-й главе действительно выделяется три эпизода; у Марка последняя глава очевидным образом распадается именно на две части (причем не только сюжетно, но и с точки зрения текстологии). Но вот с Матфеем картина несколько сложнее. То, что мы читаем в качестве первого воскресного евангелия, — это всего лишь пять стихов в самом конце 28-й главы. Но ведь первые 15 стихов этой главы образуют еще два эпизода (стт. 1–8, 9–15) вполне праздничного содержания — почему же их не включили в число воскресных евангельских чтений? Неужто только для того, чтобы соблюсти верность числу 11? Отчасти, несомненно, по этой причине. Но эти 15 стихов отнюдь не обижены: они (впрочем, и концовка 28-й главы также) читаются на самой торжественной службе всего церковного года. Мы знаем ее как литургию свт. Василия Великого в день Великой субботы . Эта служба, которая по уставу должна совершаться вечером (а вовсе не утром, как у нас заведено, — чтобы потом весь день можно было освящать куличи), по сути дела, первая литургия Пасхи. И вот на этой службе мы впервые после Страстной седмицы слышим весть о Воскресении Христа.

http://pravmir.ru/evangelskie-chteniya-n...

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема…». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию…». Подробное изложение порядка изобразительных см. 22 февраля (окончание изобразительных см. 24 февраля). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 24 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 22 февраля. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 24 февраля. Примечание. На субботу, 27 февраля, переносится со среды, 24 февраля, празднование Первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи (см. Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы) . Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов». На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приидите, вернии…» (дважды), стихиры Предтечи – 4 (см. в Минее 24 февраля), и стихиры вмч. Феодора Тирона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосуда употребив враг…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услышит тя Господь в день печали»; стих: «Защитит тя имя Бога Иаковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознесися, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Предтечи (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-11/

б) В начале 23-й главы находим указание о том, что в день Господень (то есть в воскресенье) должны быть предлагаемы за литургией «четыре хлеба во образ Евангелия». Как известно, вопрос о каноническом достоинстве и неприкосновенности 4-х Евангелий, этого «столпа и утверждения Церкви» (по выражению св. Иринея), сильно занимал во 2-й половине II века восточных, в том числе и антиохийских, отцов и учителей Церкви. К их числу относится и упомянутый св. Феофил, еп. Антиохийский, который, согласно свидетельству блаж.Иеронима, составил свод или гармонию четырех евангелистов с объяснением текста не порознь, а в совокупности 6[ 6] . Можно предположить, что любимая и часто подчеркиваемая богословская мысль нашла свое отражение и в литургической практике. Таким образом, параллель между богословскими идеями (Τρις, Четвероевангелие) и литургическими формами (3 хлеба в субботу «в знак Святой Троицы» и 4 хлеба в воскресенье «во образ Евангелия») может быть и не случайна. в) Антиохийскую традицию видим также и в эпиклезисе литургии «Завещания». Здесь имя Господа Иисуса Христа (как Искупителя) предшествует имени Бога Отца. Эта догматическая особенность наблюдается в творениях св. Игнатия Богоносца 7[ 7] . 2. Краткое описание литургии «Завещания». Ее важнейшие особенности Самая древняя запись литургийных молитв находится в «Διδαχ ων δδεκα ποστλων» (IX и Χ главы) – памятнике конца I или начала II века. Тщательное изучение ее показывает, что собственно евхаристической молитвой должна считаться лишь молитва X главы, начинающаяся словами: «Благодарим Тебя, Отец Святый, за Твое святое имя...». Молитвы же IX главы относятся к агапе, или вечери любви, завершением которой являлась Евхаристия. Евхаристическая молитва «Дидахи» является весьма краткой и не содержит в себе ни слов установления таинства, ни эпиклезиса, ни даже исторической части с воспоминанием страданий и смерти Спасителя. Это обстоятельство и служит причиной того, что некоторые ученые не признают молитв IX и X глав «Дидахи» молитвами евхаристическими в собственном смысле слова 8[ 8] .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Только 4 М. переходят в категорию осмогласников: славники Сретению Господню «На херувимехо седяи/Иже на херувимех носимый», Успению Богородицы «Богоначальным мановением», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господи» и Усекновению главы Иоанна Предтечи «Днесь безаконообразеная мати». Остальные осмогласники и четверогласники были распеты заново. Первый четверогласник - славник Успению Богородицы «Придете празднолюбных собор» - впервые встречается в рукописях кон. XV - нач. XVI в., к нач. XVII в. их известно уже 4, к середине столетия - 12. Четверогласники находятся в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники, Обиход. У большинства из них порядок гласов 5, 6, 7, 8, пять из них созданы по образцу славника свт. Николаю Мирликийскому «Вострубим трубою песнеи» и имеют тот же инципит. В единичных случаях четверогласники распеты на нечетные гласы (тропарь «Днесь спасение» - на гласы 1, 3, 5, 7, славник св. Василию Блаженному «Придете рустии собори» - на гласы 5, 7, 3, 1 и богородичен «Достойно есть») или на четные гласы (тропарь «Воскрес из гроба» и «Достойно есть»). Наибольшее количество четверогласников наблюдается в рукописях РГАДА. Ф. 381. 319 и РГБ. Ф. 379. 64-66. Лишь немногие песнопения сохранили нерегулярную смену гласов внутри текста, и только в одном случае использован термин «троегласен» (ипакои по 3-й песни пасхального канона «Предвариша утро яже с Мариею» в ркп. РНБ Погод. 424. Л. 429 - гласы 4, 5, 6). В XVI в. М. встречаются редко, в большинстве случаев те же тексты не имели гласовых обозначений. Однако традиция не была забыта. Примером может служить рукопись РНБ. Q.I.184, известная своей архаичностью. В ней записаны М. Усекновению главы Иоанна Предтечи «О дивное чюдо как глава носима на блюде» (Л. 192, гласы 8, 2, 8) и чина нощи Великого пятка «Тебе одеющагося светом яко ризою» (Л. 273 об., гласы 5, 4, 1), зафиксированные ранее соответственно в Стихираре XII в. БАН 34.7.6 (Л. 198) и в рукописи XV в. РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 277 об.) с тем же порядком гласов. В кон. XVI - нач. XVII в. М. вновь появляются в певч. книгах. Смены гласов уже не варьируются от списка к списку; напр., стихира святым Константину и Елене (21 мая) «Свете пресветелыи» содержит смену гласа с 5-го на 1-й (РНБ. Q.I.512. Л. 546; Кир.-Бел. 586/843. Л. 576; 665/922. Л. 290 об.). Некоторые песнопения сохраняют традиц. порядок, установившийся в предшествующий период. Напр., стихира на Воздвижение Креста «Глас пророка твоего Моисея» в рукописях сер. XV в. РНБ Кир.-Бел. 637/894 (Л. 6) и 1-й пол. XVII в. РНБ. Кир.-Бел. 593/850 (Л. 60) имеет один порядок гласов: 8-й глас сменяется 4-м. Однако встречается и другая практика. В стихире Рождеству Богородицы «Неплоды бесчадена Анна» порядок гласов нестабилен: в рукописи РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (Л. 3 об.) - 4, 4, 2, в рукописи XV в. РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 - 4, 2, 4, 2, 4, а в РНБ Кир.-Бел. 593/850 (Л. 589) - 4, 5. В некоторых списках гласовые обозначения могут отсутствовать притом, что крюковая строка остается неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010