И вот, в это время распада, разделения и вражды — единственной силой, которая была в состоянии обуздать притеснителей, охранить слабых, выступить с нравственными требованиями и высокими идеалами против развращенного себялюбия, была Церковь. Задача преодолеть вражду и разделения падала на нее. Единство Церкви Христовой — верное и единственное средство для спасения мира, — вот истина, с неопровержимой твердостью, ясностью и силой выраженная именно в эту эпоху. Борьбе за эту именно идею, за, идею единства всех во Христе во единой истинной Церкви Христовой и была посвящена жизнь одного из величайших святых этого времени — св. Льва Великого, папы римского. Первый период жизни и деятельности св. Льва. Нам неизвестно точно, где именно родился св. Лев. Вероятно, он родился, в Тусции, то есть в теперешней Тоскане, хотя, может быть, местом его рождения и был Рим. Что же касается времени его рождения, то и оно неизвестно. Правда, наше житие говорит, что он скончался, «пришед в старость глубоку». Так как его кончина произошла в 461 году, то можно думать, что время рождения от. Льва падает на конец IV века, и что родился он, приблизительно, между 380 и 390 г. г. Передают, что его отца звали Квинтиниан, и это — все, что мы знаем о его родителях; нам неизвестно даже, какое положение они занимали, но, судя по тому образованию, которое он получил, следует думать, что они принадлежали к высшим слоям общества. Действительно, св. Лев получил прекрасное образование, вероятно, в Риме: он основательно изучил литературу, красноречие и церковные науки, но он не умел писать по–гречески, и, по–видимому, очень плохо понимал этот язык. Св. Лев очень рано вступил в состав клира Римской Церкви. Мы встречаем его впервые в 418 г., в качестве диакона. Уже при папе Келестине, (422–432) он пользовался огромным авторитетом. Святость жизни соединялась в нем с замечательным красноречием и большими дипломатическими и административными способностями. (В важнейших вопросах церковного управления папы следуют его советам. Так было при Целестине, так было и при его преемнике, Сиксте III (432–440). Уже в это время вырабатывается и проявляется главная черта деятельности св. Льва — неустанное стремление к защите православия, то есть к защите правой истинной веры против всякого лжеучения. Деятельность папы св. Льва Великого на Западе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

В 1914 г. становится иеромонахом. В июле того же года, после начала войны с Турцией, вместе с русским консульством выезжает в Одессу. Служит на Пантелеимоновском подворье до его закрытия в 1923 г., потом приходским священником —до закрытия церкви в 1927 г., потом на другом приходе - также до ее закрытия в 1930 г. Переезжает в Московскую область приходским священником. Расстрелян 7 июня 1938 г. в Бутове.   Данакт (Калашников Дометит Ианнуариевич), иеромонах5, родился в 1882 г. в семье крестьян, в Киевской губернии. С 1903 г. пребывает на Афоне, послушником в Пантелеимоновом монастыре. Там же подвизается монахом до 1914 г. (в архиве монастыря были найдены указания на его послушания — в Преображенской больнице и на Цареградском подворье). С 1914 по 1923 г. находится в Москве, на подворье Афонского Русского Панте-леимонова монастыря и числится в составе монастырской братии. Затем служит в Московском Покровском монастыре (1923-1929). В 1929 г. осужден на 3 года ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей). Вернувшись из ссылки, поселился в г. Владимире, где был рукоположен в сан иеромонаха. Служит в Рождественской церкви (1933-1935), затем переезжает в Московскую обл. (1935-1937). Расстрелян 15 декабря 1937 г. в Бутове.   Иларион (Громов Иван Андреевич), иеромонах6, родился в 1864 г. в деревне Тверской губернии, из крестьян. Из архива Пантелеимонова монастыря известно, что он выполнял послушание в Одессе, потом уехал в Москву, на монастырское подворье - до 1922 г. После кончины преподобного Аристоклия в 1918 г. возглавлял подворье. Видимо, именно он описал кончину и погребение старца7. С 1922 по 1930 г. служит в церкви Григория Неокесарийского, иеромонах, сверхштатный священник. Арестован 28.12.1930 г. Осужден за «антисоветскую агитацию» на 3 года высылки в Северный край. Вторично арестован 27.08.1937 г. Расстрелян 11.10.1937 г. в Бутове.   Антипа (Киршмов Антон Петрович), иеромонах1 " , родился в 1870 г. в Воронежской области, в крестьянской набожной семье. С 1898 по 1912 г. послушник Афонского Пантелеимонова монастыря. В архиве монастыря есть данные о его послушании в Одессе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2458

Вполне закономерно, поэтому и то, что в исторических источниках он нередко упоминается, как Владимир Великий и Владимир I. Известен также как Владимир Креститель. В памяти же народной он навсегда останется Владимиром Святым и былинным князем Владимиром Красное Солнышко, героем сказок и преданий о нем, его пирах и богатырях: Добрыне Новогородском, Александре с золотой гривной, Илье Муромце, сильном Рахдае, который один ходил на 300 воинов, Яне Усмошвеце – грозе печенегов и других. Точный год рождения Владимира Святославича неизвестен, «Повесть временных лет» таких сведений не указывает, но историки пытаются высчитать ее хотя бы приблизительно. Поскольку отец князя, Святослав, родился в 942 году, а старший сын Владимира – в 977-ом, то делается вывод, что приблизительным годом рождения самого Владимира наиболее вероятно является 960-ый. Столь же не однозначны сведения и о месте рождения Владимира. В исторических источниках отмечается, что таковым являлось село Будятин. Исходя из этого, на место рождение князя Владимира претендовал ряд населенных пунктов со сходным названием: Будятин, Будатин, Будятычи и другие. Но наиболее обоснованной является версия о том, что родился Владимир Святославич в деревне под Псковом – вотчине Великой княгини Ольги. Часовня в деревне Будник Псковской области на месте, где предпопложительно родился Владимир Матерью Владимира Святославича, согласно «Повести временных лет», была дочь «Малъка Любечанина» (т.е. уроженца г. Любеча). Зачастую в источниках фигурирует то, что она была рабыней и, соответственно, рожденный ее сын также был рабом – («робичем» – по-старославянски). Это было неверное и крайне обидное для Владимира прозвище, расплата за употребление которого, непременно настигала обидчика. Таких обид Владимир не прощал, да и вообще в первые годы своего правления он никому ничего не прощал, что стало основанием для формирования образа князя как жестокого воина и правителя. По-видимому, это было оправданно, поскольку и время тогда было такое же жестокое.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/07/veliki...

Архимандрит Иосиф (Софронов) - Составлять его биографию по датам - серьёзный труд. Он обычно был немногословен, и те, кто приезжал сюда и жил рядом с ним (в том числе и я), собирали его биографию по крупицам, по тому, что удавалось узнать. Но общую канву его жизни можно было бы, наверное, представить так. Родился он в Тульской губернии, в деревне, в крестьянской семье, но, видимо, очень благочестивой, потому что крёстным его стал священник местной церкви. Родился он перед праздником Иоанна Предтечи, и его назвали Иоанном (это его мирское имя). Его двоюродный дедушка был епископом, жившим на покое в Новоиерусалимском монастыре под Москвой. Родители отвозили его туда, вероятно, на лето. И вот с этого началась и развилась в нём любовь к монашеству. Как он говорил, «конфетками его монахи привлекли». Он вспоминал, как учился на клиросе читать, как ему табуреточку подставляли (ведь он маленький ещё был), как он петь научился. Всё, что должен знать верующий человек и тем более монах, он прошёл именно там. Ему там вообще очень нравилось, так что когда однажды за ним приехали, он спрятался и не хотел возвращаться домой. Большой вехой в его жизни был 1913 год, когда собирали лучшие церковные хоры и отправляли на конкурс в Рим. И вот он попал в этот сводный хор. Там, видимо, синодальный хор был главным, а вокруг него собирались хоры из монастырей. Ему тогда было 12 лет. Тогда же он попал и в Москву на празднование 300-летия дома Романовых, где и видел императора и всю царскую семью. Путешествие на конкурс было на большом корабле, это был, как он говорил, «корабль-церковь». Там всё время служили службы, было 5000 паломников и огромный сводный хор. Они доплыли в Италию, получили там первое место, чуть ли не сам папа римский вручал им призы. А ещё они были награждены поездкой по святым местам - так отец Иосиф в детстве побывал в Иерусалиме и в других святых местах ближнего Востока. Возможно, он был и на Афоне. Вот это была его закваска до революции. А после революции он послушничал в Новоиерусалимском монастыре, в какой-то момент его забрали в Красную армию, причём со своим собственным конём (он даже называл его кличку), чёрной масти конь был. Потом через два с половиной года, монастырь, как он говорил, «выкупил» его из армии. Но там он прошёл всю закалку красноармейца-кавалериста, рубить там научился как следует. В 1929 году монастырь был разогнан, кого убили там, кто разъехался. К этому времени он был уже иеромонахом, и вот попал на Соловки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Опыт Церкви во много крат превосходит весь опыт человеческой истории. Он простирается за пределы этого видимого мира и одновременно нисходит свыше от Отца светов, Который, как единожды в истории, так и постоянно в вечности посылает Своего Божественного Единородного Сына в этот мир для нашего спасения. И этот опыт Церкви позволяет человеку пережить то событие, которое более двух тысяч лет назад произошло в Вифлееме. Пережить не эмоциями, не разумом, не какими-то земными категориями, а именно тем, что Церковь называет человеческим сердцем, то есть средоточием духовной жизни человека. И не просто вспомнить его, порассуждать о нем, не просто вновь и вновь напомнить себе о том, в какие исторические контексты уложилось то, что стало нашим спасением - при каких царях, владыках и правителях. Опыт Церкви позволяет стать соучастником этого таинства пришествия в мир Богочеловека.  Каждый христианин, наитием Духа Святого и окруженный облаком Его благодати способен вновь погрузиться в эту тайну. Не умственно, не фантазией, не кипением крови, как бы сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), а именно таинственно, но совершенно реально войти в то самое событие, до которого осталось всего несколько часов и которое мы уже прославили, пропев тропарь и кондак празднику Рождества Христова. Вместе с тем мы можем вновь поскорбеть, что как тогда, так и сейчас Христос часто не находит места в цивилизованном мире. Там, где царят гордость, где во главу угла ставится богатство, где материальное настолько захватило человека, что он неспособен даже задуматься о том, что выше нас и о том, Кто взирает на нас с небесного свода. Тогда Богомладенец тоже родился в бедной пещере - в хлеву - среди скота, и лишь несколько человек были свидетелями Его рождения. Он пришел таинственно, скромно и смиренно, как бы показывая нам суть христианского пути. Смирение - главная добродетель христианства. И сегодня Он тоже находит место лишь там, где царят мир и спокойствие, где нет ненависти и злобы, где чистота сердечная и телесная, где совершается жизнь по заповедям Небесного Отца. Он приходит в ясли, приготовленные для Него постом, молитвой и добрыми делами. И в эти оставшиеся до Рождественской ночи часы, мы сегодня собрались в храм, чтобы просить Его, чтобы Он не прошел мимо нашего сердца, чтобы несмотря на наши несовершенства, немощи и падения снизошел к яслям наших сердец и, придя, родился в них в эту светоносную ночь и воодушевил бы нас к жизни по Евангелию, жизни, изобилующей радостями и благодатными утешениями - всем тем, что оставляет на заднем плане любые человеческие ценности, так захватившие современного человека.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В 1949 году мои родители познакомились в русском молодежном лагере во Франции, в 1952-м венчались, когда отец закончил Богословский институт, после чего он был рукоположен в диаконы и несколько месяцев спустя – в священники. Мой отец был протоиереем, иконописцем, доктором богословия. Все мое детство прошло при Свято-Сергиевском подворье, где находится Богословский институт. Мы жили в маленькой русской среде, где я научился русскому языку и с семи лет стал прислуживать в алтаре. Как сейчас говорят, пономарить. С 17-ти лет поступил петь на клирос. В 1979 году меня постригли в чтецы. 33 года был чтецом, потом уже стал диаконом. – 33 года – почему такой продолжительный путь до священного служения? – Потому что я был на гражданке, работал во французской авиакомпании как старший бортпроводник, стюард. Поскольку летал на межконтинентальные длинные рейсы, фактически жил вне церковного календаря. К примеру, даже если шел Великий пост, мне нужно было по работе лететь в любой край света, где нет православного храма. Я понимал, что не мог полноценно стать священнослужителем с этой работой. Я мог петь на клиросе, регентовать, но стать диаконом для меня было невозможно. Я 30 лет отработал, а когда ушел на пенсию, тогда меня и рукоположили. – Получается, у вас и по материнской, и по отцовской линии есть в роду священнослужители? – Так и получается. Но отец у меня не из духовного сословия, он по матери из кубанских казаков, а по отцу – из Южной России, Белгородской губернии. Его отец был также учителем словесности. – Что подвигло вас на путь священного служения, ведь у вас была в миру престижная интересная работа? Я родился в семье священника, знал еще старых священнослужителей, которые учились в дореволюционных семинариях – Во-первых, я уже отработал свой срок. 30 лет не так уж и мало. В то же время я с детства при Церкви. И служение Церкви для меня было естественным, меня тянуло к этому. Я стал диаконом, и мне это очень по душе. И, видимо, справляюсь с этим неплохо, потому что спустя всего три года после диаконской хиротонии наш владыка, архиепископ Иов, уже назначил меня протодиаконом в кафедральном соборе. Именно из-за того, что я родился в семье священника, жил при храме Богословского института, с детства впитал дух церковный, знал еще старых священнослужителей, которые учились в России до революции в семинарии. Сохранилась некая духовная преемственность. Продолжаю это передавать по мере своих сил. Сыновья мои и дочь теперь поют в хоре, а два племянника пострижены в чтецы, как и старший сын Иван. А мой младший брат, протоиерей Андрей (он также отец семейства), смог совместить гражданскую службу и служение в Церкви, поскольку не разъезжает по миру, а работает программистом, и это более совместимо со священническим служением, хоть и не просто.

http://pravoslavie.ru/156197.html

Митрополита Иерофея Пентаполец узнал давно, по-видимому, еще в хиосский свой период. Будучи насельником обители Неа Мони, он посетил ее метох 205 на Паросе 206 , где в 1879–1884 годах находился сосланный в Лонговардский монастырь Иерофей Митропулос, тогда архимандрит. Сколь крепки были духовные узы, связавшие обоих подвижников, видно из того, что по отпевании митрополита Иерофея 8 мая 1903 года в кафедральном соборе Афин Нектарий Пентапольский, участвовавший в нем наряду с другими иерархами, оказался единственным архиереем, который сопроводил тело новопреставленного по железной дороге до самых Патр, где и возглавил панихиду. На день памяти митрополита Иерофея в следующий год он совершил заупокойную литургию в часовне Святой Параскевы 207 . С архимандритом Евсевием Матфопулосом святой Нектарий часто встречался в доме его брата в Патисии. Там же познакомился он и со слепой девицей Хрисанфой Стронгилу (будущей монахиней Ксенией) 208 . А с архимандритом Панаретом владыку связывала совместная работа не только в обществе «Анапласис», но и в Ризарионе, куда он пригласил его на некоторое время духовником. До того как митрополит Нектарий возложил на себя пастырское попечение об инокинях Эгины, период летних каникул в семинарии использовался им для духовных упражнений, писательских трудов, а когда представлялась возможность – для поездок по монастырям (что мы и увидим далее). И важнейшим из таких путешествий стало для него, разумеется, паломничество на Свяую Гору Афон. 200 Митрополит Анфим Апергис († 1901) родился в Фалатадосе, на острове Тинос. Хиротонисан в митрополита до 1882 г. Экзарх в Афинах по крайней мере с 1888 г. В свое время был выдвинут кандидатом на Иерусалимский патриарший престол. 201 Иоаким Специерис (1858–1943), родился на острове Кефаллиния в семье священника. В 1877 г. принял монашеский постриг на Святой Горе. В 1894–1897 гг. учился в Ризарийской Духовной семинарии и на богословском факультете Афинского университета. Был иерокириксом в разных епархиях и неоднократно представлялся к архиерейской хиротонии. В 1929 г. опубликовал жизнеописание Нектария Пентапольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Им отвели для поселения место на реке Тихой Сосне, и вслед за тем был построен казачий городок Острогожск. Из местных актов видно, что название это существовало еще прежде, потому что об основании этого городка говорится, что он поставлен на Острогожском городище. Так начался Острогожский полк, первый по времени из слободских полков 6 . В окрестностях новопостроенного города начали разводиться хутора и села: край был привольный и плодородный. Костомаров был в числе поселенцев, и, вероятно, эта фамилия оставила своим прозвищем название Костомаровой на Дону, теперь многолюдной, слободе. Потомки пришедшего с Волыни Костомарова укоренились в острогожском крае, и один из них поселился на берегу реки Ольховатки и женился на воспитаннице и наследнице казацкого чиновника Юрия Блюма, построившего во имя своего ангела церковь в слободе, им заложенной и по его имени названной Юрасовкою. Это было в первой половине XVIII столетия. Имение Блюма перешло к Костомаровой. К этой ветви принадлежал мой отец. Отец мой родился в 1769 году, служил с молодых лет в армии, участвовал в войске Суворова при взятии Измаила, а в 1790 году вышел в отставку и поселился в своем имении Острогожского уезда в слободе Юрасовке, где я родился . Отец мой сообразно тому времени получил недостаточное образование и впоследствии, сознавая это, постоянно старался пополнить эту недостаточность чтением. Он читал много, постоянно выписывал книги, выучился даже по-французски настолько, что мог читать на этом языке, хотя и с помощью лексикона. Любимыми сочинениями его были творения Вольтера, Даламбера, Дидро и других энциклопедистов XVIII века; в особенности же он оказывал к личности Вольтера уважение, доходившее до благоговения. Такое направление выработало из него тип старинного вольнодумца. Он фанатически отдался материалистическому учению и стал отличаться крайним неверием, хотя согласно своим учителям ум его колебался между совершенным атеизмом и деизмом. Его горячий, увлекающийся характер часто доводил его до поступков, которые в наше время были бы смешны; например, кстати и некстати он заводил философские разговоры и старался распространять вольтерианизм там, где, по-видимому, не представлялось для того никакой почвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Следует обратить внимание на то, что есфигменская гипотеза уже сразу после своего появления в XIX веке подверглась острой критике со стороны ряда известных церковных историков и археологов. В частности, сомнения в ее достоверности выражали епископ Порфирий (Успенский), немало потрудившийся в архивах святогорских монастырей; архимандрит Антонин (Капустин), изучавший обители Святой Горы в 1859 году; профессор Евгений Голубинский и другие. Все они, независимо друг от друга, пришли к выводу, что есфигменское жизнеописание и предъявляемая есфигменцами пещера не являются аутентичными и были «изобретены» в канун приезда в 1843 году на Святую Гору великого князя Константина Константиновича Романова с целью привлечь внимание знатных российских паломников к их обители. Изданное в этот период есфигменское жизнеописание преподобного Антония в первоначальном своем варианте страдало существенными хронологическими неточностями, так что невольно возникал вопрос: об одном ли и том же преподобном говорят греческое и русское жития? Так, в соответствии с греческой версией, преподобный Антоний был не русином, а греком по национальности и пришел в монастырь в 973 году, а сам постриг принял в 975 году от игумена Есфигменского монастыря Феоктиста. Однако русские списки жития однозначно утверждают, что преподобный Антоний Печерский был не греком, а русином, и родился он в 983 году в Любече на Черниговщине. Таким образом, грек Антоний Есфигменский никак не может быть тождественен любечанину Антонию Печерскому, поскольку первый пришел в Есфигмен на 10 лет раньше, чем родился наш Антоний Печерский. Вероятнее всего, Антоний Есфигменский действительно существовал и даже подвизался в известной пещере на склоне неподалеку от Есфигменской обители. Однако нет никаких оснований отождествлять его с преподобным Антонием Печерским. Упоминание о том, что грек Антоний Есфигменский пришел на Афон в 973 году и через два года принял постриг, было заимствовано, по всей видимости, из монастырского монахология Есфигмена, где под указанными датами действительно могло сообщаться о поступлении и постриге некоего монаха Антония, грека по происхождению.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2622

Свое прозвище Калита Великий Князь получил, как считают, от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милостыни. Он построил в Кремле Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, в Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий (Успенский) монастырь. Умер, приняв схиму с именем Анания. В этот день 1744 года скончался поэт Антиох Дмитриевич Кантемир. Он родился 10 сентября 1708 г. Сын молдавского князя Д.Кантемира. Получил домашнее образование. Литературную деятельность начал с переводов, затем начал писать политические эпиграммы и сатиры. В этих произведениях он выступал как защитник наследия Императора Петра I в политике и культуре, развивал идею естественного равенства людей и преимущества личных заслуг перед «породой» («Сатиры» II, V). Сатирические произведения Кантемира, не напечатанные при жизни, находились в России во множестве списков и после его смерти. В 1730 г. Кантемир принял деятельное участие в борьбе против попытки старой знати ограничить в свою пользу самодержавные права Анны Ивановны, опиравшейся на дворянство. В том же году он перевел книгу Фонтенеля «Разговор о множестве миров». В 1731 г. правительство Императрицы Анны Ивановны, по-видимому, недовольное политической и литературной активностью Кантемира, назначило его русским послом в Лондон, а в 1738 г. – в Париж, где он и умер. Сегодня день памяти выдающегося русского флотоводца и ученого Степана Осиповича Макарова, погибшего 31 марта 1904 г. Он родился 27 декабря 1848 г. в г. Николаеве в семье прапорщика флота. Образование получил в Николаевском-на-Амуре морском училище. Макаров участвовал в Русско-турецкой войне 1877-78 гг., в ходе которой впервые в мире применил торпеды против турецких броненосцев и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Его научные труды были удостоены премий Академии наук. Макаров прославился как основоположник теории непотопляемости корабля, над которой затем он работал в течение всей своей службы, непрерывно совершенствуя и обогащая ее новыми положениями и практическими предложениями, направленными на повышение боеспособности броненосного флота. В 1897 г. Макаров также выдвинул идею исследования Арктики с помощью ледоколов. По его проекту был построен первый мощный ледокол «Ермак», на котором Макаров дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. С началом Русско-японской войны в 1904 г. адмирал был назначен командующим флотом в Тихом океане.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010