Границы Волынской епархии. Её пространство, народонаселение, устройство поверхности, реки, озёра, болота, почва, царство ископаемых, климат, разделение на округи и её управление Волынская епархия, пределы которой совпадают с пределами Волынской губернии, составляет одну из трёх епархий юго-западного края Европейской России 42 . Границами её служат на севере – Гродненская и Минская губернии, на востоке – Киевская губерния, на юге – Подольская губерния, на юго-западе и западе – Австрийская империя (Галицкая или Червонная Русь) и на северо-западе – Люблинская губерния. Епархия эта лежит между 49° и 52° северной широты и между 41¼° и 47½° восточной долготы. Она занимает пространство в 63,126 кв. вёрст. По пространству своих площадей уезды епархии располагаются в следующем порядке: 1) Овручский – самый большой – занимает 9272,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 2,9 кв. вёрст; 2) Ровенский – 7567 кв. вёрст, из которых под озёрами 3,5 кв. вёрст; 3) Житомирский – 6732,1 кв. вёрст; 4) Луцкий – 6625,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 9,4 кв. вёрст; 5) Ковельский – 6459,1 кв. вёрст, из которых под озёрами 38,9 кв. вёрст; 6) Новоград-Волынский, – 6381,4 кв. вёрст; 7) Владимир-Волынский – 5692,8 кв. вёрст, из которых под озёрами 45,5 вёрст; 8) Дубенский – 3477,7 кв. вёрст; 9) Заславский – 3055,2 кв. вёрст; 10) Кременецкий – 2919,1 кв. вёрст; 11) Острожский – 2693 кв. вёрст; 12) Староконстантиновский – самый меньший – 2249,8 кв. вёрст. На этом пространстве епархии живёт народонаселения всего – 2,140,490 человек. По числу жителей, города епархии располагаются в следующем порядке: 1) Житомир – 54,827 душ обоего пола; 2) Староконстантинов – 17,978 д. об. п.; 3) Острог – 16,522 д. об. п.; 4) Ковель – 13,980 д. об. п.; 5) Луцк – 13,771 д. об. п.; 6) Новоград-Волынск – 13,586 д. об. п.; 7) Кременец – 10,579 д. об. п.; 8) Заслав – 10,117 д. об. п.; 9) Владимир-Волынск – 8,042 д. об. п.; 10) Ровно – 7295 д. об. п.; 11) Дубно – 7255 д. об. п. и 12) Овруч – 6478 д. об. п.; всего в городах жителей – 180,430 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Сортировать по Исключить новости Епископ Львовский Филарет — Владимиру Путину: Хочу предупредить Вас об ответе перед Богом 4 марта, 2014. Епископ Львовский и Галицкий Филарет Просим Вас принять жизненно важное решение о стремительном выводе войск с территории Украины. Епископ Львовский и Галицкий Филарет обратился с письмом к президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Официальный сайт Львовской епархии 4 марта 2013 Уважаемый Владимир Владимирович! От имени широкой общественности Львовщины, священников и верующих людей вынужден, обратится к Вам с открытым заявлением, в котором должен высказать нашу тревогу в связи с последними событиями в Крыму. Мое обращение может показаться грубым, но сегодня мы уже не можем говорить обтекаемыми фразами, пришло время поступать по Евангельски:  «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх  этого, то от лукавого. (Матф. 5:37) Мы знаем Вас, как глубоко верующего православного христианина, но действия Российских военных формирований, главнокомандующим которых являетесь именно Вы, настораживают и приводят нас, православный украинский народ, в недоумение! Нет никаких предпосылок к тому, чтобы русские солдаты сегодня контролировали общественно-политическую или иную ситуацию жизни нашего государства. Для нас сегодня главное мир и стабильный выход из кризиса, в котором оказалась Украина. Мы уверены, что наш народ сможет преодолеть все трудности самостоятельно, без помощи какой-либо армии дружественных нам стран. Поэтому со всей ответственностью заявляем, что все действия армии Российской Федерации на территории суверенного и независимого государства – Украина не принесут нашей стране благополучия. Более того, уважаемый Владимир Владимирович, как Православный пастырь хочу предупредить Вас об ответе перед Богом за все Ваши действия, которые могут привести к братоубийственной войне между братскими православными народами. В том, что происходит сегодня, мы видим полное безумие, потому что Бог есть абсолютный Разум и Богом определенный порядок жизни есть проявление Божественного разума, а противление Божиему замыслу есть безумие и грех.

http://pravmir.ru/episkop-lvovskij-filar...

Отдел II Глава III. Факты, свидетельствующие мужественное его представительство за духовенство перед Высшею Властью и непрестанную заботливость о материальном обеспечении духовенства и о приведении в приличное состояние Православных церквей «Эти дела изображают и освещают личность Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета с такой стороны, с которой меньше всего было известно в печати, – именно со стороны непрестанной его заботливости о материальном обеспечении сельского духовенства его епархии, о его дальновидности и житейской мудрости и опытности и о его мужественных предстательствах за свое духовенство перед Высшею властью, тогда как доселе считали Митрополита Филарета исключительно монахом-аскетом и по убеждениям и по жизни, и потому надо заботиться о личных житейских делах и отношениях» 37 . По предмету и содержанию, указанных в предыдущей главе, фактов первого рода мы имеем под руками два дела 38 под заглавиями. 1) Дело о тайных, будто бы замыслах Поляков – помещиков к мятежу (1846 г.); и 2) Дело по отношению Киевского Генерал-Губернатора Бибикова «о разных предосудительных и вредных для общественного спокойствия поступках разных священников Киевской епархии (1847 г.)». Но заглавие последнего дела, – по изъяснению цитируемого Автора, – не совсем точно: оно главным образом касается распространившихся в 1847 г. в Киевской губернии слухов о возобновлении колиивщины или резни ляхов и жидов», и вообще о взаимных отношениях между крестьянами и помещиками польского происхождения. Таким образом, оба эти дела имеют общественно-политический интерес и характер по части взаимных отношений между разноплеменным населением Киевской губернии. Изложим сначала эти два дела с подлинных документов обнародованных авторов, хотя изложение наше будет по местам в сокращенном виде 39 . Первое дело началось по следующим обстоятельствам. В конце 1845-го или в самом начале 1846 года последовало секретное предписание по резолюции Киевского митрополита Филарета духовенству Киевской Епархии относительно наблюдения за действиями поляков и духом, в народе распространяемом. Вероятно, это предписание состоялось вследствие отношения Киевского Генерал-Губернатора Бибикова, к которому отсылались все рапорты, поступавшие вследствие вышеозначенного предписания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Отдел III Глава IV. Попечительность высокопр. Филарета о сиротах и бедных духовного звания. Заботы его об улучшении низших духовно-учебных заведений и открытие нового Киево-Софийского училища «История Киево-Софийского духовного училища представляет скромную, но тем не менее высокую христианскую доблесть Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Киевского. Невольно благоговеешь к памяти в Бозе почившего Архипастыря, просматривая ряд его благодеяний Софийскому училищу. Истинно как отец с родными детьми, он делился с учениками-сиротами как будто одним куском хлеба» 47 . Прежде было указано и не однажды 48 , что Высокопр. Филарет имел особенное попечение о сиротствующих и вообще бедных духовного звания и для обеспечения их, то предоставлял места в приходах, то часть доходов, то предлагал и как бы ходатайствовал перед Епархиальным Попечительством о не прекращении в тех или иных случаях положенных пособий. Этот же образ действования видим и во всё время служения его и в Киевской Епархии. В частности относительно попечительских пособий, он обыкновенно выражался так в своих резолюциях на протоколах и журналах Попечительства: «Предлагаю производить прежний оклад», – или «продолжить ещё выдачу пособия», – или «сделайте это пособие из христианского снисхождения», – или «не отказывайте пока в чаянии милости Господней к сиротам», – или «доколе Промысел Божий откроет способы устроить сирот», напр., доколе дети мальчики поступят в училище и т. п. Такого рода ходатайственные обращения Епархиального Архиерея, как главного и полновластного начальника, могли быть само собою равносильными почти прямым приказаниям; потому со стороны распоряжавшихся этим делом, естественно, не могла не чувствовать её стеснительность, и тем более, что средства у епархиальных Попечительств вообще бывают очень ограничены. Но чтобы не колебаться здесь недоумениями на счёт указываемой стеснительности для исполнителей, поспешим разрешить этот вопрос не словами, а самыми фактами и подлинными цифрами. Вот перед нами «выписка из благотворительных книг Киевского епархиального Попечительства» о пожертвованиях, сделанных в пользу сего Попечительства высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

II. Буковинско-Далматинская митрополия Общие сведения о Буковине и Далмации Буковина, получившая свое название, как говорят, от росших прежде в ней обширных буковых лесов и занимающая пространство около 190 кв. географич. миль, лежит в юго-восточной окраине Австро-Венгрии, гранича с востока и юга с Россией (с бессарабской губернией) и Румынией, с запада – с Трансильванией и Венгрией, с се­вера – с Галицией. Любопытна история этой, ныне австрийской, области. Долгие годы Буковина находилась под владычеством русских государей, сначала с 993 г. до половины ХП в. входя в состав т. н. Червонной Руси, завоеванной вели­ким князем Владимиром, крестителем Руси (в продол­жение этого времени в Буковине, Галиции и северо-восточ­ной Венгрии распространилась и укрепилась среди тамош­него русского народа православная вера), а потом с кон­ца XII в. до 1340 г. принадлежа к Галицкому удельному княжеству. В 1340 г., когда Русь и восточная часть Галиц­кого княжества – Буковина и Молдавия – находились под властью татар, Галиция вплоть до реки Прута отошла во власть польских королей и находилась под польским владычеством до 1772 г. до первого раздела Польши, и в этот-то длинный период времени там распространилась и укрепилась уния. Православный русский народ в соседней Буковине избег участи сделаться союзником римской церкви благодаря двум обстоятельствам, именно, в 1-х, тому, что стоявшие в северной части Буковины могуще­ственные полчища татарского хана Мамая не позволили полякам в 1341 г. из Галиции проникнуть в соседнюю Буковину, и, во 2-х. тому, что вскоре после занятия Гали­ции поляками, в половине XIV в., русский народ в Бу­ковине был подкреплен православными румынами, заняв­шими, по предложению венгерского короля Людовика I, после изгнания им татар из Венгрии, Буковины и Мол­давии, – пустопорожние места в Буковине, особенно в южной её половице 73 . Воеводе Богдану Драгошу, под предводительством которого прибыли в Буковину румыны, вскоре (в 1859 г.) удалось с помощью буковинских рус­ских и румын овладеть соседней Молдавией и образовать из этих двух земель особое независимое государство под названием; „Земля Молдавская».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

II. Униатская иерархия Права и власть митрополита . – Униатские митрополиты именовались киевскими, галицкими и всея России, и сначала жили в Киеве, а после того, как в 1632 г. Киев оставлен православным митрополитам, – в Вильне, Новогрудке литовском, в Минске, или же в тех епархиях, которыми управляли до возведения в сан митрополита. Митрополиты имели также дворец в Варшаве. В 1744 году русские епископы жаловались римскому престолу на различные неудобства, происходящия из того, что митрополит киевский (униатский) не имеет постоянной резиденции, вследствие чего священные принадлежности теряются, архив в беспорядке, всем труден доступ к митрополиту, живущему иногда на окраине царства, и просили назначить для митрополита одну определенную кафедру – владимирскую, луцкую или львовскую, с тем, чтобы перемещение на оную уже было обязательно для назначаемого митрополита: 1127 но и после этого дело осталось в прежнем положении. При самом начале унии звание митрополита облечено было очень большими правами. Митрополиту предоставлено было папой право назначать и посвящать епископов, не требуя утверждения папы; обозревать епархии; судить и наказывать виновных епископов и давать разрешения во многих случаях и обстоятельствах, подлежащих апостольскому престолу (в преступлениях, возбраняющих принятие священного сана, в нарушении обетов, разрешении браков в близких степенях родства и в родстве духовном и расторжении браков, разрешении от ереси и раскола и т. п.). Но это была только завлекающая политика римского двора. С усилением, при содействии базилиан, папской власти в униатской церкви, митрополит все более и более был ограничиваем в своих правах и, наконец, со времени Замойского собора, власть его почти совершенно упала. Папа привлек к своей непосредственной юрисдикции множество дел, которые прежде разрешал митрополит. Избрание и посвящение епископов. – При начале и в первое время унии, епископы избираемы были из белого духовенства и мирян. Епископы первого поставления, посвященные м. Поцеем, когда только что введенная уния еще не приобрела доверия, не отличались ни образованием, ни порядочностью жизни. Большей частью это были люди низкого происхождения, недостойные сана, который они носили. 1128 Светские люди, как напр. канцлер литовский Сапега, ставили это в вину Поцею, и митрополит оправдывался тем, что ему рекомендовали этих лиц королевские чиновники, и что он должен был спешить посвятить хотя каких-нибудь, чтобы не заняли епископских мест схизматики. 1129 Но после учреждения в 1616 году базилианского ордена и по постановлению Замойского собора (Titul. VI de episcopis), епископы избираемы были почти исключительно из монашествующих этого ордена, который потому назывался Praelaticum, большей частью из иезуитов, перешедших в униатство. Способ избрания был не одинаков. Большей частью епископы были назначаемы митрополитом; но иногда избираемы были при участии духовенства, братств и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

XI. «Патриарх Киевский» Филарет В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 Кончина Романюка повлекла за собой огромные перемены внутри УПЦ КП. Для всех уже было очевидно, что на этот раз Филарет не упустит шанса стать «патриархом Киевским», к чему он так настойчиво стремился. Об этом свидетельствовало и его решительное участие в истории с похоронами Владимира, и его самочинное провозглашение себя «местоблюстителем» почившего Романюка. На последнее он, впрочем, имел право, но никакого избрания его на этот пост не было все произошло явочным порядком и, разумеется, тут же вызвало протест у наиболее влиятельных «иерархов» УПЦ КП, в первую очередь у «митрополита Галицкого», управляющего Ивано-Франковской епархией УПЦ КП Андрея Абрамчука Внутри УПЦ КП давно оформилась оппозиция Филарету среди «епископов», недовольных его влиянием на Романюка, а теперь не желающих, чтобы Филарет возглавил УПЦ КП в «патриаршем» достоинстве. В партию противников Денисенко входили, главным образом, выходцы из Галичины. Не ушедшие из УПЦ КП в УАПЦ Димитрия Яремы представители автокефалистского «духовенства», некогда на время смирились с одиозной фигурой Филарета, в искренность националистических симпатий которого никто не верил. Позиция этих «иерархов» была обусловлена почти исключительно выгодами политического характера, которые через Филарета могла получить УПЦ КП от Кравчука и других влиятельных политиков. Однако Кравчука на посту президента Украины сменил Кучма, который стал намного сдержаннее, чем его предшественник, относиться к УПЦ КП. И хотя Филарет стоял во главе многочисленного сообщества деятелей, превративших раскол в грандиозный источник политических и материальных дивидентов, для большинства «идейных» раскольников Денисенко все же представлялся балластом, личностью, которая только лишь дискредитирует идею автокефалии. Понимали многие в УПЦ КП также и то, что любые переговоры о возможном объединении с УПЦ и даже УАПЦ будут заведомо обречены на провал, если УПЦ КП возглавит Филарет. Вероятно, Денисенко осознавал, что в случае новых выборов «патриарха» оппозиционеры смогут выдвинуть альтернативного кандидата, а потому шоу с похоронами Романюка во многом было обусловлено его стремлением зарекомендовать себя сугубым поборником автокефалистского движения, «борцом за идею». Тем не менее, фактически сразу же после «Софийского побоища» стали раздаваться голоса против избрания Филарета преемником Володимира Романюка.

http://sedmitza.ru/lib/text/440088/

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Избрание на столичную кафедру Начавшаяся в конце февраля 1917 года революция победила по всей стране исключительно быстро и легко: старый строй фактически нигде не нашел опоры. 27 февраля, в самый разгар забастовок, в Святейшем Синоде недвусмысленно отклонили предложение обер-прокурора Н.П. Раева выпустить воззвание «с решительным осуждением всего освободительного движения» 542 . Император Николай II был застигнут событиями на полпути между Ставкой и столицей. 2 марта, в Пскове, он подписал свой последний манифест – отречение от престола. В тот же день в Петрограде, в покоях митрополита Московского на Троицком подворье, состоялось частное совещание членов Св. Синода и представителей столичного белого духовенства. Митрополит Питирим прислал в собрание прошение о сложении с него обязанностей правящего архиерея 543 . Временное управление Петроградской митрополией было поручено епископу Гдовскому Вениамину 544 . 3 марта владыка известил об этом консисторию следующим циркуляром: «Вечером второго числа текущего марта получив копию определения Святейшего Синода, состоявшегося 2-го же марта, о возложении на меня управления Петроградскою епархиею временно, впредь до особых распоряжений и, препровождая при сем настоящую копию, предлагаю Петроградской Духовной Консистории ныне же сделать к исполнению Синодального определения надлежащее распоряжение» 545 . Официальное увольнение митрополита Петроградского и Ладожского Питирима на покой состоялось в понедельник 6 марта. Одновременно Св. Синод обратился к всероссийской пастве с воззванием о доверии Временному правительству. Оно начиналось словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни...» Первое после свержения монархии синодальное заседание прошло еще 4 марта под председательством митрополита Киевского и Галицкого св. Владимира. По предложению нового обер-прокурора В.Н. Львова оно началось с удаления из зала царского кресла как эмблемы «свергнутого цезаро-папизма» 546 . Тем же вечером – это была субботняя всенощная третьей (Крестопоклонной) великопостной недели с выносом Креста – в петроградских храмах прекратили возносить за богослужениями имена царствовавшей фамилии. Подверглись правке и тексты молитвословий, где упоминался император. Тропарь Кресту, например, получил такую редакцию: «...победы христолюбивому воинству на сопротивныя даруя...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г. Новоград-Волынск лежит при впадении рч. Смолки в р. Случь. Древнее название этого города – Возвягль, Взвягль, Звяголь и Звеголь (в древних актах). Простой парод и до сих пор называет его Звягель 146 . Под именем Звягеля он упоминается в летописях под 1257 годом и издревле принадлежал к Владимирскому княжеству. В этом именно году Галицко-Волынский князь (король) Даниил Романович, очищая свою землю от татар и выгоняя их из пределов её, сжёг город Взвягль, а жителей его разделил между братом своим Василько Романовичем и своими сыновьями за то, что они сначала было поддались Даниилу и приняли тивуна (судью) от его сына Шварна, но потом – не дали ему тивунить и заперли свои ворота пред Галицким королём. Любопытно, что в эту смутную эпоху нашлись русские города, предпочитавшие непосредственную зависимость от татар господству русского князя. Вероятно татары, кочевавшие неподалёку от тех мест, обложив некоторые Волынские города известною данью и пощадив их от новых разорений за их покорность, на первое время не вмешивались в их внутренние дела, т. е. предоставляли им самоуправление; а жители их или боялись навлечь на себя новые татарские погромы, подчинившись возмутившемуся против татар Государю (Даниилу), или же легкомысленно считали возможным процветание под непосредственною татарскою зависимостью, при отсутствии княжеских тиунов и других нелюбимых чиновников древней Руси 147 . В начале 16 столетия г. Звягель имел особых Звягельских князей. Потом город этот, сохраняя название Звягеля, был поместьем графини Зубовой, урождённой Любомирской. В 1795 году, после присоединения Волыни к России, город этот с достаточным пространством выгодной земли был приобретён в казну за 333,570 рублей и переименован в Новоград-Волынск, причём предполагалось сделать его губернским городом и поместить в нём губернские присутственные места. Но это предположение осталось не исполненным по причине больших денежных сумм, нужных для построения всех присутственных мест, между тем как в Житомире для этой цели находилось старое по-монастырское иезуитское здание, где и поместились эти места. В 1804 году губернским городом был объявлен Житомир, а Новоград-Волынск остался уездным 148 . У города – всей земли 6,633 десятины 942 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Дионисий Хмыров Глава I. Исторический обзор деятельности русской православной эмиграции Численность российских эмигрантов после событий 1917 г., по некоторым оценкам, только в Европе составила 2 млн. человек. В целом же их количество достигло 4 млн. чел. В основном это были представители православного вероисповедания. «Вместе с паствой за рубеж ушли и многие пастыри, и архипастыри, большинство из которых оставили родину и свои епархии перед лицом прямой угрозы для жизни». 1 Одними из главных очагов русской эмиграции, если не считать те государства, которые образовались вследствие крушения Российской империи (Польшу, Финляндию, Латвию, Эстонию и Литву) стали Франция, Германия, Чехословакия, Болгария и Югославия. «...Гражданская война практически прервала связи Патриарха в Москве с епархиями, оказавшимися на территории, занятой Белой Армией, – пишет исследователь. – Эта ситуация обусловила появление временных органов церковного управления, не связанных с Москвой, как это было на юге России, где властвовал генерал А. И. Деникин. Именно там – в Екатеринодаре – весной 1919 г. было сформировано Высшее временное церковное управление». 2 Благодаря своему географическому положению главной страной первоначального прибежища русских эмигрантов стала Турция. В ноябре 1920 г. вместе с армией генерала П.Н. Врангеля и гражданскими беженцами в Константинополь прибыло возглавляемое митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) Временное Высшее Церковное управление (ВВЦУ) Юга России, члены которого разместились на подворьях русских афонских обителей. 3 20 ноября Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет издали указ 362 о создании церковных управлений (автономных митрополичьих округов) под руководством старшего иерарха на территориях, оторванных от центрального церковного управления. Этим важным документом указывался путь к сохранению канонического строя церковного управления на случай крайне печального развития событий для высшей церковной власти в лице Патриарха Тихона и его приемников. Данное постановление легло в основу канонического устроения Русской Зарубежной Церкви и явилось ключевым документом, на основании которого ВВЦУ продолжило свою деятельность за границей. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010