Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Нужно ли дословно принимать рассказ о Ноевом ковчеге, или это миф? После прочтения Библии возникли вопросы. Например 15. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей известно 1 Локоть примерно 50 см. Объем ковчега получается 56250 кубических метров. 14. Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, Известно более 24000 вида млекопитающих, рептилий и птиц. По паре 48000. 2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3. также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, Даже если предположить, что большинство животных были нечистыми, и это число умножить на 3 получится 144000 душ. На каждого животного в среднем получается 0,39 кубических метра. Даже для маленького животного в таком небольшом пространстве 6-месячное путешествия невозможно. Кроме того, Есть 1500 тысяч видов насекомых 15. и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни 6-месячный запас продовольствия, места для людей, перегородки в ковчеге и получается в 1 м³ помещалось минимум 5 животных . Это можно как-то объяснить или принять как миф? Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Арчил! В зависимости от того, с какой точки зрения смотреть на это повествование, можно прийти к разным заключениям. Так, если мы будем подходить к чтению Библии как к обычному чтиву или сказке, а не как к Богодухновенной книге, то многое (если не всё) в ней написанное покажется нам неправдоподобным и нелепым. Когда же мы говорим о чудесах, описанных в Библии, то, чтобы понять, как это могло быть, не хватит, пожалуй, и всей жизни. Давайте попытаемся научно обосновать, как Христос мог воскресить Лазаря, смерть которого к тому времени произошла уже около 4 суток назад? Современная наука скажет, что это невозможно. А наша вера подсказывает, что для Бога нет ничего невозможного. Или как Христос мог накормить пятью хлебами 5 тыс. человек? Мы верим, что Бог нас не обманывает. Один из подвижников нашей Церкви, отвечая на подобный вопрос (речь шла о том, как Иона смог выжить после того как его проглотил кит) сказал, что если бы в Библии было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона кита, то он всё равно бы в это свято верил.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/nuzhno-li...

18 Марта. Поучение о хождении с Христом на глубину Отплыви на глубину ( Лк.5:4 ) Так наказал Господь Петру и остальным апостолам, когда закончил говорить. Это значит, что Он сперва дал наставления и сразу за этим призвал к делу. Это же и для нас важно: как только научимся чему-то из Евангелия, сразу же нужно постараться это выполнить. Ученики делатели угодны Господу, а не просто ученики. Отплыви на глубину! Возле берега, на мелководье, Господь говорил народу, который менее посвящен в тайны Царства Божьего, апостолов же Он позвал на глубину. На мелководье меньшая опасность, но и меньший улов. На мелководье обитают жабы, змеи да иные меньшие земноводные пресмыкающиеся – вот и вся опасность; и на мелководье водится только мелкая рыба – вот и весь улов. А на большой глубине опасность велика. Там большие звери морские и большие бури – вот опасность. Но там водится большая и хорошая рыба в значительном количестве – вот улов. Так что, посвященный, отплыви на глубину! Отплыви на глубину таинственного моря житейского, но не отправляйся в путь без Христа на лодке своей. Ни за что. Ибо не только можешь провести всю ночь своей жизни, не поймав ничего. Ведь жаловался Петр: Мы трудились всю ночь, и ничего не поймали. Но дело не только в этом; может и худшее произойти, если Христа не будет в лодке. Тебя могут бури захватить и в бездну повергнуть, могут тебя и огромные звери морские съесть. Бури – это, посвященный, страсти твои собственные, которые сопутствуют тебе неминуемо, если ты отправляешься на глубину без Христа. Огромные звери морские – это бесы, которые во мгновение ока могут погубить тебя, как во мгновение ока погубили большое двухтысячное стадо свиней. Если же ты отправляешься на глубину с Христом, не бойся ничего, а радостно и смело иди, прижавшись к Господу. Будешь с наилучшим уловом и наполнишь им обе лодки – и телесную, и духовную. Наилучший улов добудешь, посвященный, и без опасности сойдешь на берег – на берег Царствия Христова. Только никуда без Христа! Ни на мелководье, ни на глубину. На мелководье тебя будут донимать и голод, и многие мелкие гады, а на глубине тебя зло большое настигнет. Ты – наш Кормчий, наша Защита, наша Пристань, о Всемогущий Спаситель! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Четверг третьей седмицы, на вечерне. Прокимен, глас 6 Помилуй меня, Господи,/ибо попрал меня человек. Стих: Попирали меня враги мои весь день. Пс 55 :2А, 3А 1. Бытия чтение В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери земли по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег по паре мужеского пола и женского от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие к Ною в ковчег мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Господь Бог. И затворил Господь Бог за ним ковчег. И продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись все высокие горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. Быт 7:11–24; 8:1–3 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пс.148:10 .   Звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые. «Зверие и вси скоти». И в этом Пророк сделал разделение; не сказал просто: четвероногия животныя, но кротких отличил от свирепых; и повелевает за тех и других песнословить Творца; потому что ничего нет излишняго и безполезнаго, хотя сие и сокрывается от нашего ведения. «Гады и птицы пернаты». С упоминанием гадов сопрягается и понятие о естестве плавающих; потому что они пресмыкаются в водах. Так нарек их и Бог; ибо сказал: «да изведут воды гады душ живых, и птицы летающия по тверди небесней» ( Быт. 1, 20 ). После всего этого Пророк призывает и того, кто за всех песнословит; потому что после всех создания Божия сподобился человек. Но и его призывает по сословиям; сперва вводит лик царей, а потом сонмы подданных, и говорит: Пс.148:11 .   Цари земные и все народы, князья и все судьи земные. «Царие земстии и вси людие». Не лишает же песнопения и вторых по царях, князей, и за ними следующих, судей, но и им сообщает происходящую от сего пользу. «Князи и вси судии земстии». Даже каждому возрасту, каждому поколению, и мужескому и женскому полу, повелевает делать это, и из мужей и жен сперва тем, которые имеют совершенный возраст. Пс.148:12 .   Юноши и девицы, старцы и отроки. «Юношы и девы». Потом именует крайние возрасты. «Старцы с юнотами». И незрелый и перезрелый возраст, говорит Пророк, да песнословит Бога. Пс.148:13 .   Да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах. «Яко вознесеся имя Того единаго». Ибо память богов лжеименных угасла, и единаго сущаго Бога имя соделалось досточтимым. «Исповедание Его на земли и на небеси». Не пренебесные только воспевают Его; но и вся земля исполнилась ведения Господня, «яко же вода многа» для покрытия морей ( Авв. 2, 14 ). Пс.148:14 .   Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия. «И вознесет рог людей Своих». Непреоборимым и славным явит народ Свой. Ибо " рогом» Пророк назвал крепость, взяв образ речи с животных вооруженных рогами, которыя в рогах поставляют свою крепость. «Песнь всем преподобным Его». Ибо уверовавших в Него делает не только крепкими, но и присночтимыми для всех. «Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему». Сею славою пользовался Израиль, когда близок был к Богу. А теперь прешла знаменитость вместе с благочестием, и Израильтяне лишились оной, а язычники возвеселены дарами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

24. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил ecu: исполнися земля твари Твоея. Созерцая все мироздание и размышлял о промышлении Божием, псалмопевец приходить в восторг. – «Господи, восклицает псалмопевец, как возвеличились – в каком величии открылись дела Твои! – разумеется, они неизмеримы по объему, не исчислимы по количеству, невыразимы по превосходству своего великолепия. – Господь все сотворил премудростью своею, так что во всем видны Его разум и воля, во всех созданиях очевидны законы и цели: так сотворены свет, небесная твердь, облака, ветры. молния и проч. (ст. 2–4 и сл.). – Вся земли полна твари Его, точнее – произведений, возникших по воле Божией; таковы травы, хлебные злаки, виноград, масличные деревья, кедры, а вместе с ними обитают на всей земле всякие птицы и различные звери (ст. 10–12, 14–17). 25–26. Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими: тамо корабли преплавают, змий сей, его же создал ecu ругатися ему. Как земля преисполнена всяческих создании Божиих, так и море. – Сие море великое и пространное, именно – Средиземное море: там, в этом обширном море – гады или животные пресмыкающиеся, которым нет числа; там-же находятся и животные вел имя и малые, преимущественно рыбы; там корабли преплавают или переплывают всю поверхность моря, от одного берега до другого, с востока до запада, и обратно; там и этот змий, которого Ты, Господи, сотворил так, что он может ругатися над ним – над морем, т. е. не страшась ярых и грозных волн моря, он плавает по ним, и попирает их, как царь побежденных врагов, как бы забавляется ими, посмеивается над самым морем. Таким именно является змий – левиафан или крокодил, когда он выходит из устья реки Нил в открытое море и играет в нём ( Иов.41:23–24 ). 27–30. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же Тебе лиие, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В пятый день Бог творит первые живые существа: являются рыбы, пресмыкающиеся и птицы. Замечательно, что в повествовании о пятом дне Моисей по второй раз употребляет слово «Бара», т. е. «сотворил» (первый раз – в первом стихе), отмечая этим, очевидно, новый творческий акт: в пятый день получает начало жизнь на земле, как нечто такое, чего не было в первобытном веществе. В шестой лень, по слову Творца, являются земные животные высшего рода, – четвероногие, гады и звери, – и в заключение всего Бог творит лучшее и совершеннейшее из живых существ на земле – человека. В рассказе о сотворении человека, в третий раз употребляется слово «Бара»: совершается в третий раз творческий акт в полном смысле этого слова, так как человек имеет в своей природе нечто такое, чего не было и нет в сотворенной до него природе, – богоподобный дух, отличающий его от всех живых существ. Отличие человека от прочих живых тварей как по способу его сотворения, так и по достоинству его природы (образ и подобие Божие.) и назначению. – По рассказу Бытописателя, человек создан особым образом, не так, как сотворены другие твари. Прежде всего, созданию человека предшествует совет между Лицами Св. Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ); уже этим отмечается высокое значение человека сравнительно с другими земными тварями. Самое тело человека создается не одним только Божественным словом: «да будет», как создан неорганический мир, – не одним только творческим повелением: «да произрастит земля», «да изведут воды» и т. п., как прочие земные твари, но особым творческим действием: «создал Господь Бог человека из праха земного» (2:7). Созданием тела не ограничивается творческая деятельность по отношению к человеку: «Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (2:7). Таким образом, по составу своей природы человек принадлежит к двум мирам, – телесному и духовному: замыкая собою цепь земных тварей, он вместе с тем составляет в ней звено, связующее тварь с Самим Творцом мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Впрочем немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков... Многие с великой поспешно­стью побегут в пустыни и со страхом будут укрываться в горах и пещерах. А кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно, хотя и ус­лышит, но верить не будет... По исполнении же трех с половиною лет власти и действия нечистого... и придет наконец Господь, подобно молнии... придет Святый, Пре­чистый, Страшный Бог наш с несравненною славой. Отверзнутся гробы и в мгновение ока пробудятся все колена земные. Мучитель со всеми демонами связанные будут при­ведены перед судилище... все же не принявшие печати ан­тихриста и все скрывающиеся в пещерах возвеселятся...» Когда я записал эти пророчества в Киеве в 1917 г. мне не могла придти в голову мысль о том, что они так полно и точно исполняются. Я тогда пожимал плечами и думал: «а откуда же возьмутся гады и пресмыкающиеся?» Но когда на Лемносе меня укусила сколопендра и в палат­ках убивали ядовитых змей, эти слова пророчества пол­ностью реализировались. В 1917 году странствования с запада на восток и с востока на запад еще не предвиделись, не было ни смяте­ния на море, ни скрывания по пустыням и в пещерах. В моем психофильме революции можно найти все эти карти­ны до мельчайших подробностей позже осуществившимися. Мой школьный товарищ, у которого я жил тогда на квартире, рассказывал мне, как одна старуха из пред­местья Харькова в восьмидесятых годах, когда мы были гимназистами, пророчествовала, что настанет война с жел­токожими и Россия будет побеждена, что потом наста­нет война мировая и за нею катастрофа - погибнет Цар­ская Россия и настанет великое бедствие и брат пойдет на брата на Украине. «Ну, - говорили мы в 1917 году - этого еще нет. Украина цела. Теперь все это уже пережито. А пятиконеч­ная звезда разве это не клеймо «мучителя»? Теперь уже все видели и все пережили и Дантов ад представляется жалкой пародией на пережитое. Ещё во время войны часто удивлялись, как все это может вынести че­ловек? Однако революция показала, что он может вынести и больше.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/11/...

Жизненную силу может дать только Тот, Кто все живит, Кто есть Начало жизни – Дух Святой. И самое важное и безусловное подтверждение этой истины дал Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, сказавший: Дух животворит… ( Ин. 6:63 ). Этих двух слов Божественного Учителя достаточно для того, чтобы не искать ответа на вопрос о возникновении жизни ни в каких глубинах науки и считать единым Подателем жизни Духа Святого. На первой странице книги Бытия читаем, что вначале сотворенная Богом земля была безвидна и пуста ( Быт. 1:2 ), большую часть ее составляла вода, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ). Что это значит? Это значит, что Он сообщал водам творческую энергию, необходимую для того, чтобы в них возникла жизнь; ибо первые живые существа: пресмыкающиеся, гады и рыбы – появились в воде. Жизнь возникла в воде силою и наитием Святого Духа. Духом уст Бога созданы все Силы Небесные: Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его все Силы их ( Пс. 32:6 ). Дух Божий оживил и первое тело человека, Адама, созданное из персти земной, ибо сказано в Писании, что в это тело вдунул Бог дыхание жизни (см. Быт. 2:7 ). Тщетно искать другой источник жизни. Что такое душа человеческая? Что такое дух человеческий? Человек создан по образу и подобию Божию. По какому образу? Старообрядцы представляют Бога Отца бородатым и потому бритые бороды считают искажением образа Божия. Но Бог бестелесен, и не тело человеческое будет подобием Его, а дух, являющийся дыханием Духа Святого. Но не только дух человеческий имеет начало от Духа Божия. Все создано, все живет и все движется лишь той духовной энергией, источником которой является Сам Дух Святой. Эта энергия, Дух Божий, во все проникает, всех освещает, все одухотворяет. И в животных, и в растениях есть малая частица Духа, ибо в них жизнь, а где жизнь, там и Дух Святой. Вместе с жизнью они получили слабое дыхание Духа Святого. Жизнь подает Он в малой мере былинке и цветочку; жизнь высшего порядка в огромной мере подает Он людям, которые усердным исполнением заповедей Христовых удостоились стать храмами Святого Духа, живущего в них. Им подает Он в великом изобилии Свои дары: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

и скажет: «все народы, познайте мою силу и власть!»... Но все это обма­ном и мечтательностью, а не действительно... Тогда сильно восплачет и воздохнет всякая душа. Тогда все увидят, что несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод. Ибо жестокие надзи­ратели будут поставлены на место, и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучителя, тому по­зволено будет купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать на ложе матери. Умрет и мать над своим детищем, умрет также и отец с женою и детьми среди торжища и некому похоронить и положить их в гроб. От множества трупов, поверженных на улицах, везде зловоние, сильно поражающее живых. С бо­лезнью и воздыханием скажет всякий по утру: «когда наступит вечер, чтобы иметь нам отдых?» Когда наста­нет вечер с самыми горькими слезами будут говорить сами в себе: «скоро ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби?» Но некуда бежать или скрыться, по­тому что все будет в смятении и море, и суша. Глад, землетрясение, смущение на море, страхования на суше. Множе­ство золота и серебра никому не принесут никакой пользы во время скорби, но все люди будут называть блаженными умерших, преданных погребению прежде нежели нашла на землю эта великая скорбь. Но все поспешат бежать и скрыться и нигде уже не укрыться от скорби... напротив того при голоде, скорби и страхе будут угрызать плотоядные звери и пресмыкающиеся гады. Страх изнутри, извне трепет. День и ночь трупы на улицах. Смрад на стогнах, зловоние в домах: голод и жажда на стогнах, глас рыдания в домах. С рыданием встречаются все друг с другом, отец с сыном, мать с дочерью. Друзья на улицах обнимаясь, с друзьями кончают жизнь. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей, как у мертвецов... Пошлет Господь Илию и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду благочестие, дерзновенно проповедовали всем благоведение, научили не верить из страха мучителю. Никто да не верит нисколько, никто да не повинуется богоборцу, никто из вас да не приходит в страх, так что богоборец сей скоро будет приведен к бездействию...

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/11/...

Во второй день Бог сотворил твердь, или видимое нами небо. В этот день часть вод, в виде легких частиц, составивших облака, поднялась вверх, утвердилась в воздушном пространстве, и открылось видимое нами небо. В третий день сотворены были вместилища вод на земле, суша и растения. В этот день, по слову Божию, образовались моря, реки; земля произвела зелень, траву и деревья, и все это на пользу животным и человеку. В четвертый день на тверди небесной, по слову Божию, появились солнце, луна и звезды для освещения земли и для того, чтобы по ним могли определять время: годы и времена года, месяцы, дни и часы. Земля, на которой мы живем, представляет из себя земной шар и не стоит неподвижно, а обращается вокруг солнца. Нам кажется с земли, что будто бы солнце ходит вокруг нее, но, на самом деле, как доказали ученые, земля обращается вокруг солнца. Во время обращения она то приближается к солнцу, то удаляется от него, и поэтому лучи солнца то падают прямо на землю и в том или другом месте дают свет и теплоту, то косвенно, как бы скользят по ней, и не дают в том месте теплоты, а только свет, так, напр., бывает зимою. От этого обращения земли вокруг солнца и бывают разные времена года: весна, лето, осень и зима. Обращаясь вокруг солнца, земля в то же время обращается, как принято говорить, вокруг своей оси, подобно колесу. От этого обращения происходят дни и ночи. Если бы не было обращения, то земля была бы обращена к солнцу постоянно одною стороною, и поэтому свет и теплота достались бы только одной половине земли, а на другой были бы всегда ночь и холод. Но Бог устроил так, что от обращения земли, подобно колесу вокруг оси, происходит то, что когда на одной стороне земли бывает день, то на другой – ночь, и обратно. Так премудро устроил Господь! В пятый день Бог создал рыб, животных земноводных и птиц и дал им способность размножаться. Так с пятого дня на земле стали появляться живые существа. В шестой день сотворены были животные, живущие на суше, и гады, пресмыкающиеся, так же, как рыбы и птицы, со способностью размножаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010