Выделение Луцкой земли в отдельный княжеский удел привело к открытию здесь отдельной епископской кафедры. По мнению Е. Е. Голубинского , поддержанному А. Поппе , Я. Н. Щаповым и др., это произошло до 1240 г., наиболее вероятно в 30-х гг. XIII в., при кн. Данииле Романовиче ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Пол. 1. С. 700; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 54; Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси, 988-1240. М., 19962. С. 467). Впервые Л. е. названа в источниках под 1288 г. Описывая кончину владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича, Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевского свода) сообщает: «В Луцкую епископью да крест велик сребрян позолотисть с Честным Древом» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). Каменная кафедральная церковь на территории луцкого Верхнего замка (замок Любарта; в более поздних источниках - ц. во имя ап. Иоанна Богослова), по данным археологических исследований (1984-1986), датируется кон. XII в. (в XIII-XVII вв. подверглась многочисленным перестройкам, просуществовала до кон. XVIII в.). Под 1259 г. Галицко-Волынская летопись сообщает о чудесном спасении Луцка от монг. нападения заступничеством ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. В 1326 г. Луцкий еп. Феодосий присутствовал в Москве на похоронах митр. Киевского свт. Петра . В 1328 г. он участвовал в хиротонии Владимирского еп. Афанасия. Под 1331 и 1335 гг. имеются упоминания Луцкого еп. Трифона, под 1393 и 1398 гг.- еп. Иоанна. Под 1397 г. назван еп. Феодор, поставленный свт. Киприаном . Луцкий еп. Савва претендовал на Галицкий митрополичий престол, принимал участие в Соборе 1401 г. в Москве под председательством свт. Киприана, на к-ром был лишен кафедры. Границы Л. е. в XVI-XVII вв. четко не очерчены. Принято считать, что территория епархии совпадала с территорией Луцкого и Кременецкого поветов Волынского воеводства (ныне Ровненская, частично Волынская, Житомирская и Тернопольская области Украины). В этот период епархия граничила на севере с Турово-Пинской епархией (Пинский повет), на востоке - с Киевской епархией (Житомирское староство Киевского воеводства, граница по р. Случь), на юге - с юж. частью Киевской епархии и частично с Львовско-Каменецкой епархией (Брацлавское и Подольское воеводства), на юго-западе и западе - с Львовско-Каменецким, Холмским и Владимирским диоцезами (Львовский, Холмский, Бельский и Владимирский поветы Русского воеводства, граница по рекам Буг, Стырь, Серет, Збруч). Один из крупнейших мон-рей Л. е.- Жидичинская архимандрития ( Жидичинский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь ) в 1585-1620 гг. принадлежал Львовско-Каменецким епископам из рода Балабанов, что было предметом многочисленных конфликтов и длительной судебной тяжбы. В XVII в. в пределы Л. е. вмешивались Владимирские униатские епископы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Когда в 1709 г. возникла угроза конкуренции со стороны Слонимской резиденции иезуитов, василиане решили оставить в Жировичах низшие и философские классы. Сохранились тексты жировичских школьных диалогов и интермедий сер. XVIII в. на лат. и польск. языках со вставочными белорусскими интермедиями ( Мальдис. 1988). В 1752 г. виленские францисканцы напечатали трагедию С. Новицкого «Цицерон», поставленную в Жировичской гимназии. Эдукационная комиссия, созданная в 1773-1775 гг. для управления просвещением в Речи Посполитой, преобразовала василианские школы в поветовое (уездное) 3-классное уч-ще. В нач. XIX в. его учеников публично экзаменовали по религ. дисциплинам, на знание родного языка, поэзии, лат., франц. и рус. языков, по тригонометрии, стереометрии, алгебре, химии, логике, риторике и праву. Из жировичских школ вышло немало церковных деятелей, в т. ч. славист М. К. Бобровский , писатель Плакид Янковский, несколько епископов. Прот. Георгий Соколов, А. А. Ярошевич Монастырское собрание состоявшее из рукописей XV-XVIII вв., до широкого распространения печатной книги являлось (наряду с б-кой супрасльского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря ) одним из наиболее значительных в Западнорусской митрополии. По описи 1800 г., в библиотеке значились 192 рукописные книги «с хоров» и 345 «рукописей разного вида» ( 1993. С. 218). Сохранились богослужебные книги, переписанные в XVI в. для Ж. м. по заказу его ктитора, маршалка Александра Солтана, в имении Шешкинях под Вильной: Требник (БАН Литвы. Ф. 21. 2306; см.: 1993. С. 224); Богородичник с дополнениями (ГПНТБ СО РАН. Новосибирск. Собр. М. Н. Тихомирова. Р-11; см.: Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собр. рукописей. М., 1968. С. 19-21, 127, 149, 163-165). Обе рукописи 1545 г., что может косвенно свидетельствовать о времени создания или обновления обители. Сведения о книгописании в самом монастыре сохранились лишь за XVII-XVIII вв. ( 1993. С. 225), т. е. преимущественно с того времени, когда обитель уже приняла унию.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Велижская Замковая икона Божией Матери Велижская икона Божией Матери – чудотворный образ, почитаемый в городе Велиже (в XVII-XVIII вв.поветовый (уездный) центр Витебского воеводства, в XIX в. – уездный город Витебской губернии, ныне в Смоленской области). Около середины XVII в. икона была установлена на вратах велижского замка (отсюда ее название «Замковая»), построенного в 1536 г., сожженного до основания в 1580 г., затем восстановленного. Размещение Богородичных икон на въездных башнях и городских вратах получило в XVII в. распространение в городах Великого княжества Литовского, на восточных рубежах которого находился Велиж (подобным образом помещались иконы Божией Матери на вратах – «брамах» Вильно и Могилёва). Позднее икона была перенесена в замковую церковь Велижа. В 1792 г. эта церковь была снесена, а икону поместили в часовне (каплице) на берегу Западной Двины, где она пребывала до постройки в 1823 г. велижского Свято-Духова храма (первоначально униатского, с 1839 православного, с 1841 – соборный храм города). В нем Велижская икона Богородицы и находилась на горнем месте, в пристенном алтаре, традиционно для белорусских храмов XVIII – 1-й пол. XIX в. Предположительно Велижская Заступница принадлежала к одному из вариантов извода иконографического типа «Одигитрия». По сторонам иконы (на ее полях или в отдельных круглых медальонах, среди деревянной резьбы алтаря-киота) были размещены изображенные в кругах-клеймах «12 сцен праздников»; это могли быть клейма с изображением акафистных сюжетов или, как на белорусских иконах XVII-XVIII вв., сцен из жизни Богородицы, помещенных, как было принято в католических и униатской Церквах, в круглые клейма, оформленные в виде цветов розы. Алтарь-киот и серебряная риза иконы были выполнены на средства велижского купца Патрикея Савицкого. Самые торжественные богослужения, акафисты и молебны перед Велижской Затупницей совершались в Свято-Духовом соборе 8 сенттября, в праздник Рождества Богородицы, и в дни празднования памяти святителя Николая Мирликийского.

http://pravicon.com/info-4021

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИЖСКАЯ ЗАМКОВАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, почитаемый в г. Велиж (в XVII-XVIII вв.- поветовый (уездный) центр Витебского воеводства, в XIX в.- уездный город Витебской губ., ныне в Смоленской обл.). Ок. сер. XVII в. икона была установлена на вратах велижского замка (отсюда ее название «Замковая»), построенного в 1536 г., сожженного до основания в 1580 г., затем восстановленного. Размещение Богородичных икон на въездных башнях и городских вратах получило в XVII в. распространение в городах Великого княжества Литовского, на вост. рубежах к-рого находился Велиж (подобным образом помещались иконы Божией Матери на вратах-«брамах» Вильно и Могилёва). Позднее икона была перенесена в замковую церковь Велижа. В 1792 г. эта церковь была снесена, а икону поместили в часовне (каплице) на берегу Зап. Двины, где она пребывала до постройки в 1823 г. велижского Свято-Духова храма (первоначально униатского, с 1839 правосл., с 1841 - соборный храм города). В нем В. З. и. находилась на горнем месте, в пристенном алтаре, традиц. для белорус. храмов XVIII - 1-й пол. XIX в. Предположительно В. З. и. принадлежала к одному из вариантов извода иконографического типа «Одигитрия». По сторонам иконы (на ее полях или в отдельных круглых медальонах, среди деревянной резьбы алтаря-киота) были размещены изображенные в кругах-клеймах «12 сцен праздников»; это могли быть клейма с изображением акафистных сюжетов или, как на белорус. иконах XVII-XVIII вв., сцен из жизни Богородицы, помещенных, как было принято в католич. и униатской Церквах, в круглые клейма, оформленные в виде цветов розы. Алтарь-киот и серебряная риза иконы были выполнены на средства велижского купца Патрикея Савицкого. Самые торжественные службы, акафисты и молебны перед В. З. и. совершались в Свято-Духовом соборе 8 сент., в праздник Рождества Богородицы, и в дни празднования памяти свт. Николая мирликийского. В XIX в. в Велиже особо почиталась считавшаяся древней икона Божией Матери из Крестовоздвиженского храма (возведен в дереве в 1767, в камне - в 1790; первоначально униатский, с 1839 - правосл.). Эта икона прославилась тем, что ее заступничеством в 1848 г., когда образ обнесли вокруг прихода, в городе прекратилась эпидемия холеры. Судьба обеих икон из Велижа в XX в. не известна. Лит.: Красовский М. Велижское благочиние и некоторые из церквей его//Памятная книжка Витебской губ. на 1866 г. Витебск, 1866. С. 86, 96; Сапунов А. П. Древние иконы Божией Матери в Полоцкой епархии. Витебск, 1888. С. 8. Ю. А. Пискун Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/346064.html

IV. Митрополит Петр Могила К оглавлению Избрание двух кандидатов на Киевскую православную митрополию совершилось еще на избирательном варшавском сейме 1632 г., вскоре после избрания короля Владислава IV. Участвовавшие в избрании этих кандидатов составили письменный акт, который, как проливающий немало света на обстоятельство дела, приводим вполне. Акт гласит: «Мы, сановники, и рыцарство, и все духовенство, обыватели Короны Польской и вел. княжества Литовского, люди народа русского, религии греческой, находящиеся в послушании св. отца и пастыря нашего патриарха Константинопольского, собравшись сюда для благополучного избрания нового короля нашего из всех земель, воеводств и поветов, где живут люди русского народа, веры греческой (т. е. из воеводств Короны Польской: Киевского, Русского, Волынского, Подольского и Брацлавского, а также из воеводств, земель и поветов в великом княжестве Литовском: Виленского, Троцкого, Новогрудского, Витебского, Полоцкого, Мстиславского, Брестского, Минского, Брацлавского, Оршанского, Пинского и прочих), участвуя все сообща, по древним правам и обычаям, в избрании общего пастыря нашего, митрополита всея Руси, находящейся в послушании патриаршем, согласно, явно, ясно и добровольно объявляем и сознаем следующее: принимая во внимание, что после долгого и скорбного для нас времени нашему русскому народу мерами, обсужденными и поставленными вновь избранным королем, его милостию государем нашим милостивым, с согласия всей Речи Посполитой дано и восстановлено древнее право и свобода, так что мы можем теперь избирать вольною подачею голосов как верховного нашего пастыря митрополита Киевского, так и других отцов епископов согласно с «Статьями», постановленными наияснейшим королем его милостию и депутатами, для сего дела назначенными; принимая также во внимание, что в силу необходимости и обязанности, возложенной на нас теми же «Статьями», мы должны представить во время коронации двух избранных в сан митрополита кандидатов, из которых одного его королевская милость государь наш милостивый благоволит утвердить и уполномочить привилегиями; принимая во внимание, что нам было бы затруднительно собраться вторично в таком составе и числе избирателей, имеющих право на подачу голоса, в каком находимся ныне, и что по самому порядку Церкви Божией следует выбрать митрополита прежде, чем епископов, которые должны быть хиротонисаны митрополитом и находиться в зависимости от него,— мы вследствие вышеизложенных причин на сем месте избираем тех, кого Сам Господь Бог указал сердцам нашим, соединяющих в себе с древним и знатным происхождением, высокими добродетелями, благочестием и мудростию постоянство и ревность к религии нашей и другие требуемые условия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Прихожанам римским или униатским на них не можно искать правосудия, ибо кто отважится ехать за границу в Россию на них жаловаться? . 836 Брестское воеводство сначало входило в состав воеводства Подляшского, образованного в 1520 году и состоявшего из поветов: Брестского, Каменецкого, Мельницкого, Кобринского и части стравы по ту сторону Буга. В 1560 г. Подляшье присоединено к Польше на вечное время, а из поветов Брестского, Пинского и Кобринского образовано особое воеводство Брестское. 841 О религиозной борьбе между православными и униатами в Бресте в XVII веке в Актах Вилен. комм. Т. VI. Пред. стр. XXX–XIV и 56, 57, 89, 96, 97, 115. 842 Диариуш Филипповича в Русск. Истор. библ. т. IV, Спб. 1878 г. А. Ю. и 3. Р. т. IV, 51. О преследовании православных в Бресте иезуитами в 1716–1722 годах см. Опис. докум. и дел прх. Св. Синода. 1722 года, ч. 1. прил. XXXIII. Спб. 843 В числе документов Яблочинского монастыря находится купчая, совершенная в 1522 г. на продажу сел Яблочна и Константиновича, вместе с монастырем св. Онуфрия, при р. Буге находящимися, владельцем оных Забржезинским, воеводой новогрудским, Георгию Гличу, старосте брестскому. 844 Историч. опис. варшавской епархии, прот. Лотоцкого, стр. 213–240. Яблочинский монастырь, Ф. Каширина, в Холмск. месяцеслове, на 1870 г. стр. 95–108. 847 Перечень этих приходов (ныне Бельского, Влодинского, Соколовского и Радинского уездов Седлецкой губернии) можно читать в статье Крыжановского. Несколько документов относящихся к переходному состоянию Подлясья, после Брестского собора 1595 г. Холмск. месяцесл. на 1870 г. 849 В 1661 г. ректор дрогицких иезуитов, Кучинский, построил для коллегии каменное здание. Школа иезуитов существовала в Дрогичине до 1773 г., т. е. до уничтожения в Литве иезуитского ордена. 851 Дело арх. св. Синода 1733 г. 260, т. I, стр. 234, 253, 255. От 10-го августа того же года ксендз Ушицкий, парохиальный викарий дрогичинский писал троицкому игумену: «Честный отец монастыря Нагорного. Стерпеть того не могу, чтобы наперед не уведомить вас, дабы я не учинил вам неприятное какое действо, то есть, что десятого дня имеете процессию публичную: того ради предостерегаю вас, дабы вы публично оной не отправляли чтоб вам не иметь препятства какого от мене; ибо все то делается в противность правам костельным и конституциям всей Речи Посполитой, то есть, во первых, противно конституции и декрету, на главном сейме установленному, также противно манифесту всей Речи Посполитой, в Львове учиненному на нас, также противно запрещениям епископов наших, то есть противно заказам их: каковых документов довольно у себя имею, как могу счислить до пятидесят, которых здесь не упоминаю, понеже к описанию и читанию того много бы времени потребно было: но все то оставив, только предостерегание вам даю, когда вы начали правом и манифестом себе защищая, то перестаньте и того ныне не делайте, что вам заказываю: ибо в той привилегии, которую имеете, сие придано, чтобы не было в предосуждение парохии, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Уже из одного этого перечня сторонников той и другой партии видно, что обе партии для авторитетности собора считали необходимым довольно широкое и разнообразное представительство от всех членов церкви и слоев населения. Равным образом отсюда же ясно, что православная партия гораздо правильнее и шире смотрела на дело, допуская выборы от поветов, городов, братств и т. п.; тогда как униатская партия свободные выборы заменяла административным назначением (послы от папы и от короля) 2565 . Мы опускаем здесь подробности тех обманов, уверток и интриг, путем которых униатская партия не допустила православную до совместного соборного обсуждения дела и произвела открытый раскол, заставивши православную партию устроить свой особый собор, отдельный от униатского. А прямо переходим к более подробному описанию православного собора, картина которого может дать некоторые поучительные уроки и для нашего времени. Прежде всего, все многочисленные участники православного собора (собравшегося, к слову сказать, в силу необходимости, даже в частном доме, так как церкви были заперты, по распоряжению местного униатствующего епископа – Ипатия Поцея) разделились на две половины, или кола: коло духовное и коло светское, каждое из которых заседало особо. Духовное коло имело своими председателями патриарших экзархов – Никифора и Кирилла и вы- —137— брало еще двух примикириев: протопопа заблудовского Нестора, для наблюдения за порядком в заседаниях и проповедника – Игнатия для заведывания соборными нотариями. Светское коло, имевшее фактическим своим председателем князя К.К. Острожского, избрало еще маршалком, т. е. распорядителем Демьяна Гулевича, бывшего Волынского посла. Перед началом заседаний духовные члены собора освятили зало по православному, прочитали молитвы обычные перед открытием собора и посредине своего духовного кола положили на аналое Святое Евангелие. Первый день соборного заседания – 6-ое Октября – открыт был речью епископа Гедеона Болобана, свидетельствовавшего о своей верности православию и об измене ему митрополита и других владык. Затем, хотели было приступить к разбирательству самого дела; но вспомнили, что посольство, отправленное к митрополиту еще накануне, не возвратилось и решили сначала: дождаться его и узнать об результатах. В это время выступили было некоторые из послов от различных воеводств, поветов и городов с заявлениями о данных им инструкциях; но собор, за поздним временем, отложил выслушивание их до другого времени. На этом, и закончилось заседание первого соборного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Тбилиси: патриарший кафедральный собор Тбилисский Сиони (V-VII вв.), самая древняя тбилисская ц. Анчисхати в честь Рождества Пресв. Богородицы (V в.), церкви во имя вмч. Георгия в Диди Дигоми (VII-VIII вв.), во имя Андрея Первозванного (Лурджи-Монастери, XII в.), во имя Св. Троицы рядом с Национальной парламентской б-кой Грузии (XIII в.), Метехи в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.), Верхний и Нижний Бетлеми в честь Рождества Христова (ул. Бетлеми), Кашвети во имя вмч. Георгия (VI, XIX вв.), русская во имя блгв. кн. Александра Невского (XIX в., ул. И. Джавахишвили), Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда (XIX в.), во имя вмц. Варвары, в честь Вознесения Господня в Сабуртало, в честь Вознесения Господня на Вознесенской улице и др.; в Мцхете и окрестностях: патриарший кафедральный собор Светицховели (Животворящий Столп) во имя 12 апостолов (XI в.), церкви Барбарети (во имя вмц. Варвары; X-XI вв.), во имя Св. Троицы (XI в.), во имя вмч. Георгия в Калоубани (XII в.), во имя Пресв. Богородицы (XII в.) в историческом монастыре Армази и др.; в муниципалитете Мцхета: 3-нефная базилика (V-VI вв., с. Ксани), церкви Дзвели-Сакдари (VIII в., в с. Дзалиси), Кехиджвари (VIII в., с. Церовани), во имя Пресв. Богородицы (VIII-IX вв., с. Глдани), Укугма (VIII-IX вв., с. Сасхори), в честь Честного Креста (VIII-IX вв., с. Ксовриси), комплекс Веджини (VIII-IX в., с. Глдани), церкви во имя свт. Григория Богослова (IX-X вв., с. Глдани), во имя Пресв. Богородицы (IX-X вв., с. Карсани), Вантеди (IX-X вв., с. Земо-Ничбиси), Адгурис-Сакдари (IX-X вв., с. Сагурамо), Бодзис-Сакдари (X в., с. Дзегви), Киколаант-Сакдари (X в., с. Квемо-Ничбиси), Онагири во имя вмч. Георгия (X в., с. Дигоми), вмч. Георгия (X-XI вв., с. Дигоми), во имя вмч. Георгия (XII-XIV вв., с. Дигоми), Дзвели-Сакдари (XII-XIV вв., с. Лелоби), во имя свт. Николая (XVI-XVII вв., с. Квемо-Ничбиси), в честь Фомина воскресенья (1669 г., с. Схалтба), во имя Пресв. Богородицы (1676-1700 гг., с. Дзегви), во имя Пресв. Богородицы (1692 г., с. Ахалубани), во имя Архангелов (1704 г., с. Сасхори), во имя Пресв. Богородицы (1716 г., с. Дзегви), во имя вмч. Георгия и во имя Пресв. Богородицы (XVII-XVIII вв., с. Тхинвали) и др.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

С.Б. Сорочан Список общественных сооржений Херсона в вв. 1427 Культовые памятники Церковь св. муч. Луппа-воина (V–VI вв.) Церковь св. Лонгина (V–VI вв.) Храм и птохион св. Фоки Навта (V–VI вв.; возможно, с ними связана постройка с кладкой opus mixtum, раскопанная в 1902–1904 гг. в восточной оконечности портового района) Церковь св. великомуч. Феодора (VI в.) «Базилика на холме» – (вторая половина – конец VI в.) Базилика Крузе – (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в базилике» – (вторая половина VI – начало VII вв.) Баптистерий в северной галерее «базилики в базилике» (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в квартале L (вторая половина VI – начала VII вв.) «Базилика на агоре с пристроенной к ней с севера крещальней (вторая половина VI – начало VII вв.) Одноапсидный и однонефный храм, открытый в 1958 г. на месте античного театра (VI в.) Загородный ранний одноапсидный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г. (VI–VII вв.) Южный загородный крестовидный храм Богоматери Влахернской (середина – вторая половина VI в.) Баптистерий в южном пастофории храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Церковный комплекс жилых и хозяственных помещений, возможно, птохион с северной стороны храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Молельня с сиденьями в стенах и ограда-перивол с кладкой opus mixtum монастыря Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Тетраконхиальный теофанический мартирий – посвященный чуду епископа Капитона (третья четверть VI в.) Гробничный мартирий с криптой в квартале III (третья четверть VI – начало VII вв.) Гробничный мартирий св. Василия – «часовня рядом с Западной базиликой (вторая половина – конец VI в.) Западная базилика – – церковь св. Леонтия Киликийского с южной галереей, вероятно, носокомионом (конец VI в.) Баптистерий Западной базилики (конец VI – начало VII вв.) Восточная базилика – она же – храм апостола Петра (конец VI – начало VII вв.) Одноапсидная молельня – открытая в 1908 г. рядом с Восточной базиликой (вторая половина VI – начало VII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причастен субботы «Блажени яже избрал» на 4-й плагальный (8-й) глас И. С. также весьма часто встречается в рукописях, напр.: РНБ. Греч. 130. Л. 390 сл., нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192v - 193, нач. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 391-391v, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 294-294v, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 300-312, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135v - 145, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 1012. Fol. 216-224v, 1768 г.: μαχορι - название арабо-персидского макама (лада); Meteor. Metamorph. 92. Fol. 137-137v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; БАН. РАИК. 43. Л. 138 об.- 139 об., 2-я пол. XVIII в.; Andros. Agias. 33. Fol. 305 sq., 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского; РНБ. Греч. 132. Л. 413 сл., кон. XVIII в. Известны также причастны И. С.- воскресный на 4-й глас (Ath. Doch. 363. Fol. 415v - 416v, 2-я пол. XVIII в.) и вторника «В память вечную» на глас βαρς (7-й) (Ath. Doch. 374. Fol. 168-170, сер. XVIII в.). Менее распространены следующие сочинения И. С.: краткие евлогитарии (тропари по непорочных «Благословен еси, Господи... Ангельский собор») на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Gregor. 4. Fol. 116 sq., 1744 г., ркп. свящ. Михаила Хиосского; БАН. РАИК. 42. Л. 105-106 об., сер. XVIII в.; Ath. Doch. 348. Fol. 97v sq., 2-я пол. XVIII в.; Thessal. Sourotis. Fol. 274v - 277v, 2-я пол. XVIII в., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143-145v, 1789 г., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского); пасапноарии («Всякое дыхание») на 4-й глас (Ath. Paul. 37. Fol. 193-197, 2-я пол. XVIII в.); изобразительные антифоны на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 325. Fol. 125v - 127v, сер. XVIII в.); воскресный входный стих «Приидите, поклонимся» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 184v - 185); аллилуиарий на глас πρωτβαρυς (Cypr. Machairas. 2. Fol. 317v sq., сер. XVIII в.; Andros. Agias. 34. Fol. 302v - 308v, 1756 г., ркп. иером. Нектария; Meteor. S. Stephani. 127. Fol. 188v - 189, 3-я четв. XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 292 сл., кон. XVIII в.; см. также Andros. Agias. 33. Fol. 293v - 294, 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского); прокимен Великого поста «Не отврати» и «Да исправится» на литургии Преждеосвященных Даров (Thessal. Sourotis. Fol. 530-531; Ath. Ivir. 997. Fol. 133v - 134, кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/468943.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010