Позднейшие писатели, повторяя известие как достоверное, также решительно ни один не указывают его источников и оснований, почему и заслуживает полной веры Ассемани, который, давая знать, что оно есть простое позднейшее измышление, прямо утверждает (в Kalendaria t. 2, р. 204), что оно принимается и повторяется nullo antique teste. По наведении точнейших справок, мы можем прямо указать, каким образом возник этот мнимый Феофилакт из смешения с Феофилактом позднейшим. Этот последний, как читается о нем в одном каталоге болгарских архиепископов (у Дюканжа в Familiae Byzantinae, ed. Paris., p. 175, и как ов сам дает знать в своих письмах), был родом из Еврипа ( Θεοφιλα’ κτος ο’ ξ Επι’ που), но на константинопольском соборе 879 – 880 г. присутствовал Феофилакт епископ еврипский ( Θεοφιλα’ κτος Επι’ που, см. Το’ μος χαρ ς – патр. Досифея, напечатанный в Валахии в 1705 г. стр. 34, строку 10): нет сомнения, что Феофилакт архиепископ болгарский, родом из Еврипа, был смешан с Феофилактом епископом еврипским, и что сначала время его жизни перенесено было на девятый век, а потом, когда было узнано, что он жил не в девятом, а в одиннадцатом веке, он был раздвоен – перенесен был на свое место в одиннадцатый век, но также оставлен и на прежнем месте в девятом веке. 71 Memor. рор. II, 420 и 650. III, 629 нач. Город этот существовал еще при римлянах и назывался у них, также по имени самой реки, Ad Magrum и Margus. Шафарик (Древн. II, I, 356), предполагает существование многих городов с именем Морава, но это несправедливо; город известен пе77именно только один сейчас названный, а затем по рекам сербской и болгарской Моравам было несколько не городов, а жуп или волостей того же имени; считаемый им за один из воображаемых им древних городов, носивших имя Морава, город Гилан (при истоках болгарской Моравы) есть город новый, построенный в очень недавнее время, см. Гана Reisevon Belgrad nach Salonik, 1-го изд., 1861 г., стр. 86 (а под Моравой, о которой в Memor. pop. II, 251 и 861, должна быть разумеема одна из жуп болгарской Моравы: cfr Monumenta Serbica Миклошича р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

76  Празднику Рождества Христова, совершавшемуся 25 декабря, посвящены 13 слов блж. Августина: Sermones 184–196 (=Sermones in Natali Domini 1–13). 77   Aug . Sermo 190, 1 (PL 38, 1007:12): et diem quo nasceretur, elegit. 78   Aug . Sermo 190, 4 (PL 38, 1008:57): Dies Filius ex die Patre, Deus ex Deo, Lumen ex Lumine. Ср.:  Aug.  Serm. 196, 1 (PL 38, 1019): «День рождения, ибо родился день. И потому сегодня, что отныне возрастает день». 79   Leo M.  Sermones 21–30 (=De Nativitate Domini 1–10.  Léon le Grand.  Sermons. T. I. Paris, 1947. SC 22. P. 68–181). 80  Блж. Августин посвятил поклонению волхвов, праздновавшемуся 6 января, шесть проповедей: Sermones 199–204 (=In Epiphania Domini 1–6). «Ибо в тот день поклонялись пастыри, сегодня волхвы» ( Aug.  Sermo 199, 1. PL 38, 1026:36). 81   Leo M.  Sermones 31–38 (=In Epiphaniae solemnitate sermones 1–8) (SC 22. P. 188–259). 82   Leo M.  Sermo 32, 4 (SC 22. P. 200). 83   Talley 1986.  P. 58. 84  Habeamus ergo, fratres, solemnem istum diem; non sicut infideles propter hunc solem, sed propter eum qui fecit hunc solem ( Aug.  Sermo 190, 1. PL 38, 1007:35). 85  …quibus hic dies sollemnitatis nostrae, non tam de nativitate Chrismi, quam de novi, ut dicunt, solis ortu honorabilis videatur ( Leo M.  Sermo 22, 6. SC 22. P. 86). 86  Подробнее см.: Κουκουλς. Σ. 13–19. 87   Libanius .  κφρασις   Καλανδν  4, 1053 (ed.  Reiske , 1791–1797). Цит. по:  Κουκουλς . Σ . 13. 88  «Один праздник дома, другой – города, а третий – народа. Но я знаю один праздник, общий для всех тех, кто живет под властью ромеев. Он совершается, когда один год завершен, а другой начался» ( ορτ δ μν τς οκας, δ πλεως, δ θνους. Μαν δ οδα κοινν πντων πσοι ζσιν π τν ωμαων ρχν. Γγνεται δ νιαυτο το μν πεπαυμνου, το δ ρχομνου ). Libanius. Progymnasmata 12, 5 (ed.  R. Förster.  Leipzig, 1921. P. 2:1–4. TLG 2200/6). 89   Greg. Nyss.  Ep. 14. PG 46, 1049C. 90   Libanius . Progymnasmata 12, 5 (P. 7:1–4). 91   Ast. Amas.  Hom. IV adv. kalendarum festum. PG 40, 217A–226B, см. особо 220А.

http://bogoslov.ru/article/6172043

328. Телеграмма Св. синоду викария Киевской епархии, епископа Чигиринского Никодима (Кроткова) 567 3 марта 1917 г. Как поминать на службах? Епископ Никодим РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 1. Подлинник. 329. Телеграмма Св. синоду архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Грибановского) 4 марта 1917 г. Почтительнейше прошу указаний относительно церковного объявления манифестов 568 и поминовении [на] Богослужении царствующего дома. Анастасий, архиепископ Кишиневский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 2. Подлинник. 330. Телеграмма Св. синоду архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского) 569 4 марта 1917 г. Kindly advise form of church commemoration of governmental power. Archbishop Evdokim 570 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 4. Подлинник. 331. Телеграмма Св. синоду епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила(Троицкого) 4 марта 1917 г. Прошу указаний относительно прочтения в церквах высочайшего манифеста об отречении Государя Императора от престола и относительно поминовения за богослужениями. Нафанаил, епископ Архангельский и Холмогорский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 11. Подлинник. 332. Телеграмма Св. синоду епископа Якутского и Вилюйского Евфимия (Лапина) 4 марта 1917 г. Почтительнейше прошу дать указания относительно действий [в] настоящем положении. Епископ Евфимий РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 12, 13, 15, 19. Подлинники; четыре экземпляра. 333. Телеграмма Св. синоду экзарха Грузии, 571 архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского) 572 4 марта 1917 г. Гражданской властью края сегодня обнародованы два манифеста. Прошу незамедлительно дать мне указания. Экзарх Грузии архиепископ Платон РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 14. Подлинник. 334. Телеграмма Св. синоду епископа Рижского и Митавского Иоанна (Смирнова I) 573 4 марта 1917 г. Прошу указаний, как совершать царское возглашение на богослужении. Епископ Иоанн 574

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 марта 1917 г. Манифест по городу объявлен. Объявлять ли с церковного амвона и по епархии. Ожидаю распоряжения Святейшего синода. Архиепископ Воронежский Тихон РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 8. Подлинник. 346. Телеграмма Св. синоду архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе) 5 марта 1917 г. Покорнейше прошу распоряжения Святейшего синода о чине поминовения властей. Димитрий, архиепископ Таврический РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 9. Подлинник. 347. Телеграмма Св. синоду епископа Вологодского и Тотемского Александра (Трапицына) 5 марта 1917 г. Вследствие обращения ко мне военных властей с требованием, смиреннейше прошу, ввиду пропечатания телеграфным агентством актов отречения от престола, дать указания относительно поминовения за богослужениями. Александр, епископ Вологодский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 10. Подлинник. 348. Телеграмма Св. синоду архиепископа Приморского и Владивостокского Евсевия (Никольского) и собрания духовенства г. Владивостока 10 марта 1917 г. Общее пастырское собрание города Владивостока [с] далекой окраины великой России, объединенное сознанием важности переживаемого момента, желает своей родине полного расцвета всех ее сил и скорейшей победы над внешним врагом, приветствует обновленный строй ее, просит в лице Вашего Высокопреосвященства Святейший синод принять такое приветствие и ниспослать благословение на общий объединенный труд. Архиепископ Евсевий, председатель собрания протоиерей Коноплев РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 77. Подлинник. 349. Телеграмма Св. синоду епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила(Троицкого) Приблизительно 911 марта 1917 г. Акты прочитаны, молебен совершен, 578 [все] принято [с] полным спокойствием; ради успокоения, по желанию и просьбе духовенства, по телеграфу отправлено приветствие Председателю Думы. Архангельский епископ Нафанаил РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. У стол. Л. 57, 58. Подлинник. 350. Донесение Св. синоду епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заблуждение. Новый год имеет астрономический и общественный смысл, Рождество – религиозный и вечный. Новый год отмечался людьми во все времена и во всех странах и отмечается сегодня в нехристианских обществах; Рождество же стало реальностью всего лишь 2 тысячи лет назад, после Воплощения Бога. > Отмечать Рождество Христово по старому стилю можно только тогда, когда и вся страна живет по такому же стилю. Глубокое заблуждение. Хранить христианский образ жизни и мысли мы обязаны независимо от внешних обстоятельств, тем более в условиях свободной страны, какой в последние годы стала Россия. Тем, кто называет себя христианами, неплохо бы задуматься о соблюдении постов и других принятых Церковью обычаев, а не подыскивать себе оправдания, что, дескать, «все так делают». > Православная церковь … привлечет к себе еще больше людей. Цель и мера церковности – не в количестве, а в качестве. Ночные клубы и публичные дома привлекают к себе еще больше людей. Ну и что? > Давайте изменим нашу жизнь к лучшему, будем жить все вместе по единому календарю. Давайте. См. на эту тему прилагаемую статью протоиерея Александра Лебедева из журнала «Русский пастырь». > Очень надеюсь на Ваше понимание. Взаимно. > Встретим Рождество Христово в этом году правильно! Ни вам, ни кому бы то ни было ничто не мешает этого сделать. С уважением, иеромонах Макарий (Маркиш) 24 декабря 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Marek Moko 10 января 2016, 15:47 my w Polsze snowa wsiej cerkwioj snowa wiernuli stary stil (julianski Kalendar),do tech por niekotorije prichody praznowali po nowomu stilu saw Bohu 8 января 2016, 19:54 живу в сша последние 12 лет. здесь календарный вопрос для православных- больная тема. кстати больше половины приходов принадлежащих московскому патриархату служат по новому календарю. список на официальном сайте. рядом с нами русской церкви нет, посещаем сербскую, они по старому календарю. Евгений Алексеев 8 января 2016, 19:32 Добрый день! Простите, но выскажу свое соображение по вопросу правильности календарей, решается очень просто.

http://pravoslavie.ru/89117.html

1885. Vol. 5. P. 120-160; idem. À propos du martyrologe hiéronymien//AnBoll. 1898. T. 17. P. 421-447; idem. Un dernier mot sur le martyrologe hiéronymien//Ibid. 1901. T. 20. P. 241-245; D ü mmler E. Das Martyrologium Notkers und seine Verwandten//Forschungen zur deutschen Geschichte. 1885. Bd. 25. S. 197-220; Krusch B. Zum Martyrologium Hieronymianum//NA. 1895. Bd. 20. S. 437-440; idem. Zur Afralegende und zum Martyrologium Hieronymianum//Ibid. 1899. Bd. 24. S. 289-337; Manteyer G., de. Les légendes saintes de Provence et le martyrologe d " Arles-Toulon (vers 1120)//MArHist. 1897. Vol. 17. P. 467-489; Morin G. Un martyrologe d " Arles antérieur à la «Tradition de Provence»//RHLR. 1898. Vol. 3. P. 10-24; Urbain A. Ein Martyrologium der christlichen Gemeinde zu Rom am Anfang des V. Jh. Lpz., 1901. (TU; 21); Chapman J. À propos des martyrologes//RBen. 1903. Vol. 20. P. 285-313; Delehaye H. Le témoignage des martyrologes//AnBoll. 1907. T. 26. P. 78-99; idem. Cinq leçons sur la méthode hagiographique. Brux., 1934. P. 42-74; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908; Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924; MartHieron. Comment; Stern H. Le Calendrier de 354: Étude sur son texte et ses illustrations. P., 1953; Gaiffier B., de. Les notices hispaniques dans le martyrologe d " Usuard//AnBoll. 1937. T. 55. P. 269-283; idem. De l " usage et de la lecture du martyrologe: Témoignages antérieurs au XIe siècle//Ibid. 1961. T. 79. P. 40-60; Hennig J. Studies in the Literary Tradition of the «Martyrologium Poeticum»//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. Dublin, 1953-1954. Vol. 56. P. 197-226; idem. Kalendar und Martyrologium als Literaturformen//AfLW. 1961. Bd. 7. S. 1-44; idem. Martyrologium und Kalendarium//StPatr. 1962. Vol. 80. P. 69-82; idem. Studies in the Latin Texts of the «Martyrology of Tallaght», of «Félire Oengusso» and of «Félire Húi Gormain»//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1970. Vol. 69. P.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Наталья 25 февраля 2015, 20:37 Очень полезная статья и интересная. Спасибо Анна. И кажется я Вас узнала, я " знакома " (в кавычках потому, что заочно) с Вами по другому форуму. Irina Pazhitnykh 8 апреля 2014, 09:43 Спаси Господи,Вас-дорогая многодетная мама!Столько полезных и,самое главное,не сложных приемов ,которые помогут трудную жизнь многодетной семьи сделать радостной и солнечной...Анна!Вы просто умница-дай Вам Бог силы на новое творчество.У меня семеро детей и уже пятеро внуков-ваши советы нам очень пригодятся.Мы делали календарь-елочку на Рождественский пост,где в кармашки-ел. шарики дети вкладывали записочки о совершаемых добрых поступках и делах-приближаемых нас к празднику Рождества Христова...А о Пасхальном Солнышке мы не додумались.Спасибо! Татьяна Воробей 15 марта 2014, 22:01 Спаси Господи!Очень назидательно для начинающих. наталья 10 марта 2014, 13:39 Спаси Господи! Замечательная и полезная статья. Ольга, Николаев 4 марта 2014, 13:58 спасибо огромное, Анна сама прекрасная мать, поэтому и статья такая отличная вышла!как хорошо когда личный опыт семейной жизни сопрягается с духовной, спасибо!! Людмила 3 марта 2014, 14:23 Спаси Господи!Какие молодцы!Просто и доступными средствами.Все можно ,если очень захотеть. Такие дети точно не вырастут далекими от Церкви. Olga Skitovich 26 февраля 2014, 22:35 БОЛЬШОЕ спасибо! Anna 26 февраля 2014, 13:02 Anna,vi ymnichka.Dai Bog vam zdoroviya,radosti,terpeniya.Mi tozhe obezatelno sdelaem kalendar,i bydem vse vmeste druzhno postitsya i molitsya.Vsem zhelaya terpeniya,sil,lubvi,dobra vo vremya posta.Bog vsem v pomosh. Наталья 9 апреля 2013, 13:12 Большое вам спасибо за редкую, но очень нужную информацию. Спаси, Господи! Вера 7 апреля 2013, 16:06 Спасибо за календарь! Сделали свой, и в процессе появилась идея вести календарь не сверху вниз (как в традиционных календарях), а снизу вверх - поднимаясь к празднику. Спаси Господи! Мария 21 марта 2013, 18:30 Спаси Вас Бог, уважаемая Анна! Воспользовались Вашим изобретением, такой календарь здорово поднимает настроение даже и взрослым!

http://pravoslavie.ru/60102.html

With the outbreak of the First World War, Archimandrite Nikolai was sent on a diplomatic mission to England, where he successfully pleaded the cause of the embattled Serbs. In addition, the distinction of his Oxford doctorate helped gain him an invitation to speak at Westminster Abbey. As one Anglican prelate later recalled: " The Archimandrite Nicholai Velimirovich came, and in three months left an impression that continues to this day. His works, 'The Lord's Commandments' and his 'Meditations on the Lord's Prayer' electrified the Church of England. His vision of the Church as God's family, as over against God's empire, simply shattered the West's notion of what it had regarded as the Caesaro-Papism of Eastern Orthodoxy. " (Canon Edward West, " Recollections of Bishop Nikolai, Kalendar, Serbian Orthodox Church of USA and Canada, 1979; quoted in Kesich.) Archimandrite Nikolai then took his mission to America, where he enlisted the aid not only of emigrant Serbs, but also of thousands of Croats and Slovenes in their common war with Austria. His spiritual and intellectual strengths made him a very persuasive ambassador for his country, even as he was also - and always - an ambassador for Christ and His Church. Returning home to Serbia in 1919, Archimandrite Nikolai was consecrated Bishop of Zica. The ravages of war had inflicted great physical and emotional damage, and the new bishop applied himself energetically to the work of restoration. He taught religion, helped the poor, established orphanages, and took the helm of the popular spiritual revivalist movement, Bogomljcki Pokret, steering it away from its inclination towards sectarianism. This movement encouraged prayer, the reading of the Bible, and frequent confession and communion. Under Bishop Nikolai's spiritual guidance, its influence spread, and it contributed to a revival of monasticism. Monasteries and convents were restored and reopened, and the flowering of monastic life in turn reinvigorated the spiritual life of the Serbian people as a whole, who responded with esteem and devotion to the leadership of this extraordinarily gifted archpastor.

http://pravoslavie.ru/46256.html

И такового пения, яко же у Митрополита Никона, ни у кого не было» (Стр. 21). По слову Митрополита Никона Царь созвал в 1651 г. Собор для установления по всей России единогласного пения, чему воспротивился Собор 1649 г. Будучи Патриархом, Никон уже всюду требовал введения установленного им порядка пения и чтения, побуждая к тому епархиальных Архиереев. Никон запрашивал об этом Патриарха Константинопольского, и тот прислал одобрительную грамоту и иеродиакона Мелетия для обучения греческому пению московских дьяков и поддьяков. Изследователь церковного пения в России Мезенц пишет: «Трудами Патриарха Никона пение и знание распространились от Великого Новгорода во все грады и монастыри великороссийских епархий во все пределы их». (Михайловский). Никон любил не только церковную музыку. Об его любви к музыке свидетельствует книга: Michnewitsch. «Geschichte der Musik in Russland”. St. Peterburg, 1879 и Abchandlungen von Brücken in der St. Peterburg Kalendar auf das Jahr 1880, о котором поминает Брюнкер в сочинении «Geschichte Russlands bis zum Ende des 18 Jahrhunderts” (I, 564): «Wenn schon der patriarch Nikon auf einen so heiklen Gebiete wie demjenigen des Kirchengesanges bei seinen Reformen Italienische Muster der Musik aufhelfen wollte, so mögen manche Boyaren im Essen und Trinken in Wohnung und sonstiger Lebensweise sehr gern bei den Westeuropäern in die Schule gegangen sein”. 154 Видно, Никон готов был все доброе брать из Европы в деле наук и искусств, но в делах веры отстаивал Православие от чуждых влияний. Суммарное перечисление того, что сделал и стремился сделать Никон в деле просвещения и в искусстве, показывает, что стремление к истине и красоте у него было так же неослабно, как и стремление к добру. Никон ценил просвещение во всех его видах, одухотворяя его высшим идеалом Церкви, стараясь преобразить земную юдоль человечества в приобщении к безсмертным ценностям. xxxiii) Отличие Никона от Петра в отношении к западной культуре То, что сделал Петр, толкая Россию на просветительный путь, делал и Никон, не прибегая для этого, однако, к привитию иных философских взглядов и иной культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

330 Кроме пяти выше представленных свидетельств об этом (в примеч. 326), разумеем многочисленные сказания современных греков о обращении болгарского царя Богориса картиною Страшного Суда, начертанною в доме его ромейским живописцем, иноком Мефодием, которые, вопреки общему мнению, несправедливо хотел отнести к другому Мефодию Шлецер, как показал Добровский (с. 60–82) (31). Свод самых этих сказаний греческих можно видеть у Ассемани. Kalend. eccl. 3. С. 35–49 (155) и в Извест. визант. историк. Ч. 4. С. 38. СПб., 1775 (142). 331 Таковы древнейшие свидетельства легенды о Людмиле и особенно биографа Климентова – он был сам ученик Климента, архиепископа Болгарского, ученика святого Мефодия, следовательно, мог получить сведения о обращении Болгарии на самом месте события из первых или вторых уст. 332 В так называемой Италианской легенде О перенесении св. мощей Климента замечено, что к моравам святой Кирилл пришел уже с переведенным Евангелием. См. у Добровск. С. 41 и снес. с. 3–10 (31). 333 Мысль эта высказана в «России...» Булгарина. СПб., 1837. Ч. 4. С. 14– 19 (40) и в брошюре Априлова Болгарские книжники Константин и Мефодий, изд. в Одессе, 1841 (8). См. также: Кирилло-Мефод. сборн. 95–105 (56); Филарет. Святые южных славян. Апр. 6 (129). 334 В Истории Conversion. Carantanorum, написанной около 873 г., говорится: Quidam Graecus, Methodius nomine, noviter inventis Sclavinis litteris... (Некий грек по имени Мефодий, недавно изобретя славянское письмо...) (vid.: Glagolita Clozian. P. 75 (201)). Еще три или четыре такие выражения приводит Ассемани в своих Kalendar. eccles. Slavicae. Т. 3. Р. 6–8 (155). 335 Известия визант. истор. Штриттвра. Ч. 1. С. 86, 87. 95, 96, 112 (142). Житие святого Димитрия Солунского in Actis sanctorum. Octobr. T. 4 (147). 336 Нет этих названий ни в древних паннонских житиях святых Кирилла и Мефодия, ни у преподобного Нестора, ни у Диоклейского священника (Нестор, слич. Шлец. Ч. 2. С. 413 (80)), ни в легенде Блаубейернской (там же. С. 414 (80)), хотя все они говорят о происхождении солунских братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010