Православие и русская литература. Часть IV (III том) Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Часть IV посвящена творчеству Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекции, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   Московская Духовная Академия М.М.Дунаев   Православие и русская литература Часть IV Издание второе, исправленное, дополненное   Москва Христианская литература 2003   Рецензенты кандидат богословия протоиерей Максим Козлов (Московская Духовная Академия), доктор филологических наук профессор В.А.Воропаев (филологический факультет МГУ им. М.В Ломоносова).   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. IV. Издание второе, исправленное, дополненное.— М., Христианская литература. 2003.— 784 с. ISBN 5-900988-10-4   Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Ч. IV посвящена творчеству Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, А.П.Чехова. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   ISBN 5-900988-10-4 (4.IV) ISBN 5-900988-14-7           Глава 11. Лев Николаевич Толстой (1828—1910)   В начале марта 1855 года, в самый разгар Крымской кампании, молодой офицер и начинающий писатель граф Лев Николаевич Толстой между дневниковыми записями о досадных карточных проигрышах помещает неожиданное рассуждение: «Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навёл меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта— основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле. Привести эту мысль в исполнение я понимаю, что могут только поколения, сознательно работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут её в исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией, вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечёт меня»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Православие и русская литература. Часть III (II том) Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Часть III посвящена творчеству И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова, Н.Г. Помяловского, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.И. Мельникова-Печерского, А.Ф. Писемского, А.Н. Муравьёва, Ф.М. Достоевского. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекции, прочитанный автором в Московской Духовной Академии. Московская Духовная Академия М.М.Дунаев   Православие и русская литература   Часть III .  Издание второе, исправленное, дополненное   Храм Святой мученицы Татианы при МГУ Москва, 2002   Рецензенты: кандидат богословия протоиерей Максим Козлов (Московская Духовная Академия), доктор филологических наук профессор В.А. Воропаев (филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова).   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. III. Издание второе, исправленное, дополненное.— М., Храм Святой мученицы Татианы при МГУ. 2002.- 768 с.   ISBN 5-900988-09-0   Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Ч.Ш посвящена творчеству И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова, Н.Г.Помяловского, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, П.И.Мельникова-Печерского, А.Ф.Писемского, А.Н.Муравьёва, Ф.М.Достоевского. Представляет интерес для всех не равнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   ISBN 5-900988-09-0 (4.III) ISBN 5-900988-14-7   Глава 8. Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883)   «Я предпочитаю (Богу.— М.Д.) Прометея— я предпочитаю сатану, образец бунтаря и индивидуалиста. Пусть я всего лишь атом, но все-таки я сам себе господин, я хочу истины, а не спасения, я жду его от собственного ума, а не от Благодати» 1 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Православие и русская литература. Часть II (I том) Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Часть II содержит осмысление творчества М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также обзор литературного процесса середины XIX столетия. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекции, прочитанный автором в Московской Духовной Академии. Рецензенты: кандидат богословия протоиерей Максим Козлов (Московская Духовная Академия), доктор филологических наук профессор В. А.Воропаев (филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова).   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. I - II. Издание второе, исправленное, дополненное.— М., Христианская литература. 2001.— 736 с. ISBN 5-900988-08-2 Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Ч.I посвящена краткому обзору русской литературы XVII-XVIII вв., творчеству писателей начала XIX в, творчеству А.С.Пушкина. Ч.II содержит осмысление творчества М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также обзор литературного процесса середины XIX столетия. Представляет интерес для всех не равнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   ISBN 5-900988-08-2 (4.I-II) ISBN 5-900988-14-7   Часть II Глава 5.  Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841)   Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной, И о земле позабывал. Не раз Встревоженный печальною мечтой, Я плакал; но все образы мои, Предметы мнимой злобы иль любви, Не походили на существ земных. О нет! всё было ад иль небо в них (1, 353) 1 .   Эти строки Лермонтов написал в неполных семнадцать лет, а жить ему оставалось ровно десять. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях и состояниях то хаос смятения, то гармонию устремлённости к Творцу; но чаще парадоксальное смешение того и другого, искусство избрало его для себя предметом эстетического исследования. Соединение света и теней создает порой причудливые

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Православие и русская литература. Часть I (I том) Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Часть I посвящена краткому обзору русской литературы XVII-XVIII вв., творчеству писателей начала XIX в., творчеству А.С. Пушкина. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекции, прочитанный автором в Московской Духовной Академии. Рецензенты: кандидат богословия протоиерей Максим Козлов (Московская Духовная Академия), доктор филологических наук профессор В. А.Воропаев (филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова).   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. I - II. Издание второе, исправленное, дополненное. — М., Христианская литература. 2001. — 736 с. ISBN 5-900988-08-2 Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Ч.I посвящена краткому обзору русской литературы XVII-XVIII вв., творчеству писателей начала XIX в, творчеству А.С.Пушкина. Ч.II содержит осмысление творчества М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также обзор литературного процесса середины XIX столетия. Представляет интерес для всех не равнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   ISBN 5-900988-08-2 (4.I-II) ISBN 5-900988-14-7 ЧАСТЬ I ВСТУПЛЕНИЕ   Мы так привыкли к утверждению высоты и уникальности русской классической литературы, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. А это дурно: не желая размышлять, пользуясь ещё школьных лет шаблонами, мы своеобразие отечественной словесности плохо сознаём и чаще ограничиваемся чванливой уверенностью в художественном превосходстве творений русских гениев над всеми прочими и в их количественном изобилии по сравнению с иными европейскими литературами — чем лишь питаем собственную гордыню, не более того.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Эта книга, изданная в 2013 году, является переизданием той, что выходила в 2004 году под названием «Пропедевтика аскетики» и представляет собой опыт изложения в систематизированной и сжатой форме основных положений православной святоотеческой психологии и антропологии, ориентированной на понимание внутренней духовно-душевной жизни человека. В первом издании она предназначалась главным образом тем, кто профессионально интересуется вопросами психологии и аскетики. Ее прежнее название ориентировало читателей на изучение аскетики. Но если первое издание адресовалось больше к научному сообществу, имея соответствующие вводные и заключительные главы, то второе обращено к более широкому кругу читателей, с опущением этих глав. В связи с этим изменилось и название книги. Уходя от полемики с современной наукой, автор хотел, чтобы его книга стала не столько научной сколько душеполезной. Данный труд будет полезен исследователям, работающим в области психологии, студентам духовных и светских учебных заведений, которым интересно узнать законы духовной и душевной жизни, но главным образом тем христианам, которые заботятся о своем спасении. Содержание Введение Отдел I. Естественное состояние человека и его природы Глава 1. Создание человека 1.1. Состав человеческой природы 1.2. Богоподобие человека Глава 2. Природа первозданного человека 2.1. Тело 2.2. Душа 2.2.1. Свойства души 2.2.2. Природа души 2.2.3. Строение души 2.3. Связь души с телом и их взаимное влияние 2.4. Состояние составных частей и сил естества человеческого Глава 3. Значение и назначение человека Отдел II. Нижеестественное состояние человека Глава 1. Грехопадение человека 1.1. Падение 1.2. Следствия падения Глава 2. Природа падшего человека 2.1. Состояние падшего человеческого естества 2.2. Родовая жизнь падшего человека 2.2.1. Происхождение души 2.2.2. Адамово наследство 2.3. Состояние естества падшего человека в его составных частях 2.4. Состояние сил падшей человеческой души 2.4.1. Состояние познавательных сил Разум Рассудок Ощущение, воображение и память 2.4.2. Состояние чувствующих сил Духовные чувства Душевные чувства Низшие чувства 2.4.3. Состояние желательных сил Совесть Воля Чувственные пожелания Глава 3. «Ветхий человек» – его жизнь и развитие Отдел III. Сверхъестественное состояние человека Глава 1. Воссоздание человека 1.1. Воплощение 1.2. Условия спасения человека Глава 2. Природа обновленного человека 2.1. Подблагодатное состояние человеческой природы 2.2. Подблагодатное состояние естества человеческого в его составных частях 2.3. Подблагодатное состояние сил человеческой души 2.3.1. Состояние познавательных сил 2.3.2. Состояние чувствующих сил 2.3.3. Состояние желательных сил 2.4. Будущее состояние человеческой природы Глава 3. «Новый человек» – его жизнь и развитие  

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Глава 3 1. Переход из Ситтима к Иордану. 3. Приготовление народа к этому. 7. Божественное откровение Иисусу Навину. 8. Новое распоряжение священникам и разъяснение народу будущего события. 14. Разделение вод Иордана. Гл. 3–4. Они содержат изображение одного события, ознаменованного чудесным проявлением божественного всемогущества. Сообразно с важностью события, библейский повествователь излагает его с особенной обстоятельностью и по особому плану. После указания предварительных распоряжений, касавшихся всего народа и в частности священников ( Нав. 3:2–6 ), священный писатель последовательно изображает три особых явления, которыми ознаменовался переход израильтян через Иордан. Первое относится к началу события ( Нав.3:7–17 ), второе совершилось после перехода через Иордан народа ( Нав.4:1–4 ), третьим ознаменовался конец события ( Нав.4:15–24 ). Изображение каждого из этих знаменательных явлений начинается изложением божественного повеления ( Нав.3:7–8,4:1–3,15–16 ), за чем следует передача последнего народу ( Нав.3:9–13,4:4–7,17 ) и его исполнение ( Нав.3:14–17,4:8–14,18–20 ), служащее вместе с тем повествованием о том, как совершилось самое событие. Заключением всего повествования служит данное самим Иисусом Навином объяснение цели, с какой увековечивается это событие как имеющее высокую важность и для израильского народа и всех народов земли ( Нав.4:21–24 ). Вследствие такого раздельного наложения явлений, которыми ознаменован был переход через Иордан, библейское повествование об этом событии как совершившемся именно при действии божественного всемогущества отличается особенной полнотой, выразительностью и законченностью и в целом, и в частях. Но вместе с этим в нем находятся и некоторые повторения, происшедшие, можно думать, оттого, что, изображая явления одного события, библейский писатель, вследствие тесной связи одного явления с другим, при изложении предшествующего касается отчасти и того, что относится собственно к последующему (ср. Нав.3:6 с Нав.3:14 , Нав.3:12 с Нав.4:2 , Нав.4:11 с Нав.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А.А. Половцов Глаголев, Андрей Гаврилович Глаголев , Андрей Гаврилович, писатель, доктор словесности. Год рождения неизвестен; родом он был из Ефремовского уезда Тульской губ. В 1814 г. поступил на словесное отделение Московского университета, который окончил в 1816 г. со степенью кандидата. Затем Г. последовательно приобрел ученые степени: магистра в 1821 г. (за «Рассуждение о греческой трагедии», M., 1820) и доктора словесности в 1823 г. (за «De methodo inveniendi, disponendi et enuntiandi». M. 1822) и отправился за границу; по возвращении оттуда в Россию поступил чиновником в департамент иностранных исповеданий. По собственному его признанию, сделанному Погодину, ему пришлось пройти «через мытарства», прежде чем получить это место, а потом перенести много унижений от директоров департамента Карташевского и Вигеля. В 1830–1833 гг. Г. в чине надворного советника занимал должность начальника отделения по делам римско-католического и армянского исповеданий. Он умер в 1844 г. 26 февраля 1818 г. Г. избран был в члены-сотрудники Общества Любителей Российской Словесности при Московском университете, а 8 марта 1821 г. в действительные члены того же общества. В начале 1831 г. Московский университет обнародовал программу конкурса для занятия кафедры красноречия, стихотворства и языка русского, освободившейся за смертью Мерзлякова. Г. выступил в числе соискателей этой кафедры, но безуспешно, потому что был назначен С. П. Шевырев. Результатом этого выступления Г. явился его труд «Умозрительные и опытные основания словесности» (СПб. 1834 г.), в 4 частях, первый в России опыт систематического учебника по словесности. Г. представил свой труд на соискание Демидовской премий и был удостоен половинной премий. Другой большой труд Г., озаглавленный: «Записки Русского Путешественника с 1823 по 1827 г.», (СПб., 1837 и 1845 гг.), в 4 частях, признан был Российской Академией столь важным, что она также взяла на себя его издание. Автор начинает свои записки с самой Москвы и, проезжая через Броды к австрийской границе, описывает каждую местность в историческом и бытовом значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Своими солдатами не торгую! " (окончание) 05.02.2007 285 Время на чтение 16 минут Ф. А. Келлер заслуженно завоевал у своих подчиненных славу отца-командира. Несмотря на тяжелый характер его " любили боевые товарищи-офицеры и нижние чины, из которых последние называли его просто " Граф " " 1. Служивший под началом Федора Артуровича А. Г. Шкуро писал впоследствии о своем начальнике: " Граф Келлер был чрезвычайно заботлив о подчиненных; особенное внимание он обращал на то, чтобы люди были всегда хорошо накормлены, а также на постановку дела ухода за ранеными, которое, несмотря на трудные условия войны, было поставлено образцово. Он знал психологию солдата и казака. Встречая раненых, выносимых из боя, каждого расспрашивал, успокаивал и умел обласкать. С маленькими людьми был ровен в обращении и в высшей степени деликатен; со старшими начальниками несколько суховат " 2. Несмотря на тяжелейшую обстановку на фронте, Федор Артурович никогда не забывал о нижних чинах и всегда следил за их довольствием, принимая меры по обеспечению их всем необходимым. Он лично проверял на вкус содержимое солдатских котлов, строго взыскивая, если оно было недостаточно хорошего качества. Во многом поэтому интенданты в 3-м кавалерийском корпусе не рисковали воровать продукты, как это нередко случалось в других частях. 4 июля 1915 года Келлер издал приказ, которым устанавливалась выдача горячей пищи не менее двух раз в день, тогда как в некоторых других частях не удавалось так хорошо кормить нижних чинов даже раз в сутки3. Насколько заботливо относился Федор Артурович к здоровью рядовых, говорит его телефонограмма от 7 июня 1915 года, направленная начальнику штаба 10-й кавалерийской дивизии полковнику С. Н. Кулжинскому: " По приказанию командира корпуса прошу срочно донести по телефону о здоровье рядового Сводного пограничного [пехотного] полка Георгия Дану " 4. Исходя из мер предосторожности Келлер запрещал подвозить сразу за частями походные кухни, опасаясь контрудара противника. 29 марта 1915 года он писал: " Мной был отдан приказ о том, чтобы части корпуса не подтягивали в район своего расположения походные кухни. При проверке этого распоряжения выяснилось, что 10-й уланский Одесский полк и 3-й Донской казачий артиллерийский дивизион решили не исполнять его, и я обнаружил это. Объявляю выговор временно командующему 1-й бригады 10-й кавалерийской дивизии полковнику [А. С.] Данилову, командующему 10-м уланским Одесским полком полковнику [В. А.] Черемисинову и командиру 3-го Донского казачьего артиллерийского дивизиона полковнику [М. В.] Лекареву. Предупреждаю, что за неисполнение отдаваемых мной приказаний буду отчислять виновных от командования " 5.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Заседание «Русского Собрания» от 25.02.2016г. Специальный гость известный, православный экономист - В.Ю. Катасонов. В 2-х частях 01.03.2016 2362 Заседание «Русского Народного Собрания» от 25.02.2016г. Ученый, преподаватель, авторитетный писатель-публицист, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства. Тема: «Какой должна быть будущая Россия» Часть I. Часть II (ответы на вопросы). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 4. Форд - истинный христианин Хорошее выступление Катасонова, особенно мне понравилось про Форда. Выходит, что Форд гораздо ближе к христианству, несмотря на иноконфессию, чем большинство православных предпринимателей, хотя правильнее их называть православными барчуками. Мы же должны смотреть в суть, по делам, как учит нас христианство, а не на внешние формы, со свечкой там постоять, помолиться, так что нету у нас своего русского Форда. Интересно, а нынешняя верхушка " Форда " все еще христианская, или уже все? Могли бы получиться интересные эффекты. А насчет Стрелкова - все у него будет нормально, не хватает только знаний и верного видения, модели человека, от этого надо плясать, но это дело наживное. Например, в марксистской модели человек это биомеханическое существо, лишенное души и духа, и занятое удовлетворением все более возрастающих потребностей. Правда марксистские демагоги говорят, что в будущем человек раскроет свой творческий потенциал, а как это возможно, если у него нет духа, ибо дух творит формы. Разве компьютер способен сам писать программы, или изобретать? В либеральной модели человек это волк, никому ничего не должный, правда почему-то все ему должны. В православной модели есть два течения - официальное, вобравшее многое из латинства и протестантства, и святоотеческое. Соответственно и два представления о человеке, в официозе миряне безоговорочно подчинены клиру и властям, а в святоотеческом одной из высших целей является стяжание Духа Святого, а он бывает ух каким непокорным, потому что: " Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи " . И похоже эти два направления сейчас окончательно расходятся, тем более христианские общины сейчас по современному уставу РПЦ это просто симукляр. Вот где можно хорошо поработать вопреки официозу, мощно, в современной оболочке, но сохраняя суть.

http://ruskline.ru/video/2016/mart/01/za...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Монополия на армию В РПЦ уверены, что пришло время для создания института полковых священников 02.11.2005 345 Время на чтение 4 минуты Выступая в конце октября на пресс-конференции в РИА " Новости " , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил о том, что на сегодняшний день в России сложились все предпосылки для появления в России института военного духовенства - капелланов. По словам официального представителя Русской Православной Церкви (РПЦ), государство обязано помогать удовлетворению духовных нужд военнослужащих. На сегодняшний день основным документом, регламентирующим контакты между религиозными организациями и силовыми ведомствами, является 8-я статья Федерального закона " О статусе военнослужащих " (1998 г.). В соответствии с ней создание религиозных объединений в воинской части не разрешается. Однако закон предусматривает, что " военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица " (ст. 8 п. 1) и " ...не вправе... использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии " . Тем не менее РПЦ решила воссоздать существовавший во времена Российской империи институт военного и морского духовенства. В законе, оговаривающем взаимоотношения между религиозными организациями и Вооруженными силами, не существует статуса " военного духовенства " . В настоящее время в воинских частях православные священники часто действуют по собственной инициативе, а иногда по благословению местного епископа. Попасть в армию стремятся не только православные священнослужители. Активные шаги по распространению своей веры среди военных предпринимают и протестанты, и мусульмане. Можно с уверенностью сказать, что российская армия превратилась в арену соперничества различных религиозных организаций. Таким образом, на территории воинских частей сложилась определенная практика проведения общественных богослужений. При этом командование отдельных частей и соединений использует свое служебное положение для пропаганды православия, что, безусловно, является нарушением существующего законодательства. В соответствии с Законом " О статусе военнослужащего " существование православных храмов на территории воинских частей - это также нарушение запрета на создание религиозных объединений при воинских частях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010