De Labriolle P. La crise montaniste. Paris, 1913. Denis J. Philosophic d " Origène. Paris, 1884. Dictionnaire de théologie catholique contenant l’exposé des doctrines de la théologie catholique, leurs preuves et leur histoire/Commencé sous la direction de A. Vacant [et] E. Mangenot, continué sous celle de E. Amann. Paris, 1903–1972. 18 t. Diekamp F. Die Gotteslehre des hl. Gregor von Nyssa. Münster, 1896. Diels H. Zu Aristoteles " s Protreptikos und Cicero " s Hortensius//Archiv für Geschichte der Philosophie. I (1888). Dieterich A. Abraxas Studien zur Religionsgeschichte des späteren Alterthums. Leipzig, 1891. Dieterich A. Eine Mithrasliturgie. Leipzig, 1903. Döllinger J. Hippolytus und Kallistus. Regensburg, 1853. Drewniok P. De Augustini «Contra Academicos» libris III. Vratislaviae, 1913. Drews A. Plotin und der Untergang der antiken Weltanschauung. Jena, 1907. Duc de Broglie A. St. Ambrois. Paris, 1899. Dupont A. La philosophic de st. Augustin. Louvain, 1881. Duquesnoy J. Une preuve de l’existence de Dieu dans le «De libero arbitrio» de S. Angustin//Annales de philosophic chretiénne. 1891–1892. Т. XXV (nouv. ser.). É. de Stoop. Essai sur la diffusion du manichéisme dans l " empire romain. Gand, 1909. Esser G. Die Seelenlehre Tertullians. Paderborn, 1893. Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica/Ed. E. Schwartz. (GCS 9). Leipzig, 1903, 1908. Feder A. Justins des Märtyrers Lehre von Iesus Christus, dem Messias und dem menschgewordenen Sohne Gottes. Freiourg im Breisgau, 1906. Ferraz M. De la psychologie de saint Augustin. Paris, 1869. Fischer Ios. Die Erkenntnisslehre Anselms von Canterbury. Münster, 1911. (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters. Bd. X. Hf. 3). Flügel G. Mani, seine Lehre und seine Schriften. Leipzig, 1862. Gabrielsson I. Über die Quellen des Clemens Alexandrinus. Upsala, 1906–1909. Gangauf Th. Des hl. Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsburg, 1865. Geffcken J. Zwei griechischen Apologeten (Aristides und Athenagoras). Leipzig; Berlin, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Гавриил (Абалымов), в миру Николай, епископ Осташковский, викарий Тверской епархии (1881–1958). В 1908 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В 1918 г. – настоятель Ниловской пустыни Тверской епархии. 26 мая 1920 г. хиротонисан во епископа Осташковского, вик. Тверской епархии. С 1923 епархией не управлял. После освобождения из заключения и до 1946 г. проживал на покое в Ташкенте и других городах, затем в Сызрани. Прибыл в Псково-Печерский монастырь летом 1949 г. С 1954 г. проживал на покое в Успенском монастыре в г. Одессе. Последнее время проживал в Балтском Феодосиевском монастыре Одесской области и был настоятелем монастыря. Скончался 31 июля 1958 г. Гавриил Седмиозерский (Зырянов), Преподобный , в миру – Гавриил Феодорович Зырянов (1844–1915). В 1864 г. поступил послушником в Оптину пустынь. В 1875 г. в московском Высоко-Петровском монастыре получил постриг с именем Тихон (в честь Свт. Тихона Задонского ). В ноябре 1883 г. прибыл в Седмиезерную пустынь, где подвизался 25 лет, здесь явился во всей своей полноте дар его старчества. Был пострижен 5 октября 1892 г. в схиму (с наречением прежнего имени Гавриил – в честь Архангела Гавриила). В феврале 1902 г. иеросхимонах Гавриил был утвержден Св. Синодом в должности наместника Седмиезерной пустыни. Через несколько лет схиархимандрит Гавриил переселился в Спасо-Елеазарову пустынь. За месяц до своей блаженной кончины приехал в Казань, здесь он почил о Господе 24 сентября 1915 г. Причислен к лику Святых в 1997 г. Геннадий (Туберозов), епископ Псковский и Порховский . В миру – Туберозов Александр Владимирович (1875–1923). В 1904 году окончил СПбДА со степенью кандидата богословия и оставлен здесь преподавателем гомилетики и литургики. 27 сентября 1909 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 20 марта 1914 г. – епископ Нарвский, третий викарий С-Петербургской епархии. С 1919 г. епископ Псковский и Порховский. Арестован в августе 1922 г. После освобождения поселился в Псковском Иоанновском женском монастыре, где скончался 18 мая 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Известен святитель Леонид и как истинный ревнитель службы Божией. Он очень строго следил за благоговейным и точным совершением богослужения. Дело Божие он совершал всегда в надлежащем порядке. И ни присутствие государя на богослужении, ни какие другие чрезвычайные события не могли заставить его изменить или нарушить этот порядок в угоду сильным мира. Архиепископ Леонид был большим любителем и покровителем монашества. По его словам, «благо и мир и спасение души каждого из братии были дороже всего на свете». Глубокое чувство любви питали к святителю все знавшие его, и память о нем надолго сохранилась в сердцах людей. Труды: Записки//Московские церковные ведомости. – 1906, 1908, 1909, 1912, а также Душеполезное чтение. – М., 1906. – Ч. 1, март; 1907. – Ч. 2, май, июнь, июль, август. Письма Леонида, архиепископа Ярославского, к родным из Ярославля с 14 июля по 13 декабря 1876 года. – М., 1879. Слова//Странник. – СПб., 1867, сентябрь; 1869, февраль; 1874. – Т. 3. Письма преосвященного Леонида к Пимену и архиепископу Григорию//Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 1–97. Речь преосвященного Леонида//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891; 1859. – С. 28. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков, 1877. Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. – М., 1881. – С. 173. А. С. Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе. – М., 1866. Григорий (Воинов) , архимандрит. Два письма митрополита Филарета к викарию его Леониду//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1876. – Т. 3. – С. 107–108. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1405, 1418. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 357.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Источник: сайт храма Церковь Троицкая, построена в 1782 году, каменная, престолов три: в холодной Святой Троицы, приделы: правый преподобного Александра Свирского, левый Святителя Николая. В 1901 году служили: Священник Петр Иоаннович Виноградов 40-ка лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1881 года, Священником с 1883 года, в 1898 году награжден скуфьей. Священник Николай Викторович Поспелов 32-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1889 года, Священником с 1892 года. Диакон Петр Стефанович Новоселов 38-ми лет, в служении с 1879 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Николай Георгиевич Успенский 31-го года, в должности с 1895 года. Псаломщик Иоанн Стефанович Диевский 27-ми лет, в должности с 1894 года. Прихожане: Священника Виноградова в селе Поречье, в деревнях Степанкове, Застенье, Дубровке, Дорке, Шачеве, Рюхове, Каменье, Новинке, Чертовском, Евдокимове - 259 дворов (1034 мужчины, 1132 женщины). Священника Поспелова в селе Поречье, в деревнях Хорошеве, Борку, Юрчихе, Семенхове, Красном, Расловле, Гольцове, Телепкове, Глиннаце, Миновском, Переузе, Ямнане, Великом, Липнягах - 254 двора (1015 мужчин, 1115 женщин). Всего 513 дворов (2039 мужчин, 2247 женщин). В приходе сей церкви находилось три часовни: в деревне Шачеве, мучеников Флора и Лавра, деревянная, в деревне Переузе, Покрова Пресвятой Богородицы, постройки 1885 года, деревянная и в сельце Череповском, мученика Иоанна Воина, деревянная. В архитектуре кирпичного оштукатуренного здания сочетаются композиционные и конструктивные приемы барокко с декоративными формами раннего классицизма. Церковь каменная с 3 престолами: в хол. св. Троицы, в теплой придел правый - Александра Свирского, левый- свт. Николая, выстроена в 1783-1793 гг. на средства помещика, подпоручика Павла Андреевича Нарбекова. Утвержденный в 1905 г. проект распространения трапезной и строительство новой колокольни осуществлен в 1908-1909 гг. За работами наблюдал епархиальный архитектор А.Л. Федоров, который, возможно, и был автором проекта.

http://sobory.ru/article/?object=22547

Москва глубоко чтила его и прозвала его «народным святителем». Труды: «Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношение между собой, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия». (Магистерская диссертация). СПБ, 1881. «Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн». Внебогослужебные беседы. Москва, 1890. «Борьба за иконопочитание в Византийской империи». Москва, 1890. «Разделение Церкви на две половины – восточную и западную». Москва, 1891. « Фотий, Патриарх Константинопольский », Тысячелетие со дня кончины. СПБ, 1892. «Св. Тарасий, Патриарх Цареградский и седьмой Вселенский Собор». СПБ, 1893. «Преподобный Феодор Студит и его время». Москва, 1896. «Святитель Стефан Пермский». Москва, 1896. «Притчи Господа нашего Иисуса Христа». Внебогослужебные беседы. Два выпуска. Москва, 1897 «Св. учители веры и благочестия» – 12 книг житий. Душеспасительное чтение на каждый день года. СПБ и Москва, 1899–1908. «Чудеса Господа нашего Иисуса Христа». Москва, 1901. «Св. мученик Зонифатий», СПБ, 1908. «История христианской Православной Церкви”. Москва, 1908. «Св. Алексий, митр. всея Руси и чудотворец”. Чтение для народа. СПБ, 1909. Пространный христианский катехизис Православной Церкви, в изложении безвопросном. Курс повторительный. Москва, 1909. Беседа на святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Приб. к «ЦВ» 1912, 31, стр.1239. ”Гол. Церкви” 1912, июль, стр.33–49. «Успение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”. «Приб. к «ЦВ” 1912, 32, стр.1263. «Гол. Церкви” 1912, август, стр.19–37. «Жизнь Пресвятыя и Преблагословенныя Богородицы и Приснодевы Марии”. Душеспасительные беседы. Сергиев Посад, 1914. «Поучение в день Пятидесятницы”. «Гол. Церкви” 1912, апрель, стр.21–32. «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел”. «Гол. Церкви” 1912, май, стр.27–52. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста. «Гол. Церкви» 1912, сент., стр.13–26. Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре». ( Лк.16:19–31 ) «Гол. Церкви» 1912, окт.стр.16–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Труды: Слово в неделю по Рождеству Христову (напечатано в «Некоторых упражнениях студентов Санкт-Петербургской духовной академии VII курса»). СПб., 1827, ч. 1. Рассуждение о виновности первородного греха перед Богом. – Там же, ч. 2. Обозрение богословских предметов (1838). Рукопись архива Святейшего Синода. Обозрение учения о вероисповеданиях// Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894. Собрание материалов для науки канонического права Российской Церкви, 1841–1846 гг. Рукопись архива Святейшего Синода. Дневник//Духовная беседа, СПб., 1869. Литература: Сулоцкий А. И. протоиерей. Тобольские и Томские архипастыри, или Краткая история Тобольской и Томской епархии. Омск, 1881. Путинцев М. протоиерей. Архипастыри Тобольской епархии. – Омск, 1892, ч. 2. Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Вып. 1. М. 1892. Лебедев М. Архиепископ Псковский Феогност//Псковские епархиальные ведомости. 1909. Павел (Лебедев) , епископ. Слова и речи. СПб., 1869, стр. 436. Титов Ф. И., протоиерей. Московский митрополит Макарий Булгаков как канонист//Странник. СПб., 1895, сентябрь. Родосский А, стр. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. СПб., 1907, стр. 544. Князьев А. Воспоминания о преосвященном Феогносте//Духовная беседа. СПб., 1869. Надеждин А.Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства (1809–1884). СПб., 1885. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1397, 1398, 1410, 1415. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). – M., 1872, 321. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 123, 697.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Староста Василий Евстифеевич Евстифеев с 1899 года. Преосвященный посещал в последний раз приход в 19 сентября 1913 году. II. Послужные списки Священник Александр Алексеевич Иванов 07.12.1876 гр. Награжден благословением 06.05.1913. Получает от казны 582 руб. и 94 руб. 50 коп. % от причтового капитала. Братских доходов 220 руб. В 1897 году окончил курс Петроградской учительской земской школы… 05.05.1916 — определен на священническую вакансию к Шавковской церкви указом ДК за 2969. Состоит законоучителем и заведующим Шавковской ц-п школы. Жена Антонина Васильева 24.02.1881 гр. Дети Ольга 24.06.1910 гр., Алексей 12.02.1912, Виктор 02.08.1914 гр. Псаломщик Василий Петрович Соколов 19.04.1878 гр., сын псаломщика Петроградской епархии. Уволен из 2-го класса Александро-Невского училища в 1892 году… 04.04.1911 перемещен к сей церкви. 09.01.1904 — посвещен в стихарь. Жалование от казны 196 руб. и 31 руб. 50 коп. % причтового капитала, Братские доходы 73 руб. Жена Александра Львовна 25.05.1881. Дети Алексей 1905, Ольга 1906, Анастасия 1908, Евгений 1909, Анна 1911, Александр 1913, Мария 1915. Церковный староста Почетный Потомственный Гражданин Петроградской 1-ой гильдии купец Василий Евстифеевич Евстифеев 73 лет. За постройку дома для священника в погосте Шавково имеет благословение Св. Синода с грамотою 11.06.1902. За построение каменного храма и дома для церковно-приходской школы при селе Шавково получил звание Личного Почетного Гражданина 17.01.1902, орден Св. Анны 3 степени 12.02.1905 и звание Потомственного Почетного Гражданина за сооружение на свои средства храма близ станции Графской по Финляндской ж.д. 24.11.1905. За заслуги по духовному ведомству награжден Орденом Станислава 3 степени в 1910 году. За заслуги по ведомству Министерства юстиции награжден Орденом Станислава 2 степени в 1914 году. Недвижимость: земля и дома. Должность церковного старосты проходит 5-е трехлетие с 05.03.1913. Скромен и благонадежен — сведения благочинного надзора для епархиального начальства.

http://sobory.ru/article/?object=03170

Синод подтвердил свое прежнее предписание – обращаться с раскольниками не иначе, как по-пастырски. В Тверском Желтиковом Успенском монастыре хранилась грамота владыки Алексия, написанная в период пребывания его на Сарской и Подонской кафедре, о явлении ему святителя Арсения, Тверского чудотворца, после всенощного бдения перед литургией в день перенесения святых мощей этого угодника Божия из соборной монастырской церкви (по случаю переделки ее) в церковь над святыми вратами. В настоящее время эта грамота хранится в Государственном архиве Рязанской области. Труды: Рункевич С. Г. Преосвященный Алексий (Титов) и его переписка с Петром Великим//Странник. – 1905, 1. – С. 49–57; см. также// Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. – СПб., 1904. Литература: Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876. – С. 108. Православный собеседник. – Казань, 1897, август. – С. 218. – 1907, сентябрь. – С. 421. – 1908, апрель. – С. 501, 507 и прим. – 1909, апрель. – С. 432, прим. 2; июль-август. – С. 211. Исторический вестник. – 1881, май. – С. 57–58, 65; июнь. – С. 424. – 1893, июль. – С. 150. Православное обозрение. – 1863, январь. – С. 58. Русская старина. – 1886, январь. – С. 8. Русский архив. – 1895, кн. 2, 7. – С. 394. Странник. – СПб., 1905, т. 1, ч. 1. – С. 50. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С.1515. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 9. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 594–596. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1411, 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 9. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 1180.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

320 605 1 367 576 31.12.1901 42 410 850 42 257 895 84 668 745 152 955 929 086 31.12.1902 43 234 614 43 025 118 86 259 732 209 496 1 590 987 31.12.1903 43 238 140 43 069 997 86 308 137 168 143 О1903–04 31.12.1904 44 085 663 43 937 143 88 022 806 148 520 1 714 669 О1903–04 31.12.1905 44 069 066 43 824 809 87 893 875 244 257 –128 931 О1905–07 31.12.1906 45 558 120 45 247 497 90 805 617 310 623 2 911 742 О1905–07 31.12.1907 46 051 060 45 653 520 91 704 580 397 540 898 963 О1905–07 31.12.1908 46 284 926 45 827 343 92 112 269 457 583 407 689 О1908–09 31.12.1909 46 174 447 45 752 001 91 926 448 422 446 –185 821 О1908–09 31.12.1910 47 861 140 47 506 856 95 367 996 354 284 3 441 548 31.12.1911 48 865 659 48 352 468 97 218 127 513 191 1 850 131 О1911–12 31.12.1912 49 792 589 49 374 037 99 166 626 418 552 1 948 499 О1911–12 31.12.1913 49 604 532 48 930 268 98 534 800 674 264 –631 826 31.12.1914 48 951 511 49 412 363 98 363 874 –460 852 –170 926 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). По отчету – 61.538.665 чел. 4). Всего 66.00.533 чел. с учетом 5.944.000 чел. непоказанных по полам 5). Нет данных в О1887 и О1888–89 6). Нет данных в О1899 и О1900 О духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – ед.] Академий Семинарий Училищ Итого (с учетом академий) Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

2 окт. 1863 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще для девушек из духовного сословия (в 1863-1869 - четырехклассное с 4-летним курсом обучения). Преподавание общеобразовательных предметов велось по сокращенной программе, основное внимание уделялось занятиям рукоделием и обучению практическим навыкам преподавания. С 1869 г., согласно Уставу о епархиальных духовных жен. уч-щах 1868 г., оно было преобразовано в трехклассное с 6-летним курсом, в 1881 г.- в шестиклассное, в 1909 г.- в семиклассное. В нояб. 1894 г. при уч-ще открыта образцовая церковноприходская школа. С 1869 г. окончившие полный курс получали право на преподавание в качестве домашних учительниц. Число воспитанниц: в 1863 г.- 28, в 1899-м - 265, в 1912 г.- 315. Уч-ще содержалось на средства епархии. В сер. 30-х гг. XIX в. в епархии были созданы первые церковноприходские школы, их число особенно возросло после издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах». В 1867 г. в епархии существовало 130 церковных школ, в 1880-м - 12, в 1902-м - 283, в 1913 г.- 256 (из них: 4 двуклассные, 251 одноклассная и школа грамоты). С 1896 г. в епархии создавались второклассные училищные школы, готовившие в основном преподавателей для школ грамоты (в 1913 в епархии действовали 3 училищные школы). Первоначально церковные школы содержались на средства епархии, с 1892 г. на их содержание выделялось пособие из казны. В 1893-1908 гг. почетным попечителем церковных школ епархии являлся св. прав. Иоанн Кронштадтский (всего им было собрано и пожертвовано ок. 150 тыс. р.), нек-рые школы носили его имя (в частности, в с. Сура). Первоначально в большинстве церковноприходских школ преподавало местное духовенство, с кон. 90-х гг. XIX в. увеличилось число светских преподавателей (в основном выпускниц епархиального жен. уч-ща). В 1909 г. при церковноприходских школах епархии существовали 244 б-ки, в ряде школ было организовано обучение ремеслам. Духовные учебные заведения находились в ведении епархиального училищного совета (учрежден в 1884), во главе к-рого стоял ректор Архангельской ДС. К нач. XX в. училищный совет имел 5 уездных отд-ний, или наблюдательных округов (в 1888 - 9), во главе с уездными наблюдателями. В 1895 г. учреждена должность епархиального наблюдателя церковноприходских школ. Миссионерская деятельность

http://pravenc.ru/text/76432.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010