Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна (в иночестве Феодора) (21.05.1632, Москва - 2.11.1675, Пафнутиев Боровский мон-рь), боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества . Основным источником сведений о ее жизни является «Житие боярыни Морозовой», написанное ее старшим братом Федором Соковниным (авторство доказано Н. В. Понырко). Род. в семье московского дворянина Прокопия Федоровича Соковнина и его жены Анисьи Никитичны (урожд. Наумовой). П. Ф. Соковнин († 1662) первоначально служил воеводой в отдаленных городах: на Мезени и в Кевроле (1624-1626), в Енисейске (1634-1636), в 1631-1634 гг. был посланником в Крыму. После 1648 г. как родственник первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской занял видное положение при царском дворе; на царской свадьбе в янв. 1648 г. шел за санями невесты, в 1650 г. получил чин окольничего, в 1650-1652 гг. сопровождал царя в загородных поездках, в 1654-1656 гг. оставался в Москве «оберегать царицу». Старший сын П. Ф. Соковнина добился еще больших успехов: стольник (1648-1669), дворецкий царицы (1669), думный дворянин (1670), окольничий (1676-1682), боярин (с 1682) ( Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. М., 1887. Т. 2. С. 403-404). Положение Соковниных при царском дворе укрепил брак (в 1649) старшей дочери П. Ф. Соковнина Феодосии с боярином Г. И. Морозовым, братом крупнейшего землевладельца своего времени Б. И. Морозова (ок. 1590 (ок. 1600?) - 1661), к-рый был воспитателем царя Алексея Михайловича и его свояком (2-м браком был женат на сестре царицы, Анне Ильиничне Милославской). В дальнейшем принадлежность ближайших родственников М. к высшим придворным кругам и ее самой к придворной элите не смогла поколебать твердости М. в исповедании дореформенного благочестия, но во многом повлияла на отношение царя к ее оппозиционным настроениям. В 1650 г. М. родила сына Ивана, он унаследовал громадное состояние не только своего отца, но и дяди, Б.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕВЛЕВИЧИ [белорус. правосл. церковные и общественные деятели XVII в. на белорус. и укр. землях в Речи Посполитой. Фома (кон. XVI в., Могилёв - не позже 60-х гг. XVII в.), правосл. писатель и педагог, один из идеологов братского движения на белорус. и укр. землях 1-й пол. XVII в. Был идейно близок к антиуниат. публицистам рубежа XVI и XVII вв., сторонник единства вост. славян. Детские годы Ф. прошли в Могилёве, предположительно он учился в школе могилёвского Спасского братства (создана в 90-х гг. XVI в.), затем в киевской Богоявленской братской школе (известна с 1615). В нач. 20-х гг. Ф.- студент фак-та «семи свободных искусств» Краковского (Ягеллонского) ун-та, который окончил в 1625 г. Преподавал в Киевской братской школе, в 1628-1632 гг. ректор школы. После объединения по инициативе нового митр. Киевского свт. Петра (Могилы) этой школы со школой Киево-Печерской лавры (1631) и образования Киево-Могилянской коллегии Ф. вместе с племянником Игнатием Иевлевичем покинул Киев, в февр. 1632 г. перебрался в Могилёв, где продолжил педагогическую деятельность. По-видимому, он преподавал в уч-ще создававшегося в то время Богоявленского братства. В 1633 г. могилёвские мещане добились от кор. Владислава IV привилея на постройку новой школы при Богоявленском мон-ре. В дальнейшем Могилёвская братская школа наряду с Виленской и Брестской была известна тем, что в них наиболее полно обучали «семи свободным искусствам». В 40-х гг. Ф. преподавал в братской школе Слуцка. В 1658 г. был могилёвским протопопом. Литературное наследие Ф. представлено философско-публицистической поэмой «Лабиринт, или Запутанная дорога, где Прекрасная Мудрость по долгу своему господам могилевчанам и тем, кто им подобен в действиях своих, кратчайший и наилучший путь указывает». Произведение было издано на польском языке в 1625 г. в Кракове в типографии Франтишка Цезария Старшего. В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр находится в фондах Московской Синодальной типографии РГАДА в Москве.

http://pravenc.ru/text/293557.html

Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Кутеинский монастырь Карта и ближайшие объекты Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно – юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь – в честь Рождества Христова – также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы. Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания. Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры. В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом. После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910–1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями. Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.

http://sobory.ru/article/?object=17668

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (Копинский (Купинский); ок. 1580 - 25.09(5.10).1640), митр. Киевский и Галицкий в 1631-1632 гг. (фактически до марта 1633). Биография Принадлежал к старинному мелкопоместному шляхетскому роду Копинских (Копенских), который относился к гербу «Lubicz» и происходил из Подляшья, из мест. Копина (ныне село Лукувского повята Люблинского воеводства, Польша); отдельные ветви рода в XVI-XVII вв. имели поместья в Белзском и Галицком воеводствах ( Boniecki A. Herbarz polski: Wiadomoci historyczno-genealogiczne o rodach szlacheckich. Warsz., 1907. Cz. 1. T. 11. S. 190-191). Вероятно, И. принадлежал к ветви рода, связанной с Галицкой Русью . И. получил образование в одной из братских школ или в Острожской академии. Ок. 1598 г. он принял постриг в Киево-Печерском мон-ре , настоятелем которого тогда являлся архим. Елисей (Плетенецкий) . И. «неисходно» прожил в обители 16 лет, состоя блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, где под его началом подвизались 12 монахов. В 1612 г. кн. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал грамоту игумену Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря Афанасию и «отцу Исайе Печерскому» с разрешением строить мон-ри в его заднепровских владениях. В 1614 г. основатель и настоятель находившегося во владениях кн. Михаила Вишневецкого Густынского во имя Св. Троицы мон-ря (ныне в с. Густынь Черниговской обл., Украина) игум. Иоасаф Святогорец в связи с ухудшением здоровья пригласил И. в монастырь в качестве преемника, и тот начал строить в обители ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, кельи и др. здания. Вскоре игум. Иоасаф поправился, И. вернулся в Киев. 14 окт. 1615 г. Анна Гулевичевна Лозкина пожертвовала свой дом в Киеве для устройства там правосл. мон-ря и школы и передала его в ведение И. Приняв этот дар, православные образовали Киевское братство , которое должно было опекать учрежденные по воле Анны Гулевичевны киевский Братский в честь Богоявления мон-рь и братскую школу. И. стал старшим иеромонахом Братского мон-ря и старшим братчиком.

http://pravenc.ru/text/674836.html

Н.А. Скворцов Местность, где в настоящее время находится храм Знамения Пресв. Богородицы за Петровскими воротами, в XVII веке значилась в той части Москвы, которая называлась Земляным и Деревянным-Земляным городом: он начинался за стенами Белого города и продолжался до насыпного земляного вала, по которому стояли деревянные стены с башнями и проездными воротами (теперь на месте этого вала Садовые улицы). Петровские ворота тогда, действительно, существовали в каменной стене Белого города, который с одной стороны доходил до теперешних бульваров, с другой соприкасался с Кремлем и Китай-городом. В пору постройки существующего каменного храма Знамения Пресвятой Богородицы местность эта была в приказе (т.е. в полку) полковника Никифора Ивановича Колобова (Московское Отделение Архива Министерства Императорского Двора 189 года 555). В XVII в. (1701–1755 гг.) место церкви определялось названиями «в полку Федора Колзакова» (Актовые книги г. Москвы I, 42; III, 107. 174. 469; VII, 201. 261), «в Жукове полку» – в 1717 и 1722 годах (там же, II, 232 и Описание док. и дел, хран. в архиве Свят. Прав. Синода, том II, часть 1, приложение 47, стр. 533), хотя в это время уже не было стрелецкого войска; в 1779 году – «близ Трубы» и «на Трубе» (Актовые книги г. Москвы XII, 267. 270). Каменный храм Знамения Пресвятой Богородицы построен вместо ранее существовавшего деревянного во имя св. священномученика Климента, папы Римского. Этот последний еще не значился в 1620–1621 годах, а с 1625 года уже выдавалось его священнику царское жалование (молебных и панихидных денег) 1 рубль 17 алтын, диакону 1 рубль 3 алтына, просфорнице 18 алтын (Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Москва, 1884 г., I, 621; II, 188. Доп. Акт. Ист. IX, 330). В 1631–1632 годах в приходе было 508 дворов; в 1635 г. здесь жили стрельцы полка Михаила Рчинова; в 1650 году в приходе Климентовской церкви считалось 500 человек, с которых причтом платилась дань в патриаршую казну 1 . Церковь св. священномученика Климента со всеми иконами сгорела в 1676 году, и после того уже построена существующая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом священномученика Климента на новом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Загряжский, Григорий Алексеевич Саврас Загряжский, Григорий Алексеевич Саврас, дворянин московский. В 1615 г. был объезжим головою в Москве у Арбатских и Чертольских ворот; в 1616–1617 гг. воеводой в большом полку в Туле и в Боровске; в 1620–1621 гг. вторым воеводой в передовом полку на Дедилове для обереганья от крымских и нагайских людей; по вестям, он должен был идти в сход на Тулу в большой полк к князю Василию Семеновичу Куракину. В 1623 г. Загряжский был у сыскного дела в Юрьевце-Повольском; перед ним там был Степан Мих. Юшков, и у них возникло местничество; чем оно окончилось, неизвестно. В том же году Загряжский присутствовал на свадьбе царевича Михайлы Кайбулловича. В 1625 г. присутствовал при встрече персидского посла. В 1623–28 гг. неоднократно обедал за царским столом. В 1629 г. переписывал и межевал земли Московского уезда. В 1629–1631 гг. мы его видим товарищем воеводы в Тобольске (первым воеводой был князь Алексей Никитич Трубецкой). Одновременно с назначением Загряжского в Тобольск были назначены туда и письменные головы: Лукьян Башмаков и Дмитрий Обрезков; воеводой остался по-прежнему князь Трубецкой. Лукьян Башмаков бил челом государю на Загряжского в «отечестве», что ему «в письменных головах быть за Григорьевым воеводством Загрязского невместно; что они люди родословные, а Загрязские де люди неродословные, а причитаются они, Башмаковы, к Воронцовым-Вельяминовым одного роду». Загряжские, в свою очередь, стали бить челом, что «они Башмаковы – смольяня, земцы, и их-де тем бесчестят». Загряжские одержали верх: Башмакову велено было быть в Тобольске в головах. В бытность в Тобольске Загряжскому приходилось помогать князю Трубецкому в мероприятиях относительно поимки беглых служилых людей и пашенных крестьян, в распоряжениях по случаю измены тарских юртовских и волостных татар и кочевья калмыков близ Тары, и в собирании сведений о причинах значительной недоимки ясака с ясачных людей Тарского уезда. – В конце января 1632 г. в Москву приехали наемные немцы, и государь велел им корм давать, а сбирать с четверти со всех уездов: Загряжскому, Ивану Дмитриевичу Есипову и дьякам Бормосову и Евсевьеву; вследствие болезни Есипова взамен него назначен был Иван Нелюбов Огарев, который счел невместным служить ниже Загряжского и подал челобитную.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кисель А. Г. Кисель Адам Григорьевич из Брусилова низкеницкий, воевода киевский, крупный деятель XVII в. Он происходил из русских бояр киевского великокняжеского периода. Родоначальник его был ( – по словам королевской грамоты от 5 февр. 1646 г. – ) киевский воевода, князь Святолд или Свентолдич. Адам Григ. Кисель родился около 1580 г. и неустанным своим трудом и старанием, при необыкновенных способностях, вскоре завял видное и влиятельное положение в польской Речи Посполитой и в обществе. Со временем он составил себе огромное состояние, владел обширными поместьями, массой сел, хуторов, мельниц и других угодий на Волыни, в Черниговщине, Полтавщине и в киевском воеводстве. В 1617 г. встречается он под Бушей, 1619 г. под Орыпином, 1620 г. под Цецорой, 1621 г. вновь в хотинском походе, 1628 г. начальником хоругви под Гневом в битве против Густава-Адольфа. Адам Григ. Кисель пользовался особенным расположением польского королевича, впоследствии короля Владислава IV. Во время безкоролевья после смерти Жигмонда III был он избран т. наз. «каптуровым» судьею, в сейме же 1631 и 1632 гг. выступил ревностным и энергичным защитником православия. По сей причине искало в нем и православное казачество своего законного защитника, полагаясь на его громадный авторитет и большое влияние. С 1633 г. остается он при дворе короля Владислава IV в качестве «королевского дворянина». В том же году участвует и в войне с Москвой. Король жалует ему город Кобыщ и Козарград, также и богатое староство Носовское. 1634 г. выступает он на «генеральном сейме» в качестве «комиссара при короле». Вскоре возведен в черниговские подкоморьи. 1637 г. Адам Григ. Кисель подавил казацкий мятеж, что король ставит ему в особенную заслугу. В 1638 г. заступается он с усердием за казаков, но безуспешно, так как Павлюко и товарищей казнили в Варшаве. С 1638 г. деятельность Киселя получает больше дипломатическое направление. 1639 г. он делается каштеляном черниговским и сенатором, какового достоинства даже киевский митрополит не мог добиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Трофимович-Козловский; † 15.03.1651, Киев), игум., сподвижник Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Учился, по одним сведениям, во львовской братской школе, по мнению Я. Д. Исаевича, в виленской братской школе ( 1966. С. 138), затем, возможно, продолжил образование в католич. учебных заведениях. И. был иеромонахом в виленском Свято-Духовом мон-ре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) при жизни основателя мон-ря прп. Леонтия (Карповича ; † сент. 1620). Впосл. переселился во Львов. В 1631 г. во Львове при освящении построенной Львовским братством Успенской ц. в присутствии преподавателей братской школы И. и мон. Сильвестра (Косова) архим. Петр (Могила) дал письменный акт о создании школ в Киеве и пригласил обоих духовных лиц преподавать в них. И. переехал в Киев, вошел в братию Киево-Печерского монастыря и вступил в Киевское братство , среди членов к-рого он записан как «Исаия Трофимович, инок монастыря Киево-Печерскаго». В 1631 г. И. стал первым (и единственным) ректором школы, основанной Петром (Могилой) при Троицкой больничной ц. в Киево-Печерском монастыре («лаврский гимназиум»). С сент. 1632 по 1638 г. И. возглавлял Киево-Могилянскую коллегию , образовавшуюся в результате объединения киевских монастырской и братской школ (по-видимому, И. преподавал в коллегии богословие, современники называли его «премудрым богословия учителем»). Одновременно И. являлся настоятелем мон-рей: в 1631-1634 гг.- приписного к Киево-Печерской обители Дятловицкого Преображенского монастыря в с. Дятловичи Пинского повета (совр. Белоруссия), в 1634-1638 гг.- киевского Братского в честь Богоявления мон-ря . После легализации православной иерархии в Речи Посполитой и избрания Петра (Могилы) на митрополичью кафедру в 1632 г. И. стал его духовником и ближайшим помощником. В 1633 г., получив от польск. кор. Владислава IV Вазы охранную грамоту, вместе с настоятелем киевского Кирилловского монастыря Леонтием И. ездил к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису за благословением для Петра (Могилы) на Киевскую митрополию. И. помогал митр. Петру в деле возвращения православным церквей и монастырей, захваченных униатами, в т. ч. киевского Софии Св. собора . В 1638 г. И. был поставлен настоятелем киевского Пустынно-Никольского мон-ря, полученного Петром (Могилой) от короля. В 1635 г. вместе с наместником Киево-Печерской обители Филофеем (Кизаревичем) отстаивал право мон-ря на земельные владения в споре с Межигорским в честь Преображения Господня мон-рем .

http://pravenc.ru/text/Петра ...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Репнин, Петр Александрович Репнин, князь Петр Александрович, боярин, умер 27 января 1643 г. бездетным; погребен в Пафнутьеве Боровском монастыре; сын князя Александра Андреевича; был женат два раза: на Федоре Захарьевне Ляпуновой (умерла 10 мая 1632 г., погребена в Пафнутьеве Боровском монастыре) и на Ксении Ивановне NN (умерла 18 декабря 1696 г.). В 1611 г. князь Репнин был стольником и над его именем отмечено: «в Нижнем»; в 1618–1619 гг. находился в Москве, во время осады ее польским королевичем Владиславом, и «наряжал» иногда вина за царским столом, а в 1625 г. был воеводой в Переяславле; в случае прихода крымцев на Рязанские места, воеводы из Михайлова, из Пронска и из Тулы должны были быть в сходе в Переяславле-Рязанском с князем Репниным; если же, напротив, крымцы придут к Туле, Мценску, Орлу, Новосилю, Черни или Одоеву, а к Рязани не придут, то князь Репнин должен был идти на Тулу – помогать князю Катыреву-Ростовскому. Осенью этого года князь Репнин отпущен был в Москву, наравне с остальными большими полковыми воеводами Украинного Разряда. В 1625 и 1626 г., на обеих свадьбах царя Михаила Федоровича, князь Репнин был в числе поезжан, а в 1627 г. написан был из стольников в дворяне и в день Светлого Христова Воскресения ударил государю челом «в комнате»; поместный оклад его был 600 чети, а денежный – 50 руб. В 1627–1629 гг. он часто обедал за царским столом, в 1628 г. присутствовал при приеме кизилбашских купцов, а в 1631 г. – при приеме шведского посла Антона Монира. В 1632–1633 г. он был полковым воеводой на Луках-Великих, посылал голову и ратных людей под Невль; когда жители этого города сдались, он отправил царю Михаилу Федоровичу донесение, что «невльские сидельцы добили ему челом», и сделал описание города. В 1635 г. он пожалован был в бояре, с денежным окладом в 400 руб.; 5 мая этого года князь Ив. Андр. Голицын должен был сказать боярство князю Репнину; вследствие решительного отказа, он отсидел в тюрьме, а боярство князю Репнину было сказано месяц спустя, 4 июня, окольничим Фед. Степ. Стрешневым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЦОВ (Бурцев-Протопопов) Василий Федорович († после 1647/48), московский подьячий, типограф, издатель. Судя по прозвищу, происходил из семьи священнослужителей. Первые упоминания о Б. в документах относятся к 1626/27 г., когда он с кн. Р. Волховским описывал Епифанский, Венёвский и Тульский уезды, в 1631/32 г. с И. Загряжским - Соловский у., в 1638 г. имел двор в Москве. С 1632 г. Б. работал на Печатном дворе , руководил постройкой нового печатного отд-ния, а затем и его работой. Задачей этого отд-ния, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом . Подтверждением тому являются первые книги, изданные Б.,- Буквари, Псалтири, Часовники (в документах Б. нередко именуется «подьячим азбучного дела», по-видимому он руководил издательским процессом на всех этапах - от составления книги до выпуска ее в свет). После смерти Патриарха Филарета († 1 окт. 1633) Б. отделился от Печатного двора, компенсировав казне расходы по созданию отд-ния. (По поводу статуса его типографии в лит-ре существуют различные мнения - ее считают либо частной (И. В. Починская), либо 2-й гос. (И. В. Поздеева).) Типография Б. успешно функционировала в 1633-1642 гг. и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа . За это время было напечатано не менее 20 изданий: 4 издания Псалтири, 1 - Псалтири с восследованием, 3 издания Часовника, 4 - Букваря, Служебная Минея на сентябрь, Служебник, Апостол, Евангелие учительное, Святцы, Шестоднев, Канонник, Требник,- к-рые характеризуются мн. новаторскими для великорус. книгопечатания чертами. Б. первым в Московском государстве издал буквари церковнослав. языка - в 1634 и 1637 гг.,- в основном следовавшие традиции букварей Ивана Фёдорова . Букварь 1637 г. имеет стихотворное вступление и является 1-м иллюстрированным букварем - на фронтисписе издания помещена гравюра с изображением сцены из школьной жизни, восходящая к польск. первопечатным букварям нач. XVII в. (возможно, через западнорус. посредство). Букварю 1634 г. предшествовало издание 2 азбук, выполненное, вероятно, также Б. (одно форматом в четвертку («полдесть»), др.- в осьмушку («четверть»)). Они упоминаются как распроданные к сент. 1634 г. в деле о продаже изданий Печатного двора ( Поздеева и др. Московский Печатный двор. С. 407). Стоимость этих азбук (соответственно 2 деньги и деньга) указывает на то, что это были малообъемные издания типа позднейших «восьмилисток», содержавшие, очевидно, лишь алфавиты (с разным порядком букв) и слоги. Печатник ввел в московские издания концовки. Канонник 1642 г. стал первой московской книгой, имеющей титульный лист.

http://pravenc.ru/text/153685.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010