паствой. Кафедру Фамагусты занял неизвестный по имени настоятель ц. прав. Симеона в этом городе, уроженец Крита; Лимасольскую кафедру - игум. мон-ря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса Герман (Кускунарис) (в 1580 переселился в Италию, принял католицизм, последние годы жизни провел в Испании; † 1604). Т. о. была восстановлена иерархия КПЦ. Архиепископ, резиденция которого находилась в Никосии, управлял Церковью вместе со Свящ. Синодом, число членов которого в XVI в. нам неизвестно. Очевидно, что не все епископии, существовавшие в визант. период, были восстановлены. В 1572 г. упоминаются епископы Пафосский, Лимасольский, Солийский и Фамагустский (в 1575 также - Амафунтский), в 1600 г.- Тамасский, Пафосский, Солийский и Китийский, в 1609 г.- Фамагустский, Лимасольский, Пафосский, Киринийский и Амафунтский, в 1618 г.- Солийский, Арсинойский, Пафосский, Киринийский ( Hill. 1972. P. 312). Во 2-й пол. XVII в., видимо с 1651 г. ( Χρυσστομος (Παπαδπουλος). 1929. Σ. 45, 47; Hill. 1972. P. 313), на Кипре осталось 4 епархии, к-рые поглотили остальные и были возведены в ранг митрополий: архиепископский округ (куда кроме Никосии входили бывшие Саламинская (Констанцийская), Карпасийская, Тримифунтская, Тамасская и Хитрская епархии) и 3 митрополии - Пафосская (включившая древнюю Арсинойскую епископию), Китийская (с присоединенными Амафунтской, Курийской, Лимасольской епископиями; кафедра в Ларнаке) и Киринийская (с упраздненными Лапифской-Ламбусской и Солийскими епископиями; в XVIII в. кафедра в монастыре Скуриотисса, в XIX в.- в мон-ре вмч. Пантелеимона в Мирту), а остальные епископии замещались лишь на незначительное время (напр., Тамасская и Тримифунтская, Ламбусская). Никифор, архиеп. Кипрский. Фрагмент иконы «Богоматерь на престоле». 1650 г. (Музей Киккского мон-ря) Никифор, архиеп. Кипрский. Фрагмент иконы «Богоматерь на престоле». 1650 г. (Музей Киккского мон-ря) Османские власти признали ведущую роль КПЦ в организации сбора налогов и поддержании порядка на острове. Об ответственности духовенства за сбор налогов с православного населения впервые упоминает в 1589 г.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Преемник Архиепископа Макариоса Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом в 1988 г. принимал участие в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси. А в мае 1992 г. по его приглашению на Кипре с официальным визитом находился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время пребывания на Кипре Святейшего Патриарха Алексия и его спутников сопровождал Блаженнейший Архиепископ Хризостом и наградил Его Святейшество Большим Орденом святого апостола Варнавы. В беседах между двумя Предстоятелями проявилось единодушие «по вопросам церковной ситуации в связи с деятельностью униатов в Западной Украине, католической экспансией, миссионерской прозелитической деятельностью протестантских фундаменталистов, раскольнической деятельностью на территории Московского Патриархата Украинской автокефальной церкви и Русской Зарубежной Церкви» . Подчеркивалась также «настоятельная необходимость скорейшего мирного урегулирования кипрского вопроса» . Епархии Кипрской Православной Церкви Архиепископия Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Кафедра — Никозия. Хорепископ — Саламинский. Монастыри Киккский Махерский Святого Неофита Апостола Варнавы Святого Ираклидия (женский) Святого Пантелеймона (женский) и другие. Митрополии 1. Пафская. Митрополит Пафский и Экзарх Арсинойский и Ромейский. Кафедра — Пафос. 2. Китайская. Митрополит Китийский и Экзарх Ларнакский и Левкаронский. Кафедра — Ларнака. 3. Киренийская. Митрополит Киренийский и Экзарх Лапифский и Каравский. Кафедра Кирения. 4. Лимасольская. Митрополит Лимасольский и председатель Амафунтский и Курийский. Кафедра — Лимасол. 5. Морфская. Митрополит Морфский и председатель Солейский. Кафедра — Морфу. Известные Предстоятели Кипрской Православной Церкви Регин 431 Олимпий сер. V в. Анфим кон. V в. Аркадий 600 - 638 Сергий сер. VII в. Иоанн 691 Георгий 750 Константин783 - 787 Симеон ок. 1221 Исайя 1221 Неофит I 1222 Исайя ок. 1248 Герман I 1251(?) - 1260 Тимофей 1572-1575 Неофит II 1587 - 1592 Афанасий 1 1598 Вениамин 1600 - 1605 Христодул 1606 - 1635 Никифор 1644-1674 Иларион Кигала 1674 - 1679 Иаков 1679 - 1689 Герман II 1690 - 1705 Афанасий II 1705 - 1718 Сильвестр 1718 - 1731 Филофей 1732 - 1759 Паисий 1759 - 1766 Хрисанф 1767 - 1810 Киприан 1810 - 1821 Иоаким 1821 - 1824 Дамаскин 1824 - 1827 Панарет 1827 - 1840 Иоанникий 1840 - 1849 Кирилл I 1849 - 1854 Макарий I 1854 - 1865 Софроний 1865 - 1900 Кирилл II 1909 - 1916 Кирилл III 1916 - 1933 Леонтий 1947 Макарий II 1947 - 1950 Макарий III 1950 - 1977 Хризостом....

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Преемник Архиепископа Макариоса Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом в 1988 г. принимал участие в торжествах, посвященных 1000–летию Крещения Руси. А в мае 1992 г. по его приглашению на Кипре с официальным визитом находился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время пребывания на Кипре Святейшего Патриарха Алексия и его спутников сопровождал Блаженнейший Архиепископ Хризостом и наградил Его Святейшество Большим Орденом святого апостола Варнавы. В беседах между двумя Предстоятелями проявилось единодушие «по вопросам церковной ситуации в связи с деятельностью униатов в Западной Украине, католической экспансией, миссионерской прозелитической деятельностью протестантских фундаменталистов, раскольнической деятельностью на территории Московского Патриархата Украинской автокефальной церкви и Русской Зарубежной Церкви»   . Подчеркивалась также «настоятельная необходимость скорейшего мирного урегулирования кипрского вопроса»   . Епархии Кипрской Православной Церкви Архиепископия Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Кафедра — Никозия. Хорепископ — Саламинский. Монастыри Киккский Махерский Святого Неофита Апостола Варнавы Святого Ираклидия (женский) Святого Пантелеймона (женский) и другие. Митрополии 1. Пафская. Митрополит Пафский и Экзарх Арсинойский и Ромейский. Кафедра — Пафос. 2. Китайская. Митрополит Китийский и Экзарх Ларнакский и Левкаронский. Кафедра — Ларнака. 3. Киренийская. Митрополит Киренийский и Экзарх Лапифский и Каравский. Кафедра Кирения. 4. Лимасольская. Митрополит Лимасольский и председатель Амафунтский и Курийский. Кафедра — Лимасол. 5. Морфская. Митрополит Морфский и председатель Солейский. Кафедра — Морфу. Известные Предстоятели Кипрской Православной Церкви Регин 431 Oлuмnuй cep. V b. Ahфuм koh. V b. Аркадий 600—638 Cepruй cep. VII b. Иоанн 691 Георгий 750 Константин 783—787 Симеон ок. 1221 Исайя 1221 Heoфum I 1222 Исайя ок. 1248 Гepмah I 1251(?)-1260 Тимофей 1572–1575 Heoфum II 1587—1592 Aфahacuй I 1598 Вениамин 1600—1605 Христодул 1606—1635 Никифор 1644–1674 Иларион Кигала 1674—1679 Иаков 1679—1689 Гepмah II 1690—1705 Aфahacuй II 1705—1718 Сильвестр 1718—1731 Филофей 1732—1759 Паисий 1759—1766 Хрисанф 1767—1810 Киприан 1810—1821 Иоаким 1821—1824 Дамаскин 1824—1827 Панарет 1827— 1840 Иоанникий 1840—1849 Kupuлл I 1849—1854 Makapuй I 1854—1865 Софроний 1865—1900 Kupuлл II 1909—1916 Kupuлл III 1916—1933 Леонтий 1947 Makapuй II 1947—1950 Makapuй III 1950—1977 Хризостом…. с 13 ноября 1977. г. (интронизация) Библиография к главе V «Кипрская Православная Церковь» На русском языке Александров Н., Кондратьев В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

К 1574 г. относится дискуссия К. с виленскими иезуитами о христ. догматах, на к-рой князь мог встретиться с Петром Скаргой . К. не принимал учения о Filioque. Его богословская полемика с католицизмом отразилась в 2 письмах к правосл. типографу К. И. Мамоничу, написанных в 1574 - нач. 1575 г. К. упоминает в этой переписке свою встречу с иезуитами, сообщает об использовании в полемике с ними книг свт. Григория Паламы и Нила Кавасилы. В посланиях к Седларю в янв. 1580 г. К. подверг критике догмат о чистилище («о чистцу»). Впрочем, в борьбе против ересей он видел в католиках соратников православных. Опасность ересей оценивается в сочинениях К. с т. зр. не только Православия, но и традиц. католицизма (критика ливонских «евангеликов», одобрение апологии ливонского католицизма в устах героя «Истории» К. Ф. Шалля фон Белля). В 2 посланиях к Ф. Г. Бокею Печихвостскому, написанных после 15 июня 1577 г., К. хвалил Федора за отказ от реформационных «ересей» и возвращение к «правоверным догматам». 21 марта 1575 г. датировано послание К. к волынскому шляхтичу К. Чапличу, в к-ром князь упрекает знакомого в отклонении от Православия в «свою веру» (возможно, в антитринитаризм). В своем ответе кнг. А. Чарторыйской, составленном ок. 1575-1576 гг., К. призывал ее дать детям образование в иезуитском коллегиуме. В янв. 1576 г. К. наставительно обращался к шляхтичу В. Древинскому, отговаривая его праздновать языческий Новый год и отказываясь отвечать на его поздравления. Около того же времени, в 1575-1576 гг., К. призывал перешедшего в кальвинизм литов. подканцлера О. Б. Воловича отказаться от ереси. Во 2-м и в 3-м письмах князю Острожскому, написанных уже в 1577 г., К. осуждает киевского воеводу за поддержку антитринитария И. И. Мотовило, к-рому, как своему ученому слуге, Острожский поручил составить полемический ответ на трактат «О единстве Церкви Божьей...» П. Скарги. В 1575-1578 гг. получили развитие совместные проекты К. и Острожского по созданию правосл. коллегии на Волыни, к-рые воплотились в Славяно-греко-латинской «академии» Острожского.

http://pravenc.ru/text/2462277.html

Новгородского Пимена поставили «другаго архиепископа в того место, мужа, яко слышахом, нарочита и кротка; но аки по дву летех, и того повелел (Иоанн IV.- Б. Ф.) убити со двема опаты сиречь игумены велики, або архимандриты» ( Курбский А. М., кн. История о великом князе Московском. СПб., 1913. Стб. 160; ср.: Он же. История о делах великого князя Московского. М., 2015. С. 182). Поскольку Л. был возведен на кафедру в кон. 1571 г., то получается, что Курбский сообщает о казни Л. в 1573 г. Т. к. 1573-1575 гг. датируются грамоты Л. мон-рям и детям боярским Софийского дома, то появилась т. зр., что в 1573 г. он подвергся опале и был осужден на смерть, но затем помилован и возвращен на кафедру. Однако из свидетельства Курбского следует, что он точно не знал, сколько лет преемник Пимена управлял Новгородской кафедрой. Важно и его указание на гибель вместе с Л. 2 настоятелей мон-рей. Речь идет об архимандритах Чудовской обители и Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , пострадавших вместе с Л. в 1575 г. Т. о., ясно, что Курбский имел в виду события 1575 г. и говорить об опале Л. в 1573 г. нет оснований. Архиепископ, по-видимому, выехал в Москву в авг. 1575 г. В столицу к этому времени были вызваны воеводы из войска, стоявшего на юге, и мн. духовные лица. Очевидно, тогда Иоанн IV объявил о своем решении передать верховную власть в стране крещеному татар. царевичу Симеону Бекбулатовичу . В связи с этим в одном из летописцев, написанном в среде соборного кремлевского духовенства, говорится об обращении к государю с просьбой не ставить во главе гос-ва «иноплеменника». Возможно, установившиеся контакты между Л. и старшим сыном Иоанна IV царевичем Иоанном Иоанновичем , отправленным отцом в 1574 г. в Новгород, могли побудить его инициировать подачу царю челобитной с просьбой отказаться от своих решений. Рассказ о том, что произошло затем с архиепископом, содержится в «Путешествиях» англ. купца и дипломата Дж. Горсея. По его сообщению, архиепископ был обвинен «в измене»: сношениях с королями Польши и Швеции, в чеканке денег, к-рые он якобы посылал этим правителям, а также в гомосексуализме и содержании ведьм.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

Из этих соображений следует признать справедливым, что послание появилось не позже весны 1575 года. Если доверять показаниям Послужного списка, что все Собакины выбыли и умерли в 7083 году, т.е. в промежуток времени с сентября 1574 по сентябрь 1575 года, то позднейшим предлогом посылки ими злокозненной грамоты должна быть весна 1575 года. Но если послание, как указал А. П. Барсуков, не могло появиться позже 1575 года, то, вопреки мнению того же исследователя, оно могло быть составлено ранее весны 1574 года. Под походом в немецкую землю действительно следует разуметь поход 7081 (1573) года. Но поход этот состоялся осенью и зимою 7081 года, т. е. в последних месяцах 1572 и в январе 1573 года. Для похода в Эстонию царь уехал из Москвы (осенью) 15 , в сентябре 1572 года 16 и пробыл там зиму. Следовательно, еще весной 1573 года Собакины могли посылать в Кириллов монастырь злокозненную грамоту, а царь мог видеться с Варлаамом Собакпным по окончании похода весной или летом 1573 года. Потому и послание могло быть составленным ранее весны 1574 года, непосредственно после зимы 1572–1573 года и после весны 1573 года. Но мало того, из самого послания видно, что зима 1574 года еще не наступала. Иоанн писал: «Зиму сю по него (т. е., по Варлаама Собакина) потому не послали, что нам поход учинился в немецкую землю, и как из похода пришли» и т. д. Очевидно, что зима, следовавшая за годом похода, т. е., зима 1574 года еще не наступала. С этим согласна и дата новооткрытого списка: 23 сентября 1573 года. Нам остается теперь проверить, не противоречит ли дата 23 сентября 1573 года другим историческим данным, которые находятся в послании. Для этой цели нет надобности пересматривать все многочисленные сведения о событиях царствования Грозного, упоминаемых здесь. Достаточно разобраться в известиях о живых современниках из состава кирилловской братии. Во-первых, послание адресовано игумену Косме 17 , стоявшему во главе Кирилло-Белозерского монастыря со 2 сентября 1572 года 18 до 29 декабря 1581 года 19 . Таким образом 23 сентября 1581 года Грозный имел возможность обращаться к нему с письмом. Но и в самом письме можно видеть намек, что Косма не очень давно стал игуменом. «Год уже равен», писал Грозный, «как был игумен Никодим на Москве; отдоху нет-таки Собакин, да Шереметев, а яз им отец ли духовный или начальник?» 20 . Следовательно, возможно, что около года пред тем временем, когда Иоанн трудился над письмом, Косма не был еще игуменом, а монастырем управляли Никодим, ошибочно названный в письме игуменом 21 . Так и было в действительности, ибо Косма был возведен в этот сан 2 сентября 1572 года почти за год до 23 сентября 1573 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской Евфимий Турков (ум. в 1587 г.) – игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, книгописец и писатель. Евфимий, в миру Елеазар, был сыном Ивана Ивановича Туркова (ум. в 1525 г.); мать Евфимия (в иночестве Марина) происходила из рода Ямских; брат Никандр, как и он, был монахом. Евфимий Турков принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре 5 июля 1551 г. Игумен монастыря Гурий Руготин отдал его «под начало» бывшего новгородского архиепископа Феодосия, у которого Евфимий вместе с другим монахом Феодосием Плещеевым в течение 12 лет проходил школу иночества. В 60-е гг. Евфимий Турков был уже уставщиком монастыря, в обязанности которого входило наблюдение за правильностью церковных служб, пополнение синодиков, а в 1571–1572 гг. он был назначен монастырским казначеем. После возведения игумена Леонида Протасьева в епископы Рязанские братия монастыря и царь Иван Грозный просили Евфимия занять место настоятеля, но он отказался, сославшись на «худой разум» и «недостоинство». Игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря был поставлен Тихон Хворостинин, управлявший обителью с 1573 по 1575 г., когда он стал архиепископом Казанским. В Духовной грамоте Евфимий Турков пишет, что согласился стать настоятелем монастыря, чтобы «не преслушати царьскаго повелениа», и был поставлен на игуменство 26 июля 1575 г. митрополитом Антонием. Евфимий Турков оказался дальновидным и предприимчивым руководителем монастыря, много сделавшим для приумножения экономического могущества и роста духовного авторитета обители. Во время игуменства Евфимия царь Иван Грозный неоднократно посещал монастырь (в сентябре 1575 г., феврале и июле 1576 г., мае и декабре 1579 г., июле и сентябре 1581 г.) и пожертвовал ему более 8 тысяч рублей. В составленном Евфимием Турковым Обиходнике описывается церемониал приема и распорядок пребывания царя в монастыре. Во время опричнины монастырь использовался как место заключения и ссылки неугодных правительству лиц, в частности, там содержался соратник Сильвестра протопоп Симеон. Богатые вклады в монастырь делали царь Федор Иванович и Борис Федорович Годунов. В 1587 г. Евфимия Туркова на посту игумена Иосифо-Волоколамского монастыря сменил Варлаам Белковский, но он не справился с обязанностями, и Евфимию пришлось вернуться на игуменство и управлять монастырем последние пять месяцев жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая церковь при этой общине была построена в конце 1575 или начале 1576 г. К этому времени относит ее построение пастор евангелическо-лютеранской церкви в Москве г. Фехнер, который, благодаря ученым своим связям и официальному положению, открыл новые, доселе неизвестные данные. Вот эти данные. Магнус Паули, доверенный слуга герцога Голштинского Магнуса (нареченного жениха царской племянницы Марьи Владимировны), в письме к родственникам своим в Данциг от 1-го мая 1576 года, выражал непритворную свой радость о том, что «наконец дано разрешение немцам построить в Москве церковь , в которой они могли бы проповедовать чистое учение Евангелия по Аусбургскому исповеданию». Письмо это из Данцига перешло (вероятно, в списке) в Ревель и сообщено Фехнеру ревельским архивариусом Руссвурмом. Находящаяся до сих пор в употреблении при Московской михайловской кирке печать церковного Совета и пастора имеет надпись: Eccles. Ev. Luther. Prisca ad St. Michaelem. Moscou 1575 10 . Что, по словам Фехнера, открывают письмо и печать, то подтверждает Busching, который в 1755 году писал: «den evangelischen Gemeinen in Moscau bereits über 180 Jahre die Erlaubniss ertheilt worden, sich nach ihrem Glaubensbekenntniss öffentlich zu erbauen» 11 . Что касается до места построения первой лютеранской церкви, то большая часть исследователей помещали ее на поганом, что ныне чистом пруду; сличение же показаний иностранцев, бывших в Москве в конце XVI и начале XVII века, именно: англичанина Горсея, голландца Массы, немца Буссова и шведа Петрея ведет к более вероятному заключению, что она находилась в немецкой слободе, на правом берегу Яузы 12 . Кому лютеране преимущественно обязаны основанием церкви, которой они не имели в течение целого полстолетия, на этот любопытный вопрос Грот отвечает так: «этот немецкий князь (упомянутый принц Магнус) содействовал тому, что царь позволил лютеранам открыто отправлять богослужение (öffentliche Religionsübungen) и построить свой церковь 13 . Но спрашивается, почему же Грозный позволил построить церковь не тогда, когда принц прибыл в Москву (в 1570 г.) или когда женился на царской племяннице и пользовался расположением царя (1573 г.), но когда уже лишился этого расположения (в 1575 или 1576 г.) и потерял уже всякую надежду на обещанное ему царем королевство в Ливонии 14 . Построение кирки не было ли больше личным делом самого царя, чем следствием ходатайства названного принца?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Новая опричнина Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Осенью 1575 года царь снова поразил своих как будто уже отвыкших удивляться подданных. В официальном источнике — «Разрядных книгах» к этому времени относится следующая краткая запись: «Тово же году в осень посадил государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии на великое княжение в Москве великого князя Симеона Бекбулатовича». Симеон Бекбулатович принадлежал к числу татарских царевичей, занимавших весьма видные места в Боярской думе в первой половине 70-х годов. Как и все они, он принадлежал к потомкам ханов Большой орды. Его отец, Бекбулат, троюродный брат Шах-Али, появился в России в начале 60-х годов XVI века. Сына Бекбулата, Саин-Булата, около 1570 года Иван IV «учинил на Касимове городке царем», передав ему владение его дальнего родственника Шах-Али. В начале 1570-х годов он неоднократно по приказу царя участвовал в походах в Ливонию, а в 1573 году крестился, приняв имя Симеона. Этого служилого татарского царя Иван IV в октябре 1575 года женил на Анастасии, дочери князя Ивана Федоровича Мстиславского (так Симеон стал царским родственником) и провозгласил «великим князем всея Руси». Однако подданных поразило даже не это необычное возвышение служилого татарского вассала, не имевшее никаких прецедентов в историческом прошлом. Поразительным было то, что царь одновременно с этим объявил себя подчиненным Симеону «удельным князем Иваном Московским». В соответствии с этим Симеон Бекбулатович поселился в Кремле, а «Иван Московский» — «за Неглинною на Петровке, на Орбате против каменново мосту старово». Что скрывалось за этим совершенно необычным шагом царя? Каковы были его последствия? Какие перемены произошли осенью 1575 года в жизни русского общества? Исследователи долгое время терялись в догадках, выдвигая самые разные гипотезы, и лишь сравнительно недавно, благодаря исследованиям С. М. Каштанова и В. И. Корецкого, удалось получить определенный ответ на все эти вопросы. Сведения самых разных источников не оставляют сомнений, что возведение Симеона Бекбулатовича на великокняжеский трон сопровождалось новым разделом страны на две части. Одна осталась под властью великого князя Симеона Бекбулатовича, другая вошла в состав особого «удела» князя Ивана Московского. С осени 1576 года эти территории стали называться «дворовыми».

http://sedmitza.ru/lib/text/438977/

«Сие определение Собора изложено было в синодальной грамоте патриарха Иеремии 7083 года (1575) месяца июля. Эта грамота подписана была всеми лицами, присутствовавшими на Соборе, и «дана божественному и царскому монастырю Синайской горы, чествуемому во имя Спасителя Христа, и архиепископу его, какой будет по временам, с достопочтенными братиями, боголюбезно обитающими в нем, для постоянной и нерушимой безопасности его " " 50 . Таким образом учреждено было Синайское архиепископство вместе с независимостью, свободой и чином монастыря; и в том же году поставлен был игуменом его архиепископ Евгений. С сей поры продолжался непрерывный ряд архиепископов Синайских до здравствующего ныне о Господе Константия. От 1575 до 1845 года В лике этих святителей именитейшие были Иоанникий I, Никифор и Кирилл. Первый тридцать лет (с 1671 по 1702 год) спокойно управлял Синайской обителью. В сей круг времени он возобновил монастырек святых бессребреников, что в Фолийской юдоли, и церкви во имя святых же сорока мучеников и св.Онуфрия в долине Леджа; а в самой обители починил обветшавший придел архангела Михаила, позолотил иконостас соборного храма и украсил олтарь его, облицовав святую трапезу и жертвенник узорами из перламута и слоновой кости по индийской черепахе, как все это видно из тамошних надписей. При нем архиепископ Пекский и патриарх всех сербов и болгар Арсений покланялся святым местам синайским в 1683 году. В записи сего патриарха, хранящейся в тамошней библиотеке, сказано: «Святейший и Богом возлюбленный архиепископ (Иоанникий) во истину, якоже древний Аарон, украшен всякими добрыми делы, и художник, якоже праведный Веселеил... Внидохом в монастырь и видехом чин церковный, и строение монастырско. Видехом и дивихомся, и возрадовахомся радостию несказанною. По истине земля свята, и иноци живущии зде – святи и избрани и умудрени во всех делех духовних». – Иоанникий сподобился получить от государя нашего Петра I богатейшую среброкованную раку для мощей св.Екатерины в 1689 году. Архиепископ Никифор устроил и учредил монастырскую библиотеку в 1734 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010