А.А. Половцов Бобринской, Алексей Григорьевич Бобринской , граф Алексей Григорьевич, младенец, позднее носивший фамилию Бобринского, род. в Зимнем Дворце 11 апреля 1762 г.; ум. граф 20 июня 1813 г. в Богородицке. Отцом его считают князя Григория Григорьевича Орлова. Немедленно по рождении младенец был отдан Императрицей Екатериной II ее гардеробмейстеру Василию Григорьевичу Шкурину, в семействе которого он и воспитывался до 1774 г., наравне с сыновьями Шкурина, и вместе с ними находился некоторое время за границей. По распоряжению Императрицы ребенок в 1775 г. был взят от Шкурина и передан И. И. Бецкому, причем Екатерина II решила присвоить ребенку, носившему имя Алексей Григорьевич, фамилию Бобринской, по названию села Спасского (Бобрики то ж), Епифанского уезда Тульской губернии, купленного для его материального обеспечения еще в 1763 г., по приказанию Екатерины II, у Ладыженского. Ребенок, по словам Бецкого, был телосложения слабого, боязлив, робок, застенчив, нечувствителен ни к чему, но кроток и послушен. Познания его в 13-летнем возрасте ограничивались только французским и немецким языками, началами арифметики и очень малыми сведениями из географии. Вскоре Бобринской был помещен в сухопутный кадетский корпус, где находился под особенным наблюдением Рибаса (бывшего в корпусе цензором в то время), и продолжал бывать у Бецкого, расположением которого, видимо, пользовался. В 1782 г. Бобринской окончил курс обучения в корпусе и награжден золотой медалью меньшей величины и чином поручика армии. Вскоре он пожалован поручиком в л.-гв. Конный полк и уволен в отпуск для путешествия по России и за границей, по уставу кадетского корпуса того времени, вместе с другими наилучшими воспитанниками его выпуска. Бецкой написал тогда известную инструкцию для путешествия и поручил сопровождать молодых людей полковнику Алексею Михайловичу Бушуеву (подробно сообщавшему Бецкому о путешествии), а также академику Озерецковскому, который совершил с ними все путешествие по России. Бобринской посетил Москву, Ярославль, Нижний Новгород, Екатеринбург, Билимбаевский завод, Уфу, Симбирск, Саратов, Астрахань, Кизляр, Таганрог, Херсон, Киев и затем прибыл в Варшаву, откуда отправился в дальнейшее путешествие по Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сортировать по Исключить новости Амина Садыкова: Тяжелая болезнь – способ понять, насколько человечно наше общество Я не встречала человека, окруженного любовью близких ему людей и всерьез желающего ускорить уход. 18 февраля, 2014 Я не встречала человека, окруженного любовью близких ему людей и всерьез желающего ускорить уход. Закон о детской эвтаназии, принятый в Бельгии, вызвал в нашем обществе волну обсуждений. Свое мнение по этому вопросу высказала Амина Садыкова, мама Маржаны Садыковой , удивительной девочки-фотографа, ушедшей из жизни в 13-летнем возрасте после тяжелой болезни. Думаю, человек умирает, когда ему положено. Нельзя вмешиваться в это. Болезни, как и  любым невзгодам, отведена своя роль, все это расценивается в нашем обществе как плохое, но так ли это? Может это уравновешивает и приводит нас к большей гармонии и мудрости? Я не встречала человека, окруженного любовью близких ему людей и всерьез желающего ускорить уход. Да, иногда так плохо и больно, что смерть кажется решением проблемы и можно считать саму жизнь причиной, которую следует искоренить. Но разве не видно, что здесь кроется ошибка или обман? Мне кажется, тяжелая болезнь – испытание,  как для самого больного, так и для всех, кто окружает его, для всего нашего общества, это очень простой способ понять насколько мы люди и насколько человечно наше общество. Почему вопрос об эвтаназии поднимается в развитых странах Не изучала этот вопрос досконально, могу только предположить, что развитая паллиативная помощь не является прямым признаком общества осознающего духовные аспекты этого вопроса. Учтены психологические, гуманистические и прочие очень важные стороны, но думали ли они о душе, как о главной части человека, когда принимали этот закон? Духовный путь может лежать и через смертельную болезнь, отказываясь от этого испытания человек руководствуется своими представлениями о жизни в человеческом обществе, согласно его законам, не всегда духовно ориентированным. Сейчас многое делается для узаконивания права на то и это, хотя на самом деле права человека неотъемлемы, невозможно заставить жить того, кто не хочет.  Просто тогда ответственность будет на нем, но она в любом случае будет на нем, даже если сделать это чужими руками, руководствуясь законом.  Понятно, это делается, чтобы решить существующую проблему, но думаю, в результате такого закона проблем  возникнет не меньше, просто они переместятся в другие области.

http://pravmir.ru/amina-sadykova-tyazhel...

Происхождение И. Л. неизвестно. В толковании на «Лествицу» Никифора Каллиста Ксанфопула указано: «Сей, как говорят некоторые, является сыном святого Ксенофонта. У него был и брат Аркадий» ( Niceph. Callist. Exegesis. Σ. 13). Из замечания следует, что И. Л. родился в К-поле в VI в., однако это свидетельство не подтверждается никакими другими источниками. Семья И. Л. была, по всей видимости, обеспеченной, поскольку до ухода в монастырь он получил образование, преуспев «во внешней мудрости» (ν ϒκυκλ σοφ - Vita Ioannis//PG. 88. Col. 597B). Согласно Житию, И. Л. принял монашеский постриг на Синае в 16-летнем возрасте (Ibid. Col. 597A). По небезосновательному предположению совр. исследователя У. Дахари, в кон. VI - нач. VII в. в Синайском мон-ре подвизалось не более 100 монахов ( Dahari. 2000. P. 63). Опираясь на археологические данные, он полагает, что в районе Синайской горы всего существовало неск. десятков монашеских поселений (Ibid. P. 164). Избрав для себя «средний путь» монашеского делания - путь послушания, И. Л. вверился духовному руководству аввы Мартирия. В то время некто именуемый Великий Анастасий в беседе с Мартирием предсказал, что И. Л. станет игуменом Синайского мон-ря: «Ты постриг игумена Синая» (ϒομενον το Σιν κορευσας - Vita Ioannis//PG. 88. Col. 608B); также Иоанн Савваит, подвизавшийся в пустыне Гуда, когда принял Мартирия с учеником, омыл И. Л. ноги как буд. игумену (Ibidem). Вскоре после пострига (в 19-летнем возрасте) или на 19-м году после пострига (в Житии говорится об этом недостаточно отчетливо - Ibid. Col. 597B), по смерти Мартирия, И. Л. стал подвизаться в уединении в долине Фола (Θολς) у подножия горы Синай в 5 «знаках» (ок. 8 км) от главного храма мон-ря - на краю долины Св. Бессребреников. Помимо молитвенных трудов днем он обрабатывал огород, а по вечерам и ночью «сочинял книги (δλτια κατταττε); это упражнение служило ему единственным средством против уныния» (Ibid. Col. 601A). Здесь, вполне предаваясь отшельнической жизни, «он был снедаем рачением и огнем божественной любви» (Ibid. Col. 600A). К этому периоду жизни И. Л. относится рассказ Жития о том, как по его молитвам был спасен от смерти его ученик Моисей (Ibid. Col. 601B). За исключением путешествия в Египет, когда И. Л. удалось посетить пустыню Скит и Тавеннисийский монастырь , он провел всю жизнь в Синайской пустыне - в гранитной пещере (в настоящее время возле нее расположен храм во имя И. Л.).

http://pravenc.ru/text/471351.html

Содержание Толкования на семь канонических посланий. Толкование на послание божественного Иакова Пролог Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5     В статье содержатся краткие сведения о жизни и литературной деятельности прп. Беды Достопочтенного , в частности – о его работах по толкованию Священного Писания . Статья предваряет впервые осуществленный перевод на русский язык экзегетического сочинения прп. Беды «Толкование на Послание Божественного Иакова». Прп. Беда (Beda, Baeda, Bedanus; память в день всех святых Британских островов в 3-ю Неделю по Пятидесятнице; в Римско-Католической Церкви – 27 мая) происходил из Нортумбрии (Сев. Англия). Родился в 672 или 673 г., предположительно в селении Монктон. В 7-летнем возрасте родственники отдали его на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермоут, аббатства свв. апп. Петра и Павла, из которого через год он был переведён в новооснованный монастырь того же аббатства в Ярроу. В этом монастыре Беда оставался до конца своей жизни. В возрасте 19 лет он был рукоположен во диакона, а в 30 лет стал пресвитером. Он почти никогда не покидал свой монастырь, лишь однажды совершив поездку в Линдисфарн, а в другой раз навестив в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского. Умер прп. Беда от болезни 26 мая 735 г. в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. его мощи были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. С IX в. св. Беду стали именовать «Достопочтенный» (Venerabilis). На Ахенском Соборе 835 г. он был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 октября 1899 г. папа Лeb XIII объявил прп. Беду Достопочтенного учителем Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован в Сурожской епархии Русской Православной Церкви по инициативе митр. Антония (Блума) как местночтимый святой 1 . Прп. Беда Достопочтенный был одним из виднейших учёных-энциклопедистов раннего средневековья. Хотя его богословское учение в целом носит несамостоятельный и компилятивный характер, все же его по праву считают одним из крупных западных богословов. Круг его интересов включал практически все известные тогда области знания: физику, астрономию, метеорологию, музыку, хронологию, историю, математику, риторику, грамматику, метрику. При этом он не только собирал и усваивал мнения предшествовавших церковных и светских писателей, но и стремился дополнить их. Сочинениям прп. Беды присуща простота и лаконичность. Их объединяет идея о необходимости написания кратких сводов знаний, которые были бы пригодны для обучения наукам и для наставления в вере 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского 6 октября Русская Православная Церковь вспоминает святителя Иннокентия, митрополита Московского, выдающегося миссионера, богослова, этнографа. Святитель Иннокентий, митрополит Московский Статья из т. 22  «Православной энциклопедии» Иннокентий (Вениаминов (Попов) Иван Евсеевич; 26.08.1797, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ.- 31.03.1879, Москва), свт. (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей), митр. Московский и Коломенский, миссионер. Род. в семье пономаря церкви с. Анга Евсевия Попова. В 6-летнем возрасте лишился отца и был отдан на воспитание дяде, диак. Димитрию Попову. В 1806 г. переехал в Иркутск и поступил в семинарию, где учился до 1818 г. и был одним из лучших учеников. В 1814 г. ректор архим. Павел (Некрасов) присвоил юноше новую фамилию Вениаминов в память о недавно скончавшемся Иркутском еп. Вениамине (Багрянском) . В 1817 г. женился на дочери священника Е. И. Шариной. В семье было 7 детей, один из к-рых стал впосл. протоиереем (см. Г. И. Вениаминов, прот.) . 13 мая 1817 г. рукоположен во диакона для служения в Благовещенской ц. Иркутска, 18 мая 1821 г.- во иерея к той же церкви. В 1818 г. назначен учителем 1-го класса церковноприходской школы, снискал расположение прихожан. В 1823 г. Иркутский еп. Михаил (Бурдуков) получил предписание от Святейшего Синода отправить на Алеутские о-ва, входившие в состав владений России, миссионера для христ. просвещения местных жителей. Никто из местного духовенства не хотел ехать, предложение принял только свящ. Иоанн. 7 мая 1823 г. он вместе с семьей выехал из Иркутска, путь пролегал по р. Лене, затем от Качуга до Якутска, на лошадях до Охотска, далее по Охотскому м. и Тихому океану до о-ва Ситка (Баранова). 29 июля 1824 г. свящ. Иоанн прибыл на о-в Уналашка. К моменту его приезда мн. алеуты были крещены, но не имели наставника. Вениаминов возвел на о-ве Уналашка деревянную ц. в честь Вознесения Господня, лично соорудил престол, иконостас, к-рый покрыл позолотой. Ему помогали алеуты, обученные им плотничеству, столярному и кузнечному делу, каменной кладке. 29 июня 1826 г. освятил церковь и совершил в ней 1-ю литургию. Насадил на безлесном о-ве рощу (сохранилась, охраняется местными властями). В 1826-1833 гг. инспектировал свой приход (о-ва Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крещения. В 1829 г. совершил 2 плавания на Аляску в сел. Нушагак, где проповедовал среди лисьевских алеутов. Для местных жителей свящ. Иоанн открывал воскресные и церковноприходские школы, больницы, богадельни, сиротский дом, помогал строить удобные деревянные жилища.

http://sedmitza.ru/text/818039.html

А.С.Глазева Глазева Алла Сергеевна, соискатель кафедры истории России исторического факультета Воронежского государственного университета. Митрополит Платон (Левшин) – один из лучших представителей русской церковной иерархии. Обладая прекрасным образованием, он проявил себя не только как талантливый проповедник, учредитель духовных учебных заведений и воспитатель, но и как историк, инициатор и вдохновитель многих архитектурно-строительных мероприятий. Уже через 10 лет после смерти митрополита Платона появился первый посвященный ему биографический очерк И.М. Снегирева , который позже несколько раз переиздавался с дополнениями 1 . Из основных дореволюционных работ следует отметить труды А.А. Надеждина 2 и М.Л. Лысогорского 3 . Интерес к личности Платона достиг кульминации в 1912 г., когда к 100-летию со дня его кончины был приурочен выход трех наиболее значимых статей (В.В. Платоника, В. В. Виноградова и Б.В. Титлинова) 4 . В XX в. рассматриваемая тема затрагивалась в трудах эмигрантских ученых – Г.В. Флоровского 5 ; И.К. Смолича 6 , В.П. Зубова 7 и др. В советское время личности митрополита Платона были посвящены работы выпускников Ленинградской и Московской духовных академий 8 . В 1983 г. опубликована монография американского исследователя К. Пэпмэла (K.A. Papmehl) 9 . Начиная с 1990-x гг. до наших дней интерес отечественных исследователей к митрополиту Платону проявился в ряде публикаций. Особо стоит отметить работы П.С. Шкуринова 10 , Р.М. Короткевича 11 и Ю.В. Стенника 12 . Авторы двух последних статей о Платоне – М.М. Галанов 13 и Н.В. Бессарабова 14 – недостаточно, на узком круге источников, раскрывают темы, заявленные в названии их работ. Не все выводы, сделанные Бессарабовой, выглядят объективными и научно доказанными. Главными источниками для изучения жизни и взглядов митрополита Платона являются его автобиография 15 , проповеди 16 и переписка с разными лицами 17 . Платон (в миру Петр Георгиевич Левшин) родился 29 июня 1737 г., в с. Чашниково Московской губ., в день первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь одного из них он и получил свое имя при крещении. Его отец Г. Данилов был сельским причетником и звонарем, впоследствии священником. Петр рано выучился грамоте, занимаясь по церковным книгам – Часослову и Псалтыри, и уже в 7-летнем возрасте мог пропеть целиком божественную литургию. Петр и его младший брат сначала обучались в Коломенской духовной семинарии, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Петр Знаменосец, Атройский (+ ок. 802-806/в 837 ), игумен , преподобный Память 13 сентября , 3 января (Греч. ) Святой Петр жил на рубеже VIII - IX столетий. Вся его жизнь состояла из проявлений Божественной благодати, начиная с чудесного рождения от родителей, долгое время бывших бездетными, и до самой смерти. С раннего возраста он жил в строгом воздержании и непрестанной молитве. Однажды перед ним сами собой раскрылись двери церкви, запертые пономарём из зависти к благоговейному юноше. В 18-летнем возрасте он затворился на семь дней и не вкушал пищи и пития, после чего ему явилась Богородица и возвестила о его призвании к монашеской жизни. Матерь Божия привела Петра в местность у границ Фригии и Вифинии к отшельнику Павлу, который постриг святого в монашество и после трудных испытаний рукоположил в сан священника . Вместе со своим духовным отцом преподобный совершил паломничество в Святую Землю . Они перешли разлившуюся реку Галис по воде как посуху, а затем вернули поток в обычное русло силой молитвы, избавив местных жителей от наводнения, губительного для полей. После этого подвижники завершили паломничество, ибо Павел получил от Святого Духа откровение, в котором ему было велено оставить безмолвную жизнь и основать общежительный монастырь на Атройской равнине , у подножия Олимпа Вифинского , рядом с храмом, посвящённом святому пророку Захарии . Он подчинился воле Божией и собрал общину, которой управлял в духе кротости и милосердия, уча братьев носить бремена друг друга ( Гал. 6, 2 ). Преподобный Петр в каждом испытании проявлял послушание. Когда старец приказал ему бросить в огонь свои священнические облачения, он сделал это не раздумывая. За послушание же по смерти Павла (+ 806) он против собственной воли принял управление монастырём. С этого времени святой взял за правило не вкушать ни хлеба, ни вина, ни масла и питался только овощами. Святой носил власяницу и вериги под ней. Все ночи он посвящал молитве и полностью прочитывал Псалтирь . Духовно вооружённый таким образом, он вёл ко Господу своих словесных овец, пока на престол не взошёл Лев V Армянин , возобновивший иконоборческие гонения ( 815 ).

http://drevo-info.ru/articles/13673148.h...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Подлинное искусство всегда религиозно Интервью с доктором философских наук, членом Союза писателей России, религиоведом Виталием Юрьевичем Даренским. 28.02.2023 381 Время на чтение 13 минут Источник: Православная Луганщина ПОЕЗДКА В ТОМСКУЮ ЕПАРХИЮ — Знаю, что Вы недавно вернулись из поездки в Томскую епархию. С какой целью Вы были приглашены? С кем удалось пообщаться, перед кем выступить? С чем вернулись в Луганск? — В Томске я участвовал в Макариевских чтениях – они проводятся в память святителя Макария (Невского) (1835-1926), канонизированного в сонме новомучеников Юбилейным Собором 2000 года. Он начинал свой святительский путь на Томской кафедре, был выдающимся миссионером, «апостолом Алтая», как его назвали еще при жизни. А уже в 90-летнем возрасте он успел много сделать для спасения верующих от большевистского геноцида. Сейчас в Томске вообще активная церковная жизнь, есть духовная семинария. Я в ней читал лекцию для студентов из разных вузов – интересно, что большинство из них пришли в семинарию впервые в жизни, и на лекции сидели вместе с семинаристами. Особо почитается у них знаменитый старец Федор Кузмич, канонизированный в сонме сибирских святых. Все томские православные уверены в правдивости легенды о том, что это бывший император Александр I, тем более что недавние научные изыскания известного историка М. Громыко это в целом подтверждают. Мощи старца находятся в монастырском храме в центре города, к которым все время приходят люди. Я там был на богослужении 4 ноября, в день памяти Казанской иконы Божией Матери. Если у человека есть религиозный опыт, то естественно, что он будет его передавать и художественным путем, в своих произведениях. Если нет – не будет. Митрополит Ростислав, возглавляющий Томскую епархию, в первый день конференции сделал для нас прием, на котором мы засиделись до полночи, обсуждали самые разные темы – от богословия до истории и литературы. Он рассказал, что был хорошо знаком с нашим недавно почившим митрополитом Митрофаном. Владыка Ростислав внешне больше похож на профессора университета, чем на священника, и такой же он и в общении. Он сам несколько раз выступал перед студентами на разных заседаниях конференции. Я ему подарил мою книжку стихов «Притяжение неба», и он ее все время читал, сидя в президиуме. Это было уже на второй конференции, которую организовал Томский педагогический университет. Вообще, это очень хороший прецедент – светская и церковная научные конференции проходят одновременно, как бы переплетаются между собой, а митрополит выступает на обеих, студентам он нравится, поскольку явно говорит интереснее, чем их университетские преподаватели. А открытие обеих было на общем пленарном заседании в актовом зале краевой администрации, открывал его их губернатор, с которым я сидел рядом в президиуме. У нас в Луганске тоже стоило бы перенять такую практику взаимодействия между университетом, Церковью и государством.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/28/podlin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР ИРБАХ [Груз. ] (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), католикос-патриарх Абхазский (Зап. Грузии) (1657-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат. Потомок знатного груз. феодального рода Чолокашвили и арагвских эриставов. Его отец Оман Ирубакидзе-Чолокашвили был сардали (командующим армией) царства Кахети и моуравом (управляющим поместьем) окр. Марткопи; мать Варвара, дочь арагвского эристава, впосл. приняла постриг. В 8-летнем возрасте Николоза отправили в Италию для получения образования: его определили в греч. правосл. духовное уч-ще в Риме, где он проучился 12 лет. Итал. миссионер Джузеппе Мария Дзампи, префект ордена театинцев, проповедовавших в западногруз. княжестве Самегрело (Мегрелия), к-рый был лично знаком с Н. И. и встречался с ним в Грузии в последний период его жизни (в 50-х гг. XVII в.), писал, что Н. И. знал греч., тур., араб., рус., франц., испан. и итал. языки. Дзампи называл его «мудрым философом и ритором» ( Жан Шарден. 1975. С. 141). В Риме Николоз принял постриг с именем Никифор. В 1608 г. он вместе с миссионером патером Гильельмо через К-поль вернулся на родину. Нек-рое время он пробыл в Гурии, затем переехал в Кахети, где занял должность придворного священника при царе Теймуразе I (1606-1616, 1634-1648, царь Картли и Кахети в 1623-1632). В 1613 г., во время опустошительных нашествий на Грузию персид. шаха Аббаса I, побудивших Теймураза I укрыться в Имерети, Н. И. отправился в Иерусалим с целью ознакомиться с жизнью груз. обителей на Св. земле, пробыл там 13 лет и стал настоятелем груз. иерусалимского Крестового мон-ря. В 1626 г. Теймураз I, желая пресечь участившиеся набеги персид. кызылбашей, решил обратиться за помощью к правителям стран Зап. Европы и назначил послом Н. И., поручив ему возглавить секретную дипломатическую миссию в Испании и Италии, целью к-рой было создание антиперсид. коалиции. С помощью Испании Теймураз I также намеревался «прорезать окно» в Европу. Н. И. должен был передать письмо Теймураза I кор. Испании Филиппу IV, в нем груз. царь предлагал королю дружбу и просил о помощи в борьбе против общего врага христианства - шаха Аббаса I; также Н. И. имел письмо-ходатайство Иерусалимского патриарха Феофана III (1606-1644), составленное 1 сент. 1626 г., в к-ром патриарх просил короля помочь «притесненному персами» царю Теймуразу I «или угрозами, или силой» ( Ватеишвили. 1991. С. 83).

http://pravenc.ru/text/2565534.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ [Лат. Beda (Baeda, Bedanus) Venerabilis] (672/73, дер. Монктон (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 26.05. 735), св. (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая), богослов, экзегет, историк. Жизнь В 7-летнем возрасте был отдан родственниками в мон-рь Вермоут (680), но когда в 681 г. был основан мон-рь в Ярроу (см. Ярроу-Вермоут ), подчиненный тому же аббату Бенедикту Бископу , Б. Д. был переведен туда для получения образования под началом наместника Кеолфрида, где и оставался до конца жизни. В 19 лет был рукоположен во диакона, в 703 г.- во пресвитера. Он почти не уезжал из мон-ря, лишь однажды ездил в Линдисфарн, в др. раз навещал в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского . Умер Б. Д. от болезни в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. мощи Б. Д. были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. Титул «Достопочтенный», известный с IX в., по преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Б. Д. В ней были такие слова: «Hac sunt in fossa/Bedae venerabilis ossa» (В сей могиле лежат/Кости достопочтенного Беды). С этим титулом упоминали его Алкуин и Павел Диакон . На Ахенском Соборе (835) Б. Д. был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 окт. 1899 г. папа Лев XIII объявил Б. Д. учителем Зап. Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован митр. Антонием (Блумом) , является местночтимым святым Сурожской епархии РПЦ. Биографические сведения о Б. Д. содержатся в следующих средневек. источниках: 1. Его «Historia Ecclesiastica gentis Anglorum» (Церковная история англов. V 24), где Б. Д., по примеру еп. Григория Турского , приводит краткую автобиографию и список своих сочинений. 2. «Vita Bedae Venerabilis» (Житие Беды Достопочтенного), написанное частью учеником Б. Д. Кутбертом, частью - неизвестным автором XI в.; краткое, заканчивается похвалой Б. Д. 3. «Epistola Cuthberti de obitu Bedae» (Послание Кутберта о смерти Беды). 4. Неск. поздних житий Б. Д., принадлежащих неизвестным авторам (PL. 90. Col. 43-54).

http://pravenc.ru/text/77776.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010