Закладка полковой церкви состоялась 11 июня 1907 года, а 1 октября 1908 года газета «Псковский голос» известила о следующем событии: «96-й пехотный Омский полк объявляет, что сего года октября 4-го дня, в субботу, его высокопреосвященством Арсением, епископом Псковским и Порховским, будет совершено освящение вновь выстроенной полковой церкви 96-го пехотного Омского полка во имя святого благоверного князя Александра Невского. Всех желающих присутствовать на торжестве уведомляют, что накануне всенощное бдение начнется в 6 часов вечера, а в день освящения церковная служба – в 8 часов утра». Воинский храм во имя благоверного великого князя Александра Невского 96-го Омского полка был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 года епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким; впоследствии митрополит; † 1936). Знаменательно данное храму имя защитника рубежей России и покровителя воинов полководца Святой Руси Александра Невского, славные победы которого вписаны важными вехами в историю Отечества. Псковичи, как известно, имели особые основания для почитания и прославления Александра Невского. Когда немецкие рыцари взяли Изборск и подступили к Пскову, над Новгородом нависла очередная угроза с запада, и новгородцы обратились за помощью к князю Ярославу (Феодору) Всеволодовичу, который направил вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, младшим братом будущего святого князя Александра. Однако новгородцы не слишком верили в силу молодого князя. Они вновь послали к Ярославу архиепископа Спиридона с боярами, умоляя его отпустить на княжество Александра. Ярослав согласился. Зимой 1241 года Александр, уже прославившейся победой над шведами на Неве, после года отсутствия снова въехал в Новгород. Решающее сражение с немецкими рыцарями, известное как Ледовое побоище, произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. После этой победы Ливонский орден прекратил свое существование, а Католическая Церковь вынуждена была на долгое время отказаться от притязаний на Русские земли. Не только русские города, но сама вера православная и самобытность Святой Руси были спасены.

http://pravoslavie.ru/28564.html

Не все страны принимали новый календарь просто. Так, например, в Великобритании в XVIII веке были даже бунты под девизом «Верните наши одиннадцать дней!». Гравюру Хогарта с таким названием помните? Это про решение короля Георга II от 1752 года. Смешно получилось со Швецией – там решили сначала просто отменять високосные дни на протяжении 40 лет. Но одновременно началась Северная война с Россией, и про тактику забыли. В итоге Карл XII решил вернуться к старому стилю, но в 1711 году два дня уже отыграли. Вернули в 1712 году, в феврале. Так получился самый длинный шведский февраль: до 30 февраля… В каждой стране переход сопровождался своими тонкостями, и, надо сказать, Россия не была среди самых последних стран, до конца сопротивляющихся новому стилю и велению астрономии. В 1919 году на новый стиль перешли в Румынии и Югославии, в 1923 году – Греция, в 1926 году – Турция… А Эфиопия и поныне живет по юлианскому календарю – и ничего, справляются как-то. В завершение о старых и новых стилях нужно сказать еще вот что. Сейчас почему-то даже в выступлениях и текстах «официальных» историков или чиновников приходится встречать совершенно дикие вещи, связанные со старым и новым стилями. Так, автор своими глазами видел такой текст: Ледовое побоище состоялось 5 (18) апреля 1242 года. Конечно, тогда расхождение между календарями было меньшим – всего семь дней. Однако если речь идет о памяти святого, тогда все будет сложнее. Есть хороший пример с днем памяти св. Федора Ушакова. Он скончался 2 октября 1817 года. В Европе в этот день уже везде было 14 октября (разница 12 дней между календарями). Однако Церковь празднует день памяти святого флотоводца и ныне 2 октября, что приходится уже на 15 октября нового стиля. Поэтому в прошлом году 200-летие со дня кончины Ушакова отмечалось в миру 14 октября, а Церковь поминала св. Феодора 15-го. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/novomu-stilyu-v-rossii...

Стартует автопоход " Серебряное кольцо Александра Невского " Великий Новгород, 13 июля 2004 г. В Санкт-Петербурге 15 июля стартует восьмой автопоход " Серебряное кольцо Александра Невского " , сообщает РИА " Новости " . По словам президента Ижорского регионального общественного фонда молодежных и военно-исторических программ " Качур " Александра Селезнева, традиционный автопоход стартует в Санкт-Петербурге в 764-ю годовщину Невской битвы. Предполагается, что перед стартом похода, который намечен на 12.00 по московскому времени, будет отслужен молебен в Александро-Невской лавре. Из " северной столицы " маршрут автопохода проложен по местам ратных подвигов дружин благоверного князя Александра Ярославовича в Новгородской, Псковской и Ленинградской областях. В течение 10 суток автомобилисты преодолеют около 1 тысячи 480 километров. Путешественники намерены посетить 13 древнерусских городов, 8 крепостей 7-15-го веков, несколько православных монастырей, имевших отношение к жизни святого князя.  В частности, автомобилисты побывают в Великом Новгороде, Гдове, Ивангороде, Изборске, Кингисеппе, Копорье, Порхове, Пскове, Сланцах, Святогорском и Печерском монастырях. В селе Кобылье Городище, под которым 5 апреля 1242 года дружина новгородского князя одержала победу над тевтонскими рыцарями, путешественники проведут работы по благоустройству территории у памятника благоверному Александру Невскому и у поклонного креста. Во время автопохода его участников будет по традиции сопровождать икона святого князя из алтаря храма Александра Невского в Усть-Ижоре. В ходе путешествия по местам ратной славы эта икона будет на время размещаться в местных храмах. Ожидается, что во время пребывания участников автопохода в Великом Новгороде сюда доставят передвижную звонницу с колоколами, отлитыми ярославскими мастерами. Семь колоколов весом от 16 до 820 килограммов, которые впоследствии будут установлены на колокольне храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре, впервые прозвучат вечером 24 июля под стенами новгородского Свято-Юрьева монастыря.

http://pravoslavie.ru/10441.html

Не успели шведы и схоронить всех убитых: нагрузили ими лодки свои и в ночь до рассвета поспешно все уплыли вниз по Неве в море, откуда пришли. За победу эту князь Александр получил прозвание Невского. Только что избавился Новгород от шведов, как на него ополчились немцы. И немцев побуждал против Новгорода папа римский. Эти немцы тогда были близкие соседи Новгорода. Перед тем из Ливонии, между Западной Двиной и Чудским озером, они двинулись на Псков и его покорили. А от Пскова до Новгорода уж рукой подать. Ливонские немцы были рыцари, или меченосцы. Почти 250 лет перед тем епископы латинские составили из них рать на службу своей вере; каждый меченосец был посвящен в эту рать, как бы в монашество: они были и воины, и монахи в то же время. Они наводили страх на мирных жителей соседнего края, бывших еще в язычестве, и насильно крестили их; приказывали принимать католичество и тем, которые раньше окрестились от православных священников. Горько было новгородцам видеть такие насилия и поругание веры Христовой. В то время Александр Невский оставил Новгород и княжил в Переяславле. Собрались новгородцы и рассудили, что без помощи князя Александра не одолеть им ливонских немцев. Отправили они владыку своего Спиридона звать его на немцев. Александр Невский победоносно очистил Новгородскую землю от врагов. Он милостиво обращался с пленными, но не щадил изменников. Затем освободил он и Псков от немецких наместников. В первых числах апреля 1242 года услышал Александр, что идет на него новая рать немецкая. Он тотчас пошел навстречу ей. В субботу, 5-го апреля, враги встретились на льду Чудского озера. Увидя полки меченосцев, Александр поднял руки к небу, воскликнув: Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» Битва была упорная. Долго не умолкал звон и треск мечей и копий. Лед покраснел от крови и ломался под тяжестью воинов. Многие потонули. Одолел Александр Невский немцев, и побежали они. Русские семь верст гнались за ними. Так кончилось «Ледовое побоище». Перестал папа посылать врагов на Русь православную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

1211 Туда приглашал преосвящ. Игнатия преосвящ. Исидор митр. Новгородский письмом от 2-го июля (1869 г,). 1214 Как здесь, так и ниже, имеется ввиду Высочайше утверждённое 16 апреля 1869 г. Положение о составе приходов и церковных причтов. См. его в „Полном Собрании Законов Рос. Империи“, собрание 2-е, том XLIV, отделение 1-е, 1869, 46974, стр. 321–325, СПб. 1873, и в „Извлечении из отчёта Обер-Прокурора Св. Синода“ за 1869 г., СПб. 1870, стр. 219–240. 1227 История царствования Императора Александра I и России в его время. Тома I–VI. СПб. 1869–187). 1231 Митрополит Михаил, выше упоминаемый. О его пребывании в Москве в 1869 г. см. Московские Епархиальные Ведомости 1869 г., 41, стр. 5–6, и 42, стр. 10–11. 1232 Устройство Сербской церкви примечательно и достойно подражания во многом, ибо очень близко к древним образцам и канонам. (Примечание преосв. Леонида). 1234 1000 руб. на улучшение содержания воспитанников Семинарии и 120 шерстяных одеял на сумму 400 руб. 1242 Димитрию Феодоровичу, профессору Академии, ныне протоиерею церкви Свят. Николая в Толмачах и редактору журнала „Душеполезное Чтение“. Статья его, под заглавием: „Должна ли оставаться Московская Духовная Академия и на будущее время в Сергиевском посаде?“ была помещена в „Современной Летописи“ (Воскресные Прибавления к Московским Ведомостям), 37, (5-го октября 1869 г.), стр. 7–11. 1251 Имеется в виду Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки. Отдел третий, Книги богослужебные. (Часть первая). Москва. 1869. 1254 Новоселова, бывшего епископом Томским лишь один год и 21 августа 1868 г. переведённого в Екатеринослав, см. о нём т. II и III Хроники по указателям. 1256 Православная вера. Книга для религиозно-нравственного чтения. В трёх частях. Издание Общества распространения полезных книг. Москва. 1868. 1258 См. о ней т. III Хроники, стр. 276 и прим. 2. † 1 января 1878 г. Московские Ведомости 1878 г. 62. 1268 Подробнее о сём в „Сборнике, изданном по случаю столетия Вифанской Духовной Семинарии. (1800–1900 г. г.) Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1900. Стр. 37–39.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не рассчитывая на добровольное подчинение Русской церкви, папы решили воспользоваться угнетенным и ослабленным состоянием Руси, чтобы силой подчинить ее своей власти. Была издана булла (1237 г.), призывающая шведов к крестовому походу, чтобы наказать возмутившихся против пропаганды католичества финнов и одновременно обратить в католичество русских. Всем участникам похода объявлялось прощение грехов, а павшим в бою – вечное блаженство. Собралось многочисленное шведское войско под предводительством Биргера и в 1240-ом году высадилось на берегах Невы, при впадении в нее реки Ижоры. После горячей молитвы в соборе святой Софии немногочисленная новгородская дружина во главе с молодым князем Александром двинулась навстречу врагу. Мужественный князь обратился к своей дружине с краткой, но сильной речью: “Братья, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде. Вспомним слова псалмопевца: “Сии на колесницех, а сии на конех, мы же во имя Господа нашего призовем … Не убоимся множества ратных, ибо с нами Бог!” Ободренный явлением святых князей Бориса и Глеба в видении воину Пелгусию, святой Александр ночью 15-го июля 1240-го года мужественно напал на врага и нанес ему решительное поражение. “Римляне поражены и посрамлены”, – радостно восклицали новгородцы, торжествуя свою победу. Вскоре за этим наступление западного латинского мира на Православную Русь обнаружилось с другой стороны в лице Ливонского ордена Меченосцев. Силой оружия распространяя католичество среди населявших Балтийское побережье народов, этот полурелигиозный полувоенный орден напал и на Русскую землю. Взяты были Юрьев и Псков. Явная опасность грозила и Новгороду. Между тем, в Новгороде происходили сильные беспорядки, так что князь Александр вынужден был удалиться из него в Суздальскую землю. Под влиянием опасности, новгородцы образумились и просили благоверного князя возвратиться к ним и помочь отразить врага. Не помня обиды, доблестный князь возвратился в Новгород, собрал ратных людей, двинулся против врага, освободил Псков и затем на Чудском озере, в знаменитом Ледовом побоище (5 апреля 1242 г.) полностью разбил грозного неприятеля. Эта победа окончательно подорвала силы Ливонского ордена и положила предел его движению на православно-русский восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Филарет Никитич управлял делами, сие явствует почерк его руки в Шведском 8 столпу, 1632-го ген. 11-го 9 . 7139-го генв. 26-го умре мать государя, великая старица Марфа. 7142-го ок. 1-го умер патриарх Филарет. 1634-го апр. 25 сильный в Москве пожар. 7153-го июл. 12-го в 3-м часу ночи царь Михаил Феодорович скончался, в самый день рождения своего, жил 50 лет. 7153-го сент. 28-го коронация царя Алексея Михайловича. 7155 февр. 14-го назначил было жениться на Евфимии 10 дочери Рафа Родионовича Всеволожского, но сей брак не состоялся. 7156-го генвар. 16-го брак с Марией Ильиничной Милославской, которая 7177-го мар. 3-го в субботу за полчаса до отдачи скончалась после родов. – 1652-го фев. Никон и Хованский посылаются по мощи Филипа. – 1671-го ген. 22-го брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая скончалась 1694 ген. 25. – 7184-го ген. 30-го (а по иным ген. 29) в 4-м часу ночи скончался царь Алексей Михайлович, царствовал 30 лет, 6 месяц., 18 дней. NB. О жизни его vide excerpta 11 в доношении из Конторы в Коллегию 1737-го июля 6-го 12 . Царь Феодор Алексеевич родился 30-го мая 1661-го года. Вступил на престол 7184-м ген. 30-го. Короновался июн. 18-го. Сочетался браком с Агафьей Семеновной Грушецкой 7189-го июл. 18-го. Скончался 27-го апреля 7190-го года. Царствовал 6 лет, 2 месяца, 27 дней. Петр первый родился 30-го мая 1672-го. Избран на престол 27-го апреля 7190-го. – Мая 15-го Стрелецкий бунт. – Мая 23-го вступление на престол обоих царей Иоанна и Петра. – Мая 29-го, соуправительницей учинилася сестра его царевна София. – Июня 25-го коронация обоих государей. – Июля 5-го бунт раскольничий. – 1689-го ген. 28-го Петр женился на дочери окольничего Лопухина Евдокии Феодоровны. – Сентября царевна от правления отрешена. – 1690-го февр.19-го родился царевич Алексей. – Царица Евдокия Феодоровна скончалась в 13 Москве 27-го авгу. 1731-го году. – Князь – игуменья Раевска, архиерейша Бутурлина 14 . – 1712 фев. 19 брак царя Петра I с Екатериной Алексеевной чрез венчание торжественно в С.-Пбурге совершился (Vide Меншикова письма к князю Долгорукову 15 . – 1724 мая 7 коронация Екатерины I. – Скончалась 6 мая 1727 в 9 часу по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но с сентября месяца 412 мартовского года начался 412 сентябрьский год . Таким образом, хотя bissextus dies и прибавлялся к 411 году, за 6 дней до окончания его, но результатами своими сказывался в 412 мартовском и сентябрьском году. Отсюда Пасхальным высокосным годом был не 411, а 412 мартовский или сентябрьский год . Таким образом кажущаяся разность происходит оттого, что Хавский отмечает год прибавки лишнего дня к Февралю месяцу; Горбачевский же показывает самый высокосный церковный год. Но и при таком соотношении высокосов мартовского и сентябрьского года все таки чем же мы можем удостовериться, что высокосными годами были именно 412, 416 и так далее? Драгоценнейшее указание на это мы находим в письме Кирилла к папе Льву Великому (под номер. 86, pag. 377). В данном месте св. Кирилл говорит: Simul Pascha selebremus Kal. IX Maii propter rationem embolisti anni... Так как IX Kal. Maii­23 апреля, то, следовательно, Пасха в этом высокосном году приходилась 23 апреля. Но 23 апреля Пасха была только в 444 году за все время святительства Кирилла. Если же так, то 414 год был именно, по свидетельству самого Кирилла, высокосным, так как он сам выражается: propter rationem embolisti anni, т. е. высокосного или вставочного года (простой год обозначался: communis annus). Но зная точно один высокосный год, мы уже легко можем определить и прочие годы простые и высокосные за все время святительства Кирилла. Именно мы и видим это самое распределфние простых и высокосных годов в таблицах Горбачевскаго. Отсюда время Пасхи за годы епископства Кирилла можно представить в следующем виде, где знак † означает высокосный год: Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. Годы от Рожд. Христова Время праздн. Пасхи. 14 Апреля 15 Апреля 15 Апреля 6 Апреля 6 Апреля 31 Марта 22 Марта 19 Апреля 19 Апреля 11 Апреля 11 Апреля 11 Апреля 2 Апреля 3 Апреля 27 Марта 22 Апреля 22 Апреля 16 Апреля 7 Апреля 7 Апреля 7 Апреля 30 Марта 30 Марта 23 Марта 18 Апреля 19 Апреля 12 Апреля 3 Апреля 3 Апреля 4 Апреля 26 Марта 26 Марта 23 Апреля Между пасхальными проповедями есть одна, которая содержанием своим и выражениями ясно показывает, что была первою пасхальною проповедью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010