Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), постник. Источники Краткое Житие Е. («Слово о блаженем Евстратии Постнице») входит в состав Киево-Печерского патерика (в Кассиановской 2-й ред.- Слово 16) в числе 9, составленных в 1222-1226 гг. Владимирским еп. св. Симоном , бывш. насельником Киево-Печерского мон-ря. По мнению А. А. Шахматова ( Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. Ч. 313. Март. Отд. 2. С. 108-109), одним из источников при написании Жития Е. послужило утраченное Житие прп. Антония Печерского 2-й пол. XI в. Ю. А. Артамонов полагает, что основным источником для Жития Е. помимо устной традиции стал монастырский синодик, о котором писал свт. Симон («поминание ваше»). М. Д. Присёлков считал, что первоначальное Житие Е. было составлено в Крыму на греческом языке ( Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 242-243. (ЗИФФ; 116)). Г. Г. Литаврин предполагает существование письменного источника Жития Е., составленного во 2-й пол. XII в. на основе древнерус. и греч. текстов о мученичестве Е. По мнению Л. А. Ольшевской, киевский вариант рассказа о гибели святого мог возникнуть или в 1097-1098 гг., до примирения Киево-Печерского мон-ря с кн. Святополком Изяславичем , опиравшимся на финансовую поддержку ростовщиков евреев, или вскоре после евр. погромов в Киеве в 1113 г. Биография С именем Евстратий в Киево-Печерском мон-ре принял монашество киевлянин, раздавший большую часть своего имущества бедным. Согласно Арсениевской редакции Киево-Печерского патерика (1406), Е. пришел к прп. Антонию († 1073), который, видимо, поручил совершить над ним монашеский постриг прп. Никону (из Жития прп. Феодосия Печерского известно, что прп. Антоний сам не совершал постриги, но поручал делать это прп. Никону). По словам агиографа, в монастыре Е. был «постник и послушник ко всем». Возможно, Е. стал монахом в юном возрасте («бе бо постник от млад ноготь»).

http://pravenc.ru/text/187511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАК ДЕ ВИТРИ [Иаков Витрийский; лат. Iacobus Vitriacensis; франц. Jacques de Vitry] († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор ряда агиографических и исторических сочинений. Род., вероятно, между 1160 и 1170 гг. в г. Витри (ныне Витри-сюр-Сен, близ Парижа, или Витри-ан-Пертуа, Шампань). Учился в Париже. После окончания учебы посетил еп-ство Льеж, где познакомился с бегинкой -мистиком Марией из Уаньи (впосл. Ж. де В. стал ее исповедником). Под ее влиянием вступил в мон-рь св. Николая в Уаньи, принадлежавший католич. монашескому ордену регулярных каноников . В 1210 г. был рукоположен во пресвитера. В 1211-1213 гг. активно продвигал в Льежском еп-стве идею крестового похода против альбигойцев . В 1214 г. Ж. де В. был избран епископом Акры, 31 июля 1216 г. в Перудже (Италия) папа Римский Гонорий III рукоположил его во епископа. Ж. де В. принял участие в 5-м крестовом походе (1217-1221); присутствовал при осаде и взятии крестоносцами порта Дамиетта (ныне Думьят, Египет) (1218-1219); вероятно, тогда же он познакомился с Франциском Ассизским . После захвата порта турками (1221) Ж. де В. вернулся в Акру. В 1222-1223 гг. совершил поездку в Рим. После окончательного возвращения в Европу (1225) посетил Льеж и Уаньи. В 1228 г. Ж. де В. отказался от епископской кафедры Акры. В 1226-1229 гг. он исполнял функции викарного епископа в епископстве Льеж. В дек. 1228 г., при папе Григории IX , Ж. де В. стал кардиналом-епископом Фраскати (античный Тускул). В 1239 г. был избран католич. патриархом Иерусалимским, однако папа Римский отказался утвердить его в этом сане, объяснив отказ необходимостью присутствия кардинала в Риме. В 1240 г. Ж. де В.- декан коллегии кардиналов. Согласно его желанию, похоронен в ц. св. Николая в Уаньи, недалеко от могилы Марии из Уаньи. Сохранилось 6 сборников его проповедей: 4 книги «Sermones de tempore» (Проповеди на Господские праздники), а также «Sermones de sanctis» (Проповеди на праздники святых) и «Sermones vulgares» (Народные проповеди).

http://pravenc.ru/text/182185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРАЗМ Прп. Еразм. Гравюра. Мастер Илия. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 251 об. (РГБ) Прп. Еразм. Гравюра. Мастер Илия. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 251 об. (РГБ) (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Е. посвящен рассказ Киево-Печерского патерика «О Еразме черноризце» (Слово 21 Кассиановской 2-й редакции), в 1222-1226 гг. составленный бывш. печерским монахом, впосл. Владимирским еп. св. Симоном . В Патерике повествуется, что Е. отдал все свое богатство «на церковную потребу» и на украшение иконами Успенского собора обители. Когда он стал нищим, многие отвернулись от него. Искушаемый диаволом, Е. начал сожалеть о потраченном богатстве, впал в отчаяние и проводил жизнь в бесчинствах. За это он был наказан тяжелой болезнью и 8 дней оставался немым и слепым. Явившиеся Е. преподобные Антоний и Феодосий Печерские сказали, что Господь даровал ему время на покаяние, в те же дни было ему видение Пресв. Богородицы с Младенцем Христом и святыми. Пресв. Дева обещала ему спасение и Царствие Небесное как награду за украшение ее церкви при условии, если Е. покается и примет схиму. Встав после болезни, Е. исповедал свои грехи перед братией, был пострижен в схиму и, по речению Пресв. Богородицы, на 3-й день преставился. Свт. Симон слышал рассказ о Е. от «свидетель святых и самовидець, блаженых старец» (по всей видимости, тогда, когда был печерским монахом, т. е. в кон. XII - нач. XIII в.). Мощи Е. почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры . Давнее местное почитание Е. подтверждено включением его имени в месяцесловы «Полуустава» (К., 1643) и Минеи общей (К., 1680), изданные в Киево-Печерском монастыре. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638) Е. назван «чудотворцем». В составленном при Киевском митр. св. Петре (Могиле) ок. 1643 г. каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг , Е. посвящен 2-й тропарь 7-й песни: «Ерасме мудре, иже богатство свое истощил еси в благолепие храма Божия, твоими молитвами храм мя покажи духовный» (цит. по: Дива печер Лаврських. 1997. С. 148). Имя Е. упоминается в 7-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/190115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), неизвестные по именам участники строительства и росписи соборной Успенской ц. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Строительство Великой печерской церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 35. 5.30. Л. 107 об.) Строительство Великой печерской церкви. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 35. 5.30. Л. 107 об.) О 4 церковных мастерах (архитекторах) из К-поля, пришедших в Киево-Печерский мон-рь для строительства собора, рассказывается в Сказании о создании и украшении Великой печерской церкви, входящем в Киево-Печерский патерик и написанном Владимирским еп. св. Симоном в 1222-1226 гг. на основании монастырского предания. В «Повести временных лет» , как и в др. раннем источнике - Житии прп. Феодосия Печерского кон. XI - нач. XII в., об участии греч. мастеров в строительстве и украшении Успенского собора не сообщается. Согласно Сказанию о создании и украшении Великой печерской церкви, греч. мастера пришли в Киев по велению Богоматери, явившейся им во Влахернском храме в К-поле. Они принесли с собой врученные им Пресв. Девой золото, «наместную» Богородичную икону и мощи св. мучеников (Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора). По Сказанию, греки были приняты преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Это могло произойти не позже 1073 г., когда скончался прп. Антоний, и не раньше марта-апр. этого года, когда преподобный после 4-летнего отсутствия вернулся в Печерский мон-рь в результате вокняжения в Киеве св. Святослава (Николая) Ярославича . Успенская ц. была построена, как можно думать, на средства Святослава (по свидетельству свт. Симона, это были 100 гривен золота) и на дарованной князем земле. Храм возводила киевская строительная артель под рук. архитекторов-греков, причем «в ту пору деятельность руководителя строительства еще не полностью отделилась от непосредственного выполнения строительных работ, т. е. зодчий был в то же время и главным каменщиком» ( Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994. С. 127, 130). Строительство было завершено 11 июля 1075 г., при игум. Стефане (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 198; Т. 2. Стб. 189).

http://pravenc.ru/text/171474.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник. В посвященном О. Слове Киево-Печерского патерика , составленном в 1222-1226 гг. еп. Владимиро-Суздальским свт. Симоном , говорится, что священник («презвитер») О. удостоился от Бога дара прозорливости, с чем был связан ряд чудесных событий. Об одном из них, происшедшем в игуменство Пимена (1-я пол. XII в.), святитель повествует, ссылаясь на «блаженых тех старец», к-рые в свою очередь, по их словам, узнали о чуде от его свидетелей. Прп. Онисифор Исповедник. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1766 г. (собрание С. Н. Ратникова) Прп. Онисифор Исповедник. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1766 г. (собрание С. Н. Ратникова) Друг О., монах и его духовный сын, внешне подражал жизни преподобного, притворялся постником и целомудренным человеком, но втайне нарушал посты, пьянствовал и распутничал. Ему удавалось скрывать свой образ жизни от О. и от всей братии мон-ря. Когда этот монах неожиданно, будучи в полном здравии, умер, от его тела начал исходить такой смрад, что никто из монахов не мог к нему приблизиться и совершить отпевание. После того как тело все же внесли в пещеру, ее стали обходить даже бессловесные твари; из пещеры слышался вопль, как будто покойного кто-то мучил. О. удостоился видения одного из основателей Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра ), прп. Антония Печерского, к-рый в гневе обратился к нему, запретив хоронить в пещере столь грешного и недостойного инока. Затем О. явился ангел, к-рый объяснил О., что его неведение об истинной жизни покойного инока было назиданием от Бога, чтобы покаялись те, кто согрешают, но не каются. Обо всем этом О. сообщил игум. Пимену. Прп. Антоний вновь явился О. ночью и повелел бросить тело человека, недостойного быть погребенным в пещере, на съедение псам. О. стал усердно молиться и тогда услышал глас свыше: «Аще хощеши, помози ему». После совета с игуменом было решено принудить кого-нибудь выкинуть тело в воду (очевидно, в Днепр). Тогда в 3-й раз явившийся О. прп. Антоний сказал, что он смилостивился над душой покойного, поскольку не может нарушить обет, данный инокам обители, что каждый, кто будет погребен в пещере, удостоится спасения. О. рассказал об этом игумену и братии. Игум. Пимен много молился о душе покойного духовного брата и услышал глас, возвещающий, что Господь помиловал грешника. После этого смрад, исходивший от его тела, сменился благоуханием, свидетелем к-рого стала вся братия, призванная игуменом в пещеру ( Абрамович. 1931. С. 104-106; Древнерус. патерики. 1999. С. 22-23).

http://pravenc.ru/text/2578431.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Особенности подвига и прославления новомучеников российских 1222. Воробьев В., прот. Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 182–186. 1223. Головкова Л. А. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников российских//АиО. 2000. 4(26). С. 206–215. 1224. Емельянов Н. Е., свящ. Синодик новомучеников российских (статистика имен за Христа пострадавших)/Н. Е. Емельянов//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 253–259. 1225. Емельянов Н. Е., свящ. Как мир помнит новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви ХХ в./Н. Е. Емельянов//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 296–301. 1226. Емельянов Н. Е., свящ. Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»/Н. Е. Емельянов//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 348–353. 1227. Семененко-Басин И. В. Свидетельство российских новомучеников: [Докл. на IV Андреевских чтениях в Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 13 дек. 1999 г.]//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 66–76. 1228. Уминский А., свящ. Воспитание в школе через почитание новомучеников российских//АиО. 1998. 4(18). С. 321–326. См. также 856, 1333. Царская семья 1229. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 192–196. 1230. Асмус В. В., прот. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 199–203. 1231. Зелинский В., свящ. Канонизация Царской семьи: за и против/Диак. В. Зелинский//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 209–214. 1232. Каллист (Уэр) , еп. Диоклейский. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 196–197. 1233. Кишковский Л., прот. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 197–199. 1234. Кравецкий А. Г. Священный собор 1917–1918 гг. о расстреле Николая II//УЗ РПУ. 1995. 1. С. 102–124. 1235. Кураев А., диак. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 214–219. 1236. Осипов А. И. Канонизация Царской семьи: за и против//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 203–209. 1237. Росс Н. Судьба останков Царской семьи: факты, домыслы и вопросы//БСб. 1999. 2. С. 112–142. 1238. Фирсов С. Л. Император Николай II как православный государь: (К вопросу о религиозных взглядах и религиозном восприятии самодержца)//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 182–189. См. также 3114. Жития и жизнеописания. Исследования житийных памятников Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1964. Р. 124). После длительной дискуссии (multumque diuque sermo uertebatur) Иннокентий III утвердил избрание патриархом Гервасия , архиеп. Ираклии Фракийской. 13 нояб. в присутствии понтифика были изучены притязания архиепископа Толедо на статус примаса Испании (Пиренейского п-ова), против чего выступили архиепископы Сантьяго-де-Компостела, Браги, Нарбоны и епископ Вика, представлявший архиепископа Таррагоны (Ibid. P. 124, 136-138). В последующие дни шли переговоры о судьбе гр. Раймона (Раймунда) VI Тулузского (1194-1222), обвиненного в пособничестве еретикам-альбигойцам и лишившегося владений во время крестовых походов. Согласно вердикту Иннокентия III, вероятно объявленному уже на заключительной сессии Л. С. (30 нояб.), большинство бывш. владений Раймона VI получил лидер крестоносцев гр. Симон де Монфор († 1218). С Раймона VI были сняты обвинения в ереси; он получил ежегодную пенсию в 400 марок, а его сын Раймон VII (1197-1249) сохранил права на маркизат Прованс. В воскресенье (15 нояб.) состоялось торжественное освящение ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, перестроенной еще в 30-х гг. XII в., при папе Иннокентии II . Гиссенский аноним красочно описал это событие, в т. ч. многолюдную процессию (Ibid. P. 125, 144-146). 18 нояб. в базилике св. Петра состоялись торжества по случаю католич. праздника освящения церквей апостолов Петра и Павла. На 2-й сессии Л. С. (20 нояб.) рассматривался спор между имп. Оттоном IV и его противником Фридрихом II, к-рого большинство нем. князей в 1212 г. избрали королем Германии. Интересы Фридриха представляли Берард, архиеп. Палермо (1213-1252), и Вильгельм VI, маркиз Монферрата († 1226); интересы Оттона IV, с нояб. 1210 г. отлученного от Церкви за клятвопреступление,- миланские послы. В зачитанном перед Собором письме Оттон IV раскаивался в совершённых им прегрешениях и обещал, что в дальнейшем будет подчиняться папе Римскому. Иннокентий III склонялся на сторону Фридриха II, но из-за ссоры между миланцами и маркизом Монферрата покинул заседание, оставив вопрос нерешенным.

http://pravenc.ru/text/Латеранский IV ...

Конфликт И. А. с Патриархатом обострился, вероятно, ок. 1215 г., когда в Никее на митрополию Навпакта вопреки правам И. А. был возведен некий Самсон. И. А. направлял в Никею послания с протестами, но они остались без внимания ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 292-293; Васильевский. 1896. С. 257). Самсон скончался до 1219 г., оставаясь в Никее. В дек. 1220 г., вероятно рассчитывая на примирение, патриарх Мануил II отправил И. А. письмо, в к-ром предлагал участвовать в церковном Соборе в Никее, прислать туда епископов или приехать самому. На Соборе предполагалось обсудить проект заключения унии с Римско-католич. Церковью и сформировать делегацию в Рим для переговоров по этому вопросу ( Васильевский. 1896. С. 264-267). В ответном письме И. А. отказался от участия в Соборе, отметив, что посланник от Эпирской Церкви мог бы присоединиться к никейскому посольству в пути, если Собор действительно решит направить делегацию в Италию. И. А. упрекал патриарха Мануила за то, что тот прекратил борьбу против латинян и надеется на соглашение с ними, несмотря на очевидную враждебность Папского престола к Восточным Церквам и алчность европейцев, прикрываемую церковной риторикой. В 1222 г. Никейская Патриархия вновь призывала И. А. явиться на Собор для разбора самостоятельно произведенных ранее в Эпире епископских хиротоний. И. А. вновь ответил отказом (Там же. С. 268-269). Неизменная поддержка И. А. и Церкви Эпира обусловила военно-политические успехи деспота Феодора. К сер. 20-х гг. XIII в., когда Эпирский деспотат достиг пика могущества, И. А., по-видимому, постепенно отошел от дел. Он реже участвовал в полемике с латинянами и никейцами. Архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан стал ближайшим архипастырем деспота Феодора. В 1226 г. Феодор был коронован имп. венцом в Фессалонике; коронацию проводил архиеп. Димитрий Хоматиан в отсутствие И. А. В посланиях к деспоту Феодору И. А. выражал восхищение его военными успехами в борьбе с латинянами, призывал к освобождению всех греч. земель. Разгром эпирского войска болгарами при Клокотнице в 1230 г. и пленение имп. Феодора резко изменили положение И. А. Брат Феодора деспот Мануил I (1230-1237) должен был искать союзников в Никейской империи. В связи с этим автономное правление в Церкви Эпира было прекращено. Деспот Мануил признал законность прав Никейской Патриархии на управление всей К-польской Церковью и обратился к патриарху Герману II с просьбой прислать архиереев для проведения законных рукоположений. Часть прежнего эпирского епископата лишилась престолов; в 1232 г. И. А. был низложен и удалился в мон-рь Козила, где вскоре скончался. Литературное наследие

http://pravenc.ru/text/469808.html

В 1206 или 1207 г. Гуго, аббат Э, в 3-й или 4-й раз обратился к папе Иннокентию III (1198-1216) с просьбой о канонизации Л. К его ходатайству были приложены письма архиеп. Готье из Кутанса, Дублинского архиеп. Джона Комина (1181-1212) и Евгения (Эхдонна Мак Гиллы Удира), архиеп. Арма (1206-1216), а также 2 ирл. прелатов, лично знавших Л.,- Альбина (Альбе О Маэл Муада), еп. Фернса (ок. 1186-1223), и Мариана (Марина О Бриана), еп. Корка (1206/07-1224). По свидетельству Комина, он присутствовал при исцелении, к-рое совершилось на могиле Л. Однако это обращение осталось без ответа, как и следующая попытка, предпринятая преемником Гуго, аббатом Гвидо (ок. 1214). По-видимому, вскоре после этого каноники обратились к Генриху Лондонскому, архиеп. Дублина (1213-1228), с просьбой прислать дополнительные материалы о жизни Л. Они получили текст Жития Л., в к-ром повествование не было доведено до его кончины (ркп.: Paris. Bibl. de l " Arsenal. 938). В 1224 г. аббат Гвидо доставил в Римскую курию материалы для канонизации Л. Папа Гонорий III (1216-1227) поручил возглавить процесс Николаю, кард.-еп. Тускула († 1227); были назначены комиссии для изучения обстоятельств жизни и кончины Л. в Ирландии и Нормандии (inquisitio in patribus). В окт. 1225 г. аббат Гвидо вновь прибыл к папскому двору, находившемуся в Риети. Материалы о святости Л. были зачитаны на консистории; 11 дек. папа Гонорий III издал буллу о канонизации Л. 6 мая 1226 г. Теобальд, архиеп. Руана (1222-1229), возглавил церемонию открытия мощей Л. Очевидно, вскоре после этого в аббатстве Э и было составлено Житие Л., сохранившееся в 2 редакциях. В 1426 и 1475 гг. церковь в Э пострадала от сильных пожаров, к нач. XVI в. она была восстановлена и перестроена в стиле пламенеющей готики. В 1625 г. на холме близ Э, на месте, где Л. якобы впервые увидел аббатство, была построена мемориальная капелла (перестраивалась в 1810 и 1876). После закрытия аббатства Э в годы Французской революции (1791) погребения в церкви были разорены, но мощи Л., как считается, удалось сохранить. В 1828 г. их поместили в раку, установленную над главным алтарем храма. В крипте церкви хранится статуя святого (XIII в.; повреждена в годы революции).

http://pravenc.ru/text/2462453.html

48 Симон (около 1166–1226) был монахом Киево-Печерской лавры, позднее игуменом Рождественского монастыря во Владимире и духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. В 1214 г. он стал владимиро–суздальским епископом. Во время княжеских усобиц, когда после поражения в Липицкой битве (1216) князь Юрий Всеволодич был вынужден уступить владимирский стол старшему брату Константину, Симон последовал за княжеской семьей в городец Радилов, оставив епископию. В 1217 г. он сопровождал Юрия Всеволодича в его поездке во Владимир для примирения с Константином, а затем переехал вместе с княжеским двором в Суздаль, доставшийся Юрию в удел. Симон возвратился на епископию только после смерти Константина (1218) и утверждения на владимирском столе Юрия Всеволодича. Церковно-политическая и литературная деятельность Симона была направлена на укрепление позиций Владимиро-Суздальского княжества в государственной и культурной жизни страны, на «освящение» власти представителей рода Мономаховичей. Симон был человеком «учительным», книжным. Он создал ряд произведений, легших в основу Киево-Печерского патерика: Слово о создании церкви Печерской, Послание Симона к Поликарпу и рассказы о печерских подвижниках Онисифоре, Евстратии, Никоне, Кукше и Пимене, Афанасии, Николе Святоше, Еразме, Арефе, Тите и Евагрии. Анализ исторических реалий позволяет определить время создания этих произведений – 1222–1226 гг., что делает несостоятельной попытку отождествить автора Патерика с Симоном, получившим сан епископа в 1160 г. и умершим в 1172 г. После смерти Симон был погребен в Успенском соборе Владимира. В XVII в., в связи с канонизацией святого, мощи другого Симона, погребенного в Киеве, стали считать принадлежащими Симону Владимирскому. Тогда же было составлено основанное на летописных и патериковых данных Житие Симона, читающееся в печатных редакциях Киево-Печерского патерика. Поводом для создания Послания Симона к Поликарпу послужило не дошедшее до нас письмо печерского монаха с жалобами на жизнь в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010