Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ [Греч. Νικλαος Μεθνης] († после 1160), еп. Мефонский, визант. богослов и полемист. Жизнь О происхождении и ранних годах Н. ничего не известно. К лит. деятельности он обратился не позднее нач. 40-х гг. XII в., когда написал Житие прп. Мелетия Нового (Миупольского). Встречающемуся в лит-ре мнению, согласно которому Н. принимал участие в низложении патриарха К-польского Космы II Аттика в 1147 г., противоречит отсутствие подписи Н. под соборным решением (см.: Mansi. T. 21. P. 705-708). После того как в 1147 г. на Патриаршую кафедру К-поля был возведен Николай IV Музалон , некогда отказавшийся от занимаемой им архиепископской кафедры Кипра и пребывавший с тех пор на покое, были выдвинуты возражения против такого назначения как неканонического. Н. в поддержку Николая Музалона написал речь, к-рая датируется скорее всего кон. 1150 или нач. 1151 г. ( Angelou. Introd. 1984. P. XXXIII). Вероятно, к этому времени он уже был епископом. Выступление Н. не достигло цели, и в апр. 1151 г. Николай Музалон оставил Патриарший престол. В сер. 50-х гг. XII в. в К-поле разгорелся спор о словах, произносимых священником за литургией: «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш». Ряд лиц, к к-рым принадлежал нареченный в патриарха Антиохии диакон Великой ц. Сотирих Пантевген , заявили, что Христа нельзя считать одновременно приносящим и принимающим евхаристическую Жертву, поскольку тогда Он разделяется на 2 ипостаси. На Константинопольском Соборе в янв. 1156 г. (см. ст. Константинопольские Соборы ) было признано, что Жертва была принесена Христом и приносится в Евхаристии не одному Богу Отцу, но всей Троице. Однако Сотирих требовал обсуждения соборных решений в присутствии императора и написал «Диалог», где решение состоявшегося Собора объявлялось несторианским. Согласно Сотириху, евхаристическая Жертва приносится только Богу Отцу и отлична от той Жертвы, к-рую за грехи людей Христос принес на Голгофе, поскольку является лишь ее воспоминанием. Сотирих также различал 2 примирения людей с Богом, одно из к-рых было примирением с Сыном и осуществлялось посредством восприятия Им человеческой природы, а другое - примирением с Отцом и осуществлялось посредством крестной Жертвы Христа.

http://pravenc.ru/text/2565950.html

Что касается Господня хитона, искать который святая Нина приходила из города Иерусалима в Иберию, то грузинские летописи говорят о нем кратко. Из их свидетельств видно, что Нина с несомненностью нашла только место, где был скрыт хитон Господень, т. е. могилу, в которой, вместе с умершею девицею Сидонией, был зарыт и честный Хитон Господень. Хотя кедр, выросший на этой могиле, и был срублен по поведению святой Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем — риза Господня, оставлен был в целости, как думают, — по приказанию светоносного мужа, явившегося Нине, и сказавшего ей на ухо три таинственных слова, когда она ночью слезно молилась возле этого корня. Так думают потому, что с этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте, столь дорогого для нее Хитона Господня. Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалился о том, что послы его, получив от царя Константина часть животворящего древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхет, но оставили первую в Маиглис, а второй в Ерушети. Святая говорила ему: — Не печалься, царь! Так нужно было, — чтобы и границы твоего царства находились под защитою Божественной силы Христова креста, и вера Христова распространилась. Для тебя же и для твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестный хитон Господень. Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда хитон был вырыт из земли; обнаруживалось присутствие святого хитона и чрез наказание тех неверующих, которые из любопытства осмеливались прикасаться к этому месту. Католикос [ 42 ] Hukoлaй I, который управлял грузинскою церковью в половине двенадцатого века (в 1150–1160 годах), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие в его время сомневались, действительно ли находится под живоносным столбом хитон Господень, говорит, что хотя сомнение таких людей и естественно, ибо хитон Господень никогда не был открыт, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, — происходят от хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба. При перечислении бывших от хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Что касается Господня хитона, искать который святая Нина приходила из города Иерусалима в Иверию, то грузинские летописи говорят о нем кратко. Из их свидетельств видно, что Нина с несомненностью нашла только место, где был скрыт хитон Господень, т. е. могилу, в которой, вместе с умершею девицею Сидонией, был зарыт и честный хитон Господень. Хотя кедр, выросший на этой могиле, и был срублен по повелению святой Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем – риза Господня, оставлен был в целости, как думают, – по приказанию светоносного мужа, явившегося Нине и сказавшего ей на ухо три таинственных слова, когда она ночью слезно молилась возле этого корня. Так думают потому, что с этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте столь дорогого для нее хитона Господня. Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалился о том, что послы его, получив от царя Константина часть животворящего древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхет, но оставили первую в Маиглис, а второй в Ерушети. Святая говорила ему: – Не печалься, царь! Так нужно было, – чтобы и границы твоего царства находились под защитою Божественной силы Христова креста, и вера Христова распространилась. Для тебя же и для твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестный хитон Господень. Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда хитон был вырыт из земли; обнаруживалось присутствие святого хитона и чрез наказание тех неверующих, которые из любопытства осмеливались прикасаться к этому месту. Католикос 592 Николай I, который управлял грузинскою церковью в половине двенадцатого века (в 1150–1160 годах), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие в его время сомневались, действительно ли находится под живоносным столбом хитон Господень, говорит, что хотя сомнение таких людей и естественно, ибо хитон Господень никогда не был открыт, и никто никогда не видал его, но те знамения и чудеса – и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, – происходят от хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба. При перечислении бывших от хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святая равноапостольная Нина Что касается Господня хитона, искать который святая Нина приходила из города Иерусалима в Иберию, то грузинские летописи говорят о нем кратко. Из их свидетельств видно, что Нина с несомненностью нашла только место, где был скрыт хитон Господень, т. е. могилу, в которой, вместе с умершею девицею Сидонией, был зарыт и честный Хитон Господень. Хотя кедр, выросший на этой могиле, и был срублен по поведению святой Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем — риза Господня, оставлен был в целости, как думают, — по приказанию светоносного мужа, явившегося Нине, и сказавшего ей на ухо три таинственных слова, когда она ночью слезно молилась возле этого корня. Так думают потому, что с этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте, столь дорогого для нее Хитона Господня. Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалился о том, что послы его, получив от царя Константина часть животворящего древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхет, но оставили первую в Маиглис, а второй в Ерушети. Святая говорила ему: — Не печалься, царь! Так нужно было, — чтобы и границы твоего царства находились под защитою Божественной силы Христова креста, и вера Христова распространилась. Для тебя же и для твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестный хитон Господень. Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда хитон был вырыт из земли; обнаруживалось присутствие святого хитона и чрез наказание тех неверующих, которые из любопытства осмеливались прикасаться к этому месту. Католикос Николай I, который управлял грузинскою церковью в половине двенадцатого века (в 1150—1160 годах), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие в его время сомневались, действительно ли находится под живоносным столбом хитон Господень, говорит, что хотя сомнение таких людей и естественно, ибо хитон Господень никогда не был открыт, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, — происходят от хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба. При перечислении бывших от хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.

http://pravoslavie.ru/59035.html

Из славянских святых отмечены: января 12 – Савва Сербский и июня 2 – Иоанн Сачавский. Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21, июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы. 1145. Святцы , в четвертку, 81 л., полууставом XVII (31–81 лл.) и XVIII (1–30 лл.) вв., с заставкою без переплета; 31–81 листы меньшаго формата, чем предшествующие; 54-й лист чистый. На лл. 55–67 Зрячая Пасхалия; на лл. 67–81 Лунное течение. Памяти русских святых, не отмеченныя в современном Церковном Уставе, здесь те же, что в 1156 и 1160 и, сверх того, следующия памяти: Исидора Ростовского под 9 апреля, Варсонофия Тверского под 11 апреля и Германа Соловецкаго под 12 мая. Славянские святые отмечены те же, что в 1156 и 1160. Памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, в святцах рукописи нет тех же, что в и 1160., за исключением памятей Филиппа митрополита под 3-м июля и Антония Печерскаго под 10-м июля. Из Богородичных праздников русского происхождения, показанных в 1156 и 1160, здесь не отмечены: Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы под 21 мая и Знамение от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге под 8 июля. Сверх тех Богородичных праздников, что в 1156 и 1160, в святцах рукописи отмечены еще следующие: 24 сентября – Явление иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы; 14 февраля – Явление иконы Костромския Феодоровския Пресвятыя Богородицы и 19 августа празднество Донской Божией Матери. 1146. Святцы , в четвертку, 94 л., без начала и конца, полууставом XVIII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, 67 а и 67 б листы чистые. Состав: 1) месяцеслов (1–65 об.), начинается 3-м сентября. Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь не показаны следующия: сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 23 – Митрофан Воронежский ; ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля З – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – Георгий князь и Кирилл Новоезерский; марта 17 – Макарий Колязинский; мая 15 – Димитрий Царевич; мая 29 – Иоанн юродивый Христа ради Устюжский; июля 5 – Феодор Ярославич князь; июня 15 – Иона митрополнт Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «2012 - год празднования 1150-летия зарождения российской государственности» Генерал Владимир Усманов рассказал о конференции, которая пройдет в Шадринском пединституте 13.10.2011 1198 Грядущий 2012 год Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2011 г.) объявлен годом празднования 1150-летия российской государственности. По решению оргкомитета по подготовке празднования, совместными усилиями Правительства Курганской области, Курганской и Шадринской Епархии, Администрации Шадринска, Шадринского государственного педагогического института планируется проведение образовательных чтений и конференций, круглых столов и семинаров. В Зауралье торжества начнутся с проведения областной научно-практической конференции «1150-летие России: от истоков до современности», запланированной на 2-3 ноября 2011 года в ШГПИ. По итогам проведения конференции предполагается издать сборник научных работ, сообщает сайт Курганской и Шадринской епархии . На форуме будут обсуждаться следующие темы: Периодизация российской истории: основания, критерии, сущностная характеристика; Имена и деяния великих сынов России: выдающиеся государственные деятели Руси и России (от первого князя Рюрика и до современности); Ратная Слава России: от князя Святослава до маршала Великой Победы Георгия Жукова; Духовно-нравственный миропорядок социального и экономического развития России; Ментальность русского народа; Русская идея в духовном самоопределении России; Русская идея: от митрополита Илариона до митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна; Русская культура в творцах, образах, идеях и смыслах Гении России в творчестве И.А.Ильина ( Пушкин , Гоголь, Достоевский, Лев Толстой и др.); Гении русской науки; Корни и ветви русской педагогики; Шадринск в исторической канве России и Зауралье в судьбах великих земляков. В заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности, по благословению архиепископа Константина, принял участие руководитель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Михаил Ширяев.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/13/20...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Архиепископ Курганский Константин принял участие в церемонии открытия персональной выставки художника-графика Александра Оглоблина «Русь 1150» 14:51 14.09.2012 357 12 сентября 2012 года в областном культурно-выставочном центре состоялась церемония открытия персональной выставки художника-графика, коллекционера, члена Московского нумизматического общества Александра Артемьевича Оглоблина «Русь 1150», посвященной 1150-летию образования Русского государства. В церемонии принял участие архиепископ Курганский и Шадринский Константин. В своем приветственном слове Владыка отметил знаковость того, что открытие выставки состоялось в день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Петербург, а также частицы его мощей из Петербурга в Курган. «Знаменательно и то, что выставка приурочена к 1150-летию образования государства Российского, именем которого теперь является святой благоверный князь Александр Невский. Вы также носите имя Александр. Во всем этом проявляется знак Божьего благословения Вашего творчества», - отметил архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/14/ar...

Закрыть V Новгородская межрегиональная выставка «Православная Русь» посвящена 1150-летию российской государственности 14:53 15.09.2012 392 С 14 по 19 сентября в Великом Новгороде в рамках празднования 1150-летия российской государственности пройдет V межрегиональная выставка-ярмарка «Православная Русь». Организаторы выставки: Новгородская митрополия, Администрация Новгородской области и Выставочное объединение «Рестэк». В связи с объявленным в России Годом истории и празднованием 1150-летия зарождения российской государственности определена главная тема выставки в 2012 году - «Духовные начала российской государственности», сообщает пресс-служба комитета по культуре Новгородской области . Структура выставки: выставочная экспозиция, духовно-просветительская программа, программа «Задайте вопрос священнику», художественные выставки, ярмарка. Визитной карточкой выставки стал Фестиваль русской духовной музыки. В этом году в нем примут участие 20 хоровых коллективов Новгородчины и Петербурга. Около 100 церковных и светских организаций из России (в их числе монастыри) представят разнообразную продукцию, предметы православного быта, одежду и народные промыслы, свечи, детские игрушки, текстиль. Продовольственная ярмарка раскинется в торговых рядах на набережной Александра Невского. Центральная часть экспозиции «Культура Новгородской земли» будет посвящена служению Новгородской митрополии и духовному наследию новгородских монастырей, творчеству народных мастеров, новым печатным изданиям к 1150-летию зарождения российской государственности. Традиционно в рамках программы пройдут встречи со священниками, специалистами в области образования и культуры, лекции, круглые столы, мастер-классы, представление интересных проектов. Рассказу о служении Новгородской митрополии будут посвящены такие мероприятия, как «Страницы приходской жизни», рассказ об опыте работы воскресной школы Софийского собора, открытый урок по истории Православия, презентация общества православных врачей и курсов сестер милосердия. Историческая тема пронизывает мероприятия культурно-образовательной направленности: состоится публичная лекция по истории иконографии, презентация реставрационной мастерской «Фреска», презентация новых проектов в сфере культурно-познавательного туризма.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/v_...

Справка: В 2012 году Русская Православная Церковь приняла участие в праздновании ряда важных памятных дат: 1150-летия образования Русского государства, 400-летия преодоления Русской смуты и 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Весной 2012 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был образован организационный комитет по празднованию юбилейных дат в 2012 году. Председателем оргкомитета был назначен митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В рамках празднования 1150-летия образования Русского государства 19 сентября 2012 года в Великом Новгороде открылась Всероссийская научно-общественная конференция " Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века " . В адрес форума были направлены приветствия Президента Российской Федерации В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 21 по 23 сентября с участием клира Новгородской епархии состоялись юбилейные торжества, посвященные 1150-летию зарождения российской государственности. С 1 по 2 октября в рамках XVI Всемирного Русского Народного Собора в Москве состоялась конференция " История России – история отчизнолюбия. Проблемы патриотизма в современной России " . Тема 1150-летия образования Русского государства была отображена в рамках выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " , прошедшего в ноябре в Москве: в специальной экспозиции, а также в конференции " 1150-летие российской государственности. Уроки истории и отношения народа и власти " , организованной Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества с участием представителей духовенства, государственной власти, церковных и светских вузов, общественных организаций. 3 марта 2012 года, в день празднования 400-летия преставления священномученика Патриарха Гермогена, Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию закладки памятника святителю Гермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля. В церемонии приняли участие представители епископата и духовенства Русской Православной Церкви, жители Москвы и гости столицы.

http://religare.ru/2_98848.html

ГА РТ, ф. П–1216, оп. 1, д. 594, л. 99–100. Машинопись, подпись – автограф. Помета: «Саликову (только читать)». В конце мая 1925 г. Чистопольский Николаевский собор был отобран у тихоновцев и передан обновленческой общине, в нем началось служение Чистопольского викария Казанской обновленческой епархии «епископа» Василия Троицкого. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 104. Машинописный подлинник, подписи – автографы. Угловой штамп АО Чистопольского КИКа. Помета: «Получено 1 сентября 1927 г.». КАО – кантонный административный отдел, включавший милицию. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 105. Рукописный подлинник, подпись – автограф. Там же, л. 103–103 об. Машинопись с ручной правкой. Две гербовые марки по 1 руб. Так в документе. Константин Яковлевич Молодкин, 65 лет, кузнец, жил в Чистополе, в Нижнем Кузнечном ряду (Там же, л. 114). ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 126–126 об. Машинописный подлинник, подписи – автографы. Угловой штамп Чистопольского КИКа. Штамп ТатЦИК «20/IV-1927 г. Вх. 15245». См.: Там же, л. 125. Ср.: Список 135 членов Спасской общины староцерковников от 10 ноября 1926 (л. 108 об. – 109), анкетный список (л. 112–117), дополнительный список на 136 человек от 27 апреля 1927 г. (л. 110–111, 119–124). В договоре с обновленцами от 30 августа 1927 г. список из заявленных 50 прихожан не приложен (л. 106–106 об.), поскольку скорее всего он включает «мертвые души» или дублирует список прихожан-обновленцев Николаевского собора. Помета: «По свед[ению] просителей 1000, 750, 1400, 500, 150». Евгений Гаврилович Борхин, 54 года, торговец, жил в Чистополе на улице Л. Толстова; Иван Иванович Аристов, 58 лет, торговец, жил в Чистополе на улице Бебеля; Матвей Александрович Сарсасский, 56 лет, торговец, жил в Чистополе на улице Урицкого; Андрей Ильич Лукин, 46 лет, до революции служащий, в 1920-х гг. безработный, жил в Чистополе на улице Л. Толстова. Исправлено, в документе: использовывает. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 128-128об. Машинопись с ручной правкой, подписи – автографы. Пометы: «Затребовать у КИК матер[иалы] на 56 л.»; «Юрид. М. Гуничев, 28/XII».

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010