Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Блаженны жаждущие правды... Паломничество новокрещенного казаха в Иерусалим в XIX веке 09.04.2010 373 Время на чтение 10 минут Учение Христово было воспринято русским народом с детской простотой и непосредственностью. Он нашел Православную веру в Византии путем странствования, а оттуда стал искать дальше то место на земле, откуда эта вера воссияла. И, таким образом, с начала своего существования как православный народ, он сразу после своего Крещения потянулся к живоносному Гробу Господню, к святому граду Иерусалиму. И для России, единственным подлинным идеалом которой был идеал святости, не было ближе земли, чем Святая земля. В древние времена и средневековье путешествие на Святую землю было делом не только многотрудным, но и опасным. До нас дошли интересные описания посещений Святой земли благочестивыми русскими паломниками. Первым из таких свидетельств является описание паломничества киевского игумена Варлаама, посетившего Палестину в XI веке. Следующее описание такого паломничества восходит к XII веку под названием «Хождение игумена Даниила». Игумен Даниил в 1106-1108 годах тщательно обошел с «дружиной» всю Святую Землю. В первой половине XIV века был в Иерусалиме Новгородский архиепископ Василий, еще до своего избрания в сан епископа (1329 г.) К концу того же века описал свое «хождение» не только в Иерусалим, но и в Царьград смоленский иеродиакон Игнатий, который замечает, что в Царьграде встретила и упокоила его со товарищами «Русь» там живущая, а именно в монастыре святого Иоанна Предтечи. Много и других описаний и упоминаний о паломничестве на христианский Восток сохранилось в исторических летописях, в которых говорится, что, несмотря на трудности, опасности, неустроенность пребывания в мусульманской турецкой Империи, русские люди продолжали идти все в большем и большем количестве. Наши соотечественники, превозмогая трудности, шли во Святой град, чтобы своими глазами увидеть его великие святыни и поклониться им, принести плоды покаяния и вознести горячие молитвы о своих близких. И вместе с ними, приобщаясь к благоговейному духу русских паломников, по Святым места путешествовали, бывало, люди из иных народов. Так, в 1912 году англичанин Стефен Грехем, переодевшись русским мужиком, ходил с русскими паломниками-крестьянами по всем Святым местам. Описание этого исключительного паломничества он оставил в своем интереснейшем повествовании «С русскими паломниками в Иерусалим».

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/10/...

В Москве отмечают 900-летие паломничества в Святую Землю игумена Даниила Москва, 29 марта 2007 г. В Москве в четверг открываются международная конференция и выставка, посвященные 900-летию " хождения в Святую Землю " игумена Даниила, оставившего первое описание палестинских святынь на русском языке и заложившего основы русского паломничества. Как сообщили РИА Новости в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, международная научно-церковная конференция " Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог: хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107 - 2007) " пройдет 29-30 марта в Паломническом центре Московского Патриархата. В форуме примут участие историки, филологи, архиереи и богословы из России, Белоруссии, Германии, Польши, Италии, Греции, Великобритании, Украины и других стран. В их числе председатель ОВЦС митрополит Кирилл. Организаторами конференции выступили ОВЦС, Императорское православное палестинское общество, Паломнический центр и научный совет РАН " Роль религий в истории " . В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в четверг вечером откроется выставка, посвященная 900-летию паломничества игумена Даниила, под названием: " И то все видел своими очами... " . В экспозицию вошли около 150 предметов, связанных с посещением русскими людьми святынь Палестины. Это иконы, рукописи, старопечатные книги, карты, гравюры с видами Святой Земли и, конечно же, уникальные паломнические реликвии. Среди экспонатов, в частности, древнейший список (копия) " Хождения " игумена Даниила, датируемый XIII веком. Даниил, по данным историков, был игуменом одного из киевских или черниговских монастырей. В 1106-1108 годах он побывал в Иерусалиме и других святых местах. Все виденное и слышанное в течение 16 месяцев, в том числе топографию, условия путешествия, жизнь местного населения и легенды, паломник подробно описал в своем дневнике. " Житие и хождение Даниила, игумена русской земли " стало не только выдающимся памятником литературы XII века, дошедшим до нас в более чем ста списках, но и послужило документальной базой для других странников. Игумен Даниил заложил основы русского паломничества в святые места, и уже в конце XII века оно становится массовым явлением.

http://pravoslavie.ru/21562.html

Десятки тысяч паломников надеются прорваться к храму Гроба Господня Иерусалим, 7 апреля 2007 г. Десятки тысяч паломников наводнили улицы Иерусалима в надежде прорваться к храму Гроба Господня, где ежегодно в Великую Субботу днем совершается чудо схождения Благодатного огня. Как передает РИА Новости с места событий, израильской полиции и приданным ей армейским подразделениям с трудом удается регулировать потоки верующих, заполнивших узкие каменные улицы старого города. По официальным данным полиции, в Иерусалиме сегодня собрались 17 тысяч православных паломников, 12 тысяч католиков, у которых Пасха в этом году совпадает с православной, и 8 тысяч представителей древних восточных христианских церквей. Православные и католические священнослужители, находящиеся в числе паломников, нараспев читают тексты священного писания и молитвы, привлекая к богослужению под открытым небом всех окружающих. В числе паломников в храме Гроба Господня находится и делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП). Она доставит Святой огонь в " олимпийских лампах " спецрейсом из Иерусалима в Москву, на патриаршее пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Кроме того, все желающие смогут получить частицу Благодатного огня прямо в аэропорту " Внуково-1 " , где самолет со Святой Земли приземлится предположительно в 22.20 по московскому времени. Российскую делегацию возглавляют председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО " РЖД " Владимир Якунин и викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий. В состав делегации входят вице-премьер РФ Александр Жуков, зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, президент республики Марий Эл Леонид Маркелов, первый заместитель руководителя думской фракции " Единая Россия " Валерий Богомолов, президент ФАП сенатор Сергей Щеблыгин. Фонд Андрея Первозванного с 2003 года организует доставку в Россию к Пасхе Благодатного огня в рамках программы " Просите мира Иерусалиму " . В этом году акция продолжает празднование 900-летия паломничества в Святую землю черниговского игумена Даниила. В 1106-1108 годах он посетил святые места и оставил первое описание увиденного, в том числе и чуда схождения Благодатного огня, на русском языке. Кроме того, Даниил возжег лампаду у Гроба Господня " от всей русской земли " . По преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня в Великую субботу, символизирует именно ту " лампаду Даниила " .

http://pravoslavie.ru/21651.html

Игумен земли Русской. К 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю Игумен Даниил перед Гробом Господним. Картина худ. И.Г. Мошкова «Игумен земли Русской» – эти слова прочно связываются в сознании православных христиан России с именем великого подвижника – преподобного Сергия Радонежского. Но с полным на то основанием их можно отнести и к замечательному предшественнику преподобного – южнорусскому (вероятно, черниговскому) игумену Даниилу, в котором еще за два столетия до рождения мальчика Варфоломея (будущего святого Сергия) молодая Русская Церковь и вся Русь обрели усердного молитвенника. В начале XII века игумен Даниил совершил паломничество в Палестину. Он оставил описание своего путешествия – знаменитое «Хожение» («Хождение»), ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества в Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы в целом. Уже в первых строках «Хожения» Даниил заявляет о себе как о представителе всей Руси: «Се аз, недостойный игумен Данил Руския земля…». И впоследствии Даниил предстает перед нами не только и не столько как частное лицо, но как общерусский молитвенник. Так, он добивается разрешения на исключительную привилегию – в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду, причем не от себя лично, не от имени правящего князя или митрополита, но «от всея Русьскыя земля». «Хожение» игумена Даниила, очень популярное на Руси (сохранилось более 150 его списков) и ставшее образцом для всех последующих русских произведений жанра «хождений», между тем практически не содержит никаких сведений о личности своего создателя, безусловно незаурядной и колоритной. Несмотря на точность и ясность описания паломничества в «Хожении», на множество интереснейших и увлекательных подробностей, неизвестны ни точные годы паломничества игумена, ни его продолжительность. Ничего не сообщают об игумене-паломнике Данииле и другие средневековые источники. Гроб Господень. Миниатюра XVII века из единственного иллюстрированного списка «Хожения» (ГИМ. Хлуд. 249) Общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой игумен Даниил был клириком Черниговской земли (по всей видимости, не случайно из шести русских князей, записанных им для поминовения в лавре святого Саввы, трое принадлежали к черниговскому княжескому дому). Не исключается и гипотеза, высказанная еще Н.М. Карамзиным, о том, что впоследствии «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом (древнерусский город Юрьев находился к юго-востоку от Киева. – А.Т.), поставленным в 1113 году» и умершим 9 сентября 1122 года. Наиболее вероятное место пострижения Даниила в монахи – Киево-Печерский монастырь. Паломничество Даниила могло продолжаться от шестнадцати месяцев до двух с лишним лет. Прежде его относили к 1113–1115 годам, затем была сделано предположение, что паломничество проходило в 1104–1106 годах. Однако ныне большинство исследователей придерживаются мнения, что хождение относится ко времени между 1106 и 1108 годами.

http://pravoslavie.ru/jurnal/511.htm

16.01.2007 Российская делегация отправится по следам игумена Даниила, посетившего Святую Землю 900 лет назад - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Обсуждение Изменить Версии Российская делегация отправится по следам игумена Даниила, посетившего Святую Землю 900 лет назад 16.01.2007 В Израиль во вторник 16 января прибудет представительная российская делегация, чтобы совершить паломничество " По стопам игумена Даниила " , который посетил Святую Землю 900 лет назад и оставил первое описание палестинских святынь на русском языке. Как сообщили в Фонде Андрея Первозванного (ФАП), организовавшем акцию, ее цель - " раскрыть исторические основания русского паломничества в Святую Землю и подчеркнуть преемственность между древним и современным паломничеством " . Даниил, по данным историков, был игуменом одного из киевских или черниговских монастырей. В 1106-1108 годах он побывал в Иерусалиме и других святых местах. Все виденное и слышанное в течение 16 месяцев, в том числе топографию, условия путешествия, жизнь местного населения и легенды, паломник подробно описал в своем " дневнике " . " Житие и хождение Даниила, игумена русской земли " стало не только выдающимся памятником литературы XII века, дошедшим до нас в более чем ста списках, но и послужило документальной базой для других странников. " Игумен Даниил заложил основы русского паломничества в святые места, и уже в конце XII века оно становится массовым явлением " , - отметили в ФАП. О значимости " хождения " Даниила свидетельствует и тот факт, что Иерусалимский король Балдуин принял игумена как посланца русских князей. Кроме того, Даниил возжег лампаду у Гроба Господня " от всей Русской земли " . И сегодня, по существующему в Иерусалиме преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня при схождении Благодатного огня, символизирует именно ту " лампаду Даниила " .

http://drevo-info.ru/news/2189.html

В Москве открываются мероприятия, посвященные 900-летию паломничества в Святую Землю игумена Даниила 29 марта 2007 г. 12:02 В Москве сегодня открываются международная конференция и выставка, посвященные 900-летию «хождения в Святую Землю» игумена Даниила, оставившего первое описание палестинских святынь на русском языке и заложившего основы русского паломничества. Международная научно-церковная конференция «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог: хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107-2007)» пройдет 29-30 марта в Паломническом центре Московского Патриархата. В форуме примут участие историки, филологи, архиереи и богословы из России, Белоруссии, Германии, Польши, Италии, Греции, Великобритании, Украины и других стран. В их числе председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Организаторами конференции выступили ОВЦС, Императорское православное палестинское общество , Паломнический центр и научный совет РАН «Роль религий в истории». Приветственное послание участникам конференции направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в четверг вечером откроется выставка, посвященная 900-летию паломничества игумена Даниила, под названием: «И то все видел своими очами...». В экспозицию вошли около 150 предметов, связанных с посещением русскими людьми святынь Палестины. Это иконы, рукописи, старопечатные книги, карты, гравюры с видами Святой Земли и, конечно же, уникальные паломнические реликвии. Среди экспонатов, в частности, древнейший список (копия) «Хождения» игумена Даниила, датируемый XIII веком. Даниил, по данным историков, был игуменом одного из киевских или черниговских монастырей. В 1106-1108 годах он побывал в Иерусалиме и других святых местах. Все виденное и слышанное в течение 16 месяцев, в том числе топографию, условия путешествия, жизнь местного населения и легенды, паломник подробно описал в своем дневнике.

http://patriarchia.ru/db/text/221694.htm...

Представительная российская делегация совершит паломничество в Святую Землю «По стопам игумена Даниила» 16 января 2007 г. 10:32 В Израиль во вторник прибудет представительная российская делегация, чтобы совершить паломничество «По стопам игумена Даниила», который посетил Святую Землю 900 лет назад и оставил первое описание палестинских святынь на русском языке. Как сообщили РИА «Новости» в Фонде Андрея Первозванного (ФАП), организовавшем акцию, ее цель — «раскрыть исторические основания русского паломничества в Святую Землю и подчеркнуть преемственность между древним и современным паломничеством». Даниил, по данным историков, был игуменом одного из киевских или черниговских монастырей. В 1106-1108 годах он побывал в Иерусалиме и других святых местах. Все виденное и слышанное в течение 16 месяцев, в том числе топографию, условия путешествия, жизнь местного населения и легенды, паломник подробно описал в своем «дневнике». «Житие и хождение Даниила, игумена русской земли» стало не только выдающимся памятником литературы XII века, дошедшим до нас в более чем ста списках, но и послужило документальной базой для других странников. «Игумен Даниил заложил основы русского паломничества в святые места, и уже в конце XII века оно становится массовым явлением», — отметили в ФАП. О значимости «хождения» Даниила свидетельствует и тот факт, что Иерусалимский король Балдуин принял игумена как посланца русских князей. Кроме того, Даниил возжег лампаду у Гроба Господня «от всей Русской земли». И сегодня, по существующему в Иерусалиме преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня при схождении Благодатного огня, символизирует именно ту «лампаду Даниила». Паломничество «По стопам игумена Даниила» приурочено к празднику Крещения Господня, и ключевым моментом программы станет участие россиян в богослужении 18 января на месте Крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Паломники крестным ходом проследуют в процессии Патриарха Иерусалимского Феофила III к Иордану и примут участие в древнем чине освящения иорданской воды, свидетелем которого был игумен Даниил 900 лет назад. Участники акции посетят также Вифлеем, Иерихон, гору Фавор, Капернаум, Кану Галилейскую, Назарет и другие святые места. В паломничестве примут участие около 60 человек, в том числе депутаты, сенаторы, общественные деятели и журналисты. В Россию они вернутся 20 января. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 23 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/183550.htm...

Российская делегация доставит Благодатный огонь к Пасхальному богослужению в Москве 25 апреля 2008 г. 07:14 В Страстную Пятницу делегация религиозных, государственных и общественных деятелей России отправится в Иерусалим, чтобы молиться об установлении мира на Святой Земле и доставить к Пасхе в Москву Благодатный огонь, который ежегодно чудесным образом возгорается в Великую Субботу в иерусалимском Храме Гроба Господня. Как сообщили РИА «Новости» в Фонде Андрея Первозванного (ФАП), уже шестой год организующем в канун Пасхи акцию «Просите мира Иерусалиму», делегацию возглавят председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО РЖД Владимир Якунин и викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Красногорский Савва . В состав делегации войдут министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов , зампредседателя Совета Федерации Светлана Орлова, зампредседателя Государственной Думы Любовь Слиска, президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, писатель Валентин Распутин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, президент ФАП сенатор Сергей Щеблыгин. Программа «Просите мира Иерусалиму» в этом году продолжает празднование 900-летия паломничества в Святую землю черниговского игумена Даниила. В 1106-1108 годах он посетил святые места и оставил первое описание увиденного, в том числе и чуда схождения Благодатного огня, на русском языке. Кроме того, игумен Даниил возжег лампаду у Гроба Господня «от всей русской земли». По преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня в Великую Субботу, символизирует именно ту «лампаду Даниила». Российская делегация будет молиться об установлении мира на Святой Земле непосредственно в резиденции Патриарха Иерусалимского Феофила III . Акция ФАП «Просите мира Иерусалиму» поддержана Поместными Православными Церквами, и молитва возносится одновременно на разных континентах. В 2007 году она совершалась, в частности, помимо России и Израиля, в Египте, Сирии, Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипре, Албании, Польше, Чехии, США, Японии. В Великую Субботу члены российской делегации отправятся в храм Гроба Господня, чтобы стать свидетелями чуда схождения Благодатного огня и принести его частицу в Москву. Благодаря теле- и радиотрансляциям, организованным ФАП совместно с телекомпанией НТВ и радиостанцией «Радио России», увидеть богослужение и схождение Благодатного огня в иерусалимском Храме Гроба Господня смогут миллионы зрителей и слушателей в России и ряде других стран. В специальных «олимпийских фонарях» делегация ФАП доставит священный огонь из Иерусалима в Храм Христа Спасителя — к ночному Пасхальному богослужению и передаст его Святейшему Патриарху Алексию. Все желающие также смогут получить частицу Благодатного огня прямо в аэропорту «Внуково-1», где самолет со Святой Земли приземлится в субботу около 22.30 по московскому времени. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396652.htm...

   «Аз же неподобно ходих путем симъ святым, во всякой л?ности и слабости и во пьянств?, и вся неподобная д?ла творя»,– сокрушается Даниил. Единственной своей заслугой, хотя опять-таки прося прощения за «худоумие» и простоту, Даниил считает основательность своего знакомства со Святой землей. Многие, пишет он, ходили в святой город Иерусалим торопливо и, «многа добра не вид?вши», собираются идти опять, но опять торопливо, «а сего пути нелз? въскор? створити». Лишь прожив шестнадцать месяцев в Иерусалиме, Даниил смог хорошо «походити и испытати вся святая си м?ста». Действительно, «Хождение» Даниила выделяется среди принадлежащих той же эпохе описаний Святой земли (Зевульф, Иоанн Вирцбургский, Фока) точностью и обстоятельностью наблюдений. Будучи замечательным литературным памятником, оно является в то же время драгоценным источником исторических и археологических сведений ? Палестине и Иерусалиме начала XII века.    Путешествие Даниила длилось, очевидно, больше двух лет. Этим временем прежде считали 1113–1115 годы, затем его рассчитали как 1106–1108 годы, а теперь полагают вероятным, что путешествие имело место в 1104–1106 годах.    Очевидно, что Даниил был человек незаурядный по уму, энергии, душевной основательности, и потому вполне вероятно предположение ?. ?. Карамзина, что «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году», умершим 9 сентября 1122 года (Карамзин Н. М. История государства Российского, т. II, примеч. 211 и 225). Карамзин имеет в виду южнорусский Юрьев. Иордан Даниил сравнивает с рекой Сновью, в которой видят реку, берущую начало в окрестностях Стародуба и впадающую в Десну. ? таком случае Даниил в самом деле был жителем южной России, Черниговских земель.    Находясь в Палестине, Даниил, как он пишет, молитвенно вспоминал имена русских князей, а в лавре Св. Саввы и записал их для поминовений,– какие он смог вспомнить. Анализ перечня этих княжеских имен показывает, что Даниил вспомнил и расположил их, по всей видимости, не случайно, но имея в виду систему старшинства, разработанную как средство против усобиц по инициативе Владимира Мономаха на княжеских съездах в конце – начале века. Упомянул он – причем в порядке старшинства – лишь входивших в верховную коалицию князей, номинально объединенных под великим князем киевским. Называя себя «Русьскыя земли игуменом», Даниил, стало быть, мыслил себя в Палестине не частным лицом и представителем не одного лишь своего монастыря или одной области, но действительно «всея Русьскыя земля» как некоего политического целого, за которое он и ставил лампаду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Путешествие Даниила длилось, очевидно, больше двух лет. Этим временем прежде считали 1113–1115 годы, затем его рассчитали как 1106–1108 годы, а теперь полагают вероятным, что путешествие имело место в 1104–1106 годах. Очевидно, что Даниил был человек незаурядный по уму, энергии, душевной основательности, и потому вполне вероятно предположение Η. Μ. Карамзина, что «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году», умершим 9 сентября 1122 года (Карамзин Н. М. История государства Российского, т. II, примеч. 211 и 225). Карамзин имеет в виду южнорусский Юрьев. Иордан Даниил сравнивает с рекой Сновью, в которой видят реку, берущую начало в окрестностях Стародуба и впадающую в Десну. Β таком случае Даниил в самом деле был жителем южной России, Черниговских земель. Находясь в Палестине, Даниил, как он пишет, молитвенно вспоминал имена русских князей, а в лавре Св. Саввы и записал их для поминовений,– какие он смог вспомнить. Анализ перечня этих княжеских имен показывает, что Даниил вспомнил и расположил их, по всей видимости, не случайно, но имея в виду систему старшинства, разработанную как средство против усобиц по инициативе Владимира Мономаха на княжеских съездах в конце – начале века. Упомянул он – причем в порядке старшинства – лишь входивших в верховную коалицию князей, номинально объединенных под великим князем киевским. Называя себя «Русьскыя земли игуменом», Даниил, стало быть, мыслил себя в Палестине не частным лицом и представителем не одного лишь своего монастыря или одной области, но действительно «всея Русьскыя земля» как некоего политического целого, за которое он и ставил лампаду. «Хождение Даниила» было очень популярно в Древней Руси. Оно сохранилось в ряде редакций и во множестве (около 150) списков. Древнейшие из списков восходят, однако же, не κ XII веку, но только ко второй половине XV века. Β основу настоящего издания и перевода положен текст первой редакции «Хождения» по дному из древнейших и исправнейших списков – РНБ, Q.XVII. 88, 1495 г. Л. 1–48. Вставки пропущенных в этом списке отрывков (от слов «и не впусти ея сила Святаго Духа» до слов «теми вороты исходятъ къ Гепсимании» и от слов «стаащеа на Гроб Господни, та 3 кандила» до слов «поклонився Гробу тому Святому») сделаны по списку РГБ, Рум., 335, вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010