Наибольшего процветания К. достиг в период, когда был резиденцией Арсения , митрополита Каира в 985-1000 гг. и патриарха Александрийского в 1000-1010 гг. Будучи братом жены халифа аль-Азиза (975-996) из династии Фатимидов, Арсений обладал огромным влиянием и немалыми средствами, позволившими ему обнести стеной и перестроить обитель. Однако в эпоху гонений на христиан халифа аль-Хакима (996-1021) К. подвергся разграблению и разрушению (25 апр. 1010), патриарх и монахи были изгнаны. Нападавшие разорили монастырское кладбище и выбросили из могил останки тел на съедение псам. Разгром К. стал одним из самых трагических событий в коллективной памяти егип. мелькитов. К концу своего правления аль-Хаким охладел к преследованиям инаковерующих и отменил мн. репрессивные меры в отношении христиан. В частности, по ходатайству настоятеля Синайского мон-ря Соломона халиф летом 1020 г. разрешил восстановить К. и вернуть туда монахов. В летописи Яхьи Антиохийского приводится полный текст соответствующего указа, где оговаривается и возвращение обители конфискованного у нее недвижимого имущества (вакфов). Перечень собственности К. включает в себя деревни, пашни и др. земельные угодья, портовые сооружения, дома, кайсарии (торговые комплексы), бани, винные лавки, гончарные мастерские, сады, огороды, финиковые рощи в Египте и на всей территории гос-ва. Данный перечень, хотя и представляет собой набор стандартных формулировок, дает представление о структуре и масштабах монастырской экономики. Игум. Соломон был назначен распорядителем монастырского имущества. Он организовал восстановление К. и населил его иноками, к-рые получили содержание за счет доходов от имений мон-ря. После прекращения гонений на христиан и нормализации византийско-фатимидских отношений укрепились связи ближневост. мелькитов с К-полем. Это хорошо прослеживается на палестинском материале, но, похоже, подобные процессы затронули и Египет. Культ прп. Арсения Великого получил широкое распространение в Византии, а его мощи были перенесены в к-польскую ц. Богородицы Перивлепты (основана в 1034) предположительно из К.

http://pravenc.ru/text/2462329.html

(ок. 520–7.02.535…537) Феодосии I, монофизит (с 535…537) Гайна (Гайан), монофизит (с 535…537) Павел Тавеннисиот (ок. 539–540/41) (ок. 541 – июль 551) свт. Аполлинарий (551 – ок. 568) Иоанн IV (ок. 569 – ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580–13.02.607/08, пам.13 февр.) Феодор (Феодосии) Скрибон (607/08–3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20,пам. 12 нояб.) Георгий I ((ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит ((630/31–642…644) Петр IV (642…644–651…654) вдовство кафедры Иоанн VI Евтихий Петр VI (?) (кон. VII b.) Косма I (727…731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II Христофор I (ок. 805–836…841) Софроний I (836…841–17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859–871/72) Михаил II (871/72–21.08.903) Иоанн VII Майюма Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907–21.11.932) Евтихий II (Сайд) (6 или 7.02.933–11 или12.05.940) Софроний II (авг. или сент. 941–954) Иов (Иаков) (ок. 954–7.09.960) свт. Uлuя I (июнь или июль 964-нач. 972) Илия II (после 972–12.05.1000) свт. Арсений I (17.06.1000–4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021–1036 или 1052) Леонтий (1052–1059) Александр II (1059–1062) Иоанн VIII Кодонат (1062–1100) (после 1100–1122) Феодосии П (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (упом. в 1166) Илия III (ок.1171-ок. 1175) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175–1180) (ок. 1180–1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263–1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок.1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459) (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487–1565 или 1567, с перерывом)

http://azbyka.ru/shemy/aleksandrijskie_p...

и Фустата (986). Пользуясь близостью ко двору, митр. Арсений восстановил разрушенную в 961 г. ц. св. Михаила и забрал у коптов ц. Богородицы в Бабальюне, ставшую кафедральным собором православных патриархов (позднее возвращена коптам). В 1000 г. митр. Арсений по указанию халифа был избран на Александрийский Патриарший престол. Он сделал своей постоянной резиденцией в К. мон-рь Эль-Кусайр, где развернул масштабное строительство. Процветание зиммиев спровоцировало подъем антихрист. настроений и масштабные гонения на иноверцев в правление халифа аль-Хакима (996-1021). С нач. XI в. против них вводились дискриминационные законы, их изгоняли с гос. службы (обычно это сопровождалось пытками и казнями отставленных чиновников-христиан), было разрушено много храмов и мон-рей (хроники приводят фантастическую цифру - 30 тыс. в Египте, Палестине и Сирии). Известно о разрушении в 1004-1005 гг. 2 коптских и несторианской церквей в квартале Эр-Рашид около Мисра (на их месте были выстроены мечети), о разгроме церкви в квартале Эль-Макс на берегу Нила, о принудительном выселении жителей мелькитского квартала К. в р-н Эль-Хамра за городскими стенами (территория квартала была присоединена к мечети Эль-Азхар). В авг. 1009 г. в Мисре были разрушены, видимо православная, ц. Марьям-эль-Кантара, и соседняя копт. ц. св. Космы, осквернены находившиеся при них христианские кладбища; в апр. 1010 г. мусульмане разрушили мон-рь Эль-Кусайр, резиденцию патриарха Арсения, к-рый был убит через неск. месяцев. Были захвачены почти все церкви Фустата (Мисра), в т. ч. Эль-Муаллака, конфисковано их имущество. Коптская ц. св. Шенуте была обращена в мечеть. Из-за репрессий мн. христиане приняли ислам, причем, по свидетельству источников, это происходило преимущественно в К., где преследования были наиболее активными. Впосл. аль-Хаким изменил свою политику, в 1020 г. разрешил восстановить разрушенные мон-ри и вернул им собственность. После смерти халифа все ограничения, касавшиеся христиан, были отменены, церкви возвращены общинам.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕМФИССКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μμφιδος], епархия Александрийской Православной Церкви. Мемфис, древний город в 19 км к югу от совр. Каира, уже в первые века христианства стал центром распространения новой религии. Согласно апокрифическому араб. Евангелию детства, Иисус Христос во время пребывания в Египте 3 года жил в Мемфисе (Евангелие младенчества//Книга апокрифов: Ветхий и Новый Завет. СПб., 2004. С. 272). Епископская кафедра существовала в Мемфисе уже в 325 г. Участником I Вселенского Собора являлся еп. Антиох. Одновременно с ним Мемфисскую кафедру занимал мелетианский еп. Иоанн Аркафа (упом. в 325-335), противник свт. Афанасия I Великого. Сторонниками Православия были епископы Перий (Песторий?) и Филипп (автор Жития мц. Махарати (пам. копт. 9 янв.)). После араб. завоевания последовал коллапс православных церковных структур в Египте. Мемфисская кафедра в числе других прекратила свое существование. В источниках периодически с кон. VII в. по 2-ю пол. XIV в. упоминаются копт. епископы Мемфиса. А вскоре после восстановления в 30-х или нач. 40-х гг. VIII в. Александрийского патриаршего престола мелькитов была учреждена приобретшая большое влияние епископия Мисра (т. е. Фустата, столицы Египта того времени). Правосл. епископ Мисра Константин многократно упоминается в копт. источниках уже в 40-х гг. VIII в. (Hist. Patr. Alex.//PO. T. 5. Fasc. 1. P. 120, 126, 129). Одни авторы сообщают, что Александрийский патриарх Арсений (1000-1010) до этого был митрополитом Мисра/Каира, другие называют его митрополитом Мемфисским. В нач. XIII в. в Мемфисе существовало только 2 христ. храма (коптские?) ( Stewart. 1991. P. 1587). В османский период при Александрийском патриархе в числе титулярных архиереев время от времени упоминаются митрополиты Мемфисские. М. м. была восстановлена в 1974 г. с кафедрой в Гелиополисе (сев.-вост. район Каира). Митрополитом был избран титулярный Илиопольский (т. е. Гелиопольский) еп. Дионисий (Хадзивасилиу), занимавший должность патриаршего эпитропа в Каире. После того как митр. Дионисий был переведен на кафедру Нубийской митрополии (26 апр. 1988), Мемфисская епархия вдовствовала в течение 10 лет. 13 янв. 1998 г. митрополитом Мемфисским был избран Павел (Лингрис), к-рый исполнял свои обязанности до самой кончины 15 авг. 2013 г. 23 нояб. 2013 г. на заседании Свящ. Синода Александрийской Православной Церкви были проведены выборы митрополита вдовствующей Мемфисской кафедры, в результате к-рых единогласно был избран Нитрийский еп. Никодим (Приангелос), исполнявший обязанности патриаршего эпитропа в Каире.

http://pravenc.ru/text/2562964.html

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в юбилейных торжествах в Мцхете 15 октября 2010 г. 12:22 14 октября 2010 года, в день празднования в честь Хитона Господня и Животворящего Столпа (Светицховлоба), православная Грузия отметила 1000-летие своего главного кафедрального собора Светицховели в древней столице страны Мцхете. Одновременно отмечалось и 1700-летие первой церкви на месте захоронения Хитона Господня. В кафедральном соборе Двенадцати апостолов Христовых Светицховели, который по благословению Патриарха-Католикоса Мелхиседека I и царя Георгия I воздвигнул в 1010-1029 годах зодчий Арсукидзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV века, была совершена Божественная литургия, которую возглавил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в сослужении Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия , Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора , членов делегаций Поместных Православных Церквей, иерархов и клириков Грузинской Православной Церкви . Среди сослужащих были председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , а также заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, клирики Русской Православной Церкви. В храме молилась настоятельница русского Горненского монастыря в Святой Земле игумения Георгия. В богослужении принимали участие митрополит Пергамский Иоанн и митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольский Патриархат ), епископ Нитрийский Никодим ( Александрийский Патриархат ), архиепископ Герасонский Феофан ( Иерусалимский Патриархат ), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний ( Сербский Патриархат ), архиепископ Сибиу, митрополит Трансильванский Лаврентий ( Румынский Патриархат ), митрополит Пловдивский Николай ( Болгарский Патриархат ), хорепископ Карпасийский Христофор ( Кипрская Православная Церковь ), митрополит Дидимотихский Дамаскин ( Элладская Православная Церковь ), архиепископ Гданьский и Белостокский Иаков ( Польская Православная Церковь ), епископ Нью-Йоркский Михаил ( Православная Церковь в Америке ).

http://patriarchia.ru/db/text/1299089.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в юбилейных торжествах в Мцхете Мцхет, 15 октября 2010 г. Как отмечалось раннее , митрополит Илларион прибыл в Мцхет по случаю празднования 1000-летия кафедрального собора " Светицховели " . Одновременно отмечалось и 1700-летие первой церкви на месте захоронения Хитона Господня. В кафедральном соборе Двенадцати апостолов Христовых «Светицховели», который по благословению Патриарха-Католикоса Мелхиседека I и царя Георгия I воздвигнул в 1010-1029 годах зодчий Арсукидзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV века, была совершена Божественная литургия, которую возглавил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в сослужении Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, членов делегаций Поместных Православных Церквей, иерархов и клириков Грузинской Православной Церкви, сообщает служба коммуникаций ОВЦС . Среди сослужащих были председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, а также заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, клирики Русской Православной Церкви. В храме молилась настоятельница русского Горненского монастыря в Святой Земле игумения Георгия. В богослужении принимали участие митрополит Пергамский Иоанн и митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), епископ Нитрийский Никодим (Александрийский Патриархат), архиепископ Герасонский Феофан (Иерусалимский Патриархат), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний (Сербский Патриархат), архиепископ Сибиу, митрополит Трансильванский Лаврентий (Румынский Патриархат), митрополит Пловдивский Николай (Болгарский Патриархат), хорепископ Карпасийский Христофор (Кипрская Православная Церковь), митрополит Дидимотихский Дамаскин (Элладская Православная Церковь), архиепископ Гданьский и Белостокский Иаков (Польская Православная Церковь), епископ Нью-Йоркский Михаил (Православная Церковь в Америке).

http://pravoslavie.ru/42119.html

Со 2-й пол. IX в. в халифате Аббасидов начался упадок, ослабевал контроль над отдаленными провинциями. Палестина периодически попадала под власть местных полунезависимых правителей или входила в сферу влияния властителей Египта из династий Тулунидов (868-905) и Ихшидидов (935-969). В X в. страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам аравийских карматов. Ослабление гос-ва провоцировало рост напряженности в межконфессиональных отношениях. В 923 г. прошла волна погромов правосл. церквей в Рамле, Аскалоне и Кесарии. Разрушенные церкви были отстроены, однако в 937 г. нападениям подверглись церкви Иерусалима, а в 940 г. была вторично уничтожена ц. Богородицы в Аскалоне, к-рую так и не разрешили восстановить ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 82, 87; Yahya. 1909. P. 96; Медников. 1903. Т. 1. С. 810, 813; 1897. Т. 2. С. 293). С сер. X в. Византия в ходе войн с сопредельными мусульм. гос-вами за полвека отодвинула свои границы на 200 км к востоку. Приток мусульм. беженцев с утраченных территорий еще более обострил межконфессиональную обстановку на Ближ. Востоке. В такой ситуации конфликт Иерусалимского патриарха Иоанна VII с мусульм. наместником Иерусалима привел к убийству патриарха и сожжению храма Гроба Господня в кон. мая 966 г. ( Медников. 1903. Т. 1. С. 822-823; 1897. Т. 2. С. 338-342; Yahya. 1909. P. 124-125). Значительная часть повреждений храма была вскоре восстановлена при поддержке христианина-яковита Али ибн Савара, советника тюрк. эмира Дамаска Альф Текина. В 969 г. халифат Фатимидов подчинил себе Египет и вскоре стал самым сильным гос-вом на Ближ. Востоке. Неск. лет Фатимиды боролись за Палестину и Дамаск; ок. 978 г. эмир Альф Текин потерпел поражение, Али ибн Савар был убит, а Палестина и Юж. Сирия перешли под власть Фатимидов ( Yahya. 1909. P. 154-155; Медников. 1903. Т. 1. С. 836). Первые фатимидские халифы, правившие в Египте, оказывали всемерное покровительство немусульм. общинам, особенно православным. Халиф аль-Азиз был женат на правосл. египтянке и в 986 г. сделал Иерусалимским патриархом ее брата Ореста, а др. брата, Арсения,- митрополитом Каира (в 1000-1010 патриарх Александрийский). При патриархе Оресте трудами синкелла Садаки ибн Бишра было завершено восстановление храма Гроба Господня после пожара 966 г., лишь 2-скатная крыша была закончена позже ( Медников. 1897. Т. 2. С. 342-343; Yahya. 1909. P. 125-126). Халиф аль-Хаким (996-1021) в 1000 г. направил патриарха Ореста послом в К-поль для мирных переговоров. После заключения мира Орест оставался в визант. столице, где и умер летом 1005 г. Управление делами ИПЦ перешло к его брату патриарху Арсению Александрийскому, который рукополагал в Палестину епископов и настоятелей монастырей. Когда зимой 1006/07 г. среди восточнохрист. Церквей возникли разногласия о вычислении даты Пасхи, патриарх Арсений заставил иерусалимцев принять ту дату, которую он считал правильной, несмотря на их возражения ( Розен. 1883. С. 42, 45-46; Медников. 1903. Т. 1. С. 840).

http://pravenc.ru/text/293788.html

В 969 г. Египет, а также Палестина и Юж. Сирия были завоеваны шиитской династией Фатимидов , создавшей свой халифат, противостоявший аббасидскому. Несмотря на исповедуемую ими фанатичную доктрину, первые Фатимиды в Египте - аль-Муизз (952-975) и аль-Азиз (976-996) - проявляли редкую веротерпимость. Вопреки шариатскому запрету допускались даже открытые диспуты между богословами разных религий; христиане и иудеи повсеместно занимали должности чиновников, в т. ч. самые ответственные и влиятельные посты везиров и наместников провинций. Халиф аль-Азиз, женатый на правосл. христианке, покровительствовал мелькитской общине и обеспечил блестящую церковную карьеру своим зятьям - Оресту , Патриарху Иерусалимскому, и Арсению , достигшему сана Александрийского Патриарха (1000-1010). Засилье «неверных» при дворе вызывало острое недовольство в мусульм. среде, и оно прорвалось наружу в правление халифа аль-Хакима (996-1020). С 1003 г. аль-Хаким развернул жесточайшие гонения на зиммиев; суровость антихрист. указов халифа усугублялась его психической болезнью, следствием к-рой были маниакальная подозрительность и беспощадность,- халиф всерьез взялся искоренить инаковерующих, составлявших чуть ли не половину его подданных. Каждый год был отмечен массовыми погромами церквей и христ. кварталов, осквернением христ. кладбищ. Во владениях Фатимидов были разрушены, за единичными исключениями, все мон-ри и тысячи храмов, на месте к-рых часто возводили мечети. С уцелевших церквей были сброшены кресты, а изображения крестов на стенах соскоблены. В 1008 г. халиф запретил христианам праздновать Вербное воскресенье, а позже - и Крещение Господне. Периодически проводились чистки гос. аппарата, сопровождавшиеся арестами, пытками и казнями христ. чиновников. На их место, впрочем, приходилось ставить др. христиан, т. к. среди мусульман квалифицированных администраторов не хватало. В числе казненных был и правосл. Александрийский Патриарх Арсений. Деятельность правосл. Церкви была парализована, не замещались опустевшие архиерейские кафедры; эпоху аль-Хакима пережил лишь один мелькитский епископ (в списках Александрийских Патриархов после Арсения упоминается Феофил, живший, возможно, за пределами Египта). Начиная с 1005 г. вводились разнообразные ограничения в одежде для зиммиев. Христианам было предписано одеваться в черное, носить на шее тяжелые деревянные кресты, размер к-рых все более увеличивался с каждым последующим указом. В 1014 г., когда аль-Хаким разрешил зиммиям переселяться из Египта, начался массовый исход христиан в визант. владения. Из оставшихся в Египте немусульман значительная часть приняла ислам, хотя многие делали это неискренне. В последние годы своего правления аль-Хаким, увлекшийся религией друзов и охладевший к исламу, прекратил гонения на христиан и не замечал нарушения своих же антихрист. постановлений.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Села Овсяниковки, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Поповки, Петро-Павловская, дер. Александрийск. у. Села Бузиновки, Михайловская, кам. Одесск. у. Основание села современно началу церкви. Жители первые Малороссияне, потом Молдаване, Немцы и Армяне. Села Ананьевского или Журавки, Богородицкая, кам. Одес. у. Заложена по прошению помещицы Ольги Струковой, вместо состоявшей уже тут деревянной. Села Ахмечетки, Иоанна-Богословская, кам. Ананьевск. у. Села Бобрика, Богородицкая, дер. Ананьевск. у. Села Беляков, Михайловская. Сия церковь не первая; но до неё существовала другая того же наименования. Села Алексеевки, Предтеченская, дер. Бобр. у. Села Гандрабур, Михайловская, дер. Ананьевск. у. Села Лисавево-Душинкевичевой, Варваринская, дер. Александрийск. у. Начата строением в 1792 году. Села Александровки, Григорьевская, дер. Бобр. у. Основана полковницею Варварою Текелиевою, докончена дочерью ее Александрою Куракиною. Селение самое началось гораздо прежде церкви. 1795 год Села Тузл, Иосифовская, кам. Одесск. у. Был тут прежде молитвенный дом, в котором совершалась и литургия. Следовательно основание Тузл относится к раннему времени. Имя свое заимствует оно от соляного озера, которое при нем находится. Обсолил его первоначально Белорусцами вице- адмирал Иосиф де-Рибас. Села Шмитова-Петровского, Петро-Павловская, дер. Бобр. у. Построена майором Шмитом. Села Николаевки-Винтуловой, Иоанно-Богословская, дер. Бобр. у. Закрыта 1840 года. Села Величковки, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Александровки, Богородицкая, дер. Александрийск. у. Построена помещиком, майором Аврамовым. Города Одессы, Екатерининская. Церковь сия есть первоначальная в Одессе, которой однако теперь уже нет, да и не была кончена. Дело о построении ее началось с отношения к преосвященному митрополиту Гавриилу, от вице-адмирала Иосифа де-Рибаса, который от 25 Июля 1795 года уведомил преосвященного, «что по Высочайшему повелению вновь созидается город Одесса, просил его, дабы благословил основать и церковь , с определением к ней Нижегородского полка священника Евдокима Сергеева, с диаконом и прочими церковнослужителями.». На сие последовала Августа 17 сказанного года удовлетворительная резолюция, с выдачею священнику подвижного антиминса, который получен им 1795 года Августа 20 дня. Впрочем, церковь сия не приведена была к окончанию, но быв доведена как говорят, до окошек, тем и кончилась. Место ее было близ нынешнего Сабанеева моста.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Из этого списка видно, что ожидавшиеся к поступлению доходы от 13 епархий Грузии предполагалось распределить следующим образом: по Тифлисскому уезду – Мцхетская епархия (9560 руб. годового дохода): начальствующему над духовенством с причтом 5000 руб., на дикастерию 1500 руб., на учреждение гимназии 1500 руб., на достроение при Сионской церкви колокольни на 3 года по 1000 руб., на содержание церкви 560 руб., итого 9560 руб.; по достроенип колокольни 1000 руб. обратить в казну Его Императорского Величества для богоугодных заведений. Тифлисская епархия, в коей Сионский собор, с 2500 руб. годового дохода: Тифлисскому митрополиту Арсению по смерть пенсии 1000 руб., на сооружение колокольни при Сионской церкви на 3 года, в каждый по 1000 руб., на содержание церкви 500 руб., итого 2500 руб.; по смерти митрополита назначенные ему 1000 руб. обратятся в казну, равно и назначенные на построение колокольни чрез 3 года 1000 руб. для употребления на богоугодные заведения. По Горийскому уезду: Самтаврская при 500 руб. годового дохода – на достроение церкви в городе Гори 500 руб., по достроении же обратить их на содержание оной и на украшение; Руисская при 1500 руб. годового дохода: на церковь 500 руб., на гимназию 1000 руб., итого 1500 руб.; Цилканская при 1000 руб. дохода: доходы сии отдать архиерею Гервасию с тем, чтобы он жил в Гори и пользовался оными; Самтависская 600 р. дохода: на церковь 300 руб. и на училище 300 руб., итого 600 руб.; Урбиисская при 900 руб. годового дохода: преосвященному Иустину по смерть, а после смерти его на украшение церкви и содержание церковнослужителей 500 руб. и на училище 400 руб.; Никозская 300 руб. дохода: по смерть архиерею Афанасию, а по смерти обратить оные на училище. По Телавскому уезду: Алавердская при 5600 руб., годового дохода архиерею Иоанну Бодбели с причтом 2500 руб., на училище 700 руб., на гимназию 900 руб., на церковь 500 руб., в казну Его Императорского Величества для богоугодных заведений 1000 руб., итого 5600 руб.; Ниноцминдская 1500 руб. дохода: архиерею Стефану по смерть 1000 руб., на церковь 500 руб., итого 1500 руб., а после смерти архиерея 1000 руб. поступают в казну для богоугодных заведений; Руставская при 1200 руб. дохода: на устроение церкви в Марткопи на 3 года, в каждый по 800 руб. и на училище 400 руб., итого 1200 р., по прошествии же трех лет из назначенных на достроение церкви 800 руб. обратить на гимназию 300 руб., а 500 руб. на содержание церкви; Некресская при 1200 руб. дохода: архиерею Амвросию по смерть 1000 руб., на училище 200 руб., итого 1200 руб., по смерти же архиерея на училище из 1000 руб. 400 руб. и на гимназию 600 руб. Акты кавказской археографической комиссии т. IV, стр. 161–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010