1. Творение мира Богом из ничего Мы, христиане, верим, что мир (включая первичную материю, из которой он сотворен) имел начало, и начало это положено Богом, как причиной мира [II] (так называемая истина сотворенности мира Богом):«Не из готовой и прежде существовавшей уже материи Он [Бог] только образовал или устроил его [мир], не из Своего также собственного существа произвел его или родил, но сотворил, т.е. не только по форме [идеям], но и по материи произвел его единственно творческим актом Своей деятельности или свободной воли ». И здесь встает вопрос: каким образом Бог Отец через Слово Божие и посредством Духа Святого создал все разнообразие мира, используя одну и ту же материю: свет, планеты, звезды, людей? Протоиерей Олег Давыденков пишет в учебнике «Догматическое богословие», что « как именно всемогущая воля и творческое слово Божии вызвали вселенную из небытия в бытие, является тайной, которая постигается только верой… » Вооружившись учением святых отцов, попытаемся хотя бы чуточку приоткрыть завесу над этой тайной. Обратимся вначале к одному из ученейших иерархов Русской Церкви митрополитуМакарию (Булгакову), который дает ответ на данный вопрос в своем капитальном труде Православно-догматическое богословие (1849 г.): «Бог сотворил мир по вечным идеям Своим о нем. Совершенно свободно, единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило ». Таким образом, творение мира Богом можно представить как материализацию вечных замыслов Бога (Его идей) о мире, причем необходимая для этого материя была сотворена Богом из ничего . Но каким образом Бог облек в материю Свои вечные нетварные замыслы о мире? Здесь мы подходим к тайне участия в создании мира второй Ипостаси Святой Троицы – Слова Божия. 2. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие Открыв Библию, на первой же ее странице (в 1-ой главе Книги Бытия), вы увидите регулярно повторяющиеся слова “И сказал Бог " , указывающие на участие в создании мира второй Ипостаси Бога – Слова Божия ( Логоса). Каким образом проявляется это участие, раскрыто в учении преподобного Максима Исповедника, по которому Слово Божие – Логос – « порождает» несотворенные замыслы-логосы [III] всех тварных вещей мира (логосы тварного естества) .

http://bogoslov.ru/article/4912689

В самом деле, он так формулирует заповедь божественную: Бог сказал: не ешьте ни от какого дерева в раю ( Быm. 3, I ). На самом же деле Бог сказал как раз обратное: от всякого дерева в саду ты будешь есть ( Быт. 2, 16 ). Бог дает человеку землю, как рай, как сад, как полноту бытия, как полноту свободы, как богоподобную полноту владычества над всем, над растениями и животными, над всею землею. Это высказано с величайшей силой ( Быm. I, 26, 28, 29 ). В этой полноте свободы и полноте владычества нет никакого закона, никакой обязанности. Есть только условие соблюдения и хранения божественной иерархии ценностей, которая развернута в 1-ой и 2-ой главе книги Бытия, как грандиозная лестница онтологических ступеней бытия от низшего и простейшего света, до ступеней органического бытия растений и животных и до духовного бытия свободного человека, властвующего по образу Божию над всеми низшими ценностями бытия, над растениями, животными, над элементами, над светом. Что мы имеем здесь аксиологическую систему бытия, т.е. систему ценностей, это повторяется при создании каждой ступени Бытия: «и увидел Бог свет, что он хорош» и т. д. до высших ступеней – везде оценка: «добро зело». Система эта иерархична и необратима (аксиологически): высшее, сложнейшее и богатейшее предполагает, как свое условие, бытие низшего и простейшего; высшее преображает и «сублимирует» низшее; высшее имеет право «владычествовать» над низшим, но не наоборот. Соблюдение иерархии выражено в словах «обладать» и «властвовать», «возделывать» и «хранить» Эдем. «Возделывать» – значит сублимировать, возводить низшее к высшему, культивировать; «хранить» – значит соблюдать иерархию, порядок ценностей. «Властвовать» и обладать – значит осуществлять иерархию. Соблюдение иерархического порядка ценностей (ordo Августина) отнюдь не есть закон, запрет, связанность, чья-то власть над нами. Здесь нечто «заповедано» нам, как друзьям и сынам, нечто сообщено, поведано, но не приказано и не запрещено. Реальное осуществление иерархии ценностей есть крайняя противоположность запрета, связанности и лишения – это есть полнота свободы и творчества, возрастание полноты жизни (древо жизни), то, чего мы истинно хотим, ибо мы всегда хотим полноты жизни (πλρομα). Всякое истинное творчество свободно, ибо «поэт» (творец) делает то, чего он больше всего хочет (в этом различие «творчества» от «работы», которая всегда есть «рабство»). И всякое истинное творчество иерархично, ибо придает низшему форму высшего, сублимирует, преображает низшее, воплощает высшее (поэтому оно должно знать, что «выше» и что «ниже»).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Таинственное видение славы Божией, описанное пророком Иезекиилем в первой главе его книги, представляет, с одной стороны, большой интерес и чрезвычайную важность для толкователя св. Писания и вообще для любителя Слова Божия; с другой стороны, толкование этого видения представляет много трудностей. Пророк здесь подробнейшим образом описывает все те образы, в которых явилась пред ним слава Божия, не опускает, по-видимому, ни одной, самой мелкой черты представившейся пред ним картины. Отсюда очевидно, что сам пророк, руководимый откровением Божиим, считал весьма важным и многозначительным не только общий смысл созерцавшего им видения, но и все его частные черты. Эти-то частности особенно и трудны для объяснения; трудно понять значение некоторых отдельных образов видения пророка Иезекииля и отношение их к общему смыслу явления: не говорим уже о трудностях чисто филологического свойства. Блаж. Иероним в своём комментарии на книгу пророка Иезекииля говорит о видении, описанном в 1-ой главе, что при «истолковании его становятся безмолвными все синагоги Иудеев, так как они говорят, что стараться что-нибудь утверждать об этом и о построении храма, описанном в последних главах пророческой книги, – превышает человеческие силы» 1 . Поэтому, как утверждает тот же учитель церкви в предисловии к своему комментарию, у евреев существовало правило: «Кто не достиг возраста священнического служения, т. е. тридцатого года, тому не дозволяется у них читать ни начальных глав книги Бытия, ни Песни Песней, ни начала и конца этой книги (пророка Иезекииля), чтобы только по достижении свойственного природе человека совершеннолетия он приступал к совершенному знанию и таинственному разумению» 2 . В современной экзегетической науке также не существует вполне определённого и окончательного решения всех вопросов, возбуждаемых, видением пророка Иезекииля; учёные весьма различно решают, эти вопросы, даже самые основные и существенные, и не далее, как в конце прошлого года появилась оригинальнейшая попытка астрономического объяснения видения на реке Ховар 3 . Настоящий очерк имеет целью посильное объяснение этого видения под руководством церковного предания и экзегетической науки. Сначала здесь будет изложено самое видение в том порядке, как оно описано у пророка Иезекииля, с поясненьями, необходимыми для правильного понимания этого описания; затем будет указан как общий смысл видения, так и значение отдельных его образов! 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Таковы в общем выводы автора. К сожалению, не все они в равной мере убедительны. Но это зависело уже не от сущности дела – кирилло-мефодиевское наследие в паримейном отделе глаголических текстов, несомненно, есть – а частью от скудости глаголического материала, частью, и главным образом, от слишком поверхностного отношения г. Нахтигаля к рукописному кирилловскому материалу, которым он не воспользовался в должной степени и как следует 84 . III Библейская книга, в которой я намерен наблюдать литературное наследие свв. Кирилла и Мефодия, есть кн. Бытия пр. Моисея, изучаемая мною в настоящее время в другом месте и доступная почти во всём разнообразии её кирилловских четьих списков 85 . Кирилловский текст кн. Бытия дошёл до нас в двух видах: сокращённом и полном. Сокращённый текст находится в паримейнике, богослужебной книге православного обряда, давно однако вышедшей уже из церковного употребления и сохранившейся во многих списках, из коих один восходит даже к XII в. (Григоровичев), прочие главным образом – к. XIII и XIV в., редко – к XV или XVI ст. 86 . Полный текст кн. Бытия дошёл до нас в так называемых четьих списках, служивших для домашнего, вообще частного употребления 87 . Таких списков в настоящее время мне известно 32; все они сравнительно позднего происхождения, так как только один из них относится к XIV веку, все же прочие к XV–XVI вв. Текст кн. Бытия, имеющийся в паримейнике, по объёму составляет не более четьего или полного текста. В полном составе в паримейнике находятся только первые девять глав и 50-ая, последняя глава кн. Бытия, да и то с изъятием гл. 5:25–31 и гл. 7:10; остальные главы кн. Бытия были совсем не известны паримейнику (целых 22 главы, именно: 16. 19. 20. 23–26. 29. 30. 33–42. 44. 47. и 48-ая) или вошли сюда только в извлечениях, нередко весьма кратких (так, напр., из 10-ой главы, заключающей 32 стиха, паримейник заимствовал только два стиха: 1-ый и 32-ой). Далее, паримейный текст книги Бытия отличается от полного последовательностью чтений. Внутренний порядок стихов в каждой главе, известный четьему Бытию, тут иногда нарушается: в одних паримьях библейский текст составлен из кусочков разных глав, в других стихи известной главы стоят в ином порядке, чем в четьем тексте; такова, напр., паримья, читавшаяся накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) и имеющая такой вид: гл. 17:15–17, 19; 18:11–14; 21:1–8. Но этим отличие паримейного текста от четьего или полного ещё не ограничивается. Между ними есть другое, более крупное и существенное отличие – в самом переводе текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3:8). Слово «диавол» значит «клеветник», из сопоставления указаний Священного Писания видим, что он один из разумных духов, ангелов, уклонившихся на путь зла. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он «в истине не устоял» и отпал от Бога. Спаситель сказал о нем: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Иоан. 8:44). Он повлек за собой падение других ангелов. В посланиях ап. Иуды и ап. Петра читаем об ангелах, «не сохранивших своего начального достоинства, но покинувших свое жилище» (Иуды ст. 6, сравн. 2 Петр.2:4). Что было причиной грехопадения в мире ангельском? Из того же Божественного Откровения заключаем, что причиной была гордыня . «Ибо начало греха — гордость», говорит сын Сирахов (Сир. 10:15). Ап. Павел, предостерегая ап. Тимофея от поставления в епископа из новообращенных, прибавляет: «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). О злых духах в Ветхозаветном Откровении упоминается только в некоторых местах. Эти места следующие. В третьей главе книги Бытия читаем о «змее», искусителе первых людей. В первой главе книги Иова рассказывается о действиях «сатаны» в жизни праведного Иова. В 1-ой Царств сообщается о Сауле, что им владел дух лукавый, когда отступал от него «дух Господень». В 1-ой Паралипоменон (21 гл.) читаем по поводу возникшему царя Давида мысли сделать перепись народа, что это «Восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян». В книге пророка Захарии сказано о видении Захарии первосвященника Иисуса, что Иисусу противодействовал «диавол». В книге Премудрости Соломона говорится: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. Сол. 2:24). (Также во Второзак. 32:17: «приносили жертвы бесам, а не Богу» Псал. 105:37: «приносили в жертву бесам»). Несравненно полнее представлены действия сатаны и его ангелов в Новозаветном Откровении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Таким образом, сотворение человека, состоящего из души и тела, и вдуновение нетварной благодати суть моменты, которые надо различать лишь логически, в действительности — это единый акт сотворения, в котором одновременно сотворяются тело и душа, и одновременно сотворяемый человек запечатлевается благодатью Духа Святого и усыновляется Богу. 3.2.2. Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей. Свщ. Писание говорит, что сотворением собственно человеческой природы творение человека не заканчивается. В Быт. 1, 26 говорится: " И сотворил Бог человека (в единственном числе), мужчину и женщину сотворил их (число множественное) " . Согласно 1-ой главе книги Бытия, человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. Во 2-й главе эта мысль раскрывается более подробно. Не следует полагать, что бытописатель пытался во 2-й главе Бытия объяснить появление жены в биологическом смысле. Конечно, прежде всего это символическое повествование, которое в наглядной форме выражает мысль о двуединстве человеческого естества. С этой истиной связан весьма важный для учения о человеке вопрос — вопрос о браке. Часто вопрос о браке связан с другим вопросом: о богоустановленном способе размножения людей. В святоотеческой литературе встречается мнение, что после грехопадения происходит изменение способа размножения людей. Свт. Григорий Нисский пишет, что " после грехопадения Бог промышляет для естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех, вместо того, что прилично ангельскому величию, насадив в человечестве способ взаимного преемства скотской и бессловесный " . Правда свт. Григорий Нисский оговаривается, что это его личное мнение и догадка, а отнюдь не учение Церкви. Прп. Максим Исповедник говорил, что, возможно, если бы не было грехопадения, люди размножались бы неким духовным путем, однако, не конкретизируя, как он себе это мыслит. Прот. Георгий Флоровский, комментируя высказывания, подобные приведенным выше, пишет, что в этих рассуждениях несомненно присутствуют громкие отзвуки оригенизма. Но свт. Григорий и прп. Максим не были одиноки в своих мнениях. Очень многие весьма авторитетные отцы Церкви придерживались мнения, что не может быть безгрешного брака по природе, что брачный союз несет на себе некоторую печать греха. Такое мнение разделяли блж. Феодорит, св. Иоанн Дамаскин и многие другие позднейшие византийские богословы, вплоть до ответа патриарха Константинопольского Иеремии Тюбингенским богословам в 1576 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Алексей Владимирович Гоманьков 18 ноября 2023г. 23:08 Из контекста обсуждаемой статьи понятно, что «“умирающая” Вселенная, где со временем Земля сгорит, а атомы разрушатся», – это наша Вселенная, в которой мы живём в настоящее время и которую наблюдаем вокруг себя (если бы это было не так, то зачем тогда было вообще об этой мифической «Вселенной» писать?). Таким образом, факт существования Господа нашего Иисуса Христа («нового Адама») в нашей Вселенной опровергает утверждения о том, что в умирающей Вселенной нет места для бессмертного человека и что «сотворённый “не смертным” Адам… был бы обречён на смерть с самого начала вне зависимости от греха». О том, что Вселенная, о сотворении которой говорится в 1-ой главе книги Бытия и к которой, очевидно, должно быть отнесено происхождение Адама, была с самого начала сотворена «умирающей», ясно говорит свт. Василий Великий в своих «Беседах на Шестоднев». По мнению этого учителя Церкви в 1-ый «день» Творения Бог вместе с другими «стихиями» сотворил огонь и воду. Причём вода, постоянно «истребляется» огнём и так будет продолжаться до конца света, когда вся вода будет «истреблена» и земля погибнет в огне в согласии с пророчеством ап. Петра (2Петр 3:5–7,10). Поэтому вначале воды было сотворено много, чтобы её хватило на всё время существования мира. «Посему-то Домостроитель вселенной приуготовил влажное естество в такой мере, чтобы оно, постепенно истребляемое силою огня, пребывало во всё то время, какое назначено стоять миру. А Расположивший всё весом и мерою знал, сколько времени определить пребыванию мира и сколько нужно приготовить пищи огню. Такова причина преизбытка воды во время творения!» (Свт. Василий Великий, " Беседы на Шестоднев " , 3). Павел К, Кострома 21 ноября 2023г. 15:22 Святые отцы согласно утверждают , что Бог, ПРЕДВИДЯ грехопадение,через которое смерть неминуемо войдет в человека разделил людей на женский и мужской пол ,а в раю будет новая тварь -«О Христе Иисусе, – говорит Апостол, – несть мужеский пол, ни женский» (Гал.

http://bogoslov.ru/article/6192985

Господь явился пророку Иезекиилю, возседая над головами четырёх животных, которых пророк весьма подробно описывает. Однако, несмотря на такую подробность описания, определить знамение этого образа довольно трудно. При описании видения на реке Ховар пророк нигде не называет этих животныхъ иначе, как только хаййот, «живыя существа " , и только начиная с 10-ой главы сообщает их настоящее имя: гаккэрубим, «херувимы». О херувимах упоминается в Св. Писании и раньше пророка Иезекииля. Так, в 3-ей главе книги Бытия говорится, что по изгнании прародителей из рая, Господь пристави Херувима и пламенное оружъе обращаемое, хранимы путь древа жизни ( Быт. 3:24 ). Из этого места невозможно ещё с точностью заключить ни о внешнем виде херувимов, ни о том даже, говорится ли здесь об одном или о нескольких херувимах. На основании того, что в других местах Св. Писания иногда употребляется и форма кэруб, в единственномъ числе ( Исх. 25:19 ), можно заключить, что употреблённое здесь множественное число хаккэрубим нельзя принимать в смысле pluralis majestatis, подобно элтим «Бог», и что здесь говорится о нескольких херувимах. С другой стороны, так как пламенный меч обращающийся может быть мыслим только в руках у херувима, то отсюда вытекает предположение, что херувимы, поставленные на пути к древу жизни, по своему внешнему виду были подобны человеку. Подробнее описываются изображения херувимов, находившиеся в скинии и в храме Соломоновом. В скинии изображения херувимов находились в трёх местах. Прежде всего, во Святом Святых два изваянных из золота херувима возвышались над крышкою ковчега завета с обоих концовъ её: да сотвориши два херувима на обоих странах, говорил Господь Моисею: да будут херувимы равпростирающе крыла верху, соосеняюще крилами своими над очистилищем, и лица их ко друг другу, на очистилище будут лица херувимска ( Исх. 25:18–20 ). Во вторых, завеса, закрывавшая вход во Святое Святых, была украшена вытканными на ней изображениями херувимов ( Исх. 26:31 ). В третьих, наконец, такие же изображения были вытканы на десяти покрывалах скинии ( Исх. 26:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Повествование книг Паралипоменон об Амасии и Иосии параллельно повествованию кн. Царств и сравнительно с последним не даёт ничего нового; но в других местах сообщает много определённых указаний на целый состав Пятокнижия. В первых главах I-я книга Паралипоменон повторяет родословные списки книг Бытия, Исхода, Числ; при описании распоряжений Давида касательно богослужения (гл. 23) передаёт содержание книги Левит в таких выражениях, которые не оставляют никакого сомнения в том, что автор разумел именно эту книгу: и исчислены левиты.., чтоб они были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, для наблюдения за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепёшками, за печёным, жареным и за всякой мерой и весом, и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы,, в новомесячия, и в праздники по числу, как предписано о них 3393 , – без сомнения, в книге Левит. Не менее ясные указания на книги Исход, Левит и Числ повторяются во 2-й книге Паралипоменон, при описании царствования Соломона, Авии, Иосафата, Иоаса и Езекии (в особенности). Книги Ездры и Неемии представляют столь великое множество ссылок на Пятокнижие, как на писанный закон Моисеев, что приводить их значило бы выписать половину содержания книг названных писателей. Для примера укажем только на речь Неемии в 9-й главе, где вкратце передано содержание всего Пятокнижия. Ещё следует заметить (Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1912 год//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 561–668 (7-я пагин.) —561— Ездры. II-я часть – исследование о содержании и происхождении её. В I части 6 глав: в 1-ой главе г. Шарапов говорит о надписании 2-ой книги Ездры и её месте в древних кодексах и в печатных изданиях Библии, доказывает, что она была написана с самого начала автором по-гречески, а не переведена с еврейского, доказывает, что ею пользовался Иосиф Флавий в своей Археологии, указывает древние переводы её на разные языки. В главах 2–4 он рассматривает вопрос о том, на каком языке читал автор канонические источники 2 Ездры, – в еврейском ли подлиннике, или в переводе LXX, – и высказывается в пользу первого предположения. В 5-ой главе он говорит о текстуальных особенностях 2 Ездры по сравнению с текстом её канонических источников: о перестановках, опущениях, сокращениях и прибавлениях. В 6-ой главе он указывает на важность 2 Ездры для критики текста книг канонических, – как еврейского, так и греческого в переводе LXX; язык 2 Ездры определяет как более чистый по сравнению с языком перевода LXX; делает догадки об источниках апокрифической вставки (2 Е. III–V, 6); первоначальным языком её он считает также греческий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

g) Cyщecmbehho в библейском повествовании указание на то, что человек был создан особо от всего остального мира. н) Еще более важно указание на то, что человек был создан «по образу и по подобию Божию». Обычное толкование этих слов таково, что «образ» Божий признается вошедшим в самое существо человека, отличая его этим от до человеческого живого мира. «Подобие» же обычно толкуется, как задача, которая поставлена человеку — достигнуть богоподобия). В истолкование того, что надо разуметь под «образом Божиим», мы здесь не будем входить — это есть задача догматики. Упомянем только, что православное учение об образе Божием не вполне совпадает с католическим учением и совершенно расходится с учением протестантизма о том, что при грехопадении человек утерял образ Божий (см. дальше главу о происхождении человека). Различие 1-й и 2-й главы в книге Бытия. Таковы основные начала христианского учения о мире. Но тут же мы должны указать на некоторое различие в рассказе о творении мира в 1-ой и во 2-ой главе книги Бытия. В 1-ой главе (ст. 27) сказано: «сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Во 2-ой же главе сказано несколько иначе: здесь повествуется (ст. 7) о сотворении сначала Адама, а потом (ст. 22) о сотворении (из ребра Адама) его жены Евы. Из расхождения двух повествований критики текста Библии часто делают выводы, что вторая глава написана не тем лицом, каким была написана первая глава, тем более, что оба текста заключают в себе и другие различия. Не отрицая этих различий, мы не можем придавать им большого значения, во всяком случае безусловной принудительностью указанные критические замечания не обладают. Грехопадение прародителей. В дальнейшем библейском повествовании мы находим еще добавочные, очень важные указания о мире и человеке: прежде всего рассказ о грехопадении прародителей и изгнании их из рая, — а затем рассказ о потопе. Что касается первого, то вот, что мы находим в 3-й главе Библии. Тут рассказывается, что змей, искушая Еву, спросил ее, могут ли она и Адам есть все плоды в раю, — на что Ева ответила, что они могут вкушать плоды со всех деревьев, кроме дерева познания добра и зла, так как, если они его вкусят, то умрут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010