4 .         Заявитель: издательство «Неугасимая лампада». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Добротолюбие. Т. 3» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Добротолюбие. Т. 3». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-553-3775.   5 .         Заявитель: издательство «Неугасимая лампада». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Добротолюбие. Т. 4» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Добротолюбие. Т. 4». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-553-3776.   6 .         Заявитель: издательство «Неугасимая лампада». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Добротолюбие. Т. 5» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Добротолюбие. Т. 5». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-553-3777.   7 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Молитвослов краткий, 60х90/32, 112 с.» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвослов краткий, 60х90/32, 112 с.» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-553-3778.   8 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Архангелы и Ангелы – наши покровители/сост.  Т. Олейникова» , предлагаемой к переизданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Глава 1. «ДОБРОТОЛЮБИЕ» – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК УЧЕНИЯ О МОЛИТВЕ 1.1. Введение Одним из главнейших двигателей и условий христианской жизни является молитва. Это есть существенный признак всякой религии вообще. Без нее не совершается ни один шаг в христианской жизни. Вследствие чрезвычайно важного значения, которое молитва имеет для христианина, она всегда являлась предметом поучений и одной из главных тем творений отцов и учителей Церкви. Эти творения представляют собой весьма важные источники и материалы для ее изучения. В высшей степени ценным памятником в этом отношении является сборник творений подвижников Христовой Церкви, называемый «Добротолюбием». Сборник содержит в себе полную и подробную науку о молитве. Книга «Добротолюбие» так высока и полезна, что является главным и первейшим наставником в созерцательной духовной жизни 2 . Сборник «Добротолюбие» является богатейшим материалом для изучения молитвы на всех ее ступенях. В него вошли извлечения из письменных творений тридцати восьми христианских подвижников, живших в период между IV и XIV веками. В этих творениях заключаются интересные данные о переживаниях, которые испытывали подвижники при прохождении ими подвижнического пути, при прохождении ими молитвенного подвига. С первого и до последнего тома красной нитью проходит в них учение о молитве. Подвижники, создавшие этот коллективный труд, не есть теоретики, лишь рассуждающие о молитве и дающие ее определение. Нет, это люди, практически прошедшие молитвенный подвиг и испытавшие на себе все то, чему учат в своих творениях. В «Добротолюбии» мы имеем дело с точною записью того, что испытывали подвижники, проходя духовную жизнь. Причем запись эта, по словам епископа Феофана (Вышенского затворника ), редактировавшего «Добротолюбие», сделана собственными словами святых отцов 3 . Подвижники в трудах и подвигах своей жизни пережили все то, что дает молитва . Они на опыте убедились в ее силе и значении для человека. Отсюда-то и вытекает их непоколебимая уверенность в благодатном действии на человека совершенной молитвы. Все это вместе с теми результатами, каких достигали подвижники, невольно привлекает и заинтересовывает читающего и изучающего «Добротолюбие» 4 . Этим же объясняется и тот интерес, который вызывал этот сборник среди любителей благочестия еще при первых своих изданиях. 1.2. История создания «Добротолюбия»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

М.В. Лодыженский Глава первая. Введение. Предмет наследования. Материалы «Душа надобна!» Слова Акима из «Власти тьмы» Л. Н. Толстого. Для кого написана настоящая книга. Душа человека и ее анатомия. Что есть сверхсознание. Сборник «Добротолюбие». Библиографические сведения о сборнике «Добротолюбие». Сборник «Добротолюбие» как материал для изучения психологии подвижничества. Сборник «Добротолюбие» как основа, вошедшая в миросозерцание русского народа. Сборник «Добротолюбие» как материал для изучения эзотерической сущности христианской религии. Другие духовные сочинения, послужившие материалом для настоящего исследования. Индусская раджа-йога. Литература о йоге: индусские и теософские писатели. Остальная литература, послужившая источником для настоящего исследования. Настоящая книга написана не столько для людей, признающих необходимость религии, сколько вообще для всякого читателя, хотя бы и не верующего, но не лишенного ясного сознания своего «я» как ощущения чего-то, что он отличает от физического тела; иначе сказать – книга эта написана для читателей, не лишенных ощущения своей души как вместилища особой, духовной субстанции. За последнее время число лиц в интеллигентной среде нашей с таким сознанием, с такою интуицией своей души начинает увеличиваться, 1 и наоборот – число людей, которые обладают этим сознанием души своей в слабой степени, склонных признавать учение материалистов – таких людей делается нынче все меньше и меньше. Для тех же, у коих вышеозначенного ощущения души своей вовсе нет, для лиц, бесповоротно приверженных когда-то знаменитой формуле Молешота, что мысль есть движение вещества и ничего более – для таких читателей все, изложенное в этой книге, будет, конечно, неприемлемо в равной степени, как неудовлетворительны были бы для слепых от рождения те слова и образы, с помощью которых мы хотели бы внушить им понятие об ощущении света, о чувстве красок, о силе солнечного блеска, о красоте форм и т. д. Если мы признаем человеческую душу как ощущение чего-то отдельного от физического тела, признаем ее духовную субстанцию, то будет логично признать, что этой субстанции должна быть присуща и особая среда, к которой эта субстанция собственно и принадлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1050. Добротолюбие в русском переводе с дополнениями к оному. Понятие о Добротолюбии. Его происхождение и значение для читателей. Способ составления русского Добротолюбия и отношение его к греческому подлиннику Добротолюбие в русском переводе с дополнениями к оному 1 . Предлагая любителям духовного чтения известное всем Добротолюбие в русском переводе с прибавлениями к оному, долгом считаем сказать несколько слов о том, что такое есть Добротолюбие. Оно содержит в себе истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни. Сокровенная в Господе Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во вся дни неотлучно. Благодать Божия призывает всех к такой жизни; и для всех она не только возможна, но и обязательна, потому что в ней существо христианства. Причастниками же ее являются не все призванные, и действительные ее причастники, не все причащаются ей в одинаковой мере. Избранники глубоко в нее входят, и по степеням ея высоко восходят. Проявления ея, равно как и богатства области, в которой она раскрывается, не менее обильны и разнообразны, как и явления обычной жизни. И если б могло быть ясно понято, и понятно изображено все, бывающее там, – вражеские нападения и искушения, борьбы и одоления, падения и восстания, зарождения и укрепления разных проявлений духовной жизни, степени общего преуспеяния и свойственное каждой состояние ума и сердца, взаимодействие во всем свободы и благодати, ощущения близости и отдаления Божия, чувства Промыслительного вседержительства и положения себя, – окончательное и безвозвратное, – в десницу Господню, с отложением всех своих способов действования, при непрестанном напряженном действовании, – если бы все сие, и многое другое, неразлучное с истинной в Господе жизнью, могло быть ясно и удобопонятно изображено, то представило бы картину, сколько привлекательную, столь же и поучительную, – картину, похожую на всемирное путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Предисловие составителя Сборник «Малоизвестные сочинения святых отцов-исихастов» задумывался первоначально в несколько ином виде – как дополнение к русскому переводу «Добротолюбия», выполненному святителем Феофаном Затворником . Хорошо известно, что святоотеческие произведения включались иногда в греческое «Добротолюбие» не в своих древнегреческих подлинных текстах, но в новогреческом переложении, и уже по этой причине славянский перевод преп. Паисия Величковского или русский еп. Феофана не всегда мог адекватно отражать оригинал. С другой стороны, отдельные творения, вошедшие в состав «Добротолюбия», опубликованы в последнее время на Западе или в Греции в критических изданиях, причем авторство тех или иных произведений было в некоторых случаях пересмотрено или остается под вопросом. Кроме того, если говорить о «русском Добротолюбии», то еп. Феофан Затворник руководствовался собственными понятиями и вкусами относительно как перевода, так и композиции и состава сборника. Святитель подошел к сборнику не как к памятнику, оказавшему сильнейшее воздействие на возрождение духовной жизни в Греции и славянских странах и построенному на основе определенных богословских предпосылок, но как к руководству для русской монашеской практики девятнадцатого столетия. Вследствие этого еп. Феофан допускал неточности и вольные парафразы при переводе (невзирая на и без того печальное состояние греческого текста), выпускал не только отдельные места, которые считал непонятными, ненужными и даже опасными, но даже целые трактаты, казавшиеся, видимо, слишком сложными в богословском отношении 1 , а также дополнил «Добротолюбие» некоторыми произведениями и даже объемистым томом Феодора Студита , отсутствующим в греческом сборнике. В результате такого творческого и, прямо скажем, «нерабского» подхода «русское Добротолюбие», быть может, и выиграло в каком-то плане, но потеряло отчасти тот raison тот смысл, который вкладывался в сборник его греческими составителями. Придя в результате сравнительного анализа греческого и русского «Добротолюбий» к неутешительным филологическим выводам, мы еще раз и уже окончательно осознали, что никакие «редакции» и «поновления» перевода еп. Феофана невозможны, сам же перевод Вышинского затворника должен остаться памятником русского богословского и духовного просвещения прошлого века. Навряд ли дополнения и исправления исправят ситуацию, и в настоящий момент речь может идти лишь о новом переводе греческого «Добротолюбия», сделанном с учетом всех требований и критериев современной науки. Очевидно, что решение такой задачи потребует многих сил и времени.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

Кандидатская диссертация студента Петроградской Духовной Академии В. С. Веревкина Содержание От составителей От издательства Вступительное слово митрополита Германа Предисловие ко второму изданию Глава 1. «Добротолюбие» – фундаментальный источник учения о молитве 1.1. Введение 1.2. История создания «Добротолюбия» 1.3. «Добротолюбие» – сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе 1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия» Глава 2. Сущность молитвы и многообразие ее видов 2.1. Определения, данные молитве святыми отцами 2.2. Божественное установление молитвы 2.3. Многообразие видов молитвы 2.4. Общедоступная молитва устами Глава 3. Первая степень молитвы – молитва устами 3.1. Борьба с помыслами во время молитвы 3.2. Молитвенное правило, его разнообразие, цель и значение 3.3. Плоды надлежащим образом исполняемого правила. Повесть о юноше Георгии 3.4. Молитвы утренние и вечерние и их значение 3.5. Благие плоды молитвы в ночные часы 3.6. Осенение молитвой всякого дела 3.7. Молитва в посты и праздники 3.8. Молитва в храме 3.9. Молитва в тихой и несветлой келлии 3.10. Плоды домашней и церковной молитвы 3.11. Почитание икон, святого креста и святых мощей 3.12. Значение крестного знамения и земных поклонов Глава 4. Вторая степень молитвы – молитва сердечная 4.1. Первый признак второй степени молитвы – участие внимания и ума 4.2. Второй признак – участие сердца 4.3. Смирение, радость, благоговение – дары второй степени молитвы Глава 5. Третья степень молитвы – молитва благодатная, или духовная 5.1. Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце 5.2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы 5.3. Три вида духовной молитвы 5.4. Духовная молитва – плод пламенной сердечной молитвы Глава 6. Молитва Иисусова, или умная молитва 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания 6.2. Краткость – необходимое условие умной молитвы 6.3. Формы и виды произношения молитвы Иисусовой 6.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 6 марта 2020 г.     ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 6 марта 2020 8 ______________   Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме:   1 .         Заявитель: ИП Захаров Н. С. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Знакомство с добротолюбием/авт.-сост. прот. Константин Островский» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Знакомство с добротолюбием/авт.-сост. прот. Константин Островский». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р20-008-3164.     2 .         Заявитель: ООО «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Благодать Божия. Тропари и кондаки на каждый день. Православный календарь на 2021 год» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Благодать Божия. Тропари и кондаки на каждый день. Православный календарь на 2021 год». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р20-008-3165.     3 .         Заявитель: ИП Карнаух В. П. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О. Д. Хвольсон. Знание и вера в физике (лекция 1915 года)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О. Д. Хвольсон. Знание и вера в физике (лекция 1915 года)».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ 1. Совет искать вразумлений в отеческих книгах Вразумлений всяких ищите в отеческих книгах и в молитве... Есть Ангел Хранитель. Господь повелит ему потолковать душе, что подобает (1, с. 16). Из журналов подходят к вам «Душеполезное чтение», «Творения святых отцев», «Странник». Прочие журналы слишком вдались в ученость (1, с. 27). 2. Добротолюбие (2 т.) содержит все необходимое для исправления и очищения сердца Посылаю вам второй том Добротолюбия. Все, в чем имеет нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь в разнообразных писаниях отеческих. Желаю вам насладиться чтением, читать и не дремать (1, с. 48). Посылаю вам последний, 5-й том Добротолюбия. Это самый высокий; а 4-й том – самый подручный и пригожий для живущих обществом (1, с. 59). 3. «Древние монашеские уставы» – указ на жизнь древних иноков Посылаю вам книгу «Древние монашеские уставы». Хоть они писаны не для житейских людей, но просмотреть их и вам не мешает. Увидите, как тогда вначале жили и как теперь живут монахи. В общем – сходно, но по частям есть и разности. Впрочем, кто из монахов и ныне возьмется с ревностию за дело... в конце выходит не хуже древних ревнителей богоугождения в иноческом чине (1, с. 66). 5. При чтении сердце держать ничем не занятым, открытым для истины и, обнимая читаемое пониманием, влагать то в сердце. Читать лучше немного, но с усвоением и чувством При чтении сердце держать ничем не занятым, открытым для истины и, обнимая читаемое пониманием, влагать то в сердце; при этом то один, то другой стишок затронет сердце, а иной и очень. Замечайте сии стишки затрагивающие и днем почаще припоминайте их, особенно тот, который побольше затронул. Это будет поновлять оживление сердца, дело сие очень плодотворно. Читать лучше немного, но с усвоением и чувством, чем много и без этого: без этого чтение будет сеятва при дороге (1, с. 205). 6. Отличие чтения для знания и для назидания Относительно чтения. Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо попадет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок (1, с. 220). 7. Полное наставление о молитве имеется в «Невидимой брани»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1. Смирение Что же это вы меня спрашиваете? Я человек очень недалекий в духовном различении вещей и могу очень легко назвать черное белым и белое черным. Потому не смотрите на то, что напишу, как на доброе решение (1, с. 5). 2. Пишу вам по-книжному. У вас столько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо – коль скоро держит душу в благоговении пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже, милостив буди...» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами... А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (см. Притч. 23, 26 ), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно (1, с. 8–9). Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка или подкинутие дров в печь (1, с. 9). 3. Когда зароют в могилу... тогда приходи кто хочет... и поклончик положи Г. Ш...вым напишите, что это им сказал кто-то неправду (будто владыка принимает к себе)... Когда зароют в могилу... тогда приходи кто хочет... и поклончик положи. Похоронят не в церкви (1, с. 37). 4. Пересылка книг и просьба принять их как гостей с Выши Вы что-то хотели сказать о себе и раздумали. Спешу уверить вас, что с моей стороны никакой помехи тому нет. Говорите все... Посылаю вам еще книжек и прошу принять их как гостей с Выши (1, с. 45). 5. Пожелание насладиться чтением и не иметь на душе ни одного облачка печали Посылаю вам второй том Добротолюбия . Все, в чем имеет нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь в разнообразных писаниях отеческих. Желаю вам насладиться чтением – читать и не дремать. Желаю, чтоб у вас на душе не было ни маленького облачка печального (1, с. 48). 6. Пожелание, чтоб «Евангельская История» охотно читалась и посевала семена в сердцах

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Часть III. Дополнительные главы к толкованию книги Песнь Песней Соломона Глава 1. Путеводитель к святоотеческим толкованиям на книгу Песнь Песней Соломона Путеводитель к святоотеческим толкованиям на Песнь Песней Соломона указывает по каждому стиху книги, кто из святых отцов и в каком месте своих творений толкует этот стих. Всего авторов творений – 31. Предлагаемый путеводитель полностью соответствует приведенным во второй части книги святоотеческим цитатам. Каждый закрашенный квадратик путеводителя указывает на главу и стих Песни Песней и каким святым отцом он толкуется. В квадратике приводится библиографический номер книги с толкованием и цитируемые страницы (например, 250). Поскольку пятитомный сборник «Добротолюбие» в библиографии отмечен номером то в путеводителе указывается буква «Д», номер тома и цитируемая страница (например, Д-5, 127). В таблице «Песнь Песней в Добротолюбии» указаны главы и стихи из «Песнь Песней», которые толкуются святыми отцами в «Добротолюбии». Песнь Песней в Добротолюбии Святые отцы Том, страница Глава и стих в книге Песнь Песней Исаия Нитрийский I, 417 I, 435 II, 25 II, 26 II, 64 1;3 1:3 1:16 II, 168 II, 242 III, 326 Филимон (Египет) III, 374 Илия Екдик III, 429 III, 437 III, 438 4:10–11 2:5; 5:8; 5:3; 1:6 3:1–2 IV, 421 IV, 568 5:16 4:7 V, 126 V, 127 1:3.6 2:10–14 Каллист и Игнатий Ксанфопулы V, 369 V, 379 V, 402 5:2 1:2; 2:5 2:5 Каллист Глава 2. Русский текст книги Песнь Песней епископа Порфирия (Успенского) Образец перевода священных книг Ветхого Завета с греческого перевода 72 толковников. Песнь Песней, что Соломону Указания собеседующих лиц, с разделением всей Песни на 4 части под буквами А.В.Г.Д., заимствован епископом Порфирием из знаменитой рукописной Библии синайской. Такой перечет, не означенный в греческом переводе Песни Песней 72 толковниками, сделан такими глубокими знатоками Писания, каковы были знаменитые учителя александрийской огласительной школы, именно Пантен, Климент, Ориген , Пиерий, св. Макарий Александрийский , как нельзя лучше уясняет буквальный смысл Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010