Приходилось читать, что в Греции и иных странах Пятидесятница всегда называлась Пятидесятницей, а наименование «Троица» закрепилось за ним именно на Руси… Троица — это обиходное название. Обратите внимание, мы не встречаем его ни в Типиконе, ни в церковном календаре, там мы читаем — «Неделя такая-то по Пятидесятнице». И это наименование праздника действительно славянское. И оно совершенно неслучайно закрепилось на Руси: ее духовный расцвет, эпоха преподобного Сергия Радонежского, его духовных детей и внуков, одним из которых был, по всей вероятности, преподобный Андрей Рублев,— неразрывно связана с почитанием Святой Троицы, тайна Которой открылась нам в полноте (хотя выражение «в полноте» здесь можно использовать только условно, человек не может своим ограниченным разумом в совершенстве познать природу Триипостасного Бога) именно при сошествии Святого Духа на апостолов. Сын Божий уже вочеловечился, уже сказал Своим ученикам: Я и Отец — одно (Ин 10, 30), уже принес Свою Крестную жертву и победил смерть. И вот, происходит то, что Он обещал (см.: Ин 14, 16–17; Деян 1, 8): людям является третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой. Фото Анны Орловой Почему Троице предшествует один из дней сугубого поминовения усопших — Троицкая родительская суббота? Эту субботу стали праздновать как особый заупокойный день еще в IX веке. Смысл в том, что Троица есть день рождения Церкви, а у Церкви, как и у Бога, нет мертвых, она столько же Церковь усопших, сколько Церковь живых. Поэтому накануне Троицы поминают тех членов Церкви, которые находятся уже в мире ином, и поэтому — забежим немного вперед — коленопреклоненные молитвы третьей части на вечерне Троицы посвящены именно поминовению усопших. Троица всегда бывает в воскресенье, потому что это пятидесятый день после Пасхи; но начнем мы с вечера субботы, со всенощного бдения. Что мы услышим в храме в этот вечер? На вечерне мы встретимся с двумя песнопениями, которые, с одной стороны, хорошо нам известны и любимы нами, а с другой — мы не слышали их в храме со Страстной седмицы .

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

Теперь вся церковь имеет вид четвероугольника, украшенного тремя куполами. Внутренность ее расположена крестообразно и заключает в себе три придела. В холодной престол во имя Живоначальной Троицы, над коим висит искусной резной работы золоченая сень, с живописью и четырьмя колоннами, поддерживающими оную. А над сенью в своде живописью изображено Всевидящее Око. Иконостас величественный, отличной резной работы и весь золочен. Иконы писаны прекрасной греческой кистью и от всех, посещающих этот храм заслуживает особенное уважение местная икона Воскресения Господня и другая по древности икона Живоначальной Троицы. Об ней повествуют, что ранее вышеозначенных церквей была церковь во имя Святой Троицы деревянная, находившаяся в полуверсте, которая сгорела от неизвестной причины и из всего церковного имущества вынесена одна только эта икона. В воспоминание чего церковь наша имеет святой обычай посещать это св. место крестными ходами с означенной иконой каждогодно пред литургией в день Пятидесятницы, где совершается молебное соборное пение при многочисленном стечении поклонников. Стены в оной церкви и свод расписаны прекрасной живописью из евангельских происшествий. В теплой церкви, - в средине заключается обширная трапеза с иконоставом. С правой стороны придел во имя Пророка Божия Илии, в нем иконостав золоченый и иконы грческого письма. С левой, во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в нем украшение весьма хорошее. Колокольня высока (около 30 сажен со шпилем) и звон богатый.  Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. (ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 58-61). http://parishes.mrezha.ru С давних времен Черевковский приход имел одну отличительную особенность от соседних. Она заключалась в том, что служба в храме проходила ежедневно и совершалась духовенством по очереди, в то время как в соседних приходах богослужение проводилось лишь в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни. С построением в Черевкове каменной Троицкой церкви зародился еще один местный обычай: в продолжение Великого поста в каждый воскресный и праздничный день совершалось крестное хождение в Успенскую церковь, где при многочисленном стечении народа служился молебен к Пресвятой Богородице. На протяжении столетий в день Святой Троицы перед Литургиею прихожане посещали с крестным ходом место, где ранее стояла Троицкая пустынь, а в последствии после сооружения в1891 году на том месте часовни посещали оную с совершением торжественного молебна.

http://sobory.ru/article/?object=06450

Самуилу Иоакимовичу Корецкому на тесноту монастырских построек, в пределах города был заложен новый, более обширный мон-рь во имя Св. Троицы. После событий под Цецорой (1620) в ходе польско-тур. войны кн. Самуил был приглашен на аудиенцию к папе Римскому Павлу V . Вернувшись из Рима, он принял католичество. В сент. 1621 г. в сражении под Хотином князь был схвачен и отвезен в К-поль, пребывал в тур. плену, затем был посажен на кол. Тело правителя было выкуплено родственниками и положено в подземелье строившегося Троицкого храма. В 1622 г. Корцем стал править младший брат Самуила Иоанн Иоакимович, принявший католичество и именовавшийся кн. Яном Каролем. Он закончил внутреннюю отделку нового храма и корпуса, но сам недостроенный Троицкий монастырь, вопреки родственной клятве, передал ордену францисканцев. Прелаты уговорили Яна Кароля вынести из домашней молельни чтимую икону Божией Матери «Споручница грешных» и плащаницу, считавшиеся древними семейными реликвиями. После празднования Св. Троицы в 1622 г. крестным ходом святыни были перенесены в корецкий замок, где был отслужен молебен, а затем - в Воскресенский мон-рь. Нек-рое время они находились посередине храма, затем икона была помещена на горнее место, а плащаница - на правой стене у иконостаса. Это событие ежегодно отмечается в монастыре в 1-й четверг после дня Св. Троицы как праздник иконе «Споручница грешных». Игум. Серафима, не рассчитывая на патронат отпавших от Православия родственников, старалась укрепить материальную независимость обители. В 1624 г. она купила у помещика И. Верёвки на Летичевском тракте сосновый лес (ок. 30 верст в длину и ширину), а в 1627 г. выкупила наследственные земли у кнг. Кристины Вишневецкой и ее супруга пана Николая Малицкого, на к-рых располагались села Александров (Клинец) и Девошин с 8 деревнями и 11 приселками, недалеко от г. Овруч (включая спорные земли с. Адамовка, принадлежавшие помещику Юрию Лясоте, что в дальнейшем повлекло судебные тяжбы). Выкупленные имения были объединены в Клинецкую экономию и приносили Воскресенскому мон-рю ок.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

Церковь Воскресения Лазаря находилась в Ростове на Успенской улице (ныне Бебеля) при пересечении ее с Лазаревской (ныне Революции), уничтожена в 30-х гг. прошлого столетия. Согласно Летописи церкви Воскресения Лазаря за 1877-1909 г.: «… храм существует с 1809 года… вместо двух обветшавшых храмов, холодного – Лазарева Воскресения и теплого – свт. Николая, находящегося к северу в саженях 15, на том месте, где был древний Лазаревский мужской монастырь, в котором в 16 в. жил прп. Иринарх. … в трапезе два придельные алтаря, с правой стороны – во имя свт. Николая, а слева во имя святой Троицы. Олтари сии устроены… титулярным советником Юматовым и другими прихожанами. Никольский олтарь освящен по благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Антония прежде настоящего в 1808 году, настоящий в 1809 году, а Троицкий после обоих в 1822 году по благословению Симеона Архиепископа Ярославского и Ростовского в память бывшей на берегу озера Неро Троицкой церкви, по упразднению которой часть прихода ее и утвари перешла к церкви Одигитриевской, а другая часть к Лазаревской». В 1924-25 г. от общины Лазаревской церкви на временное хранение в музей, а затем и по изъятию поступили следующие вещи с финифтью: 1. Евангелие 1832 г. серебряное, оклад с 5-ю финифтяными образками. 2. Оклад с иконы Владимирской с финифтью серебряный. 3. Крест напрестольный 1807 г. с финифтью. 4. Потир 1816 г. с финифтью украшенный колосьями, стиль ампир. 5. Звездица 1816 г. с финифтью. 6. Евангелие 1805 г. с финифтяными образками. 7. Риза иконы Почаевской Божьей Матери с финифтью. 8. Евангелие с финифтью. Позже вещи были разукомплектованы и сегодня в виде отдельных комплексов мы имеем: дробницы с двух напрестольных крестов, от дарохранительницы, с наперсного креста, от двух Евангелий. Всего из церкви Воскресения Лазаря в музее хранится 40 икон на эмали, для приходского даже ростовского храма это немало. Финифтью была украшена не только ризница, но и сам храм. Судя по приведенному выше описанию церкви и составу поступивших экспонатов, в Никольском и Троицком приделах находились царские врата с финифтяными дробницами. Один комплекс из 6 дробниц работы мастера-монограммиста «Д.С.» находится в постоянной экспозиции, другой (предположительно работы Н. Сальникова) в фондах ГМЗРК. Для подвески на столбиках царских вратах предназначались иконы Спаса в образе Доброго Пастыря и Богоматери. В этих же приделах соответственно должны были располагаться и финифтяные храмовые иконы – свт. Николая и Троицы Ветхозаветной, которые также находятся в постоянной экспозиции. Один из популярнейших в музее экспонатов – финифтяная годовая минея – тоже поступила из церкви Воскресения Лазаря.

http://sobory.ru/article/?object=43120

Т. 3. С. 109-110). Знаменательно посвящение храма: в Новгороде и его окрестностях не было престолов во имя вел. кн. Александра Невского, накануне начала Северной войны И. обратился к предстательству святого, прославившегося в борьбе со шведами. 24 сент. 1698 г. в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре был освящен Воскресенский собор. В этой обители в нач. XVII в., после захвата о-ва Коневец шведами, нашла приют братия Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Святогорская (Коневская) икона Божией Матери была помещена в новом Воскресенском храме. В апр. 1702 г. И. прислал в валдайский Иверский мон-рь благословенную грамоту на постройку больницы. В военных условиях монастырские больницы могли быть использованы и для лечения раненых. Под омофором Новгородского митрополита оставались приходы части Водской пятины, которая по Столбовскому миру 1617 г. отошла Швеции; в янв. 1698 г. И. рукоположил И. Никитина во иерея к Никольской ц. Горского погоста Копорского у. 12 окт. того же года И. перенес из заалтарной «палатки» в Софийский собор Новгорода мощи 1-го Новгородского еп. свт. Иоакима Корсунянина . В том же году И. приезжал в Зеленецкий во имя Святой Троицы монастырь на погребение Новгородского митр. Корнилия , в Псков на погребение Псковского митр. Илариона (Смирного) и в Александров Свирский в честь Святой Троицы монастырь , где освятил большой Троицкий собор. Свирским настоятелем И. назначил архим. Лаврентия (Иванова), который до принятия монашества служил настоятелем Троицкого собора в Олонце и прекрасно знал все Ладожско-Онежское межозерье. На рубеже 1700 и 1701 гг. И. провел адм. реформу в митрополии. Настоятели мон-рей, расположенных в основных ее центрах (Ст. Руса, Вел. Луки, Бежецк, Каргополь), были возведены в сан архимандрита, стали наместниками митрополита. В окрестностях Новгорода архимандрия дополнительно учреждалась в Деревяницком и Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мон-рях. В дек. 1700 г. в архимандрита Деревяницкого мон-ря И.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

В 2003 году по благословению архиепископа Сергия братией Свято-Воскресенского мужского монастыря города Самары были начаты работы по восстановлению здания храма. Началу работ предшествовал крестный ход из села Осиновки в Винновку. Случилось это на праздник Успения Божией Матери (28 августа). 5 октября 2003 года в разрушенном храме была совершена первая Божественная литургия. Тогда же было принято решение о создании на его базе монастырского подворья, а спустя еще два года монастырь получил архиерейский статус. 23 апреля 2006 года, после перерыва в 76 лет, была отслужена первая Пасхальная служба. 7 мая 2006 года архиепископ Сергий совершил в храме Божественную литургию, тогда же был заложен камень в фундамент будущей монастырской гостиницы. 21 июля 2006 года состоялось освящение храма. 26 декабря 2006 года Священный Синод РПЦ благословил открытие Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в селе Винновка Ставропольского района Самарской области. Архитектурный проект обители представил талантливый архитектор Юрий Иванович Харитонов. По его проектам построены прекрасные храмы не только в России, но и в других православных странах. В монастыре уже 3 действующих храма: 1) Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»; 2) Храм в честь преподобного Сергия Радонежского  3) Храм во имя Живоначальной Троицы, освященный Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Самарским и Сызранским в сослужении с митрополитом Нектарием, в день Святой Троицы в 2014г.  Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка, Ставропольского района, Самарской губернии открыт по указу Святейшего Синода Православной Церкви 26 декабря 2006г. Монастырь имеет статус «Архиерейского» и Священно-Архимандритом его является Владыка Сергий, Митрополит Самарский и Сызранский. Однако несмотря на небольшой срок существования монастыря, история, предшествующая его появлению, начинается с 18-го века и богата событиями. Место, в котором располагается Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, поистине благодатное. Люди селились на окружающих его холмах начиная с неолита – «новокаменного века». На территории монастыря археологами обнаружено несколько стоянок и поселений, последовательно сменявших друг друга.

http://sobory.ru/article/?object=25790

В верхнем этаже находился холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Иконостас представлял собой высокую резную стену, а над царскими вратами (утрачены) и входами с левой и правой стороны иконостаса находились резные балдахины. Почти все иконы бесследно исчезли. Образа иконостаса принадлежали кисти одного из лучших Устюжских иконописцев XVIII столетия - Колмогорова. Кроме того в разных местах находились иконы: образ Воскресения Христова с серебряными украшениями - древний, с надписью: „1683 года Июня в 3 день, написана сия святая икона на Устюге великом " ; образ Святой Троицы, стоявший в трапезной. Данный образ считался списком с образа Святой Троицы, написанной Стефаном, Епископом Пермским; образ Иоанна Архиепископа Новгородского; образ Святой Анны, изображенный на тяжеловесной серебряной с позолотой деке Устюжской чернью и резьбой. Преподобный Симеон Столпник, в житии. Вторая половина XVI века. Происходит из местного ряда иконостаса церкви Симеона Столпника в Великом Устюге. Поступила в Государственную Третьяковскую Галерею в 1958 году. Реставрация: ГТГ, 1964-1966, реставраторы Г.С. Юшкевич, В.А. Кириков (Рыбаков А. А.Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков. - М.: «Галарт». 1995.) Порядок клейм: 1. Пострижение Симеона во иноки; 2. Возложение вериг; 3. Приведение Симеона к игумену; 4. Симеон в веригах перед игуменом; 5. Симеон в сухом колодце с гадами; 6. Изведение Симеона из колодца; 7. Симеон на столпе исцеляет бесноватых; 8. Принесение умершей матери к столпу Симеона; 9. Исцеление жены, проглотившей змею; 10. Убившие стельную олениху молят Симеона об исцелении; 11. Раскаяние разбойника Ионафана; 12. Воеводы из Антиохии требуют тело Ионафана; 13. Поучение преп. Симеона; 14. Снятие тела преп. Симеона со столпа; 15. Перенесение мощей Симеона в Антиохию и исцеление глухонемого; 16. Поставление раки с мощами преп. Симеона в церкви. В 1765 году при Симеоновской церкви построена отдельно стоящая колокольня. В 1771 году Устюжский мастер колокольных дел Матвей Бушковский отлил для церкви Симеона Столпника колокол весом 154 пуда. В одно из наводнений сильно пострадало крыльцо церкви, обращенное к реке, то что дошло до нас относится уже к 1908 году. Заново отделанный верхний холодный храм Рождества Богородицы церкви Симеона Столпника был освящен 18 мая 1908 года. В феврале 1930 года церковь закрылась, после чего начали снимать колокола и ломать иконостасы.

http://sobory.ru/article/?object=06422

Семь таинств в своей совокупности освящают жизнь человека, как личного, так и родового существа, и обеспечивают ей благодатную полноту. В частности, каждому из таинств присуща своя особая сила. 1) Крещение есть духовное рождение, в котором силой облечения во Христа умирает природный человек с присущим ему первородным грехом и рождается новый. Это есть усвоение спасительной силы искупительного подвига Христова. Это таинство есть единственное, которое, в случае отсутствия священника, может быть совершено и мирянином (мужчиной или даже женщиной) в силу всеобщего христианского священства. Однако, оно может быть совершено только христианином, силой Церкви, орудием которой он здесь является, и крещение, совершаемое не христианином, не является действительным (как это допускает римский католицизм), ибо оно есть благодатное действие Церкви, а не магический акт. Образом совершения является троекратное погружение во Имя Святой Троицы (а не в одно только Имя Иисусово, как это было допущено в католичестве папой Николаем I относительно болгар). Всякое христианское крещение во Имя Святой Троицы является действительным, притом не только в пределах, но и за пределами православия, как это явствует из практики как древней, так и современной Церкви, которая, как правило, однажды крещеных не перекрещивает (кроме особо мотивированных исключений). 2) Миропомазание совершается в Православной Церкви немедленно после крещения. Оно не может быть совершено мирянином, но только священником или епископом, а священное миро для него освящается собором епископов, так что в этом смысле это есть епископское таинство, хотя непосредственно и совершаемое священником. Оно означает всеобщее рукоположение, которое в первенствующей Церкви и совершалось над крещеными самими апостолами, хотя и не в иерархический сан, но в священное звание мирян. Поэтому оно и совершается силой епископства в Церкви. Оно открывает доступ к благодатной жизни в Церкви чрез участие во всех церковных таинствах. Поэтому христиане, которые вступают в православие из исповеданий, утративших благодатное священство, принимаются чрез миропомазание, чрез что, так сказать, рукополагаются в звание мирян, членов Церкви, и лишь по миропомазании допускаются до участия в таинствах церковных. Миропомазание, при котором помазание миром совершается со словами «печать Дара Духа Святого», соответствует личной Пятидесятнице в жизни каждого христианина. В нем каждому подается дар Святого Духа, ему свойственный, возвращается слава, присущая душе и телу первозданного Адама и им утраченная при грехопадении ( Рим.3:23 ), зачаток преображения и воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Следующее упоминание о солигаличской обители мы находим в Переписной книге Солигалича за 1628 год – «Выписке письма и меры Микиты Ивановича Ласкарёва 7136 г. Соли Галицкой города и посада и городских и посадских церквей и осадных и посадским дворам» (вернее, в копии ее – выписи, сделанной для игумена Симонова монастыря Никитой Лоскаревым): «У Соли Галицкие на посаде монастырь Воскресенский а на монастыре церковь студеная во имя Воскресения Господа и Спаса нашего Исуса Христа вверх шатром да в той же церкви на полатех на правой стороне придел Происхождения Честного Животворящего Креста нашего Господа да придел в переднем притворе пророка Илии да в том же монастыре церковь студеная невелика, клецки во имя Живоначальные Троицы да в том же монастыре церковь теплая с трапезой а в ней три престола Богоявления Господня и Христа да придел Введения Пресвятой Богородицы да придел страстотерпца Дмитрия Солунского а в том же монастыре келия игумена Антония…» Как мы видим, состав престолов в обоих храмах несколько изменился. У церкви Вознесения он практически повторяет посвящения, перечисленные в патриаршей грамоте 1619 года. Кроме того, появилась еще одна церковь – Троицкая. Какова была дальнейшая судьба этих строений, становиться ясно по известию о большом пожаре 1649 года, уничтожившем практически все деревянные постройки города Спустя 14 лет после него началось создание первого каменного храма Солигалича – собора во имя Воскресения Господня Воскресенского монастыря. В позднем добавлении к «Летописцу Воскресенского Солигаличского монастыря» записано: «…В 1663 году месяца июня в 1 день… в Воскресенском монастыре, что у Соли Галичской в посаде, зачали ров копати под каменную церковь. … В 7177 году, а от Рождества Христова в 1669 году совершися холодная болшая Воскресенская церковь и освящена месяца марта в 7 день. … В 7189, а от Рождества Христова в 1681 году в Воскресенском монастыре, что в Солигаличе, построили теплую церковь каменную…». Вторая из упомянутых церквей – зимний Богоявленский храм Работали над ними местные мастера. Их имена нам известны по архивным документам. Собор во имя Воскресения Господня возводил «…подмастерье… Соли ж Галицкой посадский человек Гаврило Антипьев сын Антоновский», а Богоявленский храм – его сын «…подмастерье посадский человек Давыд Гаврилов сын Антоновский», работавший позже и над другим постройкам костромской земли, но об этом речь пойдет немного ниже. Строительство велось на средства горожан: «посадских людей» Ивана Игнатьевича и Федора Порфирьевича Рыжовых, наборщика московского печатного двора Егора Константиновича Коробова и других.

http://sobory.ru/article/?object=05171

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010