1-6, 8, 10, 11); «Историческая записка о Новгородском ДУ» М. П. Пятницкого (1909. 41-43, 48, 50/52; 1910. 4, 6, 7, 9). Из статей по местной агиографии примечательны: «Святые Новгородского края и вопрос о церковно-народном их почитании в современной исторической литературе» архим. Никодима (Кононова; впосл. епископ, сщмч.) (1903. 18. С. 1072-1078; 19. С. 1124-1134; 23. С. 1396-1402; 1904. 1. С. 29-32); «Сказание вкратце о жизни прп. старца Евфросина [Синозерского]» свящ. Григория Яковцевского (1901. 1. С. 49-62; 2. С. 123-131; 3. С. 173-186); «Прп. Арсений, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец» (1902. 14/15. С. 867-874; 17. С. 974-981) и «Прп. Александр Ошевенский» (1903. 15. С. 870-877; 17. С. 1006-1017) свящ. Александра Ваучского; «Новгородские подвижники периода домонгольского (1-я ч. Новгородского патерика): Первый святитель Новгородский св. Иоаким Корсунянин» В. А. Пылаева (1914. 19. С. 618-624; 20. С. 651-654; 21. С. 685-690; 22. С. 716-720; 23. С. 744-749; 26/27. С. 869-876). В 1896-1899 гг. были опубликованы житийные материалы о Новгородских святителях Нифонте (1896. 12. С. 741-750), Иоанне (1896. 13. С. 800-810), Феоктисте (1896. 15. С. 928-936), Моисее (1896. 17. С. 1035-1042), Евфимии (1897. 8. С. 501-515), Ионе и Серапионе (1897. 10. С. 618-623), о преподобных Антонии Римлянине (1897. 12. С. 725-737; 13. С. 792-803; 14. С. 858-867; 15. С. 940-951; 16. С. 1033-1046), о Варлааме Хутынском (1897. 19. С. 1230-1234; 21. С. 1365-1370; 23. С. 1493-1497; 24. С. 1561-1570; 1898. 3. С. 173-181; 5. С. 275-282; 10. С. 573-589), о Кирилле Белозерском (1898. 15. С. 942-950; 16. С. 1021-1034), о Ферапонте Белозерском (1898. 19. С. 1242-1243), об Иакове Боровицком (1898. 19. С. 1244-1245), о Михаиле Клопском (1898. 21. С. 1395-1404; 24. С. 1641-1654), о Ксенофонте Робейском (1899. 5. С. 304-315), о Савве Вишерском (1899. 7. С. 449-460), о Кирилле Новоезерском (1899. 18. С. 1109-1112), об Арсении Новгородском (1899. 20. С. 1278-1279) и Антонии Леохновском (1899. 21.

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Л. 1. (@Вдомо б по завщаю стго дха апл ко в нелю блговсти архагглъ гавриилъ двци@). Решается вопрос, что в неделю будет второе пришествие. За приведённым отрывком тропарь 40 мученикам. Л. 1 об. бжтвенаго сты ць каноны молебны. къ влц г нашем хоу, и къ прчти мтре, и къ всмъ нбныъ силамъ, и къ вс сты@). В конце предисловия собиратель говорит: же каноны молебны пни съ млтвами на вс седмица, седмь, на кыжо днь чинены поразн. сего ради любезн, и внимателн тхъ аще бо рена повсегда, невнтна чювьства наша си нами@) (с иными?) (@слац речетс, и борьствено@) (бодрственно) (@си дшевна наша чювьства слажающе@). Соответственно сему намерению, ркп. представляет собрание молебных пений, или канонов с молитвами, иногда и акафистами, на четыре седмицы. Л. 3 об. Оглавление. Л. 5. (@Нало. сь бг молебник@). На поле: (@гл в . а@). Внизу страницы помечено: седмица первая. По изложении общих правил, как начинать молебное пение, на л. 6 вверху написано: (@дефрата: и@), т.е. δευτρα понедельник. На сей день, после обычного начала молебных пений, положен покаянный кн. Спасителю (@кръ ефилакта@) (в 936, л. 32, Феоктиста) (@инока обители стоуискы@). По ирмосе нач. 1-го тропаря: (@ дша болзнены, и срца и стенъ сквръны мобу ти приношаю@). По окончании кн. (@мо стго антиоха@). Нач. (@Влко ги, творче нбси и земли. и црю вко@). По молитве (л. 12 об.) (@иже въ сты ца наше германа патриарха костнтина гра. стиси добриши к вин слезни, хотщи непрестанно плакати. и просити бга помощи, чтобы пришло и слеза и пам т смртьна@). Всех стихов 8-м; первого нач. (@Иже древле источивыи водамъ источникы@). Л. 15 об., вверху над страницею, выставлено (@трити. в@)., т.е. τρτη вторник. (@Правило молебно гоу нашем хоу@). Здесь помещён кн. Сладчайшему Иисусу – тот же самый, какой обыкновенно полагается в Каноннике. В конце, л. 21 об., (@Мо молебна къ гоу х сщноинока крила троскаго@) 696 . Нач. (@Влко многомлтве, и щеролюбиве бже мои@). Затем стихи к возбуждению умиления и слёз Филофея, патр. Константинопольского. Нач. 1-го ст. (@Да не ставиши м в ча сда влко@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

253 Еще, против Унии: Леонтий Карпович, епископ Владимирский на Волыне, (ум. 1626); Стефан Прибылович, иеромонах, с 1708 г. Против Латин: Азарий, иеромонах Белорусский (его книги о Вере 1625); Иоанникий Галятовский, архимандр., ум. 1688; Палладий Роговский, игумен (был совращен, а по обращении писал против латин), ум. 1700; Маннасия Максимович, ректор Киев. Академии, ум. 1758, и проч. 256 Василий Григорович (Киевлянин) монах Антиох., ум. 1747 и Мелетий, иером. Саровский, ум. 1805, писатели Синопсиса; Дионисий, архим. Троицкий, ум. 1632, писал об осаде Троицкой Лавры; Феодосий Софонович, игум. Киевский 1655 – Хронику; Никодим Селлий, обращенный из Лютеран, монах, ум. 1746 – de Rossorum Hierarchia, и проч. 257 По сочинениям для объяснения Ц. древностей известны: Петр Алексеев, протоиерей Московский, ум. 1801 (соч. Церковный словарь); Гавриил Петров, М. Новг. (о служении Греко-Российской Церкви); Вениамин Краснопевков, арх Нижегород., ум. 1811 (Новая скрижаль); Феоктис Мочульский, арх. Курский, ум. 1818 (о внеш. Богослужении и пр.) См. Oriens christ – и Словарь Церковных писателей. 259 Многие обвиняли в приверженности к учению Кальвинскому ученого Патр. Кирилла Лукаря, (жившего в первой половине 17-го в.); но Патр. Иеремия на Константинопольском Соборе отверг это обвинение, как клевету. 260 Начальники раскольников во время Никона были: протопоп Аввакум, свящ. Лазарь и Никита Пустосвят, и несколько других из духовенства, которые при Патр. Иосифе вносили свои заблуждения в печатаемые под их смотрением церк. книги. Пустосвят был начальником мятежа при Петре I-м и казнен. Многие из приверженных к расколу бежали на Юг и основали селения на реке Вятке, другие утвердились на Севере под именем поморян, рассеялись по лесам в Олонецке, в Перми, и Сибири. Успешнее других обращал их епископ Нижегородский Питирим (обращенный сам из раскола Ветковского) – в лесах Нижегородских. 262 Congregatio de propaganda fide 1622 Григория XV. – Collegium или Seminarium pro prop. fide (1627) Урбана VIII. – Sacerdotes missionum во Франции 1632. – Congregatio ae S. Sacramento там же 1644. Seminarium Paris. pro missionibus 1663.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Фавст, лат. «счастливый» Фадей, Фаддей, гр. «похвала» Фаина, гр. «блистающая» Фатей, Фотей, Фотий, гр. «светлый» Феврония, этимология неясна Федор, Федор, гр. «божий дар» Федора, Феодора, ж. к Федор Федосий, Федосей, Феодосий, гр. «данный богу» Федосия, Федосья, Феодосия, ж. к Феодосий Федот, Феодот, гр. «данный богом» Федотья, ж. к Федот Фекла, Текла, др. евр. «совершение» Феклист, нар от Феоктист (см.) Феликс, дат. «счастливый» Феокгист, Феоктис, гр. «богом созданный» Феоктиста, ж. к Феоктист Феона, м. гр. «опекаемый богом» иногда употреблялось как женское имя Феопемпт, гр. «посланный богом» Феофан, гр. «явленный богом» Феофания, ж. к Феофан Феофил, гр. «боголюб» Феофилакт, гр. «богохранимый» Ферапонт, гр. «слуга, почитатель» Фетис, нар. от Феоктист (см.) Филарет, гр. «добролюб» Филат, нар., от Фиофилакт, гр. «страх божий» Филимон, Фолимон, гр. «любимый» Филип, Филипп, гр. «любитель лошадей» Филиция, гр. «счастливая» Финоген, см. Афиноген Фиона, ж. см. Феона Фирс, гр. «жезл, увитый виноградными лозами» Флегонт, гр. «горящий» Флор, лат. «цветущий» Фока, гр. «тюлень» Фоломей, нар. от Варфоломей (см.) Фома, др. евр. «близнец» Фомаида, ж. к Фома Фридрих, герм, «миролюбивый, князь мира» Фрол, нар. от Флор (см.) Харитина, гр. «благодатная» Харитон, гр. «благодатный» Харлампий, гр. «радостный, сияющий» Харлан, нар. от Харлампий (см.) Хиония, гр. «снежная» Хрисанф, гр. «златоцветный» Христина, гр. «христова» Христодул, гр. «христов раб» Христодула, гр. «христова раба» Христофор, гр. «христоносец» Эвальд, герм. «счастье, богатство» Эдвард, герм. «счастливый хранитель» Эдит, герм. «удачная война» Эдмон, герм. «счастливая защита» Эдуард, см. Эдвард Электра, из герм., гр. «янтарная» Электрина, уменьш. от Электра Элеонора, Элионора, англ., ит. от Елена (см.) Элла, герм. «Эльф» (гном) Эльберт, см. Альберт Эльвина, см. Альвина Эльвира, исп. из герм. «волшебный совет» Эльга, сканд. «святая» Эльза, нем. эквивалент к Елизавета Эльмира, от «электрификация мира» Эля, уменьш. от Элеонора и других имен

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Паисий Величковский . После смерти старца Василия о. Феодосий управлял Мерлополянским монастырем, был сотаинником и другом великого старца Паисия Величковского в продолжение всей жизни последнего. В 1772 году братия Тисманского монастыря из уважения к духовной опытности о. Феодосия избрали его своим настоятелем. Во время русско-турецкой войны он активно помогал русским войскам, за что подвергся преследованиям со стороны турок. Отец Феодосий вынужден был обратиться к русскому правительству с просьбой переселиться с Тисманской братией в Софрониеву пустынь, которая ему была хорошо известна. По ходатайству князя Г. А. Потемкина в 1779 году его просьба была удовлетворена. В Софрониевой пустыни о. Феодосий ввел строгий Афонский общежительный устав и вел своих учеников ко спасению путем, указанным святыми отцами. Оптинские старцы называли о. Феодосия «верным преемником паисиева старчества». (РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 7. Жизнеописания... подвижников… Ноябрь. М., 1910. С. 410. Жизнеописание игумена Филарета…//Курские епархиальные ведомости. 1892. 39. С. 9–10). 451 Что такое Святой Афон для православной России? (Поучение Высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского…). Одесса, 1887. С. 7–11. 452 «Устав общаго жития для Богородицкой Глинской пустыни, составленный по чиноположению Святыя Афонския Горы, и по примеру имянным Высочайшим повелением утвержденного устава Софрониевой пустыни» (РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 9). Устав Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии Путивльского уезда. [Без м.]. 1910. См. устав Глинской пустыни в приложении к данной работе: «Архив Глинской пустыни». 459 В синодик записывались не только жертвующие деньги или вещи, но и те, кто оказал обители помощь своим влиянием или советом. В этот синодик вписывались имена о здравии и о упокоении (Глинская пустынь. Ч. II. С. 65). 460 Устав общего жития для Богородицкой Глинской пустыни…//РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 30 об. 462 Там же, л. 33. Старцем называется монах-наставник не обязательно преклонных лет, но преуспевший в духовной жизни и способный руководить духовной жизнью других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Надо сказать, что сын покойного Альберта не унаследовал его дарований, зато щедро демонстрировал самые худшие качества, заимствованные у двух самых омерзительных персон этой эпохи – своей бабки Марозии и Гуго Прованского. Рассказывали, что папа охотно продавал священнические должности и как-то раз посвятил своего любимого конюха 10-летнего мальчика в епископы. На пирах папа охотно поднимал бокал за здоровье сатаны (!) и за Венеру. Дошло до того, что многие благочестивые женщины опасались появляться в Риме близ Латеранского дворца. Их тревога была небезосновательной: в народе ходили упорные слухи, что некоторые девушки-паломницы были изнасилованы (!) этим полным дурной энергии папой у могил святых апостолов 232 . К этому времени папство настолько дискредитировало себя, что для всех стало очевидным – без императорской власти Папское государство существовать не может. Понимая, что власть его вот-вот рухнет, Иоанн XII в 960 г. обратился к Германскому королю и герцогу Саксонии Оттону I Великому (936–973) за помощью. Надо сказать, это был воистину замечательный правитель и великий полководец. Сын главы Восточно-Франкского королевства Генриха I Птицелова (919–936), скончавшегося в 936 г., этнический саксонец, он в течение многих лет был вынужден оспаривать завещанный отцом королевский титул у собственных братьев. Коронация 24-летнего Оттона состоялась в Ахене, из чего все сделали верный вывод о том, что сын Генриха I стремится возродить традиции Каролингов. Майнцский архиепископ, обратившись к толпе народа, густо заполонившего пространство возле храма, величал нового правителя словами: «Вот я привожу к вам Оттона, избранного Богом и некогда назначенного государем Генрихом, а ныне возведенного в короли всеми князьями». И весь народ восторженно приветствовал его. Примечательно, что во время коронации Оттон был облачен в обычные франкские одежды, и последующая церемония происходила так, как это было еще при Карле Великом. Хотя считалось, что Оттона выбрали князья, сам саксонец не собирался признавать себя «первым среди равных», но только самодержцем 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кетевань неизвестна. 6 . Четвероевангеле Х в. Четвероевангелия грузинские старце списка Георгия Святогорца XI в. и не так давно приведенные в известность, суть: два самых древних», но без дат, разобранных в статье: Древние варианты грузинского четвероевангилие (в Трудах V археологического съезда в Тифлисе, стр. 215–220); затем с датами: 1) Иверского монастыря на Афоне 913–917 гг.; 2) Джручского монастыря 936 г.; 3) Пархальского монастыря, в Чорохском бассейне, летом нынешнего года открытое в селении Чалах, Горийского уезда и в XVIII в. принадлежавшее Вахушту Абишидзе, 973 г. и 4) С.-Петерб. публичной библиотеки (бывшее кн. Грузинского) 995 г. Об этих четвероевангелиях, за исключением Пархальского, см. Историю Грузии, на грузинском языке, 1889 г., стр. 228–229, 232–133 и 245–246). Из них впервыеоткрыто было в 1848 г. покойным Броссе джручское (Voyage archéol., XII 83–85). Оно писано на плотность пергаменте в 16 долю листа, грубым церковно-заглавным алфавитом, с записями церковно-строчного письма и обыкновенными канонами, называемыми в самых записях «камарами»; из миниатюр в нем имеются: Божия Матерь, четыре евангелиста с приписками у каждого на грузинском, греческом и армянском языках, Иисус Христос , исцеляющий сперва слепого, потом бесноватого и далее расслабленного. Записи его показывают, что «оно переписано в короникон от сотворения мира 6540, а от Р. Х. 156 (оба соответствующие 936 году, священником Григолом, в монастыре Шатберди, в моление за царя Сумбата», с пропискою в конце «камар»: «Христе, помилуй писца сих камар Феодора. Короникон был 160» (940), значит, каноны появились спустя четыре года после самого текста. Сумбат, царь-куропалат, как его называет Грузинская летопись, царствовал между 923 и 958 гг. и известен тем, что им построена, судя по надписи, замечательная, поныне сохранившаяся и сфотографированная Ермаковым церковь Лодис-кани в окрестностях Ардануча, Артвинскаго округа. О монастыре Шатберди или Шатбери, в Чорохском же бассейне, см. выше описание Ванскаго четвероевангелие в Гелат 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Так как брак имеет также очень большое значение для гражданского общества, разногласия по вопросам брака очень часто бывали причиной конфликтов между Церковью и государством. Здесь рассматривается только догматическая позиция, и поэтому документы, относящиеся к этому аспекту разногласий, опущены. По той же причине не цитируются документы Церкви, относящиеся прежде всего к проблемам супружеской морали. Учение Католической Церкви о Браке Брак был угоден Богу и возвышен Христом до достоинства Таинства: ХВ 38, 44, 658, 663, 919, 923–924, 936, 940, 950/1. Он хорош: ХВ 31, 238–239, 918; хотя брак сам по себе нельзя ценить более, чем состояние девственности: ХВ 932–933. Таинство Брака заключается в договоре: ХВ 917/5, 919, 938–939, 941; так что для христиан Таинство и договор не могут быть разделены: ХВ 938, 947. Итак, брак подлежит юрисдикции Церкви: ХВ 926–932, 934–935, 937–939. Это ей надлежит определять, какие могут быть для него препятствия: ХВ 926–928; как аннулирующие, делающие брак недействительным: ХВ 926–927, 932; так и запрещающие, делающие брак незаконным: ХВ 926. Предназначение и благо брака – рождение [procuratio] детей, умножение Народа Божия: ХВ 659, 919, 942–43, 950/1, 950/3, 950/5; и взаимная поддержка супругов верностью и любовью: ХВ 919, 944, 950/1, 950/2, 950/3, 950/5. Таинство Брака сообщает благодать, необходимую для этого состояния: ХВ 922, 936, 947. Действителен только моногамный брак: ХВ 40, 921, 925, 944. После смерти одного из супругов второй брак допускается: ХВ 40, 918. Брачный союз нерасторжим: ХВ 918, 919, 920–922, 928, 945–946; даже после прелюбодеяния: ХВ 930. В определенных условиях брак, заключенный, но не осуществленный, может быть расторгнут Церковью: ХВ 929. Если брак был осуществлен, возможно только разлучение, полагающее конец совместной жизни супругов без разрыва супружеской связи: ХВ 931. I Собор в Браге (Португалия) (1 мая 561 г.) Анафема последователям Присциллиана Высказываясь против манихейских тенденций, осуждавших брак и воспроизведение человеческого рода, видевших в этом «дело диавола», Церковь тем самым подтверждает законность и ценность брака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Начиная с 938 г. О. часто посещал Тур, где архиепископскую кафедру в 931-945 гг. занимал знакомый ему Теотолон, к-рый ранее был деканом капитула св. Мартина. По просьбе Теотолона О. принял участие в восстановлении мон-ря св. Иулиана в Туре и поддержал архиепископа в конфликте с канониками базилики св. Мартина, к-рых обвиняли в пренебрежении нормами церковной дисциплины (см.: Oury. 1964. P. 75-77, 118-121; Noizet H. La fabrique de la ville: Espaces et sociétés à Tours (IXe-XIIIe siècles). P., 2007. P. 121-124; Rosé . 2008. P. 326-350). В 936, 938-939 и 941-942 гг. О. посещал Италию. Событиям, которые произошли во время этих путешествий, уделено особое внимание в Житии. О. отправился в Италию по просьбе папы Римского Льва VII, чтобы выступить посредником в переговорах между рим. правителем Альбериком и итал. кор. Гуго Арльским, к-рые в 936 г. завершились заключением мирного договора ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. II 7, 9). После этого по предложению Альберика и папы Римского Льва VII О. приступил к восстановлению уставной дисциплины в мон-ре при рим. базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) и в мон-ре св. Илии близ Непи (Ibid. III 7). Вероятно, святой реформировал также мон-рь Пресв. Девы Марии на Авентине и мон-рь при базилике св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). По свидетельству Иоанна Салернского, О. совершил паломничество в святилище арх. Михаила на горе Гаргано (Ibid. II 15). С деятельностью О. связывают реформу монашеской общины Монте-Кассино , находившейся в то время в Капуе. Скорее всего преобразованиями в обители занимался не сам святой, а его ученик аббат Балдуин и др. насельники рим. мон-ря св. Павла ( Ros é . 2008. P. 272-275). В более поздних источниках сообщается также о реформе аббатства Фарфа , где О. и его сторонники, столкнувшись с сопротивлением монахов, потерпели неудачу (Destructio monasterii Farfensis//Il Chronicon Farfense di Gregorio di Catino/Ed. U. Balzani. R., 1903. Vol. 1. P. 39-40). Высказывались сомнения в достоверности этих сведений ( Ros é . 2008. P. 261-263) (о деятельности О. в Риме подробнее см.: Antonelli. 1950; Hamilton. 1962; Barone. 2004; Ros é . 2008. P. 257-269).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Постепенно он начал карать тех вассалов, которые слишком уж буквально понимали федеративную систему власти в Германском королевстве. Сначала Оттон продемонстрировал свою власть герцогу Франконскому, затем герцогу Баварскому, которого лишил всех прав и отправил в ссылку; в результате герцогство было передано брату Оттона Великого Бертольду 234 . Ситуация в Западно-Франкском королевстве также благоволила планам Оттона расширить границы своей державы. После смены нескольких династий (Робертинская сменила Каролингов, а затем сама пала под ударом представителя семьи Бозонидов, не давшей более ни одного царственного ростка) в 936 г. на королевский престол был поставлен сын короля Карла III Простоватого (898–922) юный Людовик IV (936–954), ранее скрывавшийся от врагов в Англии; поэтому он и получил прозвище Заморский. Желая опереться на твердую руку, Людовик IV женился в 940 г. на сестре Оттона Великого Герберге. В скором времени этот деятельный правитель вступил в конфликт с могущественным Парижским графом Гуго Великим (922–956), чьими усилиями не так давно был возвращен на родину и получил королевство. Незаметными шажками восстанавливая свои скромные владения, Людовик IV вступил в борьбу с Гуго и его союзниками за Лотарингию, что привело лишь к потере им Реймса, жители которого легко перешли на сторону графа Парижского. Спас юного короля Оттон Великий, который в 942 г. примирил врагов... в обмен на Лотарингию, посчитав, что его зять и так уже имеет довольно 235 . Правда, перемирие длилось недолго: в 944 г. Гуго Парижский захватил Людовика IV в плен и держал у себя долгих два года, пока тот не согласился передать в собственность Гуго город Лан, столицу Западно-Франкского королевства. Но едва вырвавшись на свободу, король франков обратился за помощью к зятю, и Оттон Великий, соединив свою армию с отрядами Людовика IV, короля Конрада Прованского (937–993) и графа Арнульфа I Фландрского (918–964), вторгся в Северную Францию. Военный успех (а союзники вернули Реймс и Лан) был многократно усилен покровительством, которое папы оказали Оттону. По указанию Римского епископа Агапита (946–955) в Ингельхейме на Рейне состоялся Собор, который 8 июня 948 г. отлучил от Церкви Гуго Вермандуа – союзника Гуго Парижского. Это было грозным предостережением для самого могущественного графа, но Гуго не внял предостережениям. Он попытал счастья в очередной раз, но все закончилось лишь тем, что следующий Собор, уже в Трире, предал и его анафеме. Этот успех многократно усилил политические позиции Оттона 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010