Другое праздничное мероприятие неожиданно грянуло через месяц. 21 февраля в зале Благородного собрания, что в Охотном ряду, прошел благотворительный вечер. Одна из шарад, сочиненная Ф.Н.Глинкой, называлась столица и была посвящена московскому юбилею. Она состояла из трех живых картин. Первая показывала легендарного старца Букола, жившего у истоков московской истории. Вторая картина представляла «обед силен» у Юрия Долгорукого. Третья демонстрировала Кремль в иллюминации 1 января. Роли «князей да бояр» исполняли московские аристократы. А 28 марта сторонники масштабного юбилейного торжества все-таки отметили его за праздничным столом у Погодина, — в память княжеского пира столь же сильным обедом. Гостями были Шевырев, Снегирев, Хомяков Киреевский, Аксаков, Дмитриев. Двое последних тут и прочитали свои стихи, написанные к юбилею. Индейцев – Панорама Москвы в 1850 году      В тот юбилейный год в Москве случилось несколько знаменательных, важных для города событий — сооружение парадного Большого Кремлевского Дворца и Оружейной палаты, почетное переименование Дорогомиловского моста в Бородинскийчесть 35-летия Бородинской битвы). Однако в отличие от традиций нашего времени эти события не имели никакого отношения к московскому юбилею. К тому же именно в этот год под легкий ропот общественности была сломана и первая церковь Москвы — она стояла в Кремле, освященная во имя Рождества Иоанна Предтечи, но закрывала «панорамный» вид на новый дворец. И тем не менее, столь скромное, но первое в истории Москвы торжество стало началом серьезного отношения к Москве и фундаментального изучения ее истории. По мнению известного москвоведа В.Б. Муравьева, именно этот юбилей дал старт научному краеведению, которое достигло апогея в дореволюционной Москве, когда были созданы монументальные труды, не потерявшие актуальности и в наше время. И сама подготовка к юбилею все же всколыхнула общественность, побудила ее к мыслям о Москве и России, способствовала появлению очерков Загоскина (Москва и москвичи), «Москва и Петербург» Герцена, стихов Языкова, Аксакова, Глинки, — все это снискало московскому торжеству славу «литературного юбилея» Москвы.

http://pravoslavie.ru/5295.html

На заседаниях Епархиального совета также порой рассматриваются различные нестроения во взаимоотношениях между приходскими советами и священнослужителями, жалобы членов приходских советов друг на друга или на духовенство. Порой такие дела сначала попадают в Дисциплинарную комиссию, которая выносит заключение и передает свои рекомендации в Епархиальный совет. Заседания Епархиального совета требуют времени, иногда занимая целый день. При наличии пастырских обязанностей на приходе надо все же активно и вдумчиво участвовать в решении задач, встающих перед Епархиальным советом. Этот год будет сложным в плане участия Епархиального совета г.Москвы в жизни Церкви. Нам надо готовиться к Архиерейскому Собору, к принятию решения о церковном суде, а также к празднованиям 1020-летия Крещения Руси, 700-летия образования Покровского монастыря в Хотьково, 850-летия освящения Успенского собора во Владимире, 500-летия основания Даниловского монастыря в Переславле-Залесском, 400-летия открытия подворья Троице-Сергивей Лавры в Москве, 225-летия преставления святителя Тихона Задонского, 100-летия блаженной кончины отца Иоанна Кронштадского, 90-летия убиения Царской семьи. В этом году Русская Православная Церковь также будет отмечать целый ряд круглых дат — 20-летие или 10-летие открытия храмов и обителей после периода богоборчества. В Москве уже почти 500 православных приходов, где более 1 000 священнослужителей постоянно совершают богослужения. Архипастыри и пастыри Московской епархии привлекаются к соборным службам в Успенском соборе и других храмах Кремля и Храме Христа Спасителя, но принимать всех лично я как правящий архиерей епархии, к сожалению, не имею возможности. Задача знать нужды клириков Первопрестольного града, отвечать на их многочисленные вопросы и решать их проблемы возлагается на Епархиальный совет. Думаю, что новый состав Епархиального совета справится с возложенными на него обязанностями. Залогом тому послужит опыт владыки Арсения, который с 1990-го года возглавляет наш совет. Немалый опыт накоплен и у отцов Владимира и Леонида. Желаю всем новым членам Епархиального совета перенимать этот бесценный опыт и претворять его в жизнь. Желаю Епархиальному совету г.Москвы благословенных успехов в решении стоящих перед ним вопросов.

http://pravoslavie.ru/25943.html

Важными событиями епархиальной жизни стали празднования в честь 250-летия К. и Г. е. (1994), 250-летия Костромской ДС (1997), 400-летия преставления прп. Ферапонта Монзенского (1997), 555-летия преставления прп. Макария Унженского и Желтоводского (1999), 625-летия преставления прп. Авраамия Галичского (Чухломского, Городецкого) и 555-летия преставления прп. Варнавы Ветлужского (оба - в 2000). В марте 1990 г. вышел 1-й номер епархиальной ежемесячной газ. «Благовест». В 1994 г. начала работать епархиальная телестудия «Преображение». С 1 дек. 2005 г. на Костромском телевидении еженедельно выходит передача «Епархиальный вестник». С янв. 2008 г. возобновлен выпуск ежемесячных «Костромских ЕВ». В 2005 г. было возрождено Костромское церковно-историческое об-во (председатель - прот. Д. И. Сазонов). Общество выпускает альманах «Светочъ» (первый номер вышел в 2007). В К. и Г. е. трижды приезжал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 7 мая 1993 г. он посетил ряд храмов в Костроме, встретился с областным руководством и депутатами областного Совета. 8 мая побывал в местах, связанных с именем Ивана Сусанина. Патриарх принимал участие в праздновании 250-летия образования епархии 22-25 июля 1994 г. В 3-й раз Алексий II побывал в Костроме в связи с празднованием 850-летия города 28-31 авг. 2002 г. 5 марта 2010 г. архиеп. Александр (Могилёв) был назначен архиепископом Астанайским и Алматинским, а новым Костромским архиереем стал архиеп. Алексий (Фролов) , бывш. архиеп. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. 13 мая 2013 г. указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на время болезни архиеп. Алексия временно управляющим Костромской епархией был назначен еп. Макарьевский Ферапонт (Кашин). 3 дек. 2013 г. после тяжелой болезни архиеп. Алексий скончался; согласно решению Синода от 25-26 декабря, еп. Ферапонт утвержден правящим архиереем К. и Г. е. Крестные ходы С древности в Костроме существовала традиция проведения 16 авг. крестного хода с Феодоровской иконой Божией Матери из городского собора на место явления иконы - в Спасо-Запрудненский мон-рь (в 1764 преобразован в приходскую церковь).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Это происходит буквально в канун Куликовской битвы. Преподобный Сергий, все его ученики и вся его школа не согласны с этим. И Митяй принимает репрессивные меры против Преподобного Сергия и его учеников. Только что основан монастырь Рождества Богородицы в Старом Симонове во главе с преподобным Феодором, будущим архиепископом Ростовским. Митяй закрывает этот монастырь, и поэтому Феодор вместе с Пересветом и Ослябей, будущими героями Куликовской битвы, оказываются в обители Преподобного Сергия, где мы их и застаем в канун Куликовской битвы. То есть, очевидно прямое противостояние. Это противостояние двух концепций: с одной стороны – узкомосковское, узконациональное понимание задач Москвы и Руси князем Димитрием Ивановичем и его ставленником Митяем, с другой – общеправославное, вселенское понимание, за которым стоят митрополит Киприан и Преподобный Сергий. Митяй уезжает поставляться в Константинополь, но по дороге умирает. Посольство великого князя, чтобы не возвращаться с пустыми руками, ставит в Константинополе, говоря, что это якобы по желанию великого князя, другого митрополита – Пимена и с ним возвращается в Москву. Но уже после Куликовской битвы. Это переломный момент. Мы здесь имеем почти в чистом виде пример лабораторного опыта: как творится государственность и как Церковь участвует в созидании этой государственности. После Куликовской битвы посольство возвращается из Константинополя, и теперь Димитрий Иванович Донской не принимает Пимена, поставленного в Царьграде, а приглашает и принимает Киприана. Вот в чём произошел перелом: под влиянием Преподобного Сергия, под влиянием победы на поле Куликовом по благословению Сергия и при участии посланных им иноков Пересвета и Осляби происходит перелом в душе и в сознании князя Димитрия Ивановича. Он осознает себя представителем не только московской программы, центрального округа, как мы теперь говорим. Он осознает себя представителем Вселенского Православия, наследником византийской концепции – константинопольской установки на миродержавное созидание государственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1887 году при Сампсоновской церкви основали небольшую школу для мальчиков, учителем в которой был тогдашний иеромонах обители отец Харитон (Карпиленский). К нему начали ходить " по науку " также дети из окружающих сел и хуторов, и уже в 1888 году в школе насчитывалось свыше 30 учеников. Посему с сентября 1889 года школу грамоты реорганизовали в церковноприходскую. Богослужение в церкви стали совершаться ежедневно, поскольку ученики и их родственники, посещая школу, не обходили и храм Божий. В 1892 году на средства епископа Полтавского Илариона сооружено новое красивое помещение школы на 50 учеников, а в 1899 году здесь, на земле, подаренной купеческой дочерью М. К. Прохоровой, при содействии епископа и монастыря была открыта уже трехклассная церковная учительская школа для подготовки учителей церковноприходских школ. Между тем Сампсоновская церковь также стала тесной для прихожан и нуждалась в расширении и реконструкции. В августе 1890 года Полтаву и поле Полтавской битвы посетил обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он поддержал ходатайство полтавчан о развитии храма. Вернувшись в столицу Российской империи, он сразу же направил в Полтаву архитектора Синода Никонова, которому поручило составить проект и смету на перестройку церкви и памятника на могиле российских воинов. Сампсоновскую церковь перестраивали и расширяли в течение 1894–1895 годов. Была реставрирована могила и на ней 11 (24) сентября 1895 года освящен новый восьмигранный гранитный крест. А 1 (14) октября того же года освящен после реконструкции и новый Сампсоновский храм. В плане церковь получила вид равноконечного креста (длина и ширина – 20,2 м, высота до зенита купола – 14,2 м). Большие изменения выпали на судьбу этого храма накануне празднования 200-летия Полтавской битвы. Тогда по проекту архитектора С. В. Носова с западной стороны была достроена колокольня (разобранная в 1930 году); в самом храме установлен мраморный иконостас с резными орнаментами и цветными мозаиками, изготовленный фирмой Менциони в Москве, под руководством художника А. Я. Сокола расписан интерьер; на восточном фасаде церкви, обращенном к Братской могиле, в нише установлено картину с изображением Петра I во время молитвы накануне битвы (холст не сохранился), ниже закреплено мраморную доску с текстом приказа войскам. В 1909 году, тоже в связи с 200-летием Полтавской битвы, при Сампсоновской церкви благодаря активной деятельности членов Полтавского церковно-археологического комитета – епископа Полтавского Иоанна, ученых И. Ф. Павловского, В. А. Пархоменка, А. Ф. Мальцев и других – был открыт первый музей Истории Полтавской битвы, который действовал до 1918 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Сампсони...

И еще несколько слов о том, как складывались судьбы этих древнейших московских святынь, связанных с памятью Куликовской битвы. В 1509-1510 гг. итальянский зодчий Алевиз Фрязин, построил на месте деревянной каменную церковь Рождества Богородицы в Симонове - она и сохранилась до наших дней. В престольный праздник здесь всегда совершали панихиду по всем православным воинам Куликовской битвы, первыми из которых поминали Пересвета и Ослябю. Кланяться их могилам приходили сюда и Иван III, и сам Иоанн Грозный - стены церкви помнят этого царя! - и Алексей Михайлович, и Екатерина II, которая посетила храм после коронации и приказала устроить надгробную белокаменную плиту над могилами святых иноков. И только когда по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, к церкви были пристроены новая колокольня и трапезная, могилы героев Куликовской битвы оказались внутри храма. В 1870 году скромная Рождественская церковь стала центром торжеств, посвященных 500-летию Куликовской битвы и местом августейшего паломничества. Могилу иноков увенчала чугунная сень и платиновая лампада, украшенная фигурами архангелов - дар военно-морского ведомства, ибо Александр Пересвет и Андрей Ослябя чтимы покровителями военно-морского флота России, их имена носили два крейсера. 22 апреля 1900 года церковь посетили государь Николай II с императрицей Александрой Федоровной и великий князь Сергей Александрович с Елизаветой Федоровной. Для Николая II это было первое посещение храма в Старом Симонове, и его потрясла изумительная палехская роспись, исполненная в 1894 году. С этой росписью потом случилась поистине чудесная история. После революции храм оказался на территории завода «Динамо» и был подготовлен к сносу: Куликовская битва тогда не интересовала тех, кто идейно не имел Отечества. Каким-то чудом его сохранили под компрессорную станцию, говорят, за крепкие стены. Несколько десятилетий здесь, у гробов Пересвета и Осляби, ревели моторы, сотрясая бесценное здание. Чугунная сень была продана как лом, по новейшему преданию, за 317 рублей 25 копеек. Лишь в канун 600-летия Куликовской битвы вспомнили, что здесь лежат ее герои. За эту церковь заступились художник П.Д.Корин, архитектор П.Д.Барановский, писатели Л. Леонов, В. Распутин, В. Астафьев, космонавт В. Севастьянов, скульптор В.М.Клыков, и... Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Когда в январе 1977 года поступило прошение соорудить для завода новую компрессорную станцию, а церковь освободить и отреставрировать, Косыгин подписал соответствующее распоряжение. Моторы из храма удалили - и с того начался почин его возвращения. В начале 1980-х годов храм передали под филиал Исторического музея.

http://pravoslavie.ru/37013.html

1572. ПО ГОРЯЧЕЙ молитве чистого сердца. Сочинение, получившее первую премию на конкурсе детских сочинений, посвященном 2000-летию Рождества Христова. – 1999, 5, 44. 1573. ВЫСТУПЛЕНИЕ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на первом заседании Российского организационного комитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства. – 1999, 6, 32. 1574. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 1999 года: О проведении 23 марта 1999 года церковно-общественного совещания по вопросам подготовки празднования 2000-летия Рождества Христова. – 1999, 8, 6. 1575. РЕЧЬ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на заседании Российского организационного комитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства. – 1999, 10, 9. 1576. СТАРИКОВ А. На пороге 2000-летия Рождества Христова. – 1999, 12, 58. 1577. ВОЙНАКОВ В., прот. Церковно-общественные торжества по случаю освящения юбилейного Поклонного креста в честь 2000-летия Рождества Христова в древнем граде Владимире. – 1999, 12, 63. 1578. ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к гражданам Владимиро-Суздальской земли по случаю установления первого юбилейного Поклонного креста в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. – 1999, 12, 62. 1579. ЗАСЕДАНИЕ Российского оргкомитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства. –2000, 1, 18. 1580. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. –2000, 1, 18. 1581. ЮБИЛЕЙНОЕ собрание Московской епархии, посвященное 2000-летию Рождества Христова. –2000, 2, 20. 1582. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Успенском соборе Московского Кремля. –2000, 2, 21. 1583. ВЫСТУПЛЕНИЕ митрополита Крутицкого Ювеналия на юбилейном собрании Московской епархии в Государственном Кремлевском дворце. –2000, 2, 23. 1584. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на юбилейном собрании Московской епархии. –2000, 2, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д.В. Сафонов Содержание Предисловие к публикации Значение Куликовской битвы в судьбах России и Вселенского Православия Литература     Настоящая публикация выходит в рамках рубрики «Долг неоплатный. Памяти Николая Николаевича Лисового » журнала «Христианство на Ближнем Востоке», посвященной памяти Н.Н. Лисового . В публикации представлено предисловие редактора рубрики священника Димитрия Сафонова к выступлению Н.Н. Лисового на церковно-общественном форуме «Единением и любовью спасемся» (4 октября 2005 г., Москва). Данное выступление было приурочено к 625-летию Куликовской битвы, но публикуется уже к 640-летию этого исторического события. В выступлении Н.Н. Лисовым осмысливается значение Куликовской победы в деле развития православной государственности и культуры на Руси. Предисловие к публикации Публикация выступления Н.Н. Лисового на форуме, посвященном Куликовской битве, планировалась еще в 2005 г. Мной, в то время редактором и автором программ радиостанции «Радонеж», была сделана запись выступления, которое затем не раз звучало по четвергам в подготовленных мной передачах. Тогда же мной была сделана расшифровка аудиозаписи текста, однако публикация по горячим следам форума не состоялась. Выступление Николая Николаевича было приурочено к 625-летию Куликовской битвы, а публикуетсРедакция благодарит д.и.н. А.В. Назаренко за участие в подготовке текста выступления Н.Н. Лисового к публикации. уже к 640-летию этого исторического события. Председателем форумЦерковно-общественный форум «Единением и любовью спасемся», посвященный 625-летию победы на Куликовом поле (4–5 октября 2005 г., г. Москва). являлся Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в организации форума принимали участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе, Мэрия Москвы, Правительство Московской области; Общероссийские общественное объединение «Деловая Россия» и Всероссийский кинофестиваль «Семья России». Выступление Н.Н. Лисового прозвучало в рамках первой из пяти конференций форума, которая носила название «Эпоха Куликовской битвы: Русская Православная Церковь и становление российской государственности». Форум проходил в конференц-зале гостиницы «Университетская», где тогда располагался Паломнический центр Московского Патриархата, возглавляемый замечательным ученым, ныне – главой научной секции ИППО С.Ю. Житенёвым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Страшно было войско, приведенное Мамаем для битвы: оно простиралось до огромного числа- четырехсот тысяч человек. Когда Русские увидели несметные полчища Татарские, то многие из них объяты были невольным страхом. Но преподобный Сергий прислал на поле битвы своего борзоходца со своею благословенною грамотою, в которой писал великому князю: «Без всякого сомнения, Государь, иди против них и, не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь» Во время битвы, при начале которой славно пожертвовал жизнию один из двух Сергиевых иноков-воинов, именно Пересвет (выступивший на единоборство с Татарским богатырем и павший вместе с сим последним), преподобный со своей братией усердно молился Богу о даровании одоления на поганых нашему воинству и, видев ход битвы духовными очами, возвестил братии при ее конце, что Господь даровал преславную победу великому князю. По возвращении в Москву с битвы Дмитрий Иванович не замедлил предпринять поездку к преподобному Сергию, чтобы благодарить его за данный им совет противостать Мамаю и за его молитвы и чтобы совершить с ним поминовение убиенных на брани воинов. Епифаний говорит об этом посещении Дмитрием Ивановичем преподобного Сергия: «И не замедлено (по возвращении в Москву) прииде (великий князь) к старцу святому Сергею, благодать (благодарность) воздая ему о добром совещании и всесилнаго Бога славяше и о молитвах благодаряше старца и братию, в веселии сердца бывшая вся исповедаше, како возвеличи Господь милость свою на нем, и милостыню многу в монастырь вдасть». О поминовении убиенных воинов пением заупокойной литургии и панихиды говорят сказания о Мамаевом побоище Создав руками Преподобного Сергия монастырь при испрошении победы на врага, великий князь создал теперь в благодарение Богу за дарованную великую победу руками того же преподобного другой монастырь (Дубенский Шавыкинский, или Дубенский, что на острову также в честь Успения Божией Матери, находившийся в 40 верстах на северо-запад от Троицкого монастыря, на реке Дубенке, впадающей в Дубну, в настоящее время также несуществующий)

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Страшно было войско, приведенное Мамаем для битвы: оно простиралось до огромного числа- четырехсот тысяч человек. Когда Русские увидели несметные полчища Татарские, то многие из них объяты были невольным страхом. Но преподобный Сергий прислал на поле битвы своего борзоходца со своею благословенною грамотою, в которой писал великому князю: «Без всякого сомнения, Государь, иди против них и, не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь» 63 . Во время битвы, при начале которой славно пожертвовал жизнию один из двух Сергиевых иноков-воинов, именно Пересвет (выступивший на единоборство с Татарским богатырем и павший вместе с сим последним), преподобный со своей братией усердно молился Богу о даровании одоления на поганых нашему воинству и, видев ход битвы духовными очами, возвестил братии при ее конце, что Господь даровал преславную победу великому князю. По возвращении в Москву с битвы Дмитрий Иванович не замедлил предпринять поездку к преподобному Сергию, чтобы благодарить его за данный им совет противостать Мамаю и за его молитвы и чтобы совершить с ним поминовение убиенных на брани воинов. Епифаний говорит об этом посещении Дмитрием Ивановичем преподобного Сергия: «И не замедлено (по возвращении в Москву) прииде (великий князь) к старцу святому Сергею, благодать (благодарность) воздая ему о добром совещании и всесилнаго Бога славяше и о молитвах благодаряше старца и братию, в веселии сердца бывшая вся исповедаше, како возвеличи Господь милость свою на нем, и милостыню многу в монастырь вдасть». О поминовении убиенных воинов пением заупокойной литургии и панихиды говорят сказания о Мамаевом побоище 64 . Создав руками Преподобного Сергия монастырь при испрошении победы на врага, великий князь создал теперь в благодарение Богу за дарованную великую победу руками того же преподобного другой монастырь (Дубенский Шавыкинский, или Дубенский, что на острову 65 , также в честь Успения Божией Матери, находившийся в 40 верстах на северо-запад от Троицкого монастыря, на реке Дубенке, впадающей в Дубну, в настоящее время также несуществующий) 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010