его книгу «Размышления аполитичного», 1918), Ст.Пшибышевского (в Польше), позднего К.Гамсуна (в Норвегии), В.В.Розанова (особыми носителями идеологии традиционализма стали в 1920-е годы и русские евразийцы) — образ религиозности то весьма размыт, то крайне противоречив. К примеру, у Р.Киплинга (надо сказать, убежденного масона), знаменитое «бремя белых» — это алиби не английского протестантизма как такового, а всемирности англо-саксонской пуританской идеи, трансформировавшейся благодаря деятельности «людей-винтиков» из религиозной в государственную и из патриархально-государственной в модернистско-империалистическую (фигура Сесила Родса). В свою очередь, В.В.Розанов, защищая все национально, все кровно русское, ищет (и метко находит) врагов российских устоев в том или ином писателе XIX в., современном либеральном публицисте или авторе газетной статьи, порочащем армию. Однако, воспевая с позиций «осязательного и обонятельного» бытовые стороны православного мира (русскую ветхозаветность), он вполне по-протестантски, а подчас и в позднетолстовском или в ницшевском духе допускает грубые кощунственные замечания о священстве, Церкви, Спасителе. Наконец, заявляет о себе в противовес позитивизму (как воплощению стремительно секуляризующегося мира) религиозность, намеренная считать себя ортодоксальной и ассоциирующая себя, если говорить о странах Запада, с римским католицизмом и «англокатоличеством» (тяготеющая к католичеству часть англиканской протестантской церкви). Часто за ней — судьба писателя, прошедшего увлечение новейшими учениями (с их верой в прогресс, эволюцию, науку, технику), атеистическим гуманизмом или символистским богоискательством (в форме эстетства, оккультизма и т. п.), но затем на собственном опыте, нередко трагическом, осознавшего пустоту жизни без канонически освященной веры в Иисуса Христа, Сына Божия. Между Богом и сатаной, благодатью и сплином, как известно, разрывался еще Ш.Бодлер (тема книги стихов «Цветы зла», «Дневника»). Решить для себя дилемму Бодлера и вырваться из плена именно «двух бездн» удалось его младшему современнику Й.К.Гюисмансу, который после бодлерианства-декаденства прославивших его романов «Наоборот» (1884), «Там, внизу» (1891) нашел в себе силы не только поселиться в траппистском монастыре, но и создать книги о положительном духовном опыте («В пути», 1895; «Собор», 1898).

http://pravoslavie.ru/29451.html