Всего вероятнее, что Петр знал месяцеслов Василия. Из пролога видно, что писатель его цареградец; ибо в нем, кроме памяти праведн. Лазаря 17 окт., весьма часты цареградские праздники: 11 мая обновление Царяграда, избавление от врагов (5 июня, 7 и 16 августа), трус 25 сентября стоят на первом месте, указаны многие соборы святых, совершавшиеся во славу их в разных константинопольских храмах. Сказания из сего пролога помещены в студийских минеях преосв. Порфирия по 6 песни. Расположение памятей в прологе не вполне сходствует с расположением означенных миней; но он гораздо ближе к сим минеям, чем к студийским славянским в России; на весь год оказалось только около 30 дней, в кои первым памятям пролога не соответствуют службы в минеях пр. Порфирия (исключая немногие службы, которые находятся в минеях в ближайшие дни). В нем на первом месте поставлено до 9 памятей, коим служб доселе не найдено в известных нам минеях; без сомнения им были службы во время составления пролога, но до нас не дошли или нам неизвестны; постоянно открываются службы в минеях рукописных, кои доселе не были известны; наприм. Косма халкидонский в Петровом прологе на первом месте 18 апр., ему открыта мною служба 14 февр. в синод. греч. минее XII в. 181; в Петровом прологе св. Никита мидикийский поставлен на первом месте 4 мая, а не 3 апреля; ему найдена служба 4 мая в софийской минее XII в. и т. п. Памяти в Петровом прологе на первом месте, которым служб не найдено: окт. 17 перенесение мощей св. прав. Лазаря из Кипра в Царьград, 27 окт. Капетолина и Еротиида, но память их только одних в сей день в Кт., января 5 Аполлинария и в Кт. на первом месте, февр. 28 Нестор муч. и епископ на первом же месте в Кт. и месяцесл. Василия, марта 20 муч. Фотина, марта 28 Филит и дружина, апр. 15 Сава готфин и в Кт. на первом месте, июля 28 Евстафий анкирский первым стоит и в Кт. и месяц. Василия, авг. 4 муч. Елевферий. Кроме миней Порфириевых сказания и памяти из Петрова пролога находятся в служебной минее XII в., сентябрь-ноябрь (иерус. библ. Т. II стр. 20). Итак, он имел обширное распространение. В приложении 15 нами выписаны памяти Петрова пролога, которых нет в древнейших славянских прологах. Кларомонтанский или сирмундов синаксарь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

4) Не только сказания о восточных святых восполнены или вновь составлены, но и сказания о русских святых подверглись той же участи; так сказания5 сент. и 2 мая о Борисе и Глебе во 2 редакции заменены другими. 5) Наконец, отдел нравственных сказаний первой редакции значительно восполнен новыми сказаниями во 2 редакции, без сомнения, также славянином. Сии и другие более частные черты 2 редакции ведут к несомненному заключению, что автор ее есть славянин. Не все 357 новые сказания ее изъясняются из четиих миней; равно 16 марта о Трофиме и Фале и 23 марта о преподобномуч. Дометии в проложных сказаниях есть такие сведения, которых мы не нашли в супрасльской минее, но, без сомнения, автор славянин имел, кроме четиих миней, и другие источники для своих сказаний, из коих иные до нас и совсем не дошли; так сказание о царе Иустиниане и Феодоре 14 ноября составлено по хронике Георгия Амартола, которая в Болгарии переведена на славянский язык ов. X века, а в России известна в рукописи XII века. Во 2-й редакции о пр. Поплии два отличные одно от другого сказания 25 января и 21 февраля. Это или от забывчивости автора или дело рух разных рук. Несомненно, что и другая рука и, может быть, не одна взялась было изменять и вторую редакцию; это видно из пергаменного пролога синодальной библиотеки 248, в коем замечены такие особенности, каких нет в других известных нам списках 2 редакции, наприм. памяти и сказания21 ноября о муч. Азате, 8 ноября об Иоанне психаите, 26 ноября о Филимоне и Домне, 22 ноября о Василии новом. Но вообще списки 2-й редакции, начиная с древнейших (типогр. пергамен. 1142), тверды, так что виновником ее в собственном смысле может быть назван один, а небольшие изменения, произведенные другими, случайны и не распространены. Достойно примечания то, что вторая редакция в некоторые дни согласована со студийскими минеями, бывшими в обращении в то время в России, тогда как первая редакция в эти дни расходится со студийскими минеями, например, в студийских минеях есть 6 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Часословов студийского периода до нас не дошло. В часословах иерусалимского устава помещаются и месяцесловы сего устава. В греческом иерусалимском часослове московского музея XIII в. в конце приложен месяцеслов с тропарями по иерусалимскому уставу, немного короче печатаемого в уставах и с некоторыми против сего особенностями: 30 янв. нет памяти трех святителей; 28 февр. есть память патриарха Протерия, которого нет в древних греческих иерусалимских уставах, нам известных, но есть в славянском иерусалимском уставе XIV в. 329 синодальной библ.): 4 марта Исихия (пресвитера иерусалимского); 14 марта муч. Александра в Пидне; 16 муч. Папы – два последние есть в студийских минеях, но нет их в иерусалимском уставе; 20 марта пр. Герасима и отцов, избиенных в лавре св. Саввы, согласно со студийскими минеями; 24 марта препразднство Благовещения, св. Александра и иже с ним (неизвестен) и Артемона пресвитера; авг. 16 Убруса нет. Из печатных славянских часословов древнейший есть краковский, изданный в 1491 году 261 . В нем находится синаксарь по иерусалимскому уставу, почти неотличный от русских синаксарей сего рода; есть и русские праздники и святые: Покров Богородицы, Борис и Глеб и князь Владимир, из южных Иоанн рыльский; янв. 5 есть Григорий в Акрите, не встречающийся в других иерусалимсних уставах, а только в студийских памятниках, 4 сент. правильнее перевод с греческого: Ермиоми (так) и Евтихи, сестры св. ап. Филиппа. Из славянских часословов, в России изданных, более замечателен некоторыми отличиями от иерусалимского устава часослов 1652 года, изданный в Москве; например 4 ноябр. св. Григория Паламы , 24 сент. Мирожские иконы Божией Матери, 11 апр. преставление св. Варсонофия тверского и т. п. 201 Слово «тропарь» в древности употреблялось в более обширном значении: тропарями назывались и стихиры и песни в каноне. 202 Полные кондаки с икосами можно видеть в греч. кондакаре синод. библ. XII-XIII в. Некоторые из них на важнейшие праздники с имением Романа переведены и напечатаны в Душеполезн. Чтении. См. ниже о сем кондакаре в следующем отделе. Снес. о форме греч. церк. песнопений Ловягина Христ. Чтен. 1876 г. Т. I. 434.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

в минеях коммиссии есть служба св. Евстафию антиохийскому , в минеях Варфоломея ее нет; в минеях коммиссия9 марта есть стихира 40 мученикам на хвалитех Киприана, у Варсоломея ее нет; в издании комиссии 1 апреля Марии египетской два канона, в издании Варфоломея один, а метафрастова канона ей нет; мая 7 у Варфоломея служба одному кресту, в издании коммиссии и венецианском 1817 года мучч. Акакию и Кодрату; в издании комиссии Стефану Савваиту службы 13 июля и 28 окт., а в варфоломефвом только 28 октября; 21 июля в издании коммиссии есть служба пророку Иезекиилю, у Варфоломея ее нет; 31 августа у Варфоломея есть стихиры кресту, в издании комиссии нет; 9 дек. у Варфоломея и в венецианском издании 1806 года есть служба на обновление храма Воскресения, она же 13 сентября, в издании комиссии только 13 сентября; 15 дек. в издании комиссии есть служба Павлу латрскому, у Варфоломея нет и т. п. 244 Разности следующие: нет в греческих минеях 10 янв. канова пр. Мартиниаву, 21 янв. нет службы мучч. Валериану и Евгению, 31 янв. есть служба мучч. Викторину, Виктору и дружине (у нас нет), 2 марта есть служба муч. Исихию синклитику (в студийск. минеях 5 марта, у нас нет), 28 марта Стефана триглийского нет, 4 апр. Иосифу песнописцу службы нет, 5 апр. Феодулу и Агафоподу службы нет, 7 апр. есть служба муч. Каллиопию (есть в прологе Великой церкви 1370 г. и в студийских минеях), 13 апр. (у вас 14) служба Мартину, папе римскому (пролог 1370 г. и студ. мин.), 14 апр. (у нас 15) апп. Аристарху, Пуду и Трофиму (пролог 1370 г. и студ. минеи), 15 апреля служба муч. Крискенту (прол. 1370 г., соф. мин. XII в., у нас нет), 17 апр. службы св. Акакию нет, 19 апр. служба муч. Пафнутию, (соф. м. XII в.), 21 апр. св. Феодору пергийскому службы нет, 24 апр. Савве стратилату нет, 28 апр. служба 9 мучч. в Кизике, а 29 св. ап. Иасону (у нас напротив 28 Иасону, а 29 мучч. в Кизике), 29 св. Мемнону службы нет, 7 мая есть стихмра муч. Кодрату, 18 мая службы Феодоту и 7 женам нет, 28 мая служба св. Евтихию мелитинскому (прол.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

м. 15 числа служба пр. Феодору, ученику пр. Пахомия, в синод. Пахомию и Феодору; в соф. м. 16 числа служба прор. Захарии согласно с м. порфир., в синод. священномуч. Неадию; в соф. мин. 26 числа службы апп. Карпу и Иуде, брату Господню, в синод. одному ап. Карпу; в соф. м. 28 числа служба муч. Феодосии, а 29 св. Евтихию, в синод. напротив. В другой софийской майской минее, конца III или начала XIII века 203 есть 4 мая служба св. Никите, игумену мидикийскому (в синод. он 3 апр., но в Петровом прологе 4 мая, на первом месте), 12 числа службы святым Епифанию и Герману согласно с криптоферрат. и порфир., но Герману нет в соф. XI в.; 13 мая службы муч. Александру и Глинерии, а не Мефодию; 16 числа служба прор. Захарии согласно с соф. XI века; 28 муч. Евтихию согласно с синодальною. В третьей майской соф. минее XIII в. 204), начинающейся только с 12 числа и согласной вообще с минеею синодальною, 12 мая две службы: св. Епифанию и Герману по сннод. и по 203, а 16 числа Неадию и прор. Захарии (соединение соф. XI в. и синод.). Таким образом майские минеи представляют до 4 редакций. Подобное видится и в других месяцах. Замечательна особенностями студийская минея за июль в синод. москов. типографии 1259 XII века; в ней 5 июля многие памяти: св. Лампада, св. Евстафия антиохийского , св. Феодора, еп. киринейекого, пр. Марфы, 21 и 23 июля две разные службы Симеону Христа ради юродивому и Иоанну, 23 июля, кроме Симеона, еще службы мучч. Трофиму и Феофилу и Поликарпу (т. е. Аполлинарию), еп. равеннийскому, 24 еще Борису и Глебу. Точно такая же минея есть в хлудовской библиотеке с русской для Сербии списанная 160). Сия рукопись содержит еще июнь и август с особенностями, которых мы не нашли в дошедших до нас русских минеях, напр. 1 июня служба Еразму, 10 Мелетию Стратилату; след. Сия особая русская редакция до нас вся не дошла. Сербы внесли в сию редакцию проложные сказания. В типогр. минее XIV в. 1219) служба пр. Илариону далматскому не 6, а 9 июня; в типог. минее XIV в., 1218, 31 марта положена служба пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Александра по игуменству прп. Маркелл († 485 г.) основал такой же монастырь в Вифинии [ 602 ]; такие же монастыри упоминаются в IV b. в Халкидонском диоцезе и других местах греческой империи [ 603 ]. — Константинопольская община «Неусыпающих» приобрела особенное значение в виду того, что она связала свою судьбу с знаменитейшим впоследствии монастырем Студийским. По преданию, сохранявшемуся в Студийском монастыре и записанному в житии прп. Феодора Студита († 826 г., житие составлено учеником преподобного Михаилом Студитом или другим кем в Х в. [ 604 ]) «пришел из города Рима муж знатного рода и богатый, именем Студий, что на нашем языке было бы Евпрений, достигший уже звания патриция и консула; поселившись в нашем городе (Константинополе), он основал славный сей храм великому Предтече», бывший главным храмом Студийского монастыря. В числе 12 сенаторов, переселившихся из Рима В Константинополь с имп. Константином Великим, упоминается Студий [ 605 ]. Но едва ли этот Студий был основателем монастыря. Византийской хронограф Феофан (IX b.) и вслед за ним Кедрин (XII b.) под 6-м годом имп. Льва Великого (457–474 г.), следовательно, под 452 годом помещают: «в том же году и Студий построил храм Предтечи и поселили при нем (ν ατ κατστηοε) монахов из монастыря «Неусыпающих» [ 606 ]. По Кодину (XIV b.) «патриций Студий основал при императоре Льве Маркеле монастырь Студийский, снабдил его большими владениями и поселил в нем 1000 монахов» [ 607 ]. По Свиде (Х в.) «Студийский монастырь, прежде чем обращен в монастырь, был приходской церковью» [ 608 ]. Эти известия не оставляют сомнения в том по крайней мере, что появившаяся в Константинополе в V b. община «Неусыпающих» стала в тесное отношение к возникшему тогда же Студийскому монастырю. в) Спудеи Константинопольские Возможно, что в эту же эпоху в Константинополе появилась и община монахов-спудеев. В одном древнем синаксаре (Сирмонда) 7 июня показана «память прп. отец наших Анфима пресвитера и Стефана (монастыря) спудеев, что близ Флорентин» [ 609 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Следует отметить, что в Триоди сохранилось больше архаичных черт, чем в Минеях. Однако и в Минеях (греческих) при отмене Честнейшую мегалинарии отсутствуют (и не поются на практике у греков) в праздники Рождества Богородицы, Воздвижения Креста, Преображения. В древнерусских старопечатных Минеях припевов в эти праздники также нет, староверами они не поются и в средневековье на Руси не пелись, а в славянские новообрядческие книги справщиками были внесены из Львовского Трефолоя , который был одним из источников при справе (опять украинские книги и украинская богослужебная реформа). В праздник Успения Пресвятой Богородицы в современных греческих Минеях припев один, в современных славянских два. В старопечатных славянских Минеях есть устав пения двух припевов, но текста припевов нет, нет его и в старопечатных Типиконах, он есть лишь в певческих книгах, которые по происхождению вторичны по отношению к богослужебным. На Введение во храм Пресвятой Богородицы в старопечатных славянских Минеях припева только два, в современных греческих и славянских больше. На Рождество Христово и Богоявление в старопечатных славянских книгах только два припева, в современных славянских и греческих по пятнадцать (тринадцать). Припевы в праздник Сретения относятся Василиком к V-VI вв. со ссылкой на мнение Пауля Мааса. Стоило бы перепечатать аргументы этого немецкого исследователя, потому что его книга малодоступна в России, не было ее под рукой и у нас. Сретенские мегалинарии есть в современных греческих Минеях и в Типиконе Виолакиса, в Типиконе Константина протопсалта только упомянуто о них. В старопечатных греческих Типиконах упоминания об этих мегалинариях нет . В старопечатном Оке Церковном 1641 г. Сретенские мегалинарии напечатаны отдельно в приложении (вместе с уставными указаниями о том, как их петь). Почему возникла нужда в подобной публикации, ведь в старопечатной Минее наряду имелись эти мегалинарии? Либо они почему-то особо выделялись, либо недавно появились в богослужебных книгах и не во всех Минеях имелись. Проследим историю появления Сретенских мегалинариев в славянских книгах. В Оке церковном 1641 и 1610 гг. в месяцеслове есть упоминание о Сретенских припевах. Но в Типиконе 1633г. - более архаичном и копирующем рукописные славянские Типиконы XVI в. - упоминания о припевах нет. Впрочем, Типиконы XVI в. вообще нигде не упоминают никаких мегалинариев ­- примечательный факт! Но в рукописных славянских Минеях XVI в. мегалинарии пишутся наряду, правда их меньше, чем сейчас, и редакция перевода, естественно, иная . А вот в рукописных Минеях XV в. мегалинариев уже нет (смотреть, например, Минею-февраль из РГБ, ф. 304. I, 523 (538), л. 37). Они не были изначальной принадлежностью иерусалимских Миней, но появились позже.

http://bogoslov.ru/article/290325

Григория чудотворца , написанная Григорием еп. Нисским (Сурий, IV, 55), в наших Четиих-Минеях 17 ноября, списанное св. Григорием еп. Нисским; мучение св. Петра Александрийского , взятое Сурием из древних кодексов (VI, 621), – в наших Четиих-Минеях 25-го ноября, «написано от Анастасия книгохранителя»; страдание Иакова персянина, тоже взятое из древних кодексов и согласное с Мартирологами (Сурий, VI, 657), – в наших Четиих-Минеях 27-го ноября, «от Четии блаж. Макария митр. Московского и от Никифора (XIV, 20)»; жизнь Иоанна Дамаскина , составленная Иоанном, патр. Иерусалимским (Сурий, III, 115) и положенная Святителем 4-го декабря с заметкой: «Написатель сего жития бе Иоанн патр. Иерусалимский, из него же зде сокращеннее мало»; житие Амвросия Медиоланского , составленное Павлином пресвитером (Сурий, II, 525), в наших Четиих-Минеях 7-го декабря: «сие житие писал Павлин пресвитер, а зде сокращеннее, еще же и от иных достоверных некая воспомянушася»; история св. девы Лукии, взятая Сурием (VI, 987) из древних кодексов, – Святитель показал, что житие заимствовано «от древних мартирологов», 13-го декабря; деяния св.м. Севастиана, списанные на основании рукописных источников Бедой и Узуардом (Сурий, I, 449), – в наших Четиих-Минеях 18-го декабря, житие значится взятым «от древних мартирологов»; составленная св. Амвросием Медиоланским жизнь св.м. Агнии (Сурий, 1:506), у Святителя 21-го января, житие также «списано от св. Амвросия Медиоланского »; жизнь св. Григория Богослова , описанная учеником его Григорием пресвитером (Сурий, III, 681), – в наших Четиих-Минеях 25-го января, житие «из Григория пресвитера, ученика его, из Руфина и иных, и из его же книг вкратце собранное»; выдержка из речи св. Григория Богослова о преп. Марке Арефусийском и свидетельство Феодорита (III, 6) о Кирилле Диаконе (Сурий, III, 441), послужившие источником для жития преп. Марка – в наших Четиих-Минеях 29 марта, где указаны те же источники; речь инока Феостерикса, описывающая жизнь преп. Никиты исповедника (Сурий, II, 500), – в наших Четиих-Минеях 3-го апреля, житие «написанное иноком Феостериксом, учеником его, из него же зде вкратце и от великия Четьи»; жизнь и мучение Евтихия патриарха Константинопольского, описанные пресвитером Евстафием (Сурий, II, 578), у Святителя 6 апреля: «сего святого житие написа Евстафий пресвитер, из него же и из великия Минеи зде вкратце»; жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во вторую, также довольно большую группу входят отрывки агиографического характера из сочинений различных греческих церковных писателей и историков. К третьей принадлежат слова свв. Отцов на великие христианские праздники и дни особенно чтимых святых. Последние две группы мы рассмотрим ниже, когда будем говорить о дидактическом элементе в наших Четиих-Минеях и о влиянии на работу Святителя сочинений исторических. Так, в соответствующих местах, мы процитируем и Сурия, который в одних случаях облегчал труд Святителя по приисканию нужного материала в первоисточниках, а в других, может быть, и заменял их. Здесь, в примечании мы даем список только тех житий, которые вместе с Метафрастовыми отмечены были Святителем в книгах Сурия и послужили источником житий в наших Четиих-Минеях 179 . Из приведенного в примечании списка видно, что, пользуясь сборником Сурия, свят. Димитрий делал в своих Четиих-Минеях самые разнообразные отметки о заимствованных оттуда житиях. Одни он означал именами их авторов, если они указаны были Сурием, причем агиографов латинских, православной церкви неизвестных, Святитель обыкновенно не называл; другие относил к первоисточникам древним мартирологам и рукописям, а если перевод или близкая редакция жития имелась в Макарьевских Минеях, тогда, как на источник своего труда, ссылался на эти Минеи; о третьих говорил сокровенно, как взятых у «достоверных», у «прочих» писателей, или, наконец, совсем не указывал для жития никаких источников. Жизнеописаний, составленных греческими агиографами, Сурий все же дал не особенно много, – список последних, приведенный в наших Четиих-Минеях, его сборником далеко не исчерпывается и поэтому вопрос о том, пользовался ли Святитель подлинными греческими источниками, при помощи одного только Сурия разрешить нельзя. Но кроме Сурия у свят. Димитрия были и другие латинские сборники житий святых. Из истории написания Четиих-Миней нам известно, что с весны 1693 года Святитель получил возможность пользоваться знаменитым изданием Болландистов – Acta Sanctorum. Оно выслано было ему из Данцига в количестве 18-ти томов, с января по май включительно. В Четиих-Минеях мы напрасно стали бы искать ссылок на это издание; как и другие латинские источники, Acta Sanctorum там замолчены, или скрыты под другими названиями. Определить, для каких житий в Четиих-Минеях издание Болландистов послужило источником, возможно только путем анализа житий и сравнения их с Актами. Громадную помощь при этом оказывают рукописи Святителя и принадлежавший ему Пролог. В последнем ссылки на Акты встречаются чуть не на каждом листе, причем очень многие из них относятся к памятям тех святых, которым в Четиих-Минеях посвящены особые жития. Немало ссылок на Acta Sanctorum находится и во втором месяцеслове святых, на месяцы июнь, июль и август, находящемся в сборнике Московской Типографской Библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

15 3 Цар. 17:1—21, 29. 4 Цар. 1:3—2, 15. О рождении пророка Илии см.: Житие святого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 20 июля. 16 См.: Житие Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских († ок. 345), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 6 декабря. 17 Ночва, или ночвы, — сосуд, имеющий форму корыта. 18 См.: Житие прп. Ефрема Сирина († 373—379) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 28 января. 19 См.: Житие прп. Алипия столпника († 640) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 26 ноября. 20 См.: Житие прп. Симеона столпника († 459) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 1 сентября. 21 См.: Житие прп. Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского († 613) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 22 апреля. 22 Имя прп. Евфимия Великого по-гречески означает «благодушный, веселый». 23 См.: Житие свт. Феодора, епископа Едесского (IX в.), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 9 июля. 24 Феодор по-гречески означает «Божий дар». 25 См.: Житие свт. Петра, митрополита Московского († 1326), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 21 декабря. Житие составлено свт. Киприаном, митрополитом Московским. 26 Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.); здесь допущена явная хронологическая ошибка. Димитрий Михайлович Грозные Очи был Великим князем в 1322—1325 гг.; святитель Петр занимал митрополичий престол в 1308—1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г. 27 См.: 1 Цар. 9:1—10. 28 Анафора — одна из частей Богородичной просфоры, которая раздробляется и раздается верующим после трапезы. 29 Часы — церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа). 30 Стихословить — читать или петь Псалтирь и каноны по стихам с припевом, иногда попеременно с другими поющими или читающими. 31 Федорчук, татарский темник, участник похода против Твери в 1327 г., в котором участвовал и московский князь Иван Калита. Согласно Житию Преподобного Сергия, Иван Калита получил великое княжение через год — в 1328 г. Правда, полновластным Великим князем Калита стал позднее, когда в 1331 г. умер его соправитель Александр Суздальский; тогда же, очевидно, он овладел Ростовом, точнее — половиной Ростова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010