дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций З., к-рые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII вв. Т. В. Черторицкая высказала мысль, что З. формировался в кон. XV - нач. XVI в. на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. 9) за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года ( Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры XIV-XVI вв.: Лит. история сб.: АКД. М., 1979. С. 22-23). В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, др. слав. авторов. Текстология Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Основной состав статей каждой из разновидностей З. достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в З. всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить отклонения от общего типа, выражающиеся чаще в добавлении новых текстов, реже - в пропуске статей. Самыми малочисленными являются списки З. постного. Обычно сборники этого вида содержат ок. 65 Слов: на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботу и воскресенье мясопустной седмицы, на среду, пятницу, субботу и воскресенье сыропустной седмицы, на все дни Великого поста, причем в некоторые дни (в четверг 1-й седмицы, во вторник 2-й седмицы, в понедельник и вторник 3-й седмицы, в четверг и субботу 4-й седмицы, во вторник 5-й седмицы, в четверг 6-й седмицы) читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 16.18.5; ГИМ. Увар. 43/317 и 595/313; РНБ.

http://pravenc.ru/text/199907.html

Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащении в последовательном изложении (молитвы, «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова, Богородичен и обычное окончание). Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницу Первой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, при желании или необходимости, читать его по Служебнику без дополнительной книги. После канона помещена молитва над коливом и отпуст этого дня. В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма. В разделе «Неделя третия святых постов» помещено описание переноса блюда с Крестом на престол перед началом службы и порядок выноса Креста после великого славословия. Следом помещен порядок поклонения Кресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и в пятницу — порядок поклонения и отнесения Креста в алтарь. В последовании утрени субботы 5-й седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафиста указывается диапазон икосов и кондаков с их первыми словами для более удобной ориентации в чтении. В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — с февраля по апрель включительно — в соответствии с возможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцеслов приведен в соответствие с составом современного церковного календаря. Вторая и третья части «Великопостного служебника» — последование служб по дням, начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря и заканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвой благословения хлебов и вина после нее. Вторая часть заканчивается Великой Средой. Третья часть — с Великого Четверга по Великую Субботу. Все службы, имеющие свои существенные особенности, для удобства даны для каждого дня отдельно, начиная с Великого Четверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, как и в первой части, помещены входные молитвы. После изобразительных даны молитвы облачения и последование проскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаяся с вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

Совершать литургию может только правильно поставленный священнослужитель – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик не имеет на то права. Литургию не дозволяется служить в часовнях, келиях, домах; но она должна быть совершаема непременно в освященном храме, где устроен престол и где находится антиминс, освященный архиереем. На одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками. И священник (равно и епископ) в один день не может совершить более одной литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии, именно: святого Иоанна Златоуста , святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Молитвословия, песнопения, чтения и их порядок в литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста весьма сходны; литургия святого Василия Великого отличается от литургии святого Иоанна Златоуста главным образом только молитвами, читаемыми тайно иереем. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии находятся для священника и диакона в Служебнике, а для певцов – в Ирмологионе; а изменяемые содержатся в Октоихе, Минее, Триодях. Чтение же из Апостола и Евангелия бывает по книгам этих названий. Литургия совершается в следующие дни: литургия Василия Великого непременно десять раз в году, а именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресения) Великого поста, дважды в Страстную седмицу – в четверток и субботу, в день памяти святого Василия Великого (1 января), в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в неделю, то в навечерие совершается литургия Златоуста. Литургия же Василия Великого совершается в самый праздник. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста, и притом кроме субботы, а именно: 1) в среду и пяток седмиц Великой Четыредесятницы: 2) в четверток 5-й седмицы – в день чтения великого канона; 3) в понедельник, вторник, среду страстной седмицы. Если в указанные дни случится праздник Благовещения, то литургия тогда святого Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Возвращаемся к древней практике Страстная Пятница и Великая Суббота и сейчас предполагает практически полное воздержание от пищи. Попробуйте провести эти дни на хлебе и воде и посчитайте, сколько вы примерно сэкономили по сравнению с вашим обычным бюджетом на день. Пожертвуйте разницу на дела милосердия – либо подайте тем, кто стоит в эти дни у вашего храма, либо помогите на лечение нуждающемуся в нем человеку. III век В одних местах пост удлиняется до 40 дней, в других же длится с понедельника по пятницу, в то время, которое мы бы сейчас назвали Страстной Седмицей. С понедельника по четверг ели только хлеб, воду и соль, а в пятницу и субботу вообще воздерживались от пищи. Там, где пост длился 40 дней, он был связан с крещением оглашаемых. Пасха была днем, когда людей, давно готовящихся к крещению, крестили. Перед крещением они должны были поститься, и вся Церковь постилась с ними, чтобы их поддержать. Пост был связан не с личным благочестием, а с молитвой за других. Даже посты в среду и в пятницу в III веке связывали с молитвой за иудеев, распявших Христа, и с заповедью молитвы о врагах. С каким намерением вы поститесь в среду и пятницу? Как вы относитесь к мысли о посте за иудеев или неверующих по средам и пятницам? Вы можете ответить в комментариях В 4-м веке практически везде уже распространяется Четыредесятница. Впрочем, еще есть разнообразие. Где-то перед Пасхой постятся 6 недель, где-то семь. Где-то ограничиваются 20-ю днями. В Египте начинали поститься со Страстной Седмицы. Сам вид поста также был разным. Все понимали, что невозможно воздерживаться полностью от пищи в течение 40 дней. Поэтому кто-то воздреживался только от мяса, исключая рыбу и птицу, кто-то не ел мяса вообще, но спокойно ел «плоды и яйца», кто-то проводил это время на хлебе и воде, кто-то не ел до 9-го часа (3 часа дня), а потом ел все, что угодно. Вообще существенным в постном дне был не род пищи, а время полного воздержания от нее. До сих пор это сохранилось в нашем посте перед Причастием. Пост перед Причастием с полным воздержанием от пищи – отголосок древнего поста. И в зависимости от степени праздничности дня Типикон предписывает служить Литургию раньше или позже – т.е. укорачивать или удлинять пост. В дни больших праздников Литургия должна служиться рано, чтобы пост был коротким. По средам и пятницам Великого поста она по Типикону должна служиться вечером, так, чтобы полный пост продолжался весь день и завершался Причастием.

http://predanie.ru/velikijpost/post-pere...

XI в. С именем Е. связано одно из открытий самого последнего времени - небольшого греч. антилат. трактата, надписанного: «Τ δοθν ϒϒραφον Εφραμ το θεοφιλεσττου μητροπολτου Ρωσας ες θραμβον τος Λατνοις τελουμνων παρ τ κρατον ν τ καθμς ϒ το Θεο καθολικ κα ποστολικ κκλησ ξ εαϒϒελικν κα πατρικν παραδσεων» (Данное написание Ефрема, боголюбивейшего митрополита Росии, на посрамление, совершаемого латинами, вопреки [правилам], действующим в нашей святой, вселенской Божией Церкви по евангельским и отеческим преданиям). Текст, известный в единственном списке, был обнаружен И. С. Чичуровым в составе сборника канонического содержания Vat. gr. 828. Fol. 361r - 362r, XIII-XIV вв. «Данное написание...» представляет собой перечень из 28 обвинений против латинян, к-рым ставятся в вину: 1) прибавление Filioque к Символу веры; 2) употребление опресноков; 3) участие священнослужителей в войнах; 4) посты по субботам; 5) начало Великого поста в среду 1-й седмицы; 6) отсутствие сырной седмицы; 7) разрешение есть в Страстную пятницу яйца, сыр и молоко; 8, 9) недостаточное почитание святых икон; 10) уничижительное именование Пресв. Богородицы св. Марией; 11) общедоступность алтаря; 12) употребление в пищу удавленины, крови и проч., а также мяса медведей, шакалов и др.; 13, 14) разноцветные шелковые одежды священнослужителей, ношение ими перчаток и перстней; 15, 16) вложение соли в уста крещаемому и др. уклонения в обряде крещения; 17) повторное крещение, т. е. конфирмация; 18) употребление вместо крещальных имен в честь святых наименований животных (львов, волков, медведей и проч.); 19) очистительные обряды, как то принято у иудеев; 20) сложение перстов при крестном знамении; 21) отложение пения аллилуия от среды 1-й седмицы Великого поста до Пасхи; 22) безбрачие диаконов и священников; 23) признание только 3 богослужебных языков: еврейского, греческого, латинского; 24) уклонения в обряде погребения архиереев (пребывают непогребенными в течение 8 дней, руки укладываются не крестообразно, а вдоль тела, как у иудеев, и др.); 25) допущение многократного служения литургии одним священником в один и тот же день; 26) допущение браков между свойственниками; 27) послабления в запрете на мясоедение для архиереев и др.

http://pravenc.ru/text/182105.html

4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля, 9 марта) и в дни праздников храма (Тип., храмовая глава 35), случившиеся в 2, 3, 4, 5 и 6 седмицы Великого поста. Есть дни, в которые не положено совершать литургию, а именно: 1) в среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или праздник храма; 2) в понедельник, вторник и четверток седмиц Великой Четыредесятницы (если не случится праздник святого с полиелеем или храмовый; в 1-ю седмицу не бывает и в эти праздники); 3) в Страстной пяток, если не случится праздник Благовещения; 4) в пятки перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, если эти праздники случатся в воскресение или понедельник. Во все прочие дни в году, кроме указанных, совершается литургия святого Иоанна Златоуста . Литургия св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого Литургия Преждеосвященных Даров Литургия оглашенных. Вечерня. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство.Чтец: Приидите поклонимся.Чтец: Предначинательный псалом. Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Певцы: 1-й антифон.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Певцы: 2-й антифон.Певцы: Единородный Сыне.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон. Вход с Евангелием. Д иакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Владыко, Господи Боже наш.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.(В Господни дванадесятые праздники, в Пасхальную седмицу, в понедельник Св. Духа, в Сретение Господне – диакон: входное: входной стих). Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Чтец: 1-й антифон (1-я статия, слава) кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Чтец: 2-й антифон кафизмы. Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Ты еси Бог наш.Стихиры на «Господи воззвах».Вход с кадилом (а когда на литургии читается Евангелие – вход с Евангелием).Диакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Вечер и заутра.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Тит. 762). З. пятидесятный в основном соответствует З. постному, в добавление к последнему содержит Слова на Пасху, на Антипасху, на Неделю 2-ю после Пасхи, на Неделю 3-ю, на среду и воскресенье 4-й седмицы после Пасхи, на Недели 5-ю и 6-ю (иногда и на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресенье 7-й седмицы, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы и на Неделю всех святых (см., напр.: РГБ. Троиц. 142; РНБ. Тит. 752 и 755; ГИМ. Увар. 158/314 и 782/315). Наиболее распространены списки З. годового. Он встречается в 2 основных разновидностях: краткой и пространной. З. годовой краткого вида содержит Слова на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботы и воскресенья мясопустной и сыропустной седмиц, на субботу и воскресенье 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресенье 4-й седмицы, на субботу и воскресенье 6-й седмицы, на четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасху, на воскресные и нек-рые будние дни 2-7-й послепасхальных седмиц, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы, на Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни до приготовительных седмиц к Великому посту, причем в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 33.13.15 и 16.18.1; РГБ. Больш. 215). З. годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части с З. постным и З. пятидесятным. В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., напр.: РГБ. Больш. 215; ГИМ. Увар. 111/316; РНБ. Тит. 751 и 753). Ряд Слов, читающихся в пространном виде З. годового после Недели всех святых, повторяют Слова, читающиеся в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы поста, на среду и четверг 3-й седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых. В некоторых списках З.

http://pravenc.ru/text/199907.html

12 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: храма, предпразднства или праздника и святого (если два святых, то и второго); кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 1 25 ноября). 14 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славославие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 15 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), кондаки: дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня («Спаси, Господи, люди Твоя»), святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест волею»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 17 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 11–14). 18 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в субботу, – тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы») и святого Минеи (одного или двоих); ковдаки: святого Минеи, «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. XII). 19 . Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную). 20 . Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста – тропари дня («Апостоли, мученицы»), «Помяни, Господи», «Слава»; кондак «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста . Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта (окончание изобразительных см. 7 марта). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 7 марта; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 5 марта. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. Примечание. На субботу, 10 марта, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

На вечерне – кафизма 18-я. Примечание 2. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения). Примечание 3. «Ведомо же да будет и сие, яко в сию средопостную среду на трапезе не достоит разрешати на елей и вино, яко паче день плача есть, а не радости: понеже и Бог Господь не поется на утрени в сию среду, но Аллилуиа» (Типикон, гл. 49, «В среду 4-я седмицы... вечера»). 1 В среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста службы рядовых святых переносятся на повечерие (по причине совершения в эти дни триодной службы Креста). По­сре­ди хра­ма ста­вят стол, на нем со­суд с во­дой (ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся «во­до­свят­ная ча­ша»). Так­же по­но­ма­ри вы­но­сят ка­ди­ло, кро­пи­ло, Треб­ник и све­чи. 3 све­чи ста­вят в спе­ци­аль­ные ячей­ки-под­свеч­ни­ки на краю во­до­свят­ной ча­ши, за­жи­га­ют их. Вы­хо­дит свя­щен­ник с диа­ко­ном, свя­щен­ник несет крест. Диа­кон: Бла­го­сло­ви, владыко. Свя­щен­ник: Благословен Бог наш все­гда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Те­бе, Боже наш, слава Те­бе. Ца­рю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже вез­де сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, при­и­ди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спа­си, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (три­жды) . Слава От­цу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти гре­хи наша; Владыко, про­сти беззакония наша; Святый, по­се­ти и ис­це­ли немощи наша, имене Тво­е­го ради. Господи, помилуй (три­жды) . Слава От­цу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. От­че наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небе­си, и на зем­ли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже имы оставляем должником нашим; и не вве­ди нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

http://azbyka.ru/worships/posledovanie-m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010