II. В числе рассуждений, к Истолковательному Богословию принадлежащих, должно поставить: 1) Читанное (апр. 20-го) Алексеем Платоновым, в котором подробно рассматривается многознаменательное взятие Иерихона ( Нав. 5:13–16; 6 ). Важность этого события открывается из соображения: 1) причин, побудивших Иисуса Навина к сему предприятию, 2) самого образа осады Иерихона, 3) обстоятельств, последовавших за взятием оного, наконец, 4) из представления таинственного и образовательного смысла сего происшествия. И, во-первых, причина, как войны предпринятой, так и победы одержанной, есть Сам Бог , пославший в явление Иисусу Навину Архистратига Своего, предающего град в руки его, в лице коего познается Сын Божий, Ангел лица Божия; Бог, Которого силе не могли воспротивиться многие соседние народы, защищавшие Иерихон, яко ключ земли обетованной; во-вторых, семидневное обхождение Иерихона в глубоком молчании и чудесное в день седьмой разрушение стен оного от воскликновения дает поводы к подробнейшему обозрению священной важности, из многих мест Св. Писания открываемой, числа седмиричного, полноту и совершенство означающего. После сего проклятие Иерихона подает случай к изъяснению троякого рода клятвы, употребляемой 1) над всем посвященным на служение Церкви и жрецам, 2) над всем освященным Самому Господу и 3) разрушительной, обрекающей на конечную погибель, к каковой относится и проклятие на Иерихон, тем более важное, что и самый тот, кто бы восхотел когда-нибудь восстановить стены оного, подвергается равномерной клятве. Наконец, в наследовании земли обетованной приводится образ исполнения для Церкви Ветхозаветной великих обетований, от начала мира Ей возвещаемых, а вместе подобие обновления каждого верного от пустыни мира, или от бесплодных оправданий чрез дела закона. преходящего к благодатному Царству живой веры. 2) Рассуждение (читанное 4-го мая) Ильи Поройкова, которое имеет предметом определить действительное значение обета Иеффаева, описанного в книге Судей ( Суд. 11:30–40 ). После предварительного замечания, сколь важно иметь истинное понятие о сем знаменитом в истории свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину.    Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня.    В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной.    Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи.    Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году.    На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования.    Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого.    Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К 10-м гг. XIX в. в К. м. имелись небольшая деревянная ц. во имя св. прор. Илии, братский корпус, деревянная ограда. К нач. XX в. в монастырский комплекс входили Троицкий собор, ограда (лишь частично каменная) со св. вратами, каменные одноэтажный корпус епархиального свечного завода, одноэтажный келейный корпус (XVIII в.), а также неск. погребов и др. служб. На берегу р. Казанки был построен 2-этажный деревянный на каменном фундаменте корпус (1901), на 1-м этаже к-рого размещалось 12 келий, а на 2-м - покои настоятельницы и рукодельная мастерская. На территории обители был разбит прекрасный сад. Со 2-й пол. XVII в. ежегодно 20 июля совершался крестный ход с обретенными Казанской и Седмиезерной «Одигитрия» иконами Божией Матери из кафедрального Благовещенского собора в мон-рь. Материальное положение К. м., согласно переписным книгам 1640 г., обеспечивали доходы с небольших деревень Макарово и Сидорово Казанского у. По ведомости, составленной в 1741-1745 гг., К. м. владел 15 дворами (13 крестьянскими и 2 бобыльскими). По генеральному освидетельствованию за мон-рем числилось 114 крестьян муж. пола, а также 52 четв. пашни и 22 копны сенных покосов. Неокладные доходы К. м. составляли 67 р. 42 к., среди них: 10 р. приносили мельницы, 17 р.- оброчные рыбные ловли, 13 р. 40 к.- лавки, 4 р.- продажа свечей, 20 р. 2 к.- «монастырские дворовые места» (ОДДС. Т. 21. Стб. 780-784). В нач. XX в. за счет пожертвований у монастыря появились новые угодья: 36 дес. 2294 кв. саж. сенных покосов у дер. Займище (ныне поселок в черте Казани) Казанского у., 2 лесных участка (50 дес. и 30 дес.) там же (на одном из них размещались дачи, сдававшиеся в летнее время в аренду), мельница «о 2 постовах» на р. Ноксе в Казанском у. Также обители принадлежал деревянный дом в Казани. После 1917 г. сестры К. м. организовали жен. трудовую общину, официально зарегистрированную 6 марта 1925 г.; Троицкий собор был обращен в приходский храм. К 1927 г. в общине числилось 67 чел., а в 1929 г., по данным ЦИК Татарской АССР, число прихожан составило 463 чел. В Казанской ц. служили свящ. Аркадий Владимирович Преображенский и диак. Михаил Федорович Петкевич. Решением властей от 10 апр. и 30 мая 1929 г. швейная артель и храм при ней были закрыты. Сестры обвинялись в том, что незаконно занимались швейным делом и «спекулировали» изделиями трудовой общины.

http://pravenc.ru/text/казанский ...

Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину . Третья из настольных книг клироса – Минея (“мин” по греч. – месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная – Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня. В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной. Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, – чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи. Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году. На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования. Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого. Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Напомнив значение слова " Пасха " - " переход " , благочинный протоиерей Михаил Терюшов пожелал гостям перейти к благодатным дням радости о Светлом Христовом Воскресении. В культурном центре " Троицкий " в Светлую субботу, 4 мая, состоялся детский пасхальный праздник Невского благочиния . Его открыл благочинный протоиерей Алексий Скляров . Он отметил значимость слов " Христос воскресе " , которыми верующие приветствует друг друга, поблагодарил за содействие празднику администрацию района. Воспитанники воскресной школы при храме Сошествия Святого Духа за Невской заставой исполнили патриотическую песню " Закаты алые " и веселую песню " Хомяки " . Приход храма Святой Троицы " Кулич и Пасха " показал спектакль " Новые приключения Красной Шапочки " . Воспитанницы воскресной школы храма Рождества Христова в Веселом поселке исполнили на блокфлейте произведения Берта Кампферта и Матвея Блантера, а их сверстники из воскресной школы при храме святого апостола Петра - песни " Весенний благовест " и " На пасхальной неделе " . В концерте принял участие скрипач-виртуоз Алексей Баев. Под руководством режиссера Лидии Узультуевой учащиеся школы " Рыбацкий невод " при храме Рождества Пресвятой Богородицы представили оперу " Крылатая история " в сопровождении рояля, альта и скрипки. Зрители кричали " Браво! " , юные артисты тронули их сердца. Со стихами выступили ученицы школы при храме святого апостола Петра. После концерта дети приняли участие в играх. Праздник объединил всех в пасхальной радости. Кто не выступил, был зрителем, но каждый приход Невского благочиния вложил частичку души в общий праздник. В пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконы Божией Матери " Живоносный Источник " , 3 мая, благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей посетил отделение социальной реабилитации " Маленькая мама " . Сотрудники и подопечные отделения " Маленькая мама " собрались в храме. Был совершен водосвятный молебен, все, кто мог, пели пасхальный тропарь. Встреча продолжилась в гостиной, где мамы с детьми посмотрели детский фильм о Светлом Христовом Воскресении. Отец Михаил подарил всем куличи. Все желающие могли поговорить с батюшкой, задать вопросы. Были определены темы и даты последующих бесед в храме.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Иоанново благовествование заканчивается в литургию Пятидесятницы (Троицы). А на другой день, в Понедельник Святого Духа, восходит светило Матфеево и господствует в продолжение семнадцати седмиц, впрочем вместе с Марком, который после полных одиннадцати седмиц (77 дней) единовластия Матфеева выступает с понедельника 12-й седмицы по Пятидесятнице и в течение следующих шести седмиц (12-й – 17-й) оглашает своим благовествованием будние (седмичные) дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пяток), оставляя Матфею все субботы и Недели (воскресенья). Так Матфей сначала один, потом сопутствуемый Марком, озаряет евангельским светом следующие за Пятидесятницей семнадцать седмиц, то есть 119 дней, в том числе семнадцать суббот и семнадцать Недель (воскресений). Эти седмицы в Уставе так и называются Матфеевыми. За Матфеем начинает свое поприще Лука и благовествует сначала один, в течение двенадцати полных седмиц, затем с Марком, который опять приемлет будние дни, оставляя Луке все субботы и Недели. Содружество Луки с Марком продолжается до Триоди в течение четырех седмиц (13-й – 16-й), а затем и в период Триоди – в седмицы мытаря и фарисея и блудного и оканчивается в субботу мясопустную. Эти дни и недели именуются в Уставе Лукиными и обнимают в сумме период в восемьнадцать седмиц, точнее 125 дней, в том числе 90 будничных дней (60 Лукиных и 30 Марковых), 18 суббот и 17 4 воскресений (все Лукины). Затем следует седмица сырная с зачалами из Луки и Матфея, субботы и Недели Великого поста, где преобладает Марк, доселе владевший лишь днями седмичными… И мы, наконец, по Страстной седмице, приходим ко вратам новой Пасхи. Праздник Воздвижения Креста – перелом пасхального года. Итак, все поприще евангельских чтений явно распадается на четыре звена, или отдела: I. Пятидесятница (7 седмиц и один день, 50 дней), II. «Матфеевы седмицы» (17 седмиц, или 119 дней), III. «Лукины седмицы» – до Триоди (16 седмиц, точнее 111 дней) и IV. Триодь. Всего 50 Недель, столько же суббот и столько же будних пятериц, за вычетом пятериц Великого поста, оставленных без евангельских зачал.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

В 1303 г., тяжело заболев, благоверный князь Даниил принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта 4 . Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 г. переведена в Кремль, в монастырь во Имя Всемилостивого Спаса на Бору, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским 5 . Во времена великого князя Uoahha III (1462–1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С этого времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам-князьям. При сыне Uoahha III , Василии Иоанновиче (1505–1533), князь Василий Шуйский, несмотря на предостережение, оказал неуважение месту погребения благоверного князя Даниила: хотел с надгробного камня сесть на коня, но тут же был наказан. Конь поднялся на дыбы, а затем, пав, подмял седока чуть не до смерти. После этого Василий Шуйский часто ходил петь панихиды к гробу благоверного князя Даниила. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелел умиравший сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь, установив ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды 6 . Житие благоверного князя Даниила, сохранившееся в списках XVII в., заканчивается описанием восстановления Данилова монастыря царем Иоанном Грозным 7 . В 1652 г. благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа 8 были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов (сооруженную по повелению царя Иоанна Грозного между 1554 и 1560 гг.) 9 . Мощи были положены в раке «на прославленье Святыя Троицы и на исцеление немощствующих...» 10 . В монастырской описи 1753 г. также специально отмечалось, что над ракой благоверного князя Даниила был помещен образ Пресвятой Троицы 11 . Нельзя не видеть в этих скупых сведениях указаний на то, что мироустроительный князь был чтителем единственного Источника и Подателя мира – Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В 1854 году был составлен проект строительства нового Троицкого храма. Но в 1854 году шла Крымская война и продолжалась она до 1856 года. Время было не совсем подходящим для начала строительства нового храма, тем более, что молиться можно было и в старой церкви, правда тесной, холодной и сырой. «На светлой седмице 1857 года в семействе одной прихожанки, М.Ф.Першиной, по первому мужу Андреевой, после предварительного семейного совещания, положено предложить временному строительному комитету лучший этаж огромного Андреевского дома (позднее Волжско-Камского Банка) на Рыбной улице для устройства в нем временной домовой церкви, с той именно целью, чтобы разрешить недоумение, препятствовавшее к скорейшему началу постройки, и дать возможность возводить новое здание на месте старой церкви». Этаж был предложен на три года безвозмездно. В огромном Андреевском доме во время Крымской компании помещение, предложенное М.Ф. Першиной, использовали как госпиталь для раненых русских воинов и ратников. Обслуживать их в духовном плане, было поручено священнослужителям Троицкой церкви. После войны больницу в доме расформировали, но решили что было бы правильным устроить там временную домовую церковь, в память о русских воинах и ратниках, переносивших тяжкие страдания за веру и отечество. Многие из них были напутствуемы таинствами церкви, многие препровождены в другую жизнь. Здесь приносилась бескровная жертва во имя их спасения. Комитет с благодарностью воспользовался предложением Марии Першиной, испросил разрешения на устройство временной домовой церкви на лучшем этаже Андреевского дома, и к 1 мая 1857 года прихожане праздновали освящение. В доме Першиной-Андреевой временная домовая церковь размещалась 4 года и 4 месяца абсолютно бесплатно. Почти вся богатая утварь была перенесена из старой церкви и очень удобно размещена в новой. Старое здание церкви начали ломать в последних числах апреля. За 2 месяца старый храм сломали и вырыли рвы для закладки нового храма. 7 июля 1857 года происходила закладка храма во славу Святой Единосущной и Живоначальной Троицы, на месте бывшего каменного Троицкого храма. Почти за два года огромное здание Троицкого храма было выстроено. В 1860 году оштукатурили стены, настелили полы, вызолотили и водрузили на всех 6 куполах кресты. Иконостас был изготовлен талантливым резчиком, государственным крестьянином В. Гетьманом.

http://sobory.ru/article/?object=03866

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 1-й: «В преставлении твоем...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Доме Святыя Троицы...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Дом Божий...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Егда страдания...». Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8. Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-03/

22 июня — Суббота Троицкая 2 ноября — Суббота Дмитриевская Другие дни особого поминовения 4 февраля — Поминовение усопших, пострадавших за веру Христову в годину гонений 14 мая — Радоница 9 мая — Поминовение усопших воинов Что такое Вселенские родительские субботы Среди прочих родительских суббот выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды. Что такое вселенские панихиды В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Что такое панихида Панихида в переводе с греческого значит « всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Вселенская (мясопустная) родительская суббота Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) — это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей. В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших, в храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Троицкая родительская суббота Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010