Многие из этих каналов «были, может быть, когда-либо рукавами Евфрата». Особенно важно мнение Риттера о так называемом у Арриана канале Паллакопас. «Очень вероятно, что необыкновенный, такой большой и судоходный Паллакопас в прежнее время был даже руслом Евфрата, теперь уже оставленным рекою, которая постоянно имела наклонность к перемещению с запада на восток. Как у других блуждающих рек, Нила, Ганга, Инда, Гоанго, и здесь прежде отчасти высохшие рукава рек с их углублениями, в течение столетий затянутыми тиною и занесёнными песком, по временам, благодаря соединительным каналам, при содействии человеческих рук могли превращаться в оживлённые водяные пути; таким с древнейшего времени представляется и Паллакопас, как самый прямой путь, по которому ещё при Навуходоносоре, первом строителе Тередона, Евфрат направлялся к этой гавани» (стр. 67 и сл.) 2 . Таким образом, открывается возможность Паллакопас (=Пишон) считать одним из многих потоков, которыми воды Евфрата изливались в море, – не искусственным каналом!.. По Быт. 2:11 , река Пишон обтекала всю землю Хавила. Относительно географического значения последнего имени существовали до сих пор различные мнения. Так как в родословных списках книги Бытия собственные имена имеют сколько этнографическое, столько же и географическое значение, и так как Хавила в книге Бытия представляется то сыном Куша, брата Мицраима (10:7), т.е. Египта, то сыном Иоктана, сына Еверова (ст. 29), то полагали, что Хавила, как географический термин, есть название отчасти африканской страны к югу от Египта, т.е. Нубии, отчасти южно-аравийской, отчасти сирийско-степной области. Профессор Фридрих Делич след библейского имени Хавила усматривает в имени Ард эл-халат (=песчаная земля) 3 , в настоящее время принадлежащем части западной окраины сирийско-арабской пустыни против Египта. Он предполагает, что некогда название «Хавила» носила вся эта пустыня, по преимуществу же восточно-северо-восточная часть её. Если понимать имя Хавила в этом последнем ограниченном смысле, то рукав Евфрата, называемый Пишон-Паллакопас, действительно обтекал всю землю Хавила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

1 . Лудим. От него производят Лидиян Африканских. Пророки Исаия ( Ис.46:19 ) и Иеремия ( Иер.46:9 ), говорят, что этот народ отличался искусством стреляния из лука. Полагают, что Лидияне жили в долине Нила, на западном берегу его (Ленорман). 2 . Анамим. Думают, что Анамим означает народ, называвшийся Гамманами и кочевавший на западе от Египта, в пустыне Ливийской (Бохарт). 3 . Легавим. От него производят Ливийцев Египетских, поставляемых в Св. Писании подле Эфиоплян и Египтян ( Наум.3:9 ; Дан.11:43 ). 4 . Нафтухим , думают, означает жителей области Нефтис, в северо-восточной части Египта (Бохарт). 5 . Патрусим , думают, означает жителей области Патрос, близ Фив ( Иер.44:15 ; Иез.29:14 ). 6 . Каслухим был родоначальником Филистимлян ( Быт.10:14 ). 7 . Кафторим , думают, означает жителей острова Крита, посреди которых, как кажется, жила часть потомков Каслухима ( Иер.47:4 ; Ам.9:7 ), переселившихся потом в Палестину ( Втор.2:23 ). III. Фут. У пророков это имя встречается между народами Африканскими; думают, что Фут населил Мавританию (Флавий). IV. Ханаан имел одиннадцать сыновей, которые населили землю, получившую название Ханаана. Имена их: Сидон , Хет , Иевусей , Аморрей , Гергесей , Евей , Аркей , Синей , Арвадей , Цемарей и Химафей . «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» ( Быт.10:19 ). § 4. Страны, населенные потомками Сима Сыновья Сима были: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам ( Быт.10:22 ). I. Елам был родоначальником Еламитов или Еламитян, т. е. Персов ( Дан.8:2 ). II. Ассур был родоначальником Ассириян. Он первоначально утвердился в земле Сеннаар, но потом вышел оттуда и основал Ниневию, на восточном берегу Тигра, и несколько других городов ( Быт.10:11 ). III. Арфаксад утвердился на севере Ассирии (Бохарт). Он был родоначальником народов, названных впоследствии Халдеями (Флавий). – Внук Арфаксада Евер , давший имя евреям, имел двух сыновей – Фалека, от которого произошел Авраам, и Иоктана, родоначальника 13-ти малоизвестных народов ( Быт.10:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Объект располагается поблизости от пересечения 2 дорог: одной, ведущей от Суэца к Беэр-Шеве и Хеврону (древняя «дорога к Шуру» - Быт 16. 7), и второй, отходящей от прибрежной дороги (древняя «дорога земли Филистимской» - Исх 13. 17), рядом с Эль-Ариш и ведущей к Акабе ( Cohen. 1997. P. 365). В 1956 г. группа ученых под рук. М. Дотана из Израильского департамента древностей произвела частичные раскопки крепости. В течение 10 сезонов, с 1976 по 1982 г., раскопки проводил Р. Кохен, завершивший расчистку верхней крепости, под к-рой открыл остатки еще 2 крепостей. Каждая из них (кроме самой нижней) располагалась на развалинах более ранней. Место было заселено с X по VI в. до Р. Х. Кохен обнаружил также построенное на развалинах последней (верхней) крепости неукрепленное поселение V-IV вв. до Р. Х. Археологических артефактов, относящихся к периодам поздней бронзы или начала железного века (что соответствовало бы времени исхода евреев из Египта), найдено не было. Поэтому остается вероятность того, что идентификация места К.-В. некорректна ( Cohen. Did I Excavate. 1981). Район в целом соответствует библейскому описанию, но найденные письменные материалы (остраконы) не содержат подтверждений того, что именно здесь находилось пограничное поселение, о котором говорится в Нав 15. 1-3. Самые ранние следы поселения здесь датируются XII-X вв. до Р. Х. ( Finkelstein. 2010. P. 117, 123). Следующий слой с остатками ранней (нижней) крепости ( Cohen. 1993. P. 844) или поселения ( Finkelstein. 2010. P. 118, 123) относится к кон. X - кон. IX в. до Р. Х. Выше находятся остатки 2 крепостей и нефортифицированного поселения также железного века. Нижняя крепость или поселение Слои кон. X - кон. IX в. до Р. Х. были открыты на склоне холма около сев. берега Вади-эль-Айн ( Cohen. 1993. P. 844). В юго-восточной его части обнаружен фрагмент казематной комнаты шириной 3 м, а на восточной стороне - стена толщиной 80 см. Остатки казематных комнат раскопаны также в северо-восточной части холма. Эта нижняя крепость, по размерам меньше, чем все последующие, имела овальную форму (расстояние между вершинами ок. 27 м). В слое пепла на полах комнат найдена керамика 2 типов: изготовленная на гончарном круге, характерная для данной местности в X в. до Р. Х., и т. н. негевская. Здесь же обнаружены амулет «глаза Гора» и фрагмент фаянсовой статуэтки. Западнее крепости раскрыты развалины поселения с неск. зданиями и силосной ямой (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/Кадеса-Варни.html

203 Кончина святого Евода последовала в 66 году по Рождестве Христовом, в гонение Римского императора Нерона. Память Евода празднуется 7 сентября 204 Колофон – древний город Лидии, в северо-западной части Малой Азии. В недавнее время открыты развалины этого города. 205 Киринея – главный город области того же названия – находился в Ливии, на северном берегу Африки, на запад от Египта. Это был великолепнейший и богатейший город в северной Африке. В настоящее время от него остались одни развалины. 207 Сардика – древний Сардис, или Сарды, богатый город Лидии, в северо-западной части Малой Азии, бывший некогда столицею и резиденцией известного своим богатством царя Креза. Во времена апостольские был еще значительным городом; рано возникла там и христианская Церковь . В настоящее время здесь лишь ничтожная деревенька, и только развалины свидетельствуют о прошлом величии этого города. 208 Празднование памяти святого апостола Сосфена совершается Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря 209 Остров Крит, (называемый иначе Кандия – от главного города того же имени), находится в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Св. Духа на Апостолов ибо при сем были и Критяне ( Деян.2:11 ). В настоящее время Критом владеют турки. 212 Адрия, или Адриака, – город во Фракии при Черном море, недалеко от Филипп, города Македонского, лежавшего на границе с Фракиею. 213 Берия – город в восточной части Македонии. В нем проповедовал христианство апостол Павел между 40–65 гг. по Р. X. В настоящее время он называется Веррия или Кара Веррия (Черная Верия); в нем около 10000 жителей. 217 Библос – древний город в Финикии, недалеко от моря, между Триполисом и Беритом, был знаменит как центр культа Адониса, которому здесь был построен великолепный храм. В настоящее время на месте Библоса небольшое местечко, называемое Джебель, в котором всего 600 человек жителей. Оно окружено развалинами римских времен и времени крестовых походов, а также обширными кладбищами, в которых находятся египетские и финикийские древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Иоанн Колов известен еще как и писатель. Помимо многих изречений его, записанных другими иноками, от него осталось подробное и прекрасное описание жития преподобного Паисия , составленное им, как он сам выражается «для общей пользы». Этого Паисия, совратившегося с доброго пути, преподобный Иоанн успел так убедить, что тот, внезапно и безвозвратно отступившись от всего своего состояния, провел остальную свою жизнь в покаянии в дикой пустыне. Передав в житии о многих чудесах, совершенных преподобным Паисием, преподобный Иоанн счёл нужным сделать от себя такое замечание: – Да не усомнятся, слыша о нем славное и сверхестественное, и да не подумают, что я что-либо прибавил от себя для большей чести любезного мне отца. Он выше всякой человеческой чести и не требует от низших хваления, ибо похваляем в высших от святых Ангелов. Я рассказываю для пользы слушающих и желающих подражать его добродетелям; я передаю только то, что видел своими глазами и слышал своими ушами. Это краткое замечание хорошо выясняет личность преподобного Иоанна, как писателя. Время блаженной кончины преподобного Иоанна в точности не установлено. Приблизительно относят то к 422-му году, то к 430-му. Что касается места, где она совершилась, то им была пустыня близ Кольцума, или нынешнего Суэца. Святые мощи его находятся в церкви св. мученика Мины в Египте. Имя его, как древнего подвижника благочестия, известно и за пределами православной Церкви. 7192 Скитская Египетская пустыня, именовавшаяся также просто «Скитом» находилась на расстоянии дневного пути (25– 30 верст) от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. Это была безводная, каменистая пустыня, излюбленное место Египетских пустынников, прославившееся аскетическими подвигами спасавшихся в ней иноков. От сей местности впоследствии получили наименование скита и другие иноческие пустынные обители, в коих ревностнейшие иноки селились для строжайшего уединения и ненарушимого безмолвия в Боге Едином. 7193 Это дерево видел современник Иоанна в 402 году. Древо послушания и теперь еще цело, изобилует плодами и одето отличною зеленью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Таким образом, он сел в Марселе на судно, идущее в Египет. Святой Иуст, у которого был дар предвидения, сообщил об этой новости святому Виатору, и стал указывать ему поэтапно те места, где проезжал Антиох. После того, как Антиох прибыл в их монастырь, и были закончены приветствия, святой Иуст взял слово и сказал: «Будь дорогим гостем, конец моей жизни приближается, и Бог послал тебя, чтобы ты выразил мне почтение погребением». Антиох и Виатор были опечалены при этих словах. Компаньон Иуста сказал ему об этом, но он успокоил его другим наставлением: «Не печалься, дитя мое, видя, как я покидаю этот мир. Ты вскоре последуешь за мной в жизнь вечную». Действительно, святой Иуст умер 2 сентября 390, а его ученик последовал за ним месяцем позже. Жители Лиона, узнав о кончине своего епископа, послали несколько человек в Египет, чтобы найти его тело и возвратить его в Лион, где его похоронили в церкви Маккавеев, которая была в ту пору городским собором. Могила этого великого епископа Лионского стала предметом почитания всего народа. Каждый год на праздник там собирались многочисленные толпы. Святой Сидуан Аполлинэр, который присутствовал там, рассказывает, что ко дню праздника шли процессии и что был такой большой наплыв народа, что Храм не мог вместить всех полностью. Возжигалось безчисленное количество свечей. Во время бдений псалмы пелись попеременно на двух хорах монахами, духовенством и верными. По окончании такой службы уходили вплоть до часа Третьего, в который уже собирались на Божественную литургию. 80 По коптски слово Schiet (шиит, в латинском произношении скеф, скиф или скит) переводится как большая пространная равнина. Так называлась пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. (Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991.) Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И. был расположен на вершине продолговатого холма (610×213,5 м) высотой 350 м над уровнем моря, 2 км восточнее берега Тивериадского оз. На западе возвышенность спускается к озеру, на востоке горная седловина связывает И. с дорогой к Голанским высотам. По контуру холма шла крепостная стена с башнями, построенная как продолжение естественных горных обрывов. Ворота находились на вост. и зап. склонах холма. Через главные, вост., ворота (построены в кон. I в.) поступала вода по базальтовому акведуку от вади Эс-Самак (более 20 км к северу). Западными воротами пользовались горожане, обрабатывавшие земельные участки на террасах зап. склона, к-рый ниже резко обрывался, образуя на дороге к воротам труднопроходимый зигзаг. К югу от зап. ворот располагался некрополь. Остатки колонн на форуме Остатки колонн на форуме Улицы были проложены по гипподамовой системе, пересекались под прямыми углами, образуя инсулы - плотно застроенные участки с общественными и частными зданиями. В христ. период в инсулы вписывались многочисленные храмы без больших нарушений планировки. Главная улица (decumanus) шла через город с запада на восток (650 м) и была вымощена крупными базальтовыми квадрами, уложенными по диагонали для удобства передвижения повозок. Начало этой улицы фланкировали серые гранитные колонны, привезенные из Египта (высота до 4,5 м). Колоннады уличных портиков располагались еще в нескольких местах. Одна из них, обнаруженная в 2009 г. рядом с сев.-зап. храмом, состояла из базальтовых колонн, оштукатуренных под стиль коринфского ордера. Поверхности стволов украшались спиралевидными каннелюрами, имитированными штукатурной лепкой. К югу от главной улицы находился форум; к северу - участок (temenos), обнесенный стеной из базальта и известняка, к-рый служил основанием храма, возведенного в эллинистический период (II в. до Р. Х.). Этот храм был разрушен Александром Яннаем (ок. 83 г. до Р. Х.) и восстановлен в I в. по Р. Х., позже был заменен христ. церковью (базилика на северо-западе). Форум был вымощен базальтовыми плитами, с севера и востока обнесен колоннадой из серого гранита с коринфскими капителями белого мрамора. В юго-зап. части форума под землей находилась цистерна для воды с циллиндрическим сводом. К западу от форума были термы, построенные в византийское время, и руины здания (высота до 3 м) из базальтовых плит, с полукруглой нишей (ширина 6 м) в центре вост. фасада. Руины идентифицируют как храм имп. культа (калиба; II-III вв.), в его нише могла находиться статуя императора (аналогичные храмы в Бостре, Филиппополе, Канавате, Луксоре и др. городах). Прежняя идентификация здания как нимфея отвергнута из-за отсутствия подводки воды к нему. Севернее храма находился рим. одеон, открытый археологами в 2009 г.

http://pravenc.ru/text/673805.html

Маршруты через Синай Через Синай шли четыре основных маршрута, и все они пересекали полуостров с востока на запад: 1 . Дорога земли филистимской ( Исх. 13:17–18 ) шла прямо из Египта вдоль Средиземноморского побережья в Ханаан. На этом маршруте стояли египетские форты. Поэтому «Бог не повёл его по дороге земли филистимской, хотя она была ближе; ибо сказал Бог: „Чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет“» (ст. 17). Бог повёл народ пустынной дорогой к Красному (или Тростниковому) морю. 2 . Дорога Сура ( Быт. 16:7 ; Исх. 15:22 ) шла параллельно дороге земли филистимской, но почти на 50 км южнее её. Одно ответвление её проходило возле Кадес- Варни; другое – возле источника (Беэр-лахай-рои), где беременная Агарь нашла Божье расположение. Оба ответвления соединялись близ Вирсавии. 3 . Дорога Хадж идёт прямо через центральный Синай, соединяя северную оконечность Суэцкого залива с северной бухтой Акабского залива. 4 . Горнорудный маршрут шёл вдоль восточной стороны Суэцкого залива к высоким гранитным горам в центре южного Синая. Египтяне использовали данный маршрут, когда добывали бирюзу и медь в горах. Это традиционный маршрут Израиля к горе Синай. Маршрут исхода О маршруте исхода и местонахождении горы Синай идёт немало споров. Библия говорит, что Господь повёл народ израильский «дорогой пустынной к Красному (или Тростниковому) морю» ( Исх. 13:17–18 ). Это могла быть дорога Хадж, бирюзовый горнорудный маршрут и выше) или же просто путь, подходящий к Суэцкому заливу с севера. Точно данный маршрут, как и многие из мест, упоминаемых в странствованиях Израиля, определить невозможно. Местонахождение горы Синай В качестве вариантов библейской горы Синай предлагались как минимум 12 гор. Большинство из них находятся в одной из четырёх географических зон: 1 . Северо-запад Саудовской Аравии или юг Иордании, восточнее Акабского залива. Сторонники этой теории утверждают, что чудесное пересечение Красного (Тростникового) моря произошло где-то в Акабском заливе. Однако сразу же после этого чудесного перехода Израиля через Красное море народ шёл по пустыне Сур. Это опровергает теорию Саудовской Аравии/Иордании, поскольку пустыня Сур находится в северо-западной части Синайского полуострова ( Быт. 16:7; 20:1; 25:18 ; " Исх. 15:22; 1Цар. 27:8 ), а не на востоке от Акабского залива.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Филистимляне – соседний евреям народ, занимавший западную часть Палестины, по самому берегу Средиземного моря. Они произошли от Фаслухима и Кафторима, сынов Мицраима, сына Хама, родоначальника Египтян ( Быт. 10:14 ; Втор. 2:23 ; 1Пар. 1:12 ; Иерем. 47:4; Амос. 9:7 ). Они – не природные жители Палестины, но пришельцы, переселенцы, как то показывает самое слово Пелиштим (Филистииляне) – странствовать, переселяться. Происходя от Каслухеев и Кафгореев, которые жили в какой-либо части Северного Египта, Филистимляне еще в глубокой древности переселялись сначала на остров Крит, а потом в Палестину. Моавитяне – народ Семитического племени, потомки Моава, незаконного сына Лота от старшей дочери его ( Быт. 19:30–37 ). Они занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границею их было Мёртвое море, а с Востока-пустыня. Аммонитяне – народ, родственный Моавитянам, происшедший от Аммона, сына Лота, и его младшей дочери Бен-Аммя ( Быт. 19:38 ). Они жили на восточной стороне Иордана, около гор Галаадских, между реками Иавоком и Арноном. Ефиопляне или Кушиты, произошли от Куша или Хуша, сына Хамова. В древности название Ефиопов давалось всем народам смуглого цвета (северо-восточной Африки и юго-западной Азии); но потом это название стало усвояться жителям собственно Ефиопии, лежавшей к югу от Египта, между Чермным морем, Ливийскою степью и Абиссинскою возвышенностью. Ассирияне – народ семитического племени, происшедший от Ассура, сына Сима, сына Ноева. Их царство, одно из самых могущественных во всей Азии, занимало области по реке Тигру, между Арменией, Месопотамией, Мидиею и Вавилониею. 7976 Соф.2:1 . Пророчества эти исполнились при Навуходоносоре, царе Вавилонском, который покорил, вместе с Иудеями, и Моавитян, и Аммонитян, и Филистимлян. Ассирия же погибла при отце Навуходоносора – Набопаласаре. 7977 Наказание, действительно, не замедлило постигнуть нечестивых. Еще при Иосии вторглись сильные тогда враги Египтяне. Царь их, Фараон Нехао, в битве при Меггедоне, в долине Ездрелонской (на Юге Палестины) разбил Иудеев. Благочестивый Иосия пал в этой битве. С этого злополучного дня началось наказание Иудеев и исполнение угроз пророческих. Вскоре после смерти Иосии Иудеи были порабощены Египтянами и обложены тяжкою данью, а потом Вавилоняне стали вторгаться в Иудею. В 607 г. до Рож. Хр. царь их Навуходоносор взял Иерусалим, разрушил его, а народ отвел в плен, где он пробыл 70 лет. Так исполнились пророчества о наказании Иудеев за нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Так злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного. Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому , отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть " юношей-старцем " , так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: " Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это - твое смирение " . Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Антония Великого , получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох. Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Все это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и богомыслия. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

http://drevo-info.ru/articles/8696.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010