Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Новый год помогает людям отсчитывать время жизни» Предстоятель Русской Церкви совершил молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя 03.01.2013 412 Время на чтение 3 минуты 31 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве , сообщает Патриархия.Ru. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. «Несколько часов отделяют нас от нового года. Сама по себе дата празднования нового года является условной. Разные дни полагались в основу нового лета, и долгое время на Руси новым годом было 1 сентября по юлианскому календарю, но со времени государя императора Петра I этим днем стало 1 января. Новый год помогает людям отсчитывать время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, «в этом смысле празднование нового года имеет и духовный смысл, потому что мы, люди верующие, оценивая год прошедший, должны в первую очередь применять к оценке этого года не те мерила, которые используют люди светских профессий, оценивая минувший год с точек зрения политической, экономической, социальной». «У нас должно быть свое видение истории, которое тесно связано с понятием спасения», - добавил Патриарх. Предстоятель Русской Церкви задается вопросами: «Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже?» «Этот вопрос каждый должен обратить к самому себе, в том числе сравнивая свои мысли, свои поступки с тем, что было в прошлом. И если, честно размышляя пред лицом Божиим о своей собственной жизни, мы почувствуем, что в минувшем году жили в духовном смысле хуже, чем в году предыдущем, то это будет означать для каждого человека, трезвенно относящегося к своей духовной жизни, необходимость что-то в ней изменить», - продолжил его Святейшество.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/03/pa...

Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже? 31 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Несколько часов отделяют нас от нового года. Сама по себе дата празднования нового года является условной. Разные дни полагались в основу нового лета, и долгое время на Руси новым годом было 1 сентября по юлианскому календарю, но со времени государя императора Петра I этим днем стало 1 января. Новый год помогает людям отсчитывать время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем. В этом смысле празднование нового года имеет и духовный смысл, потому что мы, люди верующие, оценивая год прошедший, должны в первую очередь применять к оценке этого года не те мерила, которые используют люди светских профессий, оценивая минувший год с точек зрения политической, экономической, социальной. У нас должно быть свое видение истории, которое тесно связано с понятием спасения. Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже? Этот вопрос каждый должен обратить к самому себе, в том числе сравнивая свои мысли, свои поступки с тем, что было в прошлом. И если, честно размышляя пред лицом Божиим о своей собственной жизни, мы почувствуем, что в минувшем году жили в духовном смысле хуже, чем в году предыдущем, то это будет означать для каждого человека, трезвенно относящегося к своей духовной жизни, необходимость что-то в ней изменить.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-kuda-m...

1. Вопрос об исхождении Святого Духа - хотим мы признать это или не хотим - был единственной догматической причиной разделения Востока и Запада. Все другие расхождения, исторически сопутствовавшие первому спору о Филиокве или же за этим спором следовавшие, в зависимости от большего или меньшего доктринального значения в большей или меньшей степени связаны с этим первоначальным определением. Это становится вполне очевидным, если мы отдадим себе ясный отчет в том, сколь велико значение тайны Пресвятой Троицы для всего христианского учения. Именно поэтому спор между греками и латинянами касался в основном вопроса о Святом Духе. Если со временем другие вопросы заняли первые места в конфессиональной борьбе, это прежде всего указывает на то, что догматический план, по которому развивается ныне богословская мысль, изменился в сравнении с тем, как развивалась она в Средневековье, что экклезиологические проблемы все больше и больше определяют интересы современного христианского общества. И в этом нет ничего предосудительного. Но то, что пневматологической борьбе прошедших эпох как бы не придают значения, что некоторые современные православные богословы (и особенно богословы русские, слишком часто, увы, неблагодарные по отношению к Византии) судят об этой борьбе с некоторым даже пренебрежением, не говорит в пользу их догматического сознания: не знак ли это того, что в них отсутствует чувство живого Предания и они готовы отречься от своих отцов? Для того чтобы мы могли отвечать на запросы настоящего, - необходимо переоценивать истины, утвержденные Церковью в прошлом, это верно. Но такая переоценка никогда не обесценивает: она придает новую ценность тому, что было сказано в иных исторических условиях в прошлом. Историк всегда будет высказываться по поводу этих условий, всегда будет говорить об " исторической " приложимости догмата, но не ему, историку, судить о самом качестве догмата как такового. Иначе историческое богословие может превратиться в " серого кардинала " Церкви или скорее в ее " светского кардинала " , мечтающего установить новый канон церковного Предания методами секуляризованной науки. Только в том случае, если Предание было бы для Церкви не живой реальностью Откровения в Духе Святом, а чем-то иным, этот своеобразный цезарепапизм ученых, навяжи они его Церкви, смог бы стать для нее авторитетным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/316/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Ничто так не сгибает дух народа, как ложь о его прошлом " 30.01.2007 687 Время на чтение 20 минут Любомир Йованов ПЕРУНОВИЧ - уроженец Черногории, из села Дреновштица, что рядом с монастырем Острог - Введения Богоматери во храм, великой сербской святыней. По образованию филолог, прекрасно говорит на шести языках, был золотоискателем в Клондайке. Автор книг " Сербы в столкновении с новым мировым порядком " (Белград, 1993), " Беседы с косовскими иконами " (Белград, 2000), статей по проблемам сербской истории, культуры, политики. В настоящее время работает над романом " Золотоискатели " . Публикуемый текст - перевод первой главы из книги " Беседы с косовскими иконами " . Ранее книги Л. Перуновича на другие языки не переводились. Переводчик и составитель комментариев - Н.В. Масленникова. Монастырь Высокие Дечаны со своими насельниками показался нам Божьим раем после страшных зрелищ погромов, грабежа и разбоя, свидетелями которых мы оказались, путешествуя в сопровождении итальянского конвоя по косовской земле 17 августа 1999 года. Святая сербская земля - Косово. Разрушенные села и города, человеческие лица, искаженные ненавистью и злобой. Рассказы о резне и убийствах сербов, присутствие иностранных войск, тяжелая военная техника. Все это с трудом вмещается в человеческое сознание. Мы провели порядочно времени в монастырской трапезной, приходя в себя после грозных впечатлений дня, спать не хотелось, да и никто из нас не смог бы заснуть. Монах Гавриил предложил нам пройтись, и мы вышли на монастырский двор. Было поздно. Темная, безлунная ночь. Скудное освещение придавало всей картине какой-то неземной облик, сознание начинало освобождаться от тягостных впечатлений дня. Откуда-то из кельи доносилась молитва монаха, как будто мысль пронзала ночное безмолвие. Неспешно обошли мы древнюю сербскую обитель, затем направились к вратам храма Вознесения Господня и, словно сговорившись, остановились как вкопанные: перед нами возвышался старинный собор, который, казалось, парил в ночном небе, крест, венчающий купол, а над ним Млечный путь, льющий благодатный свет на святые Дечаны. Мы вступили в пределы храма, а в глазах наших все еще стояли звезды небесные. Мимо тихих лампад медленно приблизились мы к алтарю, перекрестились перед царскими вратами, затем преклонили колена у раки с мощами св. Стефана Дечанского 1.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собрать живые свидетельства эпохи Состоялась онлайн-конференция «История праздника трезвости в моём городе» 06.01.2022 734 Время на чтение 4 минуты Фото: Из интернет-источников 2 января 2022 г., в день памяти покровителя трезвости, святого праведного Иоанна Кронштадтского,  в онлайн-режиме на платформе Zoom состоялась конференция « История праздника трезвости в моём городе », сообщает наш корреспондент. Организовал мероприятие руководитель Православного братства трезвения «Неупиваемая Чаша» в Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин. Конференция была посвящена организации праздников трезвости в прошлом и настоящем. В.М. Белошапкин в своем выступлении отметил, что в настоящее время мы видим попытки возродить праздники трезвости, но до того грандиозного масштаба, которым они обладали в прошлом, всем нам еще очень и очень далеко. Сейчас православное трезвенническое движение фактически держится на усилиях небольшого числа энтузиастов, проповедников трезвости. Необходимо, во-первых, скоординировать усилия разных обществ и братств трезвости, а, во-вторых, более скрупулезно изучать историю возникновения и развития обществ и братств трезвости, существовавших в дореволюционное время. Для этого имеются архивы и библиотеки – сохранились печатные периодические издания дореволюционных трезвенников, врачей, священнослужителей, многочисленные листовки и брошюры, направленные на искоренение недуга пьянства и утверждение трезвости. Нужно, по мнению докладчика, привлекать все большее количество специалистов – ученых-историков, краеведов – для изучения истории дореволюционного трезвеннического движения, шире пропагандировать практический опыт борьбы с пьянством. Также на конференции выступил к.и.н., доцент, специальный корреспондент газеты «Трезвение», выпускающий редактор РНЛ Дмитрий Игоревич Стогов. Он рассказал о прошедшем 1 января в Санкт-Петербурге крестном ходе православных трезвенников, отметив, что число его участников несравнимо с тем, что наблюдалось в царские времена (тогда участвовали сотни тысяч человек, а сейчас – всего лишь несколько сотен человек). Конечно, важную роль в организации в Царской России праздников трезвости играл и административный ресурс (первые лица города были заинтересованы в проведении таких мероприятий), но и энтузиазм простого народа, его вера в возможность преодоления с Божией помощью греха пьянства также делали свое благое дело.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/06/so...

Из не особенно широкой области общих вопросов богословской мысли, непосредственно соприкасающихся с специальными задачами исторического изучения нашего старообрядческого раскола, трудно, мне кажется, подыскать другой предмет, более общий по своему богословскому интересу и вместе с тем – более подходящий для данного случая, чем тот, разъяснение которого я буду иметь честь предложить просвещенному вниманию моих слушателей. Вселенское православие и русский раскол... два понятия, издавна знакомые каждому из нас, но – быть может – не всегда ясные в своем взаимном соотношении; два явления церковно-исторической жизни, глубоко различные между собою и как бы намеренно сопоставляемые в нашем сознании церковно-историческими воспоминаниями недавно пережитых дней. Ежегодно в начале Великого поста совершает Церковь свое обычное «торжество православия», – торжество Божией правды; над суемудрием человеческих измышлений, встающих в ее историческом прошлом, как печальная тень, отбрасываемая человеческим несовершенством под сиянием Божественной истины. Религиозно настроенная мысль невольно обращается к этим воспоминаниям и хочет уяснить, в чем собственно состоит коренная вина этих человеческих заблуждений, осуждаемых Церковью , в чем их тяжкий грех против нее, вызвавший их отторжение от полноты благодатной жизни? Вопрос, возбуждаемый памятью о далеком прошлом, может получить оттенок скорбного недоумения при мысли о том обществе людей, единых с нами по национальности и близких по вере, которые, однако, не имеют общения с нами в религиозной жизни, осужденные Церковью во имя православия. В чем их вина перед нею? в чем основной грех нашего старообрядческого раскола и его существенное отличие от православия, которые могли заставить церковную власть произвести над ним свой суд и произнести слово осуждения? Вот вопрос, выяснение которого представляется мне благовременным в эти дни и не неуместным в настоящем собрании. I Я должен начать с выяснения понятия о вселенском православии, в отношении к которому всякая форма противоцерковного заблуждения мыслится как его отрицание и противоположность. Идея вселенского православия открывается с достаточною полнотою из рассмотрения понятия о Церкви, как богочеловеческом организме, или – по апостолу – теле Христовом ( Ефес.1:22–23 ), воспринимающем и воплощающем в своих органах, членах церковного человечества, начала высшей, божественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Традиция, догмат, обряд «Вопрос о сути церковной Традиции никак не отнести к числу академически-отвлеченных. Разлом исторического пути России поставил нас в такое уникальное положение, при котором то, чем станет Россия и чем станет российское православие завтра — зависит от нашего сегодняшнего выбора. Реальный разрыв всех традиций позволяет свободно решить: какие ниточки стоит сопрячь, какие — оставить в исторических описаниях. “Какой ты хочешь быть Россией — Россией Ксеркса иль Христа?” (В. Соловьев). Промыслом нам дарована великая свобода. Но там, где свобода — там и искушения. Из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. […] Положительное изложение православного миропонимания сегодня невозможно без сравнения его с иными версиями христианского и нехристианского решения религиозных вопросов. Поэтому мы сразу обозначим три идеологии, в сопоставлении с которыми будет развертываться повествование. 1. Первым постоянным оппонентом моих рассуждений будет протестантизм.[…] 2. Второй оппонент — это оккультно-эзотерические трактовки церковного Предания[…] 3. И, наконец, третья идеология, в постоянной полемике с которой будет развертываться повествование — это атеистически-светское гнушение церковной “обрядностью” и “догматикой,” полагающее, что “главное — иметь в сердце какую-нибудь веру.” Андрей Кураев. Традиция, догмат, обряд. Апологетические очерки Предисловие В опрос о сути церковной Традиции никак не отнести к числу академически-отвлеченных. Разлом исторического пути России поставил нас в такое уникальное положение, при котором то, чем станет Россия и чем станет российское православие завтра — зависит от нашего сегодняшнего выбора. Реальный разрыв всех традиций позволяет свободно решить: какие ниточки стоит сопрячь, какие — оставить в исторических описаниях. “Какой ты хочешь быть Россией — Россией Ксеркса иль Христа?” (В. Соловьев). Промыслом нам дарована великая свобода. Но там, где свобода — там и искушения. Из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Патриарх Кирилл: Перед нами неведомое будущее 1 января, 2014 31 декабря 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Перед началом молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. По установившейся традиции в канун нового года мы совершаем молебен, испрашивая у Господа благословение на год грядущий. Для человека в эти минуты естественно задуматься и о том, что было в прошлом, — в тот момент, когда пересекается невидимая символическая черта, отделяющая одно лето Божией благости от другого. И, вспоминая все происшедшее с нами, со страной нашей, со всей исторической Русью, вспоминая, что произошло с родом человеческим, и сознавая, что в минувшем году было много доброго, но много и тяжелого и даже страшного, мы тем не менее должны воздать благодарение Господу. Мы живы, здоровы, и даже тот, кто, может быть, сегодня недостаточно здоров, все равно должен возблагодарить Господа, что по Его милости мы достигли предела 2013 года и простираемся в год будущий. В минувшем году мы праздновали 1025-летие Крещения Руси. Это совершенно особый юбилей, который мы отпраздновали вместе со всей полнотой мирового Православия во всех братских странах, которые существуют на просторах исторической Руси. Празднование в Москве, Киеве и Минске, собравшее многие и многие тысячи людей, помогло нам еще раз осознать нашу общую сопричастность всей тысячелетней истории Церкви и нашего Отечества. Это празднование также помогло нам увидеть руку Божию, Который вел и ведет народы наши, несмотря на многие трудности и многие препятствия, — ведет вперед, по Ему одному ведомому пути. Мы в прошлом году также праздновали 400-летие со дня восшествия на престол Михаила Федоровича Романова. Мы отдавали дань прошлому, мы анализировали это прошлое, сопрягая его с настоящим и черпая из прошлого и мудрость, и знание, и опыт, который был связан со многими славными деяниями, совершенными за годы правления династии Романовых.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-pered-...

Православие и Запад: богословие разделения Нельзя приписывать одной стороне только всё лучшее, а другой стороне – второсортное 2 апреля, 2015 Нельзя приписывать одной стороне только всё лучшее, а другой стороне – второсортное Предлагаем вашему вниманию перевод статьи митрополита Каллиста (Уэра) «Православие и западная схоластика: богословский метод как фактор раскола». печатается с сокращениями [ 1 ] Вера без чудес – не более, чем философская система; Церковь без чудес – не более, чем благотворительная организация вроде Красного Креста. Епископ Николай Охридский С конца XI века до конца XII века на Западе все переменилось . Кардинал Ив Конгар Разделение нашего общего предания «Все наши беды происходят вследствие разделения нашего общего предания, и … задача состоит в том, чтобы вернуться к первоначальной близости в нашем общем прошлом». Так писал покойный Бернард Лиминг, говоря о протоиерее Георгии Флоровском и, перефразируя его высказывание, выразил суть отношений между католиками и православными, между Греческим Востоком и Латинским Западом Именно с этой точки зрения мы можем рассмотреть проблему «Православие и Запад», с такой остротой поставленную профессором Яннарасом в его статье и теперь подхваченную Джеральдом Боннером в его умело аргументированном ответе, и попытаться решить ее. Говорить с точки зрения разделения общего предания значит подспудно признавать два положения в диалоге между православными и западом. Во-первых, неправильно и бесперспективно ставить вопрос в столь категоричной форме, не видя полутонов, противопоставлять друг другу «Восток» и «Запад» как два изолированных самодостаточных мира, как два противоборствующих и взаимоисключающих блока , потому что это значило бы игнорировать нашу общность в прошлом. Во-вторых, столь же неправильно и бесперспективно, напротив, видеть в этом разделении только внешние маловажные «факторы небогословского характера» и утверждать, что в отношении интеллектуальной, догматической и духовной стороны различия не столь уж значительны.

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-zapad-bo...

Приложение документов, извлеченных из синодального архива 1. Ведомость о состоянии вотчин Новоспасского монастыря в 1700–1720 г. Из д. С. Арх. за 1740 г. 2 «По жалованным Великих государей грамотам из древних лет за оным Новоспасским монастырем по 1700-й год имелось в разных губерниях и провинциях и уездах в вотчинах по переписным 186 года книгам крестьянских две тысячи пятьсот три двора. И с них по окладу денежные и хлебные сборы сбирались и употреблялись во оном монастыре, а государственные всякие подати в надлежащих местах платились повсегодно без доимки. А монастырь был во всяком довольстве и никакого недостатку не было. А в показанном 700-м году из оных вотчин от монастыря отошло в ведомство Монастырского Приказа, что ныне Коллегия экономии, тысяча семьдесят два двора со всеми доходы, также конскими и прочими скотными заводами и хлебными запасами; а доимки на тех вотчинах ничего не было. И за отрешением тех вотчин от монастыря в том монастыре было во всем великое оскудение. А в прошлом 711-м году того Новоспасского монастыря настоятели, видя во всем в том монастыре крайнее оскудение, просили об отдаче того же Новоспасского монастыря заопределенной вотчины в Шацком уезде о селах Спасском и Введенском, да о деревне Хомутовке, которые вотчины были в ведомстве в Азовской губернии, которые вотчины были из Адмиралтейского Приказу в ведомство того монастыря и отданы, точию оные приняты во всяком оскудении, и пашни и скота ничего не имелось, и тое вотчину от монастыря снабдевали, и пашню вновь заводили, и скот всякой покупали и тем приведена оная вотчина в доброе состояние. А в прошлом 1720 году от Новоспасского монастыря прошение было в Санкт-Петербурге в Камер-коллегии об отдаче в монастырь за определенных вотчин, а именно: Казанской о селе Урае с деревнями, Ярославского уезду о селах Покровском и Семеновском, Бежецкого верху о селе Градницах с деревнями, Углицкого уезду о селе Климантине, Кашинского уезду о селе Брюхове; которые вотчины за оскудением хлебным в монастырь и отданы и приняты те вотчины в монастырь с немалым тех вотчин оскудением и по принятии тех вотчин крестьяне от монастыря были снабдеваемы, и пашню вновь заводили ж и скот покупали и размножали ж точию в то время, денежные с тех вотчин сборы были сбираны от Коллегии Экономии чрез нарочных посланных, которыми запущена была великая доимка».... (Далее идет описание состояния вотчин монастыря после Монастырского Приказа до 1740 года). – Извлечено из дела Синодального архива за 1740 г. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010