В Европе по сей день существует многовековая традиция на Рождество в доме ставить вертеп. Кто-то его покупает в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В России вертепы был популярны до революции. С 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто и активно заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Последние двадцать лет возрожденная вертепная драма пользуется широкой популярностью. Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома — для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь... Что такое вертеп? Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором. Вертепное действо театра «Бродячий вертеп». Видео Владимира Ештокина Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей. Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса... Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве, в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

http://foma.ru/vertep-iskusstvo-rozhdenn...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Праворучница " Описания иконы Икона Праворучница - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В Греции, на Пелопоннесе, находится монастырь Мега Спилеон (в переводеВеликая Пещера). Сюда стремятся паломники, чтобы поклониться чудотворному образу Матери Божией, созданному, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой и названному «Праворучница». Название это объясняется тем, что на образе Божия Матерь держит Богомладенца на правой руке, в то время как в округе были более распространены образы, где Младенец восседает на левой руке Богородицы. Считают, что эта рельефная икона была первой иконой Божией Матери, вышедшей из-под руки святого апостола Луки, и что именно к ней были сказаны слова Богородицы: «Благодать Рожденного от Меня и Моя пребудет с образом сим». В Афинах построен большой храм в честь иконы Божией Матери «Праворучница», в котором хранится список (копия) первообраза. Ещё один известный образ «Праворучницы» находится в монастыре святой Екатерины на Синае (в приводимом перечне икон – третий по счёту). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Праворучница Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона из венчальной пары, как я полагаю, дедушки и бабушки (Сумская обл.)ориентировочно венчались 1930-1934 г.;изначально иконы были в киоте и с окладом,но со временем киот разрушился оклад истлел...были отреставрированы в Москве(Иконописная мастерская во имя преп. Алипия Печерского) Файл 18520.jpg:   Размер: 1944x2592, 5.04 MPix, 1262 Kb. Дата: 2012-07-02, участник [ Rhsvcrbq ]. Рейтинг изображения: 4 (423) , (56) . Описание: Автор иконы и год написания мне не известны. Досталась мне от родителей, а матери подарена в конце 40-х прошлого века её родителями. Файл 24498.jpg:   Размер: 1944x2592, 5.04 MPix, 1087 Kb. Дата: 2014-11-17, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (251) , (24) .

http://pravicon.com/icon-268

Данную параллель можно наблюдать на иконах и в песнопениях. На иконе Воскресения обычно изображается черное пространство (ад), куда нисходит Иисус. Посмотрев на икону Рождества Христова, мы также видим черное пространство, которым изображается вертеп (пещера, где родился Христос). Давайте теперь обратимся к еще одному тропарю предпразднства Рождества. «Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.» Перевод: «Некогда записалась (в перепись) со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве зачатого без семени. Настало же время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была явлена. Христос рождается, чтобы восстановить прежде падший образ (Божий).» Данный тропарь поется только на одной службе, в Сочельник. Он не несет в себе особых богословских идей, а просто описывает события из Евангелие, которые связаны с рождением Христа. Гораздо большим богословским смыслом наполнен кондак предпразднства (напомню, что тропарь – это всегда главный текст, а кондак имеет второстепенное значение): «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно. Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча младо – Превечнаго Бога. ( Кондак пред-празднства)» Перевод: «Ныне (днесь) Дева идет (собирается) неизреченно (таинственно, чудесно) родить в пещере Того, Кто есть Превечное Слово. Ликуй, Вселенная, услышав (об этом); прославь вместе с ангелами и пастухами Того, Кому предстоит родиться, – малое Дитя, Предвечного Бога.» Сочельник — это не просто канун праздника. Служба Сочельника, можно сказать, это уже сам праздник. Точно также как Великая суббота – самая настоящая Пасхальная служба. По сути Пасха начинается Вечерней, которая служится в Великую субботу утром. Еще один парадокс.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

Однако исследованиями Й. Хиршфельда 1981 г. было убедительно показано, что данная пещера никогда не использовалась людьми для жилья, а «Висячая пещера Харитона» помещается в нескольких десятках метров дальше к югу от Маджарат Харитун и именуется по-арабски Маджарат Мишмаш.     Все три лавры Харитона характеризуются общими чертами: во-первых, они располагались в крутых скальных отрогах, во-вторых, вблизи непересыхающих источников воды (Фаран – источник Эйн-Прат, Дука – источники Иерихона, Сукка – внушительная водяная цистерна римских времен и чудесным образом явленный по знаку Харитона источник в его «висячей пещере) и, в-третьих, в небольшой удаленности от населенных пунктов (Фаран – в 1 км на север от урочища Телль эль-Кабус, в двух километрах к западу от селения Фаран – Телль эл-Фара (или к востоку от того же селения по другой его идентификации – Хирбет Абу Мушшарах) и в 4 км на восток от деревни Аната; во всех урочищах, кроме Телль эль-Фара, археологически доказано существование сельских поселений в византийский период, Аната же еще и стоит на месте библейского Анатота (в синодальном переводе Анафофа) – родного города пророка Иеремии; Дука – в 2,5 км к западу от Иерихона, Сукка – в 4 км к востоку от Текоа (синод. – Фекуя)). Первая общая черта всех трех лавр, а именно расположение их в скалистых утесах, видимо, явилась следствием личных предпочтений Харитона. (Долгое время считалось, что такое топографическое расположение характерно для всех лавр Иудейской пустыни византийского периода, однако осуществленными на сегодня исследованиями показано, что из 18-ти обнаруженных лавр лишь десять располагаются в скалистых отрогах гор или скальных береговых утесах ущелий (три упомянутые лавры Харитона, четыре из пяти лавр, основание которых связано с именем Саввы Освященного – Великая лавра (Саввы Освященного) , Новая лавра, лавры аввы Фирмина и аввы Иеремии, а также Кельи Хозевита (Дир эль-Банат) к востоку от монастыря Георгия Хозевита , лавра Пиги (Источника) в урочище Эйн-Мабуа (Эйн эль-Фур, Эйн эль-Фавар) в потоке Прат (примерно посредине между Фаранской лаврой и монастырем Георгия Хозевита) и лавра, остатки которой обнаруживаются в урочище Халет эд-Данабийе в потоке Вади эль-Макух в северной части Иудейской пустыни), а остальные восемь – на относительно равнинной местности (лавра прп.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Поразительность этого события и потом собор в Ефесе, в 431-м году, были причиной того, что известие о нем быстро распространилось по всему христианскому миру. Достоверность же события подтверждается сильными доказательствами со стороны многих уважаемых писателей и свидетелей. Писатель св. Иоанн Колов (память его 9 ноября), современник этого события, говорит о нем в жизни Паисия Великого, 19-го июня. Православный епископ саругенский Иаков из Месопотамии, живший в VI beke, сирский писатель, оставил описание этого события; перевод его известен был Григорию Турскому в том же веке. Пещера отроков доныне показывается близ Ефеса, в ребрах горы Приона. Судьба мощей их неизвестна с XII века, в начале которого игумен русского монастыря Даниил видел их еще в пещере. II. Свв. семь отроков Ефесских, воскресшие из мертвых после чудного сна, продолжавшегося около 200 лет, убеждают нас, братия, в той истине, что за смертию последует воскресение мертвых, что смертью не кончается жизнь человека, а только начинается бесконечная. а)  Эта великая и отрадная истина прямо и ясно возвещается в слове Божием. Да не скорбите, братие, якоже и прочии не имущие упования, – писал когда-то св. апостол Павел Солунским христианам относительно умерших. – Сие бо глаголем вам словом Господним…, яко Сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвые о Христе воскреснут первее. (1 Сол. 4, 13, 16, 18). Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 5, 25), говорит и Сам Спаситель наш в Своем святом Евангелии. Но речет некто: како востанут мертвии? Коим же телом прийдут? – предупреждает апостол сомнение с чьей бы то ни было стороны, и отвечает твердо и резко, – безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши (не стебель с колосом), но голо зерно, аще случится, пшеницы, или иного от прочих: Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело (1 Кор. 15, 35–39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патерисса (патерица)  – епископский жезл. Пентада – пять старейших монастырей Святой Горы – Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар, Диокнисиат, из антипросопов которой избирается  председатель Кинота. Пентаполис - древнее название Кареи. Пентикостарион -  Цветная Триодь. Первый Типикон – устав ( 970), выработанный при прп.Афанасии Великом и закрепивший равноправие разных форм монашеского жития как киновийной, так и отшельнической. Пещера прп. Афанасия  Афонского – знаменитая пещера, принадлежащая Лавре, неподалеку от румынского скита Иоанна Предтечи. Пещера прп. Петра Афонского – замурованная Лаврой (точное ее местонахождение неизвестно) знаменитая пещера ( УП в.) по причине опасности подвижничества в ней современных монахов. Пещера Космы Зографского – знаменитая пещера, принадлежащая монастырю Зограф, где вел отшельнический образ жизни Косма Зографский. Пещера прп. Симона – знаменитая пещера, принадлежащая монастырю Симонопетра, где подвизался прп. Симон. Пещера прп. Павла – знаменитая пещера, где подвизался прп. Павел Ксиропотамский, находится недалеко от пристани монастыря святого Павла. Пещерник – монах-отшельник, живущий в пещере. Пиастра -  денежная  единица в 19 веке. Пилигрим – странствующий богомолец, странник, путник, паломник. Пинес – мыс на юге Афонского полуострова ( другие его названия – св. Георгия, Нимфеон, Капо-Санто). Пиргос ( пирг) -  крепостная  оборонительная  башня в монастыре или вне монастыря, предназначенная для наблюдения за окрестностями и своевременного сообщения начальству монастыря об опасностях. Письмоводитель – тот, кто ведет в монастыре письменные дела. Его функции в настоящее время выполняет секретарь монастырской канцелярии. «Пиши, занимайся, пой, воздыхай, молись, молчи» - старинный греческий стих о повседневом труде монаха. Плакидия – царица, дочь Феодосия Великого ( 379 –395). Она в 382 году прибыла на Афон и при  входе в Благовещенский храм услышала он иконы Божией Матери голос, повелевавший ей удалиться с Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам  появляться на Святой Горе.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Великая Лавра - пещера Нила Мироточивого     Пещера Нила Мироточивого       На расстоянии двух километров от пещеры преподобного Петра, на отвесной скале, находится пещера преподобного Нила Мироточивого. По преданию, в 1651 году из гробницы преподобного Нила стало литься ручьем миро, которое вытекало из пещеры в море, отсюда и название «Мироточивый». Рядом с пещерой вырубленные в скале ступеньки ведут вниз, к келлии Св. Нила с церковью Успения Божией Матери. В этой келлии живет несколько иноков, занимающихся выделкой особого масла, которое добывается из семян растущей на Афоне травы. Голая поверхность крутой скалы со ступенями без перил производит сильное впечатление. На площадке едва умещается маленькая церковь, освященная в честь преподобного Нила, которая держится на почти вертикальной трехсотметровой скале.   Пещера преподобного Нила Мироточивого представляет собой высокую нишу в вертикальной скале, которую от внешнего мира отделяет выстроенная из камней стена. Внутреннее пространство поделено на три этажа деревянными перекрытиями. Узкая деревянная лестница ведет наверх, ко входу в глубокую естественную пещеру на третьем ярусе. Здесь находится старая келейная церковь, где молился преподобный Нил Мироточивый.           Пещера красочно была описана во время посещения Святой Горы знаменитым нашим паломником Барским в 1744 году . Вот что пишет он о нем:     «От жилища, именуемого Келия Безбрадого, нижае мало, яко на вержение камени, или далее, обретается пещера, над великим, глубоким и ужасным удолием, в ней же скиташеся некий преподобный отец святогорский Нил, идеже и до ныне самая оная пещера, и храм во имя его именуется, и мощи его повествуют быти там пред пещерою, под зело великим каменем, иже нерукосечно сам сверху паде Промыслом Божиим, во время, егда хотяху понести его мощи на иное место;   Путь же к нему толь зело страшный и бедный, яко унывает сердце грядущаго по нем. Поклонившися убо аз тамо, умилися и помыслих, яко тесным и прискорбным путем ходящие спасаются, широким же шествующие погибают, ибо по реченному: тесен есть путь и прискорбен вводяй в живот вечный; келий же или колибки тамо отнюдь несть, жестокости ради и теснаго места»

http://isihazm.ru/?id=542

Лавра основана в X веке, иждивением Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия — императоров Греческих. В десяти минутах ходу от Лавры находится уединенная небольшая церковь во имя св. Космы и Дамиана, созданная св. Афанасием по указанию Богоматери. В этой церкви находится чудотворная икона сих св. бессребреников. От Лавры до Молдавскаго скита один час ходу, до Кареи семь часов. Молдавский скит (Киновия, находится в действии и пределах Лавры). Главный храм скита во имя Богоявления Господня. Кроме сего храма, есть еще параклисы: 1) Успения Божией Матери; 2) св. Иоанна Предтечи. В главном храме здешнем находятся следующия святыни: часть Животворящаго Древа Креста Господня; частицы мощей святых: Крестителя Господня Иоанна; св. Иоанна Златоустаго; священномуч. Харалампия; св. Климента папы Римскаго; муч. Мины и Виктора, есть еще кровь св. великомуч. Димитрия и небольшая частица от камня отваленнаго Ангелом от гроба Господня. Там же в соборе, кроме сих святынь, находится еще чудотворная икона Божией Матери, подобно Зографской св. Георгия великомученика, — самописанная. Основание сего скита положено в 1852 году. Так как скит населен исключительно молдаванами, то и богослужение совершается в нем на языке молдаванском. Близ сего скита находится пещера св. Афанасия, в которой в последнее время устроены две тесныя церкви в честь Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Пещера преподоб. Петра Афонскаго. По пути же от Лавры к Кавсокаливу в расстоянии двух часов ходу и поныне существует пещера преподоб. Петра Афонскаго. При пещере этой есть небольшая келлия с церковию во имя сего святаго. Пещера преподоб. Нила Мироточиваго. От пещеры преподоб. Петра, ближе к морю, над отвесной пустынной скалою залива, где был высажен этот угодник по прибытии на Афон, находится одинокая пещера преподоб. Нила Мироточиваго с церковью. Преп. Нил подвизался в XVII веке. Часть мощей его находится близ пещеры в церкви Всех Святых, а остальныя в Лавре. Келлия, существующая при церкви Всех Святых, известна более под именем келлии св. Нила, вследствие соседства с его пещерою, так как и сама пещера эта относится к келлии Всех Святых.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

В приближении Рождества Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. 3 января, 2013 Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. Рождество. Оно приближается, и им пахнет воздух. Одинаковый воздух праздника, однако, для многих пахнет по-разному. Пещера Рождества Христова в Вифлееме. 1833 г. Худож. М.Н. Воробьев У одних в голове печеный гусь и праздничные распродажи, а у других (где вы, другие?) – темная пещера Рождества, уже напоминающая будущий Гроб, ныне славящийся своей пустотой. Гроб Христов – это такая же пещера, как и грот Его Рождества. Всю короткую земную жизнь Свою Христос шел от одной пещеры к другой, от пеленок Младенца к пеленам погребения, а вовсе не от почестей к почестям. Древняя Церковь праздновала Рождество и Крещение вместе. Так продолжалось долго, и никого не смущало, что исторически между двумя празднуемыми событиями лежит 30-летнее пространство. Они не были глупыми, христиане древности. Они просто подчеркивали этим способом празднования, что и там, и там, то есть и в Рождестве, и в Крещении, нам является Христос. Почему это важно? Это важно потому, что Христос именно является, а не «становится». На этом месте придется зажечь фонарик и спуститься во мрак пещеры. Любая пещера темна, даже если это пещера Рождества. Евреи считали и считают, что Мессией может стать любой потомок Израиля, если его изберет для этого Бог. Тогда (в случае избрания и призвания) должен явиться Илия и помазать на царство этого человека, который вместе с помазанием обретет силу и мудрость, необходимые для служения. Помазать так, как помазал Самуил Саула. Отсюда и голос из-под Креста: «Посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

http://pravmir.ru/v-priblizhenii-rozhdes...

Заимствуя у Платона внешнюю канву образного ряда, святитель Григорий отнюдь не перенимает у него смысла его пессимистичной притчи. В “Толковании” святителя Григория мы можем различить даже скрытую полемику с духовным строем античности. При сохранении ряда атрибутов классического “философского этикета”, присущих эллинизму символических “сюжетных ходов”, мы наблюдаем у святителя Григория совершенно иное отношение к тварному бытию. Не бегство человека из мира, но их взаимозависимое преображение, не ненависть к телесному началу, но обожение его через жизнь во Христе, — вот подлинно христианский способ взаимоотношения духовного и материального в человеке и в мире. Итак, в “новом мифе о пещере” совершается не мерещившаяся Гарнаку эллинизация христианства, но напротив — вполне сознательная христианизация древних античных образов и символов. Безотрадная платоновская темница-пещера в “Толковании” святителя Григория обращается в место радостной встречи Бога и человека. Происходит то, о чем пророчествовал в дни скорби Израиля Исаия и о чем как уже о свершившемся событии возвестило затем Евангельское Благовестие: “народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Мф 4: 16). III. Образ пещеры издревле имел для человека античной культуры глубокий сакральный смысл. Пещера не просто пугала своей мрачностью, темнотой и неизведанностью, но одновременно и притягивала к себе как некое средоточие мистического, волшебного. С одной стороны пещера ассоциировалась с темницей, но с другой — она есть святилище, храм. Недаром в пещерах устраивались храмы, укромные святилища, посвященные языческим божествам. По свидетельству античных историков и философов, пещеры и гроты посвящались богам даже ранее возведения рукотворных храмов. Таковы были: “Зевесова пещера” куретов на Крите, пещера Селены и Пана Ликийского в Аркадии, пещера Диониса на Наксосе. Последователи влиятельного в Римской империи синкретического культа Митры также устраивали многие из своих святилищ в пещерах. В гротах же устраивались и святилища нимф.

http://pravmir.ru/obraz-peshheryi-v-anti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010