После закрытия Николаевской церкви были разобраны кирпичная ограда и верх церковного здания. Часть этого кирпича пошла на строительство здания семилетней школы около речки Пионерки. В здании церкви располагались кинотеатр и Дом культуры. В последнее время в нём располагался краеведческий музей. Источник: http://www.kraydalmatovo.ru/nikolaevcer.htm Почти три века в центре города, на возвышенном месте при въезде в Далматово с южной стороны стоит приходская Николаевская церковь. В середине XVII века у стен Далматова монастыря возникло поселение «Слобода служняя», которое в 1691 году получило название села Николаевского. В 1658 году здесь была срублена первая, а в 1673 году вторая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Вместе с сооружением храма был образован приход, в который вошли Служняя слобода и окрестные деревни. В середине XVIII века деревянная церковь обветшала, стала маловместительной для возросшего числа прихожан. Прихожане решили выстроить каменный храм. Каменная Николаевская церковь строилась на месте второй деревянной в 1754-1763 годах на средства прихожан – монастырских крестьян. Спустя некоторое время неотапливаемая каменная церковь перестала устраивать верующих. В 1770-1776 годах с северной стороны был пристроен отапливаемый северный придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В середине XIX века снова возник вопрос о расширении приходской церкви и с 1858-1860 годов с южной стороны был пристроен придел во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского с трапезной, притворами и папертью. Окончательная достройка Николаевской церкви была завершена в июне 1822 года. Вокруг церкви была построена кирпичная ограда. Внутри ограды размещалось кладбище, где хоронили священно- и церковнослужителей и в виде исключения членов их семей. На этом кладбище метрах в 20 от восточной калитки, рядом со своим мужем, священником Николаевской церкви Никифором Черемухиным, похоронена Павла Иоасафовна Черемухина, основательница первой школы для девочек, родоначальница большой династии учителей, чей общий стаж составляет более тысячи лет.

http://sobory.ru/article/?object=34802

Как начальник владыка Гедеон отличался простотою и благожелательным отношением к подчиненным. Обращение его с младшими не лишено было некоторой патриархальной грубоватости. Заметив однажды, что Платон (постриженник Гедеона, будущий митрополит) несколько кичится своей купленной на последние деньги шелковой рясой, Гедеон на прогулке столкнул его в пруд, а потом наградил двумя лучшими рясами с назидательным поучением: «Никогда не сердись, когда начальник шутит с тобою для испытания твоего характера». Но во всем этом не было ни малейшего начальнического высокомерия, а только добродушная шутка старшего товарища, и Платон, подобно другим птенцам Гедеона, «без него чувствовал себя сиротою». Труды: Собрание поучительных слов. – М., 1776. Проповеди Гедеона Криновского . – 1-е изд. – М., 1754–1759; 2-е изд. – М.. 1760; 3 -е изд. – М., 1855. Литература: Титов Ф. И. К биографии Гедеона Криницкого. – Казань, 1907. Заведеев П. История Русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1910. – С. 86–107. Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 471–484. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 1364. 1451, 1471–1473. Благовещенский А. А. Казанская духовная семинария с восемью низшими училищами в XVIII и XIX столетии. – Казань, 1881. – С. 42, 44. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской семинарии. – М., 1885. – С. 214. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 162–163. Галахов А. История Русской словесности древней и новой. – СПб., 1861, т. 1. – С. 391; – СПб., 1880, т. 1, отд. 2. – С. 114. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 1923 года храм стал собором. Несмотря на историко-художественную ценность, храм 25 июля 1932 года был закрыт и в том же году весь церковный комплекс был снесен. На месте собора сейчас находится сквер с возвышением от остатков старинного здания. Источник http://pokrovspb.cerkov.ru/matfievskij-xram/ Церковь ап. Матфия (Покровская) 9 августа 1704, в день св. апостола Матфия, русские войска взяли Нарву, у стен которой они недавно потерпели поражение от шведов. В память об этой победе 31 января 1720 на Петербургской стороне, где квартировал Белозерский пехотный полк, была освящена деревянная церковь, „о трех шпицах“ которая прежде стояла в крепости на месте Петропавловского собора. В 1732 при ней было открыто кладбище, существовавшее более 30 лет. Тогда же Д. Трезини подвел под храм каменный фундамент. Поскольку названная однопрестольная церковь была холодной, вскоре рядом появилась теплая Покровская, восстановленная и освященная 29 октября 1754 после пожара. Простояв около полувека, она обветшала, и Л. И. Миллер, ученик Баженова, в конце 1790-х взялся за постройку двухпридельного каменного храма с деревянной колокольней. 1 октября 1800, в престольный праздник, состоялось его освящение. Старый иконостас при этом был сделан двухъярусным. В июне 1806 по предложению Л. Руска разобрали и Матфиевскую церковь, которой пользовался Литовский полк, а вместо нее, к Покровской, пристроили слева одноименный придел, давший всей церкви другое название – Матфиевская. Первый большой ремонт в здании был проведен в 1842, когда в Покровском приделе поставлен новый иконостас. Второй ремонт был связан с некоторым изменением интерьера: в 1862–1863 по проекту А. И. Егорова был устроен новый купол, переделаны алтарь и пилоны. Лепные украшения исполнил И. Балин, иконостас – Н. А. Леонтьев, новые образа написал К. В. Лемох. В 1884 храм был несколько расширен, а чуть позже, в 1889–1890, Г. И. Карпов пристроил к нему два придела, каменную двухъярусную колокольню и удлинил трапезную, после чего здание стало вмещать более 1000 человек.

http://sobory.ru/article/?object=34547

На военную службу забирали церковников и их детей от 15 до 40 лет. Стремясь избегнуть неправильных данных о времени рождения, правительство предоставило вербовщикам право определять возраст глазомером. В один такой разбор попали сразу 12.000 человек, в том числе и многие служащие священники. Также много попало в подушный оклад. Синод решился вступиться за духовное сословие и опустошенные приходы. В 1740 году он обратился к императрице, и она приказала остановить разбор. При Елисавете разборы были значительно легче. Они касались в основном людей безграмотных, к церковной службе совсем непригодных, или чем-нибудь себя опорочивших. Им позволялось самим избирать род жизни. Последний суровый разбор был при императоре Павле I. Содержание белого духовенства лежало, главным образом, на попечении прихода. В прибавлении к Духовному Регламенту предлагалось назначить в пользу причтов постоянные годовые взносы со всех приходских дворов, но оно не осуществилось. При Петре I из-за войны благосостояние духовенства еще более снизилось. Некоторые источники доходов – мельницы, рыбные ловли, пчельники, бани и т. п. – были объявлены оброчными в пользу казны. В 1722 году были запрещены праздничные славленья, кроме рождественского. Появились новые сборы в пользу государства, на школы, богадельни, на полковое духовенство, сбор со священников лошадей в армию, с каждого священнослужителя – по рублю в год за освобождение от личной воинской повинности. В целях более равномерного распределения приходов и сокращения причтов, были установлены штаты: на 100–150 дворов- причты из 1–2 человек, на 200–250 – тройной и более. В царствование Анны Иоанновны последовало требование, чтобы при каждой церкви имелись дома для причта, но в жизни оно не было исполнено. При Елисавете положение несколько улучшилось. Некоторые храмы получили ругу, государственную помощь, восстановлено славленье по домам прихожан, духовенство освобождено от некоторых повинностей (полицейской, постойной). В 1754 году при общем разделе земли решено было включить в него и духовенство, но только в 1765 году это решение было осуществлено и на причт было выделено 33 десятины. Надел церквей землями при Екатерине II охватил 23 губернии. В 1778 году на каждые 150 дворов положен был 1 священник, на 250–300 – два, максимум три, если уж никак не обойтись двумя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово о содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 1766 года в Мае Православные церкви чада! Церковь Божия видит теперь пред очами своими печальное зрелище, которым матернее ее сердце внутренно прободается. Се вам предстоят два злодея к тяжчайшей смерти осужденные. Убийцы, муж и жена, матери и сестры своей. О страшного злодеяния! о зверского терзания! таковою едва слыханною дерзостию восстали они против самого естества. Внутреннее совести чувствие погасили. Попрали кровь Нового Завета, обесчестили Евангелие, оскорбили Духа Божия, от тела церкви Христовой самовольно себя оторвали. О какая лютая для церкви язва! Ведаете вы, что церковь есть священное духовных овец стадо: но се ее козлища. Церковь есть тихое спасения пристанище: но се ее буря и волны. Церковь есть мать в недрах своих согревающая чад своих: но се ее изверги. Кто даст главе нашей воду и очам нашим источник слез, да возможем оплакать бедное сих преступников состояние? Известно вам, православные Христиане! сколь страшное закон Божий издает на человекоубийцев определение. В слове Божием написано тако: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется, яко во образ Божий сотворих человека; глаголет Господь Саваоф . 37 А сих слов сила есть та, что человекоубийца согрешает против самого величества Божия, и власть, которую Бог над жизнию человеческою имеет, злодерзский сей у него похищает. Но что можем мы сказать о отцеубийстве? какую заслуживает оно казнь? Божественный законодатель о отцеубийце ничего и не помянул; как будто не надеялся он, чтоб такое могло быть чудовище, которое бы против давших ему жизнь вооружилося. Ибо в законе гласит тако: иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет, и иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет. 38 Видите, что закон тому, кто злословит или биет родителей, определяет смерть: а о тех, которые родителей убивают, ничего не упоминает: не для того, аки бы они недостойны были всякой казни, но для того, что будто не вероятно казалось быть такой ехидне, которая б утробу своей матери растерзала. И ежели тот, кто злословит своих родителей: подлежит смерти и временной и вечной, то какой уже казни повинен есть , который свои несчастливые руки омочил в крови своей матери и сродства своего? в такой грешной душе самая совесть есть жесточайшим и непрестанным мучением. И сей совести суд тем страшнее, что он есть некоторым преддверием будущего праведного суда. О коль страшно есть впасть в руки Бога жива! ярость и гнев, скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое. 39

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Статистика Серафим Саровский, прп. (в миру — Прохор Исидорович Машнин; в некоторых источниках — Мошнин) — русский святой, преподобный; по инициативе Императора Николая II канонизованный Российской Церковью в 1903. Родился в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии.Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Подвиги его в это время были: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать. В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.

http://lib.cerkov.ru/authors/607

Жилино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Жилинское упоминается в XIV в., в духовной грамоте святителя Алексия, Митрополита Московского. Он завещал село основанному им кремлевскому Чудову монастырю. Писцовые книги XVII в. упоминают о существовавшей в «вотчине Чудова монастыря» деревянной церкви. Нынешняя каменная церковь стоит на взгорье с 1754 г. Построена она на пожертвования прихожан. По преданию, в этом храме молился полководец Кутузов. Из Жилина он отправил донесение об оставлении русскими Москвы. Престолов в храме три — в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святой Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Резные и фигурные части иконостасов покрыты сусальным золотом. На храмовых иконах басменные ризы и к каждой из них приделаны специальные рамки, в которые раньше вставлялись лучшие богемские (листовые) стекла. Застекление сохранилось и поныне. Главный иконостас — пятиярусный. Стенное писание и орнаменты по местам при поновлении и даже полной замене сохранены в единстве стиля. Многое сохранилось от старого храма и утвари. Храм не закрывался в советское время. В настоящее время здесь действует воскресная школа. Приход активно занимается благотворительностью. Проведены ремонтно-реставрационные работы. Источник: http://blagolubie.ru/churches/prihod/zhilino/ Первое упоминание о деревянном храме, располагавшемся на взгорье, на старинном Коломенском тракте, в селе Жилино, датировано 1624 годом. В 1750 году церковь погибла в огне пожара. Спустя два года на средства прихожан строится каменный храм, который сохранился до наших дней. Большая часть средств, необходимых для строительства, была пожертвована Никифором Артемьевичем Сеземовым, бывшим крепостным Шереметевых, разбогатевший на поставках провианта в казну и продовольствия в армию. Известный портретист Левицкий даже написал портрет мецената, дабы сохранить его образ в памяти потомков. Автор проекта церкви неизвестен, но специалисты предполагают, что здание храма было спроектировано архитектором Василием Саввичем Обуховым, автором проекта соседней мячковской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, очень напоминающую жилинский храм. Существует предание о том, что в этой церкви молился знаменитый полководец М.И. Кутузов перед знаменитым Тарутинским манёвром. Документальных подтверждений этому не существует, но известен такой факт: именно из Жилино полководец направил императору донесение об оставлении Москвы русскими войсками. В этом донесении он объяснял причину такого шага, приводил доказательства его необходимости. В доме, расположенном поблизости от храма, некоторое время находился временный штаб М.И. Кутузова. Кстати, именно в этом штабе он впервые встретился с кавалер-девицей Н.А. Дуровой, ставшей прототипом главной героини знаменитого фильма " Гусарская баллада " . После отхода русской армии во дворе храма была оставлена на память артиллерийская пушка, дабы залпами отмечать знаменитые даты.

http://sobory.ru/article/?object=03577

Кирилл, епископ Севский и Брянский, викарий Московской епархии (Флоринский) Родился в 1729 году (по другим источникам, в 1727 году) в местечке Барышовке на Украине. Обучался в Киевской духовной академии. В 1754 году взят в Санкт-Петербург в певчии ко двору императрицы Елизаветы Петровны, но вскоре оставил это место и стал слушателем лекций в Академии наук. В 1757 году пострижен в монашество архиепископом Новгородским и Великолуцким Димитрием (Сеченовым, † 1767) и отправлен учителем в Новгородскую духовную семинарию. В 1760 году назначен служить в посольской церкви в Париже, но там не ужился и вскоре вернулся в Россию. В 1764 году возведен в сан архимандрита Борисоглебского Новоторжского монастыря Тверской епархии. 13 января 1768 года хиротонисан во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии. 23 апреля 1778 года уволен на покой в Киево-Златоверхий монастырь. Скончался 24 сентября 1795 года. Погребен в Златоверхом монастыре в соборном храме в Варваринском приделе. Противоречивый и резко контрастный характер вырисовывается перед нами при знакомстве с личностью преосвященного Кирилла. С одной стороны, это человек ученый, обладающий живым умом и выдающейся памятью. Он пользовался уважением некоторых высокопоставленных лиц, заслужил внимание императрицы как проповедник. Но деятельность его как епископа отмечена многими неблаговидными делами и поступками. Начав деятельную борьбу с различными суеверными и грубыми обычаями, преосвященный вскоре перешел к таким самовластным мерам, которые никоим образом не могли быть одобрены. В обращении с подчиненными допускал грубости даже во время богослужений, позволяя себе кричать на священнослужителей. По воспоминаниям его келейника Добрынина, он, видимо, был поражен какой-то нервной болезнью. В спокойном состоянии он был приятным, добрым человеком, но таким, как говорит Добрынин, он бывал лишь несколько часов в году. Самовластные действия преосвященного повлекли за собой большое количество жалоб. После расследования их преосвященный был уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Суворов Александр Васильевич: русский полководец Полководец, не проигравший ни одного сражения. 25 марта, 2012 Полководец, не проигравший ни одного сражения. Драма в личной жизни и триумф на поле боя. Содержание статьи Александр Васильевич Суворов (1730-1800) — великий русский полководец, основоположник русской военной теории, кавалер не только всех российских орденов своего времени, но и нескольких иностранных. Детство Суворова Александр Суворов родился в уважаемой семье. Его отец, генерал Василий Суворов приходился крестником самому Петру I. По некоторым источникам он служил в тайной канцелярии и отличался строгостью. Василий Суворов прошел долгий и трудный путь от простого денщика до сенатора. Мать Александра Суворова Авдотья Манукова принадлежала дворянскому роду. Считается, что в роду у будущего великого полководца были шведы и армяне. Свое имя Александр Васильевич получил в честь Александра Невского. Александр Суворов не отличался крепким здоровьем и телосложением, однако с малых лет был очарован рассказами о военном деле и грезил соответствующей карьерой. Его первыми детскими книгами были не сказки, а труды о военном искусстве. При этом родители, зная о болезненности сына, не питали особых надежда на то, что он сможет продолжить военную династию. Александр Суворов не сдавался. До изнеможения он занимался физическими упражнениями, много читал и продолжать мечтать о военной карьере. Однажды, когда в доме Суворовых гостил генерал Абрам Ганнибал, маленький Саша стал играть при нем в солдатики. Генерал был поражен точностью действий ребенка и восхитился его стратегией ведения боя. Военная карьера Портрет работы Н. И. Уткина, гравированный с портрета 1800 года. 1818 год. В 1742 году Суворов стал мушкетером Семеновского полка, где он добился чина офицера. Поступив на военную службу, Суворов записался на курсы Санкт-Петербургского кадетского корпуса и активно учил иностранные языки, зная, что это пригодится для его карьеры. В 1754 году Александр Васильевич получил опыт работы в тылу. Во время семилетней войны он проходил службу в тыловом подразделении, откуда вышел в должности премьер-майора. Этот опыт одарил его знаниями о том, как должно быть обеспечено снабжение армии. Победы на поле боя

http://pravmir.ru/suvorov-aleksandr-vasi...

В Нижегородской епархии готовятся отпраздновать 300-летие Саровской пустыни 11 февраля 2006 г. 16:33 Нижний Новгород, 11 февраля. В селе Дивеево Нижегородской области в субботу проходит первое заседание оргкомитета по празднованию 300-летия Саровской пустыни (монастыря), где жил один из самых почитаемых в России святых — преподобный Серафим Саровский. Как сообщили в пресс-службе Нижегородской и Арзамасской епархии , в заседании примут участие представители аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, администрации Нижегородской области и епархии. В ходе совещания планируется обсудить план юбилейных мероприятий. Торжества, посвященные 300-летию Саровской пустыни, пройдут в конце июля — начале августа. В настоящее время пустынь находится на территории города Сарова, расположенного вблизи села Дивеево, где в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре покоятся мощи преподобного Серафима. До наших дней из древних построек сохранилась колокольня, также осталась подземная церковь с пещерами, уточнили в пресс-службе. «Официальной датой основания пустыни считается день освящения первого храма — в 1706 году в монастыре была освящена церковь в честь иконы «Живоносный источник». Однако пустынники жили здесь с XVI века. Пустынь прославилась именами подвижников Назария, Дорофея, Илариона, Матфея, Александра, Марка. Здесь же жил преподобный Серафим — один из самых почитаемых на Руси святых», — рассказали в пресс-службе. Преподобный Серафим (в миру Прохор Сидорович Мошнин) родился в 1754 году в Курске в купеческой семье. Отец его занимался возведением храмов, мать помогала супругу и воспитывала троих детей, из которых Прохор был младшим. С детства он мечтал о монашеской жизни и в 1778 году ушел в Саровскую пустынь, расположенную в Нижегородской области. Пройдя за восемь лет все степени монастырского искуса, Прохор Мошнин был пострижен в монахи с именем Серафим. В 1793 году Серафим становится иеромонахом. Добровольно удаляясь в безлюдные места, он проводил все время в строгом посте, трудах и молитве. Он наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже — затворничество. Выйдя из добровольного заточения, Серафим начал принимать страждущих и исцелять их от физических и душевных недугов. В некоторые праздники к нему приходили тысячи верующих. Современники преподобного Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. Ко всем преподобный Серафим с умилением обращался: «Радость моя!». Главным откровением жизни преподобного было откровение о Святом Духе — третьем лице Святой Троицы. Святой говорил: «Стяжи Дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/82256.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010