влияния на серб. искусство, обусловленное значительным расширением Сербского гос-ва и тесными связями короля с К-польским двором. Совместная работа византийских и сербских мастеров привела к формированию особой разновидности палеологовского стиля, когда оригинальность и непосредственность изображения уступили роль иллюстративному началу и стандартным средствам художественного выражения. Начало этих изменений в сербской живописи кон. XIII в. обычно связывают с деятельностью греческих мастеров Михаила Астрапы и Евтихия , с появлением фресок в ц. Богоматери Перивлепты (1294/95) в Охриде и в ц. свт. Ахиллия в Арилье (1296). При М. было возведено и расписано больше храмов, чем при всех его предшественниках - 42, в т. ч. церкви Благовещения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница , Успения Пресв. Богородицы (Богородица Левишка) в Призрене, вмч. Георгия в с. Старо-Нагоричино , Иоакима и Анны в мон-ре Студеница , Богородицы Троеручицы, Константина и Иоанна Предтечи и Никитский монастырь в г. Скопье, ц. вмч. Георгия в мон-ре Ораховица , храмы в Осоговском и Прохора Пшинского мон-рях, в Моштанице , и др. Также на его средства возводили соборы вне Сербии: в Хиландаре, мон-рь арх. Михаила в Иерусалиме, в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (ц. первомч. Стефана), в К-поле (ц. Иоанна Предтечи с больницей), в Фессалонике (2 храма). Почитание Первые известия о М. пришли на Русь в кон. XIV или нач. XV в. в уставных указаниях Минеи служебной на окт. по Иерусалимскому уставу, где под 29-м числом упоминается празднование «Уроша краля, ктитора места сего, паче же новые сей церкви», т. е. Хиландарского кафоликона, возведенного по его инициативе. Но память тогда не отождествлялась с М. и переписывалась по инерции, нередко опускалась ( Naumow A. Wiara i historia: Z dzejów literatury cerkiewnosowiaskiej na ziemiach polsko-litewskich. Kraków, 1996. S. 155). В Великом княжестве Московском М. получил большую известность в нач. 20-х гг. XVI в., когда в Москву были принесены, по всей видимости с Афона, Жития его сына кор.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

Софии в К-поле И. Г. не рискнул опровергнуть мнение имп. Михаила, провозгласившего намерение заключить соглашение с Римом. Тем не менее в ответ на вскоре изданный «Томос» имп. Михаила, оправдывавший возможность унии, И. Г. организовал составление трактата, подписанного его именем, в котором указывался ряд причин, делающих невозможным соглашение с латинянами ( Laurent, Darrouz è s. 1976. P. 1-15, 136-301). В июне 1273 г. И. Г. выступил также с публичным заявлением против планов заключения унии, поклялся, что никогда не примет соглашения на условиях, предложенных Папским престолом (Ibid. P. 15-17, 302-305). Не владея основами богословской науки, И. Г. широко пользовался советами своего окружения, противников унии, в т. ч. Иова Иасита и Георгия Пахимера . Скорее всего документы, известные под именем И. Г., были составлены его приближенными. В янв. 1274 г., протестуя против непреклонного стремления имп. Михаила и его сторонников к унии, И. Г. удалился в к-польский мон-рь Пресв. Богородицы Перивлепты, сохранив за собой пост патриарха. В нач. 1275 г., после того как Лионская уния была официально провозглашена в К-поле, И. Г. отрекся от престола и удалился в к-польский мон-рь арх. Михаила в Анапле. На престоле его сменил патриарх Иоанн XI Векк . Вероятно, незадолго до отречения или уже в период своего изгнания И. Г. составил «Исповедание веры», где вновь выступил против унии (Ibid. P. 31-33, 326-331). После отречения И. Г. в разное время жил в неск. мон-рях в К-поле или близ него. Известно, что в 1280 г. он жил в мон-ре Космидий близ К-поля. В кон. 1282 г., после смерти имп. Михаила VIII (11 дек. 1282), ситуация в Византии и К-польской Церкви изменилась: большинство церковного сообщества и имп. Андроник II были настроены против унии и стремились как можно скорее добиться ее отмены. Вскоре был низложен патриарх Иоанн Векк, а И. Г. был тем человеком, кто мог возглавить Церковь, освободившуюся от соглашений с латинянами. Он вернулся на Патриарший престол, но вскоре вынужден был вновь отречься из-за ухудшающегося здоровья; скончался спустя неск.

http://pravenc.ru/text/673633.html

Большинство исследователей считают, что именно А. В. в 1401 г. написал в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 493). Атрибуция А. В. этого произведения основывается на послесловии, к-рое сохранилось в 2 списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского мон-ря (РГБ. Рум. 445, 1428 г.), др.- из Троице-Сергиевой обители (Казань. Науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского. 4634, 1429 г.). Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском , Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском , Саввине Сторожевском и др. мон-рях. В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец А. В. «с миром к Господу отиде». В сер. 50-х гг. XVII в. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» (РГБ. МДА. 201. Л. 332 об.). А. В. упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рого было установлено в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 396-397; Описание о российских святых. С. 428; Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития; Смирнов С. Прп. Афанасий Высоцкий. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65-66; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885; Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Т. 3. С. 658; Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин//ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192; Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 79-81.

http://pravenc.ru/text/76986.html

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

1974. Бр. 5. С. 35-37). Исследователи также отмечают, что ряд особенностей иконографической программы росписи храмов, в к-рых работали М. А. и Е., косвенно указывают на фессалоникийское происхождение мастеров. Напр., в роспись храмов вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, св. Никиты в Чучере, ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), Кралевой церкви в монастыре Студеница (строительство в 1313/14) включено крайне редко встречающееся в монументальной живописи изображение свт. Евстафия Солунского. Кроме того, в цикл вмч. Димитрия Солунского в ц. Богородицы Левишки входит уникальное изображение «Гробница вмч. Димитрия», где воспроизведены реалии интерьера базилики вмч. Димитрия в Фессалонике ( Todi B. «Signatures» des peintres Michel Astrapas et Eutychios: Fonction et signification//Αφιρωμα στη μνμη του Σωτρη Κσσα. Thessal. 2001. P. 643-662). Стилистические особенности росписей также свидетельствуют о том, что М. А. и Е. могли сформироваться как мастера в художественной среде Фессалоники ( 1967. P. 261). С момента открытия Г. Милле и Л. Брейе имен М. А. и Е. в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино и в ц. св. Никиты в Чучере общепринятым считалось, что мастера расписали все 4 ансамбля, где есть подпись обоих художников или только М. А., а также исполнили фрески в Кралевой церкви в мон-ре Студеница и в мон-ре Грачаница (обе созданы по заказу Стефана Милутина), к-рые стилистически близки к росписям в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино и в ц. св. Никиты в Чучере. М. Марковичем была аргументированно высказана мысль о том, что Е. был отцом М. А. и расписал вместе с сыном лишь ц. Богородицы Перивлепты в Охриде; имена обоих художников упомянуты в надписи на юго-зап. столбе, по гипотезе Марковича, Е. был главным мастером ( Markovi M. The Painter Eutychios - Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid//ЗЛУ. 2010. Бр. 38. С. 9-34). Это предположение, если оно верно, отчасти объясняет стилистическую разницу между фресками ц.

http://pravenc.ru/text/2563722.html

Ф. 304/1. 629) с рукописи, переписанной Е.-Е. в К-поле в 1420 г. (копийная запись на л. 124); 2) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника с толкованиями (Там же. Ф. 354. 462), большая часть к-рой (Л. 1-333, 339 об.- 342) переписана Е.-Е. там же в дек. 1420 - марте 1421 г. (о копиях с нее см.: Вздорнов. 1968. С. 194); 3) то же (ГИМ. Усп. 18-бум.), работа начата (Л. 1-64 об.) неустановленным писцом при участии Е.-Е. ( Гальченко, Яценко. 2001. С. 132; ср.: Вздорнов. 1968. С. 195) в мон-ре Богородицы Перивлепты в дек. 1422 или 1423 г. и завершена (Л. 65-329) Е.-Е. для старца Митрофана в Ватопеде на Афоне; 4) сборник аскетический, включающий «Слово постническо по вопросу и ответу» прп. Максима Исповедника,- списки рубежа 1-й и 2-й четв. XV в. (РГБ. Ф. 304/1. 756 - вероятно, по происхождению из Троице-Сергиева монастыря) и 1431 г. (Там же. 175 - из Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ); 5) обширные маргиналии (почерк убедительно атрибутирован Е.-Е. Б. М. Клоссом) на полях серб. списка Слов постнических прп. Исаака Сирина 1-й четв. XIV в. (Там же. Ф. 173/1. 151/2), эти приписки дополняют 1-ю редакцию слав. перевода сочинения, содержащуюся в основной части рукописи, до 2-й редакции ( Гранстрем Е. Э., Тихомиров Н. Б. Сочинения Исаака Сирина в славяно-рус. письменности//ВЦИ. 2007. 1(5). С. 139, 162; образцы почерка Е.-Е. см.: Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: (Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья): Кат. выст. М., 2004). Орфография рукописей, переписанных Е.-Е., отличается пестротой и непоследовательностью, что характерно для мн. его рус. современников, в т. ч. работавших в К-поле и на Афоне. Он в равной мере может употреблять как южнослав. (среднеболг.) нормы правописания (за исключением «юса большого»), так и древнерусские. С южнослав. книгописной традицией Е.-Е. связывает помимо графики и отчасти орфографии употребление запятой в качестве знака препинания и использование надстрочных знаков: исо, оксии, варии, кендемы, «великого апострофа» и изредка каморы ( Гальченко, Яценко.

http://pravenc.ru/text/187378.html

Брак в Кане. Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я пол. Х в. (РНБ. Греч. 21. Л. 2) Брак в Кане. Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я пол. Х в. (РНБ. Греч. 21. Л. 2) В средневизант. период иконографическая схема сочетала оба изображения в одной композиции: слева за столом сидят Христос и обращающаяся к Нему Богоматерь, в центре - жених, невеста и архитриклин, пробующий вино; на первом плане, перед столом, слуга, подносящий воду в сосуде и наливающий ее в большие водоносы (напр., Евангелие XI в.- Paris. gr. 74; мозаики кафедрального собора в Монреале (Сицилия), 1180-1190; фреска собора Рождества Богоматери Антониева мон-ря в Новгороде, XII в.). Нередко в композицию включалась фигура седовласого старца, отождествляемого с прав. Иосифом. Так рекомендует изображать Б. в К. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 15). Брак в Кане. Роспись ц. Богородицы в мон-ре Каленич. Ок. 1413 г. Фрагмент Брак в Кане. Роспись ц. Богородицы в мон-ре Каленич. Ок. 1413 г. Фрагмент В палеологовскую эпоху в сохраняющей традиц. черты композиции усиливается символический аспект. Это выражается в изображении убранства трапезы, где предметы формой и видом напоминают трапезу в композиции «Тайная вечеря» (напр., в росписи церквей Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350, Богородицы Перивлепты в Мистре (Греция), 2-я пол. XIV в., собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502-1503). Интересной особенностью отличается композиция Б. в К. в росписи ц. Богородицы в мон-ре Каленич (ок. 1413, Сербия), где жених и невеста изображены держащимися за нож (невеста касается острия), их головы склонены друг к другу, свободные руки подняты к груди в жесте взаимного согласия. На втором плане над супругами юная служанка держит в руках стакан с жидкостью розового цвета. Эта деталь, перекликающаяся с местным свадебным обычаем, трактуется исследователями также в евхаристическом смысле, как воспоминание о крови и воде, истекших в чашу из ран Христа во время распятия.

http://pravenc.ru/text/Брак в Кане.html

Из нимба Христа выходят 7 коротких стеблей с медальонами с изображениями Св. Духа в виде голубей, образующих цветок или корону. В композицию включены также 2 св. жены, изображенные оглавно, но предков Христа по плоти нет - ветви и завивающиеся стебли покрыты только цветами и листьями. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама. Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг. Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг. В восточнохрист. искусстве изображения «Д. И.» известны с XII в. В визант. искусстве существует 2 варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе ц. апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского (до 1343)). В др. варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из ВЗ и НЗ, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях НЗ. Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 г. в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция «Д. И.» состояла из изображений пророков, среди к-рых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении «Д. И.» в портике мон-ря Богородицы Перивлепты в К-поле (XI в.). В XIII-XIV вв. «Д. И.» становится широко распространенной темой в росписях визант. храмов: Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия (ок. 1265); св. Ахиллия в Арилье, Сербия (1296); Спасителя в мон-ре Жича, Сербия (роспись ок. 1220, обновлена в 1309-1316); Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313); Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (1259-1265); Св. Софии в Трапезунде (1260-1270); св. Апостолов в Фессалонике (после 1315); груз. церквей в Кинцвиси (1207) и Сафаре (1-я пол. XIV в.). Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня мон-ря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте «Д. И.» отражает связь ВЗ и НЗ, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В нач. XIV в. в искусстве Сербии по образцу «Д. И.» была создана композиция «Лоза Неманичей», представляющая родословие серб. государей (ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/180450.html

Как и большинство императоров его эпохи, Н. В. занимался меценатством. На его средства был перестроен к-польский Перивлепты монастырь . Его поддержкой пользовался служивший при дворе историк Михаил Атталиат, к-рый посвятил Н. В. сочинение. Известен также парадный манускрипт, сборник проповедей свт. Иоанна Златоуста, созданный ок. 1079 г. по заказу Н. В. (Paris. Coislin. 79). В рукописи сохранились 3 миниатюры, на которых Н. В. и Мария Аланская изображены вместе с Иоанном Златоустом и арх. Михаилом в окружении придворных. На миниатюрах Н. В. явно младше того возраста, в котором находился на момент их создания. По мнению И. Спатаракиса, надпись с именем Н. В. была добавлена позднее, а первоначально рукопись посвящалась имп. Михаилу VII ( Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976. Fig. 69). Попыток отвоевать М. Азию у сельджуков Н. В. не предпринимал. В нач. 1081 г. сельджуки захватили Кизик на юж. берегу Мраморного м. (ныне Бандырма, Турция), что создавало реальную угрозу морского нападения на К-поль. Н. В. начал организацию экспедиции против сельджуков и назначил командующим армии Алексея Комнина. В февр. 1081 г. по мере сосредоточения войск для этой экспедиции в окрестностях К-поля многие из военачальников выражали недоверие Н. В. и недовольство его вялым правлением (кесарь Иоанн Дука, Георгий Палеолог, Григорий Пакуриан , Умбертопул). В этих условиях был составлен план нового переворота; глава клана Дук кесарь Иоанн тайно предложил Алексею Комнину стать императором. Алексей вместе с братом Исааком спешно выехал из К-поля и 14 февр. был провозглашен императором в крепости Цурул (ныне Чорлу, Турция). Сопротивляться этим действиям Н. В. был не в силах. 1 апр. 1081 г. войско во главе с Алексеем вошло в К-поль. 4 апр. Н. В. отрекся от престола и принял постриг в мон-ре Богородицы Перивлепты. Спустя полгода он умер в этом мон-ре. Ист.: Scyl. Contin.; Mich. Attal. Hist.; Niceph. Bryen. Hist. (рус. пер.: Никифор Вриенний. Исторические записки.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид) Сохранилось относительно немного средневек. изображений Н. О., самые ранние из к-рых относятся ко 2-й пол. XIV в. и локализованы в Охриде и его окрестностях: литийная двусторонняя икона XIV в. из храма Пресв. Богородицы Перивлепты, или «старой церкви св. Климента», в Охриде (на обратной стороне - равноап. Климент), икона из храма Пресв. Богородицы Больничной в Охриде, фрески храма Св. Софии в Охриде (1355-1368), «малого» храма св. Климента в Охриде (1378), Пресв. Богородицы Захумской (1361) и Пресв. Богородицы в с. Пещани (Пештани, 1370). На них Н. О. изображается в монашеском одеянии, с темными волосами и окладистой бородой. Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Кроме спорной идентификации Н. О. на иконе архиерея в храме свт. Николая Больничного в Охриде (1480-1481), в XV в. изображения святого неизвестны, а следующая по времени икона (2-я пол. XVI в.) в «старой церкви св. Климента» является списком с упомянутой иконы XIV в. В храме вмч. Георгия в с. Врбяни в Македонии (1602) Н. О. изображен как архиерей вместе с почитаемыми святыми Саввой Сербским, Ахиллием Ларисским, Прохором Пшинским и Кириллом Философом. Кон. XV - нач. XVI в. датирован образ Н. О. с архангелами Михаилом и Гавриилом на большом кресте из охридского «малого» храма св. Врачей (Космы и Дамиана), к-рый мог быть изготовлен в Охридском мон-ре св. Наума. В нач. XVIII в. Константин Зограф написал икону Н. О. и Климента Охридского (1711) для мон-ря св. Наума; по ее образцу Х. Жефарович в 1737 г. создал образ «Св. Наум и св. Григорий Синаит» для мон-ря Боджяни и гравюру «Св. Наум и св. Никодим» для своей «Стематографии» (1741). По сообщению В. И. Григоровича , в храме вмч. Димитрия в Битоле (1830) в 2 приделах, посвященных равноапостольным Н. О. и Клименту, находились их древние иконы. На печати мон-ря св. Наума 2-й пол. XVII в. (ЦИАМ. 6071) образ Н. О. окружен сценами его чудес, изображением мон-ря и греческой надписью: «Святой Наум чудотворец». Известные из устных преданий чудеса Н. О. (святой запрягает медведя в плуг вместе с волом; возвращение украденных котла и чаши; исцеление мусульманина; наказание пытавшихся похитить его мощи и проч.) представлены и на хранящейся в мон-ре иконе 1711 г. Иконография чудес получила развитие на иконе и гравюре Жефаровича «Св. Наум с житием» (1741-1743), на иконе для ц. во имя Н. О. в Мишкольце и на заказанной купцом Наумом Бикерацем из Мосхополя иконе для мон-ря св. Наума. Известны многочисленные живописные реплики этой иконографии в XIX в. в храмах Будимской епархии и Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви, Бератской митрополии Албанской Православной Церкви и Болгарии. Одна из таких икон, хранящаяся в Народном музее Сербии, написана рус. мастерами.

http://pravenc.ru/text/2564754.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010