В 1392 году преподобный Иаков нашел уединенное место на берегу речки Тебзы, недалеко от селения Железный Борок, в Галичской земле. С разрешения жителей селения он остался на этом месте, водрузив деревянный крест, и построил небольшую келлию. Постепенно к нему стали приходить искавшие пустынного подвига и желавшие разделить с ним труды по устроению монашеской обители. Преподобный Иаков построил на избранном месте храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В период царствования великого князя Василия Димитриевича (1389–1425), сына благоверного князя Димитрия Донского, преподобный Иаков однажды посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Димитриевича великая княгиня София Витовтовна (в монашестве Синклитикия;1453) находилась при смерти перед родами. Великий князь Московский, знавший о молитвенных подвигах святого подвижника, просил его помолиться о здравии любимой супруги. Преподобный Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу и Пречистой Матери Его, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника». И действительно, великая княгиня благополучно родила сына Василия, и благодарный супруг ее поспешил щедро вознаградить преподобного Иакова, предоставив ему дополнительные земельные угодья для расширения монастыря и денежные средства для обители. Железноборовский монастырь особенно пострадал от татарского набега в 1429 году, однако усилиями его преподобного основателя и братии обитель была восстановлена, а также сооружен новый трапезный храм во имя святителя Николая. По настоятельной просьбе монастырской братии преподобный Иаков, будучи уже в преклонном возрасте, отправился в Москву для рукоположения в священнический сан и назначения на должность игумена своей родной обители. Однако вскоре после возвращения он блаженно почил в глубокой старости 11 апреля 1442 года. Святые мощи преподобного, которого Господь прославил чудотворениями как при жизни, так и после смерти, были положены под спудом в основанной им обители. На гробницу преподобного Иакова положили каменный крест и вериги – свидетельство его монашеских подвигов. Житие преподобного Иакова написано настоятелем того же монастыря архимандритом Иосифом в конце XVI столетия. Вторично память его празднуется 11 апреля. Литература: Троицкий патерик. Сергиев Посад, 1912. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея май. - 2002./Ч. 1. – 456 с.; Ч. 2. – 536 с.; Ч. 3. - 400 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Весь народ, видевший происшедшее, пришел в ужас. Димитрий же еще более озлобился и стал советоваться с приближенными о том, как погубить Корнилия. Святого связали и подвесили в темнице на ночь. В то время один из его рабов сообщил Димитрию печальную весть о том, что его жена и сын якобы погибли под обломками разрушившегося языческого храма... Но несколько позже один из жрецов, по имени Варват, сказал, что слышал голоса его жены и сына из-под развалин и что они пели молитвы, восхваляя Бога христианского. Варват попросил Димитрия освободить заключенного, так как благодаря чуду, совершенному Корнилием, и его молитве, супруга и сын князя остались живы под развалинами. Радостный князь в сопровождении приближенных поспешил в темницу и признался святому Корнилию в том, что уверовал во Христа и просил его вызволить из-под развалин храма жену и сына. Корнилий отправился к разрушенному идольскому храму, и по молитве его пострадавшие были освобождены. Убежденный в истинности Христианства проповедью святого, его стойкостью, смелостью и явленными им, с Божией помощью, чудесами, правитель Димитрий сам уверовал во Христа и принял святое Крещение со всей семьей – супругой Еванфией и сыном Димитрианом. За это язычники бросили новообращенных христиан в темницу и уморили их голодом. Мученики Филит синклитик, жена его Лидия и сыновья их Македон и Феопрепий Святой Филит синклитик (синклитик – один из важных царских советников и сановников, входивший в состав синклита, т.е. царского совета) служил при дворе гонителя христиан жестокого императора Адриана. За открытое исповедание веры во Христа Спасителя Филит со своей женой Лидией и сыновьями Македоном и Феопрепием были схвачены и предстали перед императорским судом. На допросе император не в силах был противостоять мудрым ответам святых мучеников и отправил их для суда в Иллирию к военачальнику Амфилохию (Иллирия расположена была по восточному побережью Адриатического моря. На северо-западе она ограничивалась рекою Савою, а на юго-востоке – Дравою. Теперь здесь находятся Далмация и Босния с Герцеговиной, а также небольшая часть Албании).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Турки захватили Морею. 1448.10.31 Смерть  Иоанна VIII Палеолога . Императором стал его сын Константин XI Палеолог Драгаш, последний император Византийской империи. Султан Мурад II принял решение поддержать его, а не второго сына Иоанна Дмитрия. На Косовом поле турки разгромили войска трансильванского воеводы Яноша Гуниади. Султаном в Турции стал Мехмед II Фатих (Завоеватель). Осенью Мехмед вторгся в Пелопоннес и начал боевые действия против деспотов, братьев Константина, чтобы те не пришли ему на помощь. 1452.11. В Константинопольском православном храме Святой Софии совершалась католическая месса. В городе начались волнения. 1452.12 На помощь Константину пришли несколько отрядов с Запада, а также бывший московский митрополит Исидор. По этому случаю Константин отслужил в храме Св. Софии униатскую церковную службу. 1453.03 Турки взяли Мессемврию, Ахелон. Осада Силимврии. Начало подготовки к штурму Константинополя, первые турецкие войска у стен города. 1453.04 Константинополь был окружен турками со всех сторон. В осаде принимали участие также сербы, болгары и греки. 1453.04.07–08 Первый штурм турками Константинополя. 1453.04.20 Победа флота Византии над турками перед Константинополем. 1453.05.18 Жестокий бой у ворот св. Романа. 1453.05.23 Осажденные уничтожили подкоп под ворота св. Романа. 1453.05.28 Начало общего штурма Константинополя.  Константин XI  ведет лично оборону у ворот св. Романа. 1453.05.29 Последний  штурм Константинополя  турками, проникшими через небольшую калитку у Керкопорта. Константин XI погиб в неравном бою. Падение Византийской империи. Взятие турками Афин. Турки подчинили Сербию. Взятие турками Мореи. Захват турками крепости Трапезунд. Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 91  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233 поделиться: ©2024 Схемы и пособия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки:

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

С марта по май 1453 г. Н. К. находился в Риме, где получил от папы Римского Николая V неск. декретов, касавшихся управления еп-ством. В частности, папа Римский постановил, что все епископы, к-рые будут занимать кафедру после Н. К., должны избираться соборным капитулом, однако они не могут быть служащими светских государей и должны иметь постоянную резиденцию в еп-стве, а не управлять им через викариев (см.: ActaCus. Bd. 2. S. 428-429. N 3420-3421). Тем самым Н. К. сделал уступку соборному капитулу, но одновременно предпринял серьезный шаг по ограждению еп-ства от влияния светских князей, что вызвало неудовольствие герц. Сигизмунда, к-рого папа Римский оповестил о принятых постановлениях (Ibid. S. 438-439. N 3451). Первые месяцы после возвращения Н. К. в Бриксен летом 1453 г. проходили в относительно спокойной обстановке, что позволило ему впервые после 1450 г. вернуться к работе над философскими и математическими сочинениями. 14 сент. 1453 г. Н. К. отправил письмо настоятелю и братии аббатства в Тегернзе (Бавария), к-рые, познакомившись с его соч. «Об ученом незнании» и малыми теологическими трактатами, стали ревностными сторонниками развиваемого им представления о мистической теологии и вели полемику с критиковавшими мнения Н. К. герм. теологами и монахами (см.: Senger. 2017. S. 221-224). Из письма следует, что к сер. сент. 1453 г. Н. К. завершил работу над сочинениями «Математические дополнения» и «Теологические дополнения», в к-рых стремился продемонстрировать важность математических исследований для теологических созерцаний реальности божественного бытия. В том же письме Н. К. излагает свое понимание трактата «О таинственном богословии» из «Ареопагитик», отмечая, что в этом трактате открывается путь синтеза положительного и отрицательного богословия, который не может быть вполне объяснен словами, но должен быть опытно пережит в акте любви к Богу. Письмо свидетельствует, что Н. К. не переставал изучать трактаты «Ареопагитик»: он пишет монахам о пользе сличения греч. текста с разными лат. переводами и о намерении послать им рукописи комментариев к «Ареопагитикам», созданных Фомой Верчелльским († 1246) и Робертом Гроссетестом († 1253); очевидно, он сам ранее внимательно прочитал эти комментарии (текст письма см.: ActaCus. Bd. 2. S. 523-527. N 3625). Переписку с братией аббатства в Тегернзе Н. К. поддерживал и позднее. Именно этим монахам он посвятил в 1453 г. трактат «О видении Бога» (см.: Ibid. S. 573. N 3721). В 1454 г. он обещал написать для них трактат «Берилл», в котором намеревался разъяснить некоторые сложные идеи в соч. «Об ученом незнании»; завершить этот трактат и отправить его монахам Н. К. смог только к 1458 г.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

5) Четвертый период (1429-1453). Жанна д’Арк. По Франции ходила легенда, что французов спасет Лотарингская дева. И вот к королю явилась девушка Жанна из деревушки Домреми на границе с Лотарингией и потребовала войско для борьбы с англичанами. Так как ее приезд сопровождался чудесами, король войско дал. В 1430 г. Жанна д’Арк сняла осаду с Орлеана и посоветовала королю ехать в Реймс и короноваться. Теперь Карл VII стал законным королем Франции. К сожалению, через некоторое время Жанна потерпела поражение под Парижем. Лишившись армии, она попала в плен к бургундцам, а те продали девушку англичанам. Англичане обвинили ее в ереси и сожгли на костре. Карл VII  не стал выкупать Жанну д’Арк – она мешала ему укреплять королевскую власть. Жанна погибла, но после ее смерти французы стали постоянно одерживать победы над англичанами. В 1453 г. был заключен мир, по которому англичане сохранили только один город во Франции – порт Кале.   9. (Брандт, § 10) Завоевания турок-османов. Падение Византии. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Византия после IV Крестового похода. 2) Правление Михаила VIII Палеолога. Лионская уния (1274). 3) Гражданская война. Правление Иоанна V . 4) Завоевание турок-османов: а) Завоевание Малой Азии. б) Завоевание Сербии (битва на Косовом поле 1389) и Болгарии. 5) Попытка организовать Крестовый поход против турок. Ферраро-Флорентийская уния (1439). 6) Захват Константинополя Мехмедом II (1453). 7) Последствия падения Византии. ДАТЫ: 1204 – Захват Константинополя крестоносцами 1261 – Возвращение Константинополя грекам. Михаил VIII Палеолог. 1274 – Лионская уния 1341 – Начало войны между Иоанном V и Иоанном VI Кантакузином 1389 – Битва на Косовом поле 1439 – Ферраро-Флорентийская уния 1453 – Захват Константинополя турками ОТВЕТ: 1) Византия после IV Крестового похода. После захвата Константинополя крестоносцами в  1204 г., на месте Византии возникли католическая Латинская империя и православная Никейская империя. В 1261 г. Никейский император Михаил VIII Палеолог захватил Константинополь и восстановил Византию.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

869 ...въста буря велия... идже придлъ имать святый Лазарь. – Церковь Рождества Богородицы с приделом Воскресения Лазаря была поставлена в Москве в 1393 г. вдовой Дмитрия Донского Евдокией. Ο буре, поразившей церковь в 1445 г., другие летописи не сообщают (в Московском своде аналогичное сообщение читается под 1454 г., возможно, что речь идет ο другом событии). 870 ...посла великий князь Стефана Бородотого... и положенъ бысть в церкви святого мученика Егория в Новгороде. – Об отравлении Дмитрия Шемяки в 1453 г. сообщается только в Льв., в С II читался текст, сохранившийся в Льв., а в С II он был заменен текстом из великокняжеского летописания. Это дает основание предположительно включить его в реконструкцию. Известие Севернорусского свода об отравлении Шемяки см. в наст. томе. Описание всей борьбы за престол между Василием II и Дмитрием Шемякой в своде 1518 г. (Льв.–С II) в основном соответствует Московскому своду. Ряд оригинальных добавлений к этому рассказу мы обнаруживаем только в Льв. (в С II их нет); описание ослепления Василия II, сочиненное явно под влиянием рассказа об ослеплении Василька Теребовольского в Повести временных лет (ср. т. 1 наст. изд.); упоминание ο том, что в 1446 г. Дмитрий Шемяка намеревался утопить детей Василия II «въ рец на Волз, въ мехи ошивши, но не дасть ему владыка Иона»; ο том, что Борис Тверской, вступив в союз с Василием II, требовал от него: «Жени у меня сына своего Ивана, а не женишь, и язъ тебя выдамъ опять князю Дмитрею…», «онъ же неволею обручи сына своего». Фрагменты эти, вероятнее всего, были дополнены составителем Льв. в XVI в., и мы не включаем их. «Яды хлбъ мои... лесть». – Пс. 40, 10 . 872 Того же лта прииде царь Турский... «надъ преднимъ своимъ государемъ?» – Константинополь был взят турками в 1453 г. Рассказ ο взятии Царырада, восходящий, очевидно, в своде 1518 г. к своду 80-х гг., имеет фольклорный характер, но, возможно, основывается на каких-то слухах ο событиях 1453 г., дошедших до русского летописца (ср.: Сперанский Μ. Η. Повести и сказания ο взятии Царьграда турками (1453) в русской письменности XV–XVII вв. – ТОДРЛ, т. 12. Μ.–Л., 1956, с. 190–191). Β действительности Царьград взял султан Мехмед II (1451–1481), сын Мурада II. Не совсем понятно, отождествляет ли летописец Мустафу с Мехмедом II, или же он видит в нем иное лицо, которому Мехмед поручил («положе» – С II) взять Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава X. L " eglise Apres Byzance 935 В долгой истории церкви Ферраро–Флорентийский собор стал не столько вехой, сколько прологом к падению Константинополя, которое произойдет 15 лет спустя. Атмосфера собора, пронизанная политическими интересами, не располагала к подлинному диалогу и богословской открытости. Флорентийская формула не стала плодом встречи двух традиций – такое объединение церквей, за которым стояли различные небогословские мотивы, было изначально обречено на неудачу. Во всяком случае, и после собора оставалось немало причин для разобщения. Непоколебимая оппозиция унии, возглавляемая влиятельным митрополитом Эфесским, была настолько целеустремленной и пользовалась такой популярностью, что официальное провозглашение унии в Константинополе затянулось до 12 декабря 1452 года, – а шесть месяцев спустя город пал под натиском османов. И хотя все связи и контакты между двумя церквами полностью прекратились только после 1453 года, турецкое завоевание империи лишь подвело финальную черту под церковным расколом. Героический конец византийского Константинополя во вторник 29 мая 1453 года тоже стал поворотной вехой. Безусловно, гибель столицы и самой империи окутана атмосферой неизбежности и безысходности: как политическая сила православная Византия, богозданная ойкумена с одиннадцативековой историей, прекратила свое существование. Тектонические изменения, вызванные турецким натиском, имели, бесспорно, вселенский характер. Действительно, день падения Константинополя нередко считается датой окончания Средневековья и начала Нового времени. При всей условности этого отсчета не нужно забывать, что для восточнохристианского мира 1453 год имел совершенно иное и более глубокое значение. «Для греков, непосредственно вовлеченных в эти события, турецкое завоевание положило начало второму длительному периоду Средневековья» 936 . В результате победы османов весь христианский Восток впервые оказался под властью исламской цивилизации; такие попытки начали предпринимать еще арабы в VII веке, однако реализовались они лишь в XV столетии. Правда, претензии ислама на мировое господство как в VII, так и в XV веках закончились неудачей. Но в отличие от арабов туркам удалось продвинуться вглубь христианской Европы. Их агрессивное мусульманское государство останется великой державой и в эпоху Нового времени. По крайней мере, с начала XVI века западноевропейские государства неизменно учитывали турецкую империю в расстановке политических сил; турки были угрозой и как ближайшие соседи, и как доблестные воины. К середине XVI века, благодаря протестантской Реформации, турки обосновались на Балканах и Ближнем Востоке еще прочнее, чем в предыдущем столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Неоднократно над гробом святой Евфросинии сами собой загорались свечи, как бы знаменуя тем тот небесный свет, сиянием которого наслаждается святая в царствии небесном за свои земные подвиги. В настоящее время мощи святой княгини Евфросинии почивают под спудом в основанном ею храме Вознесенской обители. (Истор. слов. о свв. Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева). Влахернской иконы Божией Матери Эта икона, сделанная из воскомастики, находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий, отправляясь в поход против персов, взял ее с собою и нанес поражение варварам. Из Влахернскаго храма икона была перенесена на Афон, а в 1653 г. была принесена Царю Алексею Михайловичу. В настоящее время она находится в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла. (Месяц. Вотс. А. Сергия. Т. 2. Дни богослуж. Дебольского. Слава Богоматери). 8-е число Св. великомуч. Прокопия. Явление иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Воспоминание знамения от иконы Богородицы честного и славного ее Благовещения во граде Устюге. (Св. Феодосии, матери св. Прокопия. 12 жен синклитик, усеченных мечем. Двух трибунов Антиоха и Никострата. Св. муч. Авды. Пр. Феофила мироточивого. Преподобномуч. Анастасия. Прокопия юродивого устьянского. Нижнеломовские Казанские иконы Богоматери. Карповские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Каташинском Николаевском монастыре. Каплуновские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Вознесенском Московском женском монастыре. Казанские иконы Богоматери в селе Павловском. Казанские иконы Богоматери в Иркутске. Казанские иконы Богоматери в Каргополе. Казанские иконы Богоматери в Тобольске. Казанские иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре). Св. великомученика Прокопия В Иерусалиме, который со времен императора Адриана носил название Элии Капитолины, жил благочестивый христианин, по имени Христофор, человек знатного рода, с женою-язычницей Феодосией. У них был сын Неаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чудеса св. и праведного Артемия (53 чуда), л. 1344 об. В 24-й день. Мучение св. Христины, л. 1370 – 1393. Нач. «В Тире пред четырми надесять календы Августа, при Урване воеводе и инех мнозех » Сказание страсти и похвала о убиении св. Христовых мучеников Бориса и Глеба, во св. крещении нареченных Романа и Давида, л. 1394–1419 об. Нач. «Род праведных благословится, рече Пророк, и семя их в благословении будет.» О убиении св. мученика Глеба, л. 1406. – Слово похвальное свв. муч. Бориса и Глеба, наречённых во св. крещении Романа и Давида, л. 1420–1423 об. Нач. «Се же пречудно и дивно и памяти достойно, како и колико лет лежаста телеса святых мученик.» В 25-й день и Генваря в 11-й день сказание о житии Преп. Евпраксии, л. 1424–1463 об. Нач. «Бысть некий муж в Константинеграде Синклитик, именем Антигон, сродник сый благочестивому Царю Феодосию.» – Житие и жизнь Преп. Макария Желтоводского и Унежеского (Унженского) чудотворца, л. 1464–1517 об. Нач. «Сей преблаженный отец наш Макарий родися в Нижнем Новеграде.» – Чудеса Преп. Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, л. 1489–1517 об. В 26-й день. Мучение св. священномученика Ермолая пресвитера и иже с ним Пантелеонта ученика его, Ермиппа же и Ермократа, л. 1518–1525 об. Нач. «Царствующу нечестивому и законопреступному царю Максимияну, многим же от него верным скрыяхуся.» – Слово о житии и повесть от Патерика Преп. и многострадального Моисея Угрина святой обители Печерской, иже в Киев, л. 1326–1536. Нач. «Поведано бысть о сем блаженном Моисеи, како вельми любим бяше Князем Борисом, сыном Владимировым.» В 27-й день. Мучение св. Пантелеймона и дружины его, л. 1538–1561 об. Нач. «Царствующу нечестивому и законопреступному Максимияну, многом же живот сей презрящих веры ради Божия.» В 28-й день и Ноября в 24-й день о проявлении чудеси от иконы Пресвят. Богородицы Смоленской – снятому новому мученику Меркурию, и убиение святого Меркурия, иже в граде Смоленске, от нахожения безбожного царя Батыя, л. 1562 – 1573 об. Нач. «Великое чудо хощет ныне повести предложитися, или паки числение держимо бысть.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Следующее послание, как констатирует Фотий, разъясняет деяния Антиохийского поместного Собора, созванного св. Ефремом по делу упомянутого Синклитика Тарсского и его синкелла Стефана, обвиняемых в склонности к евтихианству. Но так как Синклитик в ходе процесса над ним объявил, что он остается верен Православию, то Собор был распущен. Попутно св. Ефрем дает и разъяснение одного существенного момента христологии св. Кирилла Александрийского : этот отец Церкви часто использует понятие «природа» в качестве синонима понятию «ипостась», а поэтому его тезис о «единой воплощенной природе Бога Слова» следует понимать в смысле «единой воплощенной Ипостаси Слова» 717 . Еще одно послание также имеет христологический характер; оно адресовано Мегу, епископу Верии ( Βεροας), и подтверждает истинность того, что было изречено «на Четвертом святом Вселенском Соборе», то есть содержит как бы апологию этого Собора, однозначно воспринимаемого св. Ефремом именно как Вселенского. Особый акцент св. Ефрем делает на том положении ороса этого Собора, что «Еммануил должен познаваться в двух природах». Данное положение, согласно Антиохийскому святителю, находится в полном созвучии с формулой «единая воплощенная природа Слова»; только если эта формула является мощным оружием в борьбе с разделяющими естества Христа, то исповедание ипостасного единения в двух природах ( τò ν δο φσεσι τν καθ’ πστασιν μολογεν νωσιν) опровергает смешивающих эти естества ( τος συγχυτικος) и посрамляет их. Поэтому выражение «единение двух природ» является подтверждением положения о «единой воплощенной Ипостаси Слова». Наконец, последнее послание, входящее в первую книгу творений св. Ефрема, предназначалось некоему монаху Евною. Здесь Антиохийский предстоятель доказывает этому монаху единодушие святых отцов относительно понятий «тление» и «нетленность». Второй термин ( φθαρσα), как говорит св. Ефрем, часто предполагает в святоотеческом употреблении некое здоровье ( γεα), а не разрушение ( οκ ναρεσις) нашего естества, тогда как первый ( φθορ) обозначает болезнь ( νσος) этого естества. Из этого делается вывод, что Адам, до преступления заповеди обладавший нетленной плотью, тем не менее является полностью единосущным нам. По сообщению патриарха Фотия, в первую книгу творений Антиохийского святителя помимо посланий входили и семь «Похвальных слов» (проповедей – πανηγυρικοì). Свт. Фотий не приводит их содержания, а просто указывает, что они были произнесены на различные праздники. Упоминает он еще и восьмое «Слово», сказанное к новокрещеным ( ες τος νεοφωτστους) перед Пасхой; относительно его содержания также ничего не сообщается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010